Гермозатвор в метро для чего
Гермозатворы в метро: для чего они вообще нужны
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Зачем они нужны? Большинство граждан должно было слышать о том, что метро – это не только элемент транспортной инфраструктуры города, но еще и бомбоубежище. Собственно, основная функция затворов – это 100-процентная изоляция внутреннего пространства от внешней среды. Нужно это для того, чтобы в случае ядерной бомбардировки в метро не проникала радиоактивная пыль. Помимо войны, затворы могут закрываться в тоннелях или на станциях и при других чрезвычайных происшествиях, например, в случае затопления или сильного пожара в метро.
Чаще всего граждане просто не обращают никакого внимания на гермозатворы в открытом положении от чего даже не догадываются о том, что это они. Защитные переборки бывают разной формы и конструкции. Одни прячутся прямо под ногами, другие выкатываются из стен как двери лифта, третьи просто «отвернуты» как дверь в комнату. В движение гермозатворы приводятся электромеханическим приводом (не гидравликой!). Делают люки из стали, а также из железобетона. По техническому регламенту закрываться любой из них должен за 20 секунд.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
ликбез от дилетанта estimata
Новичку об основах в области экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.
воскресенье, 7 июля 2019 г.
Выживание в метро (метро как убежище)
В учебниках по ОБЖ, как старых так и новых, можно найти предложение в случае ядерной войны использовать метро в качестве убежища.
Новый толчок к этому мнению появился после выхода книги Глуховского «Метро 2033».
Первоначально статья писалась именно любителям книг типа «Метро», где было мое мнение о возможности выжить в метро. Но люди не поняли смысл статьи. Поэтому я её кардинально переделываю, посвятив метро как убежищу гражданской обороны.
Сходные устройства на пути в метро Полосатая планка с цифрой 7 показывает край для безопасной остановки первого вагона при использовании состава из 7 вагонов |
Сигналы в метро
Подготавливаются к задействованию: санузлы на перегоне, артскважины, ФВУ, проверяются все виды связи и оповещения, выдаются ключи от сходных устройств, сооружений, декоративных щитов и решёток, камер затворов, шкафов управления, ключи Мелентьева.
По этой команде закрываются металлоконструкции, не влияющие на пассажиропоток, движение поездов и вентиляцию (прочие металлоконструкции).
В городе объявлена воздушная тревога. Выход в город прекращён. Просьба соблюдать спокойствие и порядок. Проходите к сходным устройствам для прохода в тоннель. Выполняйте указания Администрации метрополитена
Гермозатвор в метро
В официальных документах эти гермозатворы именуются просто «металлоконструкциями», или сокращенно м/к. В обиходе прижилось название «гермуха», «герма», «затвор».
Установка гермозатвора необходима не только для герметизации внутренних помещений от улицы, но и для разделения всей системы метро на несколько секций.
Самыми интересными в плане конструкции являются тоннельные гермозатворы.
Тоннельный гермозатвор Хорошо виден двигатель привода закрытия гермозатвора |
Тоннельный гермозатвор Хорошо виден двигатель привода закрытия гермозатвора |
Закрытый тоннельный гермозатвор |
Тоннельный гермозатвор отъезжающий вбок |
Тоннельный гермозатвор отъезжающий вбок Видно затвор в нише |
Засовы на рельсы у тоннельного гермозатвора |
Каждый станционный затвор оснащён шлюзом, позволяющим выйти на поверхность, не открывая основные ворота. Обычно это пара небольших гермодверей, между которыми находится помещение для раздевалки и дезинфекционной камеры, которые там будут размещены в военное время. Через шлюз наружу будут выходить подразделения радиационной и химической разведки.
Гермозатвор станции «Арсенальная» Киевского метрополитена в открытом состоянии |
Гермозатвор на станции «Новокузнецкая» Московского метрополитена в открытом состоянии |
Вентиляция в метро
Как правило, ВВ размещаются в специально выделенных подходных выработках вентиляционных шахт. Такая шахта обычно имеет два вентиляционных тоннеля: один простой, перекрываемый при необходимости гермозатворами, а другой со встроенным ВВ. Этим шахтам присваивается двойной номер: через дробь от номера ВШ указывается номер ВВ. или не указывается.
Попадалась информация, что в московском метро, например, большинство выходов вентиляционных шахт (которые могли бы выручать при отключении энергозависимой вентиляции) на поверхность заблокированы снаружи разными торговыми павильонами.
Водоснабжение в метро
В качестве источника водоснабжения используется в метро используется сеть городского водопровода. А также защищенные водозаборные скважины или запасные емкости воды.
Водозаборные скважины располагаются, по возможности, в междупутье или с внешней стороны тоннелей. Допускается вынос водозаборных скважин на расстояние не более 50 м от тоннеля с устройством между ними соединительных ходков.
Число питьевых фонтанчиков, водозаборных кранов и умывальников в отсеке определять из расчета по одному на 200 человек.
Электроснабжение в метро
На станциях при необходимости должно поддерживаться аварийное освещение от 30 минут до 1 часа, от аккумуляторных батарей.
Электроснабжение эскалаторов, вентиляционных, насосных и осветительных установок УАЖ в режиме убежища предусматривать от ТПП и ПП по электрическим сетям.
В помещениях на станциях и в перегонных тоннелях, где размещаются электрооборудование или пульты управления дополнительных устройств, предусматривать аварийное освещение с присоединением к обшей сети аварийного освещения этих сооружений. Питание аварийного освещения защищенной и незащищенной зон сооружений предусматривать по раздельным группам.
Освещение салонов вагонов поездов, размещаемых на станции, осуществлять переносными светильниками, для подключения которых предусматривать штепсельную группу осветительной сети под козырьком платформы.
Электроустановки, используемые только в режиме убежища, допускается присоединять к общим магистральным линиям напряжением 380/220 В.
Санитарый узел в метро
Медицинские помещения в метро
Использование метро в качестве убежища при ядерной войне
Близкого взрыва не выдержит никакое метро.
Если правильно организовать и выполнить все защитные меры и поддерживать гражданскую оборону в нормальном состоянии, то метро действительно выступает как надежное укрытие. НО метро не предназначено, чтобы в нем жили больше 2-3 дней. А этом можно сделать и без запасов еды.
А теперь о разрекламированной российскими писателями жизни в метрополитене после ядерной войны.
Большинство военных зарядов в настоящее время имеют не очень сильный поражающий эффект от радиации. Грубо говоря, они достаточно «чистые». По расчётам военных, обратную эвакуацию можно проводить уже через несколько часов.
Поэтому попытка на постоянной основе поселиться в тоннелях метро является просто фантастикой.
Когда используют метро как бомбоубежище?
Уже давно не секрет, что в военное время в качестве убежища используется метрополитен. Московское метро не может обеспечить равнозначную защиту на всех своих ветках, что связано с разными степенями обустройства каждой станции.
Для лучшей ориентации, метрополитен изображается на карте разными цветами, различающимися степенью безопасности – глубиной, использованием шлюзов и другими факторами. Каждый цвет имеет свой гермозатвор с определенной степенью герметичности. Что такое гермозатвор и для чего он нужен в бомбоубежище – рассмотрим подробнее.
Зачем нужен гермозатвор в метро?
Метрополитен всегда оборудуется гермозатвором для предотвращения неприятных последствий внештатных ситуаций. Гермозатвор – двери, закрывающиеся герметично, перекрывающие тоннель, вестибюль, шахту или вентиляцию метрополитена в военное время или при угрозе жизни людей. В документации гермозатворы называются металлоконструкциями.
Установка такого оборудования необходима не только для герметизации внутренних помещений от улицы, но и для разделения всей системы метро на несколько секций. Каждая секция именуется УАЖ, как участок с жизнеобеспечением автономного типа. Все секторы могут использоваться как убежище для людей вне зависимости от состояния соседней территории.
Гермозатвор в метро
Тоннельные гермозатворы
Самыми интересными в плане конструкции являются тоннельные гермозатворы. Любой подобный механизм сделан как дверь из железобетона или металла, причем чаще выбирается именно стальная дверь. Состав гермозатвора любой конфигурации всегда одинаков:
Что означают разные цвета на схеме метро?
Все линии метрополитена имеют свой цвет, при этом непосвященные жители считают, что это сделано исключительно с точки зрения удобства визуализации. На самом деле каждый цвет означает определенную степень защиты и глубину пролегания ветки под землей.
Метрополитен окрашен в следующие цвета:
Использование метро в качестве убежища при ядерной войне
Как указывают специалисты, при ядерном взрыве гигантской мощности в современных условиях никакое здание в определенном радиусе не устоит. При этом степень защиты или гермозатвор не имеет значения, даже укрепленные бункеры не защитят людей от воздействия радиации.
Метро не оборудовано кладовыми с медикаментами и продовольствием, что необходимо для длительного укрытия населения внутри. Если проводится атака большого масштаба, то на поверхности уничтожается почти вся инфраструктура. Высвобождающийся электромагнитный импульс уничтожает все электронное оборудование, поэтому внутри будет недостаточно света. Максимум освещения можно извлечь только из аварийных генераторов, срок службы которых не так велик, как хотелось бы.
Также на поверхности могут возникнуть электрические потенциалы от всех конструкций и предметов из металла. При таком воздействии выходит из строя и вентиляция, поэтому в герметичном помещении население долго не сможет находиться без свежего воздуха. Гермозатвор не допускает проникновения потоков воздуха.
Ударная волна может разрушить некоторые конструкции в самом метро или его поверхностных опор. Все, что находится над метро, станция или наземная постройка, может быть довольно быстро разрушено. Часто возле метро устанавливают торговые точки, которые блокируют большую часть выходов вентиляционных каналов.
Если правильно организовать и выполнить все защитные меры и поддерживать гражданскую оборону в нормальном состоянии, то метро действительно выступает как надежное укрытие. К тому же, через 49 часов радиация спадает в 100 раз, что позволяет уже появляться людям на поверхности. Это время можно провести в закрытом помещении без еды и воды, при условии, что человек относительно здоров.
Историческая справка
Московское метро, как и метрополитен любого города, тесно связан с историей. Это не только привычный и удобный вид транспорта, но и архитектурный памятник. Сделать такие выводы позволяет история. Во время Великой Отечественной войны метрополитен стал городом под землей, в котором москвичи укрывались от атак с воздуха. Здесь проводились концерты и собрания правящей партии, устраивали госпиталь, библиотеку и множество других мероприятий.
Историческая справка московского метро указывает на систему из 21 станции, расположенных по трем линиям (на момент 1941 года). Кировский радиус содержал 10 станций (сейчас линия Сокольническая), 6 станций на Покровском радиусе (сейчас Арбатско-Покровская) и 5 станций в Горьковском радиусе (ныне Замоскворецкая). Подземный транспорт необходимо было развивать по плану, утвержденном правительством.
Варианты использования метро в военное время
Использование московского метро в качестве бомбоубежища довольно спорно. Одни специалисты считают, что такой вариант был учет в проектной документации, вторые считают, что мера такой эксплуатации была вынужденной. В любом случае, глубины сооружения и его прочности хватило, чтобы защитить население от ударов авиацией с воздуха. Метрополитен планировалось сделать газоубежищем, чем правительство занималось вплоть до начала военных действий в 1941 году.
Метрострой обязан был обустроить в метрополитене газоубежище для жителей. В августе материалы кончились, и обустройство заморозили. В 1942 годы с наступлением немцев были срочно найдены необходимые материалы и возобновили все работы. Рассчитано помещение было по планам на 650 тысяч жителей.
Московское метро в годы Великой Отечественной Войны
Регламента по использованию метро как бомбоубежище не было, пока в 1941 году не было издано одноименное постановление. Его общий характер не указывал порядок использования, очередность запуска населения, в частности детей или женщин, многие моменты оставались в ведении администрации метрополитена.
Организационные вопросы были решены довольно успешно – население размещалось в тоннеле и на платформе, в качестве спуска использовались лестницы съемного типа. Для безопасности и большей вместимости между рельсами были сделаны настилы из досок. Внутри станции оборудовали постели и кровати, белье люди приносили с собой. Как правило, внутри вагона размещали наиболее слабое население – пожилых людей и женщин с детьми.
Что находилось внутри бомбоубежища-метро?
На усмотрение администрации оставались многие вопросы обустройства бомбоубежища в метрополитене. Была сделана вентиляция, проведено отопление, поставлялись запасы еды. В каждой станции оборудовались питьевые фонтанчики с водой, были в наличии туалеты. Население чувствовало себя в таком укрытии комфортно, присутствовала медицинская бригада, которая оказывала не только санитарные процедуры, но и медицинские операции, принимала роды.
Милиция осуществляла контроль за порядком, пресекая любое нарушение правил. Часто пытались развести огонь, что было крайне опасно в таком замкнутом помещении, повсеместно возникали небольшие пожары, которые тушили сами люди.
Внутри находились даже магазины и небольшие парикмахерские, были сделаны несколько библиотек. Для маленьких детей делались занятия по труду — они шили и занимались лепкой, собирали модели и рисовали. Для взрослых организовывали концерты или выставки с историческим экскурсом, крутили киноленты. В 1943 году был последний авиаудар, после которого бомбежки прекратились.
Метрополитен сохранил свой статус бомбоубежища до самого окончания войны. Все сотрудники метрополитена получили награды и медали, в 1946 году коллектив московского метро был награжден Красным знаменем Комитета обороны за сохранение жизней и огромный вклад в Победу.
YouTube responded with an error: The request cannot be completed because you have exceeded your quota.
Московское метро, Реальная ситуация в случае ПЗДЦ. Секреты Родины.
При сигнале АТОМ все три эскалатора включатся на спуск. Поезда в тоннеле отключаются. Все СТП (Силовая-тяговая подстанция) отключатся от гор.сети и включаются различные подземные ДЭС (объекты секретные, их несколько штук есть в метро вашем московском)
Это один из специальных объектов, тысячи фильтров для воздуха.
Далее конечно же, народ ломится в метро, это правильно.
Все вент-шахты будут перекрыты специальными гермодверями.
Вот такими (фото мое)
Военных на станциях не будет вообще (что им там делать. )
Кое-какие ведомства ретируются в метро по своим специальным подходнякам, и будут отсиживаться в особых объектах, которые с метро соединения имеют, но вряд ли по станциям они будут ходить.
Состояние многих объектов унылое, они брошены, некоторые (которые принадлежат кому-то большому) целые и под сигнализацией, с вооруженной охраной.
Метро2? Не, не слышал 🙂
ессно, метро2 существует, есть даже несколько настоящих фотографий оттуда.
Вот например.
Проникали туда любители в 90х, во время МММ и Ельцина. Сейчас господин ПУ дырку закрыл и камеру повесил. И бочку с вазелином рядом поставил.
Зачем вообще метро2?
Можно ли спастись в метро от ядерной войны?
Книги и игры серии «Метро» приучили нас к мысли: подземка спасает в случае ядерной войны. Метро-убежище — настолько расхожий образ, что нельзя не задуматься: так ли это на самом деле? Правда ли метрополитен может выручить в случае апокалипсиса или это выдумка сценаристов? Сейчас выясним!
Под землей, но не в могиле
Чтобы сказать наверняка, выдержит ли метро ядерную войну, нужен пример из действительности. Разумеется, история еще таковых не знает — зато есть иные, где подземка хорошо зарекомендовала себя. Так московское метро спасало жителей столицы еще во время Великой Отечественной. Если верить слухам, у товарища Сталина в распоряжении даже была собственная отдельная ветка: пресловутое «Метро-2» должно было эвакуировать высший кадровый состав страны, если бы немцы захватили Москву. Эта легенда, кстати, играет важную роль и в «Метро 2033».
Больше невзгод выпало лондонскому метро: еще в Первой Мировой оно пострадало от вражеских цеппелинов. В следующей войне на смену дирижаблям пришла более совершенная техника, но метро все так же защищало британцев от бомбежек. И, хотя поначалу государство было против такого использования метрополитена (не в последнюю очередь из-за давки 1943 года на станции Бетнал Грин), он продолжал служить убежищем простому народу.
В конце концов власти все же осознали, какое сокровище у них под боком — и даже начали помогать гражданам, бесплатно раздавая билеты. Более того, государство облюбовало некоторые станции под офисы: как военные, так и обычные клерки стали работать под землей. И это не единственное сходство с романом: часть фабрик тоже перенесли под землю, там же хранили экспонаты из Британского историко-археологического музея. В общем, на лондонских станциях жизнь кипела не хуже, чем в романах Глуховского!
Теория большого взрыва
Больше чем общественный транспорт
Как сообщает неофициальный сайт московского метро, начиная с 50-х годов прошлого века, метро строили с учетом противодействия новейшему оружию. То есть высокоэффективных атомных, химических и биологических снарядов. Опасаясь их, предусмотрительные прадеды установили вентиляцию, фильтрующую воздух, а также двери-гермозатворы. Простой народ зовет их «гермухой», не выказывая должного уважения. А ведь гермозатворы сторожат нас даже сейчас, в мирное время, оберегая от затопления тоннелей. Так, если случится наводнение или прорвется плывун, «гермуха» прикроет пассажиров.
У метро есть и другой, не менее важный признак убежища: в нем можно жить. Хотя бы непродолжительное время. Ну случай, если городскому питанию придет конец — пробудятся дизельные электростанции. Для бесперебойной работы подземки их недостаточно, зато должно хватить на свет и вентиляцию. Свет будет, так что вполне возможно, вам даже не придется расставаться со старой привычкой — читать в туалете. Да, кстати, туалеты в метро тоже есть: они находятся на перегонах и не используются в мирное время. Как и душевые с запасами питьевой воды.
Тяжело в учении — легко в бою!
Работники метро в курсе, что работают в большом убежище, которое в мирное время подрабатывает общественным транспортом. В случае войны каждый из них знает, чем заняться: одни направляют поток людей, другие помогают раненым, третьи закрывают гермодвери — и так далее.
Эти знания регулярно поддерживаются практикой. И если до присоединения Крыма и накаления мировой политики учения по гражданской самообороне могли казаться ненужной профилактикой, то сейчас они обрели другой смысл. В мире по-настоящему не спокойно: в любой момент может произойти что-то страшное, и метро должно быть готово к этому. Недаром 1-го сентября 2014 года статус московской подземки расширили до стратегического убежища. Как писал «Лайф», тогда же составили план всех входов-выходов, эскалаторов, лифтов и оборудования, а также проверили системы энерго-водо- и воздухоснабжения.
Убежище не для всех
Как мы выяснили, метро — это отличное убежище. Но даже у него есть недостатки, самый очевидный из которых — его отсутствие. Жители всего лишь семи городов России, исключая погрешность в виде Волгограда с его подземным трамваем, смогут почувствовать себя как в романе Глуховского. Это Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара, Екатеринбург и Казань.
Даже если у вас в городе есть метро, не каждая из его станций сгодится для укрытия от ядерной войны. Под роль бункера больше подойдут наиболее глубокие остановки — и то, если на них есть гермодвери. В этом плане надежнее всего подземки, построенные до 1980 года. Потом наступили девяностые — тогда денег не хватало на все. Где-то, как в Казани, пренебрегли безопасностью на случай апокалипсиса и не все станции снарядили должным образом. Более того, некоторые их них просто невозможно защитить от взрыва и радиации: одна расположена над землей, а две других тут же падут из-за стеклянных атриумов.