Глаголы отвечающие на вопрос что сделать

Подборка правил: глагол

Подборка правил: глагол (определение, признаки, неопределенная форма глагола, вид, спряжение, переходные и не переходные глаголы, возвратность глагола, наклонение, время, орфограммы, морфологический разбор).

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие (идти, брать, хвалить, сделать).

Признаки

1. Постоянные:

2. Непостоянные

Неопределённая форма глагола

Неопределённая форма – это начальная форма глагола.

Вид глагола

В русском языке глаголы могут быть двух видов: совершенного и несовершенного.

ЗАПОМНИ!

Спряжение глаголов

Глаголы могут спрягаться, то есть изменяться по лицам и числам.

Выделяют 2 спряжения глагола:

ИСКЛЮЧЕНИЯ!

Способ определения спряжения глагола

ЗАПОМНИ!

Глаголы хотеть, бежать относятся к разноспрягаемым.

Переходные и непереходные глаголы

Глаголы в русском языке бывают переходные и непереходные.

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы – это непереходные глаголы с суффиксом -СЯ.

Многие глаголы в русском языке имеют возвратные и невозвратные формы: мыть(ся), драть(ся), валять(ся), умывать(ся), стучать(ся), гнуть(ся).

Некоторые глаголы без -СЯ не употребляются: смеяться, надеяться, стараться, бояться, гордиться, сомневаться.

Наклонение глагола

В русском языке различаются три наклонения глагола: изъявительное, сослагательное (условное) и повелительное.

Время глагола

Глаголы изменяются по временам (только в изъявительном наклонении). Выделяют настоящее, прошедшее и будущее (простое и сложное) времена глагола.

Изменяются по родам и числам: Я / он шёл. (м. р., ед. ч.); Ты / она шла. (ж. р., ед. ч.); Оно шло. (ср. р., ед. ч.); Мы / вы / они шли. (мн. ч.).

Изменяются по лицам и числам: (Я иду. (1 л., ед. ч.); Ты идёшь. (2 л., ед. ч.); Он / она идёт. (3 л., ед. ч.); Мы идём. (1 л., мн. ч.); Вы идёте. (2 л., мн. ч.); Они идут. (3 л., мн. ч.)).

Изменяются по лицам и числам: (Я пойду. (1 л., ед. ч.); Ты пойдёшь. (2 л., ед. ч.); Он / она / оно пойдёт. (3 л., ед. ч.); Мы пойдём. (1 л., мн. ч.); Вы пойдёте. (2 л., мн. ч.); Они пойдут. (3 л., мн. ч.)).

Формы будущего времени

Правописание НЕ с глаголами

ЗАПОМНИ!

НЕ с глаголами всегда пишется раздельно (Не спать! Он не боялся идти в лес.).

ЗАПОМНИ!

Глаголы, которые без НЕ не употребляются: негодовать, недоумевать, ненавидеть, несдобровать, нездоровиться.

ЗАПОМНИ!

Чтобы узнать, пишется у глагола -ТСЯ или -ТЬСЯ, нужно поставить вопрос. При вопросах что делать?/что сделать? пишется -ТЬСЯ, а при вопросах что делает?/что сделает? пишется -ТСЯ.

Источник

Глаголы в русском языке: формы и виды глаголов, спряжение

Глаголы отвечающие на вопрос что сделать. 105489352 v1. Глаголы отвечающие на вопрос что сделать фото. Глаголы отвечающие на вопрос что сделать-105489352 v1. картинка Глаголы отвечающие на вопрос что сделать. картинка 105489352 v1. Подборка правил: глагол (определение, признаки, неопределенная форма глагола, вид, спряжение, переходные и не переходные глаголы, возвратность глагола, наклонение, время, орфограммы, морфологический разбор).

Также в русском языке глагол имеет формы вида, рода, наклонения, залога: залог бывает действительный, страдательный и средневозвратный.

Как правило, в предложении глаголы выступают в качестве сказуемого.

Другое значение слова «глагол»

Изначально в русском языке «глагол» значило просто «слово» или «речь». Например, у А.С. Пушкина в стихотворении «Пророк» Бог велит пророку:

Востань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

На современном русском языке это звучало бы так: «Встань, пророк, смотри и слушай, проникнись моей волей. Путешествия по суше и морям, обжигай словом людские сердца».

Переходные и непереходные глаголы

Все глаголы в русском языке делятся на переходные и непереходные.

Совершенные и несовершенные глаголы

Несовершенные глаголы обозначают незавершенное действие, без указания на его границу. Они отвечают на вопрос что делать? Например, «рисовать», «идти» или «выбрасывать».

Совершенные глаголы указывают на оконченное действие, ограниченное временным пределом. Отвечают на вопрос что сделать? Например, «нарисовать», «прийти», «выбросить».

Возвратные глаголы

Безличные глаголы

Безличные глаголы обозначают действие, происходящее без действующего лица. Например, «стемнело», «не спится», «потеплело». Безличные глаголы не изменяются по лицам и числам.

Наклонение глаголов

В русском языке глаголы могут употребляться в трех наклонениях.

Изъявительное наклонение обозначает действия, которые происходили, происходят или будут происходить. Например: «Вчера мы были у бабушки»; «Солнце погаснет через 5 миллиардов лет».

Сослагательное (условное) наклонение обозначает действие, которое может произойти при некоторых условиях. К глаголу при этом добавляется частица «бы». Например: «Собеседник не понял бы нас, если бы мы говорили на русском»; «Я был бы рад с вами увидеться»

Повелительное наклонение обозначает действие, к которому пытаются призвать собеседника. Например: «Быстро успокойся»; «Попросите Андрея Ивановича зайти ко мне».

Спряжение глаголов

Источник

Урок русского языка во 2-м классе по теме: «Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?»

ХОД УРОКА

1. Орг. момент:

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.

2. В тетради: число, классная работа (списывают с доски)

3. Минутка чистописания:

Прочитайте узоры. Что изменилось?

4. Работа над предложением и словарём:

Запись под диктовку:

Весело мчатся ребята по льду на коньках. Проверка орфографическим чтением.

Какие слова из словаря в этом предложении? (весело, ребята, коньки)

Отгадайте ребусы (на доске в закрытом виде, открываю по мере разгадывания следую

щий ребус и отгаданное слово на карточке).

Глаголы отвечающие на вопрос что сделать. img1. Глаголы отвечающие на вопрос что сделать фото. Глаголы отвечающие на вопрос что сделать-img1. картинка Глаголы отвечающие на вопрос что сделать. картинка img1. Подборка правил: глагол (определение, признаки, неопределенная форма глагола, вид, спряжение, переходные и не переходные глаголы, возвратность глагола, наклонение, время, орфограммы, морфологический разбор).Глаголы отвечающие на вопрос что сделать. img2. Глаголы отвечающие на вопрос что сделать фото. Глаголы отвечающие на вопрос что сделать-img2. картинка Глаголы отвечающие на вопрос что сделать. картинка img2. Подборка правил: глагол (определение, признаки, неопределенная форма глагола, вид, спряжение, переходные и не переходные глаголы, возвратность глагола, наклонение, время, орфограммы, морфологический разбор).Глаголы отвечающие на вопрос что сделать. img3. Глаголы отвечающие на вопрос что сделать фото. Глаголы отвечающие на вопрос что сделать-img3. картинка Глаголы отвечающие на вопрос что сделать. картинка img3. Подборка правил: глагол (определение, признаки, неопределенная форма глагола, вид, спряжение, переходные и не переходные глаголы, возвратность глагола, наклонение, время, орфограммы, морфологический разбор).
(Рисунок 1)(Рисунок 2)(Рисунок 3)
ВЕСЕЛОКОНЬКИРЕБЯТА

Орфографическое чтение словарных слов.

Итак, эти слова повторите в домашнем задании.

Разбор по членам предложения (главные и второстепенные)

Итак, какие члены предложения вы знаете?

5. Орфографическая пятиминутка. Актуализация опорных знаний.

Летел, ослаб, Анна, чуют, сошьёт, учить, выучить.

Прочитай слова. Найди и подчеркни лишнее слово. (Анна) Почему? (существительное, а остальные слова глаголы) Что такое глагол?

Задайте вопросы к каждому слову, запишите их сверху над словом. Определите, в каком времени происходили действия.

Итак, в каком времени могут происходить действия? ( в настоящем, прошедшем и будущем)

6. Определение темы урока.

У всех ли глаголов удалось определить время? (нет) У каких? (учить, выучить)

На какие вопросы они отвечают? Какое действие обозначают?

Интересно? Интересно! Неизвестно? Неизвестно!

Определите сами тему урока. ( Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?) Запись в тетради вопросов что делать? что сделать? Делаем 2 столбика.

7. Открытие нового знания через наблюдение в работе с раздаточным дидактическим материалом.

Работа в парах. На парте по 4 картинки. (Рисунок 4)

Глаголы отвечающие на вопрос что сделать. img4. Глаголы отвечающие на вопрос что сделать фото. Глаголы отвечающие на вопрос что сделать-img4. картинка Глаголы отвечающие на вопрос что сделать. картинка img4. Подборка правил: глагол (определение, признаки, неопределенная форма глагола, вид, спряжение, переходные и не переходные глаголы, возвратность глагола, наклонение, время, орфограммы, морфологический разбор).

Разделите их на 2 группы (с девочкой, с мальчиком) Проверка: поднимите пары картинок по вариантам.

Положите пару картинок с мальчиком (с девочкой) перед собой.

Покажите картинку, на которой изображено законченное (незаконченное) действие.

Назовите глагол, называющий законченное (незаконченное) действие так. чтобы он за канчивался на –ть.

Итак, на какой вопрос отвечают глаголы, называющие законченное (незаконченное) действие?

8. Физминутка для тела и глаз.

Стоя. Я называю глаголы, а вы показываете то действие, которое они называют: писать, попрыгать, спать, помахать, сидеть. Сидя. Гимнастика для глаз.

9. Первичное закрепление.

а) Работа по учебнику. Упр. 262. (сравнение глаголов, отвечающих на вопросы что делать? что сделать? ) Сначала с комментированием, затем самостоятельно.

Что мы записали? Чем они отличаются?

б) Выборочный диктант. Послушайте известные вам пословицы, найди глаголы, отвечаю щие на вопросы что делать? что сделать? Запиши их, над ними напиши вопрос.

Учить – ум точить. Родина – мать, умей за неё постоять. Лучше хорошо поступить, чем

хорошо говорить. Проверка: прочитай глаголы, отвечающие на вопрос что делать? (что сделать?) Какое действие они обозначают?

10. Дом. задание по учебнику: упр. 263. Спиши. Подчеркни глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? Учебники и тетради закрыть.

11. Вторичное закрепление. Работа во временных группах.

Незнайка записал глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? и что сделать?

Проверьте. Найдите ошибку.

1 группа2 группа3 группа
прыгать
спеть
читали
играть
решить
играть
кормит
решить
прыгать
спеть
решить
прыгать
спеть
приедет
играть

Что интересного вы заметили? Сравните задания всех групп.

12. Итог.

а) Закончите предложения (на таблицах вопросы, данные в скобках, сначала закрыты)

Если действие предмета не закончено, то глагол отвечает на вопрос (что делать? )

Если действие предмета закончено, то глагол отвечает на вопрос (что сделать? )

б) Приведите примеры из своих заданий, затем сами.

в) Чему вы научились? Что узнали? Что было трудно? Что понравилось?

Источник

Что такое глагол – объясняю простыми словами, что это за часть речи, какие у нее есть постоянные и непостоянные признаки

Самостоятельная часть речи. Обозначает действие.

Глаголы отвечающие на вопрос что сделать. chto takoe glagol. Глаголы отвечающие на вопрос что сделать фото. Глаголы отвечающие на вопрос что сделать-chto takoe glagol. картинка Глаголы отвечающие на вопрос что сделать. картинка chto takoe glagol. Подборка правил: глагол (определение, признаки, неопределенная форма глагола, вид, спряжение, переходные и не переходные глаголы, возвратность глагола, наклонение, время, орфограммы, морфологический разбор).

Глагол – это самостоятельная часть речи, то есть к нему всегда можно задать вопрос и у него есть лексическое значение.

Глаголы обозначают действия в широком смысле.

Постоянные морфологические признаки глаголов

Вид. Он бывает совершенный и несовершенный. Вид обозначает отношение действия к его пределу. Несовершенный вид – это когда действия «бесконечные». Смотрите: читать, плавать, выть, молиться, дремать – ни о какой «предельности» речи нет.

А вот у глаголов совершенного вида действие всегда «конечное»: прочитать, помолиться, проплыть, взвыть, подремать. Чувствуете «конечность», «предельность» этих действий? Прочитал и всё. Взвыл и всё. Подремал и всё.

Как быстро запомнить

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»: ждать, думать, верить. Глаголы Совершенного – «что Сделать?»: переждать, поверить, передумать. Если в вопросе есть буква «с» – значит вид совершенный.

Спряжение. Глагол относится либо к первому, либо ко второму спряжению. Определяйте всегда вот по такому плану:

К первому спряжению еще относятся глаголы брить, стелить. А ко второму – вот эти 11 исключений:

Слышать, видеть и обидеть,
Гнать, держать и ненавидеть,
И дышать, смотреть, вертеть,
И зависеть, и терпеть.

Переходность. Если у глагола есть зависимое слово в винительном падеже без предлога – он переходный. В остальных случаях непереходный. Примеры:

Вот статья про косвенные падежи существительных – загляните, она очень маленькая. Я там рассказываю, как их легко запомнить, чтобы не путать.

Непостоянные признаки

Наклонение. Одно из трех: изъявительное, сослагательное, повелительное. Изъявительное – обозначает действие, которое происходит «наяву», то есть реально: мальчик читает, дельфин прыгает, дюймовочка спит.

Два других обозначают «ирреальные» действия – то есть в реальности ничего не происходит.

Сослагательное – это глагол с частицей «бы»: «проработал бы, но…» – то есть в реальности никто так и не работал.

Повелительное – кто-то кому-то приказал, повелел что-то сделать. Но это не значит, что действие реально сделано: читай – не факт, что он прочитает, наливай – не факт, что нальет, пойте – не факт, что они будут петь.

Время. Оно есть только у глаголов в изъявительном наклонении. Потому что если действия как такового нет (в сослагательном и повелительном наклонении), то не может быть и времени. В изъявительном наклонении время может быть настоящим, прошедшим и будущим.

Про синтаксическое и морфологическое время

В школе этого нет, но на олимпиадах может быть. Морфологическое время – это время глагола, например прошедшее – читал, будущее – буду читать, настоящее – читаю.

Синтаксическое – это время, на которое указывает предложение в целом. Морфологическое время может быть прошедшим, а синтаксическое настоящим: «Вот вчера иду я, значит, по улице, смотрю по сторонам…» – морфологическое время настоящее (иду, смотрю), а синтаксическое – прошедшее, потому что «вчера». То есть я вчера шел и смотрел.

Число. Может быть множественным или единственным: я ем – единственное, они едят – множественное.

Лицо. Лиц три:

Чтобы определить лицо, надо подставить нужное местоимение: «Хорошо поете» – «Хорошо Вы поете» – второе лицо. «Сегодня весь день работаю, устал уже» – «Сегодня Я весь день работаю, Я устал уже» – первое.

Про безличные глаголы

Это когда лица нет и никакое местоимение подставить нельзя: тошнит, знобит, мутит. Это происходит как-то само собой, никто конкретно действия не производит. Или: вечереет, смеркается – то же самое. Или из Лермонтова: «И верится, и плачется» – он подчеркивает, что действия совершаются как-то сами по себе, без его на то воли.

Род. Мужской, женский или средний. Есть только у глаголов в прошедшем времени: он читал, она читала, оно читало. В настоящем и будущем временах род определить нельзя. Смотрите: он/она/оно читает, будет читать.

Чем глагол является в предложении

Может быть очень разными членами предложения:

Это была общая статья про глагол. Я скоро выпишу много других текстов про глаголы и поставлю сюда ссылки.

Уже сейчас можете читать статьи про две формы глагола: причастие и деепричастие.

Источник

Вопросы глаголов

Глагол как само­сто­я­тель­ная часть речи, обо­зна­ча­ю­щая дей­ствие или состо­я­ние, отве­ча­ет на вопро­сы: что делать? что сде­лать? что дела­ет? что сде­ла­ет? что будет делать? что делал? что сде­лал? и пр.

Чтобы пра­виль­но задать вопрос к гла­го­лу, исхо­дим из того, что эта само­сто­я­тель­ная часть речи обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние. Его началь­ной фор­мой явля­ет­ся инфинитив.

Вопросы к глаголу в форме инфинитива

Инфинитив, или неопре­де­лен­ная фор­ма гла­го­ла, обо­зна­ча­ет дей­ствие без­от­но­си­тель­но к лицу и ко вре­ме­ни его про­те­ка­ния. Его важ­ным посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком явля­ет­ся совер­шен­ный или несо­вер­шен­ный вид. В зави­си­мо­сти от видо­вой при­над­леж­но­сти к неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­ла ста­вят­ся вопросы:

Мне надо (что сде­лать?) узнать его намерения.

Родину (что делать?) любить — это зна­чит (что делать?) беречь её богатства.

Чтобы поста­вить вопрос к гла­го­лу в какой-либо грам­ма­ти­че­ской фор­ме, далее необ­хо­ди­мо выяс­нить накло­не­ние. В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют изъ­яви­тель­ное, пове­ли­тель­ное и услов­ное накло­не­ние гла­го­ла, каж­дое из кото­рых обла­да­ет сво­и­ми спе­ци­фич­ны­ми признаками.

Рассмотрим харак­тер­ные вопро­сы гла­го­лов, кото­рые мож­но поста­вить к сло­вам этой части речи в фор­ме одно­го из трех наклонений.

Глаголы отвечающие на вопрос что сделать. lazy placeholder. Глаголы отвечающие на вопрос что сделать фото. Глаголы отвечающие на вопрос что сделать-lazy placeholder. картинка Глаголы отвечающие на вопрос что сделать. картинка lazy placeholder. Подборка правил: глагол (определение, признаки, неопределенная форма глагола, вид, спряжение, переходные и не переходные глаголы, возвратность глагола, наклонение, время, орфограммы, морфологический разбор).

Вопросы к глаголам изъявительного наклонения

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида изме­ня­ют­ся по лицам и чис­лам в фор­мах насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни. В соот­вет­ствии с видо­вой при­над­леж­но­стью к лич­ным фор­мам гла­го­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни зада­дим соот­вет­ству­ю­щие вопросы:

Глаголы совер­шен­но­го вида не име­ют форм насто­я­ще­го вре­ме­ни, а обра­зу­ют фор­мы про­сто­го буду­ще­го вре­ме­ни, кото­рые отве­ча­ют на вопросы:

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ют фор­мы слож­но­го буду­ще­го вре­ме­ни с уча­сти­ем вспо­мо­га­тель­но­го сло­ва «быть», кото­рое при­об­ре­та­ет лич­ные фор­мы, в соче­та­нии с неопре­де­лён­ной фор­мой смыс­ло­во­го гла­го­ла. В поста­нов­ке вопро­сов исполь­зу­ют­ся те же лич­ные фор­мы гла­го­ла «быть»:

Глаголы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни обо­зна­ча­ют уже состо­яв­ше­е­ся дей­ствие, кото­рое про­изо­шло до момен­та речи о нём. В фор­мах про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­лы не име­ют лица, а изме­ня­ют­ся по родам и чис­лам. В соот­вет­ствии с их видо­вой и родо­вой при­над­леж­но­стью и кате­го­ри­ей чис­ла к гла­го­лу в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни поста­вим сле­ду­ю­щие вопросы:

Вопросы к глаголу в повелительном наклонении

Глагол в фор­ме пове­ли­тель­но­го накло­не­ния обо­зна­ча­ет побуж­де­ние к дей­ствию в виде сове­та, прось­бы, поже­ла­ния, при­ка­за, запре­та и пр. Слова этой части речи име­ют грам­ма­ти­че­ские фор­мы толь­ко 2 лица един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го числа.

В соот­вет­ствии с видо­вы­ми раз­ли­чи­я­ми к гла­го­лу в фор­мах пове­ли­тель­но­го накло­не­ния сле­ду­ет задать вопросы:

Вопросы к глаголу в форме условного наклонения

Глагол в фор­ме услов­но­го накло­не­ния выра­жа­ет воз­мож­ность дей­ствия или состо­я­ния при соблю­де­нии неко­то­рых необ­хо­ди­мых усло­вий. Такое сло­во напо­ми­на­ет фор­му про­шед­ше­го вре­ме­ни, к кото­рой при­со­еди­ня­ет­ся части­ца «бы». Соответственно гла­гол в фор­ме услов­но­го накло­не­ния не име­ет кате­го­рии вре­ме­ни и лица, а изме­ня­ет­ся по родам и чис­лам и отве­ча­ет на те же вопро­сы, но с уча­сти­ем фор­мо­об­ра­зу­ю­щей частицы:

Вопросы к безличным глаголам

Безличные гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствие или состо­я­ние чело­ве­ка или при­ро­ды, не свя­зан­ное с дей­ству­ю­щим лицом. По грам­ма­ти­че­ской фор­ме они сов­па­да­ют с фор­ма­ми 3 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го, про­шед­ше­го или буду­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния или услов­но­го. В соот­вет­ствии с кате­го­ри­ей вида и вре­ме­ни к без­лич­но­му гла­го­лу ста­вят­ся вопросы:

Итак, в рус­ском язы­ке гла­гол отве­ча­ет на вопро­сы в пол­ном соот­вет­ствии с его грам­ма­ти­че­ской фор­мой вида, накло­не­ния, вре­ме­ни, лица, чис­ла и рода.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *