Гиппократов сборник что входит

7.6. Гиппократов сборник

Первый сборник сочинений древнегреческих врачей, «Гиппократов сборник», был составлен через много лет после смерти Гиппократа, в III в до н.э. Точно неизвестно, какая часть этих трудов принадлежит ученикам Гиппократа, какая — ему самому: по традиции того времени врачи не подписывали своих сочинений. Труды, в которых отражены медицинские представления греков, объединены именем Гиппократа. По свидетельству античных историков, «книги, написанные Гиппократом, всем соприкасающимся с врачебной наукой известны и ценятся как глас бога, а не как исходящие из уст человеческих».

Большинство исследователей считают, что самые выдающиеся работы «Гиппократова сборника» принадлежат самому Гиппократу. Назовем некоторые из них:

1. «Афоризмы» (от греч. «aphorismos» — законченная мысль). В них собраны наставления по лечению болезней. Начинаются «Афоризмы» известными словами: «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности».

2. «Прогностика» (от греч. «prognosis» — предвидение, предсказание). В этом сочинении подробно описаны элементы, составляющие прогноз заболевания (наблюдение, осмотр и опрос больного), изложены основы наблюдения и лечения у постели больного.

3. «Эпидемии» (от греч. «epidemia» — повальная болезнь). Под словом «эпидемии» в древней Греции понимали не инфекционные, заразные заболевания, а такие, которые были широко распространены и особенно часто встречались в той или иной местности.

4. «О воздухах, водах и местностях». Это первое дошедшее до нас медицинское сочинение греков, в котором рассматриваются причины возникновения болезней в зависимости от конкретных свойств окружающей природы. Считалось, что место проживания человека (юг, восток, высокогорье, плодородная долина, болотистая местность и т.д.) определяют его характер и телосложение, а также склонность к определенным болезням.

Исторические параллели:

В «Каноне внутреннем» («Хуанди нэйцзин», III в. до н.э) — одном из древнейших произведений китайской медицины, содержится глава, представляющая собой интересную параллель к сочинению «О воздухе, водах и местностях» из «Гиппократова сборника». В ней рассмотрено влияние естественных факторов — климатических условий, характера воды и пищи на здоровье и болезни людей. «Силы местностей», по мнению автора, определяют характер болезней. Так, например, для людей восточных областей Китая, основной пищей которых являются рыба и соль, характерной болезнью будут язвы, поскольку частое употребление соли вредит крови. Автор другого медицинского сочинения Древнего Китая рассуждает о влиянии воды на состояние здоровья жителей местности: «Там, где вода легкая, много людей с лишаем и злокачественными опухолями; там, где вода тяжелая, много людей с опухшими ногами и неспособных передвигаться; там, где вода сладкая, много стройных и красивых людей; там, где вода горчит, много людей с неизлечимыми язвами; там, где вода горькая, много уродливых и горбатых людей».

Согласно преданию, легендарный древнеиндийский врачДживака посоветовал своему пациенту сменить место жительства, чтобы избавиться от хронического заболевания. Эта перемена оказалась благотворной. Известный индийский врач Сушрута упоминал среди причин болезней не только «внутренние», но и «внешние» обстоятельства, в том числе — климат, свойства воды и воздуха.

«Гиппократов сборник» содержит сочинения по врачебной этике: «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении» и «Наставления». Указывая прежде всего на то, что лечить следует не болезнь, а больного, они говорят о необходимости помнить главное: «прежде всего не вредить». Позже этот тезис получил широкое распространение в латинской медицинской литературе: «Primum поп посеге». Врачу должны быть свойственны «презрение к деньгам, совестливость, скромность. решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку». Он должен делать свое дело «спокойно и умело, скрывая от больного многое в своих распоряжениях, приказывая с веселым и ясным взором то, что следует делать, и отвращая больного от его пожеланий с настойчивостью и строгостью». Знаменитую «Клятву» до сих пор называют «Клятва Гиппократа». И сегодня в каждой стране существует «Клятва», которую приносят врачи после окончания обучения врачебному искусству. В Древней Греции она, с одной стороны, была гарантией высоких нравственных качеств врача, а с другой — обеспечивала содействие богов (Аполлона, Асклепия и его дочерей — Гигиеи и Панакеи) в случае необходимости наказания врача, нарушившего клятву:

«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать в его нуждах.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всего намеренного, несправедливого и пагубного.

Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему эту клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

Эту клятву принято называть именем Гиппократа не потому, что он был её автором (она переходила в устной форме от одного поколения к другому и в основных чертах была создана до Гиппократа), но в его честь. Гиппократ не был «отцом медицины», которая в течение тысячелетий существовала до него, но он был главой выдающейся врачебной школы, олицетворявшей лучшие достижения древнегреческой медицины классического периода.

Исторические параллели:

Во многих странах Древнего Востока существовали священные тексты, которые предписывали врачам наличие высоких моральных качеств. В Древней Индии была врачебная проповедь, подобная греческой клятве Гиппократа. Учитель врачевания в медицинских школах Таксиля, Бенареса и других городов Индии произносил ее перед своими учениками на торжественной церемонии, посвященной окончанию семилетнего обучения. Эта проповедь приведена в трактате «Чарака-самхита»: «Вы должны всей душой стремиться к исцелению больного. Вы не должны предавать своих больных даже ценою собственной жизни. Вы не должны пьянствовать, не должны творить зло или иметь злых товарищей. Когда вы идете в дом больного, вы должны направить свои слова, мысли, разум и чувства ни к чему иному, как к своему больному и его лечению. Ни о чем из того, что происходит в доме больного человека, не следует говорить никому, кто, пользуясь полученными знаниями, мог бы навредить больному».

А вот документ XII в., «Моление исцелителя», составленное знаменитым врачом и философом Моисеем Маймонидом: «Сделай так, чтобы душа твоя прониклась любовью к искусству. Сосредоточь свой ум у ложа больного, дабы припомнить все, чему научили тебя твой опыт и знание. Сделай, чтобы больные прониклись к тебе доверием, к тебе и к твоему искусству. Отгони от них шарлатанов, удали ненужных советчиков, которые думают, что они все знают. Обрети силу, волю и обстоятельства расширять свои знания. Искусство безгранично, но ум человеческий беспрестанно проникает в него все дальше и дальше.»

Парацельс, один из великих врачей XVI в., считал этику (лат. «Virtus») одной из основ медицины. В его время это звучало весьма актуально: врачи иногда принимали участие в казнях и пытках во время судов инквипаиш. • 24 июня, 2019 г.

Источник

Корпус Гиппократа

Из Википедии — свободной энциклопедии

Гиппократов сборник что входит. lossy page1 220px Hippokratous panton ton iatron.tif. Гиппократов сборник что входит фото. Гиппократов сборник что входит-lossy page1 220px Hippokratous panton ton iatron.tif. картинка Гиппократов сборник что входит. картинка lossy page1 220px Hippokratous panton ton iatron.tif. Первый сборник сочинений древнегреческих врачей, «Гиппократов сборник», был составлен через много лет после смерти Гиппократа, в III в до н.э. Точно неизвестно, какая часть этих трудов принадлежит ученикам Гиппократа, какая — ему самому: по традиции того времени врачи не подписывали своих сочинений. Труды, в которых отражены медицинские представления греков, объединены именем Гиппократа. По свидетельству античных историков, «книги, написанные Гиппократом, всем соприкасающимся с врачебной наукой известны и ценятся как глас бога, а не как исходящие из уст человеческих».

«Сборник Гиппократа» (лат. «Corpus Hippocraticum» ) [1] — сборник сочинений древнегреческого целителя, врача и философа Гиппократа. По мнению исследователей, часть сочинений имеет другое авторство.

Гиппократовский корпус состоит из следующих сочинений [4] :

1. Клятва (Л)
2. Закон (Л)
3. О враче
4. О благоприличии
5. Наставление

6. Об искусстве
7. О древней медицине (Л)

8. Об анатомии
9. О сердце
10. О мясе
11. О железах
12. О природе костей
13. О природе человека (Д)
14. О семени
15. О природе ребёнка
16. О болезнях. Кн. 4
17. О пище
18. О соках (Д)
19. О ветрах
20. О кризисах
21. О критических днях
22. О седьмерицах
23. О воздухе, водах и местностях (Л, Д, П, Н)

24. О диете (Н)
25. О диете, или о сновидениях

Частная патология и терапия

29. Эпидемии (Л, Д, П, Н)
30. О диете при острых болезнях. Кн. 1 (Л)
31. О диете при острых болезнях. Кн. 2
32. О страданиях (περί παθών, de affectionibus)
33. О болезнях. Кн. 1—3 (περί νόύσων, de morbis)
34. О внутренних страданиях (περί τϖν έντος παθϖν; de affectionibus internis)
35. О священной болезни (Д, П, Н)
36. О местах в человеке
37. Об употреблении жидкостей

38. О врачебном кабинете
39. О переломах (Л, Д, П, Н)
40. О вправлении суставов (Л, Д, П, Н)
41. Книга о рычаге (Л, Д, Н)
42. О ранах головы (Л)
43. О ранах и язвах
44. О геморроидах
45. О фистулах

Акушерство и гинекология

47. О болезнях девушек
48. О природе женщины
49. О женских болезнях
50. О бесплодии
51. О сверхоплодотворении
52. О семимесячном плоде
53. О восьмимесячном плоде
54. Об эмбриотомии

Резюме ко всем разделам

57. Письма
58. Декрет афинян
59. Речь при жертвеннике
60. Речь Фесалла о посольстве к афинянам

Источник

Гиппократов сборник

К сожалению, не сохранилось ни одной прижизненной биографии Гиппократа. Первая из них вышла после его смерти лишь спустя пять веков и была написана римским врачом Сораном Эфесским. Множество легенд о Гиппократе, часто противоречащих друг другу, можно встретить и у других авторов. Поэтому судить о том, кем был отец медицины, мы можем только по письменным трудам, известным как «Гиппократов сборник», или «Гиппократов корпус». Книга содержит около 70 произведений, часто неполных и дублирующих друг друга. Историки до сих пор спорят на тему авторства Гиппократа некоторых из них. Тем не менее ряд значительных достижений и сам ход научной мысли в этих трактатах определенно можно отнести к наследию родоначальника медицинской науки.

Гиппократ впервые заявил о том, что болезни возникают не как наказание богов, а вследствие вполне объективных причин. Тем самым он разделил религию и медицину, что явилось по тем временам революционным шагом. Несмотря на то что Гиппократ говорил, что врач – это тот же философ, в основе деятельности Косской школы лежала не столько философия, сколько наблюдение за больными, изучение опыта и врачебное мастерство.

В противовес принятому другими врачебными школами принципу, по которому при каждой болезни полагалось определенное стандартное лечение, подход к больному, по Гиппократу, должен был быть индивидуальным. Врач обязан собирать анамнез – сведения о больном, рассказанные им самим.

Гиппократ первым сформулировал этический кодекс врача, квинтэссенцией которого стала бессмертная клятва Гиппократа, произносимая молодыми врачами по всему свету и в наше время

Гиппократ первым сформулировал этический кодекс врача, квинтэссенцией которого стала бессмертная клятва Гиппократа, произносимая молодыми врачами по всему свету и в наше время. Им было выдвинуто четыре основных правила врачевания: не вредить больному, противоположное лечить противоположным, помогать природе, щадить больного.

Гиппократ обнаружил, что каждая болезнь имеет определенные стадии, в зависимости от протекания которых можно прогнозировать ее исход и корректировать проводимое лечение. Также он заложил основы обследования больного, которые требовали, по его словам, знания, слуха, обоняния, осязания, языка, рассуждения.

В трудах Гиппократа впервые описывается ряд простых хирургических вмешательств, а также методы помощи при травмах и переломах, применяемые и поныне (шапочка Гиппократа, спиральная и ромбовидная повязки и пр.). Для лечения заболеваний позвоночника им было создано приспособление, известное как гиппократово ложе, – прообраз тракционного стола в ортопедии. Перу ученого, кроме того, приписывают несколько сочинений по акушерству и гинекологии.

Гиппократ разделял заболевания на две группы. Болезни первой группы, по его классификации, вызваны неблагоприятными факторами внешней среды: климатом, почвой, средой обитания. Ко второй группе он относил недуги, связанные с жизнедеятельностью самого человека, его возрастом, питанием и т. д. Гиппократом заложены основы диетологии, отмечена важность соблюдения правильного режима при различных заболеваниях и состояниях. В лечебной практике им применено более 250 лекарственных средств, часть из которых используется в современной терапии. Помимо них, отец медицины отводил немалую роль в борьбе с болезнями кровопусканию, массажу, ваннам, применял банки, растирания и компрессы. Итогом множества путешествий Гиппократа явился трактат «О воздухах, водах и местностях», в котором автор подробным образом проиллюстрировал влияние климата на здоровье и национальные типы отдельных народов (в том числе народов, населявших юг России, например скифов).

По крылатому выражению Гиппократа, «медицина – благороднейшая из всех наук». Потому Сборник содержит немало требований к облику и личным качествам врача, который должен быть жадным до знаний, дисциплинированным, серьезным (излишне веселый врач не вызывает уважения), опрятным и чутким к страданиям больного.

Гиппократ отмечал, что одних лишь врачебных навыков для успешного лечения недостаточно: «Жизнь коротка, искусство (т. е. наука) вечно, случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен делать все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности». Великий врач нещадно обличал «магов, очистителей, шарлатанов и обманщиков, которые прикидываются имеющими благочестия более всех других и больше всех других смыслящими», и предостерегал обращаться к ним за исцелением.

В соответствии с предвосхитившим психосоматический подход учением Гиппократа медицинскому воздействию при болезни подлежат и тело, и душа. Им первым сформулирована гуморальная теория (от лат. humor – «жидкость»). Согласно ей, основу человеческого тела составляют четыре жидкости, или «сока»: кровь, черная желчь, желтая желчь и слизь (флегма). Нарушение баланса между этими жидкостями является причиной болезней. На основании этой теории Гиппократ выделяет четыре типа темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический и флегматический, связывая их со сторонами света (восток, запад, север и юг), временами года, возрастом, предрасположенностью к конкретным заболеваниям и даже с политическим строем.

В лечебной практике им применено более 250 лекарственных средств, часть из которых используется в современной терапии

С именем Гиппократа связано и первое в истории упоминание о проведении психиатрической экспертизы. Согласно одной из легенд, жители города Абдеры пригласили прославленного врача к отцу атомистической теории философу Демокриту для обследования состояния его психики, настолько странным им казалось поведение мыслителя, окончательно ушедшего в свои думы. Однако после обстоятельной беседы с Демокритом Гиппократ отметил, что тот является умнейшим из известных ему людей, и в дальнейшем между двумя великими имела место философская переписка.

Гиппократ прожил и по нынешним меркам долгую жизнь – около 90 лет, оставив большое число последователей. Косская врачебная школа благодаря ему вышла на первое место среди античных медицинских школ. Оба сына и зять Гиппократа продолжили дело великого врача. Предположительно, им принадлежит часть произведений, включенных в «Гиппократов сборник», который был переведен на латинский, арабский и сирийский языки и стал впоследствии одним из основных учебников по медицине для средневековых Европы и Востока. Клятва Гиппократа неоднократно претерпевала изменения, но тем не менее сохранила основные этические принципы, на которых базируется вся современная медицина.

Подход к больному, по Гиппократу, должен был быть индивидуальным. Врач обязан собирать анамнез – сведения о больном, рассказанные им самим

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Суд над Сократом (Сборник исторических свидетельств)

Суд над Сократом (Сборник исторических свидетельств) СУД НАД СОКРАТОМСБОРНИК ИСТОРИЧЕСКИХ СВИДЕТЕЛЬСТВСоставитель А. В. КургатниковОснователь и руководитель серии О. Л. АбышкоОбраз Сократа вот уже третье тысячелетие остается одним из самых притягательных в истории

Библия — откровение свыше или сборник фальсификатов?

Библия — откровение свыше или сборник фальсификатов? Небесполезно затронуть и еще один немаловажный вопрос. Церковь утверждает, что священные книги были созданы однажды и с тех пор не подвергались никаким исправлениям. Так ли это?Я как-то особо не задумывался над этим

Москва еврейская. Сборник статей и материалов

Москва еврейская. Сборник статей и материалов К читателю Это издание не претендует ни на широту исторического охвата, ни на скрупулезность научного исследования. Это всего лишь несколько штрихов к многонациональному портрету нашей древней столицы. Города, где мирно

Сборник нравоучений и афоризмов «Пчела»

Сборник нравоучений и афоризмов «Пчела» Большой, важный, чрезвычайно интересный раздел древнерусской литературы занимают сочинения нравоучительные, «наставнические», как говорили раньше.Одним из самых первых произведений такого жанра является сборник поучительных

Сборник нравоучений и афоризмов «Менандр»

Сборник нравоучений и афоризмов «Менандр» К тому же разряду книг, что и «Пчела», относится и сборник «Менандр», названный именем древнегреческого драматурга, жившего в середине IV – начале III века до н. э.Его пьесы, изображавшие обыденную жизнь, были наполнены народной

Сборник нравоучений и афоризмов «Изречения Исихия и Варнавы»

Сборник нравоучений и афоризмов «Изречения Исихия и Варнавы» К тому же разряду литературных произведений, что и два предыдущих – «Пчела» и «Менандр», принадлежит и сборник «Изречения Исихия и Варнавы».Сторонись похвалы, стыдись же укора.Меч губит многих, но злой язык

Вперед от Вех![130] («Смена Вех». Сборник статей. Прага, 1921 год)

Вперед от Вех![130] («Смена Вех». Сборник статей. Прага, 1921 год) Когда я читал «Смену Вех», наконец, дошедшую до Харбина, меня прежде всего поразила глубокая психологическая подлинность основных ее мыслей, переживаний, призывов. Они невольно будили во мне прежде всего

Источник

Симпосий Συμπόσιον

Часть Вторая. Гиппократов Сборник

Книги о врачебной этике и врачебном быте, назначенные для начинающих[1]
1. Клятва*, или Присяга, лат. Jusjurandum.
2. Закон*, Lex.
3. О враче*, De medico.
4. О благоприличном поведении*, De habitu decenti.
5. Наставления*, Praecepta.

О врачебном искусстве вообще
6. Об искусстве*, De arte.
7. О древней медицине*, De prisca medicina.

Теоретическая медицина: анатомия, физиология, патология
8. Об анатомии*, De anatomia.
9. О сердце*, De corde.
10. О мясе, De carne.
11. О железах*, De glandulis.
12. О природе костей, De natura ossium.
13. О природе человека*, De natura hominis.
14. О семени*, De genitura.
15. О природе ребенка*, De natura pueri.
16. О болезнях, 4-я книга, De m orbis IV.
17. О пище, De alimento.
18. О соках, De humoribus.
19. О ветрах*, De flatibus.
20. О кризисах, De crisibus.
21. О критических днях, De diebus criticis.
22. О седьмерицах, De hebdomadibus.
23. О воздухах, водах и местностях*, De aere, aquis et locis.

Диэтетика
24-26. О диэте, кн. 1, 2, 3, De diaeta (de victu) I, II, III.
27. О диэте (кн. 4) или о сновидениях, De somniis.

Прогностика
28. Прогностика*, Prognosticum.
29. Косские прогнозы, Praenotiones Coacae.
30. Предсказания, 1-я кн., Prorrheticum I.
31. Предсказания, 2-я кн., Prorrheticum II.

Частная патология и терапия
32-38. Эпидемии, книги 1*, 2, 3*, 4, 5, 6, 7, Epidemiorum libri VII.
39. О диэте при острых болезнях, кн. 1*, De victu in acutis I.
40. О диэте при острых болезнях, кн. 2, Appendix.
41. О страданиях, De affectionibus.
42-44. О болезнях, кн. 1, 2, 3, De morbis I, II, III.
45. О внутренних страданиях*, De affectionibus internis.
46. О священной болезни*, De morbo sacro.
47. О местах в человеке, De locis in homine.
48. Об употреблении жидкостей, De liquidorum usu.

Хирургия
49. О врачебном кабинете*, De officina medici.
50. О переломах*, De fracturis.
51. О вправлении суставов, De articulis.
52. Книга о рычаге, Vectiarius.
53. О ранах головы*, De capitis vulneribus.
54. О ранах и язвах, De vulneribus et ulceribus.
55. О геморроидах*, De haemorrhoidibus.
56. О фистулах, De fistulis.

Глазные болезни
57. О зрении*, De visu.

Женские болезни и акушерство
58. О болезнях молодых девиц, De his, quae ad virgines spectant.
59. О природе женщины, De natura muliebri.
60. О женских болезнях, кн. 1*, De morbis mulierum I.
61. О женских болезнях, кн. 2, De morbis mulierum II.
62. О бесплодных женщинах, De sterilitate.
63. О сверх оплодотворении, De superfoetatione.
64. О семимесячном плоде, De septimestri partu,
65. О восьмимесячном плоде, De octimestri partu.
66. Об эмбриотомии, De embryonis excisione.

Детские болезни
67. О прорезывании зубов*, De dentitone.

Книга, относящаяся ко всем отделам
68. Афоризмы*, Aphorismi.

Письма, декрет, речи
69. Письма, epistulae: №№ 1-9; Гиппократ и Артаксеркс; №№ 10-17, Гиппократ и Демокрит; №№ 18-24, прочая переписка.
70. Декрет афинян, Decretum Atheniensium.
71. Речь при жертвеннике, Epibomius.
72. Речь Фессала, посла к афинянам, De legatione.

Литтре указывает еще ряд недошедших до нас сочинений, упоминаемых в других сохранившихся книгах или цитируемых Галеном. Сюда относятся: О смертельных ранах, о чахотке, о перипневмонии и некоторые другие.
Все эти книги, за исключением одной, написаны на ионийском диалекте, хотя по своему происхождению врачи Книдоса и Коса были дорийцами. На ионийском диалекте писал свою историю и Геродот, происходивший из дорийского Галикарнаса. Это объясняется культурным влиянием малоазиатских греческих колоний, так наз. Ионии, далеко опередившей свою метрополию. Особенности этого диалекта главным образом фонетические: преобладание мягкого звука «э» вместо твердого дорийского «а» и ряд других уклонений. Классический язык Греции-аттический-выступил на сцену в конце V века; это-язык Фукидида, Ксенофонта, Платона, Аристотеля.

IV
Греческие рукописи в течение средних веков не имели распространения в Западной Европе; об этом лучше всего свидетельствует ходовая в то время поговорка: Graeca sunt non leguntur, т. е. «они написаны по-гречески, и некому их читать». Греческий язык и греческие рукописи хлынули в Италию после падения Константинополя (1453) вместе с бежавшими оттуда учеными людьми, и гуманисты ренессанса ревностно предались их изучению. Если ранний гуманизм жил латинскими авторами: Цицероном, Вергилием и пр., то в XVI в. выступает Платон, Аристотель, Плотин, священные книги нового завета в подлинниках. К этому времени относится появление в Европе рукописей Гиппократова сборника. Они писались много лет раньше, главным образом, монахами-переписчиками, которые иногда и сами были врачами. Рукописи эти, наряду с прочими, наперерыв скупались библиотеками, находившимися в главных культурных центрах того времени, на средства ревнителей просвещения. Такими центрами были Рим (ватиканская библиотека), Флоренция (медицейское собрание рукописей), Венеция, Париж, Вена. В парижской национальной библиотеке сосредоточилось впоследствии наибольшее число рукописей Гиппократа. Немногим, вероятно, известно, что среди большой коллекции рукописей, попавшей после падения Константинополя от греческих патриархов в Москву, находились также сочинения Гиппократа и ряда других врачей позднейшего времени. Они хранились впоследствии в синодальной библиотеке, и профессор московского университета Маттеи, разбиравший и публиковавший греческие рукописи, в начале XIX в. вывез, отъезжая из Москвы, Гиппократа за границу.
Детальное изучение рукописей парижской библиотеки (больше 60) и их сравнение между собой произвел Литтре, приступая к своему изданию Гиппократа; он дает об этом подробный отчет в своем «Введении» (I, 541 и сл.). Его работу продолжил Дарамберг, изучавший рукописи итальянских книгохранилищ; результаты этого изучения мог использовать Литтре для ряда книг. Последние по времени работы принадлежат немецкому ученому Ильбергу и резюмированы им во введении к новому изданию Гиппократа.
Рукописи, или, как их принято называть, кодексы, относятся к различным векам. Палеография выработала точные указания, основанные на характере букв и свойствах писчего материала, по которым можно определить время написания; иногда сведения эти можно почерпнуть из имени переписчика или лица, для которого рукопись была изготовлена. Далее, по своему составу, количеству книг и их расположению кодексы также рознятся друг от друга, но так, что из них можно выделить группы одинакового происхождения и даже установить их генеалогию.
Самым старым является Венский кодекс (ϑ) X века, содержащий всего 12 книг; он был скопирован с какой-то очень древней рукописи. Далее следует Парижский кодекс 2253 (A), XI века, также неполный. В конце одной книги стоит имя переписчика: «Михаил каллиграф» с следующим характерным для того времени добавлением: «и, если кто прочтет это, пусть помолится обо мне, грешном». В конце 1-й книги «Эпидемий» также прибавлено: «как чужестранцы радуются увидать свое отечество, так переписывающие книгу-ее конец. Слава показавшему свет! Аминь». Образец этой прекрасной каллиграфической рукописи-страница из книги «О древней медицине», воспроизведенная в издании Тейбнера, приложена здесь. В этой рукописи сделаны добавления и исправления 4 лицами в разные времена, что можно различить по цвету чернил. 3-й кодекс Лаврентьевский 74, 7 (B) (Флоренция) XI-XII века содержит хирургические сочинения Гиппократа и, кроме того, других авторов и составлен Никитой, врачом одной константинопольской больницы. Ватиканский кодекс, 276 (V), XII в. содержит вначале подробный перечень книг Гиппократова сборника, в количестве 72, но из них переписаны далеко не все. Самым значительным из старых кодексов является Венецианский 269 (M), так называемый C. Marcianus, XI века, принадлежавший Бессариону и сирийскому врачу Георгию, о чем свидетельствуют их надписи. В нем, кроме перечня 60 сочинений Гиппократа, имеется: «Словарь гиппократовских слов Галена», биография Гиппократа по Сорану и почти все указанные в перечне произведения, включая сюда и письма (только часть листов из середины утеряны). Все эти кодексы написаны на пергаменте.
Эти основные кодексы послужили источником для всех других более новых XIII, XIV и XV веков. Сюда относится ряд парижских, ватиканских и венецианских кодексов; они написаны уже не на пергаменте, а на бумаге, которая с XII в. получила распространение в Европе. Их очень много, и из них следует упомянуть о Парижском кодексе 2255 (ED), являющемся самым полным; он составлен из двух частей, написанных на различной бумаге различными почерками, и ведет свое происхождение из двух разных источников: одного, давшего начало Марцианскому кодексу (M), другого-Ватиканскому (V).
Тщательное сличение и сопоставление различных рукописей (кропотливый труд, произведенный филологами XIX в.) позволили Ильбергу, одному из их числа, выразить генеалогическое соотношение кодексов в следующем виде[8]:

1. Книдские сочинения
1. «О болезнях», 3-я книга; 2. «О гембдомадах», 3. «О мясе» (или «О началах»[17]); 4. «О болезнях», 1-я книга; 5. «О болезнях», 2-я книга; 6. «О внутренних страданиях»; 7. «О страданиях»; 8. «О железах»; 9. «Женские болезни», 1-я книга; 10. «Женские болезни», 2-я книга; 11. «О бесплодных женщинах»; 12. «О природе женщины»; 13. «О сверхоплодотворении»; 14. «Об эмбриотомии».

2. Книги, вероятно, книдского происхождения
15. «О болезнях», 4-я книга; 16. «О семени»; 17. «О природе ребенка»; 18. «О зрении»; 19. «О местах в человеке».

3. Софистические сочинения
20. «О ветрах»; 21. «О природе человека»; 22. «О диэте здоровых»; 23. «Закон»; 24. «Об искусстве»; 25. «О древней медицине»; 26. «О диэте», 1-3 книги, 4-я книга. «О снах»; 27. «О пище»; 28. «О священной болезни»; 29. «О болезнях девушек».

Библиография
I. Полные издания и переводы Гиппократова сборника
1525. Hippocratis Coi medicorum omnium longe principis octoginta volumina, quibus maxima ex parte annorum circiter duo millia latina caruit lingua, Graeci vero, Arabes et prisci nostri medici, plurimis tamen utili-bus praetermissis, scripta sua illustrarunt, nunc tandem per M. Fabium Calvum, Ravennatum, virum undecumque doctissimum, latinitate donata, Clementi VII pont. max. donata, ac nunc primum in luce édita, quo nihil humano generi salubrius fieri potuit. Romae ex aedibus Francisci Minitii Calvi Novocomensis. I vol. in f°.
1526. Ἄπαντα τὰ τοῦ Ἰπποϰράτους. Omnia opera Hippocratis. Venitiis in aedibus Aldi et Andrae Ansulani soceri. Mense Maii, in f°.
1538. Ἰπποϰράτους Κῶού ἰατροῦ παλαιοτάτου πάντων ἄλλων ϰορυφαίου βιβλίαᾄπαντα. Hippocratis Coi medici vetustissimi, et omnium aliorum principis, libri omnes ad vetustos codices summo studio collati et restaurati, edid. Jan. Cornarius. Basileae. Apud Hieron. Frobenium et Nicolaum Episcopium, in f°.
1545. Hippocratis Coi medicorum omnium facile principis opera quae exstant omnia. Jano Cornario medico physico interprete. Venet. ap. J. Gryphium, in 8° (латинский перевод, переиздававшийся в 1546, 1558, 1567, 1575, 1610, 1619, 1717, 1739).
1588. Hippocratis Coi opera quae exstant, graece et latine veterum codicum collatione restituta, novo ordine in quattuor classes digesta interpretationis latinae emendatione et scholiis illustrata a Hieron Merculiali Feroliviensi, Venetiis, industria ac sumptibus Juntarum; in f°.
1595. Τοῦ μεγάλου Ἰπποϰράτους πάντων τῶν ἰατρῶν ϰορυφαίου τᾶ εὑρισϰόμενα. Magni Hippocratis medicorum omnium faeile principis opera omnia quae exstant in VIII sectiones ex Erotiani mente distributa, nunc recens latina interpretatione et annotationibus illustrata, Anutio Foesio Mediomatrico medico authore. Francofurti apud Andreae Wecheli haeredes, in f°.
1665. Magni Hippocratis Coi opera omnia graece et latine édita et ad omnes alias editiones accomodata industria et diligentia Joan. Antonidae Van-der Linden, doct. et professons medicinae practicae primi in Academia Lugduno-Batava, Lugduno-Batav. 2 vol. in 8°.
1679. Hippocratis Coi et Claudii Galeni Pergameni ἀρχιατρῶν opera. Renatus Charteri us Vindocinensis, plurima interpretatus, universa emendavit, instauravit, notavit, auxit, secundum distinctas medicinae partes in XIII tomos digessit et conjunctim graece et latine primus edidit. Lutetiae Parisiorum, apud Jacobum Villery, 13 vol. in f°.
1743. Τὰ Ἰπποϰράτους ᾅπαντα. Hippocratis opera omnia cum variis lectionibus non modo hue usque vulgatis, verum ineditis potissimum, partim depropmtis ex Cornarii et Sambuci[21] Codd. in Caesar. Vindobonensi Bibliotheca hactenus asservatis et ineditis, partim ex aliis ejusdem bibliothecae mss. libris, ac denique ex Mediceis Laurentianis mss. Codd. collectis; qua-rum ope saepenumero graecus contextus fuit resti-tutus. Accessit index Pini copiosissimus cum tractatu de mensuris et ponderibus. Studio et opera Ste-phani Mackii, Elisabethae Christinae aug. aulae medici. Viennae Austriae; ex typographia Kalliwo-diana. 2 vol. in f° (Издание не окончено, но, по выражению Литтре, la plus belle de toutes celles des oeuvres d’Hippocrate).
1781-1792. Hippocrates Werke aus dem Griechischen übersetzt und mit Erläuterungen von D. Johann Friedrich Karl Grimm. Altenburg, 4 Bde in 12° (неполный; новое издание сделано Lilienhain Glogau, 1837-1839, 2 Bde.)
1801. Traduction des oeuvres médicales d’Hippocrate sur le texte grec de Foes par Gardeil, Toulouse, 1801, 4 vol. in 8°.
1819. Adams (Francis). The genuine Works of Hippocrates translated from the greek, London, 2 vol. (неполное).
1825. Τὰ μεγἀλου Ἱπποϰράτους ἅπαντα. Magni Hippocratis opera omnia. Editionem curavit D. Carolus Gottlob Kühn, professor physiologiae et patholo-giae in litterarum universitate Lipsiensi publicus Ordinarius. Lipsiae. 3 vol. in 8° (перепечатка изд. Фоэзия).
1839-61. Oeuvres complètes d’Hippocrate, traduction nouvelle avec le texte grec en r égard, collationné sur les manuscrpits et toutes les éditions, accompagnée d’une introduction, de commentaires médicaux, de variantes et de notes philologiques; suivie d’une table générale des matières. Par E. Littré. A Paris, chez J. B. Baillère, 10 vol. in 8°.
1855. Oeuvres choisies d’Hippocrate, accompagnées d’arguments, de notes et précédées d’une introduction générale par Ch. Daremberg, 2 éd. Paris, in 8° (I éd. 1843).
1861-67. Ἱπποϰράτης. Κομιδῆ. Caroli H. Th. Keinhold. Ἁϑήνησι, τέλε ί τε ϰαὶ τύποις Κ. Αντονιάδου. 3 vol. (неполно).
1895-1902. Hippocratis opera, quae feruntur omnia, recensuit Hugo Kuehlewein. Prolegomena con-scripserunt Joannes I Iber g et Hugo Kuehlewein, Lipsiae, in aedibus Teubneri (Bibliotheca Teubneriana). (Содержит всего 10 книг).
1895-1900. Hippocrates sämmtliche Werke. Ins Deutsche übersetzt commentiert von Dr. Robert Fuchs, 3 Bde.
Изданий отдельных произведений имеется очень много; те из них, которые имеют отношение к переведенным в настоящем издании книгам, будут указаны в предисловиях к ним; подробный перечень их можно найти у Литтре и Фукса.

3. Книги и статьи, относящиеся к отдельным сторонам медицины Гиппократа и отдельным книгам
Их имеется неисчислимое количество, начиная с XVI, XVII века. Наиболее полное перечисление их можно найти у Литтре во введениях к отдельным книгам (Лит. с XVI века до 60-го года), у Ковнера (до 80-х годов), у Фукса (до 1900 г.). Те работы и исследования, которые имеют отношение к помещенным в настоящем издании переводам, указаны в предисловиях.

4. Русские переводы, книги и статьи о Гиппократе
1840. Вольский С., Об Иппократе и его учении; с переводом на русский язык трех главнейших и подлинных его книг. СПБ. (Переведены: «Клятва», «Закон», «Афоризмы» с латинского перевода Фоэзия).
1848. Шюц П., Афорисмы Иппократа.
1883. Ковнер С., История медицины, вып. 2-й. Гиппократ. Киев. Оттиск из Университетских Известий за 1880-1882 г. (Этот капитальный труд, в 373 стр., наряду с статьей Фукса дает самое подробное изложение вопроса о Гиппократе и учений, содержащихся в Сборнике, с указанием литературы, до начала 80-х годов. Для русского читателя эта книга остается необходимым пособием при изучении Гиппократа)[22].
1907. Иванов Е., Гиппократ, Севастополь.
1915. Модестов П., Гиппократ, «Русский врач», № 47, 48, 50.
1916. Кагаров Е., Основные идеи античной науки в их историческом развитии, Харьков (указания на новую литературу).
1930. Карпов Вл., Гиппократ как реформатор медицины, «Клиническ. медицина».

[1] Звездочкой отмечены книги, вошедшие в настоящее издание. Латинские названия приводятся потому, что по ним принято цитировать сочинения.
[2] Daremberg, Oeuvres choisies d’Hippocrate, Paris, 1855, Introduction, 66—67.
[3] Wellmann, l. e., 1—64.
[4] Erotiani vocum Hippocraticarum conlectione rec. I. Klein Lips., 1865.
[5] Ilberg, Prolegomena ad Ilippocratis opera, Vol. I, Lips., 1895, Teubner.
[6] Цит. по Литтре, I, 118.
[7] Ibid. I, 121.
[8] Ilberg, l. e., Prolegomena, p. XXVIII.
[9] «И тем не менее–пишет Литтре по поводу издания Корнария—Фробена, — я не могу не выразить своей признательности этому старому издателю Гиппократа. С помощью этой книги я освоился с чтением автора, новый перевод которого я решил предпринять, и в длинных страницах Корнария, лишенных всяких красных строк, с сжатыми строками, я видел удобную возможность быстро пробегать книги Гиппократа, лучше укладывать в моей памяти важные места и сокращать таким образом мои исследования» (1,546).
[10] Mercurialis, Censura et dispositio operum Hippocratis, Venet., 1583.
[11] Gruner, Censura librorum Hippocrateorum, Vratisl., 1772.
[12] Link, Ueber die Theorien in den Hippocratischen Schriften, nebst Bemerkungen über die Echtheit dieser Schriften, Abh. d. Akad. d. Wis.. Berlin, 1814/15.
[13] Daremberg, Oeuvres choisies d’Hippocrate, Introduction, p. 91—93. Цитир. по Ковнеру, стр.221.
[14] Haeser, Geschichte d. Medizin u. d. epidemischen Krankheiten, 2 Aufl., 1853—1865, 3 Aufl., 1875.
[15] Anonymus Londinensis. Auszüge eines Unbekannten aus Aristoteles—Menon Handbuch d. Medizin und aus Werken anderer älterer Aerzte. Griechisch herausg. von H. Diels. Deutsche Ausg. von H. Beckb. u. F. Spät. Berlin, 1896.
[16] Spaet F., Die geschichtliche Entwickelung des sogenanten Hippokratischen Medicin im Lichte des neuesten Forschung, Berlin, 1897.
[17] Чтобы понять это странное «или», надо иметь в виду, что книга Περὶ σαρϰῶν (о мясах) читалась некоторыми Περί ἀρχῶν (о началах).
[18] L. c., p. 176.
[19] Neuburger. Geschichte der Medizin, I, p. 183.
[20] I, 476.
[21] Johannes quidem Sambucus, anno 1561, incredibili cura ac studio in margine Codifcis Aldini adjunxit aliquot mille varias lectiones manuscriptas ex pervetusto quodam codice manus–cripto Tarentino et ex alio quodam codice manuscripto Fontem–blensi, neenonex exemplari quodam, excuso quidem, sed pluri–mis locis Romae correcto.
[22] Следует воздать запоздалый долг признательности С. Ковнеру, этому скромному, неутомимому работнику, который, будучи простым врачом, бескорыстно, в течение ряда лет, трудился, по его собственным словам, над тем, «чтобы возбудить интерес к предмету, так незаслуженно и несправедливо находящемуся в пренебрежении, даже у лучших представителей нашего сословия». Его «История древней медицины» (1878—1888) в целом насчитывающая тысячу страниц, содержит такое обилие материала, что в сравнение с ней все последующие переводные и русские труды не могут итти в счет. Между тем, в известной книге 3меева: «Русские врачи–писатели», СПБ, 1886—1888, очень подробном библиографическом труде, о Ковнере даже не упоминается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *