Глаголы говорения что это

Глаголы говорения

Проблема лексико-семантической группы «глаголов говорения». Семантическая классификация глаголов говорения по В.И. Кодукову, Л.М. Васильеву и А.А. Зализняк. Анализ «глаголов говорения» главных героев повести С. Довлатова «Зона», характеристика текста.

1. Характеристика изучаемого текста

2. Общая характеристика глаголов говорения

2.1 Семантическая классификация глаголов говорения по В.И. Кодукову

2.2 Семантическая классификация глаголов говорения по Л.М. Васильеву

2.3 Классификация глаголов говорения по А.А. Зализняк

Проблема лексико-семантической группы «глаголов говорения» освещена на сегодняшний день не достаточно полно.

Объектом исследования является произведение Сергея Довлатова «Зона».

Цель работы заключается в анализе лексико-семантической группы «глаголов говорения» на примере произведения Сергея Довлатова «Зона».

создать картотеку глаголов говорения,

проанализировать глаголы говорения,

выявить роль глаголов говорения в художественном тексте,

показать особенности речи Довлатова на примере глаголов говорения главных персонажей повести.

Теоретическая значимость работы заключается в попытке решения одной из значимых проблем в области языка, проблемы лексико-семантической группы «глаголов говорения».

Практическая значимость заключается в применении данной работы для более подробного исследования группы глаголов говорения.

Актуальность данной работы заключается в подробном исследовании стиля писателя С. Довлатова на примере анализа «глаголов говорения» главных героев его повести «Зона».

1. Характеристика изучаемого текста

Сергей Донатович Довлатов родился 3 сентября 1941 года в Уфе, в семье театрального режиссера Доната Исааковича Мечика (1909-1995) и литературного корректора Норы Сергеевны Довлатовой (1908-1999).

С 1944 года жил в Ленинграде.

В 1959 году Довлатов поступил на филологический факультет Ленинградского университета (отделение финского языка), который ему пришлось покинуть после двух с половиной лет обучения. С 1962 по 1965 год служил в армии, в системе охраны исправительно-трудовых лагерей на севере Коми АССР. После демобилизации Довлатов поступил на факультет журналистики Ленинградского университета.

Работал журналистом в заводской многотиражке «За кадры верфям», начал писать рассказы. Входил в ленинградскую группу писателей «Горожане» вместе с В.Марамзиным, И.Ефимовым, Б.Вахтиным и др.

Одно время работал секретарем у В.Пановой. В 1972-1976 гг. жил в Таллинне, работал корреспондентом таллинской газеты «Советская Эстония», экскурсоводом в Пушкинском заповеднике под Псковом (Михайловское). В 1976 г. вернулся в Ленинград. Работал в журнале «Костер».

Писал прозу, но из многочисленных попыток напечататься в советских журналах ничего не вышло. Набор его первой книги был уничтожен по распоряжению КГБ.

С конца 60-х Довлатов публикуется в самиздате, а в 1976 году некоторые его рассказы были опубликованы на Западе в журналах «Континент», «Время и мы», за что был исключен из Союза журналистов СССР.

За двенадцать лет жизни в эмиграции издал двенадцать книг, которые выходили в США и Европе. В СССР писателя знали по самиздату и авторской передаче на радио «Свобода» в 1980-х гг..

Умер 24 августа 1990 года в Нью-Йорке от сердечной недостаточности. Похоронен на кладбище «Маунт Хеброн» (Mount Hebron Cemetery).

Рассмотрим структуру иронического строения художественного образа на примере композиции романа С.Довлатова “Зона. Записки надзирателя”. Ирония является здесь ведущим принципом организации художественного высказывания, что связано и с творческой задачей романа.

В данном случае же речь идет об иронии в широком смысле, как творческом принципе, организующем текст как целое; это, по определению Фридриха Шлегеля, не риторическая ирония, которая “основывается на иронических эпизодах”, не фигура речи, особенно характерная для полемики, а ирония поэтическая, подлинной родиной которой является философия, эта ирония проникает “своим божественным дыханием” поэтическое создание в целом; в ней реализуется “настроение, оглядывающее все с высоты и бесконечно возвышающееся над всем обусловленным, в том числе и над собственным искусством, добродетелью и гениальностью”.

На первый взгляд творческая задача обусловлена стремлением художника выйти за пределы традиции преимущественно социально-политической разработки лагерной темы к решительному ее углублению в аспектах “пограничных” форм человеческого бытия.

Тем, чем была зона для России, для американской жизни становится сама Россия, из которой теперь приходят в Америку фрагменты этого романа.

2. Общая характеристика глаголов говорения

2.1 Семантическая классификация глаголов говорения по В.И. Кодукову

В.И. Кодуков в своей работе «Прямая и косвенная речь в современном русском языке» говорит о том, что «особенностью предложения с прямой речью является наличие в аторском предложении слова, вводящего прямую речь» (Кодуков, 1957)

В.И.Кодуков выделяет следующие группы глаголов, которые вводят прямую речь:

А) глаголы, обозначающие акт говорения в его общем виде: СКАЗАТЬ, ГОВОРИТЬ, РАССКАЗЫВАТЬ и др.

Б) глаголы, которые обозначают не только акт говорения, но и особенности его, манеру, способ произнесения речи: КРИКНУТЬ, ШЕПНУТЬ, ПРОБОРМОТАТЬ и др.

В) глаголы, обозначающие характер протекания речи, ее связь с предыдущим изложением, ее начало, продолжение: ЗАГОВОРИТЬ, ОТВЕТИТЬ, ПРОДОЛЖИТЬ и др.

Г) глаголы, обозначающие не только сам акт говорения, но и характеризующие содержание речи: ВОЗРАЗИТЬ, ОБЪЯСНИТЬ и др.

4. Глаголы, обозначающие особые виды речевой деятельности. Они примыкают к глаголам говорения и в определенном употреблении сближаются в своих значениях с ними. Здесь можно выделять следующие подгруппы:

А) глаголы, обозначающие особые виды речевой деятельности: ДЕКЛАРИРОВАТЬ, ТЕЛЕГРАФИРОВАТЬ и др.

Б) глаголы, обозначающие особую направленность речевого акта:

-вводящие вопросительные предложения прямой речи: СПРОСИТЬ, СПРАШИВАТЬ, и др,

-глаголы волеизъявления, содержащие приказания побуждение, просьбу: ПРИКАЗАТЬ, ПРОСИТЬ, ВЕЛЕТЬ, и др,

-глаголы мысли, вводящие прямую речь, содержащую размышления: ПОДУМАТЬ, РАЗМЫШЛЯТЬ и др.

3. Глаголы обозначающие переживания и движения. Они выступают заместителями глаголов говорения и мысли, получая при этом несколько измененное лексическое значение:

А) глаголы обозначающие мимику жесты движения сопровождающие говорение и мышление: УЛЫБНУТЬСЯ, УСМИХНУТЬСЯ, НАХМУРИТЬСЯ и др,

Б) глаголы обозначающие эмоции чувства, ощущение говорящего: УДИВИТЬСЯ, ОБИДЕТЬСЯ, ОБРРАДОВАТЬСЯ, ВОЗМУТИЬСЯ и др,

В) глаголы восприятия, когда объектом восприятия служит чужая речь: СЛЫШАТЬ, ПРОЧИТАТЬ и др.

2.2 Семантическая классификация глаголов говорения по Л.М. Васильеву

Л.М. Васильев в работе «Семантические классы глаголов чувства, мысли и речи» дают несколько иную классификацию глаголов речи:

1. Глаголы характеризующие внешнюю сторону устной или письменной речи: ПРОИЗНОСИТЬ и ПИСАТЬ. Вариантная схема идентифицирует нейтральные глаголы ПРОИЗНОСИТЬ, ГОВОРИТЬ и др.

В сочетании с приставками глаголы этого класса полуют разные значения:

-Начинательности: ЗАГОВОРИТЬ, ЗАКРИЧАТЬ и др,

— Завершительности: ДОГОВОРИТЬ, ДОЧЕТАТЬ и др,

— Незавершенности: НЕДОГОВОРИТЬ, НЕДОСКОЗАТЬ и др.

2. Глаголы характеризующие содержание мысли, выражаемые по средствам устной или посменной речи.

К этому классу относится как нейтральные глаголы: ВЫСКАЗЫВАТЬ, ГОВОРИТЬ, ВЫРОЗИТЬСЯ, и др, а также их фразиологиекие синонимы с дополнительными словами (говорить вздор, ахинею и тд). Эти глаголы в соединении с приставками осложняются:

— Начинательности: ЗАГОВОРИТЬ, ЗАБОЛТАТЬ, и тд.

— Завершительности: ДОГОВОРИТЬ и тд,

— Определенные ограничительности: ПРОГОВОРИТЬ, ПРОБОЛТАТЬ и тд.

3. Глаголы характеризующие коммуникативную сторону устной и письменной речи: СООБЩАТЬ, ПЕРЕДОВАТЬ, ГОВОРИТЬ и др.

Остальные сообщения маркированы дополнительными словами «Широко, громко, тихо и тд».

4. Глаголы со значением речевого взаимодействия и контакта:

А) Ядерными словами здесь выступают глаголы: РАЗГОВАРИВАТЬ, ДОГОВАРИВАТЬСЯ, СПОРИТЬ, ОБСУЖДАТЬ и др. Все глаголы этого подкласса тождественны друг другу.

Особенностью их является то, что они не употребляются с конструкциях с прямой речью.

Б) Глаголы речевого контакта. К ним относятся глаголы с опорными словами: СПРАШИВАТЬ, ОТВЕЧАТЬ, СОГЛАШАТЬСЯ, ВОЗРОЖАТЬ и др.

Характерной их особенностью является то что они означают реплики диалогической речи.

5. Глаголы со значением побуждения, выраженные посредством устной или письменной речи: ПРОСИТЬ, ПРИКАЗЫВАТЬ, ЗАПРЕЩАТЬ и др. Особенностью глаголов этого класса является их сочетаемость с инфинитивом.

6. Глаголы со значением эмоционального отношения и оценки, выражаемых посредством устной и письменной речи:

А) глаголы со значением эмоционального отношения. Сюда входят группы глаголов с опорными словами: ОБИЖАТЬ, НАСЕХАТЬСЯ и др. Все они выражают эмоциональное отношение субъекта речи к какому-либо другому лицу.

Б) глаголы со значением оценки. Эти глаголы делятся на 2 разряда:

-со значением отрицательной оценки: КЛЕВЕТАТЬ, ОГОВАРИВАТЬ и др.

со значением положительной оценки: ХВАЛИТЬ, ОДОБРЯТЬ, ХВАСТАТЬСЯ и др. Эти глаголы сочетаются с приставками, которые придают им дополнительные значения:

начинательности : ЗАРУГАТЬ, ЗАХВАЛИТЬ и др.,

завершительности: ДОХВАЛИТЬ, ДОРУГАТЬ и др.,

накопительности: НАКЛЕВЕТАТЬ, НАХВАЛИТЬ и др.

Классификация Л.М.Васильева расширяет диапазон глаголов говорения по сравнению с классификацией В.И.Кодухова. Л.М.Васильев включает в классификацию ряд глаголов, которые Кодухов выносит за рамки говорения.

2.3 Классификация глаголов говорения по А.А. Зализняк

глагол говорение довлатов текст

Следует упомянуть также работу А.А.Зализняк « Глагол говорить : три этюда к словесному портрету» Она выделяет:

А) перформативные глаголы: ПРОСИТЬ, СООБЩАТЬ, ОБЕЩАТЬ и др.,

Б) глаголы, которые описывают разнообразные типы речевых действий: СПРАШИВАТЬ, ОБЪЯСНЯТЬ, УГОВАРИВАТЬ и др.,

В) эмоциональные: ВОСХИЩАТЬСЯ, ВОЗМУЩАТЬСЯ и др.

Г) компонент «говорить» входит в некоторые другие глаголы (например, РАСКОЛОТЬ),

Д) глаголы, описывающие разнообразные способы говорения. В этой группе выделяется несколько типов глаголов,в зависимости от того, чего касается специфика способа говорения:

от акустических аспектов произнесения текста: БАСИТЬ, ТАРАТОРИТЬ, ТРЕЩАТЬ и др., а также сочетания глаголов с наречиями : ГОВОРИТЬ ГРОМКО, ТИХО, БЫСТРО, ТИХИМ ГОЛОСОМ и т.д.

от содержательных характеристик: ШЕПНУТЬ, ТВЕРДИТЬ, БРЕДИТЬ и др.

способ говорения может характеризовать внутреннее состояние субъекта или отношение его к адресату речевого действия: КРИЧАТЬ, ОРАТЬ, ГОРЯЧИТЬСЯ и др.

А также глаголы, где способ говорения включает одновременно акустическую характеристику речи и выражение некоторого внутреннего состояния или отношения к адресату: БРЗЖАТЬ, ВОРЧАТЬ, ШИПЕТЬ и др.

Таким образом, А.А. Зализняк не только выделяет отдельные классы глаголов, в толкование которых входит глагол «ГОВОРИТЬ», но и приводит слова, с которыми эти глаголы могут сочетаться.

Классификация Л.М. Васильева более полно отражает глаголы говорения для произведения С.Довлатова «ЗОНА».

3. Информация в предложениях с глаголами речи

В составе предложения глаголы говорения выражают информационный процесс. Важнейшим семантическим свойством этих предложений является выражение разных типов информационного процесса.

В работе Т.П.Ломтева «Конституенты предложений с глаголами речи» говорится о том, что информация может быть:

«…торжественно произнес капитан и остановился… «

При наличии в предложении адресанта и адресата между ними могут возникнуть следующие отношения:

4. ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАГОЛОВ ГОВОРЕНИЯ ГЕРОЕВ ПОВЕСТИ С. ДОВЛАТОВА «ЗОНА»

Проанализируем каждый глагол в отдельности.

Разновидностью глагола СКАЗАТЬ является глагол РАССКАЗАТЬ. Он встречается всего 3 раза. «…Он (Пахапиль) рассказывал (медсестре) с.76

Глагол ГОВОРИТЬ встречается в тексте 44 раза. Например,

«…я говорю с порога…» (В бараке) с.90

Часто глагол ГОВОРИТЬ употребляется с приставками.

«Он прижал стекло к губам и тихо выговорил:-Сеанс!…» (Енин) с.51

«Алиханов заговорил с ним (с Петровым)». С.60

«…спросил у него (у ЕГОРОВА) запоздалый прохожий…»с.113

Часто глагол СПРАШИВАТЬ употребляется с наречиями:

«…тихо спросил Егоров Катю»,с.116

Глагол КРИЧАТЬ обозначает не только акт говорения, но и его особенности (по В,И.Кодухову). В тексте этот глагол встречается 20 раз. «…Я бы даже крикнул под общий смех…» (размышления автора) с.90.

Несколько раз глагол КРИЧАТЬ употребляется с приставками:

«…выкрикивал Борташевич…»(Егорову) с.108

«Оковы тяжкие падут!- закричал фарцовщик белуга» с.56

Глагол ПРОИЗНОСИТЬ встречается 19раз.

«Купцов произнес медленно властно и строго…» с.94.

Глагол ШЕПТАТЬ в тексте встречается 3 раза.

«…Фидель молчит,затем наклоняется к женщине и что-то шепчет…» (жене Купцова) с.95

Глаголы со значением эмоционального отношения: УСМЕХАТЬСЯ

В тексте 6 раз. «…усмехнулся Ероха …» (Замараеву) с.104,106

Глагол ЗАМЕТИТЬ встречается в тексте 5 раз.

Глагол ВЕРИТЬ с приставками в тексте 4 раза.

«-_Попадешь,- заверил его (Фиделя) Алиханов» с.63

«- Я был … струной концерта войны,- начал полковник Мар.»с.45

Усиливает эмоциональную окраску глагол ВОСКЛИКНУТЬ. В тексте он используется 3 раза. «_ Чтоб я так жил!-, воскликнул Лейбович» с. 54

Для характеристики речи персонажа использует автор глаголы КОМАНДОВАТЬ и ПРИКАЗЫВАТЬ. В тексте их 4.

«- Отставить,- скомандовал Кунин.» (участникам игры) с.64

«… приказал я (Купцову), стоя в двух шагах» с.99

«Боже, куда я попал?!-, думал он (Алиханов) с.65

«… иногда Пахапиль добавлял…» с. 77

«- Сеанс!.- повторил Енин» с. 52

«.. он (Замараев) продолжал (Ерохину) с. 103

Глагол ОТКЛИКНУТЬСЯ встречается 2 раза.

«- Прокурор таки делает выводы,- откликался зека Лейбович» с.54

Глагол ЗАПЕТЬ в тексте 2 раза.

«.. карманник Чалый, увидев меня, нарочито громко запел..» с.98

Единично встречаются в тексте такие глаголы, как:

ОТОЗВАТЬСЯ, КОНСТАТИРОВАТЬ «_ Чудеса- первым констатировал Адам» с. 54, БОРМОТАТЬ, МЕЧТАТЬ, РАСТЕРЯТЬСЯ, ПОКЛЯТЬСЯ «-Зуб даю,- коротко поклялся Чалый» с.54

ОТЧЕКАНИТЬ, ЖАЛОВАТЬСЯ, ВЫРУГАТЬСЯ, ТРУБЯТ

«Пускай злопыхатели… трубят насчет конфликта отцов и детей»

ТЯНУТЬ, ОБОРВАТЬ «- Это даже хорошо,- оборвал подполковник. С точки зрения братского интернационализма.» С.47

ТЯНУТЬ « Ленька Матыцын затянул старый воровской гимн» с. 61

С. Довлатова «Зона» с позиции анализа глаголов говорения

В ходе работы были выделены основные глаголы которые автор использует для передачи речи героев. Наиболее часто употребляемые глаголы: СКАЗАТЬ, ГОВОРИТЬ, КРИЧАТЬ, СПРОСИТЬ, ОТВЕЧАТЬ, ПРОИЗНОСИТЬ. Все глаголы, используемые Довлатовым, очень распространенные что объясняется стремлением автора разнообразить речь персонажей.

Целью работы являлось выяснить, какую роль глаголы говорения имеют в художественном тексте. В ходе исследования я выяснила что глаголы говорения имеют информационную и эмоциональные роли в художественном тексте.

Так как в произведении «Зона» очень много действующих персонажей и все они, постоянно между собой общаются, поэтому автор использует очень много различных глаголов говорения этим он характеризует каждого персонажа.

Наиболее часто вместе с глаголами говорения автор использует наречия и обстоятельства а также различные приставки к глаголам.

Лагерный язык получает в романе последовательно развернутый ряд характеристик как язык в буквальном смысле художественный: “Лагерный язык менее всего рассчитан на практическое использование.

3. Довлатов С. Собрание прозы в трех томах. Т.1. С.56. Там же. С.99.

Основные глаголы говорения использованные при описании речи в повести Довлатова С. «Зона»

Источник

Глаголы речи и их классификация в современном русском языке

Глаголы речи и их классификация в современном русском языке

Глаголов говорения в современном русском языке довольно много, так как способов передать речь тоже существует множество (например, стилистически или семантически).

Изначально выявим специфику понятия глаголов говорения или глаголов речи. Глаголами речи обычно называют глаголы, выражающие процесс говорения в его различных проявлениях. Но так как процесс говорения включает выражение чувств, восприятие, мышление, звучание и т.д., то лексико-семантическая система глаголов и фразем говорения представляется как сложное многоаспектное и многослойное поле, границы которого трудно определимы.

Иными словами, глаголы говорения или глаголы речи – это лексические единицы, используемые для обозначения различных процессов речевой деятельности человека.

Процесс речи – очень сложное явление. Он предполагает следующие части:

говорящего (или говорящих);

слушающего, собеседника (или слушающих, собеседников);

процесс выражения мысли (а также чувства воли);

процесс произношения (или написания);

процесс сообщения мысли и, в связи с этим, обращение к слушающему, речевой контакт;

объект (содержание) речи;

Одни из этих факторов (1-5) являются обязательными, другие (6-7) – факультативными.

При этом они могут выражаться как эксплицитно (то есть, с помощью существительных), так и имплицитно (то есть, с помощью глаголов).

Следует отметить, что в группе глаголов, характеризующих речь со стороны ее содержания, большинство глаголов относятся к группе «поведенческих» (болтать, врать, шутить и т.д.). В данном случае речь служит не только средством выражения мыслей, понятий, но и средством их образования и развития, а эти процессы, в свою очередь, тесно связаны с чувствами, волей, мировоззрением, поведением человека, так как определяют его личностную характеристику. Поэтому при переводе этих глаголов переводчик должен исходить из личностных установок, целей, мотивов и интересов говорящего. Кроме того, переводчику необходимо учитывать, что оформление речевого акта зависит не только от его цели, содержания, чувств говорящего, но и от условий его осуществления, т.е. от отношений между говорящим и его собеседником или собеседниками. Характеристика процесса речи может также выражать уровень образованности собеседников, их социальный статус и другие весьма разнообразные обстоятельства реализации акта речи. Перевод глаголов речи и особенно глаголов «неговорения», употребляемых в значении речевых, требует соотнесенности с целостным контекстом. Каждый глагол говорения, как в оригинале, так и в переводе, соотносится с массой других элементов текста и поэтому, даже при переводе отдельно взятого глагола речи, всегда приходится учитывать роль окружения – контекста, который в известных случаях может потребовать или «подсказать» необходимость поисков нового варианта.

В рамках русского языка существует множество классификаций глаголов речи. Рассмотрим подробнее.

Автор толкового словаря глаголов Л.Г. Бабенко выделяет такие классы в рамках ЛСГ глаголов речи:

глаголы характеризованной речевой деятельности;

глаголы речевого сообщения;

глаголы речевого общения;

глаголы речевого воздействия.

Васильев Л.М. выделяет две основные оппозиции, в которые входят глаголы речи. Это: Привативная оппозиция с маркирующими семами ограниченности; результативности; интенсивности; мультативности («количественная характеристика»); смягчительности («аттенциативности»); майоративности («провзойденности»); кратности; адресованности и эквиполентная оппозиция с маркирующими семами адресованности («неадресованности; предельности») партативности; начинательности. Степень близости данных оппозиций друг к другу различна, но наибольшей близостью характеризуется, например, оппозиции по семам интенсивности, градуальности, усилительности, мультативности.

Отсюда, устанавливая круг глаголов речи в художественных текстах, нам необходимо относить данные глаголы к той или иной оппозиции, а на основе значения глагола определить его грамматическую сему. Так в повести «Степной король Лир» можно выделить следующие глаголы речи и из производные:говорить, сказать, кричать, восклицать, спрашивать, рассказывать, уверять, отвечать, молвить, перебивать, продолжать, брякать, окликать, отзываться, объявлять, уверять, закричать, выкрикивать, твердить, гаркать, проговаривать, заговариваться, договариваться, повторять, бормотать, возражать, шептать, затрещать (трещать), шамкать (прошамкал, лепетать, прибавлять, отзываться, греметь (загреметь).

Каждый из перечисленных глаголов относится к определенному семантическому классу, имеет оппозиции с маркирующими семами, на основе которых определяется лексическое значение глагола речи.

А.А. Зализняк не только выделяет отдельные классы глаголов, в толкование которых входит глагол «ГОВОРИТЬ», но и приводит слова, с которыми эти глаголы могут сочетаться.

Отметим, что все глаголы речи/говорения подразделяются на несколько групп:

нейтральные (лингвисты называют их «семантически недифференцированными»), просто передающие процесс речи, например: говорить, произнести, сказать,

глаголы более широкого значения (глаголы с широкой семантикой), они не просто передают речь, но и имеют дополнительный оттенок, например: заметить, подчеркнуть, поправить,

эмоционально окрашенные глаголы (эмотивные), например: крикнуть, проорать,

стилистически окрашенные глаголы, например: глаголить, вещать, протрубить, прошипеть.

Иногда в качестве глаголов речи используются и совсем «неречевые» глаголы, например: завершить, начать (Свою речь он завершил словами. /Свою речь он начал со слов. ) » [Зализняк А.А. 1988: 118]. Глаголы речи придают языку особую динамику и звучание.

Важно отметить, что глаголы речи вступают в синонимические и антонимические отношения. Рассмотрим подробнее.

Синонимия речевых глаголов – явление весьма распространенное: в текстах художественной литературы употребляются различные глаголы, но с одним и тем же значением, одной и той же семой. Например, глаголы «перебивать», «обрывать», «прерывать». Это глаголы синонимичны дуг другу, так как содержат общую сему «прерывности».

Синонимы характерны почти для всех речевых глаголов. Но не всегда синоним по своей стилистической принадлежности соответствует основному глаголу.

Так, разговорный глагол «брякать» имеет такой же разговорный синоним «бухнуть». Глаголу «лепетать» (разг.) принадлежит синоним «лопотать», который ближе к просторечию. Глагол «объявлять» (нейтр.) имеет синоним «провозглашать», который тяготеет к высокому стилю. Синоним «осведомляться» у глагола «спрашивать» (нейтр.) близок к публицистическому стилю. Хотя такая стилистическая дифференция характерна для синонимов речевых глаголов, тем не менее, она встречается не у всех глаголов речи. Чаще синоним и основной глагол принадлежит к одному и тому же стилю речи. Антонимия глаголов речи встречается реже, поскольку антонимов меньше, чем синонимов. В тексте нам встречалась одна антонимичная пара – это глаголы «шептать-греметь», имеющие различные семы: «очень громко» и «чуть слышно».

Состав антонимичных глаголов речи пополняется за счет аспектуальных приставок, та в глаголах «заговорить» и «договорить», приставки за-, до, придают этим глаголам антонимичные значения начинательности \ завершительности.

В целом же сами речевые глаголы являются антонимичными глаголами молчания, которые рассматриваются как особый класс.

Таким образом, глаголы речи, распределяясь по семантическим классам, входят в эквиполентную или привативную оппозиции, что в текстах художественной литературы отражается в качестве различных значений глаголов речи.

Источник

Глаголы говорения

Проблема лексико-семантической группы «глаголов говорения». Семантическая классификация глаголов говорения по В.И. Кодукову, Л.М. Васильеву и А.А. Зализняк. Анализ «глаголов говорения» главных героев повести С. Довлатова «Зона», характеристика текста.

РубрикаЛитература
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления22.11.2012
Размер файла36,9 K

Глаголы говорения что это. ba. Глаголы говорения что это фото. Глаголы говорения что это-ba. картинка Глаголы говорения что это. картинка ba. 1. Характеристика изучаемого текста

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание


Введение


1. Характеристика изучаемого текста


2. Общая характеристика глаголов говорения


2.1 Семантическая классификация глаголов говорения по В.И. Кодукову


2.2 Семантическая классификация глаголов говорения по Л.М. Васильеву


2.3 Классификация глаголов говорения по А.А. Зализняк


Заключение


Список литературы


Введение

Проблема лексико-семантической группы «глаголов говорения» освещена на сегодняшний день не достаточно полно.

Объектом исследования является произведение Сергея Довлатова «Зона».

Цель работы заключается в анализе лексико-семантической группы «глаголов говорения» на примере произведения Сергея Довлатова «Зона».

создать картотеку глаголов говорения,

проанализировать глаголы говорения,

выявить роль глаголов говорения в художественном тексте,

показать особенности речи Довлатова на примере глаголов говорения главных персонажей повести.

Теоретическая значимость работы заключается в попытке решения одной из значимых проблем в области языка, проблемы лексико-семантической группы «глаголов говорения».

Практическая значимость заключается в применении данной работы для более подробного исследования группы глаголов говорения.

Актуальность данной работы заключается в подробном исследовании стиля писателя С. Довлатова на примере анализа «глаголов говорения» главных героев его повести «Зона».

1. Характеристика изучаемого текста

Сергей Донатович Довлатов родился 3 сентября 1941 года в Уфе, в семье театрального режиссера Доната Исааковича Мечика (1909-1995) и литературного корректора Норы Сергеевны Довлатовой (1908-1999).

С 1944 года жил в Ленинграде.

В 1959 году Довлатов поступил на филологический факультет Ленинградского университета (отделение финского языка), который ему пришлось покинуть после двух с половиной лет обучения. С 1962 по 1965 год служил в армии, в системе охраны исправительно-трудовых лагерей на севере Коми АССР. После демобилизации Довлатов поступил на факультет журналистики Ленинградского университета.

Работал журналистом в заводской многотиражке «За кадры верфям», начал писать рассказы. Входил в ленинградскую группу писателей «Горожане» вместе с В.Марамзиным, И.Ефимовым, Б.Вахтиным и др.

Одно время работал секретарем у В.Пановой. В 1972-1976 гг. жил в Таллинне, работал корреспондентом таллинской газеты «Советская Эстония», экскурсоводом в Пушкинском заповеднике под Псковом (Михайловское). В 1976 г. вернулся в Ленинград. Работал в журнале «Костер».

Писал прозу, но из многочисленных попыток напечататься в советских журналах ничего не вышло. Набор его первой книги был уничтожен по распоряжению КГБ.

С конца 60-х Довлатов публикуется в самиздате, а в 1976 году некоторые его рассказы были опубликованы на Западе в журналах «Континент», «Время и мы», за что был исключен из Союза журналистов СССР.

За двенадцать лет жизни в эмиграции издал двенадцать книг, которые выходили в США и Европе. В СССР писателя знали по самиздату и авторской передаче на радио «Свобода» в 1980-х гг..

Умер 24 августа 1990 года в Нью-Йорке от сердечной недостаточности. Похоронен на кладбище «Маунт Хеброн» (Mount Hebron Cemetery).

Рассмотрим структуру иронического строения художественного образа на примере композиции романа С.Довлатова “Зона. Записки надзирателя”. Ирония является здесь ведущим принципом организации художественного высказывания, что связано и с творческой задачей романа.

В данном случае же речь идет об иронии в широком смысле, как творческом принципе, организующем текст как целое; это, по определению Фридриха Шлегеля, не риторическая ирония, которая “основывается на иронических эпизодах”, не фигура речи, особенно характерная для полемики, а ирония поэтическая, подлинной родиной которой является философия, эта ирония проникает “своим божественным дыханием” поэтическое создание в целом; в ней реализуется “настроение, оглядывающее все с высоты и бесконечно возвышающееся над всем обусловленным, в том числе и над собственным искусством, добродетелью и гениальностью”.

На первый взгляд творческая задача обусловлена стремлением художника выйти за пределы традиции преимущественно социально-политической разработки лагерной темы к решительному ее углублению в аспектах “пограничных” форм человеческого бытия.

Тем, чем была зона для России, для американской жизни становится сама Россия, из которой теперь приходят в Америку фрагменты этого романа.

2. Общая характеристика глаголов говорения

2.1 Семантическая классификация глаголов говорения по В.И. Кодукову

В.И. Кодуков в своей работе «Прямая и косвенная речь в современном русском языке» говорит о том, что «особенностью предложения с прямой речью является наличие в аторском предложении слова, вводящего прямую речь» (Кодуков, 1957)

В.И.Кодуков выделяет следующие группы глаголов, которые вводят прямую речь:

А) глаголы, обозначающие акт говорения в его общем виде: СКАЗАТЬ, ГОВОРИТЬ, РАССКАЗЫВАТЬ и др.

Б) глаголы, которые обозначают не только акт говорения, но и особенности его, манеру, способ произнесения речи: КРИКНУТЬ, ШЕПНУТЬ, ПРОБОРМОТАТЬ и др.

В) глаголы, обозначающие характер протекания речи, ее связь с предыдущим изложением, ее начало, продолжение: ЗАГОВОРИТЬ, ОТВЕТИТЬ, ПРОДОЛЖИТЬ и др.

Г) глаголы, обозначающие не только сам акт говорения, но и характеризующие содержание речи: ВОЗРАЗИТЬ, ОБЪЯСНИТЬ и др.

4. Глаголы, обозначающие особые виды речевой деятельности. Они примыкают к глаголам говорения и в определенном употреблении сближаются в своих значениях с ними. Здесь можно выделять следующие подгруппы:

А) глаголы, обозначающие особые виды речевой деятельности: ДЕКЛАРИРОВАТЬ, ТЕЛЕГРАФИРОВАТЬ и др.

Б) глаголы, обозначающие особую направленность речевого акта:

-вводящие вопросительные предложения прямой речи: СПРОСИТЬ, СПРАШИВАТЬ, и др,

-глаголы волеизъявления, содержащие приказания побуждение, просьбу: ПРИКАЗАТЬ, ПРОСИТЬ, ВЕЛЕТЬ, и др,

-глаголы мысли, вводящие прямую речь, содержащую размышления: ПОДУМАТЬ, РАЗМЫШЛЯТЬ и др.

3. Глаголы обозначающие переживания и движения. Они выступают заместителями глаголов говорения и мысли, получая при этом несколько измененное лексическое значение:

А) глаголы обозначающие мимику жесты движения сопровождающие говорение и мышление: УЛЫБНУТЬСЯ, УСМИХНУТЬСЯ, НАХМУРИТЬСЯ и др,

Б) глаголы обозначающие эмоции чувства, ощущение говорящего: УДИВИТЬСЯ, ОБИДЕТЬСЯ, ОБРРАДОВАТЬСЯ, ВОЗМУТИЬСЯ и др,

В) глаголы восприятия, когда объектом восприятия служит чужая речь: СЛЫШАТЬ, ПРОЧИТАТЬ и др.

2.2 Семантическая классификация глаголов говорения по Л.М. Васильеву

Л.М. Васильев в работе «Семантические классы глаголов чувства, мысли и речи» дают несколько иную классификацию глаголов речи:

1. Глаголы характеризующие внешнюю сторону устной или письменной речи: ПРОИЗНОСИТЬ и ПИСАТЬ. Вариантная схема идентифицирует нейтральные глаголы ПРОИЗНОСИТЬ, ГОВОРИТЬ и др.

В сочетании с приставками глаголы этого класса полуют разные значения:

-Начинательности: ЗАГОВОРИТЬ, ЗАКРИЧАТЬ и др,

— Завершительности: ДОГОВОРИТЬ, ДОЧЕТАТЬ и др,

— Незавершенности: НЕДОГОВОРИТЬ, НЕДОСКОЗАТЬ и др.

2. Глаголы характеризующие содержание мысли, выражаемые по средствам устной или посменной речи.

К этому классу относится как нейтральные глаголы: ВЫСКАЗЫВАТЬ, ГОВОРИТЬ, ВЫРОЗИТЬСЯ, и др, а также их фразиологиекие синонимы с дополнительными словами (говорить вздор, ахинею и тд). Эти глаголы в соединении с приставками осложняются:

— Начинательности: ЗАГОВОРИТЬ, ЗАБОЛТАТЬ, и тд.

— Завершительности: ДОГОВОРИТЬ и тд,

— Определенные ограничительности: ПРОГОВОРИТЬ, ПРОБОЛТАТЬ и тд.

3. Глаголы характеризующие коммуникативную сторону устной и письменной речи: СООБЩАТЬ, ПЕРЕДОВАТЬ, ГОВОРИТЬ и др.

Остальные сообщения маркированы дополнительными словами «Широко, громко, тихо и тд».

4. Глаголы со значением речевого взаимодействия и контакта:

А) Ядерными словами здесь выступают глаголы: РАЗГОВАРИВАТЬ, ДОГОВАРИВАТЬСЯ, СПОРИТЬ, ОБСУЖДАТЬ и др. Все глаголы этого подкласса тождественны друг другу.

Особенностью их является то, что они не употребляются с конструкциях с прямой речью.

Б) Глаголы речевого контакта. К ним относятся глаголы с опорными словами: СПРАШИВАТЬ, ОТВЕЧАТЬ, СОГЛАШАТЬСЯ, ВОЗРОЖАТЬ и др.

Характерной их особенностью является то что они означают реплики диалогической речи.

5. Глаголы со значением побуждения, выраженные посредством устной или письменной речи: ПРОСИТЬ, ПРИКАЗЫВАТЬ, ЗАПРЕЩАТЬ и др. Особенностью глаголов этого класса является их сочетаемость с инфинитивом.

6. Глаголы со значением эмоционального отношения и оценки, выражаемых посредством устной и письменной речи:

А) глаголы со значением эмоционального отношения. Сюда входят группы глаголов с опорными словами: ОБИЖАТЬ, НАСЕХАТЬСЯ и др. Все они выражают эмоциональное отношение субъекта речи к какому-либо другому лицу.

Б) глаголы со значением оценки. Эти глаголы делятся на 2 разряда:

-со значением отрицательной оценки: КЛЕВЕТАТЬ, ОГОВАРИВАТЬ и др.

со значением положительной оценки: ХВАЛИТЬ, ОДОБРЯТЬ, ХВАСТАТЬСЯ и др. Эти глаголы сочетаются с приставками, которые придают им дополнительные значения:

начинательности : ЗАРУГАТЬ, ЗАХВАЛИТЬ и др.,

завершительности: ДОХВАЛИТЬ, ДОРУГАТЬ и др.,

накопительности: НАКЛЕВЕТАТЬ, НАХВАЛИТЬ и др.

Классификация Л.М.Васильева расширяет диапазон глаголов говорения по сравнению с классификацией В.И.Кодухова. Л.М.Васильев включает в классификацию ряд глаголов, которые Кодухов выносит за рамки говорения.

2.3 Классификация глаголов говорения по А.А. Зализняк

глагол говорение довлатов текст

Следует упомянуть также работу А.А.Зализняк « Глагол говорить : три этюда к словесному портрету» Она выделяет:

А) перформативные глаголы: ПРОСИТЬ, СООБЩАТЬ, ОБЕЩАТЬ и др.,

Б) глаголы, которые описывают разнообразные типы речевых действий: СПРАШИВАТЬ, ОБЪЯСНЯТЬ, УГОВАРИВАТЬ и др.,

В) эмоциональные: ВОСХИЩАТЬСЯ, ВОЗМУЩАТЬСЯ и др.

Г) компонент «говорить» входит в некоторые другие глаголы (например, РАСКОЛОТЬ),

Д) глаголы, описывающие разнообразные способы говорения. В этой группе выделяется несколько типов глаголов,в зависимости от того, чего касается специфика способа говорения:

от акустических аспектов произнесения текста: БАСИТЬ, ТАРАТОРИТЬ, ТРЕЩАТЬ и др., а также сочетания глаголов с наречиями : ГОВОРИТЬ ГРОМКО, ТИХО, БЫСТРО, ТИХИМ ГОЛОСОМ и т.д.

от содержательных характеристик: ШЕПНУТЬ, ТВЕРДИТЬ, БРЕДИТЬ и др.

способ говорения может характеризовать внутреннее состояние субъекта или отношение его к адресату речевого действия: КРИЧАТЬ, ОРАТЬ, ГОРЯЧИТЬСЯ и др.

А также глаголы, где способ говорения включает одновременно акустическую характеристику речи и выражение некоторого внутреннего состояния или отношения к адресату: БРЗЖАТЬ, ВОРЧАТЬ, ШИПЕТЬ и др.

Таким образом, А.А. Зализняк не только выделяет отдельные классы глаголов, в толкование которых входит глагол «ГОВОРИТЬ», но и приводит слова, с которыми эти глаголы могут сочетаться.

Классификация Л.М. Васильева более полно отражает глаголы говорения для произведения С.Довлатова «ЗОНА».

3. Информация в предложениях с глаголами речи

В составе предложения глаголы говорения выражают информационный процесс. Важнейшим семантическим свойством этих предложений является выражение разных типов информационного процесса.

В работе Т.П.Ломтева «Конституенты предложений с глаголами речи» говорится о том, что информация может быть:

«…торжественно произнес капитан и остановился… «

При наличии в предложении адресанта и адресата между ними могут возникнуть следующие отношения:

4. ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАГОЛОВ ГОВОРЕНИЯ ГЕРОЕВ ПОВЕСТИ С. ДОВЛАТОВА «ЗОНА»

Проанализируем каждый глагол в отдельности.

Разновидностью глагола СКАЗАТЬ является глагол РАССКАЗАТЬ. Он встречается всего 3 раза. «…Он (Пахапиль) рассказывал (медсестре) с.76

Глагол ГОВОРИТЬ встречается в тексте 44 раза. Например,

«…я говорю с порога…» (В бараке) с.90

Часто глагол ГОВОРИТЬ употребляется с приставками.

«Он прижал стекло к губам и тихо выговорил:-Сеанс!…» (Енин) с.51

«Алиханов заговорил с ним (с Петровым)». С.60

«…спросил у него (у ЕГОРОВА) запоздалый прохожий…»с.113

Часто глагол СПРАШИВАТЬ употребляется с наречиями:

«…тихо спросил Егоров Катю»,с.116

Глагол КРИЧАТЬ обозначает не только акт говорения, но и его особенности (по В,И.Кодухову). В тексте этот глагол встречается 20 раз. «…Я бы даже крикнул под общий смех…» (размышления автора) с.90.

Несколько раз глагол КРИЧАТЬ употребляется с приставками:

«…выкрикивал Борташевич…»(Егорову) с.108

«Оковы тяжкие падут!- закричал фарцовщик белуга» с.56

Глагол ПРОИЗНОСИТЬ встречается 19раз.

«Купцов произнес медленно властно и строго…» с.94.

Глагол ШЕПТАТЬ в тексте встречается 3 раза.

«…Фидель молчит,затем наклоняется к женщине и что-то шепчет…» (жене Купцова) с.95

Глаголы со значением эмоционального отношения: УСМЕХАТЬСЯ

В тексте 6 раз. «…усмехнулся Ероха …» (Замараеву) с.104,106

Глагол ЗАМЕТИТЬ встречается в тексте 5 раз.

Глагол ВЕРИТЬ с приставками в тексте 4 раза.

«-_Попадешь,- заверил его (Фиделя) Алиханов» с.63

«- Я был … струной концерта войны,- начал полковник Мар.»с.45

Усиливает эмоциональную окраску глагол ВОСКЛИКНУТЬ. В тексте он используется 3 раза. «_ Чтоб я так жил!-, воскликнул Лейбович» с. 54

Для характеристики речи персонажа использует автор глаголы КОМАНДОВАТЬ и ПРИКАЗЫВАТЬ. В тексте их 4.

«- Отставить,- скомандовал Кунин.» (участникам игры) с.64

«… приказал я (Купцову), стоя в двух шагах» с.99

«Боже, куда я попал?!-, думал он (Алиханов) с.65

«… иногда Пахапиль добавлял…» с. 77

«- Сеанс!.- повторил Енин» с. 52

«.. он (Замараев) продолжал (Ерохину) с. 103

Глагол ОТКЛИКНУТЬСЯ встречается 2 раза.

«- Прокурор таки делает выводы,- откликался зека Лейбович» с.54

Глагол ЗАПЕТЬ в тексте 2 раза.

«.. карманник Чалый, увидев меня, нарочито громко запел..» с.98

Единично встречаются в тексте такие глаголы, как:

ОТОЗВАТЬСЯ, КОНСТАТИРОВАТЬ «_ Чудеса- первым констатировал Адам» с. 54, БОРМОТАТЬ, МЕЧТАТЬ, РАСТЕРЯТЬСЯ, ПОКЛЯТЬСЯ «-Зуб даю,- коротко поклялся Чалый» с.54

ОТЧЕКАНИТЬ, ЖАЛОВАТЬСЯ, ВЫРУГАТЬСЯ, ТРУБЯТ

«Пускай злопыхатели… трубят насчет конфликта отцов и детей»

ТЯНУТЬ, ОБОРВАТЬ «- Это даже хорошо,- оборвал подполковник. С точки зрения братского интернационализма.» С.47

ТЯНУТЬ « Ленька Матыцын затянул старый воровской гимн» с. 61

С. Довлатова «Зона» с позиции анализа глаголов говорения

В ходе работы были выделены основные глаголы которые автор использует для передачи речи героев. Наиболее часто употребляемые глаголы: СКАЗАТЬ, ГОВОРИТЬ, КРИЧАТЬ, СПРОСИТЬ, ОТВЕЧАТЬ, ПРОИЗНОСИТЬ. Все глаголы, используемые Довлатовым, очень распространенные что объясняется стремлением автора разнообразить речь персонажей.

Целью работы являлось выяснить, какую роль глаголы говорения имеют в художественном тексте. В ходе исследования я выяснила что глаголы говорения имеют информационную и эмоциональные роли в художественном тексте.

Так как в произведении «Зона» очень много действующих персонажей и все они, постоянно между собой общаются, поэтому автор использует очень много различных глаголов говорения этим он характеризует каждого персонажа.

Наиболее часто вместе с глаголами говорения автор использует наречия и обстоятельства а также различные приставки к глаголам.

Лагерный язык получает в романе последовательно развернутый ряд характеристик как язык в буквальном смысле художественный: “Лагерный язык менее всего рассчитан на практическое использование.

3. Довлатов С. Собрание прозы в трех томах. Т.1. С.56. Там же. С.99.

Основные глаголы говорения использованные при описании речи в повести Довлатова С. «Зона»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *