Гипотеза подтверждена потому что 3 класс
«исследуем вместе»
Представленные информационные материалы призваны помочь вам в организации и осуществлении научного исследования. Это необычные материалы. Они для тех, кто хочет научиться добывать знания самостоятельно, содержат советы и рекомендации по выбору темы научной работы, описание общей структуры работы, а также рекомендации для правильного краткого изложения ее сути в письменном виде и устном докладе
Просмотр содержимого документа
««исследуем вместе»»
1. Как выбрать тему исследования
2.Цель проектно – исследовательской работы
3.Задачи проектно – исследовательской работы
4.Как разработать гипотезу
5.Как составить план проектно – исследовательской работы
6. Подготовка к защите проектно – исследовательской работы
7.Оформление проектной папки
8.Паспорт проекта, исследования
9. Правила использования электронных публикаций Интернета
10. Правила оформления презентации
Обращение к читателю.
Перед тобой необычная тетрадь! Она помогает лишь самым любознательным, тем, кто всегда и всё делает сам. Первым шагом познания мира всегда был вопрос, так как вопросы говорят о любопытстве, о любознательности. Почему падают тела? Почему сменяются времена года? Почему за днём приходит ночь? Как образуются звёзды? Почему происходят землетрясения? Кто изобрёл двигатель? Как появилась железная дорога?
Если смотреть на окружающие нас вещи с любопытством, с желанием узнать о них больше, то возникают вопросы обо всём.
Научные исследования являются определенной школой жизни. Вам предстоит постигнуть приемы рационального интеллектуального труда, развить свои творческие умения. Чтобы достичь намеченной цели, необходимо обладать всей полнотой информации о той деятельности, которой вы собираетесь заниматься.
Представленные информационные материалы призваны помочь вам в организации и осуществлении научного исследования. Это необычные материалы. Они для тех, кто хочет научиться добывать знания самостоятельно, содержат советы и рекомендации по выбору темы научной работы, описание общей структуры работы, а также рекомендации для правильного краткого изложения ее сути в письменном виде и устном докладе.
Если ты готов искать ответы на интересующие тебя вопросы, тогда эта тетрадь для тебя. Открывая эту тетрадь, ты становишься на новый путь – путь исследователя. Он тернист и труден, но очень интересен!
В добрый путь, юный исследователь!
Впереди тебя ждёт много интереснейших открытий!
Как выбрать тему исследования.
Начало каждого исследования – это тема работы. Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент.
Выбирая тему, помни следующие правила:
Правило 1. Тема должна быть интересна.
Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.
Правило 3. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Правило 4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Правило 5. Тема должна быть доступной.
Правило 6. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, нужно учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают «пустословие».
Правило 7. С выбором темы не стоит затягивать. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.
Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой, спортом, музыкой и т.п.)?
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
По каким учебным предметам у меня получается работать лучше?
Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
Есть ли что-то, чем я особенно горжусь?
Если вы не сможете сразу определить тему, то давайте попробуем заполнить таблицу.
Если эти вопросы не помогли, обратись к учителю или родителям, поговори об этом с одноклассниками. Может кто-то подскажет интересную идею, тему будущего исследования.
Темы, которые, возможно, тебя заинтересуют.
Что мы знаем о древесной коре?
Что такое береста?
Что такое листопад?
Этот мексиканский незнакомец – авокадо
Яблоня и яблоко
Янтарь — волшебные слезы деревьев
Выращивание кактусов в домашних условиях
Зелёный подоконник в школе
Кактус – колючий друг
Кто ты, кислый лимон?
Лечат ли комнатные растения простуду?
Ах, картошка, картошка!
Без окон, без дверей полна горница людей
Где лучше растет лук?
Где растут мочалки?
Загадки про овощи и фрукты
Почему киты всплывают на поверхность и выпускают фонтан воды?
Почему корова даёт молоко?
Почему на Земле вымерли динозавры
Почему скрипит касатка
Выбирая тему проектной, исследовательской работы, следует хорошо подумать, каким образом проведенные исследования смогут изменить мир и его обитателей к лучшему. Источником для идеи может быть хобби или проблема, которая, по вашему мнению, нуждается в решении. Проблема может быть стара, как мир, но способы и пути ее решения и осмысления могут быть самыми разнообразными.
Цель исследовательской работы
Ты определился с темой проекта, исследования. Молодец! Теперь необходимо грамотно сформулировать цель твоей работы. Грамотная формулировка цели в проекте или исследовательской работе очень важна.
Цель описывается во введении исследовательской работы простыми словами и одним-двумя предложениями!
Простая схема составления цели исследовательской работы (проекта):
1. Выбери одно из слов типа: изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.
2. Добавьте название объекта и предмета исследования
Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос:
Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.
Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?
Запиши цель работы:
Примеры формулировки цели:
Исследовать значение пластиковых бутылок в жизни человека и природы;
Изучить процесс выращивания кристаллов из соли и медного купороса;
Выявить влияние веса рюкзака школьника на состояние его здоровья;
Определить качество продуктов быстрого приготовления;
Узнать, что такое Солнце и показать его значение в жизни человека;
Выяснить секреты создания мультипликационных фильмов;
Проанализировать особенности устаревшей лексики в русских народных сказках;
Привлечь внимание учащихся к проблеме здорового образа жизни;
Доказать, что среди растений встречаются хищники.
Рассмотрим несколько примеров формулировки
Презентация «Выбор темы твоего исследования.Предположение.Гипотиза.Решение задачи»
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи» Занятие 3 Составила учитель начальных классов МАОУ « Дубская ОШ» Кириллова И.К.
Советы мудрого дельфина Тема исследования должна быть актуальной, интересной для тебя и увлекательной. СОВЕТ 1 Тема исследования должна удивлять, привлекать и вызывать интерес. СОВЕТ 2 Тема исследования должна содержать в себе что-то необычное и неожиданное. СОВЕТ 3 Тема исследования должна увлекать так, чтоб хотелось начать исследование и закончить, то есть выполнить исследование «на одном дыхании».
Дополни Гипотеза- это…. это предположение для объяснения каких-нибудь явлений. Делая предположения, используй следующие слова: Может быть… Предположим… Допустим… Возможно… Что, если… Гипотеза нужна для решения любой задачи. Предположение- догадка, предварительное соображение или план.
Ознакомься с текстом. Цель нашего проекта: узнать, похожи ли наши вкусы в отношении еды, одинаково ли мы относимся к некоторым продуктам питания и блюдам. Это часть из проекта Георгия и Тиграна. Они защищали проект на тему «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть». Напиши несколько задач для данного проекта. Прочти сначала совет Мудрого Дельфина. 1? 2? 3?
ПЕРЕМЕНКА Игры со спичками Для решения этих головоломок тебе понадобятся спички или счётные палочки. Переложи 2 спички так, чтобы домик перевернулся к тебе другой стороной. Ответ
ПЕРЕМЕНКА Переложи 2 спички так, чтобы корова смотрела в другую сторону. Игры со спичками
Минутка знакомства Здравствуй, дорогой друг! Меня зовут Толя. Своим исследованием я хотел показать, как интересно изучать историю своей Родины не по книгам, а самому принимать участие в этом. Летом папа предложил мне поехать в археологическую экспедицию. Мой папа занимается строительством учебно-исторических центров. Один из них создается в посёлке Садовка, рядом со старой Майной, где и проходили раскопки.
Минутка знакомства Предыдущие раскопки в этом районе подтвердили, что в этих местах люди живут более 1700 лет. И возможно, здесь были поселения викингов. Во время летних раскопок этого года я вместе с археологами должен был подтвердить или опровергнуть гипотезу, что викинги жили на берегу Волги.
Минутка знакомства Считалось, что богатство приносит удачу викингам, а если оно перейдёт в другие руки, то удача оставит этот род. Что делать викингам, чтобы этого не случилось? Как ты думаешь, какие результаты исследования получил Толя? Выбери правильный ответ: Викинги жили на берегу Волги. 2. Викинги не жили на берегу Волги.
Советы мудрого дельфина Дружок! Если ты не знаешь ответа, обратись к друзьям или к взрослым. Тебе поможет также Интернет. Выбери нужную информацию и дай правильный ответ. Сравни свой ответ с ответами других ребят.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ! МОЛОДЦЫ!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1314842
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
3. Запиши результаты исследования. След Гипотеза подтверждена/не подтверждена (подчеркни
нужное), потому что
Вывод: естество знания
Ответы
1) разделение масла от воды масло поднимается вверх
2)сода осядет на дно,образуя осадок
1.Какие утверждения о Бразилии верны? (выберите буквы верных утверждений)
А) Самая большая по территории и населению страна региона.
Г) Входит в «большую тройку» государств региона.
2. В приведенном ниже перечне выберите страну, которая не имеет общей границы с Бразилией (одну!):
3.Запишите старую и новую столицы Бразилии.
4.Перечислите промышленные центры, образующие «индустриальный треугольник» страны.
Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Белу-Оризонти.
5.Как вы понимаете выражение «Если растут цены на кофе, то растет и Бразилия»?
6.Ученые Бразилии провели исследования и выяснили, что в их стране живут люди с 200 оттенками кожи. ответьте на вопросы:
а) представители, какой расы относятся к коренному населению?
б) представители, каких рас относятся к пришлому населению?
в) как называют потомков от браков европейцев и негров?
г) как называют потомков от браков европейцев и индейцев?
д) как называют потомков от браков индейцев и негров?
7.Как вы понимаете выражение «Рио-де-Жанейро – это город, где наслаждаются жизнью, а Сан-Паулу – город, где зарабатывают на жизнь»?
Рио-де-Жанейро это город карнавалов, праздников и развлечений
8. Что Бразилия дала миру?
музыкальный стиль Босса-нова, танцы Самба, Ламбада
3. Запиши результаты исследования. След Гипотеза подтверждена/не подтверждена (подчеркни
нужное), потому что
Вывод: естество знания
Мутации | Характеристика |
Геномные | Мутации, изменяющие число хромосом в генотипе организма. |
1. Полиплоидия | Характеризуется увеличением числа геномов в генотипе. |
2. Гетероплоидия | Возникает вследствие изменения числа хромосом, не кратного геному: |
Моносомия | Утрата хромосомы, 2n – 1. |
Трисомия | Появление в генотипе лишней хромосомы 2n + 1. |
Полисомия | Появление в генотипе нескольких лишних хромосом 2n + k. |
Хромосомные | Мутации, изменяющие структуру хромосом. |
Внутрихромосомные: | Утрата части хромосомы |
АBCDE → АBC | Удвоение участка хромосомы |
АBCDE → АBCBCDE | Поворот участка хромосомы |
АBCDE → АCBDE | Перемещение участка хромосомы на негомологичную хромосому |
Межхромосомные: | Мутации, изменяющие структуру гена. |
АBCDE → АBCDE1234 | Связаны с заменой, потерей, вставкой нуклеотидов, что ведет к изменениям в транскрипции и трансляции генов и изменению признаков. |
1)-константиновка, киев, днепропетровск, донецк, ярославль, магадан, грозный, москва, самара, туопсе
2)-волга, амазонка, днестр, днепр, дарголакотты, десна, амур, ганг, енисей, инг
3)-титикака, байкал, эйр, гурон, мичиган, эри, сэнт-клэр, онтарио, ялпуг, шагани
Технологическая карта урока окружающий мир на тему «Почему без золота прожить можно, а без соли нет?» (4 класс)
Технологическая карта урока окружающего мира.
Учитель: Попов Андрей Степанович
Предмет : окружающий мир
Учебник (УМК): Н.Д.Дмитриева, А.Н.Казаков, 4 класс, рабочая тетрадь «Учимся учиться и действовать», Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая.
Оборудование : рабочая тетрадь «Учимся учиться и действовать», тексты для работы на уроке по теме, презентация.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок.
Место и роль урока в изучаемой теме: данный урок является итоговым (диагностическим) в изучении темы «Организм человека» и «Полезные ископаемые», позволяет отследить уровень развития у учащихся регулятивных УУД.
Цели: на основе исследования показать детям важность соли для жизнедеятельности человека. Отслеживание процесса развития и формирования регулятивных УУД.
— формировать представление о значении соли в жизни человека;
— развивать умение определять границы собственных знаний и умений для постановки учебных задач; умение планировать свои действия в соответствии с учебной целью, осуществлять контроль учебных действий, умение работать с информацией.
— воспитывать интерес к процессу познания окружающего мира.
Личностные: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через исследовательскую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.
Регулятивные – формировать умение определять границы собственных знаний и умений для постановки учебных задач, планировать свои действия в соответствии с учебной целью, умение контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнеров.
Познавательные – развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, составлять план действий по решению выделенной проблемы.
Коммуникативные – учиться работать в паре и группе, слушать и понимать друг друга.
Формы организации учебной работы: индивидуальная работа, работа в паре и группах, реализация технологии системно-деятельностного подхода.
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык.
Постановка учебной проблемы.
— Ребята, перед вами на экране высказывания. В них пропущено одно и то же слово. Давайте прочитаем эти высказывания и попробуем угадать, какое слово пропущено.
1. Где нет ____________, там нет жизни.
3. __________ не жалей, так и есть веселей.
4. Без ________ и хлеб не естся.
5. Без золота прожить можно, а без ________ нельзя.
— Итак, все эти высказывания про соль. Давайте их еще раз прочитаем. Как люди относятся к соли? Какой вывод можно сделать?
— О ценности соли мы и будем сегодня говорить. Откройте ваши рабочие тетради на странице 1 и прочитайте тему нашего урока. Узнаете? Это одна из наших пословиц, но со знаком вопроса. Как можно понять этот знак вопроса?
— Давайте выполним задание 1 и прочитаем текст про соль. Может быть, в нем мы найдем ответы на все наши вопросы.
— Что мы узнали про соль? Назовите главное.
— Что вы теперь думаете о знаке вопроса в теме? Можно ли сказать, что соль действительно ценилась очень высоко?
— Скажите, а нам стало понятно, почему соль так ценна. В чем ее значение? Как вы считаете?
— Основные гипотезы, которые далее необходимо проверить:
1) Без соли не может работать организм человека (краткая запись в рабочую тетрадь:
2) Без соли невкусно, неприятно есть пищу (пища невкусная) (краткая запись в тетрадь:
«Улучшает вкус пищи» ).
3) Без соли трудно сохранить пищу, она быстро портится (запись в тетрадь:
4) Соли было очень мало, ее привозили издалека, поэтому она была дорогой (запись в тетрадь: «Дорогой продукт»).
Учащиеся читают записанные на доске высказывания, отвечают на вопрос, строят предположения.
— Уважительно. Соль нужна. Соль дороже драгоценностей. Соль – это большая ценность.
— Это удивление, сомнение в том, что соль дороже золота.
— Читают текст про себя.
— Соль высоко ценилась людьми.
Гипотезы кратко записывают в тетрадь. Задание 2.
— смыслообразование (готовность преодолевать школьные затруднения, интерес к новому, стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность)
— экологическая культура: ценностное отношение к природному миру.
— определение последовательности действий;
— преобразование практическую задачу в познавательную.
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,
— уважение к другой точке зрения,
— учёт разных мнений и умение выразить свое.
Постановка цели урока.
Работа с информацией
— Итак, у нас разные версии, почему к соли было такое уважительное отношение, почему ее так ценили. Найти ответ на этот вопрос и будет целью нашего урока. Давайте запишем цель, выполнив задание 3.
Наша цель – объяснить, почему соль так ценна для человека.
— Записывают формулировку цели в задание 3.
— смыслообразование (развитие интереса к новым знаниям, стремление быть полезным обществу, познавательная мотивация, интерес к новому)
— формирование целостного, социально – ориентированного взгляда на мир,
— уважительного отношения к другому мнению.
— осознание своих действий,
— формирование познавательной активности;
— предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;
П. – поиск и выделение необходимой информации,
— умение делать предположения и обосновывать их, делать выводы, обобщения,
— построение речевого высказывания в устной форме,
— контроль и оценка процесса и результата деятельности.
— логические: осуществление поиска существенной информации из рассказа учителя, одноклассников.
— умение выражать четко свои мысли и обосновывать их,
— слушать и слышать речь других,
— готовность к сотрудничеству,
— взаимодействие с учителем и с одноклассниками,
-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,
— способность сохранять доброжелательность в ситуации конфликта интересов,
— адекватно реагировать на высказывание сверстников.
Определение границ знания и незнания.
— А теперь давайте посмотрим, что вы уже знаете и что нам нужно узнать сегодня на уроке для того, чтобы достичь нашей цели.
— Найдите в тетради задание 4. Для каждого вопроса задания есть два варианта ответа: «знаю» и «нужно узнать». Вам необходимо выбрать один из них и отметить его.
— Давайте вместе рассмотрим первый вопрос: «Что такое соль?» Мы знаем ответ на этот вопрос или его нужно узнать на уроке? Отметьте ответ «знаю». Дальше продолжайте работать самостоятельно.
— Скажите, на какие вопросы нам сегодня нужно найти ответы?
— Да, ответы на эти вопросы помогут нам понять, почему соль так ценится людьми.
Проверка в парах, проверка по эталону.
Дети выполняют задание
— Нужна ли соль организму человека?
– Сохраняет ли соль продукты и пищу?
– Легко ли добывать соль?
– Действительно ли пища без соли очень невкусная?
— Теперь нам нужно определить, что мы должны сегодня сделать на уроке, чтобы ответить на эти вопросы, то есть нам нужно составить план урока. Сначала потренируемся. В рабочей тетради есть материал для составления плана. Найдите задание 5. Прочитайте его. Что здесь дано?
— Ваша задача выбрать обязательные, без которых мы не сможем достичь нашей цели. Они станут пунктами плана урока. Зачеркните лишние пункты плана и расставьте оставшиеся пункты в нужном порядке.
— Выполняя задание, отвечайте себе на вопросы: с чего мы начнем? Что сделаем потом?
— Справились? Хорошо. Сейчас мы обсудим то, что у вас получилось. Но сначала я прошу вас сделать следующее: посмотрите на задание 6. Прочитайте его. Что вам нужно сделать? (Ответы детей.) Перепишите пункты вашего плана в нужном порядке в карточку.
— Теперь проверим, что у вас получилось в карточке. Какие пункты вы оставили? Почему выбрали именно такой порядок действий?
1. Распределить гипотезы между группами.
2. Познакомиться с информацией по своей гипотезе.
3. Установить, у каких гипотез есть подтверждения.
4. Ответить на вопрос: почему ценится соль?
— Теперь нужно проверить свой план. Прочитайте задание 7. Что вам нужно сделать? (Ответы детей.) Сравните свой план с тем, который я вывел на экран. Возьмите зеленую ручку и исправьте в тетради неточности. Если они есть, конечно!
— Читают задание, отвечают на вопрос.
— З аписаны разные действия, имеющие отношение к цели урока.
— Работают в тетрадях. Проверка, слайд.
— Работают в тетрадях, записывают план действий.
Зачитывают планы, обсуждают в группах.
Осуществляют проверку плана.
Работа по теме исследования в группах.
Работа с текстами, нахождение подтверждений и опровержений гипотезам.
— Мы составили план работы на сегодняшнем уроке. Результатом нашей работы будет ответ на вопрос, который мы поставили в начале урока, а поможет нам в этом таблица задания 8 на странице 3.
— Такую же таблицу я перенес на экран. В нее мы запишем всю важную информацию из текста по нашим предположениям гипотезам и поймем, какая из них подтверждается.
— Каким будет наш первый шаг? Что нам нужно сделать? Как нам лучше построить работу, чтобы достичь цели?
— Сначала поработаем все вместе с текстом 1 на странице 4. Сейчас мы работаем индивидуально. Прочитайте начало текста и скажите, к какой гипотезе его можно отнести.
— Теперь прочитайте текст еще раз и подчеркните зеленым карандашом информацию, которая подтверждает эту гипотезу, а красным – информацию, которая ее опровергает.
— Кто может сказать, что у получилось. Есть ли подтверждения гипотезы в тексте? А опровержения?
— Итак, у этой гипотезы есть и подтверждения, и опровержения. Давайте обратимся к нашей таблице задания 8. Посмотрите на столбец 3. Нам нужно ответить на вопрос, есть ли подтверждение у этой гипотезы. Даны три варианта ответа. В какую ячейку мы поставим «галочку»?
— Теперь мы переходим к групповой работе. Нам предстоит познакомиться еще с тремя текстами. С каждым текстом будут работать группа независимо друг от друга.
1 группа проверяет гипотезу, Может ли организм жить без соли?
2 группа – Как сохранить еду?
3 группа – Без соли не вкусно?
— Назовите всем, про что ваш текст. Какую гипотезу он проверяет? Запишите номер гипотезы в столбце 2.
— Сейчас каждый из вас самостоятельно читает текст и подчеркивает в нем информацию, которая подтверждает или опровергает гипотезу, зеленым и красным карандашами.
— Давайте рассмотрим факты, которые у нас есть, повнимательнее. Что важное вы заметили? Какие есть различия в информации?
— Что говорится про сохранение пищи. Ее можно сохранять с помощью соли, а можно – с помощью уксуса или холода, то есть соль можно…
— А если пища пресная, невкусная, соль необходима? Или ее тоже можно чем-то заменить?
— Это важная для нас информация, как вы считаете?
— Наш план учитывает то, что соль может быть незаменимой или заменимой?
— Разделимся на группы, будем работать с одним текстом, находить подтверждение свей гипотезе.
— Есть информация, которая подтверждает гипотезу, но она про прошлое. А сегодня соль стала дешевой, и эта информация опровергает предположение.
— Дети самостоятельно выполняют работу: читают свой текст и подчеркивают в нем информацию. Заносят ее в таблицу.
Коллективное обсуждение подтверждений.
— В некоторых случаях соль незаменима, а в других ее можно заменить чем-то другим.
— Выберите те пункты (или пункт), которые нужно добавить в план. Отметьте их.
— установить, чем можно заменить соль.
— определить, в каких случаях соль незаменима.
— найти отличия в гипотезах.
— Где нужно разместить новый пункт плана?
1. Распределить гипотезы между группами.
2. Познакомиться с информацией по своей гипотезе.
3. Установить, у каких гипотез есть подтверждения.
4. Определить, в каких случаях соль незаменима.
5. Ответить на вопрос: почему ценится соль?
— Работают в тетрадях, вносят изменения в план.
— Между 3 и 4 пунктом.
Дети новый пункт в свои планы не вносят.
Реализация нового пункта плана.
— Дети заполняют 4 колонку в задании 8, отмечают по своим гипотезам, чем можно заменить соль.
Работают в тетрадях.
— Посмотрите, наш план выполнен? Вернемся к нашей цели. В чем она состояла?
— Что же мы поняли? Мы знаем теперь ответ на этот вопрос?
— Но только ли на этот вопрос мы ответили? Что еще важного мы узнали про соль и ее ценность для человека?
— Мы теперь знаем, что соль ценна, в каких-то случаях ее можно заменить, а в каких-то нельзя. Соль ценится потому, что она необходима для организма человека. Ее требуется немного, в больших количествах она даже может приносить вред. Но совсем лишить организм соли категорически нельзя!
— Объяснить, в чем ценность соли для человека.
— Давайте теперь посмотрим, каких результатов каждый из вас достиг на этом уроке. Для этого найдите задание 12 и ответьте на три предложенных вопроса. Причем в первом и втором вопросах нужно выбрать только один вариант ответа и отметить его «галочкой», а в третьем вопросе – три варианта. Будьте внимательны.
— Дети отвечают на вопросы к заданию 12 в тетради.
Л. – самооценка (умение оценивать себя на основе критерия успешности.)
Р. –оценка (обобщение и коррекция своих знаний, оценка усвоенного)
П. – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
— рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результата деятельности;
К. умение выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли, выслушивать товарища.
— Молодцы! Отлично поработали и смогли сами себя оценить! Довольны ли вы сегодняшним уроком? Что вам понравилось больше всего? Что было трудно?
Отвечают на вопросы, обмениваются мнениями.
Прочитай текст. Какая информация для тебя стала новой?
Соль является минеральным природным веществом. Чаще всего она представляет собой кристаллы белого цвета разного размера. Соль выпаривают из воды (пищевая, морская соль) и добывают из недр земли (каменная соль).
Раньше соль подавали на стол в дорогих солонках, ее берегли. Наличие соли на столе было признаком достатка и благополучия. Великий путешественник Марко Поло, посетивший Китай более 700 лет назад, описал монеты из кристаллов соли, которые там использовались. Из – за высоких цен на соль происходили народные волнения, из – за запасов соли велись войны!
Сегодня соль имеется в каждом доме. Ее добавляют в пищу. Ее используют, когда готовят продукты для длительного хранения. Раствор соли применяют для лечения ангины, насморка и других заболеваний. Если человек долго не пил или чем-то отравился, ему дают пить подсоленную воду. В минеральной воде, которую рекомендуют пить в жару, тоже есть соль.
Поделиться солью и хлебом во все времена означало проявить дружелюбие. До сих пор охотники, уходя из таежного приюта, всегда оставляют для путников спички и соль. Когда хотят подчеркнуть силу дружбы людей, про них говорят: «Они вместе пуд соли съели».
Запиши предположения (гипотезы), которые нужно проверить на уроке.
В ЧЕМ ЦЕННОСТЬ СОЛИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА?
Отметь ˅, что ты уже знаешь по теме урока, а что нужно узнать.
Нужна ли соль организму человека?
Сохраняют ли с помощью соли продукты и пищу?
Где используют соль?
Легко ли добывать соль?
Действительно ли пища без соли очень невкусная?
Составь план действий: зачеркни лишнее и укажи цифрами правильный порядок.
Рассмотреть соль в микроскоп.
Познакомиться с информацией по своей гипотезе.
Установить, у каких гипотез есть подтверждение.
Распределить гипотезы между группами.
Узнать, что люди ценили так же высоко, как соль.
Оформи карточку: перепиши в нее пункты твоего плана в нужном порядке.
Найди в таблице строчку с названием текста вашей группы. Напиши номер гипотезы, которую вы будете проверять, во 2-й столбец. Прочитайте текст. Подчеркните в нем информацию, подтверждающую вашу гипотезу зеленым карандашом, а опровергающую – красным. Результат отмечай в таблице.
Пример заполнения таблицы задания 8.
Есть ли подтверждение
Дорого ли стоит соль?
Может ли организм жить без соли?
Без соли не вкусно?
Обсудите в группе подчеркнутую информацию. Примите общее решение: есть ли у вашей гипотезы подтверждение? Отметьте ˅ в 3-м столбце один из вариантов ответа.
Отметь ˅, что нужно добавить в план, чтобы он стал точнее.
Установить, чем можно заменить соль.
Определить, в каких случаях соль незаменима.
Найти отличия в гипотезах.
Вернитесь к таблице. Обсудите в группе: можно ли заменить соль в вашем случае? Заполните 4 столбец, записав «ДА или «НЕТ в него.
Оцени свою работу. Отметь ˅ нужный ответ для каждого пункта.
1. У меня составлен план:
было больше одной ошибки.
2. Нужную информацию в тексте:
мне удалось найти без труда;
мне удалось найти, но были затруднения;
мне не удалось найти.
3. Я сегодня учился (лась) трем важным умениям:
работать с текстом;
Пример работы с текстом по поиску информации,
подтверждающей и опровергающей гипотезу *
Как только люди узнали вкус соли, они стали ею очень дорожить. Места залежи соли быстро заселялись и делались собственностью какого-нибудь племени. Со всех сторон приходили туда люди, чтобы выменять соль на другие ценные вещи и продукты. Из-за мест, богатых солью, шла постоянная борьба между кочующими племенами.
Затем люди научились добывать соль. Ее выпаривали из морской воды или добывали в соляных шахтах. И то и другое было непростым делом! Соль доставалась большим трудом и ценилась высоко. Солевары пользовались почетом у населения.
Сегодня мало понятна поговорка: «Уйти с пира несолоно хлебавши», но раньше это было обычным делом.
Незнатного гостя кормили, но несоленой пищей. Солонка на пиру делила стол на две половины. «Выше соли» сидели члены семьи, почетные гости и рыцари, «ниже соли» – оруженосцы, еще не посвященные в рыцари, а также пажи и слуги.
* подтверждение гипотезы выделено курсивом, опровержение – подчеркнуто.
Тексты для задания 8.
Как только люди узнали вкус соли, они стали ею очень дорожить. Места залежи соли быстро заселялись и делались собственностью какого-нибудь племени. Со всех сторон приходили туда люди, чтобы выменять соль на другие ценные вещи и продукты. Из-за мест, богатых солью, шла постоянная борьба между кочующими племенами.
Затем люди научились получать соль. Её выпаривали из морской воды или добывали в соляных шахтах. И то и другое было непростым делом! Соль доставалась большим трудом и ценилась высоко. Солевары пользовались почётом у населения.
Сегодня мало понятна поговорка «уйти с пира несолоно хлебавши», но раньше это было обычным делом.
Соль резко подешевела около 100 лет назад, когда появились новые несложные технические способы её добычи. Соль из очень дорогого продукта стала одним из самых доступных. Сегодня она есть в каждом доме, и поговорки про соль нашим современникам уже мало о чём говорят.
МОЖЕТ ЛИ ОРГАНИЗМ ЖИТЬ БЕЗ СОЛИ?
Человек съедает в год 7-8 килограммов соли.
Соль ему необходима постоянно. Если лишить какое- либо животное или человека поваренной соли, то они умрут через несколько дней, несмотря на хорошее питание. В жарких странах соли требуется больше. В холодном климате потребление соли меньше. Вот почему продолжительное время без соли могут обходиться многие народы Севера, например чукчи или эскимосы.
Во время физической работы, занятий спортом потребность в соли увеличивается.
Соль входит в состав крови человека. Если количество соли в крови уменьшается, нарушается нормальная работа белков, а из них построен весь наш организм! Любое ухудшение свойств белков серьёзно отражается на здоровье.
Отправляясь в дальний путь, путешественники готовили себе специальную пищу: сильно солёные шарики сыра, солёное, тонко нарезанное мясо. Готовясь к длинной зиме, крестьяне заготавливали продукты впрок: солили овощи и даже фрукты в бочках, солили рыбу и сало. Благодаря этому люди могли долго сохранять пищу, путешествовать по морям, открывать новые земли. С запасами они не голодали долгой зимой, когда ничего не растёт на полях и в садах.
За это свойство люди всегда ценили соль. Но сохранять продукты можно и иначе, с помощью других способов. О них люди тоже знали и использовали очень давно. Например, мясо и овощи можно без соли высушивать на солнце или в печах. В сушёном виде продукты хранятся очень долго. А ещё многие используют уксус вместо соли: маринуют продукты. Они становятся острыми, но при этом хорошо хранятся.
БЕЗ СОЛИ НЕ ВКУСНО?
С тех пор как люди впервые посолили пищу, прошло около 10 тысяч лет.
Ещё первобытные люди солили пищу, когда обжаривали мясо или рыбу на углях. Сначала они заметили, что зола придаёт пище другой вкус, и стали просто посыпать готовое мясо большим количеством золы.
В сосуд, где варился суп, кидали раскалённые, покрытые золой камни. В те времена это было необходимо, потому что совсем без соли человек жить не может.
Дело в том, что соль усиливает вкус еды, и этот новый вкус многим людям нравится. Поэтому люди солят огурцы и капусту, рыбу и мясо, готовят специальные сильно солёные блюда. Хотя знают, что избыток соли вреден и даже опасен!