Гипатия александрийская что открыла
Гипатия – история величайшего учёного древней Александрии
Женщина-философ – явление экзотическое. Так считали во времена Гипатии, в 300-400 годах нашей эры. Она выросла в семье одного из крупнейших учёных Александрии и превзошла своего отца; преподавала математику, астрономию и философию, была веротерпимой, чем привлекала студентов язычников, иудеев и христиан; выступала доверенным советником городских правителей и вошла в историю как величайший учёный древней Александрии. TED-Ed выпустил видеолекцию о Гипатии, о том, как её обвинили в чародействе и сделали учёного жертвой христианского фанатизма и изуверства.
История философа будоражила и до сих пор волнует умы людей искусства и науки. О ней писали Вольтер и Чарльз Кингсли, её именем назвали лунный кратер и астероид. В 2009 году режиссёр Алехандро Аменабар снял историческую драму «Агора», повествующую о судьбе Гипатии Александрийской. Фильм критиковали за исторические неточности, но многие детали из жизни этой личности до сих пор остаются в области дискуссий.
В городе Александрии в 415 году н. э. епископ и префект находились в состоянии борьбы. Всё началось с разногласий по поводу поведения ополчения монахов, а закончилось обвинением в чародействе, выдвинутом против одной из самых влиятельных фигур в городе.
Гипатия Александрийская была выдающимся математиком, философом и советником правителей города. За прошедшие столетия подробности её жизни стали предметом многочисленных споров и почти обрели мифический статус. Принято считать, что ни одно из собственных сочинений Гипатии не сохранилось, но рассказы современников и студентов о её работе и жизни рисуют картину качеств, которые сделали её известным учёным, любимым учителем и в итоге привели к гибели.
Гипатия родилась примерно в 355 году в Александрии, тогда входившей в состав египетской провинции Преторианской префектуры Востока Римской империи, и славившейся интеллектуальным центром. Её отец Теон Александрийский – греческий математик и астрономом; мать неизвестна. Вероятно, Гипатия была единственным ребёнком в семье, и Теон сам её воспитывал. Повзрослев, она превзошла своего отца как в математике, так и в философии, стала самым выдающимся учёным города и заняла его место во главе школы неоплатонизма Теона-Гипатии, похожей на современный университет. Она усовершенствовала научные инструменты, написала учебники по математике и разработала более эффективный метод деления чисел.
Но, пожалуй, самый значительный вклад в интеллектуальную жизнь Александрии она внесла благодаря своему учению.
Философия, которой обучала Гипатия, основывалась на наследиях Платона и Аристотеля, а также мистического философа Плотина и математика Пифагора. Объединение таких влиятельных идей сформировало школу под названием неоплатонизм. Для неоплатоников математика имела духовный аспект, разделённый между четырьмя ветвями – арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Эти предметы изучались не только ради любопытства или практической пользы, но и потому, что они подтверждали веру в то, что числа – священный язык Вселенной. В повторяющихся узорах алгебраических формул и геометрических фигур, орбитах планет и гармонических интервалах музыкальных тонов неоплатоники видели рациональную космическую силу в действии. Студенты углублялись в этот упорядоченный математический мир, чтобы достичь высшего единства с силой, что называют «Единое».
Гипатия считалась язычницей – традиционное римское верование до христианства – она не поклонялась никакому конкретному божеству или божествам, и её идеи могли применяться наряду с несколькими религиозными точками зрения. Иудейские, христианские и языческие студенты приезжали из самых дальних уголков империи, чтобы учиться у неё. Беспартийная среда, которую поддерживала Гипатия, где все студенты могли чувствовать себя комфортно, была особенно замечательной, учитывая религиозные и политические беспорядки, которые разрушали Александрию в то время.
Христианство недавно стало государственной религией империи. Местный архиепископ Кирилл неуклонно наращивал политическую власть, призывая ополчившихся ревностных христианских монахов разрушать языческие храмы и изводить иудейское население. Поступая таким образом, он посягнул на светскую власть римского префекта Ореста, который был умеренным христианином, что привело к ожесточенной общественной вражде между ними.
Поскольку Гипатия считалась мудрой и беспристрастной фигурой, префект Орест обратился к ней за советом, и она рекомендовала действовать честно и сдержанно. Но когда группа монахов спровоцировала бунт, сильно ранив при этом Ореста, он замучил их предводителя до смерти. Кирилл Александрийский и его последователи обвиняли Гипатию, заявив, что она занимается колдовством, чтобы обратить Ореста против христианства. В марте 415 года ополчившиеся монахи архиепископа схватили Гипатию на улице города и жестоко убили, расчленив тело.
Смерть Гипатии стала поворотным моментом в политике Александрии. После её убийства другие философы в греческой и римской традиции бежали, и роль города как образовательного центра уменьшилась. В самом деле, пытливый, открытый и беспристрастный дух, который она продвигала, умер вместе с Гипатией.
Почему ненавидели и боготворили женщину-философа древнего мира Гипатию Александрийскую
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Гипатия (Ипатия) родилась около 355 года н. э. и жила в процветающем интеллектуальном городе Александрии. Согласно некоторым источникам, благодаря воспитанию своего отца Теона, популярного математика и философа, она обладала необычайно блестящим умом и была чрезвычайно талантлива в математике, и совсем неудивительно, что в какой-то момент превзошла собственного отца в способностях.
К сожалению, как и у многих других писателей древнего мира, её работы в основном были потеряны во времени, поэтому восстановить то, что она могла написать, сложно. Известно лишь то, что некоторые из её работ включали комментарии к ряду важных мыслителей, включая Арифметику Диофанта, Альмагест Птолемея и работу Аполлония о конических структурах. Работа Диофанта, в частности, была очень продвинутой, состоящей из раннего предшественника более поздней арабской алгебры.
Имя Гипатии также несколько раз упоминается в связи с астрономией, в том числе в письме, в котором мимоходом указывается, что она научила одного из своих учеников создавать астролябию — инструмент, используемый для изучения небес.
В чём могли заключаться более философские учения Гипатии, к сожалению, не известно, но историки и учёные все как один твердят о том, что она была частью неоплатонической школы, которая доминировала в поздней античной философии. Эта школа рассматривала изучение математики, в частности, как важную интеллектуальную деятельность, которая может приблизить человека к божественному.
Неоплатоники объединили многие древние философии в одну традицию, и они очень сильно верили во всеохватывающее Божество, Единое, или первый принцип, который можно пережить посредством интенсивного созерцания. После смерти Гипатии Александрия приобрела отличную репутацию благодаря своим философам-неоплатоникам, и, похоже, эту тенденцию запустила сама Гипатия.
К тому времени, когда она достигла совершеннолетия, уважаемая женщина-философ управляла своей собственной школой, обучая некоторых из лучших и самых ярких умов со всей империи. Преподаватели в крупных интеллектуальных центрах, таких как Александрия, часто соревновались за студентов из аристократической элиты Рима, которые получали философское образование, прежде чем начать карьеру.
Гипатия Александрийская была одним из этих уважаемых и престижных учителей. Ею восхищались её ученики, и она была популярной фигурой в своём местном сообществе, которая, по-видимому, время от времени читала публичные лекции.
Ипатия, вероятно, самая известная из женщин-философов древнего мира, из-за её шокирующей смерти. Стоит также отметить тот факт, что она была не единственной женщиной, преподававшей философию в Римской империи. Гипатия была частью давней традиции, унаследованной от классической Греции, в которой некоторые философские школы принимали учениц и учителей женского пола. Платон, в частности, утверждал в своей Республике, что если бы женщинам и мужчинам можно было дать одинаковое образование, они оба могли бы играть одинаковые роли в своём сообществе.
Он находился под сильным влиянием одного из своих предшественников, греческого философа досократического периода Пифагора. Пифагор создал своего рода философскую коммуну, в которую входили как мужчины, так и женщины, получившие образование в области философии, математики и музыки.
Пифагорейство было чрезвычайно популярно в течение многих веков, и пифагорейские группы были распространены во всём греческом и римском мире. Собственная философская школа Гипатии, неоплатонизм, довольно комфортно сочетала учения как Платона, так и Пифагора, и она является одной из нескольких женщин-философов, известных в рамках этой традиции.
К несчастью для Гипатии, она жила в переходный период между классическим миром и ранним Средневековьем, в то время, когда представления о философии и религии менялись очень быстро. Хотя в Римской империи были христианские императоры со времён Константина I, при жизни Ипатии император Феодосий I приложил немалые усилия, чтобы искоренить нехристианские религии.
К 392 году н. э. Феодосий обнародовал ряд антиязыческих указов, исключив языческие религиозные праздники из календаря, запретив людям приносить жертвы в храмах или даже проходить через них, а также распустив весталок — всё в согласованных усилиях по укреплению православия.
Родной город Гипатии Александрия особенно сильно пострадал от религиозных конфликтов, возникших в результате этого подавления. Храмы вскоре были заброшены или превращены в церкви, и те, кто боялся потенциально демонической силы языческих образов, принялись уничтожать статуи, отрубая руки, ноги и носы древним произведениям искусства по всему Египту. Многие язычники не восприняли эти акты осквернения легкомысленно, и в Александрии вскоре вспыхнули беспорядки между христианами и язычниками.
Одна группа особо преданных язычников создала для себя оплот в храме Сераписа, важном здании в Александрии, в котором находилась одна из главных городских библиотек. Но когда император узнал о конфликте, он приказал язычникам покинуть свои позиции в Серапеуме, позволив разъярённой христианской толпе разгромить это место.
Несмотря на рост насилия в её городе, в начале её жизни не было очевидно, что Гипатия, скорее всего, станет жертвой каких-либо агрессивных действий. Философия попала в серую зону для многих христиан, поскольку она охватывала множество тем, и она долгое время была основой высшего образования для богатых людей.
В то время как Ипатия была язычницей, она, похоже, вполне комфортно общалась с растущей христианской элитой в своём городе. Неоплатоническая философия Гипатии была чрезвычайно популярна в Поздней Античности, и в то время, как некоторые неоплатоники вкладывали значительные средства в языческие ритуалы и даже магию (теургию), другие полностью сосредоточились на абстрактной форме теологии, которая была далека от традиционного язычества.
Эта форма неоплатонизма имела много точек соприкосновения с христианской мыслью. Например, сама Ипатия оставалась целомудренной на протяжении всей своей жизни, скорее всего, в рамках своего неприятия материального мира, который, как полагали многие неоплатоники и христиане, мог отвлечь человечество от связи с божественным.
Невыразимое всеобъемлющее божество, в которое верили неоплатоники, также легко можно было отождествить с христианским Богом. Неоплатонизм оказал огромное влияние на раннехристианскую церковь, особенно через фигуру святого Августина Гиппонского (Аврелий), который использовал неоплатонические идеи для интерпретации христианской догмы.
Когда она начала преподавать в конце IV века н. э., многие люди не видели противоречия между изучением классической философии и тем, чтобы быть христианином, ко всему прочему, некоторые из учеников Гипатии сами были христианами. Один из ключевых её учеников был Синезий, который, став епископом в соседней Птолемаиде, до конца своей жизни продолжал писать мистические тексты, в которых довольно комфортно смешивались языческая философия и христианские идеи.
К счастью для историков, сохранилось сто пятьдесят шесть писем, написанных Синезием, и некоторые из них были написаны самой Гипатии. В своих письмах он очень ясно даёт понять, что Ипатия и её круг учеников, как язычников, так и христиан, оставались хорошими друзьями и поддерживали связь друг с другом до конца своих дней. Но в то время как Гипатия пользовалась вниманием элиты в своём городе, как языческой, так и христианской, постоянно растущая группа религиозных боевиков скоро начнёт осуждать её школу, и их собирался мобилизовать безжалостный христианский епископ.
Ипатия не испытывала на себе всей тяжести религиозных потрясений в своём городе, пока старый епископ Александрии Феофил не умер в 413 году н. э. Вскоре его сменил гораздо более радикальный проповедник, епископ Кирилл, чьи выборы были омрачены грязной политикой и подстрекательством местного сброда. Кирилла позже сделали святым и церковным врачом, но он был крайне неприятным персонажем. После своего избрания Кирилл был полон решимости использовать радикальные элементы своей собственной паствы, чтобы сеять смуту и получить политическую власть для себя.
В Александрии было очень большое христианское население, но она также была чрезвычайно космополитичной, и новый епископ стремился использовать христианские предрассудки, чтобы стать более популярным. Он начал с того, что нацелился на еретиков-христиан-новациан, крупную неортодоксальную христианскую секту в Александрии, которые были изгнаны из своих церквей, и вскоре он выбрал ещё более крупную цель: огромное и многовековое еврейское население Александрии. Одного из агентов Кирилла вскоре обвинили в том, что он вызвал беспорядки среди толпы александрийских евреев, и он был без суда арестован и казнён римским префектом, человеком по имени Орест, начав вражду между двумя мужчинами.
Орест, как и многие другие местные вельможи, был близким другом Ипатии, что впоследствии грозило ей серьёзными неприятностями. Префект пытался навести порядок в городе, но ситуация вскоре вышла из-под контроля. После того, как группа евреев жестоко отомстила некоторым местным христианам, Кирилл смог полностью изгнать евреев из Александрии с помощью разъярённой толпы, полностью подорвав власть разъярённого Ореста.
Он написал императору, чтобы пожаловаться на беспокойного епископа, но так и не получил ответа. Худшими и самыми жестокими сторонниками Кирилла были радикальные нитрийские монахи из египетской пустыни и христианские параболаны, группа, которая должна была исцелять больных и помогать общине, но, похоже, больше интересовалась терроризированием местного населения.
Вражда Ореста с епископом не принесла ему пользы, и вскоре некоторые из монахов Кирилла действительно напали на префекта на улицах, бросив камень ему в голову и обвинив его в том, что он язычник и идолопоклонник. Человек, бросивший камень, монах по имени Аммоний, позже был арестован и убит, что побудило Кирилла провозгласить его мучеником. Поскольку эта напряжённая ситуация продолжала опасно обостряться, Сирил и его банда обратили своё внимание на подругу Ореста, Гипатию.
Убийство Ипатии не было прямым религиозным конфликтом, скорее это была битва за власть между соперничающими высокопоставленными лицами. К этому моменту она была уже старухой, и ей было бы за шестьдесят, когда она умерла, но, тем не менее, Гипатия всё ещё казалась угрозой в глазах Сирила. Она была не только связана с префектом, но и лично пользовалась огромной популярностью. Один из источников рассказывает, что Сирил пришёл в ярость, увидев толпы людей, собравшихся послушать речь Ипатии, и решил разрушить её репутацию.
В великом случае предзнаменования, которое задало тон обращению христианской Европы с женщинами в Средние века и за его пределами, знания и влияние Ипатии вскоре были заклеймены как колдовство. Этот слух будет повторён столетия спустя одним средневековым летописцем.
Трудно сказать, сам ли Кирилл пустил этот слух, но вскоре сторонники Кирилла начали шептаться, что власть Ипатии над людьми была результатом колдовства, и для некоторых христиан в то время это было чрезвычайно серьёзным обвинением. Вскоре группа христианских боевиков, возглавляемая церковным чтецом по имени Пётр, взяла на себя смелость интерпретировать Священные Писания буквально. Толпа нашла Ипатию на улицах Александрии и стащила её с колесницы.
В наше время она стала одновременно и иконой феминизма, и антихристианским символом.
К XVIII веку её история была с энтузиазмом подхвачена философами просвещения, такими как Вольтер, которые всё больше отвергали христианскую религию. А в XIX веке в бестселлере «Гипатия», написанном антикатоликом Чарльзом Кингсли, Гипатия использовалась как символ грубого проступка христианской церкви. В более современных примерах она часто использовалась как символ светского мышления.
Безусловно, самое известное изображение Гипатии взято из блокбастера 2009 года «Agora» режиссёра Алехандро Аменабара с блестящей Рейчел Вайс в роли легендарной женщины-философа. Фильм обыгрывает факты из жизни Гипатии, чтобы создать занимательное повествование, но он заслуживает похвалы как за сюжет, так и за изображение позднего периода римской истории на большом экране, что делалось очень редко. Тем не менее, повествование фильма превращает Гипатию в совершенно современного героя, которым она не была.
В какой-то момент фильма один из членов Александрийского совета заявляет, что они не должны слушать наглую женщину-философа, потому что она ни во что не верит. На самом деле, как неоплатоник, Гипатия имела глубокие духовные убеждения. Целью философов-неоплатоников в позднеримский период было достижение единения с Богом посредством философского созерцания и интеллектуальных усилий. Для Гипатии разум и религия были неразделимы.
Гипатия стала жертвой растущего и уродливого явления, крайне нетерпимого течения христианской религии, которое станет заметным на протяжении всего Средневековья. В конечном счёте она была убита, потому что была влиятельной личностью, женщиной и мыслителем, которая встала на пути жаждущего власти человека, готового использовать толпу ненависти, подпитываемую суевериями.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Прекрасная Гипатия: трагическая судьба женщины-ученого
Это были «времена больших перемен» – античный греко-римский мир рушился, а его место занимал мир христианский, тогда очень мало почитавший блестящую культуру «язычников» – уничтожались храмы и статуи, сжигались бесценные книги.
Высокой культурой, старинными, восходящими к Евклиду, научными традициями, а также знаменитой библиотекой славилась тогдашняя Александрия, где после упадка Афинской школы формировалась международная среда интеллектуалов со всех сторон света – философов, математиков, риторов, теологов. Женщин среди них не было. Гипатия Александрийская – случай исключительный.
Она была дочерью Теона Математика, известного астронома и механика, от которого получила первые знания в точных науках. Мать ее умерла при родах, и девочка жила с отцом в Александрийском «Мусейоне» («Храм и святилище муз») – одном из культурных центров античного мира. Рядом находилась богатая Александрийская библиотека, основанная и собранная наследниками Александра Македонского, где когда-то работали Евклид, Аполлоний Пергамский, Клавдий Птолемей…
Гипатия довольно рано проявила интерес к книгам и наукам. С увлечением занималась геометрией, наблюдала в звездные ночи небо. Девочка отличалась удивительной сообразительностью и способностью к наукам, обнаружив поразительные успехи в геометрии и астрономии, и… вскоре дочь превзошла в них отца – слава Гипатии затмила славу Теона, как считали современники, она была по природе «талантливее и утонченнее отца».
Она обогатила науки такими понятиями, как гипербола, парабола, эллипс.
Вдобавок к этому, у нее был талант к механике, она могла сама делать мудреные приборы для астрономических измерений. Синезий, епископ Птолемея, ее преданный друг, просил помощи Гипатии в конструировании астролябии и гироскопа, которые в ходу были на кораблях аж до семнадцатого века.
Ее изобретениями пользовался Коперник при расчетах времени восхода и захода светил. А когда мы хотим выверить горизонтальную поверхность, то используем придуманный Гипатией пузырьковый уровень.
Девушка поражала современников своей разносторонностью: занимаясь и обучая других математике, что включало арифметику, геометрию и «вершину знаний» астрономию, она с не меньшим блеском рассказывала ученикам о Гомере, о греческих скульпторах, о драматургах и трагиках. Не была забыта также и музыка. Но свою основную задачу видела она в раскрытии «тайны бытия».
Широта интересов, удивительная работоспособность, острота ума, глубокое понимание Платона и Аристотеля снискали Гипатии уважение мудрецов Мусейона. В спорах и диспутах она затмевала всех проповедников христианских доктрин в Северном Египте. «Учить людей верить в суеверия – самое чудовищное и преступное дело», – говорила она.
Философские лекции девушка читала всем желающим, независимо от веры или страны. Уже в 390 году (ей было тогда 20 лет) вокруг Гипатии образовалась постоянная философская «академия». Особенно любила она излагать и толковать сочинения Платона, приучая своих слушателей относиться к философии как к «самой непоколебимой из всех непоколебимых вещей».
Ее называли умнейшей, скромнейшей и лучшей из философов. А она повторяла и повторяла: «Сохраняй свое право на размышление – мыслить неправильно лучше, чем не думать совсем».
Современники Гипатии отметили, что «в споре она была быстра и изобретательна, а в любом деле – известна своим благоразумием и гражданской добродетелью». А также скромностью – она всю свою жизнь носила, как того требует звание философа, поношенный плащ, и, вопреки обычаю, появлялась на улицах Александрии без сопровождения. Многие ученые видят в Гипатии символ погибающей эллинской культуры, последнее воплощение «духа Платона и тела Афродиты».
Посещение дома Гипатии вошло в Александрии в моду, стало эмблемой образованности и утонченности; вокруг нее собирался весь цвет ученой Александрии. Сам префект-христианин нередко бывал ее гостем. И это тогда, когда христианские императоры Го-норий и Феодосий II издали специальный закон, запрещающий занятия математикой и астрономией.
Во многом помогал своей наставнице в научных опытах лучший из ее учеников афинянин Полисфен. Их сближало родство душ, общность взглядов на мир и преданность делу служения Истине. Их отношения вскоре переросли в мощный союз, где, дополняя друг друга, они создавали ту особую атмосферу, в которой рождались новые философские, астрологические и научные труды.
Рафаэль Санти «Афинская школа».
Фрагмент картины. Гипатия.
Тем временем христианство в Александрии продолжало бороться с язычеством. В 391 году разъяренная толпа под руководством епископа александрийского Феофила, прозванного в народе «христианским фараоном», ворвалась в Мусейон. Варвары всех времен и народов первым делом уничтожали источники знаний. Был разрушен и разграблен прекраснейший языческий храм – Серапетум и «заодно» находившаяся неподалеку Александрийская библиотека.
Испуганный Теон запер дочь в доме, чтобы та не поспешила на бесполезную защиту обители знаний. Гипатия долго не могла вернуться к обычной жизни, носила траур, а сняв его, ушла в науку так, как другие уходят в монастырь, целиком и полностью посвятив себя математике, астрономии, механике, философии. Умирая, Теон попросил дочь не вмешиваться в религиозные и политические распри, которые только отнимают время от науки и обучения.
Епископу Феофилу, разорившему александрийскую библиотеку и забравшему себе ее ценности, этого было мало. Был принят закон, предписывающий всем математикам, которых причисляли к астрологам, отречься от богопротивных взглядов и покаяться.
На смену Феофилу пришел Кирилл Александрийский, который фактически правил Александрией. Когда-то и он слушал лекции Гипатии.
Подосланные Кириллом люди разгромили дом Гипатии.
Она переселилась к друзьям и продолжала свои занятия. Долгое время, хотя Гипатия не приняла христианства и осталась верной старым богам, ее не трогали – ведь это была «слава города». Но однажды она позволила себе указать в публичной лекции, собравшей огромное количество слушателей, на то, что Кирилл ложно толкует Платона. Узнав об этом, епископ якобы сказал евангельскими словами: «Смоковницу, не приносящую доброго плода, срубают и бросают в огонь», и натравил религиозных фанатиков на «соперницу». Гипатию затащили в христианский храм и там до смерти побили камнями. Останки сожгли на костре… А с ней угасла и неоплатоническая школа Александрии. Многие ее ученики были убиты, оставшиеся в живых покинули город – так произошел упадок Александрии, как образовательного и научного центра.
После вероломного убийства Гипатии Полисфен пережил сильнейшую духовную драму, однако потеря близкого человека не сломила его. Он стал ярым популяризатором идей своего учителя, а через два года сам погиб от кинжала одного из убийц наставницы. В книге «Под звездами Александрии», написанной незадолго до смерти и посвященной любимой, можем прочитать у Полисфена чудесные строки:
«В темной синеве расступившихся облаков я увидел алмазное скопление плеяд, которое украшала самая яркая звезда на небосклоне. Ее луч вдруг коснулся моего сердца, и я с трепетом ощутил ту великую силу, которая, не умирая в веках, будет проливать на землян чудесные дары красоты, учености и героизма».
В новые времена ученые назвали именем Гипатии кратер на Луне.
Публикация подготовлена на основе статьи Н.Логиновой «Гипатия Александрийская: «Мыслить неправильно лучше, чем не думать совсем», опубликованной в Российской Философской газете.