Глубинная композиция что это такое

Глубинно-пространственная композиция

Характеризуется преимущественным развитием в глубину и восприятием изнутри. Последний признак предопределяет ее важное художественное значение в дизайнерском творчестве. Выражается оно в широком включении разных пластических форм в глубинное пространство. Его протяженность определя­ется отношением глубины пространства к ширине. При отно­шении менее чем 1:1 пространство характеризуется как отно­сительно неглубокое (поперечное), при отношении более чем 1:1 — как глубокое (продольное). При отношении, равном 1:1, — средней глубины.

Важный композиционный признак или художественное свойство глубинного пространства — открытость. Степень открытости выражается отношением глубины пространства к высоте ограничивающих его плоскостей. Если отношение больше, чем 2:1, то пространство считается открытым, если меньше — замкнутым. Вполне оправдано уточнение этих данных в связи с обращением к масштабной характеристике пространства и его подразделением на неограниченное (открытое) и ограниченное (замкнутое).

Большая протяженность и полная открытость присуща внешнему пространству. Ограниченное по протяженности и S открытости, в том числе и по вертикали, пространство выступает как внутреннее. При доминировании высоты над к шириной и глубиной пространственная композиция носит я- вертикальный характер. При относительно небольшой g высоте она приобретает черты горизонтального пространства. При равных значениях основных координатных параметров ограничивающих плоскостей кубического пространства, частичное повышение или понижение высоты ведет к обогащению пространственной композиции.

В построении глубинно-пространственной, как и объемно- пространственной композиции, большую роль играет плани­ровка. Это построение основывается на разном расположении элементов в горизонтальной плоскости. Глубинно-пространственная композиция отличается развернутостью. Можно выделить три основных ее вида: осевая, лучевая и центриче­ская. Виды планировок могут быть совмещены, образуя слож­ную планировочную систему расположения пространствен­ных элементов.

Глубинная композиция что это такое. image117. Глубинная композиция что это такое фото. Глубинная композиция что это такое-image117. картинка Глубинная композиция что это такое. картинка image117. Характеризуется преимущественным развитием в глубину и восприятием изнутри. Последний признак предопределяет ее важное художественное значение в дизайнерском творчестве. Выражается оно в широком включении разных пластических форм в глубинное пространство. Его протяженность определя­ется отношением глубины пространства к ширине. При отно­шении менее чем 1:1 пространство характеризуется как отно­сительно неглубокое (поперечное), при отношении более чем 1:1 — как глубокое (продольное). При отношении, равном 1:1, — средней глубины.

Рисунок 36 – Задание на построение пластической композиции в неглубоком пространстве с использованием разных графических средств. Задача: зрительное углубление

Глубинная композиция что это такое. image119. Глубинная композиция что это такое фото. Глубинная композиция что это такое-image119. картинка Глубинная композиция что это такое. картинка image119. Характеризуется преимущественным развитием в глубину и восприятием изнутри. Последний признак предопределяет ее важное художественное значение в дизайнерском творчестве. Выражается оно в широком включении разных пластических форм в глубинное пространство. Его протяженность определя­ется отношением глубины пространства к ширине. При отно­шении менее чем 1:1 пространство характеризуется как отно­сительно неглубокое (поперечное), при отношении более чем 1:1 — как глубокое (продольное). При отношении, равном 1:1, — средней глубины.

Важной стороной планировочной организации глубинного пространства является формирование его композиционного центра. Этот центр выявляется своим главенствующим поло­жением относительно второстепенных элементов простран­ственной композиции. Такое положение может выражаться в трех основных видах:

• центр выделяется как вертикальная ось, вокруг которой располагаются второстепенные элементы,

• центр замыкает горизонтальную ось, по сторонам которой располагаются второстепенные элементы,

• формирование центра происходит на основе асимме­тричного расположения вокруг него подчиненных элементов.

проникая друг в друга. Часто планировка основывается на совмещении разных видов.

Основные виды планировочной организации глубинного пространства в композиционной взаимосвязи условных пла­стических элементов представлены графически в таблица 14. Если учесть возможность изменения геометрии планировоч­ных форм, то можно говорить о крайнем разнообразии и множественности вариантов планировочных построений глубинно-пространственных композиций. Главная компози­ционная задача здесь заключается в том, чтобы эти постро­ения приобрели свой четкий, ярко выраженный пластиче­ский характер.

Таблица 14 –Основные виды глубинно-пространственной композиции (схема планировок)

СИММЕТРИЧНО-ОСЕВАЯ Глубинная композиция что это такое. image121. Глубинная композиция что это такое фото. Глубинная композиция что это такое-image121. картинка Глубинная композиция что это такое. картинка image121. Характеризуется преимущественным развитием в глубину и восприятием изнутри. Последний признак предопределяет ее важное художественное значение в дизайнерском творчестве. Выражается оно в широком включении разных пластических форм в глубинное пространство. Его протяженность определя­ется отношением глубины пространства к ширине. При отно­шении менее чем 1:1 пространство характеризуется как отно­сительно неглубокое (поперечное), при отношении более чем 1:1 — как глубокое (продольное). При отношении, равном 1:1, — средней глубины.ЛУЧЕВАЯ С ЦЕНТРОМ Глубинная композиция что это такое. image122. Глубинная композиция что это такое фото. Глубинная композиция что это такое-image122. картинка Глубинная композиция что это такое. картинка image122. Характеризуется преимущественным развитием в глубину и восприятием изнутри. Последний признак предопределяет ее важное художественное значение в дизайнерском творчестве. Выражается оно в широком включении разных пластических форм в глубинное пространство. Его протяженность определя­ется отношением глубины пространства к ширине. При отно­шении менее чем 1:1 пространство характеризуется как отно­сительно неглубокое (поперечное), при отношении более чем 1:1 — как глубокое (продольное). При отношении, равном 1:1, — средней глубины.
АССИМЕТРИЧНО-ОСЕВАЯ Глубинная композиция что это такое. image124. Глубинная композиция что это такое фото. Глубинная композиция что это такое-image124. картинка Глубинная композиция что это такое. картинка image124. Характеризуется преимущественным развитием в глубину и восприятием изнутри. Последний признак предопределяет ее важное художественное значение в дизайнерском творчестве. Выражается оно в широком включении разных пластических форм в глубинное пространство. Его протяженность определя­ется отношением глубины пространства к ширине. При отно­шении менее чем 1:1 пространство характеризуется как отно­сительно неглубокое (поперечное), при отношении более чем 1:1 — как глубокое (продольное). При отношении, равном 1:1, — средней глубины.УГЛОВАЯ С ЦЕНТРОМ Глубинная композиция что это такое. image126. Глубинная композиция что это такое фото. Глубинная композиция что это такое-image126. картинка Глубинная композиция что это такое. картинка image126. Характеризуется преимущественным развитием в глубину и восприятием изнутри. Последний признак предопределяет ее важное художественное значение в дизайнерском творчестве. Выражается оно в широком включении разных пластических форм в глубинное пространство. Его протяженность определя­ется отношением глубины пространства к ширине. При отно­шении менее чем 1:1 пространство характеризуется как отно­сительно неглубокое (поперечное), при отношении более чем 1:1 — как глубокое (продольное). При отношении, равном 1:1, — средней глубины.
ПЕРЕКРЕСТНО-ОСЕВАЯ С ЦЕНТРОМ Глубинная композиция что это такое. image128. Глубинная композиция что это такое фото. Глубинная композиция что это такое-image128. картинка Глубинная композиция что это такое. картинка image128. Характеризуется преимущественным развитием в глубину и восприятием изнутри. Последний признак предопределяет ее важное художественное значение в дизайнерском творчестве. Выражается оно в широком включении разных пластических форм в глубинное пространство. Его протяженность определя­ется отношением глубины пространства к ширине. При отно­шении менее чем 1:1 пространство характеризуется как отно­сительно неглубокое (поперечное), при отношении более чем 1:1 — как глубокое (продольное). При отношении, равном 1:1, — средней глубины.ПАРАМЕТРАЛЬНАЯ Глубинная композиция что это такое. image129. Глубинная композиция что это такое фото. Глубинная композиция что это такое-image129. картинка Глубинная композиция что это такое. картинка image129. Характеризуется преимущественным развитием в глубину и восприятием изнутри. Последний признак предопределяет ее важное художественное значение в дизайнерском творчестве. Выражается оно в широком включении разных пластических форм в глубинное пространство. Его протяженность определя­ется отношением глубины пространства к ширине. При отно­шении менее чем 1:1 пространство характеризуется как отно­сительно неглубокое (поперечное), при отношении более чем 1:1 — как глубокое (продольное). При отношении, равном 1:1, — средней глубины.
ЦЕНТРИЧНАЯ Глубинная композиция что это такое. image131. Глубинная композиция что это такое фото. Глубинная композиция что это такое-image131. картинка Глубинная композиция что это такое. картинка image131. Характеризуется преимущественным развитием в глубину и восприятием изнутри. Последний признак предопределяет ее важное художественное значение в дизайнерском творчестве. Выражается оно в широком включении разных пластических форм в глубинное пространство. Его протяженность определя­ется отношением глубины пространства к ширине. При отно­шении менее чем 1:1 пространство характеризуется как отно­сительно неглубокое (поперечное), при отношении более чем 1:1 — как глубокое (продольное). При отношении, равном 1:1, — средней глубины.СВОБОДНАЯ ПЛАНИРОВКА С ЦЕНТРОМ Глубинная композиция что это такое. image132. Глубинная композиция что это такое фото. Глубинная композиция что это такое-image132. картинка Глубинная композиция что это такое. картинка image132. Характеризуется преимущественным развитием в глубину и восприятием изнутри. Последний признак предопределяет ее важное художественное значение в дизайнерском творчестве. Выражается оно в широком включении разных пластических форм в глубинное пространство. Его протяженность определя­ется отношением глубины пространства к ширине. При отно­шении менее чем 1:1 пространство характеризуется как отно­сительно неглубокое (поперечное), при отношении более чем 1:1 — как глубокое (продольное). При отношении, равном 1:1, — средней глубины.

Для выявления глубины пространства часто недостаточно подчеркивания начальной и конечной его границ. Требуются промежуточные членения пространственно ограничивающих плоскостей в виде вертикальных выступов — «пилястр» или «кулис» с интервалами между ними, причем в таком количе­стве и размере, при которых обеспечивается их четкий отсчет в пространстве. Преувеличение или преуменьшение количества и размеров этих членений ведет к нарушению композиции, целостности глубинного пространства или, наоборот, к про­явлению его монотонности. Наиболее успешно проблема решается при выявлении передних, средних и задних планов композиции.

Глубина, выраженная перспективой, может быть зрительно изменена за счет искусственного понижения и повышения, а также наклона и поворота плоскостей в сторону линии гори­зонта или перспективной точки схода. В той же степени она зрительно увеличивается или уменьшается с помощью искус­ственного сокращения или расширения интервалов между уходящими в перспективу элементами.

С учетом решения тех или иных художественных задач внутреннее пространство, подобно внешнему объему, может быть подвергнуто необходимой графическо-пластической моделировке. Проводится эта моделировка за счет использования разных композиционных средств — членения и фактурно-рельефной обработки плоскостей, использования на них тона, надписей и знаков. Изменения могут касаться разных координатных параметров пространства — его «верха» и «низа», боковых плоскостей. Основные приемы такой трансформации средствами тона представлены в таблице 15.

Основные композиционно-художественные средства построения глубинно-пространственной композиции пред­ставлены в табл. 12. Их использование подчинено решению часто противоположных по значению задач, например пони­жения и повышения пространства, его расширения и суже­ния и др. Сложные задачи, естественно, требуют совмеще­ния средств, построения более сложной пространственной композиции.

В дополнение рассмотрим такие специфические пласти­ческие средства построения композиции, как материал и свет.

Таблица 15 – Основные приемы зрительной трансформации внутреннего пространства за счет тона

Глубинная композиция что это такое. image134. Глубинная композиция что это такое фото. Глубинная композиция что это такое-image134. картинка Глубинная композиция что это такое. картинка image134. Характеризуется преимущественным развитием в глубину и восприятием изнутри. Последний признак предопределяет ее важное художественное значение в дизайнерском творчестве. Выражается оно в широком включении разных пластических форм в глубинное пространство. Его протяженность определя­ется отношением глубины пространства к ширине. При отно­шении менее чем 1:1 пространство характеризуется как отно­сительно неглубокое (поперечное), при отношении более чем 1:1 — как глубокое (продольное). При отношении, равном 1:1, — средней глубины.ПОВЫШЕНИЕ Глубинная композиция что это такое. image136. Глубинная композиция что это такое фото. Глубинная композиция что это такое-image136. картинка Глубинная композиция что это такое. картинка image136. Характеризуется преимущественным развитием в глубину и восприятием изнутри. Последний признак предопределяет ее важное художественное значение в дизайнерском творчестве. Выражается оно в широком включении разных пластических форм в глубинное пространство. Его протяженность определя­ется отношением глубины пространства к ширине. При отно­шении менее чем 1:1 пространство характеризуется как отно­сительно неглубокое (поперечное), при отношении более чем 1:1 — как глубокое (продольное). При отношении, равном 1:1, — средней глубины.ПОНИЖЕНИЕ
Глубинная композиция что это такое. image138. Глубинная композиция что это такое фото. Глубинная композиция что это такое-image138. картинка Глубинная композиция что это такое. картинка image138. Характеризуется преимущественным развитием в глубину и восприятием изнутри. Последний признак предопределяет ее важное художественное значение в дизайнерском творчестве. Выражается оно в широком включении разных пластических форм в глубинное пространство. Его протяженность определя­ется отношением глубины пространства к ширине. При отно­шении менее чем 1:1 пространство характеризуется как отно­сительно неглубокое (поперечное), при отношении более чем 1:1 — как глубокое (продольное). При отношении, равном 1:1, — средней глубины.РАСШИРЕНИЕ Глубинная композиция что это такое. image139. Глубинная композиция что это такое фото. Глубинная композиция что это такое-image139. картинка Глубинная композиция что это такое. картинка image139. Характеризуется преимущественным развитием в глубину и восприятием изнутри. Последний признак предопределяет ее важное художественное значение в дизайнерском творчестве. Выражается оно в широком включении разных пластических форм в глубинное пространство. Его протяженность определя­ется отношением глубины пространства к ширине. При отно­шении менее чем 1:1 пространство характеризуется как отно­сительно неглубокое (поперечное), при отношении более чем 1:1 — как глубокое (продольное). При отношении, равном 1:1, — средней глубины.СУЖЕНИЕ
Глубинная композиция что это такое. image141. Глубинная композиция что это такое фото. Глубинная композиция что это такое-image141. картинка Глубинная композиция что это такое. картинка image141. Характеризуется преимущественным развитием в глубину и восприятием изнутри. Последний признак предопределяет ее важное художественное значение в дизайнерском творчестве. Выражается оно в широком включении разных пластических форм в глубинное пространство. Его протяженность определя­ется отношением глубины пространства к ширине. При отно­шении менее чем 1:1 пространство характеризуется как отно­сительно неглубокое (поперечное), при отношении более чем 1:1 — как глубокое (продольное). При отношении, равном 1:1, — средней глубины.УДАЛЕНИЕ Глубинная композиция что это такое. image142. Глубинная композиция что это такое фото. Глубинная композиция что это такое-image142. картинка Глубинная композиция что это такое. картинка image142. Характеризуется преимущественным развитием в глубину и восприятием изнутри. Последний признак предопределяет ее важное художественное значение в дизайнерском творчестве. Выражается оно в широком включении разных пластических форм в глубинное пространство. Его протяженность определя­ется отношением глубины пространства к ширине. При отно­шении менее чем 1:1 пространство характеризуется как отно­сительно неглубокое (поперечное), при отношении более чем 1:1 — как глубокое (продольное). При отношении, равном 1:1, — средней глубины.ПРИБЛИЖЕНИЕ
Глубинная композиция что это такое. image144. Глубинная композиция что это такое фото. Глубинная композиция что это такое-image144. картинка Глубинная композиция что это такое. картинка image144. Характеризуется преимущественным развитием в глубину и восприятием изнутри. Последний признак предопределяет ее важное художественное значение в дизайнерском творчестве. Выражается оно в широком включении разных пластических форм в глубинное пространство. Его протяженность определя­ется отношением глубины пространства к ширине. При отно­шении менее чем 1:1 пространство характеризуется как отно­сительно неглубокое (поперечное), при отношении более чем 1:1 — как глубокое (продольное). При отношении, равном 1:1, — средней глубины.СОКРАЩЕНИЕ Глубинная композиция что это такое. image145. Глубинная композиция что это такое фото. Глубинная композиция что это такое-image145. картинка Глубинная композиция что это такое. картинка image145. Характеризуется преимущественным развитием в глубину и восприятием изнутри. Последний признак предопределяет ее важное художественное значение в дизайнерском творчестве. Выражается оно в широком включении разных пластических форм в глубинное пространство. Его протяженность определя­ется отношением глубины пространства к ширине. При отно­шении менее чем 1:1 пространство характеризуется как отно­сительно неглубокое (поперечное), при отношении более чем 1:1 — как глубокое (продольное). При отношении, равном 1:1, — средней глубины.УГЛУБЛЕНИЕ

Глубинная композиция что это такое. image147. Глубинная композиция что это такое фото. Глубинная композиция что это такое-image147. картинка Глубинная композиция что это такое. картинка image147. Характеризуется преимущественным развитием в глубину и восприятием изнутри. Последний признак предопределяет ее важное художественное значение в дизайнерском творчестве. Выражается оно в широком включении разных пластических форм в глубинное пространство. Его протяженность определя­ется отношением глубины пространства к ширине. При отно­шении менее чем 1:1 пространство характеризуется как отно­сительно неглубокое (поперечное), при отношении более чем 1:1 — как глубокое (продольное). При отношении, равном 1:1, — средней глубины.

Рисунок 38 – Задание на построение глубинно-пространственной композиции с включением графики. Симметрично-осевая композиция

Глубинная композиция что это такое. image149. Глубинная композиция что это такое фото. Глубинная композиция что это такое-image149. картинка Глубинная композиция что это такое. картинка image149. Характеризуется преимущественным развитием в глубину и восприятием изнутри. Последний признак предопределяет ее важное художественное значение в дизайнерском творчестве. Выражается оно в широком включении разных пластических форм в глубинное пространство. Его протяженность определя­ется отношением глубины пространства к ширине. При отно­шении менее чем 1:1 пространство характеризуется как отно­сительно неглубокое (поперечное), при отношении более чем 1:1 — как глубокое (продольное). При отношении, равном 1:1, — средней глубины.

Рисунок 39 – Задание на построение глубинно-пространственной композиции

Таблица 16 – Основные композиционные средства формирования пространства

Источник

Глубинно- пространственная композиция

Список использованных источников

Композиция (от латинского compositio) – означает составление, соединение и взаимное расположение различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. (Композиция романа, симфонии, картины, орнамента).

В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Особенности композиции декоративно-прикладного искусства во многом обусловлены техническими и художественными возможностями материала.

Цель композиции заключается в создании функционально и технологически совершенных форм, в придании им красоты и гармонии.

1.1 Фронтальная композиция

Условия, от которых зависит сохранение фронтальности композиции:

1) Определенное соотношение между вертикальными и горизонтальными размерами;

2) Силуэт плоскости;

3) Характер элементов по глубине;

4) Фактурность поверхности, цвет.

Такая композиция характеризуется тем, что она имеет абсолютно плоскую форму, на которой глубина показывается иллюзорно.

Такая композиция не имеет ни пространства, ни глубины.

1.2 Объемная композиция

Объемная композиция своим названием говорит о форме, имеющей три измерения, три основные пространственные координаты, и обозреваемой со всех сторон. При этом имеется в виду, что ни одно из трех измерений не предполагается минимальным, превращающим объем в плоскость.

В такой композиции возможно доминирование высоты над другими измерениями и измерения ширины и глубины над высотой.

Эта композиционная форма входит в трехмерные виды искусств – скульптуру, керамику, архитектуру. Ее отличие состоит в том, что восприятие произведения происходит последовательно из нескольких точек наблюдения, во многих ракурсах. Объемная композиция включает в себя новое качество – протяжность во времени; она рассматривается с разных сторон, не может быть охвачена взглядом полностью. Исключение составляет рельеф, являясь промежуточной формой, в которой объемная светотень играет роль линии и пятна.

1.3 Глубинно- пространственная композиция

Особое значение для организации глубинно-пространственной композиции имеет работа в макете. Осуществляя рабочее макетирование, можно активнее почувствовать пространственные связи композиции, наработать вариантность подходов в решении, разнообразить объемно-пластические предложения.

Нередко путают пространственную композицию как форму с картиной, передающей иллюзию пространства. В картине нет реального пространства, по форме это плоскостная композиция, в которой расположение цветовых пятен последовательно как бы удаляет предметы от зрителя в глубину картины, но само построение изображения идет по всей плоскости.

В композиции важно всё – масса предметов их зрительный «вес», размещение их на плоскости, выразительность силуэтов, ритмические чередования линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое, распределение светотени, цвет и колорит картины, позы и жесты героев, формат и размер произведения и многое другое.

Композиция же – не только мысль, идея произведения, это и определенно созвучная душе художника и требованиям времени пластическая форма выражения.

Композиция применяется во всех изделиях декоративно – прикладного творчества и имеет самое главное значение в создании произведения.

Используя все эти правила мы создаем оригинальные, неповторимые, единственные в своëм роде произведения.

Но если нарушить хоть одно правило композиции, произведение теряет вид, не смотрится, становится не интересным.

А если соблюдать все правила композиции получаются правильно оформленные, красивые, интересные произведения.

Список использованных источников

Источник

Объемно-пространственная композиция

1. Понятие композиции

2. Категории композиции

3. Объемно-пространственная структура (ОПС)

4. Фронтальная композиция

5. Объемная композиция

6. Глубинно-пространственная композиция

Круг, квадрат, треугольник, шар, цилиндр, конус и другие простые формы человек повседневно наблюдал в природе: круглая луна, шарообразное яблоко, конусообразные полевые цветы и т. п. Все эти формы используются при изготовлении различных предметов. Так возникает проблема сочетания простых форм – проблема композиции.

У разных людей существует различное представление о пространстве, разное к нему отношение. По традиции дизайнер и архитектор заботятся главным образом лишь о визуальной организации того, что видно в сооружении, но при этом не всегда учитывают, что каждый потребитель имеет собственное, воспитанное с детства, отношение к пространству, и их восприятие композиции различно. Момент учета «человеческого фактора» здесь очень важен, так как данное конкретное пространство всегда предназначено для конкретных людей, конкретного региона, для конкретного времени, что и отражается на формообразовании как единичного объекта, так и их комплексов.

1. Понятие композиции

Слово «композиция» в переводе с латинского означает сочинение, составление, соединение, связь, построение, структура. Различают три основных вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно- пространственную. Такое разделение в какой-то мере условно, так как на практике мы имеем дело с сочетанием различных видов композиции. Например, фронтальная и объемная композиции входят в состав пространственной, объемная композиция часто складывается из замкнутых фронтальных поверхностей и в то же время является неотделимой частью пространственной среды.

Одним из основных понятий художественного конструирования изделий является композиция — построение целостного произведения, элементы которого находятся во взаимосвязи и гармоническом единстве.

При помощи композиции можно добиться наибольшей выразительности содержания своего произведения.

Не существует каких бы то ни было готовых рецептов и обязательных правил в использовании закономерностей и средств композиции. Однако познание различных примеров, лежащих в основе общепринятых понятий, позволяет в каждом конкретном случае достичь художественной выразительности проектируемого изделия.

Изучение законов композиции само по себе, бесспорно, не может заменить живого творчества, творческой интуиции. Вместе с тем знание этих законов дает ту профессиональную подготовку, без которой невозможна плодотворная работа.

Умение рисовать даже самые сложные промышленные изделия ни в коей мере не равнозначно знанию художественно-конструкторской грамоты. Нужно знать закономерности, согласно которым строится композиция любого изделия.

2. Категории композиции

Композиция в дизайне — это создание образа промышленного изделия путем расположения основных его элементов в определенной системе и последовательности, целенаправленное распределение и сочетание масс, форм, линий, цвета и света. Композиционно форму нужно организовать так, чтобы она производила впечатление единого целого. Под целостностью понимается образное единство, при котором все элементы находятся в тесной смысловой, объемно-пространственной и фактурно-цветовой взаимосвязи. Чтобы создать цельный образ предмета, дизайнер при построении композиции должен:

– выделить главное в композиции и сконцентрировать на нем внимание;

– подчинить главному детали, сделать их аккомпанирующими, облегчающими восприятие главного;

– так построить композицию, чтобы предопределить последовательность восприятия, помочь выделить особенности работы конструкции.

Форма должна отвечать назначению изделия, конструктивной схеме, определяющей его структуру, соответствовать материалу, из которого выполнено изделие. Удобство пользования и красота формы — важнейшие критерии композиции промышленного изделия.

Основными категориями композиции выступают теконика и объемно-пространственная структура (ОПС). Форма любого объекта техники так или иначе отражает особенности его конструкции, распределение усилий, работу материала. Именно здесь мы сталкиваемся с явлениями тектоники. В то же время каждое промышленное изделие можно рассматривать и с точки зрения его объемно-пространственной организации.

В реальном предмете тектоника и объемно-пространственная структура взаимообусловлены: пространственная организация формы отражает ее тектонические характеристики, а тектоника в значительной степени определяет объемно-пространственную структуру изделия. К отклонениям от этого правила относятся все те случаи, когда ОПС явно противоречит объективному для данного изделия тектоническому характеру или когда ложно выражена работа сил, организация материала (кажется, что элемент предельно напряжен, а в действительности он не работает).

3.Объемно-пространственная структура (ОПС)

Важной категорией композиции является объёмно-пространственная структура изделия. Любая форма, так или иначе, взаимодействует с пространством, то просто и ясно, то сложно и неопределенно. Значит, как бы ни была построена форма, двумя основными компонентами ее структуры служат объем и пространство. Конечно, само понятие «объемно-пространственная структура» только условно применимо ко всякой форме. Гладко обкатанный морем камень – это форма, но пространственно, строго говоря, не структура; пчелиные соты – наиболее характерный пример закономерно построенной объемно-пространственной структуры, а в прозрачной сетке, сотканной пауком, материала уже так мало, что об объемно-пространственной структуре опять-таки можно говорить лишь условно. По признаку объемно-пространственного строения промышленные изделия можно условно подразделить на три большие группы:

– относительно просто организованные моноблочные структуры со скрытым механизмом, размещенным в корпусе;

– открытые технические структуры действующих механизмов или несущих конструкций;

– объемно-пространственные структуры, сочетающие в себе элементы первой и второй групп.

Закономерности строения формы и объемно-пространственная структура. Анализ показывает, что легкость восприятия любого конструируемого объекта во многом зависит именно от того, насколько закономерно развивается его композиция. Если, обращаясь к форме изделия, мы можем как бы довообразить, условно достроить все то, чего не видим, то это один из важных признаков хорошо организованной ОПС. Ведь гармоничная форма, сколь бы сложной она ни была, является не случайным сочетанием объемов, но, как правило, развивается по определенному принципу.

Важнейшей из закономерностей хорошо организованной объемно-пространственной структуры является органичность связей между отдельными ее элементами.

4. Фронтальная композиция

Простейшей разновидностью фронтальной композиции является плоскостная композиция.

Характерным признаком плоскостной композиции является распределение в одной плоскости элементов формы в двух направлениях по отношению к зрителю: вертикальном и горизонтальном, например, стенды наглядной агитации, ткани, ковры, фасады зданий и т. д.

Фронтальная композиция отличается небольшой глубиной и преимущественно фронтальным расположением элементов. Воспринимается спереди. Таким образом, она приближается по своему пластическому характеру к плоскостной композиции. Но в отличие от нее составляется не просто из фактурных или рельефных плоскостей, а из глубинных или разделенных в плане элементов. Эти элементы отделяются от задней фронтальной плоскости, выдвигаются вперед, располагаясь на расстоянии друг от друга. Они рассматриваются уже не как рельефные, а как пространственные формы. В архитектурной композиции этим формам придается значение объемов, обр

ащенных своей главной фронтальной плоскостью к зрителю. При построении фронтально-пространственной композиции следует учитывать ряд важных условий.

5. Объемная композиция

Представляет собой форму, имеющую относительно замкнутую поверхность и воспринимаемую со всех сторон. Объемная композиция всегда взаимодействует с окружающей средой. Среда может увеличивать или уменьшать выразительность одной и той же композиции.

Характеризуется развитием пространственных элементов в трех координатных направлениях при соблюдении их компактности.

В архитектурных композициях развитие в глубину часто превалирует.

Объемно-пространственная композиция воспринимается, как правило, с разных сторон, хотя часты случаи ее преимущественного восприятия с одной или двух сторон, например в условиях однонаправленного движения. Зритель находится, как правило, снаружи объемно- пространственной формы.

В объемно-пространственной композиции имеет место более сложное, чем в объемной композиции, планировочное решение. Оно основывается на разном пространственном расположении элементов.

Выбор вида часто обуславливается конкретной архитектурно- планировочной ситуацией, в которую включается объемно-пространственная композиция.

– выявляется общий вид геометрических пространственных форм (кубических, цилиндрических, пирамидальных и пр.);

– расположением подчеркивается статичный или динамичный характер композиции;

– остро сочетаются в пространстве разные пластические формы (объемные, плоскостные и линейные).

При успешном решении этих и подобных им задач достигается предельная выразительность построения объемно-пространственной композиции. Большое значение в этом построении имеет широкое использование разных графическо-пластических средств, в частности цвета, фактуры и рельефа. В связи с таким использованием, однако, возникает трудность упорядочения в объемно-пространственной композиции значительного количества разных по свойствам элементов. Ее преодолению способствуют четкая планировочная организация пространства, а также единый характер включаемых в него пластических элементов.

6. Глубинно-пространственная композиция

Частичное повышение или понижение высоты ведет к обогащению пространственной композиции.

В построении глубинно-пространственной, как и объемно-пространственной композиции, большую роль играет планировка. Это построение основывается на разном расположении элементов в горизонтальной плоскости. Глубинно-пространственная композиция отличается развернутостью. Можно выделить три основных ее вида: осевая, лучевая и центрическая. Виды планировок могут быть совмещены, образуя сложную планировочную систему расположения пространственных элементов.

Важной стороной планировочной организации глубинного пространства является формирование его композиционного центра. Этот центр выявляется своим главенствующим положением относительно второстепенных элементов пространственной композиции. Такое положение может выражаться в трех основных видах:

– центр выделяется как вертикальная ось, вокруг которой располагаются второстепенные элементы;

– центр замыкает горизонтальную ось, по сторонам которой располагаются второстепенные элементы;

– формирование центра происходит на основе асимметричного расположения вокруг него подчиненных элементов.

Если учесть возможность изменения геометрии планировочных форм, то можно говорить о крайнем разнообразии и множественности вариантов планировочных построений глубинно-пространственных композиций.

Главная композиционная задача здесь заключается в том, чтобы эти построения приобрели свой четкий, ярко выраженный пластический характер.

Глубина, выраженная перспективой, может быть зрительно изменена за счет искусственного понижения и повышения, а также наклона и поворота плоскостей в сторону линии горизонта или перспективной точки схода. В той же степени она зрительно увеличивается или уменьшается с помощью искусственного сокращения или расширения интервалов между уходящими в перспективу элементами.

Сложные задачи, естественно, требуют совмещения средств, построения более сложной пространственной композиции.

Не существует каких бы то ни было готовых рецептов и обязательных правил в использовании закономерностей и средств композиции.

Изучение законов композиции само по себе, бесспорно, не может заменить живого творчества, творческой интуиции. Вместе с тем знание этих законов дает ту профессиональную подготовку, без которой невозможна профессиональная работа.

Умение рисовать даже самые сложные промышленные изделия ни в коем случае не равнозначно знанию художественно конструкторской грамоты. Необходимо знать закономерности, согласно которым строится композиция любого изделия.

дизайнерский тектоника композиция пространственный

Средства композиционного формообразования – приемы и методы, соотносимые с задачей привнесения человеческой меры в объекты, достижения гармонии структурных связей между человеком и вещью, оборудованием, сооружениями и предметно-пространственной средой в целом.

Главное в композиции — решение задач, связанных с соподчинением как соразмерностью и согласованностью пространства, массы и светового потока отдельных элементов композиционной структуры. С помощью этих основных категорий теории композиции организованные пространства, массы конструкций и материала и их световые характеристики объединяются в единое целое. Используя средства композиции создаем не только функционирующий архитектурный или дизайнерский объект, но и его художественный образ.

За каждой из этих категорий стоят конкретные средства композиции. За соподчиненностью — выявление характера объемно-пространственной структуры и тектонических отношений; за соразмерностью — нахождение необходимых пропорций, метроритмических, масштабных и других характеристик реальных архитектурных и дизайнерских структур, способствующих (так же как и в случае с соподчиненностью) оптимальной организации форм, в том числе с точки зрения их гармонизации, за согласованностью — уточнение пластических характеристик этих форм с учетом свето-цветовой среды и условий восприятия объекта или комплекса.

При всей важности правильного использования средств композиции, связанных с категориями соразмерности и согласованности, особое внимание должно быть обращено на такие ее средства, как объёмно-пространственная структура и тектоника, поскольку именно они, прежде всего, связаны с особенностями архитектурного и дизайнерского творчества.

1. Устин Виталий. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве. М.: Астрель, 2007г.

2. Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства. М.: Архитектура-С, 2009 г.

3. Рожнова О.И. История журнального дизайна. М.: Университетская книга, 2009 г.

4. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Книга 1. М.: Архитектура-С, 2006 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *