Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать

«Метод глобального чтения (единица чтения — слово)»

Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать. 795d3262aa45ed585ea09bb9ad1edfb2. Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать фото. Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать-795d3262aa45ed585ea09bb9ad1edfb2. картинка Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать. картинка 795d3262aa45ed585ea09bb9ad1edfb2. Галина Литвиненко «Метод глобального чтения (единица чтения — слово)» Галина Литвиненко
«Метод глобального чтения (единица чтения — слово)»

Педагогический опыт обучения чтению детей дошкольного возраста

Авторами метода «Глобальное чтение» можно считать американского нейрофизиолога Глена Домана и японского педагога Шиничи Сузуки.

Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения. В результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов. Именно так догадались лечить больных детей врачи Института Развития Человеческого Потенциала в США (Институт Домана). Это целая история, поиск, неудачи описывается в знаменитой книге Домана «Что делать, если у вашего ребёнка повреждение мозга. » в которой автор описывает свой первый опыт в области лечения детей с повреждениями мозга и даёт надежду тысячам детей, многим из которых не может помочь никакая операция, от которых отказались навсегда и которые обречены на борьбу за выживание в этом страшном мире.

Сильной стороной детей с «особенностями развития» является зрительная память. Она компенсирует им отсутствие или притупленность органов восприятия. У таких детей есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком (глобально)— это означает, что мозг ребёнка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке.

Несмотря на неустойчивость внимание, дети с синдромом Дауна и аутизмом с лёгкостью воспринимают и запоминают тысячи зрительных и слуховых объектов.

Кроме того, обучение глобальному чтению позволяет разбивать импрессивную речь и мышление ребёнка до овладения произношением. Таким методом можно научить даже неговорящего ребёнка воспринимать написанную информацию и затем писать или набирать на компьютере несложный текст.

В России по аналогичной схеме работает Маниченко, автор развивающей программы «Читаем с пелёнок». Авторы методики считают обучение чтению целыми словами более физиологичным, потому что люди не мыслят буквами и слогами, а только целыми словами. Мышление же неразрывно связано с речью.

Суть обучения состоит в том, что ребёнку в течение нескольких секунд показывают карточку с написанным на ней словом, он запоминает графический рисунок. Дети запоминают сначала целые слова, а лишь потом начинают разделять их по буквам.

Почему нужно учить детей читать именно глобально, целыми словами?

Однако, при всех положительных моментах, использование методики американских врачей Института Развития Человеческого Потенциала (Филадельфия, США) и её адаптированного варианта (Центр Раннего развития «Умница», Россия) в условиях дошкольных образовательных учреждений проблематично, поскольку требует перестройки всей существующей российской системы образования.

В наши дни методику глобального чтения используют не только среди «особых детей, но и здоровых младенцев и оно вносит огромный успех в интеллектуальное развитие малыша с самого раннего возраста.

По рзелульататам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы чиатем не кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.

Обучать глобальному чтению можно с раннего детства. Наиболее доступный, на мой взгляд, для обучения чтению малышей- двухлетний возраст. Это когда ребенок запоминает все слово целиком. Меня очень увлек этот метод обучения. Имея маленькую дочь, я решила опробовать эту методику. Дидактический материал легко можно изготовить самим. Берем плотный белый картон, нарезаем полоски шириной примерно 5 см., затем на этих полосках маркером пишем печатными буквами слова. Самое главное здесь- аккуратность. Рекомендуется обвести карточку маркером.

Как проходит занятие.

Начинаете показывать в первый день- одно слово, затем добавляете каждый показ по одному новому слову и, дойдя до 15 слов, останавливаетесь. Одно занятие длиться 15 секунд! Затем, самое старое слово убираете, одно новое добавляете, все карточки каждый раз перед показом перемешиваете, чтобы они все время были в разной последовательности. Таким образом, у вас всегда будет набор из 15 слов, который каждый раз обновляется одним словом.

Очень многим родителям хочется побыстрее узнать, что же малыш запомнил. Но проверять ребенка можно только тогда, когда вы точно будете уверены, что он знает.

1.»семья»(мама, папа, баба, деда, тётя (обязательно пишите Ё, а не Е, дядя, братик и так далее.

2. части тела (нога, рука, нос, рот, глаза, живот и т. д.)

3. игрушечные звери (которые у вас есть- то есть ребенок их знает: зайка, киса, слоник, петушок, ослик, хрюша (именно такие «игрушечные» названия); можно напечатать и слова, обозначающие «кто как говорит»- «хрю-хрю», «га-га-га», «мяу».

4. любимые игрушки (барабан, кукла, юла, кубики, книжка, пирамидка, мяч и т. д.)

5. что окружает в доме (кровать, стул, стол, пианино, кресло, телевизор, телефон, картина и т. д.)

6. любимая еда (молоко, сок, каша, суп, хлеб, яблоко, йогурт, мясо, вода и т. д.)

7. знакомые действия (глаголы в неопределенной форме: спать, есть, пить, играть, читать, гулять, сидеть, прыгать, бегать, ходить).

Как можно использовать активные карточки.

Таким образом, можно придумать множество различных игр.

Необходимо помнить, что каждый ребенок-это индивидуальность! Наша задача не напрягать ребенка, а сделать так, чтобы ему было интересно играть в карточки Домана. Именно играть, а не настаивать на запоминании и обучении.

Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать. detsad 326958 1479385052. Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать фото. Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать-detsad 326958 1479385052. картинка Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать. картинка detsad 326958 1479385052. Галина Литвиненко «Метод глобального чтения (единица чтения — слово)» Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать. detsad 326958 1479385062. Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать фото. Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать-detsad 326958 1479385062. картинка Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать. картинка detsad 326958 1479385062. Галина Литвиненко «Метод глобального чтения (единица чтения — слово)» Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать. detsad 326958 1479385071. Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать фото. Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать-detsad 326958 1479385071. картинка Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать. картинка detsad 326958 1479385071. Галина Литвиненко «Метод глобального чтения (единица чтения — слово)» Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать. detsad 326958 1479385080. Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать фото. Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать-detsad 326958 1479385080. картинка Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать. картинка detsad 326958 1479385080. Галина Литвиненко «Метод глобального чтения (единица чтения — слово)» Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать. detsad 326958 1479385091. Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать фото. Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать-detsad 326958 1479385091. картинка Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать. картинка detsad 326958 1479385091. Галина Литвиненко «Метод глобального чтения (единица чтения — слово)» Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать. detsad 326958 1479385101. Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать фото. Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать-detsad 326958 1479385101. картинка Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать. картинка detsad 326958 1479385101. Галина Литвиненко «Метод глобального чтения (единица чтения — слово)»

Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать. detsad 114699 1477151616. Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать фото. Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать-detsad 114699 1477151616. картинка Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать. картинка detsad 114699 1477151616. Галина Литвиненко «Метод глобального чтения (единица чтения — слово)»Акция «День чтения» Акция «День чтения» Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня здесь собрались настоящие знатоки, умеющие читатели. Вы отлично знаете.

Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать. detsad 171532 1478849925. Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать фото. Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать-detsad 171532 1478849925. картинка Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать. картинка detsad 171532 1478849925. Галина Литвиненко «Метод глобального чтения (единица чтения — слово)»«Димитриевские чтения» (фотоотчет) Вчера была на VIII образовательных районных «Димитриевских чтения». Эти образовательные районные «Димитриевские чтения» проходят в рамках.

Консультация для родителей Тема: «Пришли мне чтения доброго». Чтение – это окно в мир познания. Хорошее чтение является залогом успешного обучения ребёнка по всем предметам. Вечер, вся семья в сборе.

Семейные чтения «Книга в нашем доме» Проект семьи, в котором рассказывается какое место занимает книга в доме с ребенком. С самого раннего детства книга является нашим постоянным.

Технологическая карта урока чтения Технологическая карта урока чтения М. Горьковский филиал МБОУ Туголуковской СОШ Учитель Е. В. Сатина Тема урока Звук [ ш ].

Тематическое занятие по патриотическому воспитанию «Кашпуровские чтения» Тема: Цель: воспитывать гордость и любовь к своей родине, к её истории и культуре. Участники: дети,родители, педагоги. Подготовка: 1. Выучить.

Урок чтения в подготовительной группе Путешествие по сказкам!Задачи образовательные Учить детей понимать красоту и силу русского языка Закреплять знания о сказках и о сказочных.

Урок основы смыслового чтения Основы смыслового чтения 5 класс Дата проведения___ Тема урока: Чтение и анализ текста «Русский арьергард и французский авангард».

Выступление на педагогические чтения Выступление на пед. чтения Кулагиной Е. И. (магистрант 1 курса «научно методическая деятельность») Переходный период от дошкольного к школьному.

Источник

Глобальное чтение. Начальный этап

Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать. 03aa31e1aed0e1513059fa2a3ca8e3a2. Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать фото. Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать-03aa31e1aed0e1513059fa2a3ca8e3a2. картинка Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать. картинка 03aa31e1aed0e1513059fa2a3ca8e3a2. Галина Литвиненко «Метод глобального чтения (единица чтения — слово)»

Статью подготовила логопед АНО ММДЦ «Елизаветинский сад» Светлана Анатольевна Гольчевская для Ресурсного центра по оказанию информационно-методической помощи по вопросам воспитания, развития и абилитации детей с ДЦП.

Сегодня мы поговорим о методике «Глобального чтения». Суть методики состоит в том, что ребенку показывают таблички со словами, озвучивая их, и соответствующие картинки на несколько секунд. Ребенок учится узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Обучение «Глобальному чтению» позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, «Глобальное чтение» развивает зрительное внимание и память.

Обучение чтению целесообразно вести по трем направлениям:
— глобальное чтение (целыми словами);
— послоговое чтение;
— аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение.

Занятие строится по принципу чередования всех трех направлений, так как каждый из этих типов чтения задействует различные языковые механизмы ребенка.

«Глобальное чтение» опирается на хорошую зрительную память ребенка и наиболее понятно ему, так как графический образ слова сразу связывается с реальным объектом, и набор букв сразу обретает конкретный смысл. Послоговое чтение помогает работать над слитностью и протяжностью произношения.

Используя приемы побуквенного чтения, мы помогаем ребенку освоить звукоподражания, поиграть в «конструктор из букв», научиться различать АУ и УА, например, КОТа и КИТа, МЫШКу и МИШКу.

Обучение «Глобальному чтению» позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, «Глобальное чтение» развивает зрительное внимание и память.

В классическом варианте обучения чтению (аналитическому) мы идем от буквы к слову, в методике «Глобального чтения» мы идем в обратном порядке, от слова. Гленн Доман предположил, что это более физиологичный способ, т. к. люди мыслят и оперируют целыми словами. Такое упражнение повторяется многократно в течение дня.

Гленн Доман настаивал на раннем начале обучения, утверждая, что активное развитие и формирование клеток головного мозга происходит у ребенка от 0 до 3-х лет. Важно отметить, что в настоящее время данная методика раннего обучения чтению используется многими родителями с детьми, у которых нет нарушений, для более продуктивного речевого и когнитивного развития.

Для занятий на картонных карточках печатными буквами пишутся слова. Лучше использовать картон белого цвета, а шрифт черный. Высота букв – от 2 до 5 сантиметров.

При обучении «Глобальному чтению» необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ученик сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки.

ВИДЫ РАБОТ:

1. Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных).

Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать. 2f4ebdb1801f53932989378f780c1d57. Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать фото. Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать-2f4ebdb1801f53932989378f780c1d57. картинка Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать. картинка 2f4ebdb1801f53932989378f780c1d57. Галина Литвиненко «Метод глобального чтения (единица чтения — слово)»

Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать. 77f620b44b640a75a295c00f0ec851d9. Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать фото. Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать-77f620b44b640a75a295c00f0ec851d9. картинка Глобальное чтение с неговорящими детьми с чего начать. картинка 77f620b44b640a75a295c00f0ec851d9. Галина Литвиненко «Метод глобального чтения (единица чтения — слово)»

«Глобальное чтение» позволяет выяснить, насколько неговорящий ребенок понимает обращенную речь, позволяет ему преодолеть негативное отношение к занятиям, дает уверенность в себе.

Таким образом, работа по «Глобальному чтению» нужна для развития коммуникативных навыков у детей, для развития понимания и активизации речи. Эта работа должна пронизывать все предметы учебной деятельности и бытового самообслуживания. Эта работа должна быть хорошо спланирована, последовательна. При обучении «Глобальному чтению» необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ребенок сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки.

Деятельность Ресурсного центра осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов и Комитета общественных связей г. Москвы.

Источник

Консультация для логопедов «Технология глобального чтения с неговорящими детьми»

«Технология глобального чтения с неговорящими детьми» (алалики)

Способность общаться — один из самых важных навыков, необходимых нам в жизни. Каждодневные занятия такие как, например, обучение в школе или поход в магазин, решение проблем, отдых, знакомство с новыми друзьями — почти всё, что мы делаем, включает в себя общение. Наши дети с тяжелыми нарушениями речи лишены возможности общения. Как правило речь у них малопонятная или отсутствует по различным причинам совсем, в том числе нарушено и понимание речи.

Методика глобального чтения позволяет развить понимание речи, а иногда и вызвать активную речь, а также дать детям возможность общаться, передавать, в первую очередь, свои желания.

Глобальное чтение. Что это такое?

Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок должен научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Для этого на картонных карточках печатными буквами пишутся слова. Лучше использовать картон белого цвета, а шрифт черный. Высота букв – от 2 до 5 сантиметров.

При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ребенок сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки.

Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание и память.

МЕТОДИКИ ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.

1.Корсунская Б. Д. Воспитание глухого дошкольника в семье.

2.Программа «Общение». Воспитание и обучение слабослышащих (глухих) детей дошкольного возраста в детском саду. Под ред. Э.И. Леонгард.

3.Методика раннего развития Глена Домана. От 1 до 4 лет.

4.Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи.

Обучение детей элементам глобального чтения при тяжелых нарушениях речи

Дети с сенсорной алалией способны к овладению грамотой, хотя чтение и письмо их оказывается нарушенными. Грамоте начинают обучать детей по возможности раньше. Исследователи отмечают большую легкость овладения письменной речью и понимания ее ребенком по сравнению с речью устной, а также преобладание зрительного восприятия речи в таких случаях над слуховым. Через грамоту у ребенка расширяется и уточняется понимание, проводится работа по развитию собственных лексико-грамматических и фонетических возможностей. При обучении грамоте детей с сенсорной алалией эффективным оказывается не звукобуквенный путь, опирающийся на аналитико-синтетическую деятельность ребенка в связи со звуками, слогами, словами, предложениями, а глобальное чтение, овладев которым он расширяет свои артикуляционные и акустические возможности, а затем уже продолжается углубленная аналитико-синтетическая работа с воспринимаемой и произносимой речи.

Обучают грамоте ребенка и тогда, когда у него еще нет некоторых звуков, это, как показывают исследования, не является серьезным препятствием для запоминания букв и овладения техникой звукослияния. Прослушав звук, слог, слово ребенок показывает букву или табличку со слогом, словом, складывает слог, слово из разрезной азбуки. Так постепенно у ребенка вырабатывается связь фонемы, графемы и артикулемы.

Обучение глобальному чтению начинают с детьми 3-4 лет. Исследователями установлено: около 50% способностей к обучению у детей закладываются в первые четыре года жизни, еще 30% до семи лет, однако факт этот не означает, что к 4 годам дошкольники приобретают 50% знаний или 50% мудрости, или 50% интеллекта. Суть в том, что основные структуры, необходимые для обучения, формируются у ребенка в течение первых лет жизни. Все остальное, что человек узнает и чему научается в своей жизни, он будет строить на этом фундаменте, вокруг этого ядра.

Л.С.Выготский отмечал: дошкольник способен к обучению по определенной программе. Но «саму программу, он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой», т.е. необходимо соответствие методов обучения дошкольника и способов его познания.

Первоначально при обучении детей используются такие виды речи, которые могут восприниматься глобально. Этими видами являются глобальное восприятие устной речи (слухо-зрительное восприятие) и письменной речи (по табличкам). Глобальное восприятие должно с самого начала сопровождаться отраженным воспроизведением, чтобы у детей как можно раньше началось формирование единого зрительно-речедвигательного образа слова.

Речь включается в обучение детей с первых дней их пребывания в детском саду. Речью взрослых и самих детей сопровождается выполнение детьми всех режимных моментов, по речевым инструкциям (в устной форме и по табличкам) дети выполняют различные поручения.

Программа по развитию устной речи, прежде всего, предусматривает создание эмоционального отношения к речи, установки на устную речь, формирование речевой активности, постоянные упражнения артикуляционного аппарата не только в процессе специальных занятий, но и в быту, и в играх.

Требования по развитию письменной речи включают обучение пониманию табличек – названий предметов, действий, качеств и т.д., обучение пользованию табличками в процессе занятий, а также самостоятельное письмо детей.

При обучении чтению исходным является целое слово, значение которого дети хорошо знают. Дети учатся слитному растянутому во времени устному чтению при опоре на их слухо-зрительное восприятие. Затем дети начинают читать знакомые слова, а далее приобретают навыки самостоятельного чтения незнакомых слов.

Обучение глобальному чтению детей с тяжелыми речевыми нарушениями содействует улучшению у них фонематического слуха, преодолению смешения звуков, близких по месту и способу артикуляции, приучает к более четкому произнесению окончаний, которые дети часто опускают, способствует формированию звукобуквенного анализа. Кроме того, у детей расширяется словарный запас, уточняется смысловое значение многих слов.

Задачи, которые ставятся и решаются в процессе работы:

— создание ситуации успеха, т.к. дети, страдающие органическими нарушениями, часто стесняются своего недостатка и негативно относятся к различным логопедическим заданиям. Опыт показал, что дети более охотно выполняют задание по запоминанию табличек, чем другие упражнения. И работа по обучению чтению становится отправной точкой в процессе преодоления застенчивости, негативизма.

— обучение детей пониманию устной формы речи и письменной речи на основе слухо-зрительного восприятия.

— развитие образной памяти, наглядно-предметного мышления, восприятия речи, которая в сознании ребенка впервые соотносится с целостной структурой, графическим знаком – словом.

— развитие мелкой моторики рук и пространственного восприятия.

Работу по обучению глобальному чтению проводят поэтапно .

Первый этап включает в себя чтение коротких слов, обозначающих хорошо знакомые ребенку предметы, в которых произношение например, «папа», «мама», «дом» не расходится с написанием.

Учим детей подкладывать таблички с названиями предмета (написанные печатными буквами, не вычленяя отдельных букв) к игрушкам или картинкам.

Очень часто по мере того, как неговорящие дети учатся узнавать слова, они начинают проговаривать их. Не страшно, если слова при этом выговариваются недостаточно четко. Важно, что они становятся базой для развития речи ребенка. Постепенно буквенный состав слова запоминается. В дальнейшем, по мере формирования навыка чтения – узнавания, необходимость в рисунке отпадает. Для детей, знакомых с буквами, это задание не составляет труда, но и они охотно занимаются глобальным отгадыванием слов. Этот вид занятий непосредственно не влияет на процесс обучения послоговому чтению, но привлекает внимание к написанию слов, улучшает зрительную память, придает ребенку уверенность, ведь он умеет делать что-то «взрослое».

По мере достижения детьми уровня свободного чтения слов этого типа, включают в чтение слова, в которых произношение расходится с написанием, используя надстрочные знаки

На втором этапе предлагаются аналогичные таблички со словами действиями (глаголы единственного числа, III лица), например, «идет», «ест», «лежит». Также как на первом этапе, к табличкам подкладываются картинки с изображением действия. Как только ребенок научился узнавать слова, следует складывать предложения, например, «мама спит».

Одновременно с обучением глобальному чтению надо учить ребенка складывать слова из разрезной азбуки. Свое понимание значений знакомых слов, воспринятых в письменной форме, а также сложенных из букв разрезной азбуки, дети проявляют разными способами:

а) находят соответствующий предмет;

б) рисуют или лепят его изображение, делают аппликацию или постройку;

в) выполняют сами или с помощью игрушек соответствующие слову действия.

Параллельно с этим учат детей печатать знакомые слова, сначала при предъявлении таблички-слова, а затем без нее. В процессе печатания слов предлагают обвести букву пальцем, карандашом по кальке, вылепить из пластилина, выложить веревочкой, нарисовать в воздухе.

Умение глобально прочитывать несколько десятков слов – важная часть процесса обучения чтению. У ребенка появляется интерес к буквам, словам. Но самое важное – научить его узнавать слоги.

Это является третьим этапом работы. Здесь используют чтение слов с открытыми слогами. Это уже не глобальное чтение, а аналитическое, поэтому предлагаются только те слоги, которые ребенок сможет правильно произнести. Ему не говорим, какие буквы написаны на табличке. Сейчас важно научить ребенка узнавать слог, а не произносить название букв. Ребенка просят, показывая соответствующую табличку, сказать «ма» (а не «эм», «а» или «мэ», «а»). Последовательность предъявляемых слогов: согласные с гласной «а», затем «у», «ы», «о», «и», «я», «е», «ю», «ё». Гласные буквы, являющиеся слогом в некоторых словах, пишутся на отдельных табличках для составления таких слов, как «Яша», «уха», «ива». После того, как дети запомнили слоги со звуком «а», предлагается составление слов из этих слогов («жара», «ваза», «рана»).

После двухсложных слов можно предложить трехсложные слова и короткие фразы: «канава», «каюта», «я шагаю».

Также как и на предыдущих этапах параллельно предлагаем составлять слоги и слова из разрезной азбуки и печатать эти слова.

По мере того, как ребенок осваивает чтение слов и коротких фраз по слоговым табличкам, можно предложить ему читать эти же слова и фразы, но уже написанные на больших листах бумаги крупным шрифтом.

Чтение слов с закрытыми слогами и со стечением согласных – четвертый этап работы. На табличках над каждой согласной буквой ставится достаточно заметная точка. Объясняем, что эти буквы надо произносить отрывисто. Сначала предлагаются глухие согласные, потом звонкие. Выбранный согласный звук должен располагаться в конце слова, затем в середине и в начале («лу к », «бу к ва», « к рючок»). Слова с «й» и «ь» читаются, не обсуждая, что это за буква. При знакомстве с «ъ» предлагаем детям не читать эту букву вообще.

Как показывает практика, используемая система обучения чтению детей обеспечивает необходимый уровень подготовки их к обучению грамоте в школе. И, наконец, школьная программа такова, что к концу второй четверти первоклассник должен уметь прочесть не только текст из «Букваря», но и условие задачи, задание к упражнению. И если ребенок недостаточно хорошо с этим справляется, то он начинает маскировать запинками свое неумение читать. Поэтому крайне важно, чтобы к моменту поступления в школу дети читали как можно лучше.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *