Гипносуггестивная терапия что это такое и последствия
Гипносуггестивная терапия что это такое и последствия
ДРУГИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОТЕРАПИИ
При наличии трех общепризнанных направлений в психотерапии, основывающихся на концепции личности, здоровья и болезни, а также на разработанных лечебных методиках, в широкой психотерапевтической практике используются методы, в основу которых положены главным образом технические приемы и условия проведения психотерапии. К ним прежде всего относятся гипнотерапия и семейная психотерапия.
Гипнотерапия — метод психотерапии, использующий гипнотическое состояние в лечебных целях.
История развития научных представлений о природе гипноза и методах его применения в медицине достаточно полно представлена в работах К.И.Платонова (1962), П.И.Буля (1974), В.Е.Рожнова (1985), A.Katzenstein (1971), L.Chertok (1992) и др. Ввиду того, что явления внушения и гипноза тесно переплетаются, может использоваться понятие «гипносуггестивная психотерапия».
Гипнотерапия у опытных специалистов находит применение в самых разных областях медицины — при различных заболеваниях нервной системы, в клинике психических расстройств, при болезнях внутренних органов, в акушерско-гинекологической практике, при хирургических вмешательствах и кожных заболеваниях. Противопоказаниями к гипнотерапии являются только бредовые формы психозов (особенно те случаи, когда больной считает, что его «загипнотизировали», и просит врача «разгипнотизировать» его) и гипноманические установки истерических личностей.
При использовании гипнотерапии приходится учитывать степень гипнабельности пациента, при отсутствии которой или низкой ее выраженности применение гипнотерапии проблематично (хотя некоторые авторы считают возможным развитие гипнабельности). Перед гипнотерапией необходимо проведение беседы для выяснения отношения больного к этому методу лечения и устранения возможных опасений.
После введения пациента в состояние гипноза произносятся формулы собственно лечебных внушений. Фразы должны быть короткими, понятными, наполненными смыслом и исключающими ятрогенное воздействие. Продолжительность одного сеанса гипнотерапии обычно составляет 15—30 мин. Количество сеансов колеблется от 1 до 15, что определяется характером болезненного состояния и терапевтической эффективностью гипнотерапии. Частота сеансов — от ежедневных до проводимых 1 раз в неделю. Иногда возникает необходимость повторного курса гипнотерапии спустя несколько недель или месяцев.
Основные осложнения при гипнотерапии — это потеря раппорта, истерические припадки, спонтанный сомнамбулизм, переход глубокого сомнамбулического гипноза в гипнотическую летаргию и др. Эти осложнения при спокойном поведении врача, понимании характера состояния и знании техники гипноза не приводят к серьезным последствиям. Причины неудач гипнотерапии иногда могут быть связаны с упорным применением врачом одной лишь гипнотерапии при игнорировании им общих психотерапевтических подходов, рациональной психотерапии, тренировочных приемов и других показанных в том или ином конкретном случае методов психотерапии.
Гипносуггестивная терапия
10) Гипносуггестивная терапия (греч. hypnos – сон; suggestio – намек, внушение). Гипноз или гипнотический транс (лат. trans – сквозь, через) – это, предположительно, состояние максимальной сосредоточенности внимания на чем-то одном в ущерб другим стимулам, которые не замечаются, их для индивида как бы не существует вовсе. Гипотеза о том, что гипноз – это состояние частичного сна, подтверждения не получила. В настоящее время гипнотический транс квалифицируется как состояние измененного сознания. В гипнотическом состоянии внушаемость и самовнушаемость значительно возрастают, пациент становится более способным принимать словесные терапевтические рекомендации.
Кроме того, в гипнотическом трансе отмечается блокада внешнего выражения чувств. Это дает возможность уменьшить влияние самоцензуры на психические процессы символизации аффективно заряженного травматического материала и тем самым понять его, «приблизиться» к нему. В измененном состоянии сознания пациент может исследовать и проработать возникающие образы и символы, исходя, например, из предложенных ему картин пещеры, луга и ручья (Leuner, 1969).
Подобный способ работы используют в методе лечения управляемой фантазией и музыкой (УФМ). В состоянии измененного сознания под специальную классическую музыку совершается «внутреннее путешествие». Когда играет музыка, пациент рассказывает о том, что он внутренне видит, чувствует и делает. Задача терапевта при этом – помочь ему раскрыться во время «путешествия», а затем осмыслить «увиденное».
Часто используемым вариантом гипнотерапии является метод самогипноза с последующим терапевтическим самовнушением.
Гипнотерапия временами применяется широко и всячески приветствуется, популяризируется, а затем в ней разочаровываются и она дискредитируется, и это происходит на протяжении последних 150 лет. Профессиональными психиатрами она используется постоянно, в основном в качестве симптоматического лечения, поскольку основных причин психиатрических расстройств она чаще всего устранить не способна. Противопоказанием к гипнотерапии являются психотические расстройства, поскольку она может стать причиной обострения психического расстройства. Кроме того, сам процесс погружения в гипнотический транс и пребывание в нем могут расшатать и без того неустойчивое психологическое равновесие индивида.
Столь неоднозначное отношение к гипнозу является одной из причин, почему гипнотерапия при лечении детей и подростков используется с осторожностью. Отмечают, что у детей редко достигается глубокая степень гипнотического погружения, а также характерна легкость потери раппорта (связи пациента и терапевта). Кроме того, дети чаще взрослых из гипнотического сна переходят в состояние физиологического сна. Общее побочное действие гипносуггестии у детей и подростков заключается в том, что некоторые из них (особенно девочки) легко привыкают к такому вниманию к себе и начинают стремиться к тому, чтобы их «лечили гипнозом».
Поэтому более предпочтительным у детей является психотерапевтическое внушение в бодрственном состоянии (Платонов К.И., 1957), а также использование косвенного («чрезпредметного» внушения, по В.М. Бехтереву) внушения через других лиц. Практикуется лечебное внушение и в предсонном состоянии – это могут делать сами родители по инструкции психотерапевта.
Иллюстрация суггестивной психотерапии в бодрствующем состоянии ребенка (Ковалев В.В., 1979): пятилетний С. стал свидетелем автомобильной катастрофы, после чего у него появился страх автомобилей, он боялся играть в своем дворе, мимо которого периодически проезжали автомобили. Родители мальчика обратились к психотерапевту; было решено провести 3–4 сеанса лечебного внушения в бодрствующем состоянии. Интервалы между сеансами составляли 3 дня, продолжительность каждого сеанса – 10–12 минут. Содержание внушения было примерно следующим.
«Прими удобную позу, ни о чем не думай, глаза не закрывай, дыши медленно и глубоко, слушай каждое слово врача. Ты чувствуешь себя спокойно, ничто тебя не беспокоит, не тревожит. Тебе хочется играть с ребятами во дворе, но страх мешает тебе это делать. Представь, что ты находишься у себя во дворе, что ты играешь с ребятами. Ты еще немного боишься, что вдруг во дворе проедет автомобиль, но это бывает редко. Ты все время представляешь свою игру во дворе, ты ничего уже не боишься, ты поборол свой страх, ты сильный, смелый и бесстрашный, как космонавт, как настоящий мужчина».
После третьего сеанса внушения состояние мальчика явно улучшилось, он уже без всяких опасений играл во дворе. Четвертый сеанс закрепил результаты проведенной психотерапии. Формула внушения была такой же, но с добавлением фраз, произносимых в будущем времени: «Ты всегда будешь сильным, смелым, ты никогда не будешь бояться автомобилей, ты будешь учить других, как быть смелым. А если у тебя когда-нибудь появится небольшой страх, ты вспомнишь все то, чему тебя учили во время лечебного внушения, и сможешь сам побороть свой страх». Катамнез спустя 5 лет показал стойкость полученного лечебного эффекта».
Гипносуггестивная терапия что это такое и последствия
PsyMedClinic
Отрицательные последствия (осложнения) гипнотерапии
Отрицательные последствия (осложнения) гипнотерапии
Традиционно широкое применение гипнотерапии в нашей стране психотерапевтами, а в последний период и неспециалистами в широких аудиториях в виде театрализованных представлений увеличивает число отрицательных эффектов гипнотерапии и требует знания хотя бы основных из них. Это тем более необходимо, что в современной отечественной литературе, за редким исключением (Рахманов В. М., 1991), они практически не описываются.
Одним из ярко выраженных отрицательных последствий гипнотерапии является гипномания. У лиц, подверженных этому, на фоне улучшения общего состояния возрастает чувствительность к гетерогенным внушениям. В дальнейшем гипнотерапия становится «желаемой», что свидетельствует о первых признаках гипномании. Прекращение сеанса вызывает ухудшение психического состояния пациента и характеризуется психологическим дискомфортом. Больные осознанно или неосознанно вновь хотят пережить гипнотическую эйфорию. После лечения, несмотря на отсутствие внушений, у них часто повторяются ощущения, вызываемые подобными сеансами.
В зависимости от тяжести протекания и формы проявления выделяют 3 степени гипномании:
I степень — легкая гипномания, гипнолептическая форма. Характеризуется сонливостью, дремотой в течение суток после сеанса. Это состояние усиливается при появлении гипнотизирующего, во время беседы с ним, но на данной стадии гипномании это наблюдается только по отношению к одному врачу. Критика сохранена, амнезия отсутствует.
II степень — гипномания средней тяжести. Больные находятся в глубоком гипнотическом состоянии и в конце лечения для дегипнотизации требуется индивидуальное внушение. После пробуждения пациенты заторможены, сонливы, порог слухо-зрительных, кожно-вибрационных и других раздражителей повышен. После сеанса они спят крепким сном в течение 3— 24 часов. В дальнейшем это состояние проходит, но либо с приходом врача, либо когда пациенту представляются его образ и связанные с ним ощущения, эти явления повторяются. У больных отсутствует критическое отношение к себе, своему поведению, они хотят снова испытать «гипнотическое» состояние. Напоминание или предупреждение об окончании курса лечения может вызвать отрицательную реакцию (слезы, ухудшение общего самочувствия). В этой стадии больные помнят происходящие вокруг них события; амнезия частичная либо отсутствует.
III степень — выраженная гипномания — подразделяется на две стадии. В первой стадии больные находятся в состоянии гипнотического сна длительное время — до 24 и более часов. Для пробуждения требуется индивидуальная дегипнотизация. После пробуждения больные без внушения вновь погружаются в гипнотическое состояние; в течение 12-24 часов могут наблюдаться легковыраженные вегетативные расстройства: плаксивость, дрожь, гиперемия кожных покровов, учащенное сердцебиение, дыхание характеризуется легким вдохом и глубоким выдохом; имеет место частичная или полная амнезия происходящих вокруг событий. В этой стадии у больных ухудшается и соматическое и психическое состояние, обостряются ранее имевшиеся функциональные расстройства. Одним из главных проявлений этой степени гипномании являются астения, гиперакузия, головная боль, чувство тяжести в голове. После пробуждения указанные явления у отдельных пациентов могут продолжаться в течение 6-7 дней и более. У перенесших нейроинфекции, черепно-мозговые травмы, у больных с невыраженными вестибулярными нарушениями последние могут усиливаться: появляется шаткая походка, они могут упасть. Больные с такой степенью гипномании нуждаются в постоянном наблюдении специалистов. Во второй стадии у больных резко выражено гипнотическое состояние, в котором они могут находиться в течение 1-3 и более суток. Проводимые для дегипнотизации внушения часто не дают положительных результатов, нередко пациентов вообще невозможно вывести из этого состояния. Насильственное (физическое) пробуждение приводит к резкому ухудшению как психического, так и соматического статуса. В этой стадии во время гипнотического состояния могут наблюдаться резко выраженные вегетативные явления: обильные потливость и мочеиспускание, гиперемия мышц шеи и лица, гиперкинезия, спазмы мышц гортани, нехватка воздуха, артериальная гипер- или гипотензия, учащенное сердцебиение и дыхание, непроизвольные движения рук, туловища, головы, полная амнезия. После дегипнотизации, как и в первой стадии, наблюдаются вегетативные и другие расстройства, однако они более выражены и острота их симптоматики может ввести в заблуждение, способствовать неправильной диагностике, потребовать срочного вмешательства врачей, в том числе и реаниматолога. Больные открывают глаза, смотрят на окружающих; отвечают на обращенную речь, хотя ответы могут быть и неадекватными. У неопытного специалиста эти явления не вызывают беспокойства, однако возможны тяжелые последствия (травмы и др.), так как ориентировка у пациентов ослаблена или отсутствует вообще, сознание сужено. После пробуждения они могут снова погрузиться в гипнотическое состояние. Вышеперечисленные явления иногда наблюдаются у этих больных на 5-й, 8-й и последующие дни после пробуждения, при этом некоторые из них могут ходить с открытыми глазами, участвовать в трудовой деятельности. Послегипнотическое состояние может соответствовать I степени гипномании, о которой речь шла выше. У больных со II и III степенью гипномании может наблюдаться фракционный сон, когда они сами просыпаются, просят есть, пить, ходят в туалет, а через некоторое время снова погружаются в сон без гипнотизации. Главное в подобных ситуациях — своевременно предотвратить возможные осложнения. Такие больные должны находиться под наблюдением специалистов до тех пор, пока полностью не выйдут из гипнотического состояния, примерно 6-9 дней и более.
Гипнофобия — навязчивые страхи, боязнь гипнотерапии. Встречается у лиц:
1) не подготовленных к гипнотерапии, которые боятся заснуть и не проснуться или же опасаются насмешек над ними;
2) с соматическими заболеваниями, у которых во время физиологического сна усиливаются приступы бронхиальной астмы, стенокардии и др.;
3) здоровых, наблюдавших у кого-либо ухудшения после гипнотерапии и испытывающих страх возникновения подобного состояния у себя;
4) не верящих в лечение и испытывающих подсознательный страх перед гипнотическим воздействием.
Гипнозофилия встречается в детском и подростковом возрасте.
У взрослых пациентов это явление довольно частое, особенно в случае, если они лечатся у авторитетного врача. Таким образом, они создают этому врачу определенную рекламу независимо от результатов лечения. Часто после успешного лечения больные годами стремятся поддерживать связь с врачом, направляют к нему своих знакомых, родных и т. д. Возможны отказ некоторых больных от адекватной медикаментозной терапии и настрой исключительно на гипноз, что и не показано, и может ухудшить общий результат лечения.
Одно из частых побочных нежелательных явлений гипнотерапии заключается в возникновении влечения к врачу как к лицу противоположного пола. Оно может проявляться в различных формах. Одни больные не таят своих чувств и ищут возможные способы сближения с врачом, другие, наоборот, скрывают свои чувства, в результате чего у них ухудшается состояние, нарушается сон. Это может быть следствием переносных реакций, а также неосознанным стремлением привлечь внимание врача. Некоторые больные с истерическим типом характера, добивающиеся к себе особого внимания со стороны врача, не достигнув цели, создают вокруг него нежелательную атмосферу компрометирующих его разговоров, сплетен (например, о сексуальных отношениях с ним). У примитивных шизоидных больных на этой почве может развиться психотическое состояние с полным отсутствием критического отношения.
Под влиянием гипнотерапии после пробуждения возможны повышение эмоционального фона и чрезмерная речевая активность. Это характерно для лиц с различными функциональными и органическими нарушениями (речи, слуха и т. д.), осложненными вторичными невротическими и неврозоподобными расстройствами.
Изменение поведения больного на противоположное (например, в межличностных отношениях). Врач настраивает пациента должным образом реагировать на внешние раздражители после достижения терапевтического эффекта, но окружающими (семьей, сослуживцами) такое поведение воспринимается как неадекватное, не поддерживается, что в итоге негативно отражается и на больном, и на близких.
Синдром отмены в конце курса лечения. Для него характерны возникающие в условиях прекращения психотерапии в зависимости от типа патологического процесса соматические, неврологические или психические расстройства. Отмечаются нарушения в аффективной сфере — тоска, тревожно-депрессивное состояние, тревога, напряженность, истерические высказывания, расстройство адаптационных механизмов, агрессия по отношению к родным и окружающим, нарушение внимания, в отдельных случаях — острое психотическое состояние. В формировании и тяжести психических нарушений при отмене гипнотерапии большую роль играют личностные особенности больных. Чаще клинические последствия, сопровождающие прекращение гипнотерапии, сочетаются с симптомами основных заболеваний.
Одним из последствий гипнотерапевтического воздействия является ухудшение состояния пациента, отдаленное по времени от лечения (в домашних условиях через 1-2 и более месяцев). Чаще всего это связано с необдуманным поведением больного или неадекватными рекомендациями врачей или тем и другим одновременно. Проявляется это по-разному. Например, пациент, поверив в дальнейшее улучшение состояния, без согласия врача отказывается от профилактического приема лекарств или позволяет себе чрезмерные физические нагрузки, что приводит к осложнениям, нередко тяжелым (гипертонический криз, инфаркт и др.).
В числе последствий гипнотерапии можно назвать и следующие.
Утрата раппорта: погруженный в гипноз перестает реагировать на речь психотерапевта и выполнять внушения. А. М. Свядощ (1982) указывает на осложнения, которые могут наблюдаться у больных истерией: в редких случаях гипнотический сон у них может перейти в истерический ступор. Вывести пациента из него можно либо энергичным внушением пробуждения, либо приуменьшением значения возникшего состояния: «Пусть спит, когда выспится — проснется!» У больных же истерией во время гипнотизации может произойти истерический припадок или сумеречное расстройство сознания. Чаще это бывает, если пациент внутренне сопротивляется лечению или если производимое внушение глубоко противоречит его стремлениям.
При возникновении побочных эффектов гипнотерапии целесообразна их дифференциальная диагностика со сходными соматическими и нервно-психическими расстройствами, немедленное прекращение гипнотерапевтических сеансов, проведение с целью их устранения корригирующей психотерапии с применением адекватных для каждого случая психотерапевтических и медикаментозных воздействий.
Следует подчеркнуть, что большинство описанных О. п. (о.) г. возникают вследствие недостаточной профессиональной компетентности гипнотерапевта.
Внушение ( суггестия)
С точки зрения психолога на основе той или иной теории личности складываются направления психотерапии ( психодинамическое, гуманистическое, когнитивно – бихевиоральное). Для врача, с его традиционным интересом к клиническому состоянию пациента, к изменению этого состояния в результате каких – либо действий психотерапевта, было достаточно естественным включать в классификацию психотерапии гипноз и внушение. В большинстве руководств по психотерапии, написанных врачами неизменно присутствовали главы, посвященные этим двум нередко взаимосвязанным между собой феноменам психотерапии.
Что же понимают под словами «внушение» и «гипноз» психотерапевты? Почему втечении нескольких столетий им уделялось такое внимание, возникали целые научные направления ( суггестология и гипнология) и существовали солидные теоретические школы ( сальпетриерская и нансийская )? Прежде всего попытаемся дать определения этим терминам.
Внушение может быть сделано в различных формах. Так выделяют вербальное внушение или внушение, вызванное с помощью слов; реальное внушение, вызванное каким –либо процессом или действием, невольное внушение ( Бехтерев В.М., 1908), возникающее при естественном общении одного человека с другим. Невольное внушение происходит незаметно для того, на кого оно действует, вследствии чего не вызывает с его стороны никакого сопротивления. Как правило, такое внушение действует медленно, но зато надежно закрепляется в психической сфере человека.
Внушение может быть сделано в различных формах. Так выделяют вербальное внушение или внушение, вызванное с помощью слов; реальное внушение, вызванное каким –либо процессом или действием, невольное внушение ( Бехтерев В.М., 1908), возникающее при естественном общении одного человека с другим. Невольное внушение происходит незаметно для того, на кого оно действует, вследствии чего не вызывает с его стороны никакого сопротивления. Как правило, такое внушение действует медленно, но зато надежно закрепляется в психической сфере человека.
Как уже указывалось ранее, внушение имеет особую силу если пациент находится в измененном состоянии сознания. Так, в частности, может быть достаточно эффективным постгипнотическое внушение, осуществляющееся во время гипнотической фазы и запечатлевающее у пациента виды поведения, которые реализуются в постгипнотическом периоде. В литературе описаны случаи реализации постгипнотического внушения спустя год и более ( Bernheim H., 1891). Постгипнотическое внушение может быть использовано для получении амнезии, в практике самогипноза, для гармонизации возвращения из гипнотического состояния на заключительной стадии гипноза. Наиболее часто использующимися приемами постгипнотического внушения являются: постгипнотическое моргание и “негативные галлюцинации”, характеризующиеся потерей ощущения реальности сенсорного впечатления или способности узнавать присутствие человека.
Если время выполнения внушения не уточняется, а обозначается лишь его срок, когда внушение должно осуществиться, то пациент самостоятельно и непроизвольно определяет время выполнения произведенного внушения. Представляет интерес внушение во время естественного сна ( Вяземский Н.В., 1903), при котором психотерапевт нашептывает определенные фразы пящему. Такое внушение обычно применяется при лечении детей, поскольку дети иногда разговаривают во время естественного сна, то с ними удается установить речевой контакт. Внушение во время естественного сна производится тихим голосом, внушающим тоном. Недостатком такого метода является сложность установления раппорта со спящим человеком, вследствие этого речевой контакт с ним легко утрачивается.
Несмотря на то, что термины «внушение» и «гипноз» в литературе, посвященной психотерапии часто стоят рядом, мы отдаем себе отчет в том, что одно из этих состяний не обязательно сопровождает другое. Гипноз (от греч. hypnos – сон) – это специфическое измененное состояние сознания, сопровождающееся особыми физиологическими проявлениями, повышеной, но избирательной воспримчивостью к внешним и внутренним психическим стимулам, изменением функций самоконтроля и самосознания. Внушение, как об этом уже говорилось выше, представляет из себя определенный процесс с определенным ожидаемым результатом, процесс в течении которого наблюдается снижение критики. В состоянии гипноза мы также встречаемся с изменением функции самоконтроля, но изменением обусловленным особым состоянием сознания. Для эффективного внушения необходимо состояние избирательной концентрации внимания и именно это состояние предоставляет гипноз.
Самовнушение (аутосуггестия) представляет собой внушение, направленное человеком на самого себя, на изменение своего психического состояния и функциональной активности своих органов и систем. Таким образом, субъект и объект внушения или суггестор и суггеренд, в данном случае объединяются в одном лице, совпадают. Самовнушение может привести к изменению саморегуляции, что в конечном итоге может индуцировать те или иные ощущения, представления, изменить концентрацию внимания, выраженность и направленность эмоциональных и вегетативных реакций, влиять на воспоминания и процесс мышления. Самовнушение может иметь позитивный и негативный характер. Чаще всего произвольное самовнушение достигается с помощью вербальных самоинструкций, представления определенных ситуаций, влияющих на изменение психического и физического состояния. На результативность самовнушения влияет особенность воображение человека, состояние аффективной сферы и, в частности, состояние напряженности, релаксации или астении. Непроизвольное самовнушение характеризуется уменьшением самоконтроля, сужением сознания, отсутствием критики к аффективно заряженным мыслям и образам. В ряде случаев, особенно имеющих отношение к психосоматическим расстройствам, самовнушение усугубляет патологическое функционирование различных органов и систем в результате т.н. натрогении – субъективного ожидания ухудшения своего состояния или возникновения определенных симптомов. Сознательное или самопроизвольное самовнушение оказывается действенным при правильном построении формулы суггестии – определенной последовательности нескольких простых, конкретных и понятных слов, отвечающих индивидуальным особенностям суггеренда, уровню его интеллектального развития, конкретным проявлениям заболевания и т.д. Условно формулу самовнушения можно сравнить с мессиджем – кратким и ярким лозунгом, отражающим суть всего того, о чем необходимо сообщить. Формула внушения обычно включает в себя определенные условия, облегчающие его реализацию и сроки того, что должно произойти. Простым примером произвольного самовнушения может быть вечернее внушение установки на утреннее пробуждение в определенное точно заданное время. Формула самовнушения должна соответствовать конкретной ситуации, данному случаю и произноситься «от своего имени, в утвердительной форме в настоящем, а не в будущем времени» (Бехтерев В.М.,1911). Следует отметить, что при гетероссугестии слова формулы внушения, как правило, имеют форму императивного сообщения о том, что именно уже произошло, в процессе же убеждения необходимо пользоваться такой формулой, которая ориентированна на изменения в будущем времени ( Платонов К.И., 1957). Самовнушение наиболее эффективно при частом и неоднократном повторении его формулы в одном и том же психическом состоянии и в определенное время. Период перед засыпанием и перед пробуждением, характеризующийся некоторой измененностью состояния сознания представляет собой наиболее оптимальное время для самовнушения. Для эффективного самопроизвольного самовнушения характерна осознанность и сосредоточенность в процессе повторения формулы аутосуггестии. Навыки самопроизвольного самовнушения можно усилить воспитанием воли, усиленной концентрацией мышления, различных релаксационных упражнений. К понятию «самовнушение» достаточно близко стоит термин «психическая саморегуляция», которая представляет собой определенную последовательность осознанных действий, направленных на достижение необходимого или заданного психического состояния и управления своей психической деятельностью. Психическая саморегуляция может достигаться с помощью различных методик самовнушения и самоубеждения, например систематической аутогенной тренировки
Различают несколько вариантов психической саморегуляции (Тимофеев В.И., 1995). Первая группа способов психической саморегуляции основана на представлении на внеситуативном замещающем образе сознания, в котором отсутствует целостное отражение процесса саморегуляции, но сохраняется отражение отдельных ощущений и несвязанных друг с другом внутренних характеристик различных модальностей: аутогенная тренировка, прогрессирующая мышечная релаксация, работа с субмодальностями в нейролингвистическом программировании. Вторая группа способов психической саморегуляции основана на представлении негативного события текущей жизненной ситуации в связи с собственном опытом другого, но позитивного жизненного события: методика программируемой психической саморегуляции Алиева ( 1990) – «ключ», технологии слияния якорей в нейролингвистическом программировании. Третья группа способов психической саморегуляции основана на построении образа жизненной ситуации в контексте других событий жизненного пути, т.е. осмысление ситуации в биографическом масштабе: техника изучения биографического времени личности Кроника ( 1989). Четвертая группа способов психической саморегуляции представляет собой построение образа жизненной ситуации в социально – историческом контексте, осмысление событий жизни с выходом за пределы личного биографического опыта, в исторический пространственно – временной масштаб. Психическая саморегуляция, направленная на повышение эмоционально – волевой устойчивости человека в напряженных и опасных для него ситуациях носит название эмоционально – волевой саморегуляции ( система приемов последовательного саморегулирования эмоциональной и волевой сферы, отражающейся на поведении человека). Человек с помощью самовнушения может входить в отчетливо измененное состояние сознания в этом случае можно говорить об аутогипнозе. Аутогипноз возможен в структуре аутогенной тренировки, различных форм медитации. Он может быть использован в различных целях, и, в частности, для устранения чувства боли, достижения определенных переживаний или для глубокой релаксации.
В случае спонтанного или направленного вхождения в измененное состояние сознания с отрицательными последствиями этого процесса говорят об отрицательном аутогипнозе.
На первом этапе аутогенной тренировки с помощью самовнушения вызывается ощущение тяжести в теле, достигается состояние релаксации – мышечного расслабления. В дальнейшем осуществляются самовнушения, направленные на тренировку различных функций организма. В процессе тренировки последовательно овладевают шестью упражнениями, причем обучение каждому из них занимает 10-14 дней, после этого желательно самостоятельно продолжать тренировку около 4-6 месяцев. На начальном этапе аутогенной медитации тренирующийся должен удерживать себя в состоянии аутогенного погружения длительное время – по часу и более. Во время такого переживания пассивной концентрации возникают различные визуальные феномены: тени, «простейшие формы», цветовые пятна и т.п. Дальнейшая подготовка состоит в научении вызывать и удерживать «пассивную концентрацию» при наличии раздражающих помех – яркого света, шума и т.п. Выделяется следующие упражнения аутогенной медитации: фиксация спонтанно возникающих цветовых представлений; вызывание определенных цветовых представлений, или «видение заданного цвета»; «визуализация конкретных предметов; сосредоточение на зрительном представлении абстрактных понятий; концентрация «пассивного внимания» на произвольно вызываемых эмоционально значимых ситуациях, в центре которых пациент видит себя; «ответ бессознательного» на вопросы пациента с помощью потока образов, позволяющих увидеть себя со стороны в разнообразных, в том числе и в стрессовых ситуациях.
Для проведения аутогенной тренировки предложены различные позы. Классические позы аутогенной тренировки, позволяют достичь полного расслабления, причем для лучшей сосредоточенности тренирующийся обычно закрывает глаза. При выполнении стандартных упражнений аутогенной тренировки обычно используются три позы:
Одной из методик аутосуггестии является техника, аутогенного отреагирования (Luthe W., 1969), представляющая собой эклектичный вариант аутогенной тренировки и психоанализа.
На первом этапе аутогенной тренировки с помощью самовнушения вызывается ощущение тяжести в теле, достигается состояние релаксации – мышечного расслабления. В дальнейшем осуществляются самовнушения, направленные на тренировку различных функций организма. В процессе тренировки последовательно овладевают шестью упражнениями, причем обучение каждому из них занимает 10-14 дней, после этого желательно самостоятельно продолжать тренировку около 4-6 месяцев. На начальном этапе аутогенной медитации тренирующийся должен удерживать себя в состоянии аутогенного погружения длительное время – по часу и более. Во время такого переживания пассивной концентрации возникают различные визуальные феномены: тени, «простейшие формы», цветовые пятна и т.п. Дальнейшая подготовка состоит в научении вызывать и удерживать «пассивную концентрацию» при наличии раздражающих помех – яркого света, шума и т.п. Выделяется следующие упражнения аутогенной медитации: фиксация спонтанно возникающих цветовых представлений; вызывание определенных цветовых представлений, или «видение заданного цвета»; «визуализация конкретных предметов; сосредоточение на зрительном представлении абстрактных понятий; концентрация «пассивного внимания» на произвольно вызываемых эмоционально значимых ситуациях, в центре которых пациент видит себя; «ответ бессознательного» на вопросы пациента с помощью потока образов, позволяющих увидеть себя со стороны в разнообразных, в том числе и в стрессовых ситуациях.
Для проведения аутогенной тренировки предложены различные позы. Классические позы аутогенной тренировки, позволяют достичь полного расслабления, причем для лучшей сосредоточенности тренирующийся обычно закрывает глаза.
При выполнении стандартных упражнений аутогенной тренировки обычно используются три позы:
Одной из методик аутосуггестии является техника, аутогенного отреагирования (Luthe W., 1969), представляющая собой эклектичный вариант аутогенной тренировки и психоанализа. Аутогенное отреагирование направленно на нейтрализацию негативных эмоциональных состояний пациента. Методика аутогенной нейтрализации предполагает неоднократное, повторное погружение в ту ситуацию, которая явилась причиной психической травмы. При нейтрализации психотерапевт соблюдает полную нейтральность, поскольку при терапевтическом процессе освобождается и вербализуется тот материал, который мешает нормальной психической жизни пациента. Аутогенная нейтрализации осуществляется при закрытых глазах пациента, причем задачей пациента становится рассказ обо всех проявляющихся в состоянии аутогенного расслабления сенсорных образов. Основными особенностями аутогенного отреагирования являются:
Психотерапевт, корректирующий мышление, установки и поведение пациента с помощью конкретных указаний или советов, работает в ключе директивной психотерапии. В процессе такого директивного воздействия он, как правило, настаивает на выполнении определенных заданий, нередко допуская гетеросуггетию.
С помощью словесного внушения можно вызвать гипнотический или внушенный сон ( Платонов К.И., 1962), его отличие от обычного сна заключается в том, что здесь сохраняется раппорт и состояние повышенной внушаемости пациента естественного сна является никтосуггестии. В данном случае первоначально проводится сеанс гипнотерапии или внушения с целью установления раппорта, а затем в ночное время при естественном сне пациент прослушивает суггестивную запись беседы психотерапевта.
В альтернативной медицине в большей степени, чем в ортодоксальном врачебном подходе используется т.н плацебо – эффект, также связанный с механизмами гетеросуггестии. Термином плацебо –эффект обозначают те изменения в физиологическом и психологическом состоянии пациента, которые вызваны приемом плацебо( «пустышка» ). Плацебо – эффект демонстрирует психотерапевтическое действие самого факта приема лекарства и применяется тогда, когда необходимо установить степень участия внушения в лечебном действии нового препарата. Те формы терапии, в которых на основании определенной теории определенные факторы преподносятся как терапевтические, но на самом деле ими не являются, в том смысле, в каком их считают лечебными и психотерапевт и его пациент называются неумышленным плацебо (Grunbaum A., 1993).
Для группы суггестивных методов терапии, направленных на перевоспитание пациента, Кретчмер предложил термин протрептика (Kretsckmer E.,1949). По его мнению, в протрептике должны использоваться насильственные упражнения, сильные сенсорные раздражители и вербальные стимулы, в частности: команды, решительные действия, болевые раздражители, активирующие осознанные желания. Механизм действия таких методов обусловлен древней филогенетической реакцией, которая переводит стереотипы онтогенетически старой гипобулической реакции в волевое, целенаправленное поведение.
Особый интерес к гетеросуггестии, характерный для конца Х1Х – начала ХХ века, привел к появлению большого количества методик психотерапии, основанных на эффектах гетеросуггестии. Ниже мы остановимся на некоторых из них, на наш взгляд, наиболее отчетливо иллюстрирующих эту страницу психотерапии.
Методика Бабинского была построена на эффекте неожиданности или внезапности внушения. В ходе ее выполнения психотерапевт спокойным тоном объяснял пациенту, что происходит в его организме, подчеркивая правильность функционирования его органов и систем. На фоне этой беседы внезапно громким голосом психотерапевт приказывал пациенту выполнять определенные действия, причем форма приказа носила оттенок раздражения, например: «Да проходи!», «Да скажи ты, наконец» и т.п. В ряде случаев для усиления суггестивного эффекта команда подкреплялась ударом болезненного фарадического тока.