Гис эпд что это
Гис эпд что это
Некоторые документы, необходимые при перевозке грузов, можно будет оформить в электронном виде. Соответствующие изменения внесены в Устав автомобильного транспорта, утв. Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ (далее – Устав).
Речь идет о таких документах, как:
С 1 января 2022 года перечисленные документы необязательно оформлять на бумаге – они могут быть сформированы в электронном виде в государственной информационной системе электронных перевозочных документов (далее – ГИС ЭПД). Для этого грузоотправители, перевозчики, грузополучатели, фрахтователи и фрахтовщики должны заключить соответствующий договор с оператором ГИС ЭПД. Организации, являющиеся операторами ГИС ЭПД, будут включены в специальный реестр, формировать и вести который будет Минтранс России. Требования к организациям, которые желают стать оператором системы, и порядок приема заявок на включение в реестр, а также основания исключения из него прописаны в Уставе (новая статья 18.1). Реестр будет опубликован в открытом доступе на сайте Минтранса.
Правила оформления и применения электронных перевозочных документов прописан в новой статье 18.1 Устава. В соответствии с этой нормой порядок обмена электронными перевозочными документами и порядок их направления в ГИС ЭПД должны быть установлены Правительством России. Такие правила закреплены в постановлении Правительства России от 21.12.2020 № 2200.
Формы и форматы электронных перевозочных документов будут утверждены позднее. Об их утверждении мы сообщим дополнительно.
Смотрите также
Как поставщикам применять электронные перевозочные документы с 2022 года
Электронные перевозочные документы — это оформленные в цифровом формате товарно-транспортная накладная и сопроводительная ведомость к ней, используемые при перемещении продукции от поставщика к заказчику. С 01.01.2022 к ним применяются новые требования.
Что поменяется для поставщиков в оформлении перевозочных документов
С 01.01.2022 вступает в силу Федеральный закон от 02.07.2021 № 336-ФЗ, который вводит в устав автомобильного транспорта электронный документооборот. Для обычных перевозчиков и поставщиков это означает переход к электронным перевозочным документам (ЭПД). Пока ФНС России не утвердила новые цифровые форматы перевозочных документов, проект приказа, в котором содержатся все основные перевозочные документы, находится на общественном обсуждении. Но по согласованию с Минтрансом с 01.10.2021 дан старт пилотному проекту, который продлится до конца года, — все крупнейшие российские перевозчики, в том числе и те, которые являются поставщиками по госзаказу, начали применять рекомендованные формы и форматы электронной транспортной накладной и путевых листов. Для всех остальных организаций и предпринимателей такая обязанность введена с отсрочкой — с 2022 года надо использовать электронные транспортные накладные (ТТН), наряды-заказы и сопроводительные ведомости.
По нормам закона № 336-ФЗ от 02.07.2021, с 01.01.2022 начнет работать новая государственная информационная система для хранения ЭПД и сведений, содержащихся в них. В нее включат реестр операторов информационных систем электронных перевозочных документов, и все заинтересованные лица и органы получат к ней доступ. Налоговая служба, ГИБДД и другие госорганы, включая таможенную службу, не потребуют ТТН от перевозчика, а проверят ее по реестру в режиме онлайн, если возникнет необходимость.
Какие ЭПД поставщики начнут применять с 01.01.2022
В законе указано, что относится к электронным перевозочным документам:
В цифровом формате транспортной накладной предусмотрены 4 обязательных файла обмена:
При необходимости формируется сопроводительная ведомость к транспортной накладной в цифровом формате. Ее форма и порядок составления или формирования устанавливаются правилами перевозок грузов, которые разрабатывает и утверждает Минтранс. Выглядеть ЭТН и другие ЭПД будут, как и сейчас. Вводится только новая цифровая форма, бумажные бланки остаются без изменений.
Все электронные ТТН с 2022 года и другие ЭПД подписываются всеми участниками перевозки усиленной квалифицированной цифровой подписью (ЭЦП). После формирования каждого из них они направляются в ГИС ЭПД. Там они доступны для контролирующих органов и участников перевозки. В любой момент их разрешено извлечь из системы и при необходимости распечатать.
При желании любой ЭПД разрешено дублировать на бумаге и передавать сторонам, как это происходит сейчас. Но цифровой формат обязателен, так как электронный документооборот с 1 января 2022 года обязателен для всех участников грузовых перевозок, включая поставщиков и заказчиков.
ГИС электронных перевозочных документов: какие преимущества получат участники рынка грузоперевозок
Автоматизация и цифровизация документооборота участников транспортно-логистической цепочки началась еще в 2020 году. Тогда Минтрансом был запущен эксперимент по оформлению электронных транспортных накладных и путевых листов, а также использованию ЭДО.
Тестирование проходило на базе единой информационной системы, разработчиком которой было ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Основная цель пилотного проекта — протестировать саму возможность внедрения юридически значимого электронного документооборота на рынке автомобильных грузоперевозок перевозок, а также оценить эффективность взаимодействия участников рынка с государственными структурами на базе единой информационной платформы. Эксперимент завершился в конце 2020 года и признан удачным. По его итогам было принято решение о полноценном внедрении ЭДО в автомобильных грузоперевозках и создании для этой цели ГИС ЭПД, которая заработает с 1 января 2021 года.
Работа ГИС ЭПД, применение электронных перевозочных документов и использование ЭДО будут предусмотрены Уставом автомобильного транспорта, который в обновлённом виде вступит в силу с 1 января 2022 года. Нормативную базу в начале 2022 года должно пополнить Постановление Правительства «Об утверждении перечня видов информации и порядка представления такой информации в государственную информационную систему электронных перевозочных документов…». Сейчас его проект проходит стадии обсуждения и экспертизы. Ориентировочный срок вступления в силу — март 2022 года.
Какие участники рынка и перевозочные документы будут задействованы в ГИС ЭПД
Работать в системе смогут отправители грузов, перевозчики, грузополучатели, фрахтователи и фрахтовщики. Для получения доступа к системе необходимо заключить с любым оператором ГИС ЭПД соглашение об ЭДО. Перечень таких операторов будет определять Минтранс и включать их в специальный реестр.
Соглашение — публичный договор, который должен предусматривать оказание оператором ЭДО услуг:
В электронный формат можно перевести транспортные накладные, заказы-наряды и сопроводительные ведомости. Документы формируются в электронном виде и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью. Каждый документ, направляемый в систему, получит уникальный код — идентификатор, по которому его можно будет отслеживать.
Участники транспортно-логистической цепочки смогут обмениваться данными и электронными документами непосредственно через ГИС ЭПД. Доступ к системе, сведениям и документам по умолчанию получат ФНС, МВД, Минтранс, Ростехнадзор, Ространснадзор, таможенные органы и органы статистики. Государственные структуры будут обмениваться информацией и документами в порядке межведомственного взаимодействия.
В планах Минтранса — через несколько лет, ориентировочно с 2023 года, сделать электронные перевозочные документы и работу с ними на платформе ГИС ЭПД обязательными. Пока же участникам предлагается добровольно с 1 января 2022 года попробовать функционал системы, заключив соглашение с доверенным оператором системы. Кроме того, следующими этапами внедрения ЭПД планируется сделать железнодорожные перевозки, затем — перевозки водным транспортом и авиасообщением. В результате электронный документооборот охватит мультимодальные грузоперевозки.
Несмотря на то, что электронные перевозочные документы используются многими участниками рынка уже сейчас, с запуском ГИС ЭПД их форматы изменятся — новые разработает ФНС. Поэтому бизнесу в любом случае нужно быть готовым к предстоящим изменениям, даже если полный переход на ЭДО не планируется. С 1 января 2022 года можно выбрать — использовать электронные документы или бумажные. ЭДО, как показал эксперимент, значительно сокращает издержки и увеличивает скорость документооборота с контрагентами и государственными органами.
Государственные информационные системы (ГИСы): практические вопросы защиты информации
Взаимодействие с государством активно переводится в интернет. Это не только упрощает многие процессы, но и накладывает определенную ответственность на пользователей, так как большинство государственных информационных систем обрабатывает персональные данные.
Защита ГИС — не равно защите персональных данных
В РФ существует порядка 100 государственных информационных систем, они подразделяются на федеральные и региональные. Организация, работающая с какой-либо из этих систем, обязана выполнять требования к защите данных, которые в ней обрабатываются. В зависимости от классификации, к разным информационным системам предъявляются разные требования, за несоблюдение которых применяются санкции — от штрафа до более серьезных мер.
Работа всех информационных систем в РФ определяется Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (27 июля 2006 г.). В статье 14 этого закона дается подробное описание ГИСов. К операторам государственных ИС, в которых ведется обработка информации ограниченного доступа (не содержащей сведений, составляющих государственную тайну), предъявляются требования, изложенные в Приказе ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. № 17 «Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах».
Напомним, что оператор — гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
Если организация подключена к государственной информационной системе, то приказ ФСТЭК № 17 обязывает аттестовать систему, а для защиты информации должны применяться только сертифицированные средства защиты информации (имеющие действующие сертификаты ФСТЭК или ФСБ).
Нередки случаи, когда оператор информационной системы ошибочно относит ее к ГИСам, в то время как она таковой не является. В итоге к системе применяются избыточные меры по защите. Например, если по ошибке оператор информационной системы персональных данных классифицировал ее как государственную, ему придется выполнить более жесткие требования к безопасности обрабатываемой информации, чем того требует закон. Тем временем требования к защите информационных систем персональных данных, которые регулирует приказ ФСТЭК № 21, менее жесткие и не обязывают аттестовать систему.
На практике не всегда понятно, является ли система, к которой необходимо подключиться, государственной, и, следовательно, какие меры по построению защиты информации необходимо предпринять. Тем не менее план проверок контролирующих органов растет, планомерно увеличиваются штрафы.
Как отличить ГИС от неГИС
Государственная информационная система создается, когда необходимо обеспечить:
Понять, что информационная система относится к государственной, можно, используя следующий алгоритм:
Если система подразумевает обмен информацией между госорганами, она также с высокой долей вероятности будет государственной (например, система межведомственного электронного документооборота).
Защитить информацию в ГИС и провести аттестацию помогут специалисты
Контур-Безопасность.
Это ГИС. Что делать?
Приказ ФСТЭК 17 предписывает проведение следующих мероприятий по защите информации к операторам ГИС:
Организации, которые подключены к государственным информационным системам, должны выполнить следующие действия:
1. Провести классификацию ИС и определить угрозы безопасности.
Классификация ИС проводится в соответствии с пунктом 14.2 17 приказа ФСТЭК.
Угрозы безопасности информации определяются по результатам
2. Сформировать требования к системе обработки информации.
Требования к системе должны содержать:
3. Разработать систему защиты информации информационной системы.
Для этого необходимо провести:
4. Провести внедрение системы защиты информации информационной системы, а именно:
5. Аттестовать ИСПДн:
Олег Нечеухин, эксперт по защите информационных систем, «Контур-Безопасность»
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
С 1 января 2022 года в России полноценно заработает ГИС ЭПД.
Toggle navigation Категории
На этой неделе празднуют
С 1 января 2022 года в России полноценно заработает ГИС ЭПД.
С 1 января 2022 года автомобильные грузоперевозчики в России смогут полностью перейти на электронный документооборот. Несмотря на сохранение бумажных форматов перевозочных документов, ЭДО будет считаться основным форматом взаимодействия, который позволит сократить расходы, увеличить скорость обмена документами, исключить их утрату или повреждение. Оборот электронных документов будет осуществляться через специальных операторов ЭДО, которые должны будут обеспечивать передачу документов в ГИС. В обзоре читайте: каких участников рынка коснутся новшества, и что нужно сделать для работы в системе ГИС ЭПД.
Автоматизация и цифровизация документооборота участников транспортно-логистической цепочки началась еще в 2020 году. Тогда Минтрансом был запущен эксперимент по оформлению электронных транспортных накладных и путевых листов, а также по использованию ЭДО. Тестирование проходило на базе единой информационной системы, разработчиком которой было ФГУП «ЗащитаИнфоТранс».
Основная цель пилотного проекта— протестировать саму возможность внедрения юридически значимого электронного документооборота на рынке автомобильных грузоперевозок, а также оценить эффективность взаимодействия участников рынка с государственными структурами на базе единой информационной платформы.
Эксперимент завершился в конце 2020 года и признан удачным. По его итогам было принято решение о полноценном внедрении ЭДО в автомобильных грузоперевозках и создании для этой цели государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), которая заработает с 1 января 2022 года.
Сроки внедрения ГИС ЭПД.
Работа системы ГИС ЭПД, применение электронных перевозочных документов и использование ЭДО будут предусмотрены Уставом автомобильного транспорта, который в обновленном виде вступит в силу с 1 января 2022 года.
Нормативную базу в начале 2022 года должно пополнитьПостановление Правительства«Об утверждении перечня видов информации и порядка представления такой информации в государственную информационную систему электронных перевозочных документов…».Сейчас его проект проходит стадии обсуждения и экспертизы.
Ориентировочный срок вступления в силу — март 2022 года.
Участники рынка электронных перевозочных документов.
Новые нормы устанавливают,что электронные перевозочные документы формируются отправителями грузов, перевозчиками, грузополучателями, фрахтователями и фрахтовщикамии направляются в ГИС электронных перевозочных документов через специальных операторов.
Для получения доступа к системенеобходимо заключить с любым оператором ГИС ЭПД соглашение об ЭДО. Курирует систему ГИС ЭПД Минтранс. Он же будет определять перечень таких операторов, и включать их в специальный реестр.
Перечень электронных перевозочных документов.
Одновременно закон закрепляет перечень электронных перевозочных документов, в который включены:
электронная транспортная накладная;
электронная сопроводительная ведомость.
Эти документы формируются в электронном виде и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.
Электронные форматы перечисленных документов будет утверждать ФНС по согласованию с Минтрансом.
Каждый документ, направляемый в систему, получит уникальный код— идентификатор, по которому его можно будет отслеживать.
Кто будет иметь доступ к системе ГИС ЭПД.
Участники транспортно-логистической цепочки смогут обмениваться данными и электронными документами непосредственно через ГИС ЭПД.
Доступ к системе, сведениям и документам по умолчанию получат ФНС, МВД, Минтранс, Ростехнадзор, Ространснадзор, таможенные органы и органы статистики. Государственные структуры будут обмениваться информацией и документами в порядке межведомственного взаимодействия.
В планах Минтранса — через несколько лет, ориентировочно с 2023 года, сделать электронные перевозочные документы и работу с ними на платформе ГИС ЭПД обязательными. Пока же участникам предлагается добровольно с 1 января 2022 года попробовать функционал системы, заключив соглашение с доверенным оператором системы.
Следующими этапами внедрения ЭПД планируется сделать железнодорожные перевозки, затем — перевозки водным транспортом и авиасообщением.В результате электронный документооборот охватит мультимодальные грузоперевозки.
К чему готовиться бизнесу.
Несмотря на то, что электронные перевозочные документы используются многими участниками рынка уже сейчас, с запуском ГИС ЭПД их форматы изменятся — новые разработает ФНС.
Поэтому бизнесу в любом случае нужно быть готовым к предстоящим изменениям, даже если полный переход на ЭДО не планируется. С 2022 года можно выбрать — использовать электронные документы или бумажные. Как показал эксперимент, ЭДО значительно сокращает издержки и увеличивает скорость документооборота с контрагентами и государственными органами.