Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Урок № 58. Неопределённая форма глагола.
Вопросы, рассматриваемые на уроке
Глагол – часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении глагол обычно является сказуемым.
Неопределённая форма глагола – форма, в которой нельзя определить число, лицо, род. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Является начальной формой глагола. Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на -ть или -ти: рисовать, лепить, нести, идти. Есть также глаголы, которые оканчиваются на -чь: стеречь, прилечь.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Уроки русского. Неопределённая форма глагола.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Глагол – изменяемая часть речи. У всех изменяемых частей речи есть начальная форма. Начальная форма есть и у глагола. Она отвечает на один из двух вопросов: что делать? или что сделать? Особенность начальной формы глаголов в том, что по ней нельзя определить ни время, ни род, ни лицо. Поэтому её называют неопределённой формой глагола.
Обратите внимание, что глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, являются разными словами, даже если они однокоренные:
что сделать?
Очень важно при поиске неопределённой формы глагола, при изменении глагола по лицам и числам не заменять один глагол другим. Вот почему надо следить за приставкой с- в вопросе глагола
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля
что сделать?
Падать, упасть, склеить, клеить, рассказывать, рассказать, сбежать, бежать, зацвести, цвести, прилететь, лететь.
Проверьте себя по эталону:
что сделать?
Ольга Николаевна стала объяснять нам, что, для того чтобы успешно учиться, надо правильно распределять свой день. Надо пораньше ложиться спать и пораньше вставать. Утром делать зарядку, почаще бывать на свежем воздухе. Уроки нужно делать не сейчас же после школы, а сначала часа полтора-два отдохнуть. Уроки обязательно делать днём. Поздно вечером заниматься вредно. Сначала надо делать уроки, которые потрудней, а потом те, что полегче.
Проверьте себя по эталону:
Ольга Николаевна стала объяснять нам, что, для того чтобы успешно учиться, надо правильно распределять свой день. Надо пораньше ложиться спать и пораньше вставать. Утром делать зарядку, почаще бывать на свежем воздухе. Уроки нужно делать не сейчас же после школы, а сначала часа полтора-два отдохнуть. Уроки обязательно делать днём. Поздно вечером заниматься вредно. Сначала надо делать уроки, которые потрудней, а потом те, что полегче.
Ходьба – ________________, скука – ________________, жизнь – ________________, победа – ________________, лечение – ________________, жалость – ________________, любовь – ________________, горе – ________________, покупка – ________________, молчание – ________________.
Проверьте себя по эталону:
Ходьба – ходить, скука – скучать, жизнь – жить, победа – побеждать, лечение – лечить, жалость – жалеть, любовь – любить, горе – горевать, покупка – покупать, молчание – молчать.
Примеры и разбор заданий контрольного модуля
1. Прочитайте стихотворение. Сколько в нём глаголов в неопределённой форме?
Коли спорить, так уж смело.
Коль карать, так уж за дело.
Коль простить, так всей душой.
Коли пир, так пир горой.
В этом стихотворении …
А) 2 глагола в неопределённой форме;
Б) 3 глагола в неопределённой форме;
В) 4 глагола в неопределённой форме.
2. Отметьте предложение, в котором все глаголы в неопределённой форме.
А) Ребята принялись разглядывать друг друга и рассказывать, кто как провёл лето. (Н. Носов)
Б) Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы. (А. Пушкин)
В) Уметь говорить – хорошо, уметь слушать – ещё лучше. (Пословица)
3. Отметьте строку, в которой неверно указан глагол неопределённой формы.
А) вставал – вставать;
В) полежите – полежать.
Проверьте себя по эталону:
Три правильных ответа – «Отличный результат!»
Два правильных ответа – «Хороший результат!»
Один правильный ответ – «Потренируйтесь ещё!»
Глаза у вальдшнепа размещены далеко друг от друга, можно (______________) сказать, на затылке. Поэтому ему не надо (________________) поворачивать голову, чтобы (________________) увидеть всё, что происходит вокруг него.
Проверьте себя по эталону:
Глаза у вальдшнепа размещены далеко друг от друга, можно (что сделать?) сказать, на затылке. Поэтому ему не надо (что делать?) поворачивать голову, чтобы (что сделать?) увидеть всё, что происходит вокруг него.
Неопределенная форма глагола
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Понятие глагола
Глагол в русском языке — часть речи, которая обозначает действие или состояние и выражает это при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.
Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делают? что будет делать?
Примеры глаголов:
что будет делать? споет.
Шесть форм глаголов:
Понятие неопределенной формы глагола
Неопределенная форма глагола — это неизменяемая форма, у которой нельзя определить категории времени, лица, числа и рода. Она только называет глагольное действие.
Правило русского языка объясняет неопределенную форму глагола так: данная форма называет действие, процесс или состояние независимо от того, когда, кем и как это действие, процесс или состояние осуществляются.
Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы: что делать? что сделать?
Примеры глаголов в неопределенной форме:
что делать? играть, читать ;
Рассмотрим еще один пример: слово «страдать» — это начальная форма глагола, действие звучит как «страдание», но кто и когда страдал по инфинитиву понять невозможно.
Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы:
-ть, если перед ним в слове стоит гласный звук, который также является суффиксом ( стоять, молчать, хотеть, скакать );
-ти, если перед ним в слове стоит согласный звук, который является частью корня ( пойти, нести, везти, ползти ).
В предложении глаголы в форме инфинитива могут быть частью составного сказуемого, сказуемым, подлежащим, в редких случаях определением, дополнением или обстоятельством.
Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.
Основа инфинитива
В русской морфологии у глагола различают:
основу настоящего времени;
Основа инфинитива служит формообразующим началом:
Для глаголов прошедшего времени:
ползать — ползал, ползала, ползало, ползали;
подвезти — подвез, подвезла, подвезло, подвезли;
Для глаголов условного наклонения:
ползал бы, ползала бы, ползало бы, ползали бы;
подвез бы, подвезла бы, подвезло бы, подвезли бы;
Для действительных причастий прошедшего времени:
Для страдательных причастий прошедшего времени:
Для деепричастий совершенного вида:
Образование инфинитива
Чтобы определить инфинитив, нужно обратить внимание на суффиксы глаголов в неопределенной форме.
Неопределенная форма глагола образуется от основы глагола, от которой также образуются личные формы при помощи суффиксов:
-чь (стричь, достичь) — этот суффикс объединяет часть глагольной основы, которая оканчивается на «к/г» (выражается в чередующейся «ч») плюс нулевой суффикс инфинитива (выражается мягким знаком).
Некоторые глаголы, корень которых заканчивается на -чь, не имеют этого окончания.
беречь — корень/нулевое окончание;
пренебречь — корень/нулевое окончание;
привлечь — приставка/корень/нулевое окончание;
запечься — приставка/корень/нулевое окончание/постфикс.
Грамматические признаки инфинитива
Инфинитив — неизменяемая, неспрягаемая форма глагола. Ее нельзя спрягать, представлять в другом времени или лице.
У инфинитивов есть только постоянные глагольные признаки, а именно:
Вид — совершенный, несовершенный;
Инфинитив несовершенного вида выражает действия, которые продолжаются во времени, и не имеют конкретной привязки. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»: готовить, отдавать.
Инфинитивы совершенного вида говорят о том, что действие уже совершено или будет совершено, о том, что результат уже есть или еще будет. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?»: переписать, помыть.
Возвратность — возвратные, невозвратные.
Возвратные глаголы неопределенной формы отличаются от невозвратных наличием постфиксов:
-ся-, если корень слова оканчивается на согласный: мыл — умылся;
-сь-, если корень слова оканчивается на гласный: сложить — сложилось.
Переходность — переходные, непереходные.
Переходные глаголы могут сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога. Они передают действие на объект.
После переходного глагола можно поставить вопрос «что?» или «кого?»:
качать (кого?) ребенка.
Непереходные не передают действие и после них неуместны вопросы «что?», «кого?»: веселиться, летать.
Все возвратные глаголы непереходные: решиться, беречься.
Спряжение — 1 спряжение (делать, смешать) и 2 спряжение (любить, чертить).
Также инфинитиву соответствует словоизменительный признак залога:
Бабушка решила приготовить пирог.
Пирог должен скоро приготовиться.
Как мы уже поняли, у инфинитивов есть только постоянные морфологические признаки. Для удобства отразим их в таблице.
На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола: правило
Неопределенные глаголы являются основой для создания различных форм чисел, лиц и времен. Их используют для проверки правописания, а также для расширения структуры и смысла предложения.
У всех глагольных лексем существует начальная или неопределенная словоформа, указывающая на действие или состояние, без привязки ко времени и указания на отношение к объекту. Начальная форма глагола – это та которая не наделена признаками морфологии, ее еще называют инфинитивом….
Неопределенные глаголы используются в словарях. Что такое инфинитив? Особенности заключаются в следующем:
Важно! Любую глагольную словоформу можно поставить в начальную с помощью вопроса «что делать?» или «что сделать?».
Неопределенными такие словоформы называют потому, что невозможно определить их основные грамматические признаки: время, лицо, наклонение, род и число, чем они и отличаются от остальных.
Неопределенная форма глагола: признаки
Признаки неопределенной формы глагола
В некоторых словах, заканчивающихся на –чь, в начальной форме отсутствует окончание, а –чь входит в структуру корня. Например, привлечь, запечь, беречь, толочь.
Как использовать неопределенную форму глагола
Инфинитив необходим для образования прочих глагольных форм и проверки правописания.
Часто окончания глаголов в личных словоформах являются безударными, что вызывает сомнения в их написании. Чтобы проверить правописание, нужно знать, как поставить глагол в неопределенную форму.
Безударный суффикс в инфинитиве указывает на его написание в прошедшем времени, в деепричастной и причастной форме.
Клеить – клеил – клеивший – поклеив – поклеивши.
Что такое возвратный или невозвратный глагол
Постфикс позволяет определить возвратную и невозвратную форму.
Невозвратными инфинитивами выражается действие к кому-либо, чему-либо. Например, наматывать, подслушивать, гладить.
Возвратный глагол
Признаки переходного и непереходного инфинитива
Переходность в неопределенной форме позволяет выявить дополнительное слово, указывающее на объект или явление, участвующее в действии.
В качестве добавочного слова используется:
Дополнительные слова придают инфинитиву смысл, а без них суть происходящего теряется. Некоторая часть действия передается объектам или обстоятельствам, они приобретают четкую смысловую нагрузку.
У непереходного инфинитива действие обозначает одно слово.
Совершенный и несовершенный виды
Глагольные слова классифицируются на совершенные и несовершенные.
Несовершенные характеризуют действие, длящееся без конкретной временной привязки. Эти действия можно назвать вечными, в предложении нет указаний на их законченность либо незаконченность. К ним подходит вопрос «Что делать?».
Совершенные инфинитивы указывают на состоявшееся действие либо на то, что обязательно произойдет. Результат уже можно наблюдать или он еще ожидается. Используется вопрос «Что сделать?».
Известна незначительная часть двойственных инфинитивов. Они применяются в обоих видах в одной словоформе. Их определяют по смыслу. К двойственным глаголам в инфинитиве можно поставить стандартный вопрос.
Совершенный и несовершенный вид
Роль инфинитива в структуре предложения
Неопределенные глаголы в структуре предложений выступают как сказуемые и в сочетании с подлежащими формируют грамматическое ядро. Инфинитив выполняет любую функцию и выступает разными членами предложения.
Важно! Инфинитив синтаксически способен быть подлежащим, частью сказуемого, дополнением, определением, обстоятельством намерений.
Неопределённая форма глагола часто используется в предложениях, поэтому важно знать, как определить форму глагола, каковы их отличительные признаки и как их образовать.
Уроки русского Неопределенная форма глагола
Неопределённая форма глагола
Неопределённая форма глагола (инфинитив) — это начальная форма глагола. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? или что сделать? Например:
(что делать?) играть, гулять, смотреть;
(что сделать?) поиграть, погулять, посмотреть.
Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы -ть или -ти, например:
Глаголы, корень которых заканчивается на -чь, суффиксов -ть или -ти не имеют:
Неопределённая форма глагола не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо, она только называет действие. Сравните примеры:
Мы играем в прятки.
Глагол играем указывает на настоящее время, множественное число и 2-е лицо. Глагол играть стоит в неопределённой форме. Он только называет действие, но не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо.
Неопределённая форма глагола часто употребляется вместе со словами: нужно, можно, нельзя. Например:
нужно сделать, можно бегать, нельзя хулиганить.
Вспомогательные глаголы
Глаголы: могу, начинаю, буду, хочу и умею — называются вспомогательными. Они употребляются вместе с глаголами в неопределённой форме, например:
Вспомогательные глаголы могут изменяться по времени, роду и числу, например:
Я хотел читать – прошедшее время, един. число и 1-е лицо.
Ты хочешь читать – настоящее время, един. число и 2-е лицо.
Они захотят читать – будущее время, множ. число и 3-е лицо.
Неопределённая форма глагола в русском языке
Краткая историческая справка
Инфинитив с латинского языка означает «неопределённый способ». Если заглянуть подальше в историю, то форма была раньше именной: представляла значение в застывшем виде дательный (местный) падеж единственного числа отглагольного имени существительного. Это можно доказать примерами из современного языка:
С исчезновением конечного безударного образовались современные глаголы: жечь, стеречь. Таких глаголов сейчас осталось в языке очень мало. Исторический интерес представляет неопределенная форма и в синтаксическом отношении. К примеру, в старославянском языке инфинитив был косвенным дополнением не только при глаголе, но и при существительном и прилагательном.
Учитывая противоречивую природу неопределенной формы, Пешковский называл ее именем существительным, немного не дошедшем до глагола. Многие ученые, поддерживая его точку зрения, называют инфинитив категорией, которая сочетает в себе свойства глагола и существительного.
Постепенно функции глагольной формы расширялись, и древнерусский язык имел уже в своем арсенале разные виды предложений, в которых начальная форма выполняла роль главного члена самостоятельно или в сочетании с другими словами.
Понятие и морфологические признаки
Инфинитив, или неопределенная форма глагола — это его начальная форма. Именно в таком виде представлены глаголы в словарях: гнать, выехать, смириться. В форме инфинитива называются действие, процесс или состояние в независимости от того, кем, в какое время и как они совершены. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?». В предложении они могут быть одной из частей составного сказуемого, выраженного будущим сложным временем, сказуемым, подлежащим, иногда второстепенным членом. Это неизменяемая и неспрягаемая форма глагола, которая имеет только постоянные грамматические признаки.
Прежде всего, это вид, совершенный или несовершенный. Глаголы несовершенного вида обозначают действие, которое длится без конкретного указания на время: приговаривать, рассказывать, занимать. Такие действия еще называют вечными, так как они отвечают на вопрос «что делать?»: Моя соседка собирается ехать в огород; Браки должны заключаться на небесах; Пора определяться с выбором профессии. Совершенные глаголы обозначают уже совершившееся действие, либо то, которое обязательно произойдет. Вопрос задается «что сделать?»: Нужно выписать эту цитату в тетрадь.
Действие непереходного инфинитива обозначается одним словом. Постоянным признаком инфинитива является спряжение.
Инфинитив используется для образования новых форм и проверки правильного написания. В случае сомнения слово ставится в начальную форму: придумает — придумать (2-е спряжение). Есть слова, от которых ее образовать нельзя, например, неймется.
Синтаксические функции инфинитива
Поскольку инфинитив, называя действие, не имеет, как большинство глаголов, наклонения, времени и лица, то в предложении он может выступать в качестве разных членов. Как имя существительное, может быть подлежащим, сказуемым, дополнением, определением, обстоятельством.
Инфинитив будет подлежащим, когда он грамматически самостоятелен и обозначает предмет. Такого рода предложения по интонации делятся на две части: подлежащее и сказуемое. Например, смеяться — легко.
Инфинитив выступает в роли элемента простого глагольного сказуемого, если последнее являет собой сложное будущее время: буду благодарить, будет удаваться. Он может быть сказуемым в безличном предложении, если ни от чего не будет зависеть: Не с чем сравнивать; Вам заварить чай? Вспомогательный глагол в составе составного глагольного сказуемого должен обозначать начало, течение, конец, возможность или невозможность действия, отношение к нему: закончил ругаться, хотел понравиться, бросил пить.
Если инфинитив обозначает действие не подлежащего, а другого лица, то в состав сказуемого он не входит: Не заставляйте женщин плакать. Нужно учитывать то, что к члену предложения ставится смысловой вопрос, а не формальный. Именно от смыслового вопроса зависит, каким членом предложения будет являться инфинитив. Формальные вопросы — что делать? что сделать? Чтобы определить, каким членом является зависимый инфинитив, к нему следует ставить именно смысловые вопросы: определения, дополнения или обстоятельства.