Гитарный процессор или звуковая карта что лучше
Звуковая карта или комбоусилитель?
Буквально десять-двадцать лет назад практически все музыканты отдавали свое предпочтение комбоусилителю. Конечно, в современности комбо никуда не исчезли и все еще пользуются огромным спросом. В то же время растет спрос на звуковые карты, которые позволяют получить прекрасное звучание через подключение к компьютеру.
В последнее время появляется все больше споров в духе «процессор VS педалборд» или «живой инструмент VS сэмплы». Как правило, в конце противостояния обязательно объявляется победитель. В нашей статье победителей не будет – мы расскажем вам про плюсы и минусы комбоусилителя и звуковой карты как двух разных вариантов коммутации гитары. А вы уже сами сможете выбрать наиболее подходящий вариант именно для себя.
Комбоусилитель
Комбоусилители бывают самых разных типов – большие и маленькие, мощные и не очень, домашние и студийные. Вам точно будет из чего выбрать. Соответственно, чем больше, мощнее и качественнее усилитель, тем он дороже. В конечном итоге вы получаете звук «из коробки», то есть можете сразу подключиться и играть.
Важно: комбоусилители рекомендуют многие преподаватели как оптимальный вариант для начинающих. Они дают максимально «честный» звук – так вы быстрее привыкните к гитаре.
Минусы:
Плюсы:
Звуковая карта
Неотъемлемый элемент любой профессиональной или домашней студии. Звуковая карта может обеспечивать прекрасный звук на записи, она же открывает ряд полезных возможностей для музыканта.
Плюсы:
Минусы:
Звуковые карты само по себе не обрабатывают звук, они используются в сочетании с плагинами для обработки звука – например, Guitar Rig или Bias. При помощи данных программ вы легко достигните желаемого звучания: как эффектов перегруза, так и модуляционных эффектов, сможете построить цепь звукообработки и др. Если боитесь, что во время концерта придется переключать эффекты с компьютера, то решение есть – ножной контроллер.
Например, вот такая модель есть у Guitar Rig.
Кроме того, можно использовать абсолютно любой midi-контроллер, предварительно выполнив определенные настройки.
Что в итоге выбрать?
Нельзя однозначно сказать, какой вариант будет лучше для конкретного музыканта, так как конечный выбор непосредственно зависит от ваших целей в музыке. Надеемся, что сравнивая несравнимое, мы немного продвинули вас в выборе.
Популярные и отличные по качеству звуковые карты: семейство Focusrite (от 10 000 рублей), Line 6 (до 10 000 рублей).
Комбоусилители: Yerasov (от 8 000 рублей), YAMAHA серии THR (от 15 000 рублей).
Как записать гитару дома
Содержание
Содержание
Чем раньше начинающий гитарист начнет себя записывать, тем быстрее будут расти его навыки. Тем более, сегодня не нужно многого, чтобы записать гитару качественно.
Запись гитары в студии
Традиционный способ
Электрогитару подключают напрямую в гитарный стек или комбик, оба состоят из усилителя и гитарного динамика. Звукорежиссер ставит микрофон вплотную к динамику и записывает партию.
Такой способ имеет ряд недостатков:
Реампинг
«Так почему бы сперва не записать сырой сигнал гитары, а затем уже скормить его усилителю, разделив саму запись и работу с тембром?» — подумали звукорежиссеры и предложили другой путь: реампинг. Первые попытки разделить процесс на запись и обработку предприняли гитарист Лес Пол (чья гитара стала иконой Gibson) и звукоинженер Фил Спектор (работал с The Beatles и построил Wall of Sound для The Grateful Dead).
В студии для реампинга используется Di-Box. Этот прибор клонирует гитарный сигнал и превращает один из клонов в балансный, то есть в удобоваримый для звукорежиссерского пульта (просто так в него воткнуть гитару не получится из-за разницы в сопротивлениях). Что позволяет записать одновременно и обработанный, и сырой DI-сигнал (сокращение Direct Input, отсюда и название прибора). Потом, если на стадии сведения гитаристу что-то не понравится в тембре или партии, можно поправить DI и заново прогнать его через усилитель с другими настройками.
С появлением цифровой записи все упростилось до максимума: появились эмуляции усилителей, кабинетов и эффектов, по звуку почти идентичные реальным приборам. Сегодня вместо гитарного стека все чаще используются плагины в DAW.
Запись гитары дома
Инструмент подключается к аудиокарте и записывается в DAW типа Cubase, Reaper, Logic, подойдет и Garageband, который идет в комплекте с любым Mac.
На канал с гитарой вешаются плагины обработки: эмуляция усилителя, кабинета и, если нужно, различных гитарных педалей. Либо это может быть виртуальный процессор вроде Bias Fx, Amplitube, Guitar Rig или подобный — такие сочетают в себе дюжину моделей усилителей, кабинетов и педалей эффектов, имеют пресеты настроек, тюнер, а некоторые умеют записывать без DAW. Таким образом, запись становится делом пары секунд, а формировать свой уникальный звук можно хоть неделями.
Запись без аудиокарты
Самый примитивный способ — записать гитару в линейный вход встроенной в материнскую плату аудиокарты. Для этого понадобится:
Сегодня компании и энтузиасты предлагают гигабайты бесплатных плагинов для гитаристов:
Как эмулируют усилители и педали? Эмуляцией их компонентов и радиосхемы. К примеру, в некоторых плагинах есть возможность покрутить сопротивление резисторов и емкость конденсаторов, чтобы получить более индивидуальный тембр.
Как эмулируют кабинеты? С помощью импульсов, загружаемых в ревербератор. Импульс похож на цифровой слепок реверберации помещения. Например, в пещере проигрывают тестовый сигнал и захватывают отклик с разных точек. Из полученных данных получается импульс, который загружается в ревербератор, и гитарное соло начинает звучать в пещере. Если же заглушить помещение минватой, а микрофон поставить вплотную к динамику, то получается цифровой слепок последнего. Так можно сделать импульс гитарного кабинета и, загрузив его в плагин, получить звучание определенной модели динамика, микрофона и его позиции.
Какие системные требования? Любой компьютер или ноутбук старше условного 2012 года без проблем справится с записью аудиодорожки в DAW. Плагины обработки тоже не требуют многого. Например, виртуальный процессор Bias FX 2 хочет:
Пошаговая инструкция:
Минусы
В зависимости от качества преампов и АЦП встроенной аудиокарты, запись получается в диапазоне «от приемлемой до неплохой». Однако со временем гитаристы замечают, что:
Все из-за слабых преампов встроенных аудиокарт и не лучшего аналого-цифрового преобразователя. Превращать нули и единицы в аудио такие карты сегодня умеют вполне достойно, а вот с обратным процессом возникают проблемы. Здесь в помощь внешний аудиоинтерфейс.
Запись с внешней аудиокартой
Чтобы записать гитару, аудиокарта должна иметь:
Что касается качества битрейта и разрядности, то почти все современные аудиоинтерфейсы способны записывать в качестве как минимум до 96 кГц\24 бит. Для большинства задач этого даже слишком: CD выпускаются в 44.1 кГц, а запись в студиях чаще всего на 44.8 кГц.
Если у аудиокарты нет Hi-Z входа, тогда можно использовать Di-Box, который позволит подключить ее шнуром XLR в микрофонный вход. Если же у аудиокарты вообще нет преампа (например, старая внутренняя карта с линейными входами), тогда придется использовать внешний. Впрочем, сегодня даже в преампы любят встраивать аудиочип, чтобы его можно было использовать как аудиоинтерфейс.
Behringer MIC500USB — преамп с ЦАП/АЦП
Чем отличаются внешние аудиокарты
Поскольку качество ЦАП\АЦП у настольных аудиокарт для домашних студий примерно одинаковое, то производители стараются выделиться преампами. Сейчас в моде цифро-аналоговые преампы, которые позволяют эмулировать звучание различных легендарных приборов, как, например, в картах SSL и Focusrite 3rd gen.
Аудиокарты с несколькими инструментальными входами открывают возможность для одновременной записи, к примеру, гитары и баса под записанные заранее барабаны с целью добиться более живого исполнения.
Как приятный бонус многие внешние аудиокарты комплектуются различными DAW и полезными плагинами. Профессиональные модели имеют DSP-процессор, на котором выполняется обработка собственным комплектом эффектов, что еще и позволяет разгрузить ЦП компьютера.
Есть и карточки, предназначенные специально для гитаристов, к примеру, LINE 6 POD STUDIO GX. Он комплектуется гитарным процессором POD Farm с дюжиной усилителей для гитары и баса, эмуляцией легендарных педалей эффектов, кучей пресетов и т.д.
Аудиокарты в процессорах, микшерах и усилителях
Гитарист сам может не знать, что у него уже есть аудиокарта. Аудиочипы сегодня не стесняются встраивать в любые девайсы.
Размер буфера и задержка при игре
Главное, что внешний аудиоинтерфейс позволит играть на гитаре с минимальной задержкой. Дело в том, что компьютер при конвертации сигнала в нули и единицы обрабатывает семплы пачками. Так процесс получается более стабильным, и пара пропавших семплов не станет катастрофой. Поэтому размер буфера измеряется в семплах, и чем он больше, тем меньше шанс поймать хрипы и артефакты из-за того, что ПК не справляется. Но и тем больше задержка при игре, поскольку системе приходится ждать накопления буфера.
Большинство современных компьютеров позволяют выбрать наименьший размер буфера. Легко посчитать, какой будет задержка при игре: достаточно умножить размер буфера на 2 (поскольку обработка происходит два раза: на входе и выходе) и разделить на частоту дискретизации. Например, при записи в 44 100 Гц и размере буфера в 64 семпла, получается задержка в (64*2)\44100 = 0.029 секунд, то есть в 3 мс. За это время звук по воздуху успевает преодолеть лишь один метр, поэтому такая задержка совсем не ощущается.
Реампинг сигнала через комбик или усилитель
Если дома стоит хороший комбик или гитарный стек, с их помощью можно сделать реамп записанного сигнала. Многие гитаристы убеждены, что цифровые приборы не могут эмулировать всех нюансов звучания ламповой техники. Большинству просто интересно записать звук собственного оборудования. Для этого понадобится микрофон, стойка к нему, шнур XLR и прибор под названием «реампер». Он позволяет согласовать сопротивления выхода звуковой карты и входа усилителя, без него звук будет тихим и тусклым (иногда ту же функцию может выполнять Di-Box).
Вопрос акустической подготовки помещения можно решить изоляционным боксом. По-сути, это ящик, обитый внутри минеральной ватой, в него помещается комбик или каб. Можно как заказать фирменный (Box of Doom), так и сделать самостоятельно. Можно также попробовать засунуть комбик в шкаф с одеждой или поставить на мягкий диван.
Для записи гитары чаще всего используются инструментальные динамические микрофоны, самый известный — Shure SM57. Иногда используют несколько разных микрофонов (один динамический, один конденсаторный или ленточный) с разных позиций для создания более полного тембра.
Установка микрофона относительно гитарного динамика является самым непростым моментом при таком способе записи. Чем микрофон ближе к центру динамика, тем звук более яркий и прорезающий, чем ближе к краю — тем глуше и басовитее он становится. Часто микрофон ставят вплотную к защитной сетке кабинета строго перпендикулярно, но можно отдалить его на расстояние до 10–20 сантиметров — саунд получается более полный, но с меньшей атакой.
Чтобы слышать только сигнал от микрофона, его установку нужно делать в закрытых наушниках с хорошей звукоизоляцией.
Если дома стоит полноценный усилитель типа Peavey 5150, то напрямую к звуковой карте его подключить не получится — сгорит без нагрузки. Понадобится эквивалентный динамику нагрузочный балласт (load box), к примеру, AMT Power Eater или более навороченный Two Notes Torpedo Captor X с ЦАП\АЦП, с кабсимом и набором импульсов. В этом случае не нужны микрофон и минеральная вата, а выбор из сотен импульсов делает подход более гибким.
Как превратить гитару в MIDI-клавиатуру
Существует возможность использовать гитару как миди-клавиатуру. Это пригодится тем, кто занимается аранжировками, но владеет черно-белыми клавишами хуже, чем железными струнами. Открывается возможность играть на гитаре любыми звуками — от скрипок и валторн до синтезаторов и перкуссии.
Гитарные процессоры типа Roland GR-55S и Boss SY-300 работают без специальных midi-датчиков и конвертируют аудио на лету без ощутимой задержки. То же самое можно сделать программно в Reaper.
Как записать гитару на смартфон или планшет
Когда вдруг посетила муза, придуманная музыкальная фраза может улететь, не попрощавшись, пока грузится компьютер с DAW. В таких случаях планшеты и смартфоны могут выполнять роль диктофона для черновых набросков. Конечно, многие ограничиваются встроенным диктофоном, но расслышать что-то потом будет нелегко.
Чтобы записать гитару на мобильный девайс в приличном качестве, существуют компактные аудиокарты типа iRig, Line 6 SONIC PORT, SHURE MOTIV MVI-LTG. Некоторые комплектуются плагином гитарного процессора и открывают моментальный доступ к студийному звуку. Существуют и напольные миди-контроллеры для смены пресетов во время игры, они позволяют использовать планшет на сцене и репетициях как полноценный гитарный процессор.
Есть и бюджетные решения со встроенным набором эффектов — овердрайв, какой-нибудь хорус и дилей с реверберацией. В таких настройки звука сильно ограничены, качество эффектов не то, чтобы супер, и для сцены они не предназначены, а вот для занятий дома и записи демок — вполне.
Как записать акустическую гитару
Есть два способа записать акустику. Первый — микрофонами. Это сложный, но самый правильный путь, позволяющий запечатлеть уникальный тембр гитары и особенности игры музыканта. Понадобится один конденсаторный микрофон и стойка, на которой его размещают напротив отверстия в деке. Чаще всего применяют конденсаторники с малой диафрагмой и характерным подъемом на высоких частотах.
Иногда у первого лада устанавливается дополнительный микрофон, позволяющий добиться большей читаемости и ясности. Установка двух микрофонов в позицию X-Y или ORTF дает стереопанораму. С этой же целью можно использовать рекордер типа Tascam DR-05 — в нем уже есть пара микрофонов и ЦАП\АЦП, так что его можно использовать и в качестве аудиокарты.
Бывают и аудиокарты, заточенные под запись акустики, например, IK MULTIMEDIA iRig Acoustic Stage. Есть и мобильные аудиокарты с микрофоном, к примеру, Apogee One, который может работать также с Айпадом и Айфоном.
При таком подходе на звук влияет помещение. В идеале оно должно быть либо полностью заглушенным, либо, наоборот, обладать приятной уху реверберацией без стоячих волн. Чаще всего используются деревянные комнаты. Если такой комнаты нет, то для второго способа она не нужна, поскольку в нем используется пьезозвукосниматель (например, Fishman Sonicore).
Пьезозвукосниматель может работать даже с нейлоновыми струнами. Именно им снабжаются электроакустические гитары, но бывают и съемные звукосниматели для классических гитар. Они позволяют подключить инструмент напрямую к звуковой карте, но звучание будет не таким выразительным, как при записи микрофонами.
Заключение
Любой элемент цепочки записи влияет на результат. Плохой инструмент, убитые струны, фонящий кабель, кредитка вместо медиатора — все это сильно испортит качество гитарного звука. Но все же самым важным элементом является сам музыкант — его мастерство может затмить собой любые огрехи записи. Доказательством тому будут десятки великих альбомов, созданных на коленке.
Гитарный процессор или звуковая карта что лучше
Извечный вопрос что выбрать процессор, ламповый комбик или голову с кабинетом или же вовсе программный эмулятор. Давайте попробуем подойти к этому вопросу логически. Первое всё таки что нужно, это установить на гитару приличные датчики, так как с дешевыми или китайскими датчиками звука хорошего вы не получите ни на чём, демки приведённые ниже записаны на дешевой краснухе с установленным в бридж EMG 81 и только на нём, неплохим вариантом будет поставить сет EMG81-85, о выборе звукоснимателе мы подробно писали в другой статье.
Итак теперь к самому усилению.
Недорогой ламповый комбик 30-50 т.р. По мне дак совсем неудачный вариант, примерно то же самое что ездить на Лада Приора и говорить, ну она же ездит. Можно рассмотреть вариант из пункта 1.2.
Недорогой гитарный процессор. И тут моя личная рекомендация двух вариантов Line 6 POD HD 500 или Line 6 POD X3. Лично я предпочитаю для тяжелой музыки не HD 500 (цена б.у. на e-bay около 18 т.р.), а Line 6 POD X3, купить его можно на том же e-bay за 10-12т.р. Итак примерно за 10 т.р. мы получаем аудиоинтерфейс с ASIO, процессор для гитары, баса и вокала с кучей моделей ампов и кабинетов, не говоря уж про эффекты. Ну и ещё приятная плюшка что во время записи можно играть на хайгэйне (любом), а записываться будет clean и уж потом после записи можно в реальном времени нарулить звук какой душе угодно.
Демо записанные таким образрм, вы можете послушать ниже.
«Гитарный Лекарь»: Часть 3. Советы начинающим гитаристам – Какой путь выбрать?
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Какой путь выбрать?
Привет всем, с вами снова Антон Papa Платонов и сегодня мы поговорим с Вам о том, как вы можете формировать ваш гитарный звук в порыве сымитировать своих кумиров или же попытаться на имеющейся почве создать что-то свое. На самом деле несмотря на ломящийся рынок гитарных эффектов и процессоров на сегодняшний день я могу выделить всего 4 пути по которому может пойти гитарист в поисках своего уникального звучания.
Рассмотрим каждый из них по отдельности:
• Гитарный процессор эффектов
• Педалборд
• Связка рек – преамп и процессор эффектов
• Ламповый усилитель и педали.
Гитарный процессор эффектов
Не думайте, что скажем, покупать процессор эффектов удел новичков. Есть на данный момент такие навороченные процессоры, которые смогут поспорить по качеству сигнала с усилителями, а по возможностям настройки оставляют далеко позади все педали и усилители. К примеру, обратите внимание на AXE FX Ultra–это очень серьезный и сложный прибор в освоении, который позволяет микшировать эмуляцию сразу нескольких усилителей в один гитарный сигнал.
Однако отвлечемся от топовых процессоров студийного качества и обратим внимание на более приемлемые модели.
Самой основной причиной покупки процессора эффектов является как ни странно – удобство. Несмотря на тот факт, что напольные полноформатные процессоры велики по размерам и достаточно тяжелы при транспортировке в том же метро, любой более-менее серьезный процессор эффектов предложит Вам весь спектр звуков, о которых можно только пожелать.
Одним из наиболее популярных на сегодняшний день процессоров является линейка Line 6 POD, а точнее линейка Live – XT Live, X3 Live, HD(которая вышла совсем недавно). Обычный набор стандартного процессора –эмуляция гитарных усилителей, эмуляция гитарных кабинетов, эффекты – педали перегруза, модуляция (ревер, дилей, эхо и т.п.), плюс в некоторых есть лупер (зацикливание проигранного отрезка, чтобы джемовать под собственную игру).
Давайте кратко пробежимся по плюсам гитарного процессор аэффектов:
• Относительная дешевизна – ходовые процессоры эффектов обойдутся вам явно дешевле набора хорошего качества педалей и тем более несколько канальной ламповой головы.
• Удобство – встроенные банки памяти, позволяющие сохранять до нескольких сотен настроек эффектов, которые активизируются одной кнопкой.
• Поддержка ПК – большинство процессоров снабжаются графическим интерфейсом для удобного создания патчей и пресетов для игры. Более того, можно вполне свободно скачивать персеты через Интернет. Выбираете, к примеру, звук, похожий на звук John Petrucci и в путь – очень часто результат бывает схож с оригиналом.
• Возможность записи –рассмотренная выше линейка Line6 — это и процессор и звуковая карта, что позволяет записывать демо и свободно играть концерты. Более того, совсем не обязательно на сцене наличие хорошего комбо, достаточно лишь микшерный пульт и можно пустить обработанный сигнал влинию и у вас везде Ваш звук с собой – на реп. базе, на студии, на сцене.
Звучит привлекательно, верно? Безусловно. Отчасти процессор эффектов это замечательный стартовый вариант, чтобы разобраться как формируется гитарный звук. Однако процессор эффектов имеет ряд недостатков, с которыми не все готовы мириться.
• Серость звучания. Не секрет что процессор эмулирует исходный сигнал усилителей не на должном уровне по той лишь простой причине, что формула не может посчитать динамику звукоизвлечения в полном объеме. Именно этот факт так раздражает многих гитаристов – чтобы получить приемлемый звук надо его «замылить» ревером, дилеем и прочими украшательствами, чтобы скрыть убогость и коробочность эмуляции усилителя.
• Задержка при игре. Еще одним фактором, который очень раздражает многих – это неинформативность отклика на момент дерганья струны и звучания процессора. Чем ниже планкой процессор, тем больше эта задержка. Причем эта задержка может ощущаться как при игре, так и при переключении пресетов. На данный момент задержку все больше и больше сводят к минимуму, однако привыкшее ухо к отдаче полноценного лампового усилителя не может не обращать на себя внимание этот факт и если честно, огорчает.
• Избыточность функций. Спектр используемых звуков настолько широк, что едва ли вы будете использовать даже половину из всех вариантов. Более того, обычная практика для каждого процессора эффектов это наличие всего пары удачных (ложащихся на слух) эмуляций усилителей и эффектов. Все остальное как ненужный довесок будет лишь отвлекать Вас от более успешного использования прибора. Проверено на личном опыте, из 20 усилителей приемлемо звучит от силы штук 5 – все остальное – никогда даже не рассматривалось мной как возможные для использования.
Процессор эффектов это очень приемлемый вариант для старта, хороший вариант для концертов, когда у вас очень много пресетов на каждую песню (к примеру, когда вы играете каждую песню на новом звуке). Однако такая широта спектра не всегда оправданна – стоит вам настроить эквалайзер на персетах иначе и в одной песне вас будет слишком много а в другой слишком мало, так как звукорежиссер настраивает звучание коллектива исходя из того пресета, на котором вы играли на саунд чеке. Не мне вам говорить, что на большее чем на демо по качеству звука рассчитывать не приходится. Есть, конечно, примеры, когда на процессорах писали альбом от начала и до конца (и бас и гитары и даже вокал обрабатывали им же, к примеру, Line 6 X3, который дает такую возможность), однако подобная практика весьма редка и требует полной отдачи от того, кто сводит и мастерит запись.
Другой путь – это поиск и отбор педалей и их комбинирование. Для начала Вам может понадобиться стандартный минимальный набор эффектов –компрессор, овердрайв (или дисторшен), дилей, реверберация. Для того, чтобы ощутить всю прелесть от собирания педалек, достаточно выбрать пару недорогих эффектов и начать экспериментировать. Педалборд имеет существенные преимущества:
• Вы сами выбираете количество эффектов, которое вам необходимо. Более того, можно менять эффект одной сферы (скажем, дилей) до тех пор, пока Вы не найдете именно «тот самый» эффект.
• Если вы звуковой минималист, ваш педалборд будет гораздо компактнее и легче, нежели процессор. Более того, Вам проще будет настроить ваш звук, избегая десятков меню и подменю, чтобы добраться до нужной настройки.
• Бутиковые педали имеют звук, который гораздо приятнее на слух процессорного эффекта, более того некоторые педали перегруза (как ламповые так и транзисторные) могут поспорить с рековыми преампами и даже с некоторыми усилителями стартового уровня по качеству звука. Можно разорится на супер-бутиковую педаль и удивлять всех своим «офигенным» звуком, который исходит из «этой маленькой коробочки».
• Исходные педали с хорошим звуком будут замечательно работать в плохие приборы на сцене, позволяя добиться и качества и тембра примерно одинакового для любого случая, что облегчит Вам настройку и позволит сэкономить время на том, чтобы прослушать, как Ваш звук ложится вместе с другими интсрументами на сцене.
Несмотря на тот факт, что педалборд – это, по сути, альтернатива процессору, либо когда Вы «наигрались» в игрушки под названием POD, Zoom, Vox и т.п. и твердо решили собрать именно ту цепь эффектов, которая Вам необходима, обычно возникает серия проблем чисто «педалбордных».
• Дополнительные аксессуары. Например, питание для педалей, сумка для транспортировки вкупе с подставкой для педалей (сам педалборд, на который вы будете размещать все ваши эффекты). Это недешево и загромождает Ваш педалборд проект. Конечно, подставку можно изготовить и самому а сумку купить в магазине, но, тем не менее проблем у вас определенно добавиться.
• Дороговизна определенных эффектов. Может быть, эффекты начального этапа и приемлемы по цене, однако в погоне за все лучшим звуком вы рискуете очутиться в западне, когда вы бешено ищете и носитесь за очень редкими педалями, за очень (а иногда и ОЧЕНЬ) высоким ценником. К примеру, редкий Tone Czar вам может обойтись в стоимость гитары (к слову он считается чуть ли не лучшим овердрайвом в мире, что само по себе уже стоит того, чтобы его искать).
• Бесконечность процесса. С одной стороны это замечательно – продавать педальки и покупать новые, однако поиск звука может перейти в крайнюю сферу самоцели. Не забывайте тот же Стив Вай говорил что-то в стиле «ребята, я и на другом аппарате буду звучать также, потому что я — Стив Вай. Не заморачивайтесь излишне такой фигней».
Не увлекайтесь процессом сбора педалей слишком сильно – не забывайте, Ангус Янг играет лишь в ламповый усилитель. Но об этом мы поговорим чуть позже, а сейчас про преамп и рековый процессор эффектов.
Связка рек – преамп и процессор эффектов
Рековый преамп и процессор эффектов был до определенного периода классикой для активно концертирующего музыканта. И вот почему:
• Звук гораздо более выигрышный, чем у напольного процессора эффектов, а функции и удобство те же. Даже и добавить нечего, так как то же MIDI управление позволяет сохранять пресеты как на процессоре эффектов модуляции, так и на секции преампа и с помощью напольного футсвича их свободно переключать.
• Многие преампы топ уровня могут по качеству звука поспорить с усилителем, а иногда даже секция преампа точь-в-точь сымитирована или позаимствована с усилителя по его же схеме, что позволяет получать на более дешевом оборудовании звук более удачный, используя именно ламповый преамп в разрыв усилителя.
• Рековый процессор эффектов, если речь идет именно о серьезном аппарате имеет в своем арсенале модуляционную обработку классом выше, которая не мылит звук. Получается что в напольном процессоре Вы замыливали плохой дисторшен не очень качественной модуляцией. Здесь же Вы, наоборот, облагораживаете сигнал, который сам по себе очень хорош, еще профессиональной обработкой рекового процессора эффектов.
• Вы можете включаться в линию, так как большинство преампов имеют спикерсимулятор или же в разрыв усилителя. Тем самым вы сводите зависимость от аппарата на сцене к минимуму (если не сказать что к нулю). К тому же спикерсимулятор позволяет писаться в компьютер или на студии, используя Ваш аппарат по максимуму, не забывая про функцию разрыва большинства солидных гитарных голов.
Несмотря на кажущуюся привлекательность у данной схемы есть ОЧЕНЬ большие проблемы по вот каким критериям:
• Хороший преамп и хороший процессор эффектов – это, прежде всего очень дорого. Настолько дорого, что на те же самые деньги Вы можете себе купить ламповый усилитель Вашей мечты.
• Дополнительные аксессуары. Рековый кейс на несколько юнитов, плюс педаль переключения пресетов – все это лишние траты, а некоторые футсвичи очень и очень дороги.
• Громоздкость при транспортировке. Совместный вес рекового преампа (один юнит), процессора эффектов (один юнит) двухрекового кейса и футсвича сопоставим с весом добротного лампового усилителя. Сами понимаете, если педалборд или напольный процессор вы сможете положить в сумку, то тут придется попотеть и качать мышцу для таких забегов от клуба до дома. Несмотря на дороговизну, неуклюжесть и кажущуюся громоздкость преамп + процессор это часто встречающаяся комбинация у эпохи 80-х, когда начинающие рок звезды не имея возможности возить усилители с кабинетами, собирали рек скажем на 5-10 юниат и везде, на каждой площадке имели именно «тот самый» звук.
Ламповый усилитель и педали
Ну вот мы и подошли к самой тяжелой артиллерии.
Ламповый усилитель это мечта многих. В последние годы она стала к нам ближе. На рынке появилось множество маловатнных приборов, которые если и урезаны по функциям, но несмотря на это имеют в своем арсенале очень хороший звук, из-за чего приобрели потрясающую популярность среди клубных музыкантов и «диванных гитаристов». Ламповый усилитель это круто потому что:
• Это серьезный аппарат, на котором играют звезды. Их звук – это прежде всего звук усилителя и гитары. Например, звук John Petrucci – это Music Man + Mesa Mark, звук Zakk Wylde – Gibson Les Pau lCustom + Marshall JCM 800, звук Jimi Hendrix – Fender Stratocaster + Marshal lPlexi и так далее. Приобретая нечто подобное вы не можете ошибиться, так как на этом играли и играют с далеких 70-х, если не 60-х.
• Ничто на сегодняшний день не сравниться по качеству звука c добротной ламповой головой и хорошим кабинетом 4х12 с качественными гитарными динамиками. Вам обеспечена стена звука потрясающая отзывчивость при игре, а еще то самое чувство, когда вы хотите сделать звук еще громче!
• Современные маловаттные головы принесли звук со стадиона к Вам домой – вы получаете схожий по качеству звук без необходимости играть на громкости вышибающей стекла на всем этаже.
Сами понимаете у усилителей есть и несколько недостатков.
• Цена. Ох, Rectifier, JCM 800, Plexi, Mark стояточень больших денег. Я даже не буду говорить о редких Matamp, Diezel, Bogner и винтажных Orange.
• Маловаттные головы очень часто не имеют функций своих старших братьев. Например, без петли эффектов вы не сможете правильно подключить все Ваши хорусы и дилеи.
• Гитарные головы, в которых есть петля обычно большой мощности, а чтобы получить «именно тот» звук надо раскачивать его на большую громкость что ставит необходимым либо – покупку аттеньюатора, чтобы понизить громкость не потеряв «лампового сока», либо спикерсимулятор с лоадбоксом (типа Palmer PDI-03) чтобы сделать возможным запись в линию без кабинета.
• Запись хорошего гитарного саунда с усилителем это хороший кабинет – большая громкость плюс хорошие микрофоны и правильная звукоизоляции помещения, что позволить себе могут лишь студии. Сами понимаете разогнанный 100-ватнный стек не очень придется по нраву беспокойным соседям.
• Транспортировка. 50 килограмм везти в руках? А если взять на репетицию или на концерт малыша типа Tiny Terror. То тут другая проблема
• Отсутствие кабинетов в клубах или на реп. базах. Почему-то все предпочитают (ну или большинство) ставить комбо, что делает ваш приезд с головой бессмысленным. Плюс вы можете не угадать с импедансом, что также поставит под угрозу работоспособность аппаратуры. К тому же как уже говорилось маловаттные головы сильно урезаны в функциях и имеют обычно 1 канал, что требует педалей эффектов, а качество звука не всегда оставляет желать лучшего по многим причинам (обычно, когда звукачу по барабану и он крутить что «было»)
Такие вот дела. Выбирайте свой путь сами. Не забывайте что никто не отменял комбинирование этих 4-х направлений как Вам угодно.
С вами были Антон Papa Платонов.
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!