Гештальт педагогика что это

Тезисы о гештальт-педагогике

Автор: Рейнгард Фюр

Рейнгард Фюр – доктор педагогических наук, руководитель дидактических общешкольных исследований, доцент Геттингенского Университета, в качестве дополнительного образования окончил курс гештальт-терапии и гештальт-педагогики.

В связи с интенсивным развитием гештальт-педагогики в России (мы используем гештальт-подход при психологическом тренинге учителей и школьных психологов начиная с 1989 года, свыше 1000 учителей из разных инновационных образовательных учреждений обнаружили интерес к концептуальным представлениям гештальта и его прикладным аспектам), краткое изложение ее базовых принципов и содержания гештальт-педагогической подготовки педагогов может оказаться полезным для всех, кто интересуется применением гештальт-подхода в образовании.

Гештальт-педагогика – гештальт-философски и гештальт-терапевтически обоснованная практика в педагогической области: основные сферы как например, школьные занятия во всех формах; подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогов; общинная и общественная работа; работа с учебными группами в различных контекстах.

Каждый раз для специфического контекста для ситуации и деятельности гештальт-педагоги дополнительно привлекают релевантные своей практической сфере понятия и методы в той мере, насколько они совместимы с основными положениями гештальт-философии и гештальт-терапии.

Основные принципы философии и теории гештальт-терапии [1].

– Учение понимается как процесс контакта на границе живой и автономной системы в поле “организм / среда”. Этот процесс контакта может быть представлен в идее циклического движения “фигура – фон” со всеми прерываниями и нарушениями. – Знание и познание рассматриваются не как объективно данные, когда речь идет об их усвоении, а как творческий созидательный акт индивида или группы в процессе контакта.

– Учащийся рассматривается как живой целостный организм, чей процесс контакта поддерживается следующими функциями Я: Оно, Эго, функцией персона. Поддерживающие функции Я формируются чередований влияний различного рода: индивидуальной биографии, социальных, культурных и экономических условий и приспосабливаются к возникающим новым ситуациям лучшим или худшим образом.

– Цель учебного процесса – это эволюция “живого” в поле “организм / среда” посредством порождения порождение многообразия, посредством чередования хаоса и порядка, а также путем разрушения старого и складывания нового.

Принципы организации оформления и рефлексии гештальт-педагогической практики:

– Гештальт-педагогическая практика складывается как диалектическая смена сознательного опыта теоретической рефлексии (саморефлексии). Теоретически и субъективно проводимое связывание всех учебных содержаний и всего опыта в учебном процессе в каждом случае придает смысл вышеуказанному контексту (истории жизни, культурным, институциональным, политическим ситуациям).

– Гештальт-терапевтические действия и размышления концентрируются на структурах и образцах, которые выражаются во взаимосвязи в поле организм – среда и подвержены историческому изменению. Эти структуры и образцы становятся доступными и развиваются посредством тем и заданий, а также посредством сознательного опыта в ходе учебного процесса и его (само-) рефлексии.

Гештальт-педагогическая подготовка и повышение квалификации.

Оба этих процесса концентрируются на “личностном образовании” (формировании) педагогов и на их профессиональном анализировании.

Личностно-образовательные аспекты подготовки и повышении квалификации заключаются, наряду с общим, основополагающим гештальт-терапевтическим внутренним опытом человека (Selbsterfahrung), прежде всего, в следующем:

– наработка собственной истории учения: в особенности важным является отношение к авторитетам и образовательным учреждениям, стимулирование/угнетение собственного творческого потенциала и спонтанности.

– работа с близостью и дистанцией, симпатией и антипатией, а также с предрассудками против других людей, деловых сфер и вещей.

– осознание и расширение собственных возможностей в принятии критики и одобрении, а также возможностей самому критиковать и одобрять.

– осознание и дальнейшее развитие собственных образцов поведения при общении с хаосом и порядком, с невероятными ситуациями, кризисами и конфликтами.

– осознание и расширение возможностей быть видным в учебной группе как личность и оберегать это.

– сознание, выходящее за пределы собственных учебных возможностей и препятствий и субъективного предпочтительного стиля учения.

– сознание, выходящее за пределы собственных учебных возможностей и препятствий и субъективного предпочтительного стиля учения.

Профессиональные аспекты подготовки и повышения квалификации включают – наряду с общепедагогическими способностями – прежде всего следующие способности и трудности:

– брать на себя функции руководителя и справляться с ними; тем самым затрагивается проблематика идентичности педагога в определенной ролевой функции, в учрежденческой и политической взаимосвязи (“компетенция в руководстве”).

– вступать в более долгосрочные педагогические связи, сохранять и формировать их (“компетенция в отношениях”).

– воспринимать и понятийно определять групповой процесс и процесс каждого в группе (включая себя самого) (“компетенция в групповой динамике”).

– планировать и структурировать учебный процесс группы и каждого в отдельности посредством формулирования целей и задач, посредством временного и пространственного оформления, посредством применения различных, приспособленных для тематики и контекста методов изображения и работы, а также посредством проверки и подведения итогов учебных результатов. (“дидактическая компетенция”).

– оценивать готовность и возможности участника целостно отвечать на требования учебного процесса; поддерживать этого человека в его готовности и способностях соразмерно его потребности в этом, вместо того, чтобы превышать или принижать требования.

– консультировать группу и отдельного человека, в особенности, принимая во внимание дополнительную, вспомогательную или дальнейшую учебную деятельность (“педагогическая консультационная компетенция”).

Пограничные области с другими сферами применения гештальта.

Гештальт-педагогика имеет самобытную сферу задач в организации и творческом формировании учебного процесса для группы и каждого в отдельности. Гештальт-педагогика граничит, с одной стороны, с областью терапевтических задач, которая охватывает совокупность специальных аспектов биографического углубления (например, наработка индивидуальной и специфической для поколений жизненной истории), с другой стороны, – с консультированием, где проясняются проблемы и затруднения отдельного человека и учебный процесс соотносится с условиями в поле среды, где предоставляется уже готовая информация. Благодаря использованию запаса знаний – также развиваемых в педагогических традициях – гештальт-педагогика может оказывать плодотворное влияние на терапию и консультирование и наоборот (напр. руководство по рефлексии общего учебного процесса, по сбору и переработке информации, по использованию самобытных возможностей, по выявлению препятствий к обучению etc.), а также быть действенным против вызванной школьными и аналогичными школьным стрессовыми ситуациями невротизации учащихся.

[1] Приминительно к базовым педагогическим понятиям (прим. ред.)

Источник

Глава 5. Гештальт-педагогика и социо-гештальт

Глава 5. Гештальт-педагогика и социо-гештальт

Гештальт в повседневной жизни

В предыдущих главах мы прежде всего рассматривали терапевтические аспекты Гештальта. В действительности же, исторически, гештальт-терапия родилась как попытка ревизии психоанализа, и первые американские гештальтисты (Фриц и Лора Перлз, Поль Гудман, Джим Симкин, Изадор Фром, Ирвин и Мириам Польстеры, Джозеф Зинкер и др.) использовали его на практике прежде всего в форме индивидуальной психотерапии (одна или несколько сессий в неделю, продолжительностью около одного часа, один на один с терапевтом). Первыми группами опять же были дидактические демонстрационные и подготовительные группы. Вслед за этими группами только в середине 60-х годов распространились единичные группы, затем постоянные группы терапии и еще намного позже группы, включенные в образовательные, социальные и медицинские учреждения и в предприятия, и даже в общественную социальную жизнь (гештальт-киббуц).

На сегодня нетерапевтическое применение Гештальта многократно возросло, будь то в США, в Германии, России или во Франции. Приведем только некоторые, произвольно выбранные, примеры: частные школы, учреждения по обучению детей с трудностями развития, педиатрические и психиатрические больницы, тюрьмы и армия, социальные службы для токсикоманов. Службы подготовки лиц в области коммерции, страхования, банковского дела, средств массовой информации, политологии, зрелищ, транспорта, и индустрии (автомобильной, химической, информационной и т. д.). Специализированные группы для лиц, подвергшихся насилию или сексуальным домогательствам, для супружеских пар и семей, переживающих трудности. Не только Гештальт, но и другие психологические подходы внесли свой вклад в изменения общественного сознания.

Гуманитарные науки завоевали право гражданства во всех областях деятельности, пытаясь улучшить контакт и коммуникацию, управлять конфликтам и развивать запросы, кооперацию, творчество и инновации. И это происходит на всех уровнях персонала (руководители, учителя, служащие и рабочие), чему способствовали самые разнообразные методы.

Транзактный анализ (ТА) внес простой и образный язык. Именно он делает ясными бессознательные «сценарии» и «игры» в межчеловеческих связях, показывает необходимость социального признания (в англоязычной литературе – «caresses» и «strokes» – «поглаживания») и подчеркивает разные уровни личной вовлеченности каждого.

Нейролингвистическое программирование (НЛП), направленное на «совершенство в коммуникации», помимо всего прочего указывает на существование различных каналов обмена, (визуального, акустического, кинестетического, и даже обонятельного – более или менее доминирующего у каждого), используемых в наших спонтанных «стратегиях». Подчеркивается важность бессознательных коннотативных значений языка. В НЛП предлагаются техники «заякоривания» опыта и «перегруппировки» поведения для выявления в нем дополнительных преимуществ и т. д.

Тогда в чем состоит оригинальный вклад Гештальта? Помимо всего прочего – это обновленный способ контакта по мере прохождения различных фаз в цикле удовлетворения желаний, воссоединение различных «граней» каждого человека (его полярностей) и полное осознание их взаимозависимости. Гештальт усиливает креативность и оригинальность каждого человеческого существа (свой собственный «стиль» жизни) в постоянном креативном приспособлении к своему окружению и реабилитирует эмоциональное, интуитивное и художественное «правое полушарие».

В то время как транзактный анализ и НЛП придают особое значение адаптации к другому человеку, к окружению и его структурам, Гештальт реабилитирует также индивида со всеми его потребностями и своеобразными ценностями (которые ни в коем случае не следует разрушать под постоянным давлением окружающей среды). Гештальт ищет компромисс, который бы учитывал всю ситуацию в целом, «поле» единичного сиюминутного опыта («здесь и теперь»), новое и оригинальное решение – если возможно, то с чувством удовольствия и удовлетворения, а не усилия и насилия. Ведь все психологи и педагоги прекрасно знают, что обучение в радости оказывается более успешным и более стойким, чем систематическое обучение, направляемое установкой на исполнение: работа, выполняемая с удовольствием, оказывается как более приятной, так и более продуктивной. Впрочем, именно так происходит естественное научение ходить, говорить, любить…

Итак, Гештальт выходит далеко за пределы поля психотерапии (в привычном смысле этого слова). Он становится чем-то большим, чем просто методом «лечения»: он предлагает новый взгляд на мир и на отношения, гармоничное развитие личностных ресурсов каждого, радостный, творческий и интерактивный «стиль жизни», новый способ жить в обогащенном контакте: это Гештальт повседневной жизни.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава 12 Гештальт — психология

Глава 12 Гештальт — психология Целое не всегда равно сумме его частей Мы проследили путь развития психологии от начальных идей Вильгельма Вундта, получивших дальнейшую разработку у Титченера, через образование функционалистской школы мышления к распространению

Глава 8 ГЕШТАЛЬТ–ТЕРАПИЯ[165]

Глава 8 ГЕШТАЛЬТ–ТЕРАПИЯ[165] Фредерик Соломон Перлз (1893–1970) Фредерик (Фриц) Соломон Перлз родился в Берлине. В автобиографической книге «Внутри и вне помойного ведра» свой жизненный путь Перлз описывает так: «От безвестного мальчика из еврейской семьи среднего класса к

Глава 1. Что такое Гештальт?

Глава 1. Что такое Гештальт? Гештальт-теория На самом деле, почему Gestalt? Что хотят выразить с помощью этого «странного» термина? Почему не говорить на смеси французского и английского, как это делает весь мир?Действительно, Gestalt (произносится Гештальт[3]) – это немецкий

Социо-гештальт

Социо-гештальт То, что я предложил называть социо-гештальтом (Ginger, 1987), является не применением Гештальта в недрах «организации», но подход, направленный на преобразования в учреждении (школа, больница, мэрия) или предприятии – рассматриваемых глобально как живой

Глава 6. Мозги Гештальт

Глава 6. Мозги Гештальт Является ли психотерапия химиотерапией? Как мы видели, Гештальт быстро распространяется в самые разнообразные области, и его эффективность уже не оспаривается. Но на чем она базируется? Как она ухитряется глубоко, быстро и надолго изменить людей? В

Глава 7. Сновидение и Гештальт

Глава 7. Сновидение и Гештальт Сновидение как «сообщение» Фрейд называл сновидение «королевской дорогой» к бессознательному. Перлз не отрекался от своего учителя – по крайней мере в этом вопросе – и заявлял даже, что детальный анализ одного сновидения может дать пищу

Глава 6 Интеграция гештальт-терапии

Глава 6 Интеграция гештальт-терапии Гештальт-терапия, созданная Фредериком Перлзом в начале 1950-х гг., получила распространение в Соединенных Штатах и Канаде в 1960-1970-х гг. в связи с ростом «движения за актуализацию человеческого потенциала», где она становится в один ряд с

Глава 2 ГЕШТАЛЬТ БЕГЛЫМ ВЗГЛЯДОМ

Глава 2 ГЕШТАЛЬТ БЕГЛЫМ ВЗГЛЯДОМ Лекция-демонстрация в Вашингтонском Университете, класс психологов-консультантов.Я хотел бы выяснить, чего вы хотите от сегодняшней встречи. Одноразовая встреча может быть несколько ограничивающей. Не то, чтобы сущность Гештальта нельзя

Глава 4 ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ

Глава 4 ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ Начиная писать эту главу, я чувствую себя как музыкант, пытающийся передать, что такое Девятая симфония Бетховена, насвистывая несколько тактов основной темы. Гештальт — немецкое слово. Оно означает структурированное целое, подчеркивает

Глава 6 ЗАМЕТКИ О ПРАКТИКЕ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

Глава 6 ЗАМЕТКИ О ПРАКТИКЕ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ Большая часть этой книги посвящена Гештальту как философии жизни, как отношению к жизненному опыту, а не как терапии, осуществляемой по отношению к другим. Однако, поскольку Гештальт используется и таким образом, в этой главе я

Глава 10. Гештальт-терапия

Глава 10. Гештальт-терапия Гештальт-терапия традиционно рассматривается как один из эффективных методов терапии тревожных, фобических и депрессивных расстройств. Она также с успехом применяется при терапии многих психосоматических расстройств, в работе с широким

Источник

Гештальт- технология в педагогике

Практически параллельно с бихевиоризмом, в начале 1910-х гг., в Германии возникает еще одно новое для того времени направление в психологии – гештальтпсихология. Она зародилась и развивалась как прямая оппозиция ассоцианизму и структурализму. Ее основатели и главные представители – Макс Вертгеймер (1880–1943), Вольфганг Кёлер (1887–1967), Курт Коффка (1886-1941).

Гештальт (в переводе с немецкого gestalt – форма, образ) – это целостный образ, не сводимый к сумме его частей. В психологию данное понятие вошло как обозначение целостности восприятия, мышления и других психических явлений.

Гештальтисты утверждали, что мы воспринимаем объекты как единое целое. Части явления мгновенно соединяются в общую структуру, которая выделяется на общем фоне. Это происходит всегда, когда мы слушаем, смотрим, касаемся чего-либо.

Острие критики сторонников гештальтпсихологии было направлено на тезис – «сознание есть сумма элементов». Представление В. Вундта о том, что элементы сознания «скрепляются» ассоциациями, сторонники гештальтпсихологии, смеясь, назвали психологией «кирпичей и раствора».

В основу гештальтпсихологии был положен постулат о том, что возникновение структуры есть спонтанная, мгновенная организация, или, точнее, самоорганизация воспринятого материала. Она возникает в процессе восприятия или припоминания в соответствии с действующими независимо от субъекта принципами: близости, сходства, «замкнутости», «хорошего продолжения», «хорошей формы» самого объекта восприятия, припоминания и др. Впоследствии все это позволило сформулировать так называемые «законы гештальта». В конце XX в. психолог X. Хельсон насчитает 114 таких законов.

Один из наиболее заметных представителей гештальт- психологии Курт Коффка, отвергая «теорию проб и ошибок» Э. Торндайка, в частности, отмечал, что многократное, бессмысленное повторение при обучении может принести только вред, что необходимо сначала понять путь действия, его структуру, или гештальт, и только потом повторять это действие. По его мнению, утверждение Э. Торндайка и его последователей (в том числе и бихевиористов) о том, что животное обучается неосмысленно, должно быть отвергнуто.

Отводя основную роль подражанию в процессе обучения, К. Коффка рассматривает две возможности его применения. Первая – подражание без понимания с последующим осмыслением. Вторая – когда понимание образца предшествует подражательному действию. Несложно заметить, что при обучении человека и первая, и вторая формы подражания востребованы. Вторая форма, когда понимание предшествует подражательному действию, выглядит более рациональной, а потому – и более предпочтительной. К. Коффка приходит к убеждению, что обучение в значительной мере протекает благодаря подражанию и в сравнении со спонтанным обучением оказывается более легким. Он особо подчеркивал, что такие важные общеучебные умения и навыки, как речь и письмо, могут усваиваться только с помощью подражания.

Первичной и важнейшей задачей в обучении является достижение понимания, обучение охвату целого, конфигурации, соотнесения всех частей целого. По мнению гештальтистов, категорически нельзя сводить обучение к работе памяти, как это делали, например, сторонники ассоциативных теорий. Подлинное мышление, по утверждению М. Вертгеймера, является продуктивным, «инсайтным». Это утверждение стало основанием для критики М. Вертгеймером традиционной практики обучения в школе.

В основе традиционного для того времени обучения лежали две концепции – либо ассоцианистская, либо формально-логическая. Напомним, что согласно ассоцианистской теории, обучение строится на упрочении связей между элементами. Формально-логическая также рассматривала в качестве главного психического процесса память и делала упор на систематичности и последовательности усвоения отдельных элементов содержания.

Оба этих подхода препятствуют развитию подлинного продуктивного (творческого) мышления. На основе собственных исследований М. Вертгеймер делает вывод о том, что у детей, обучавшихся в школе геометрии на основе формально-логического подхода, значительно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем у тех, кто вообще не обучался.

Источник

Педагогика от гештальт-терапии

Гештальт-терапевты вслед за Ф.Перлзом занимаются не только терапией, а активно траслируют свои взгляды и идеологию в том числе педагогических статьях. Редакции Психологоса эта идеология совсем не близка, но если читатели хотят узнавать гештальт-подход издалека, то их типичные тезисы следующие.

Если соотносить это с моделями воспитания, то ближе всего это к идеологии «Чисто поле, лес густой: естественное воспитание», но без подкрепления желательного поведения и с провокациями на вседозволенность.

Вот одна из совершенно стандартных статей, каких в интернете сотни. К основным тезисам такой гештальт-педагогики мы позволили себе дать ссылки на статьи Психологоса, где мы даем свое видение этих вопросов.

Далее прямая цитата:

Очень часто можно услышать от мам или пап: «Наш ребенок такой непослушный!» Почему-то все беспокоятся о том, что ребенок «непослушный», когда действительно беспокоится стоит в том случае, когда чадо уж слишком беспроблемное и покладистое. Ребенок почти идеален: вежливый, услужливый, почти никогда не нарушает запреты. Ну очень удобный малыш! Вот только вырастет ли из такого послушного ребенка счастливый, успешный и здоровый человек? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала надо понять, почему ребенок чрезмерно послушен. Если дело в особенностях его темперамента, тогда это хорошо. А ведь может такое послушание носит вынужденный характер, когда это является следствием определенного стиля воспитания родителей (слишком жесткого или, наоборот, гиперопекающего). В этом случае следует что-то менять. Пока не поздно.

Далее прямая цитата из статьи приверженца гештальт-терапии:

Послушный ребенок думает: «Если я злюсь, то папа и мама огорчаются.» И запрещает себе вообще проявлять негативные эмоции (а ведь их переживают все!) Да, малыш соответствует ожиданиям окружающих, но ведь негатив никуда не девается, он просто загоняется внутрь. А потом накапливается, превращаясь во внутреннюю агрессию, которая ослабляет иммунитет ребенка и он просто «уходит в болезнь». Более того, в добавок и самооценка падает. Итак, что же делать? Позвольте ребенку испытывать отрицательные эмоции и обязательно научите чадо правильно их выражать (можно побить подушку, порвать газету или в безлюдном месте громко покричать). Да и родители не должны быть только «парадно-выходными», надо быть разными, «живыми».

Любовь к ребенку должна быть безусловной, убеждены гештальт-терапевты

В этом есть своя правда: ругаться на детей не здорово. Но это вовсе не значит, что безусловное принятие является панацеей. Задумайтесь над разными моделями воспитания, и, возможно, модель «Просторный дом с линией развития» привлечет вас больше, чем модель «Чисто поле, лес густой: естественное воспитание».

Дети должны самостоятельно принимать решения по поводу своей жизни

Эта позиция излагается следующим образом:

«Человек-фантом»

« Вместо установки «Ты такой, какой есть и это хорошо» родители активно транслируют установку: «Ты должен быть таким-то…» » Несморя на явную осуждающую интонацию от автора статьи, будем надеяться, что родители делают с детьми именно это. Воспитание детей родителями является их обязанностью согласно Конституции РФ, и кажется, что психологи должны поддерживать родителей в этой их важнейшей работе. Если дети не знают своих обязанностей, вначале от этого страдают родители и другие близкие, а через какое-то время это оказывается проблемой уже для того повзрослевшего ребенка, который, кажется, так и не сумел повзрослеть. Вы хотели бы, чтобы ваша дочь вышла замуж за молодого человека, который не знает, что такое «должен», который на планирует брать на себя никаких обязанностей?

Мы видим, что гештальт-терапия активно не одобряет установку на «быть хорошим мальчиком / хорошей девочкой». Возможно, рядом с какими-то сильно проблемными родителями такую установку можно понять, но если у ребенка разумные родители, что установка «быть социальным существом, слушаться родителей, вести себя все-таки прилично и хорошо учиться» является нормой, а не проблемой. Да?

Гештальт-терапевт с печалью констатирует: » Для такого ребенка очень важно соответствовать родительскому образу «. Разрешите уверенно сформулировать обратное: уважаемые родители, вы можете гордиться, если ваш ребенок хочет быть на вас похожим!

Автор статьи укоряет родителей: « Посредством ребенка родители пытаются доказать миру свою собственную значимость и самоутвердиться. И тогда этот ребенок должен быть обязательно необыкновенным, чтобы предъявлять всем его достижения – смотрите, это наш ребенок! ». Печально, что автору встречаются только такие кривые родители. Нас окружают другие, более достойные люди, и воспитывая своих детей, они заботятся не о собственном самоутверждении, а о будущем своих детей. Они любят своих детей. Им важно, кем и какими станут их дети, насколько они будут готовы к жизненным трудностям, умеют ли они быть ответственными, научились ли они быть счастливыми, есть ли у них понимание, что можно жить не только для себя, но и думая о других людях.

Мы верим, что читатели этой статьи являются именно такими родителями.

И мы будем счастливы, если наши дети будут не просто «не хуже других», а, поставив перед собой большие цели, смогут сделать свою жизнь большой, великой. Наши дети должны опередить нас, и пусть они воспитают детей, которые опередят их! Пусть наша фамилия, наша семейная династия будет гордостью для нас и ориентиром для тех, кто оказался с нами рядом. Не бойтесь ставить большие цели, бойтесь прожить маленькую жизнь!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *