Глитч что это такое
Глитч
Происхождение данного термина не вполне известно, однако, существует версия, что одним из первых использований было описание неполадок, происходивших на космических станциях. Также существуют сомнения относительно этимологии. Так, термин может происходить от немецкого Glitsche (каток на льду) и glitscherig (скользский), которые могут носить и негативные коннотации деструктивной направленности. Стоит также ухватить это значение слова, связанное со скольжением. Глитч — это не столько констатация самого результата бага, сколько описание его движения и свойств. Глитч ускользает не только от самой программы, которая продолжает работать, но уже не так (это может проявляться как в визуальной форме программы, так и в аудиальной), но это и ускользание, замечаемое пользователем, ускользание от самого пользователя в результате которого происходит ре-формация его взгляда. О возможном применения, генеративных возможностях и способах использования данного термина и будет данная работа. Притом, что существует глитч-арт, в рамках которого художники создают скользящие образы и различными способами интерпретируют возможности самого глитча как явления. Однако, в данной работе будет предпринята попытка выяснения возможностей термина глитч, а не описания самого феномена, как это было сделано, например, в работе Горюновой и Шульгина.
Наиболее популярным термин стал именно в связи с компьютерными технологиями. Так, применительно к программному обеспечению, глитч означает непредвиденное изменение в поведении системы, когда программа перестает “действовать по правилам” и что-то идет “не так”. Глитч часто используется в качестве синонима к термину “баг”, но не к “ошибке”. Ошибка обычно идентифицируется системой. Это может быть ошибка кодировки, ошибка синтаксиса (код, прописанный неправильно), логическая ошибка (ошибка алгоритма) и т.д. Ошибку выделяет то, что в момент её совершения программа перестает работать, либо совершает работу неполностью, о чем заранее предупреждает и выводит результат со сведениями об ошибке. Система “замечает” ошибку. Глитч остается для системы незаметным, программа продолжает работать, однако её работа, по необъяснимым для самой программы причинам, проходит не так, как от нее ожидалось. Глитч может происходить из технических ограничений, как, например, медленная обработка изображения в следствие недостаточно мощного аппаратного обеспечения или в силу необходимости запуска сразу нескольких программ. Ошибка, таким образом, является тем, что можно исправить, что составляет запрограммированную часть программы. Глитч являет собой что-то непредвиденное, внезапное, что привносит явную незапрограммированность в программу, оставаясь при этом незамеченным самой программой, но замеченным пользователем.
Глитч, таким образом, представляет собой ошибку внепрограммного рода, чем-то, что из программы выбивается, выскальзывает, обнажая белые поля. Глитчем может быть любой неожиданный, незаложенный в изображение эффект.
Так, например, термин глитч обнажает пробел в теории Флюссера и утверждении предопределенности жеста программой. Программирование у Флюссера — это постидеологическое манипулирование. Манипулирование происходит за счет замкнутости системы и новой итерации формирования образа. Изображения вызываются, создаются, над ними проводятся манипуляции. Они могут быть упорядочены, каталогизированы, наслоены друг на друга. Однако, все манипуляции соответствуют техническим возможностям аппарата. При взаимодействии с экраном каждый жест по отношению к устройству вызывает визуальный результат, вывод из этого жеста. Здесь появляется не только фотожест, но и устройственный жест вообще. То, как устройство “ведет” руку, взгляд, тело пользователя, особым образом изменяя его, формируя. Образ и текст не иллюстрируют друг друга, образ не возвращает в мир, так как в силу распространенности технического образа можно говорить о замещении техническим образом традиционного. Сама возможность глитча означает непредопределенность (хотя бы не полную предопределенность) жеста, его программное несовершенство, возможность вторжения чего-то внешнего программе в само её устройство и производящее неопределенный результат. Глитч создает условие для выхода за рамки программы, он выводит взгляд из сглаженного постоянства образа. Информативным у Флюссера является изменение, привычное же избыточно. Этот избыток постоянства не позволяет “замечать”, держит мысль в узде. Привычным у Флюссера стало само изменение. Когда Флюссер пишет, что только мир наполненный одними и теми же образами мог бы стать для нас удивительным, вместо однообразия постоянно сменяющих друг друга новых образов, он не рассматривает деформации образного, то, что происходит, когда внутри технической, кибернетической среды пользователь обнаруживает глитч, который выводит пользователя за рамки программы. Глитч никогда не постоянен, он гибок и является своего рода интерпретацией изображения, деформируя его, но сохраняя его след. Таким образом, глитч может служить способом спасения, скольжения от замкнутости техногенного образа. В этом смысле аппарат в текущем его положении может быть преодолен внутри самого этого аппарата. Положение субъекта в данном случае — это выскальзывание из системы, дисфункциональность и преодолимость которой обнажается внутри нее самой. Соотнесение образного и социального было также осуществлено Зиммелем, в его работе о симметрии. Так, симметричность в его работе соответсвует механистическому духу современности, рациональности и рассудочности, тоталитаризму и деспотизму, принуждению системы. Устройство машины также сообразно устройству тоталитарного государства. При этом, симметрия несет в себе внутренний шарм упорядоченности, уравновешенности и внешнего единства, гармоничного отношения всех частей к объединяющему центру; но также она соответсвует отсутствию свободы действия и выбивания из системной однородности. Эта эстетика симметрии соответсвует государственному устройству и распределению власти внутри государства или иной общности. При этом либеральные формы регулирования, по мнению Зиммеля, стремятся к асимметрии и позволяют развиваться внутренней неоднородности и сдвигам. Таким образом глитч может служить средством освобождения, реорганизации самого аппарата. Термин глитч может как-раз описывалть преодоление симметрии культурой, этот процесс вскрытия программности. При этом машины у Зиммеля также являются метафорами безошибочности, точности, уменьшения сопротивления, слаженности и соответствия.
Так, согласно Зиммелю эст́ети̛ческ͝и҉ѐ каче҉с͏тва̡, предполагающие рационализм, симметрию, строгую структуру, схему, ҉р́афи̢нир̶ую̵тся ̴и уг͡л̢убл̢яют̢с͘я, в͜ т̷о́ ͢же в̵ре̷мя͘,̷ не͘смо͘т́ря ͞на͡ ͏это движение, ч͘ело̛в͟ек̶ ́р͡азв͝о̧р͢ачив̀ает̴ся ̵к ̶ирр͡е̴г̢у͟л̵ярн̷о͘му ̡и͟ ͟а͠с̡им̷ме̷трично͘м̀у. У Зиммеля в симметричных структурах впервые рождается рационализм. Как только рассудочность, расчёт, равновесие вторгаются в жизнь, эстетическое снова вынуждено изменяться в свою противоположность, в поиске иррациональных и внешних существующим процессам форм, асимметрии. Такой формой не вынужденного изменения, а вторжения в рассудочный, симметричный, строгий компьютерный мир, разворачивающийся благодаря программному обеспечению и экрану, позволяющему блуждать в его рамках по самой плоскости экрана и в его глубине, может быть глитч. Более того, сам по себе термин может быть в этом плане более генеративным, так как описывает само движение, скольжение от симметричного к асимметрии.
Представление изображений на электронном устройстве представляет собой сложный процесс коммуникации, постоянного сообщения с ним. Так, рабочий стол экрана компьютера является метафорой рабочей поверхности письменного стола. Такой миметизм в определенный этап развития программного обеспечения был вызван желанием создать более привычную среду, понятную любому пользователю. Однако, с изменением способа хранения файлов и с определенного рода развитием компьютерных технологий, в котором наблюдается тенденция к уплощению, сокращению количества деталей и их сложности, рабочий стол все менее отсылает нас к рабочему пространству вне компьютера и все более становится обозначением себя самого. Компьютерные технологии все более герметизируются, отсылают взгляд к цифровым образам, к экранным образам. Генеративная цифровая среда создает внутреннее присущее только ей особое ощущение материальности образа. Постоянно разворачивающееся изображение на поверхности экрана уводит взгляд вглубь, втягивает пользователя, при том, что он постоянно находится на том же самом месте, его взгляд блуждает.
Со временем поисковые возможности компьютера также совершенствуются, сложная ветвистая каталогизация перестает быть препятствием к пользованию компьютером. Компьютер становится все более дружелюбным (средой, в которой приятно находиться), простым в использовании. Системы становятся все более стабильными, стремятся к постоянной, слаженной работе всех частей системы. Тем более необычным, запоминающимся и “отрезвляющим” становится глитч. Глитч становится напоминанием о том, что возможно вторжение в программу, что возможно такое нарушение в работе программы, которое самой программе остается недоступно. Глитч в компьютерной среде очеловечивает программу, в какой-то мере делая её более дружелюбной, показывая связь с человека с миром вне экрана, нарушая связь человек-экран.
Если проводить аналогию с работой художника и его ошибками, то нельзя сказать, то глитч должен быть тем, что вскрывает правила, что обнажает программу. Так в работе “Тело, число, свет. Цифровой перфоманс “Глаз-океан”: преобразования цвета в экспериментах с трехмерным изображением” Анн-Сара Ла Мёр описывает свою работу внутри программы. Так, она подчёркивает, что в ходе работы теряется контроль над создаваемым изображением, в силу того, что в программе сохраняется гораздо больше информации о генерируемое изображении, чем в мыслительном процессе самой художницы. Она также подчеркивает, что язык программирования безусловно ведет к определенным выборам и решениям касательно форм и цветов элементов изображения. Однако, она также говорит о генеративной функции совершаемых в процессе программирования ошибок и неудач, которые также направляли процесс программирования. Более того, создаваемые образы приводили к возможности переживания совершенного нового опыта материальности, невозможного вне программной среды. В ходе работы над изображением не только изображение влияет на зрителя, но и дисфункции этого изображения, его несоответствия ожиданиям, несвойственные свойства, расширяющие представления об изображении. В силу того, что манипуляции над образами доступны каждому, эти отношения между изображением и пользователем, опосредованные программой и аппаратом, постоянно разворачиваются во времени, провоцируя непрекращающуюся совместную работу харда и софта в их слиянии, которое не является идеальной самостоятельной машиной и невозможно без человеческого жеста. Взгляд может замедлиться в разглядывании деталей, но он никогда не останавливается, он подвижен. В этом движении разворачивается и само изображение, которое является центром притяжения этого взгляда. И значимость пользователя в триаде “пользователь-хард-софт” также раскрывается благодаря наблюдаемому глитчу, скольжению сообразному скольжению самого взгляда.
Таким образом термин “глитч” может использоваться как для описания ряда объектов, обладающих характеристиками, свидетельствующими о произошедшем глитче; в то же время глитч может означать ускользание запрограммированного от человека, тот момент, когда программа начинает действовать магически, непредвиденным заранее способом. В этом смысле, можно сказать, что глитч имеет место тогда, когда нарушаются правила, преодолевается программа. (2016)
Глитч-арт: что это за стиль и как он пригодится в брендинге
Обновлено 11 марта, 2021
Вспомните, как выглядят помехи на экране компьютера или телевизора. Художники превратили эти искажения в искусство, создав нестандартное направление под названием глитч-арт.
Сегодня этот стиль активно используют не только в творчестве, но и в брендинге, ведь его дерзкий характер привлекает внимание и отлично запоминается. В статье мы подробно объясним, в чем суть глитч-арта и кому он подойдет.
Что такое глитч-арт
Glitch по-английски — «сбой», поэтому глитч-арт еще называют искусством ошибок. В отличие от цифровых сбоев, эти искажения намеренные и управляемые. Их разновидности ограничены только фантазией художника. Это могут быть композиции из пикселей, раздвоение картинки или надписи, эффект засвеченной пленки, сжатие или растягивание изображения, неоновые цвета — чем креативнее, тем лучше.
Почему эстетика ошибок так популярна
Приемы глитч-арта еще сотню лет назад применяли в изобразительном искусстве. Но в самостоятельное направление в дизайне он начал оформляться только в 70-х годах XX века.
Сегодня этот стиль используют повсеместно: в фильмах, клипах, играх, фотографии, инсталляциях, рекламе. Например, в блокбастере Blade Runner 2049 («Бегущий по лезвию 2049») или клипе Рианны Rude Boy. Искусству ошибок посвящают международные конференции, а для компьютеров и телефонов выпускают десятки приложений для создания визуала в стиле глитч.
Специалисты связывают популярность жанра с несколькими факторами:
Что все это означает для брендов? Глитч-арт подойдет тем, чей характер и ценности совпадают с чертами этого направления: провокацией, дерзостью, бунтом. Если это про вас, смело берите на вооружение техники, о которых мы расскажем дальше, чтобы привлечь внимание целевой аудитории.
Какие существуют техники глитч-арта
Главный принцип глитч-арта — деформация изображения. Такого эффекта можно добиться, используя один или несколько креативных приемов.
Пикселизация
Для этого достаточно уменьшить разрешение всего изображения или его части. В результате картинка станет размытой и неузнаваемой.
Засвеченная пленка
Выглядит так, как будто на пленку попал свет: на фотографиях появляются лишние блики, тени, искажения цветов.
Мультиэкспозиция
Разные кадры наслаиваются друг на друга, образуя причудливые сюжеты.
Шум и зернистость
Эти эффекты появляются на фотографии, сделанной при плохом освещении. Маленькие точки на пленочной фотографии называются зернистостью, на цифровой — шумом.
Источник — CHRIS MARTINIE
Искажения цвета
Разноцветные тени, размытые оттенки, дублирование цветов — вариантов множество. Это один из самых ярких и заметных приемов, поэтому стоит тщательно продумать его использование.
Текстуры
Речь идет о фоновых изображениях: их можно размыть, непропорционально сдвинуть или добавить неправильную геометрию.
Надписи
Используйте любую искаженную типографику: с плывущими буквами, исчезающими элементами, тенями или нечеткими линиями.
Как бренды используют глитч-арт
Задумываетесь, как применить необычную технику в брендинге? В этом стиле можно оформить:
Приведем несколько примеров того, как с задачей справились творческие бизнесмены:
Как создать глитч-арт изображение самостоятельно
Это можно сделать за несколько минут: главное — знать, какой результат вы хотите получить и где будете использовать картинку.
Выберите изображение
Для новичков в глитч-арте подойдет минималистичное фото: так будет проще исказить элементы, не перегрузив композицию. Ориентируйтесь на такие критерии:
Всем этим критериям отвечает качественный логотип. Применив к нему новую технику, вы добьетесь сразу двух целей: поэкспериментируете с брендингом и сможете показать его максимальному количеству людей: в рекламе, на визитках или соцсетях.
Если у вас еще нет лого, создать его в пару кликов поможет онлайн-генератор Logaster. Советуем сначала скачать бесплатно эмблему в маленьком разрешении и применить к ней разные глитч-техники. Если результат вас не удовлетворит, вы всегда можете вернуться на сайт и отредактировать изображение.
Нужен логотип для создания глитч-арта?
Получите его прямо сейчас: просто введите название бренда и сферу деятельности
Определитесь с приемами
Они зависит от типа лого и месседжа, который вы хотите передать. Например, к текстовой эмблеме можно применить игру с типографикой, а к символьной — с цветом и пикселизацией. Хотите добиться ретро-эффекта? Превратите картинку в зернистую. А добавить немного сюрреализма помогут эффект засвеченной пленки или мультиэкспозиция.
Советуем создать несколько вариантов, а затем устроить голосование среди подписчиков в соцсетях или применить А/В-тестирование.
Подберите инструменты
Есть два основных способа работы с изображениями: при помощи специальных программ или графических редакторов.
Программы подойдут тем, кто раньше не занимался графическим дизайном. Достаточно установить программу на компьютер (Glitcher, Image Glitch Tool, Photomosh) или телефон (Onetap Glitch, Glitchr, Mirror Lab), загрузить изображение — и выбрать из предложенных эффектов. Недостаток таких сервисов — готовые шаблоны, поэтому получить по-настоящему уникальную картинку не выйдет.
Графические редакторы (Adobe InDesign, Illustrator или Photoshop) понравятся более опытным пользователям или тем, у кого есть время разбираться в нюансах настроек. Здесь вы получите полный контроль над процессом и сможете делать с изображением все, что захотите: менять формы, цвета, накладывать друг на друга элементы, добавлять спецэффекты.
Вывод
Глитч-арт гарантированно привлекает внимание из-за своей экспериментальности и вызывающего характера. Хотя создать такое изображение первый раз может быть непросто, в результате вы точно получите уникальную и креативную картинку.
Подытожим, как разработать брендинг в стиле глитч-арт:
Обновлено 11 марта, 2021
Редактор блога компании Logaster, контент-маркетолог. Эксперт по веб-маркетингу и брендированию. Умеет писать просто о сложном. По ее статьям можно построить успешный бренд и начать успешное продвижение в интернете.
Глитч
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью. |
Полезное
Смотреть что такое «Глитч» в других словарях:
глитч — сущ., кол во синонимов: 3 • дефект (71) • помеха (25) • электронная музыка (32) … Словарь синонимов
Глитч (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Глитч. Glitch Направление: Электронная музыка Истоки: IDM Индастриал Брейкбит Конкретная музыка Техно Эмбиент Место и вре … Википедия
Глитч (астрономия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Глитч. Глитч (англ. Glitch «сбой») резкое увеличение (изменение до 1 миллионной доли) частоты вращения пульсара, которая обычно уменьшается постоянно из за торможения, вызываемого… … Википедия
Dance Central 2 — Обложка североамериканского издания Разработчик Harmonix Music Systems Издатели Harmonix Music Systems Microsoft Game Studios (дистрибьютор) … Википедия
Минимал-хаус — Направление: хаус, глитч Истоки: минимал техно, глитч, IDM, минимализм Место и время возникновения: конец 1990 х, Европа … Википедия
ReBoot (мультсериал) — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Список жанров электронной музыки — Перед вами список жанров, поджанров и стилей электронной музыки. Эмбиент Эмбиент хаус Эмбиент техно Дарк эмбиент Дрон Иллбиент Сайбиент Брейкбит Балтимор клаб Брейкбит хардкор Современный ритм н блюз Бигбит Ломаный бит Флорида рейкбит Хип хоп Нью … Википедия
IDM — Intelligent dance music Направление: Электронная музыка Истоки: House Experimental music Electronica Techno Ambient Chillout Drum Bass Breakbeat Balearic Beat Место и время возникновения … Википедия
Apparat — Саша Ринг Sascha Ring … Википедия
After Effects — как создать глитч-эффект, практическое руководство для новичков
Продолжаем серию уроков по работе с After Effects. На этот раз покажем, как сделать глитч-эффект.
В предыдущем уроке мы создали красивый прелоадер и узнали, что и в After Effects можно программировать. Сегодня будем создавать помехи. Glitch effect — это эффект искажения, как на старом телевизоре.
Рассмотрим два способа создания этого эффекта:
Автор статей по дизайну.
В веб-дизайн пришел в 2013 году, осознанно начал заниматься с 2015 года. Параллельно освоил верстку. Время от времени публикует переводы на хабре.
Первый способ — используем футаж
Создание проекта
Для начала создайте новый проект: File — New — New Project.
Настройте, как на скриншоте.
Подготовка текстового слоя
Создайте новый текстовый слой в контекстном меню на панели слоев: New — Text.
Наберите слово Skillbox и расположите его по центру.
Подготовка и импорт футажа в проект
Чтобы создать glitch effect, будем использовать готовый футаж — его можно найти в свободном доступе по запросу screen glitch. Выберите ролик и импортируйте в свой проект. На панели Project откройте контекстное меню и выберите пункт Import — File.
Переместите футаж выше текстового слоя. Он нужен для смещения текста по горизонтали/вертикали и создания глитча.
Этот слой нужно скрыть.
Создание глитч-эффекта
Добавьте корректирующий слой: New — Adjustment Layer.
На панели Effects & Presets выберите эффект Displacement Map и перенесите его на только что созданный корректирующий слой Adjustment Layer.
Действие перенесет нас в настройки. В стеке Displacement Map Layer выбираем футаж.
Далее укажите настройки смещения — например, такие.
Просмотреть результат можно двумя способами — на панели Preview нажмите Play, на Timeline — пробел.
В зависимости от того, какой футаж вы выбрали, будет меняться и результат. Вот что получилось у нас:
Второй способ — создание своего фона для глитч-эффекта
Рассмотрим второй способ создания глитча с добавлением эффекта старого телевизора и смещением цветовых слоев. Начало почти такое же, как и в первом способе: создаем новый проект и композицию, настраиваем.
Подготовка текстового слоя
Перед созданием текстового слоя сделайте слой сплошной заливки Solid — на панели слоев в контекстном меню выберите New — Solid. Цвет поставьте #121212.
Теперь добавьте новый текстовый слой и наберите Skillbox, расположите его по центру.
Следующий шаг — настройка появления текста. Для этого выберите слой с текстом и нажмите клавишу S, откроется свойство Scale. Расположите ключевые кадры, как показано ниже. Выберите значения, например, можно взять такие: первого ключевого кадра — 407, второго — 100. Вы можете задать свои значения, главное — чтобы текст немного выходил за пределы экрана, а затем возвращался в исходное положение. Вот так:
Затем выделите оба кадра и нажмите F9, чтобы активировать Easy ease для более плавного появления текста.
Аналогично настройте значение прозрачности Opacity. Нажмите клавишу T и создайте два ключевых кадра, как на скриншоте. Для первого укажите параметр — 0, для второго — 100%. Текст будет меняться от абсолютно прозрачного до абсолютно непрозрачного. Не забудьте активировать Easy ease, выделив ключевые кадры и нажав F9.
Должно получиться так:
Теперь настройте график Easy ease. Не снимая выделение с кадров, нажмите на Graph Editor в правом верхнем углу панели слоев и отрегулируйте кривую графика, как показано ниже. График строим именно так, чтобы анимация плавно начиналась, затем разгонялась — как будто вы едете с горы, и так же плавно, как и вначале, завершалась.
Чтобы поработать с этим слоем более гибко, сделайте Pre-compose — это можно сравнить с группировкой слоев в Photoshop. Так легче добавлять анимацию и эффекты ко всем слоям композиции. Функция вызывается в контекстном меню на слое с текстом.
Создание и настройка фона для глитч-эффекта
В предыдущем варианте вы брали готовый футаж для создания эффекта смещения, а сейчас сделаете его сами.
Создайте слой Solid на панели слоев, назовите Glitch Effect и сделайте Pre-compose. Время поработать с композицией — откройте ее двойным щелчком. На панели Effects & Presets выберите Fractal Noise, особый эффект для создания фона, и перенесите его на слой Glitch Effect.
Перейдите к настройкам Fractal Noise. Выставите значения, как на скриншоте. Чтобы настроить Evolution, нажмите на иконку секундомера с зажатой клавишей Alt, а где Timeline, введите time*4000. Ваш фон оживет.
Нажмите на пробел и посмотрите, что получилось.
Фон готов. Приступим к созданию глитч-эффекта.
Создание глитч-эффекта
Так же, как и в первом варианте, вы будете использовать корректирующий слой. Но для начала вернитесь к композиции проекта.
Нажмите на иконку глаза на слое композиции с созданным фоном, чтобы его скрыть, и создайте слой Adjustment Layer.
К корректирующему слою добавьте эффект Displacement Map и настройте его. В стеке Displacement Map Layer выберите Glitch Effect Comp 2 — это композиция с созданным фоном. Укажите значение горизонтального и вертикального смещения.
Оцените промежуточный вариант.
Теперь сделаем так, чтобы глитч-эффект не был навязчивым и не рябил в глазах, а появлялся в двух — трех местах на протяжении всего ролика.
Для этого скопируйте корректирующий слой Adjustment Layer — столько раз, сколько вам нужно. Для каждой копии настройте тайминг: именно на столько времени эффект искажения будет появляться на экране.
Для этого выберите корректирующий слой и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Shift+D. Но перед этим переместите индикатор текущего времени в панели Timeline на одну секунду.
Затем переместите индикатор на несколько кадров вперед и cкопируйте слой еще раз — Ctrl+Shift+D. Удалите ненужные слои, как показано на гифке ниже. А оставшийся слой продублируйте два раза, нажав Ctrl+D.