Глобус и карта полушарий в чем их сходство и различие
Разница между глобусом и картой
Глобус и карта – это главные символы географической науки, напоминающие нам о заманчивых путешествиях в дальние страны. Несмотря на то, что оба указанных объекта изображают земную поверхность, между ними существует целый ряд принципиальных отличий.
Определение
Глобус – это объемная модель Земли.
Карта – это обобщенное изображение земной поверхности, выполненное на плоскости, в масштабе, при помощи условных знаков.
Сравнение
Глобус – это самая точная модель Земли. Он появился в 1942 году благодаря немцу Мартину Бехайму, работавшему в Географическом институте. На первой модели отсутствовала половина материков и островов, существующих на Земле, но именно она стала предтечей эпохи Великих географических открытий. На современном глобусе изображены все находящиеся на планете материки и океаны. Традиционно глобусы выпускают двух видов – общегеографические и политические.
Глобус
Карта появилась в III столетии до нашей эры. Некто Эратосфен, позже названный «отцом географии», изобразил известные на то время части Европы, Азии и Африки, а также начертал на своей карте зачатки градусной сетки.
Именно гладкая поверхность глобуса подчеркивает: относительные высоты на Земле намного уступают ее горизонтальным расстояниям. Особенностью данного предмета является то, что градусная сетка, форма меридианов-параллелей, конфигурация географических объектов, их линейные и территориальные размеры соответствуют действительным, то есть изображены без искажений. Естественно, учитывается и масштаб.
Из-за того что глобус соответствует принципам равновеликости, равнопромежуточности и равноугольности, он является незаменимым прибором в космонавтике, морской и воздушной навигации.
Поскольку карта презентует земную поверхность, изображенную на плоскости, все предметы, их конфигурация, площади и расстояния на ней поддаются искажению. Поэтому, в зависимости от предназначения карты, выбирается проекция – цилиндрическая, коническая или азимутальная, которая максимально уменьшает искажения.
Все объекты на карте изображаются с помощью условных знаков: значковых, линейных, линий движения, изолиний, способом ареалов и послойного раскрашивания, что облегчает картографирование и улучшает степень восприятия информации ее потребителем.
Карты делятся по уровню уменьшения земной поверхности – крупно-, средне- и мелкомасштабные, по предназначению, по содержанию и по площади освещаемой территории.
Карты более удобны в использовании, чем глобусы.
Урок окружающего мира «Глобус и карта. Их сходство и отличие»
Урок окружающего мира (А.А. Вахрушев – 2 класс)
Тема урока: «Глобус и карта. Их сходство и отличие».
/Брагина Я.М., МАОУ «Гимназия № 34» г. Ульяновска/
1-я линия развития – знакомство с целостной картиной мира.
Познакомить учащихся с особенностями глобуса и карты полушарий и их сходствами и отличиями.
Максимум: к концу второго класса учащиеся должны различать глобус и карту, понимать условные обозначения на них, владеть элементарными приёмами чтения карты. Понятие: Западное и Восточное полушария.
Минимакс: находить экватор на карте и глобусе и знать, что это такое. Понятие «экватор».
Оборудование: глобус и карта полушарий – демонстрационные и индивидуальные (в паре), развёртка глобуса, разрезанная и аккуратно снятая кожура апельсина у каждого ученика.
— развивать монологическую речь уч-ся, умение строить высказывание, отвечать на поставленный вопрос;
— развивать творческое воображение, мышление, память;
— развивать познавательные способности уч-ся;
— развивать умение адекватно оценивать свою деятельность на уроке;
— создать условия для развития у учеников ключевых компетенций: информационной, коммуникативной;
— формировать умение взаимодействовать друг с другом – работа в паре;
Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый прогнозирование собственной деятельности.
/Психологическая установка на урок/
— Ребята, какое сегодня чудесное утро! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы – мне и друг другу, а теперь улыбнитесь гостям! Я желаю вам успеха.
Громко прозвенел звонок –
Наши ушки на макушке,
Помогаем мы друг дружке.
Ни минутки не теряем!
— C какой темой мы знакомились на прошлом уроке? (с планом и различными картами)
— Что главное для себя запомнили?
Сходство плана и карты: (появляется на экране)
уменьшенное, обозначен масштаб;
имеют условные обозначения;
обозначены направления на стороны света.
на картах не обозначаются дома;
на картах обозначаются реки, озёра, города;
план подробнее карты.
— Посмотрите на схематичный план урока, как будет строиться наш урок?
