Главный политический институт оказывающий влияние на экономическое развитие общества это что

Влияние политических процессов на экономическое развитие общества. Экономическая политика

Направления воздействия государства на экономическую политику зависят от типа экономики.

При смешанной или рыночной экономике государство обеспечивает постоянный приток средств, необходимых ему для выполнения внутренних и внешних функций. Государство поддерживает развитие национальной экономики, потому что сила государства зависит именно от потенциала национальной экономики.

Механизмами государства по эффективному формированию рыночной экономики являются:

При плановой и смешанной экономике государство поддерживает функционирование и развитие секторов экономики, которые не пользуются большим интересом со стороны граждан и частных компаний (железная дорога, почта, школы). Оно также стремится обеспечить безопасность экономической деятельности граждан, защищая их от иностранной конкуренции.

Плановая экономика предполагает следующие мероприятия:

Главный политический институт оказывающий влияние на экономическое развитие общества это что. lazy placeholder. Главный политический институт оказывающий влияние на экономическое развитие общества это что фото. Главный политический институт оказывающий влияние на экономическое развитие общества это что-lazy placeholder. картинка Главный политический институт оказывающий влияние на экономическое развитие общества это что. картинка lazy placeholder. Направления воздействия государства на экономическую политику зависят от типа экономики.

Цели и инструменты экономической политики

Экономическая политика ставит перед собой конкретные цели, которые она намерена достичь.

Общие цели:

Системная политическая цель:

Экономические цели:

Социальные цели:

Экологические цели:

Оборонно-военные цели:

Для достижения этих целей правительство использует различные инструменты, которые постоянно находятся под его контролем. Эти инструменты включают процентные ставки, государственные расходы и налоги, изменения обменного курса и многое другое.

Политика правительства определяет, какие инструменты использует правительство, и предполагает, что оно достигнет своих целей.

Конечно, существуют ограничения по количеству целей, которые правительство и центральный банк могут достичь за короткий период времени. Например, правительство может оказать давление на снижение инфляции, безработицы и процентных ставок, а также контролировать стабильность национальной валюты. Достижение всех этих целей за один раз может показаться хаотичным и невозможным, потому что эти цели несовместимы. Нормальным последствием снижения инфляции и поддержания стабильности национальной валюты является рост безработицы и повышение процентных ставок.

Условия успешного воздействия государства на экономику

Детерминанты экономической политики в данный момент могут рассматриваться как независимые переменные, которые определяют текущие возможности осознанного воздействия государства на экономику. Однако в долгосрочной перспективе каждый из факторов может формироваться соответствующей государственной политикой, направленной на обеспечение лучших условий для осуществления их деятельности.

В связи с этим важнейшими направлениями деятельности государства являются:

Внутренние условия:

Внешние условия:

Конституционно-системные условия:

Главный политический институт оказывающий влияние на экономическое развитие общества это что. lazy placeholder. Главный политический институт оказывающий влияние на экономическое развитие общества это что фото. Главный политический институт оказывающий влияние на экономическое развитие общества это что-lazy placeholder. картинка Главный политический институт оказывающий влияние на экономическое развитие общества это что. картинка lazy placeholder. Направления воздействия государства на экономическую политику зависят от типа экономики.

Функции государства в экономике

Согласно интервенционистской модели (государство всеобщего благосостояния), государство выполняет ряд различных функций в экономике:

Государство защищает конкуренцию от монополистических организаций. Оно также пытается устранить угрозы для экономического развития. Для этого оно нейтрализует факторы, вызывающие кризисы, и пытается стимулировать экономику.

Государство занимается проблемами охраны окружающей среды и территориального порядка в развитии страны. Оно также поддерживает общественный порядок, защищает нижние слои общества, регулирует условия труда, заработную плату и т.д.

В обязанности государства входят микроэкономические решения. Оно должно поддерживать международную конкурентоспособность страны, в том числе обеспечивать уровень образования, и обеспечивать правильную форму института экономической жизни.

Функции государства могут быть расширены за счёт включения микроэкономической политики, в частности секторальной (промышленной, сельскохозяйственной), внешней торговли, труда и структурной политики.

В период политических преобразований перестраивается система, основанная на принципах демократии, частной собственности и рыночном регулировании экономических процессов.

Функции экономической политики в период трансформации включают ликвидацию институтов и структур системы командования и распределения, создание условий, позволяющих запустить и надлежащим образом функционировать механизмы рыночной экономики, трансформировать структуру собственности – приватизацию.

Главный политический институт оказывающий влияние на экономическое развитие общества это что. lazy placeholder. Главный политический институт оказывающий влияние на экономическое развитие общества это что фото. Главный политический институт оказывающий влияние на экономическое развитие общества это что-lazy placeholder. картинка Главный политический институт оказывающий влияние на экономическое развитие общества это что. картинка lazy placeholder. Направления воздействия государства на экономическую политику зависят от типа экономики.

Государственные институты, регулирующие экономику

К государственным институтам, которые способны осуществлять функции контроля, распределения и стабилизации экономической сферы общества, относятся:

Критерии оценки экономической политики

Существует несколько критериев оценки успешности влияния правительства на экономические процессы:

Взаимосвязь экономической и социальной политики

Существуют различные модели, описывающие взаимосвязь между экономической и социальной политикой:

Главный политический институт оказывающий влияние на экономическое развитие общества это что. lazy placeholder. Главный политический институт оказывающий влияние на экономическое развитие общества это что фото. Главный политический институт оказывающий влияние на экономическое развитие общества это что-lazy placeholder. картинка Главный политический институт оказывающий влияние на экономическое развитие общества это что. картинка lazy placeholder. Направления воздействия государства на экономическую политику зависят от типа экономики.

Влияние государственной власти Российской Федерации на экономическое развитие общества

Экономика современной России относится к смешанному типу. Это означает, что в ней сочетаются традиции рыночной экономики и государственного влияния, политики либерализации и протекционизма.

Развитие рыночной экономики обеспечивается за счёт следующих мероприятий:

К элементам плановой экономики в экономической сфере Российской Федерации относятся:

К основным политическим моделям внешнеэкономической деятельности Российской Федерации относят политику протекционизма и фритредерство.

Основными политическими способами преодоления кризисов в российской экономике являются:

Источник

ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА

Посмотрим, как влияет на экономическое развитие общества его главный политический институт — государство. Одна из общественных функций государства — использование имеющихся возможностей для экономического развития.

Вследствие краха экономической, политической и соци-альной системы, основанной на централизованном планиро-вании, рыночные силы и свободное предпринимательство стали рассматриваться как основа жизнеспособности соци-ально-экономической системы.

В большинстве стран, выбравших путь рыночных преобразований в экономике, предпосылками экономического роста стали приватизация и снижение регулирующей роли государства, что сопровождается переоценкой функций и политики государства. Правительства стремятся меньше вмешиваться в те области, где рынок работает с большей эффективностью. Однако это означает не ликвидацию государственного управления, а скорее изменение его форм и улучшение качества.

В рыночной экономике главными функциями государства являются облегчение и стимулирование действия рыночных сил с помощью мер правительственной политики. Наиболее общим, важным условием существования рыночной экономики является реализация государством таких политических целей, как свободное развитие общества, правовой порядок, внешняя и внутренняя безопасность (выделены еще Адамом Смитом).

Свободное развитие общества понимается и как социаль-ная, и как экономическая категория. Чем ценнее признается свобода отдельного человека в обществе, тем более значимой воспринимается экономическая свобода в государстве.

Государство заинтересовано обеспечить правовую надеж-ность экономической деятельности, чтобы пользоваться ее результатами.

Обеспечение внешней и внутренней безопасности государ-ством предполагает создание институтов по поддержанию общественного порядка внутри страны, а также наличие про-фессионально подготовленной армии, способной защищать страну от нападения извне.

Важная задача государства — охрана и поддержание в национальной экономике конкуренции, борьба со стремлением фирм к монополизму. Например, для развивающейся рыночной экономики России это одна из насущных проблем. (Вспомните и приведите примеры антимонопольного регулирования экономики российским правительством.)

И, наконец, в условиях рыночной экономики важнейшая функция государства — разработка оптимальной национальной стратегии экономического развития, объединение усилий государственных органов, частных компаний, общественных организаций для ее реализации. Эта функция не

может быть предоставлена автоматическим механизмам рынка. Так, государственная политика играет важную роль в финансировании таких областей, как фундаментальная наука, образование, здравоохранение, национальная культура и др.

Целями государственной политики могут быть: обеспечение полной занятости, справедливое распределение доходов, защита природного комплекса и т. п. Каждое прави-тельство выбирает необходимые обществу экономические приоритеты в своей политике. (Каковы, на ваш взгляд, при-оритеты политики современного Российского государства в экономике?)

На экономическую жизнь общества оказывают влияние и различные политические партии и объединения.

Политические институты общества активно влияют на экономику. А заинтересована ли экономика в поддержке, например, демократии, правового государства?

Опыт развитых стран показывает, что рыночная экономика дает основу для поддержки демократии, правового государства, гражданского общества.

Условия рыночной конкуренции учат людей более ответственному отношению к своему делу, окружающим, принятию решений. Свобода предпринимательства убеждает человека в том, что он собственным выбором деятельности и инициативностью может менять свою жизнь к лучшему.

Рыночная экономика заинтересована в том, чтобы функционировать в рамках правового государства. Так, предпринимателю важно начинать свое дело, зная «правила игры» в рыночном пространстве, т. е. по каким известным законам он может действовать, какие налоги платить. А такие важные для экономики вопросы, как установление налогов, законы по охране окружающей среды, постановления, регулирующие отношения работодателей и наемных работников, открыто должны обсуждаться с учетом мнения различных сторон.

В свою очередь, правовое государство опирается на граж-данское общество, которое составляют граждане, самостоя-тельно принимающие личные решения, реализующие част-ные интересы. Структурными единицами гражданского общества в экономической сфере являются частные пред-приятия, кооперативы, акционерные общества и другие про-изводственные ячейки, создающиеся гражданами по собст-венной инициативе.

Источник

Обеспечение экономического роста;

Создание условий экономической свободы (право хозяйствующих субъектов самим выбирать форму и сферу экономической деятельности, методы ее осуществления и использования дохода от нее);

Обеспечение экономической безопасности;

Оказание помощи тем, кто не может себя полностью обеспечить;

Достижение экономической эффективности (способность всей экономики получить максимальный результат из имеющих ограниченных ресурсов);

Обеспечение полной занятости.

Экономическая политика строится на умелом сочетании перспективных и текущих целей. К преспективным целям российской экономической политики относится, например, формирование социально ориентированного рыночного варианта экономики. К текущим целям можно отнести, например, решение проблем государственного долга, устранение чрезмерной дифференциации доходов населения и борьбу с бедностью.

В экономической политике выделяют, в частности, финансовую, инвестиционную, аграрную, научно-техническую, внешнеэкономическую политику.

За государством всегда сохраняются такие классические функции, как:

Защита прав собственности;

Регулирование денежного обращения;

Регулирование взаимоотношений между работодателями и наемными работниками;

Контроль над внешнеэкономической деятельностью;

Производство общественных благ и т.д.

Почему государству приходится заниматься производством общественных благ?

Производство общественных благ берет на себя государство, потому что в большинстве своем оно не выгодно для частных производителей, а развитие таких, например, сфер, как здравоохранение, образование, фундаментальные науки, охрана окружающей среды, не может происходить только на основе частного предпринимательства. Для производства общественных благ необходимы значительные финансовые средства, и государство получает их, собирая налоги. Тем самым все граждане вносят свой вклад в оплату общественных благ.

Значительна роль государства и в тех сферах, в которых работают исключительно частные предприятия, действующие по законам рынка. Вмешательство государства в эти сферы вызвано проблемой внешних эфектов или воздействий.

Представим деревообрабатывающий комбинат на берегу реки, который загрязняет отходами производства эту реку на многие километры вниз по течению. Это пример отрицательного производственного внешнего эффекта для населения, живущего по берегу реки. При этом на цене продукции комбината подобный побочный эффект производства может и не сказаться. Кто же поможет населению справиться с отрицательными последствиями производства? Государство вынуждено производить дополнительные затраты на очистку воды, поддержание здоровья людей и др. Оно компенсирует побочный эффект деятельности комбината.

Примером положительного внешнего эффекта может быть деятельность военных заводов. Стремясь обеспечить такую государственную услугу населению, как оборона и безопасность (за нее потребитель платит налоги), производители одновременно способствуют научно-техническому прогрессу. Для компенсации военным предприятиям этого внешнего эффекта государство может поднимать цены на военную продукцию или предоставлять им субсидии.

С развитием общества происходит расширение, уточнение функций государства. Этот

Источник

Главный политический институт оказывающий влияние на экономическое развитие общества это что

Политическая система оказывает воздействия на экономическое развития территории согласно своим внутренним свойствам, которые раскрываются через политическое, стратегическое взаимодействие политических и экономических институтов. Такое воздействие между политической системой и экономикой структурируется институтами, обладающими потенциалом административного принуждения и экономическими рычагами управления, ресурсами.

Совокупность законодательных норм и неформальных правил формирует и ограничивает варианты допустимых стратегических вариантов развития событий, как политических так и экономических моделей поведения резидентов государства и бизнес-элит.

Вовлеченность, доверие и отклик проявляемые в электоральные периоды являются критерием эффективности политических и экономических институтов, служат стимулом для последующего институциональных преобразований. Политическая культура так или иначе указывает на состояние общепризнанных политических ценностей и формирует отношение к административному аппарату, производственным процессам и накоплению материальных благ и ресурсов.

Актуальное представление о роли государства в экономическом развитии региона состоит из ряда основных стратегических задач по обеспечению благоприятных для всех экономических субъектов экономики условий ведения хозяйственной деятельности. Для осуществления указанных задач государственный аппарат концентрируется на двух важнейших направлениях:

1) поддержание макроэкономической стабильности;

2) совершенствование институциональной среды.

Качество и стабильность национальных институтов определяют, среди прочего, уровень затрат на ведение бизнеса, привлекательность участия в бизнесе для частных инвесторов, инвестиционную активность в стране, уровень и качество конкуренции на рынках и, следовательно, самым непосредственным образом влияют на экономическое развитие. Многочисленные межстрановые исследования показали наличие устойчивой корреляционной связи между качеством институтов и долгосрочными темпами роста[1].

Наличие качественных и эффективных институтов является общей характеристикой для стран с высокими доходами на душу населения по паритету покупательной способности.[2] В современной данности постиндустриального развития мировой экономики наличие и требования к качеству институтов непрерывно усиливаются. Это обуславливается повышением норм качества человеческого капитала, инновационной характеристикой развития экономики, требующих новых моделей новых систем поддержки хозяйственной деятельности субъектов экономики и усиление специализации и узконаправленности трудовых ресурсов. Все это неизбежно приводит усложнению хозяйственной системы и формированию новых рисков для устойчивости развития. Предполагается, что развитие политических институтов на региональном уровне должно нивелировать риски, создаст систему их эффективного распределения и мониторинга, установит контроль за протеканием социально-экономических процессов и укрепит партнерство между государственным и частным сектором экономики. Будет способствовать созданию опоры для общественного сектора и привлечению инвестиций в регион.

Также рост потребности в информации позволит укрепить роль политических институтов в экономике благодаря постоянной смене информационного поля и его влияния на социальные аспекты бизнес процессов.[3] В свою очередь это повышает требования к прозрачности и гласности деятельности политических институтов и организаций, усилит спрос на демократизацию и полярность мнений, станет своеобразным рывком для создания специализированных политических и трудовых групп населения, различных коалиций и направлений политико-социальной мысли.

На новом этапе развития политических институтов появятся потребность в системе оценки влияния на социально-экономические факторы развития, зависящие от качества политических институтов и организаций.[4] Переоценка деятельности политических институтов неизбежно приведет к реформированию и улучшению качества их деятельности, к дальнейшей демократизации общества. Приоритет в оценке хозяйственной деятельности будет отдаваться индексам политической активности населения, анализу качества институциональных характеристик.

В современном сценарии регионального развития экономики на первый план выходит реализация приоритетных национальных проектов, как форма стратегического плана развития государственной экономики. Масштабность и комплексность национальных проектов позволяет усилить бюджетное финансирование отдельных секторов, что в дальнейшем приведет к реформации политических институтов в регионах, ведь базовыми принципами реализации национальных проектов является развитие человеческого капитала.

Таким образом, современное развитие политических институтов и их влияние на региональное развитие экономики позволяют сделать следующие выводы:

1) Мировая тенденция на информатизацию хозяйственной деятельности увеличивает влияние политических институтов и организаций из-за потребности в своевременном доступе к информации, демократизации и плюрализму мнений.

2) Усложнение и скорость протекания экономических процессов способствует формированию новых рисков устойчивости развития в регионах. Для эффективного распределения такого рода рисков необходим рост влияния политических институтов на социально-экономических аспекты хозяйственной деятельности региона.

3) Совершенствование институциональной среды является весомым фактором продвижения стратегических планов развития и поддержания стабильности экономических систем в регионах.

[2] Хелпман Э. Загадка экономического роста. [Электронный ресурс] М.: Института Гайдара, 2011. 240 с.

[3] Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория: монография. [Электронный ресурс] М.: ТЕИС, 2002. 591 с.

[4] Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. [Электронный ресурс] М.: Начала,1997. 180 с.

Источник

Институты политической системы

Политический институт — определение

Политические институты – это система учреждений, целями которой являются организация и обслуживание процесса осуществления политической власти.

Традиционно к числу основных понятий институтов причисляют государство, организации и движения, сформированные обществом, и партии. Главные назначения институтов:

Те или иные неинституционализированные группы и общности создают политические институты. Системы отличаются от предшествующих структур оплачиваемым аппаратом управления, который функционирует на постоянной основе. Руководители разных уровней, лидеры, рядовые члены и другие участники обеспечивают активность субъекта политики. Взаимодействие политических институтов с социумом направлено на удовлетворение интересов конкретного, непрерывно меняющегося группового и индивидуального социально-политического характера.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Отечественная практика демонстрирует редкое признание независимой личности, как свободного и самостоятельного субъекта политики. Длительное время в истории роль субъектов политических процессов исполняли народные массы, объединения и общности. Участвовать в политике могла отдельно взятая личность в рамках официальных структур, функции которых были строго регламентированы.

Классификация политических институтов:

«Мера политики» — это потребности, цели и ценностные ориентации каждого гражданина, которые приводят в действие и способствуют социально-политической активности социальных групп, институтов и организаций, выражающих интересы каждого человека. Для того чтобы индивид, являясь потенциальным субъектом политики, стал таковым в действительности, от него требуется освоение собственного опыта на практике, определение собственной позиции в процессе, сознательное определение отношения к политическому миру и степени своего участия в нем.

Атрибуты институтов

Свойства политических институтов обеспечивают воспроизводство устойчивых политических отношений.

С помощью атрибутов институты приобретают объективность, способность к самовоспроизведению в формате образований социума, независимость от желаний и воли конкретных индивидов. Эти свойства побуждают членов общества ориентироваться в собственном поведении на регламентированные модели, предписанные правила и нормы.

Поддержание связи субъектов с проблемами, интересами

Устойчивость отношений в политической сфере обеспечивается с помощью формирования четких норм и правил, которые регулируют типы поведения граждан в процессе их взаимодействия. Например, для института парламентаризма характерно регулирование поведение депутатов. Последние обязаны вести законотворческую деятельность, общаться с избирателями, отстаивать публично собственную позицию и выполнять другие функции, предписанные регламентом. Если в процессе выборов персональный состав парламента меняется, то базовые нормы остаются неизменными.

Политические отношения возникают через действия и процессы в обществе

Представители общества регулярно контактируют друг с другом. Действия и процессы формируют политические отношения. Институциональное взаимное действие приобретает устойчивость с помощью постоянной поддержки санкциями, которые призваны предотвращать нарушения принятых норм и правил. Они применяются в виде общественных замечаний, порицаний, принимают форму принуждения по отношению к нарушителю.

Влияние на внешние и внутренние параметры существования людей

Институционный порядок формирует параметры жизни людей. Взаимодействуя, граждане рассматривают регламентированные правила, как необходимые, значимые и естественные. Нормы институтов усваиваются во время обучения и общения. Стремление формировать поведение таким образом, чтобы избежать столкновения с санкциями, является проявлением воздействия системы на общество. Принятые нормы становятся неотъемлемым атрибутом существования людей.

Признаки

Дифференциация власти и усложняющиеся политические отношения приводят к возникновению политических институтов. Они различаются на институты, которые относятся к комплексам нормативных ограничений, и организации, которые представляют собой группы людей с определенными целями и принимающими решения, разрабатывающими правила для их оптимизации. Основные признаки политических институтов:

Как и организации, институты характеризуются структурированными отношениями людей, построенными с помощью введения норм. Институты представляют собой определенные правила, на которых основаны политические процессы, а организации являются объединениями индивидов, чьи действия ограничены этими правилами.

Функции

Конкретные институты и нормы образуют систему. Формат структуры определяется деятельностью государства, формами правления, государственным устройством и политическим режимом. На функционирование институтов может оказывать влияние экономический строй общества, политическая воля правящих слоев и групп, политическая культура людей, исторические традиции государственного строительства. Эволюция политических институтов происходит за счет глубинных процессов развития общества, происходящих внутри системы или за ее пределами. Вместе с тем институты значительно влияют на жизнь общества.

Общие функции институтов:

Разновидности

В современном мире существуют разные политические институты. Каждый вид обладает рядом особенностей:

Институт парламентаризма

Институт парламентаризма формирует и контролирует отношения, которые возникают в современном обществе в процессе создания представительного органа государственной власти, выполнения им законотворческой функции. Система парламента состоит из устойчивых отношений, возникающих между людьми, которые обрели определенный статус. Функции института парламентаризма:

Нормативный контроль затрагивает вопросы компетенции парламента, порядок, согласно которому он формируется. Система определяет полномочия депутатов, характер их взаимодействия с конкретными избирателями и гражданским обществом страны в целом.

Институт государственной службы

Институт государственной службы создан для регулирования профессиональной деятельности людей, которые принадлежат к особой статусной группе. На примере России данный контроль осуществляется, согласно закону «Об основах государственной службы Российской Федерации». Регламент позволяет определить признаки правого статуса государственных служащих, упорядочить этапы прохождения госслужбы, определить систему поощрений и ответственности исполнителей, основания для прекращения их деятельности.

Институт главы государства

Институт президентства, или главы государства, необходим для обеспечения устойчивости при воспроизводстве общественных отношений. Лидер государства выступает от имени народа, формирующего гражданское общество. Глава системы управления играет роль высшего арбитра в спорных ситуациях, гарантирует целостность государства, незыблемость соблюдения прав граждан, дарованных им Конституцией.

Институты судопроизводства

Институты судопроизводства регламентируют отношения, которые складываются по причине необходимости урегулирования разных споров в обществе. Суд не предназначен для создания нормативных актов, распоряжений и управления в отличие от других институтов. Принять судебное решение возможно в условиях власти, которая обеспечивает обязательное подчинение конкретных граждан принятому решению.

Структура

Политические институты представлены многофункциональной структурой, которая состоит из следующих компонентов:

Каждый компонент системы обладает собственной индивидуальной структурой, формами внутренней и внешней организации, способами выражения. К основным подсистемам относятся:

Каждый компонент структуры обладает рядом особенностей. Составляющие политического института характеризуются определенной целью и ролью. Им отведено конкретное место в рамках единой политической системы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *