Глагол что такое глагол 2 класс школа россии
Урок русского языка во 2 классе по теме «Что такое глагол?»
Коноплева Лариса Александровна учитель начальных классов МКОУ СШ с УИОП №2 им. А.Жаркова г. Яранска
Тема урока: Что такое глагол? 2 класс
Тип урока: урок открытия нового знания
Методы ведения урока: деятельностный,
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Дидактическая цель: Создать условия для активизации познавательной деятельности учащихся через использование цифровых образовательных ресурсов.
Предметные задачи урока:
научить распознавать глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу;
обосновывать правильность отнесения слова к глаголу;
выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания;
Метапредметные задачи урока:
понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
извлекать информацию из учебного текста;
развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
применять сделанные выводы на практике;
Личностные задачи урока:
вступать в сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение к партнерам;
выражать свои мысли с учетом задач и ситуации общения, участвовать в диалоге
— понимать и принимать учебную задачу;
— определять глаголы в речи;
— составлять предложения с глаголами;
— выяснять значение глаголов в речи;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Компьютер, мультимедийный проектор, карточки для работы в группах и парах, рефлексивные солнышки. тучки;.
1. Организационный момент- 2 мин. Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
2. Актуализация знаний – 5мин Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
3. Целеполагание и мотивация познавательной деятельности– 2 мин. Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.
4. Работа по теме урока –25 мин.
а) Первичное усвоение материала – 8 мин. Цель этапа: построение и фиксация нового знания.
б ) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи– 4мин. Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях.
г) Включение в систему знаний и повторение – 6мин Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
5. Подведение итогов-3 мин
6. Рефлексия – 2 мин.
7. Домашнее задание – 2 мин. Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
1. Организационный момент.
-Начинаем наш урок русского языка. Проверьте, пожалуйста, наличие учебных предметов на столе.
«Если порядок на столе – то порядок в голове».
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем!
-Вы любите преодолевать трудности?
-Умение преодолевать трудности помогает получать новые знания. Трудности можно преодолеть, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
И пусть сегодня нам сопутствует только хорошее настроение, чтобы урок пошёл нам впрок.
Да, мы любим, преодолевать трудности.
2. Актуализация опорных знаний
Слайд(аннимация для проверки)
Улы.ка, руч.и, д.рить, птич.ка, яго.ка, снеж.нка.
Объясняет одна пара. Запишите слова самостоятельно, подчеркните орфограмму.
Проверьте свою работу и оцените её.
-Разделите слова на 2 группы.( по слогам 2 слога-ручьи, дарить, птичка.
3 слога-улыбка, ягодка, снежинка.
или по частям речи )
-Найдите в учебнике и прочитайте название нового раздела(стр.68),
-Прочитайте проблемный вопрос-тему урока
-Сформулируйте учебную задачу урока.
Обсуждение в паре пути решения. Умение договариваться и приходить к общему решению.
Проверяют и оценивают работу.
Распределяют слова на 2 группы. Определяют тему урока.
Читают по учебнику проблемный вопрос, ставят учебную задачу.
3. Целеполагание и мотивация познавательной деятельности
Подумайте, на какие вопросы нужно найти ответы. (Вопросы открываются на слайде).
Узнать: Что такое глагол?
Что обозначает глагол?
На какие вопросы отвечает глагол?
Развивать свою речь, грамотность. Научимся распознавать глаголы, подбирать слова близкие и противоположные по значению.
Что обозначает глагол?
На какие вопросы отвечает глагол?
Как узнать глаголы в тексте? И т.д.
4. Работа по теме урока –25 мин.
а) Первичное усвоение материала
Карточки для вывода правила
б ) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи– 4мин Парные карточки
1. Откроем нашу мудрую книгу, узнаем новое.
— Найдите упр.116 (устно)
— Кто изображён на картинке?
-К какой части речи относится слово мальчик?(сущ)
-С какой целью мы будем рассматривать картинки?
— Посмотрите внимательно на картинки, подберите и назовите слова, обозначающие действия мальчика. На какой вопрос отвечают эти слова? Вы употребили слова какой части речи?
-Составьте предложения по картинкам.
Запишем предложения по 2 первым картинкам. (2 ученика у доски)
В записанных вами предложениях выделим главные члены.
-Какой частью речи выражено подлежащее?
-Предположите, какой частью речи выражено сказуемое?
-Сделайте вывод о сказуемом.
Подумайте, с какой частью речи может употребляться глагол?
Помните один секрет: вопрос к глаголам надо задавать со словом « делать», иначе ответ не получится.
-Работая в парах попробуйте сами дать определение новой части речи
-Что обозначает глагол?
-На какие ещё вопросы может отвечать глагол?
Чтобы вы лучше запомнили правило. Послушайте сообщение о глаголе
— используя его составим алгоритм, определения глагола.
-Как вы считаете, каким должен быть первый шаг алгоритма?
— Каким должен быть второй шаг?
(Аннимацией, напечатан на слайде алгоритм).
Что обозначает часть речи?
На какие вопросы отвечает часть речи?
1. С правилом и алгоритмом мы познакомились, давайте попробуем теперь их применить. Работая в парах отгадайте загадки и подчеркните глаголы в текстах загадок ( КАРТОЧКА, ДЛЯ ПАРНОЙ РАБОТЫ)
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасила витрины? (ЗИМА)
Самопроверкой по слайду оцените свою работу.
Глаголы- это действия предметов. Запомните, какие действия будете выполнять вы делая физкультминутку. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
( топаем, хлопаем, киваем, поднимаем, кружимся, разведём, побежим)
Работая в парах, самостоятельно составляют определение глагола по опоре.
Сравнивают вывод с правилом. Отвечают на вопросы по правилу.
Корзина «Мнений» Предлагают алгоритм определения глагола.
Доказывают по алгоритму слово ДАРИТЬ
Отгадывают загадки, работая в парах . Самостоятельно подчёркивают глаголы в загадках. Доказывают отгадку, используя глаголы.
Самопроверкой по слайду оценивают работу.
Выполняют физкультминутку. Называют глаголы.
в) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону -4 мин
Слайд для проверки задания
г ) Включение в систему знаний и повторение – 6мин
Карточки группам, магниты, линейки, маркеры на столах
(показываю портрет 31 марта День рождения Чуковского)
— Корней Иванович Чуковский написал много замечательных сказок.
-Какие произведения Чуковского вы знаете?
-Из какого стихотворения записанные строки? (Путаница)
-Определите, все ли действия животных названы правильно?
-Помогите распутать эту путаницу. Запишите правильно действие каждого героя
1 вариант – записывает правильно 1 часть Глаголы подчеркнуть двумя линиями
2 вариант – записывает правильно 2 часть Глаголы подчеркнуть двумя линиями
( Взаимопроверка : поменяйтесь тетрадями проверьте и оцените работу товарища)
У кого всё верно встаньте, поднимите руку, кто допустил ошибку.
-Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что делают? (Крякают, квакают, хрюкают.)
-Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что сделали? (Зажужжали, заржал, зачирикали).
Подойдите ко мне по одному человеку от группы и получите карточки с заданием.
Задание: Составить из слов предложения. Записать их.
Весна, ручейки, наступила, красавица, говорливые, журчат.
Задание: Подчеркнуть подлежащее и сказуемое. Указать глаголы.
Задание: Образуйте от имён существительных глаголы, запишите их.
Задание: Прочитайте отрывок из стихотворения. Подчеркните глаголы.
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал,
Николай ногой качал.
Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Задание: К данным глаголам подберите имена существительные, называющие животных. Запишите их.
Задание: Подбери глаголы – антонимы. Соедини стрелочкой.
( Все эти волшебные карточки мы положим в сундучок «Знаний», чтобы запомнить то, что изучали сегодня на уроке.
Выполняют задания в группах. По окончанию работы, каждое задание комментируется, доказывается правильность выполнения задания.
Складывают карточки в сундучок «Знаний».
5. Подведение итогов урока.
Глаголик хочет проверить, хорошо ли вы усвоили тему урока.
4. Подчеркни глаголы.
Заяц, речка, бежать, льдинка.
Вопросы со слайда итога урока
Но будьте внимательны:
-если новый материал понятен, и вы, можете о нём рассказать другим, покажите солнышко
— а если вам было трудно и вы не уверены, что поняли тему урока, покажите тучку
Оценивают свою деятельность.
Всем Учебник с. 68 правило.
I. Из словарей синонимов и антонимов с. 140-141 выписать по три пары глаголов синонимов и антонимов.
II. Выполнить упражнение 120.
Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!
Записывают домашнее задание по выбору
( КАРТОЧКА, ДЛЯ ПАРНОЙ РАБОТЫ)
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасила витрины? (………..)
Задание: Составить из слов предложения. Записать их.
Весна, ручейки, наступила, красавица, говорливые, журчат.
Задание: Указать над каждым словом, какой частью речи оно является.
Задание: Образуйте от имён существительных глаголы, запишите их.
Задание: Прочитайте отрывок из стихотворения. Подчеркните глаголы.
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал,
Николай ногой качал.
Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Задание: К данным глаголам подберите имена существительные, называющие животных. Запишите их.
Задание: Подбери глаголы – антонимы. Соедини стрелочкой.
Конспект урока по русскому языку «Что такое глагол?» (2 класс)
Урок русского языка во 2 классе
Урок русского языка
Учитель: Федосеенко С.А.
Методы: частично-поисковый, наглядный, проблемный.
Форма работы : фронтальная, групповая, индивидуальная, парная
формировать представление о глаголе как о части речи; научить находить глаголы в тексте, учить ставить вопросы к данным глаголам.
осознавать значение глагола в речи, ввести в активный словарь второклассников термин «глагол», обогащать речь учащихся.
способствовать воспитанию учебной активности, воспитывать навыки самоконтроля и самооценки.
создать условия для осознанного осмысления нового материала.
ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей.
искать, получать и использовать информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах.
осознавать речь как способ устного и письменного общения людей, участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.
понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
учащиеся должны научиться находить глаголы в тексте, ставить к ним вопросы.
Компьютер, мультимедийный проектор, документ-камера.
1. Организационный момент- 2 мин. 2. Самоопределение к учебной деятельности– 2 мин. 3. Актуализация знаний – 7 мин. 4. Работа по теме урока –22 мин.
а) Открытие нового знания – 5 мин.
б) Первичное закрепление – 9 мин.
6. Подведение итогов урока – 3 мин.
7. Домашнее задание – 2 мин.
2. Самоопределение к учебной деятельности.
-Начинаем наш урок русского языка. Проверьте, пожалуйста, наличие учебных предметов на столе.
«Если порядок на столе – то порядок в голове».
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
-Вы любите преодолевать трудности?
-Трудности всегда можно преодолеть, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
У вас на парте лежат «карточки». Каждая из них обозначает различную степень правильности выполнения задания. В течение всего урока мы будем использовать их для проверки правильности выполнения задания.
-Да, мы любим, преодолевать трудности.
Коммуникативные УУД : осознанное построение речевых высказываний своих действий, анализ, доказательство и аргументация своей точки зрения.
Познавательные УУД : осознанное высказывание-рассуждение в устной форме.
Метапредметные УУД : учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.
Регулятивные УУД: нацеливание на успешную деятельность.
Личностные УУД: формирование положительного отношения к процессу познания.
— Открываем тетради. Не забывайте о посадке, правильном положении тетради на столе и о том, как нужно держать ручку.
— Начинаем наш урок со словарного диктанта.
1.Хоть и ростом невелик,
А к почтению привык:
Перед ним дубы, и клены,
И березы бьют поклоны.(топор)
2.Здесь родился, живешь,
Как зовут это место, знаешь? (Россия)
3.Шагаешь — впереди лежит,
Оглянешься — домой бежит. (Улица)
4.На стене висит давно,
На холсте всего полно:
Лес и речка, и машина
Последний зимний месяц жаль,
Короткий самый он – (февраль)
5.В зоопарке, в синей клетке
Ловко прыгает по сетке,
Корчит рожи, ест бананы
Кто? Конечно ( Обезьяна )
6.Два братца,
Не могут расстаться:
Утром – в дороге,
Ночью – на пороге (сапог)
— Сейчас вы поменяетесь тетрадями и сделаете взаимопроверку работ. Давайте оценим работы. Те, кто выполнил работу правильно, не допустил ни одной ошибки, поднимите карточку (!). Те, кто допустил 1-2 ошибки, поднимите карточку (+). А те, кто допустил 3 и более ошибки поднимите карточку (-). Спасибо за работу. Молодцы. (Подведение итогов словарной работы).
Коммуникативные УУД: осознанное построение речевых высказываний своих действий, анализ, доказательство и аргументация своей точки зрения.
Обсуждение в паре пути решения. Умение договариваться и приходить к общему решению.
Познавательные УУД : осознанное высказывание-рассуждение в устной форме.
4.Работа по теме урока.
а) Открытие нового знания
Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко». И то слово, которое вы доскажите, вы записываете в тетрадь.
1)Я захотел устроить бал,
-Ребята, давайте сравним словарные слова и слова, которые мы записали сейчас. Можем ли мы разделить эти слова на какие-то группы?
— Скажите, какую часть речи русского языка вы уже изучили?
-Что вы о ней узнали?
-Давайте рассмотрим словарные слова и дадим каждому слову характеристику.
-Посмотрите на вторую группу слов. На какие вопросы они отвечают?
-А что обозначают это слова?
-Скажите, как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке?
-А кто знает, как называются слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? Что сделать? что делает? Что сделает?
Откройте учебник на странице 68. Прочтите правило.
-Слова, которые являются именем существительным, и слова, которые не относятся к этой части речи.
-Это часть речи, называющая предмет, отвечает на вопросы кто? что? Имена существительные бывают собственные или нарицательные, одушевленные или не одушевленные.
-Что сделал? Что делают? Что сделала?
-Изучать слова, которые обозначают действия предмета.
Личностные УУД: обеспечение восприятия, осмысление и первичное запоминание, создание условия поиска, раскрытие сущности нового понятия.
Личностные УУД: умение удерживать учебную задачу.
Регулятивные УУД: коррекция, осознанность изученного материала, выявление пробелов, проблем, обобщение сказанного.
Коммуникативные УУД: осуществление взаимного контроля, оказание взаимопомощи, оценка действий партнёра, постановка вопросов.
Познавательные УУД: поиск, отбор, структурирование информации. Логические действия и операции. Умение добывать нужную информацию.
б) Первичное закрепление.
Ребята, посмотрите на интерактивную доску. Сейчас мы с вами разделимся на группы. Каждая группа будет выполнять своё задание.
Подойдите ко мне по одному человеку от группы и получите карточки с заданием.
Задание: данный текс разделить на предложения.
Задание: Указать над каждым словом, какой частью речи оно является.
Задание: в каждом предложении найти и подчеркнуть грамматическую основу.
-А сейчас мы поработаем в парах. Давайте назовем и напишем, какие действия, которые вы выполняете на уроках:
На уроках окружающего мира мы ……
На уроках математики мы ……. ……
На уроках русского языка…. ….
На уроках физкультуры ……,……..
— Что вы только что перечисляли?
-Значит, все дописанные вами слова что обозначают?
-На какие вопросы они отвечают?
— Что делал? Что сделает? и т.д.
Метапредметные УУД: приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно
Предметные УУД: умение применять знания на практике
Регулятивные УУД: развитие умения учащихся обобщать, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;
Коммуникативные УУД: развитие навыков сотрудничества, умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения в отношении предмета исследования;
Предметные: развитие орфографической зоркости, обогащение словарного запаса.
— А сейчас мы с вами отдохнём. Я буду называть вам слова, а вы попробуйте выполнять то, что я прошу сделать.
Встаньте, подпрыгните, улыбнитесь, помашите, крякните,
покружитесь, топните, подмигните, повернитесь,
— Давайте подведём итог. Что вы сейчас выполняли, когда я читала эти слова?
-На какие вопросы отвечают эти слова?
-А кто из вас запомнил, как называется эта часть речи в русском языке?
-В русском языке слова, которые обозначают действие предмета, называются глаголами. Они обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делает? что сделал? что сделали? и т.д.
— Что делать? Что сделать? и т.д
в) Включение нового знания в систему знаний.
-Обратимся к учебнику. На странице 69 упражнение 118. Прочтите задание самостоятельно.
-Кто увидел ошибки? Что неправильно записал автор?
-Кто помнит, как называется стихотворение?
-Помогите распутать эту путаницу. Запишите правильно действие каждого героя
(Проверка: один ученик читает, а остальные проверяют.
Хлопком отмечают ошибку).
-Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что делают?
-Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что сделали?
-Запишите это стихотворение в тетрадь. Не забывайте писать аккуратно, грамотно.
— Продолжаем нашу работу по новому материалу. Выполним устно упражнение из учебника (с. 69 упр. 119).
-Автор не правильно указал действия животных.
-Крякают, квакают, хрюкают.
-Зажужжали, заржал, зачирикали.
Ребята к каждому слову ставят вопрос и определяют, какой частью речи является данное слово.
Предметные УУД : сформировать навык нахождения слов, обозначающих действие предмета.
Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
— Молодцы, ребята, все ответственно отнеслись к заданию. Мне приятно. А теперь давайте составим алгоритм, с помощью которого мы в будущем будем определять, какой частью речи является слово. Как вы считаете, каким должен быть первый шаг алгоритма?
— А как вы считаете, каким должен быть второй шаг?
-Верно. (Несколько учащихся повторяют алгоритм определения части речи). Поможет ли новое правило стать более грамотными учениками?
-1 шаг: определить, что обозначает данное слово.
— 2 шаг: задать вопрос к слову.
-Да, конечно, поможет.
Регулятивные УУД: оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;
Личностные УУД: умение оценивать собственную учебную деятельность: Коммуникативные УУД : умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослым.
6.Подведение итогов урока.
Ребята, спасибо за работу на уроке. Мне было с вами приятно работать. Я проверила ваши групповые работы.
(Учитель анализирует выполненные работы и оценивает их).
Выучить правило в учебнике стр.68, выполнить упражнение 120
Личностные УУД: развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки.
Регулятивные УУД: выделение и учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-324582
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.