— Прочтите тему урока: Глобус и карта.
— Как вы думаете, на какой вопрос мы должны будем найти ответ? Что выяснить? – после предположений детей открываю главный вопрос на доске (В чём сходство и различие глобуса и карты?)
— Что вы уже знаете о глобусе и карте? (глобус – шар, карта – плоское
изображение Земли; глобус – модель земли, на нём, как и на карте, есть меридианы, параллели и экватор, обозначены направления на стороны света: север, юг, запад, восток).
— Посмотрите, какие бывают глобусы (презентация).
(Ученица читает стихотворение «Глобус»)
Словно в руки дали
Чтоб цвели там вишни,
А потом очистила б
Чтоб жила в них рыба,
Чтоб не стало войн,
И вместе с болезнями
— А сейчас вы попробуете самостоятельно открыть новые знания. Откройте учебник на с.128-129 (карту полушарий) и поставьте перед собой глобус. Перед вами задача – сравнить глобус и карту по внешним параметрам. Что заметили? (глобус – целый, а карта состоит из двух частей, у глобуса видна ось вращения, а на карте её нет).
— Чем они похожи и в чём их отличие? Давайте, попробуем, опираясь на уже имеющиеся знания, сформулировать ответ на этот вопрос.
Сходство: по ходу ответов на экране появляются таблички.
уменьшенное изображение земной поверхности;
это изображения сверху;
глобус – объёмная фигура;
глобус изображает всю Землю, а карта может изображать и её часть;
на карте изображение искажается (а в этом знании вы убедитесь опытным путём в практической работе)
— Давайте внимательно рассмотрим горизонтальные линии на глобусе. Как они называются? Что вы можете сказать об их длине, о том, откуда они начинаются? Есть ли среди них особенные линии?
— Ребята, послушайте, как объясняет значение этого слова Василий Ливанов в сказке «Самый, самый, самый…» устами маленького львёнка:
«Знаете ли вы, что такое экватор? Он стягивает земной шар, как обруч стягивает бочку. Он всё равно, что тоненький-претоненький пояс вокруг толстого-претолстого живота. Он мокнет в солёной воде трёх великих океанов. Он прячется в болотистых лесах Южной Америки и сохнет на жарком солнце в самой середине Африки. И если кто-нибудь захочет узнать, где он начинается и где кончается, тот ничего не добьётся. У экватора нет ни начала, ни конца. Его нельзя ни увидеть, ни потрогать, но всё-таки он есть. Он существует с тех самых пор, как его придумали люди…»
— На какие части делит глобус экватор? (на Южное и Северное полушария)
— Закройте их руками.
— Назовите материки, которые пересекает экватор, океаны.
— А можно ли сказать, что такие линии начерчены на нашей планете?
(Нет, на самом деле таких линий нет – они воображаемые.)
— Теперь исследуйте вертикальные линии. Как они называются? – меридианы.
— Отличаются ли они по длине, где начинаются, где заканчиваются?
(Меридианы одинаковые по длине, начинаются у одного полюса и заканчиваются у другого).
— Какой материк пересекают все меридианы? Какой океан? (Антарктиду, Северный Ледовитый)
— Есть ли среди них особенные? – один из меридианов более тёмного цвета.
— Это нулевой меридиан или Гринвичский, он делит земную поверхность на две части: Западное и Восточное полушария.
— Закройте руками Западное и Восточное полушария.
— Какие материки пересекает нулевой меридиан?
— Что такое земная ось? Видна ли она на поверхности Земли? – не видна, это воображаемая линия, вокруг которой вращается наша планета.
Физминутка – релаксация (под спокойную музыку).
— А сейчас вы попробуете сделать собственное «открытие» знаний. Работать будете в парах. Давайте вспомним правила работы в группе, в паре.
1. Помоги товарищу, если ему трудно.
2. Помоги так, чтобы товарищ учился сам преодолевать трудности.
3. Взялся помогать – не подведи, доведи дело до конца.
4. Помогай не только другу, но и любому члену коллектива.
5. Помогая одному – думай об успехе всего коллектива!
— Рассмотрите в учебнике на с. 84-85 различные способы, с помощью которых можно глобус превратить в карту. Расскажите друг другу об этих способах, используя в качестве модели снятую кожуру апельсина.
— Можно ли получить из апельсиновых корок плоское изображение, не растягивая их? Можно ли создать карту всего земного шара без искажений?
— Так чем же ещё карта отличается от глобуса? – на ней изображение искажается сильнее.
— Оцените свою работу в Листах достижений, учитывая степень своего участия.
Давайте вспомним критерии оценки своей деятельности:
а) работа в парах по карточкам
(сначала один задаёт вопросы другому, затем наоборот, если сомневаются в ответах – можно развернуть карточку и ознакомиться с правильным ответом)
— Оцените свою работу в Листах достижений.
б) динамические пары
(ещё раз закрепляются и обобщаются полученные знания, терминология)
— Оцените свою работу, для этого посчитайте свои жетоны: если вы ответили на все вопросы и набрали 7-6 жетонов – это « + », 5-4 – « ? », меньше 4 – « — »
— Кто сможет дать ответ на главный вопрос?
— Что нового для себя открыли?
— За что можете себя похвалить?
— Как думаете, пригодятся ли вам полученные знания? Где?
VI . Домашнее задание: с.84-88, высокий уровень – с.89, задания в тетради с.27-28.
Плод – если урок для вас прошёл плодотворно и вы довольны своей работой;
Цветок – вы хорошо выполняли задания, но слегка затруднялись;
Бабочку – если вы испытывали трудности при выполнении заданий.
— Я благодарю вас за работу! Сдайте, пожалуйста, карточки и Листы достижений. Наш урок закончен.
Окружающий мир 4 класс В чем сходство и различие глобуса и карты полушарий?
Задание по окружающему миру для 4 класса 2. Сравните глобус и карту полушарий. В чём их сходство? В чём различие? Чем карта полушарий отличается от уже известной вам карты мира?
Сравним глобус и карту полушарий.
Они показывают поверхность земли, информация на картах полушарий и глобусе одна и та же, мы видим расположение морей и материков, океанов, стран относительно друг друга.
Но карта полушарий имеет маленький масштаб и поэтому уже знакомые нам карты обычно более подробны, на них указаны более мелкие объекты.
Поскольку Земля в реальности действительно имеет форму близкую к шарообразной, то глобус более точно передает расположение всех географических объектов. А вот на карте полушарий всегда имеются некоторые искажения, причем чем ближе объект к полюсу, тем этих искажений больше.
Глядя на карту полушарий и на глобус мы видим, что и там и там находятся линии, меридианы и параллели, которые определяют географическую координату объекта. Мы находим на глобусе и карте одни и те же объекты и их расположение относительно друг друга сохраняется.
Карта полушарий менее подробная, чем обычная карта.
Глобус и карта полушарий мира очень похожи по тому, какая информация на них изображена.
Однако есть и отличия, основное из которых заключается в том, что так как наша планета Земля имеет шарообразную форму, то глобус, благодаря своей форме, дает более наглядную картину мира, чем карты, даже карта полушарий.
Карта полушарий мира отличается от обычной карты мира также масштабами. В картах полушарий искажений по площадям и расстояниям меньше.
Эта география делится на много подразделов, каждый из которых занимается изучением своей части географии.
Есть еще и география экономическая, которая изучает экономику различных стран и ее связь с месторасположением страны и природными ресурсами.
Экваториальные леса занимают огромную территорию в Южной Америке, в Африке и даже в Азии. В них сосредоточено огромное количество разных пород деревьев, они стали домом для огромного количества различных животных.
Если вырубить экваториальные леса, то в атмосферу земли будет поступать меньше кислорода, она станет более загрязненной и менее пригодной для дыхания. А значит планета может задохнуться.
Решение этой проблемы я вижу в запрете вырубки экваториальных лесов, в насаждении новых лесов на месте вырубленных.
Как ни странно, самыми грязными реками России оказались ее самые крупные реки. Это Волга, Обь и Енисей. Вода в этих реках может быть просто опасна для здоровья. Конечно основную грязь в эти реки приносят их притоки, в которые сбрасывают свои стоки крупные промышленные предприятия, а в случае с Волгой большую роль играет огромное количество крупных городов, стоящих на берегах этой реки.
Ну а самым загрязненным озером России считается озеро Карачай, в которое более полувека складывал токсичные отходы ПО «Маяк». Сейчас это озеро полностью законсервировано.
Для охраны рек и озер во многих областях приняты специальные программы, которые призваны уменьшить сбросы, проводить их очистку, ограничить вырубку и сплав леса.
Тундра. Растительность представлена в основном мхами и лишайниками, злаками. Встречаются кусты и кустарнички, деревья. Фауна представлена лосями, волками, лисицами, оленями, песцами, зайцами, совами, куропатками. Много рыб в водах тундры.
Если посмотреть на карту природных зон, то легко заметить, что расположены они отдельными поясами, которые протянулись с запада на восток и чередуются в направлении от севера к югу.
Какие есть сходства и различия между глобусом и картой?
Запиши сходства и различия между глобусом и картой. Вид, назначение.
Рассмотрим отличия карты от глобуса:
Глобус он для работы в классе или для изучения дома годится, его же в портфель не засунешь, а вот атлас имеет более компактный вид и его можно хоть каждый день с собой таскать.
Другим отличием глобуса и карты считается то, что глобус всегда показывает всю землю, нет например глобуса России, а карта может показывать как оба полушария, так и любую, самую незначительную территорию, крошечный участок земной поверхности.
А вот на глобусе все чётко видно, какой материк где находится, как проходят пояса, линии экваторов, какими маленькими являются полюса и прочее.
Как и глобус, карта даёт представление о Земле и её географических объектах. Карту, в отличии от глобуса легко можно взять с собой в поход. Так же карты могут быть не только всего мира, но и карты материков, местности, города. Глобус такой укрупнённости себе не может позволить.
Итак, карта мира и глобус.
И так и там изображены параллели и меридианы, нанесены контуры материков, стран, проливов, гор и т.д. в зависимости от назначения карты или глобуса.
И на глобусе и на карте трудно вычислить расстояния между точками. На карте из-за искажений, на глобусе из-за формы и маленького масштаба
На глобусе расстояния ближе к реальным,т.е. земля также приближается формой к шару
Сходство состоит в цели их создания. Глобус и карта отображают географические объекты земного шара. Любой глобус и любая карта созданы в определенной пропорции до истинных размеров Земли, то есть, в масштабе, который может быть разным.
Ну и конечно же форма разная, глобус круглый, а атлас на листке бумаге напечатан, а все страны, города, реки и другие объекты на этих географических предметах должны полностью совпадать.
Схожесть глобуса и карты: изображены материки, меридианы, континенты, передают графическое восприятие земли.
Различие:глобус-объемная сфера в виде земли, карта плоский рисунок, на котором земля изображена в развернутом виде. Глобус дает визуальное восприятие земного шара, чего не может дать полноценно карта.
Глобус же предназначен для визуального образного пояснения, карта в свою очередь дает более детальные маршруты.
Глобус и карта предназначены для того, чтобы предоставлять нашему взору поверхность Земли с материками, океанами и прочими географическими объектами. Давайте разберёмся в отличиях этих двух понятий:
Сразу хочется заметить то, что очевидна разница в том, что глобус имитирует форму Земли, а карта представляет плоскость. Карта может иметь более детальную структуру, нежели глобус, ан котором показываются и расписываются самые крупные и основные объекты.
Гренландия в географическом смысле относится к Северной Америке, но в политическом отношении она считается самоуправляющейся провинцией Дании.
Поэтому Гренландию обычно и не найдешь на картах Европы.
Великим человеком был Абрахам Ортелий, сказали бы географы, мореходы, купцы, путешественники. все те, кому карта мира могла бы понадобиться. Именно, подробную карту мира Ортелий смог составить еще в 1570 году. Трудно даже представить, как удалось ему это.
Попытки составления географических карт, конечно, предпринимались и до него. Но Ортелий смог составить и передать материал очень подробно. Его карты демонстрируются детям в школе и сейчас! А ведь на момент создания его карты с открытия Америки прошло менее ста лет, например.
А еще Абрахам Ортелий известен, как создатель первого географического атласа. Было это в 1570 году, атлас содержал 53 подробные карты.
Все из перечисленных здесь земель появлялись на географических картах, но не все на них остались. Земля Франца Иосифа, это наш полярный архипелаг, земля Бунге входит в состав Новосибирских островов. Земля Вильчека входит в состав Земля Франца Иосифа. А вот мифологическую Земля Санникова видели на севере от Новосибирских островов, да только в 20-ом веке на том месте никакого острова не обнаружили. Наверное, он просто растаял, так как состоял из ископаемого льда. Так что ответ тут Земля Санникова.
Если ехать на своем транспорте, то расстояние от Челябинска до Каменск-Уральска будет 205 км. Дорогу сейчас сделали на этом промежутке хорошую и можно добраться быстро. Так же ходят очень много проходящих поездов, время в пути около трех часов.
Южнее экватора ближе к Антарктиде на карте видна Австралия. Южнее Антарктида, восточнее Тихий океан, севернее Новая Гвинея, западнее Индийский океан. Этот материк меньше других, всего