Герметичный детектив что это
Герметичный детектив с элементами мистики
В театре Комиссаржевской премьера по роману Бориса Акунина «Левиафан».
«Левиафана» Бориса Акунина представили на сцене театра Комиссаржевской. Творческое объединение «Восемь в кубе» отважилось поставить спектакль по одному из известнейших произведений писателя.
О чем мечтал исполнитель главной роли и как отнесся к постановке автор романа, знает корреспондент НТВ Павел Рыжков.
Несмотря на всю популярность произведений Бориса Акунина, эти приключения Эраста Фандорина не экранизировались и не ставились на сцене. А как признались авторы постановки, именно сюжет «Левиафана» позволяет создать спектакль, где актеры могут откровенно похулиганить.
Татьяна Вдовиченко репетировала и вносила последние режиссерские правки буквально за час до премьеры. В ее концепции герметичный детектив с элементами мистики должен соответствовать внутреннему ритму рокового танго. Действие развивается в замкнутом пространстве.
Идеальная драматургия, где есть убийца и появляются жертвы. Иронию Акунина в описании каждого персонажа надо было воплотить в сценических образах и донести театральным языком до зрителя. Достаточно точные типажи нашли в разных петербургских театрах, а вот с текстом автора нового детектива оказалось сложнее всего.
Татьяна Вдовиченко, : «В принципе, режиссерская канва сама сложилась из текста Фандорина. Это был именно режиссерский ход, а потом работали с текстом. Это была самая сложная часть. Потому что больше всего было жаль выкидывать акунинский текст».
Борис Акунин о постановке знал и благословил всех участников действия на инсценировку «Левиафана». Интересно, что роль молодого любителя загадок исполняет давний поклонник писателя. Он загадал сыграть Фандорина, но опасность воплощения литературного героя в конкретного персонажа Дмитрия Паламурчака пугала как читателя и притягивала как актера.
Часть публики, несомненно, пойдет только на имя Бориса Акунина и уже ставшего нарицательным персонажа. Но актеры откровенно признаются: у них в руках живой материал. Хлестко написанный современным автором, который дает возможность поиграть в чопорных представителей высшего света викторианской эпохи. При скромности предложений по современной драматургии все участники творческого процесса играют хотя и в антрепризе, но скорее ради искусства.
Валерий Зиновьев, исполнитель роли профессора Свитчайдла: «Это правильно. Этот жанр не ради того, чтобы развлекать зрителя. Об этом ни на одной репетиции и слова не было. Речь шла о том, чтобы актеры получали удовольствие, и если это будет, то, возможно, и зритель получит удовольствие».
Татьяна Вдовиченко на премьере наблюдала за происходящим из радиоложи, не вмешиваясь в процесс. А герои упорно искали платок с сокровищами Багдассара. Развязка, как и в классическом детективе, самая неожиданная. Но явно и этот Фандорин не уронит честь своего создателя.
Герметичный детектив
Убийство в «Восточном экспрессе»
Находившийся в Стамбуле великий сыщик Эркюль Пуаро возвращается в Англию на знаменитом «Восточном экспрессе», в котором вместе с ним едут, кажется, представители всех возможных национальностей. Один из пассажиров, неприятный американец по фамилии Рэтчетт, предлагает Пуаро стать его телохранителем.
Агата Кристи была великой женщиной. Мало кто мог столь успешно совмещать две, казалось бы, взаимоисключающие роли: автора леденящих душу детективов и образцовой домохозяйки. «Десять негритят» сама писательница считала лучшим своим произведением. Читатели вполне солидарны с ней – у книги лучшие пр.
Строгий учитель в наказание оставил пятерых старшеклассников в классе после уроков, но только четверо вышли оттуда живыми. Пятый, Саймон, – школьный изгой, жестоко мстивший своим обидчикам в Интернете, раскрывая их самые неприглядные секреты, – был найден мертвым. Полиция не сомневается в том, чт.
Кто не спрятался. История одной компании
Яне Вагнер принес известность роман «Вонгозеро», который вошел в лонг-листы премий «НОС» и «Национальный бестселлер», был переведен на 11 языков и стал финалистом премий Prix Bob Morane и журнала Elle. Сегодня по нему снимается телесериал. Новый роман «Кто не спрятался» – это история девяти друзе.
Элин Уорнер уже год не работает детективом. Посттравматический синдром и похороны матери заставили ее позабыть о карьере. И ей совершенно не хочется ехать на помолвку брата, давно ставшего ей чужим. Прибыв в самый разгар ужасной бури, Элин сразу же чувствует себя не в своей тарелке. Изолированный.
Метель, уютный старомодный отель в горах, теплая компания. О таком уикенде мечтает каждый: здесь можно кататься на лыжах, пить изысканные коктейли или устроиться в библиотеке с интересной книгой… Вот только мечта быстро превращается в жуткий кошмар. В отеле нет Интернета и мобильной связи, а из-з.
Дьявол и темная вода
Впервые на русском – новейший роман Стюарта Тёртона, автора международного бестселлера «Семь смертей Эвелины Хардкасл», переведенного на 30 языков и удостоенного престижной премии Costa за лучший дебют. Если «Семь смертей Эвелины Хардкасл» называли «головоломной, и притом совершенно органичной см.
В данном разделе представлен топ лучших книг и аудиокниг по теме «Герметичный детектив». Полный список из 23 популярных книг и аудиокниг по теме, рейтинг и отзывы читателей. Читайте книги или слушайте на сайте онлайн, скачайте приложение для iOS или Android, чтобы не расставаться с любимыми книгами даже без интернета.
» d=»M24.769 20.3a4.949 4.949 0 012.356-4.151 5.066 5.066 0 00-3.99-2.158c-1.68-.176-3.308 1.005-4.164 1.005-.872 0-2.19-.988-3.608-.958a5.315 5.315 0 00-4.473 2.728c-1.934 3.348-.491 8.269 1.361 10.976.927 1.325 2.01 2.805 3.428 2.753 1.387-.058 1.905-.885 3.58-.885 1.658 0 2.144.885 3.59.852 1.489-.025 2.426-1.332 3.32-2.67a10.962 10.962 0 001.52-3.092 4.782 4.782 0 01-2.92-4.4zM22.037 12.21a4.872 4.872 0 001.115-3.49 4.957 4.957 0 00-3.208 1.66A4.636 4.636 0 0018.8 13.74a4.1 4.1 0 003.237-1.53z»>
5 лучших детективов закрытого типа
Очень многие читатели любят детективный жанр. Книг этого направления существует множество, но самым классическим, самыми первым из всех появился детектив закрытого типа или как его ещё называют герметичный детектив. К основным признакам данного поджанра можно причислить такие:
Агата Кристи «Десять негритят»
Десять незнакомых между собой мужчин и женщин получают приглашения на некий остров. Все они прибывают туда, хотя изначально всё это выглядит очень странно и окутано атмосферой тайны.
На море начинается шторм, и остров оказывается в полной изоляции от внешнего мира. И тут начинают происходить загадочные смерти гостей, которые на первый взгляд выглядят случайными. Но случайные ли они?
Борис Акунин «Левиафан»
В конце 70-х годов XIX в Париже происходит резонансное и поражающее своей жестокостью преступление — убит лорд Литтлби вместе с девятью своими слугами. Злодеяние совершенно необычным способом, а из дома похищена была одна лишь индийская статуэтка.
За расследование берётся известный парижский комиссар и в деле ему оказывает помощь Эраст Фандорин. Следы преступления приводят сыщиков на роскошный корабль «Левиафан», который отбывает в Бомбей. На судне во время плавания разворачиваются таинственные кровавые события.
Сирил Хейр «Чисто английское убийство»
Компания английских аристократов решила отметить Рождество в элитном загородном клубе. В канун праздника начинается сильнейшая снежная буря, которая напрочь отрезает особняк от внешнего мира.
И тут внезапно умирает один из гостей клуба, причём обстоятельства смерти весьма загадочны и могут трактоваться не только как несчастный случай, но и как убийство. Аристократы растеряны и напуганы, но тут им на помощь приходит инспектор полиции, по случайности оказавшийся в особняке. Ему предстоит найти убийцу и предотвратить дальнейшие смерти.
Эдгар По «Убийство на улице Морг»
Этот рассказ считается первым произведением детективного жанра в современном его понимании. Известный американский писатель знакомит нас с чрезвычайно эрудированным и обладающим неординарными аналитическими способностями знатным молодым французом Огюстом Дюпеном. Ему предстоит раскрыть тайну загадочных и очень жестоких убийств женщин в доме, расположенном на парижской улице Морг.
Чарльз Сноу «Смерть под парусом»
Компания английской «золотой» молодёжи решает весело провести время на роскошной яхте. Но очень скоро их весёлый вояж обрывается в связи с загадочной смертью хозяина яхты Роджера Миллза.
Все в растерянности, ведь у молодого успешного врача, которого очень любили женщины и ценили многочисленные друзья, вряд ли могли найтись злопыхатели. Полиция не может найти никаких зацепок. И тут в дело вступает замечательный дуэт в лице непрофессионального детектива Финбоу и обладающего проницательным умом мистера Кейпла.
На нашем замечательном сайте вы можете абсолютно бесплатно читать в онлайне самые увлекательные и интересные детективы самых разных направлений.
Детектив
Содержание
Определение
Основной признак детектива как жанра — наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое происшествие — это преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными (так, в «Записках о Шерлоке Холмсе», безусловно, относящихся к жанру детектива, в пяти рассказах из восемнадцати преступлений нет).
Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, во всяком случае, во всей полноте, до завершения расследования. Вместо этого читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты. Если произведение изначально описывает все детали происшествия, либо происшествие не содержит в себе ничего необычного, загадочного, то его уже следует относить не к чистому детективу, а к родственным жанрам (боевик, полицейский роман и т. д.).
Особенности жанра
Важное свойство классического детектива — полнота фактов. Разгадка тайны не может строиться на сведениях, которые не были предоставлены читателю в ходе описания расследования. К моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение. Могут скрываться лишь отдельные незначительные подробности, не влияющие на возможность раскрытия тайны. По завершении расследования все загадки должны быть разгаданы, на все вопросы — найдены ответы.
Ещё несколько признаков классического детектива в совокупности были названы Н. Н. Вольским гипердетерминированностью мира детектива («мир детектива значительно более упорядочен, чем окружающая нас жизнь»):
Данный набор особенностей сужает поле возможных логических построений на основании известных фактов, облегчая читателю их анализ. Впрочем, не все поджанры детектива в точности следуют данным правилам.
Отмечается ещё одно ограничение, которому практически всегда следует классический детектив — недопустимость случайных ошибок и невыявляемых совпадений. Например, в реальной жизни свидетель может говорить правду, может лгать, может заблуждаться или быть введён в заблуждение, но может и просто немотивированно ошибиться (случайно перепутать даты, суммы, фамилии). В детективе последняя возможность исключена — свидетель либо точен, либо лжёт, либо у его ошибки есть логичное обоснование.
Еремей Парнов указывает на следующие особенности классического детективного жанра:
Типичные персонажи
История детектива
Первыми произведениями детективного жанра обычно считаются рассказы Эдгара По, написанные в 1840-х, но элементы детектива использовались многими авторами и ранее. Например, в романе Уильяма Годвина (1756—1836) «Приключения Калеба Вильямса» (1794) один из центральных героев — сыщик-любитель. Большое влияние на развитие детективной литературы также оказали «Записки» Э. Видока, опубликованные в 1828. Однако именно Эдгар По создал, по словам Еремея Парнова, первого Великого Сыщика — сыщика-любителя Дюпена из рассказа «Убийство на улице Морг». Дюпен впоследствии породил Шерлока Холмса и патера Брауна (Честертон), Лекока (Габорио) и мистера Каффа (Уилки Коллинз). Именно Эдгар По ввёл в сюжет детектива идею соперничества в раскрытии преступления между частным сыщиком и официальной полицией, в котором частный сыщик, как правило, берёт верх.
Основоположником французского детектива является Э. Габорио — автор серии романов о сыщике Лекоке. Стивенсон подражал Габорио в своих детективных рассказах (особенно в «Бриллианте раджи»).
Двадцать правил для пишущих детективы
В 1928 английский писатель Уиллард Хэттингтон, более известный под псевдонимом Стивен Ван Дайн, опубликовал свой свод литературных правил, назвав его «20 правил для пишущих детективы»:
1. Надо обеспечить читателю равные с сыщиком возможности распутывания тайн, для чего ясно и точно сообщить обо всех изобличительных следах.
2. В отношении читателя позволительны лишь такие трюки и обман, которые может применить преступник по отношению к сыщику.
3. Любовь запрещена. История должна быть игрой в пятнашки не между влюбленными, а между детективом и преступником.
4. Ни детектив, ни другое профессионально занимающееся следствием лицо не может быть преступником.
5. К разоблачению должны вести логические выводы. Непозволительны случайные или необоснованные признания.
6. В детективе не может отсутствовать сыщик, который методично разыскивает изобличающие улики, в результате чего приходит к решению загадки.
7. Обязательное преступление в детективе — убийство.
8. В решении заданной тайны надо исключить все сверхъестественные силы и обстоятельства.
9. В истории может действовать лишь один детектив — читатель не может соревноваться сразу с тремя-четырьмя членами эстафетной команды.
10. Преступник должен быть одним из наиболее или менее значительных действующих лиц, хорошо известных читателю.
11. Непозволительно дешёвое решение, при котором преступником является один из слуг.
12. Хотя у преступника может быть соучастник, в основном история должна рассказывать о поимке одного человека.
13. Тайным или уголовным сообществам нет места в детективе.
14. Метод совершения убийства и методика расследования должны быть разумными и обоснованными с научной точки зрения.
15. Для сообразительного читателя разгадка должна быть очевидной.
16. В детективе нет места литературщине, описаниям кропотливо разработанных характеров, расцвечиванию обстановки средствами художественной литературы.
17. Преступник ни в коем случае не может быть профессиональным злодеем.
18. Запрещено объяснять тайну несчастным случаем или самоубийством.
19. Мотив преступления всегда частного характера, он не может быть шпионской акцией, приправленной какими-либо международными интригами, мотивами тайных служб.
20. Автору детективов следует избегать всяческих шаблонных решений, идей.
Десять заповедей детективного романа Рональда Нокса
Также свои правила для писания детективов предложил Рональд Нокс, один из основателей Детективного клуба:
I. Преступником должен быть кто-то, упомянутый в начале романа, но им не должен оказаться человек, за ходом чьих мыслей читателю было позволено следить.
II. Как нечто само собой разумеющееся исключается действие сверхъестественных или потусторонних сил.
III. Не допускается использование более чем одного потайного помещения или тайного хода.
IV. Недопустимо использовать доселее неизвестные яды, а также устройства, требующие длинного научного объяснения в конце книги.
V. В произведении не должен фигурировать китаец.
VI. Детективу никогда не должен помогать счастливый случай; он не должен также руководствоватъся безотчетной, но верной интуицией.
VII. Детектив не должен сам оказаться преступником.
VIII. Натолкнувшись на тот или иной ключ к разгадке, детектив обязан немедленно представить его для изучения читателю.
IX. Глуповатый друг детектива, Уотсон в том или ином облике, не должен скрывать ни одного из соображений, приходящих ему в голову; по своим умственным способностям он должен немного уступать — но только совсем чуть-чуть — среднему читателю.
Х. Неразличимые братья-близнецы и вообще двойники не могут появляться в романе, если читатель должным образом не подготовлен к этому.
Некоторые виды детективов
Детектив закрытого типа
Поджанр, обычно наиболее строго соответствующий канонам классического детектива. Сюжет строится на расследовании преступления, совершённого в уединённом месте, где присутствует строго ограниченный набор персонажей. Никого постороннего в данном месте быть не может, так что преступление могло быть совершено только кем-то из присутствующих. Расследование ведётся кем-то из находящихся в месте совершения преступления с помощью остальных героев.
Данный вид детектива отличается тем, что сюжет в принципе исключает необходимость поиска неизвестного преступника. Подозреваемые налицо, и работа сыщика заключается в том, чтобы получить об участниках событий как можно больше сведений, на основании которых можно будет выявить преступника. Дополнительное психологическое напряжение создаётся тем фактом, что преступником должен оказаться кто-то из хорошо известных, находящихся рядом людей, никто из которых, обычно, не похож на преступника. Иногда в детективе закрытого типа происходит целая серия преступлений (обычно — убийств), в результате которых количество подозреваемых постоянно сокращается. Примеры детективов закрытого типа:
Психологический детектив
Данный вид детектива может несколько отступать от классических канонов в части требования стереотипного поведения и типичной психологии героев. Обычно расследуется преступление, совершённое по личным мотивам (зависть, месть), и основным элементом расследования становится изучение личностных особенностей подозреваемых, их привязанностей, болевых точек, убеждений, предрассудков, выяснение прошлого. Существует школа французского психологического детектива.
Исторический детектив
Историческое произведение с детективной интригой. Действие происходит в прошлом, или же в настоящем расследуется старинное преступление.
Иронический детектив
Детективное расследование описывается с юмористической точки зрения. Зачастую произведения, написанные в таком ключе, пародируют и высмеивают штампы детективного романа.
Фантастический детектив
Политический детектив
Один из довольно далеких от классического детектива жанров. Основная интрига строится вокруг политических событий и соперничества между различными политическими или бизнес-деятелями и силами. Часто бывает также, что главный герой сам по себе далек от политики, однако, расследуя дело, натыкается на препятствие расследованию со стороны «власть имущих» или раскрывает какой-либо заговор. Отличительной особенностью политического детектива является (хоть и не обязательно) возможное отсутствие полностью положительных героев, кроме главного. Данный жанр нечасто встречается в чистом виде, однако может являться составляющей частью произведения.
Шпионский детектив
Основывается на повествовании о деятельности разведчиков, шпионов и диверсантов как в военное, так и в мирное время на «невидимом фронте». По стилистическим границам очень близок к политическим и конспирологическим детективам, часто совмещается в одном и том же произведении. Основное отличие шпионского детектива от политического состоит в том, что в политическом детективе наиболее важную позицию занимает политическая основа расследуемого дела и антагонистические конфликты, в шпионском же внимание заостряется на разведывательной работе (слежка, диверсия и т. д.). Конспирологический детектив можно считать разновидностью и шпионского, и политического детектива
Полицейский детектив
Описывается работа команды профессионалов. В произведениях этого типа главный герой-сыщик либо отсутствует, либо лишь незначительно выше по своему значению в сравнении с остальными членами команды. В плане достоверности сюжета наиболее приближен к реальности и, соответственно, в наибольшей степени отклоняется от канонов жанра чистого детектива (подробно описана профессиональная рутина с деталями, не имеющим прямого отношения к сюжету, присутствует значительная доля случайностей и совпадений, очень большую роль играет наличие информаторов в преступной и околопреступной среде, преступник зачастую остается неназванным и неизвестным до самого конца расследования, а также может уходить от наказания вследствие небрежности расследования или недостатка прямых улик).
«Крутой» детектив
Описывается чаще всего детектив-одиночка, мужчина лет тридцати пяти-сорока, либо мелкое детективное агентство. В произведениях данного типа главный герой противостоит чуть ли не всему миру: организованной преступности, коррумпированным политикам, продажной полиции. Основные черты — максимум действия героя, его «крутости», подлый окружающий мир и честность главного героя. Лучшие образцы жанра психологичны и содержат признаки серьёзной литературы — например, произведения Раймонда Чандлера.
Криминальный детектив
События описываются с точки зрения преступника, а не разыскивающих его людей. Классический пример: Джим Томпсон «Убийца во мне»
Детектив в кино
Детектив фокусируется на действиях детектива, частного сыщика, либо начинающего сыщика, изучающего загадочные обстоятельства преступления путём нахождения ключей к разгадке, расследования, и искусных умозаключений. Удачный детективный фильм часто скрывает личность преступника вплоть до концовки истории, а затем добавляет элемент неожиданности в процесс ареста подозреваемого. Возможно, однако, и обратное. Так, визитной карточкой сериала Коломбо стала демонстрация событий с точки зрения как детектива, так и преступника.
Неопределённость часто сохраняется как важная часть сюжета. Это может быть осуществлено с помощью звуковой дорожки, углов постановки камеры, игры теней и неожиданных поворотов сюжета. Альфред Хичкок использовал все эти приёмы, время от времени позволяя зрителю войти в состояние предчувствия угрозы и затем выбирал наиболее удачный момент для драматического эффекта.
Детективные повести доказали свою пригодность быть удачным выбором для сценария кинофильма. Сыщик часто является сильным персонажем с ярко выраженными лидерскими качествами, и сюжет может включать элементы драмы, неизвестности, личностного роста, неоднозначные и неожиданные отличительные черты характера.
По крайней мере до 1980-ых, женщины в детективах часто играют двойную роль, имея отношения с сыщиком и часто выполняют роль «женщины в опасности». Женщины в тех фильмах часто изобретательные личности, будучи самоуверенными, полны решимости и нередко двуличны. Они могут служить элементом неизвестности как беспомощные жертвы.
Афоризмы о детективе
Библиография
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Детектив» в других словарях:
детектив — пинкертон, детективчик, тайный агент, агент, сыщик Словарь русских синонимов. детектив см. сыщик Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
ДЕТЕКТИВ — (англ. detective от лат. detectio раскрытие) специалист по расследованию уголовных преступлений; агент сыскной полиции. В законодательстве РФ этот термин используется в словосочетании «частный детектив» (ЧАСТНЫЙ ДЕТЕКТИВ; ЧАСТНАЯ ДЕТЕКТИВНАЯ… … Юридическая энциклопедия
ДЕТЕКТИВ — (англ. detective, от лат. detectio раскрытие) специалист по расследованию уголовных преступлений; агент сыскной полиции. В законодательстве РФ этот термин используется в словосочетании частный детектив (см. Частная детективная деятельность) … Юридический словарь
ДЕТЕКТИВ — жанр, специфический для массовой литературы и кинематографа ХХ в. Основоположники Д. Эдгар По и Уилки Коллинз, но подлинное рождение этого жанра имело место в рассказах Конан Дойля о Шерлоке Холмсе. Почему Д. именно в ХХ в. получил такое… … Энциклопедия культурологии
Детектив — (от лат. detectio раскрытие; англ. detective) 1) сотрудник органов внутренних дел, прокуратуры, или др. лицо, правомерно осуществляющее деятельность по расследованию преступлений, сыщик (см., напр., Частный детектив); 2) произведение литературы,… … Энциклопедия права
ДЕТЕКТИВ — (англ. detective от лат. detectio раскрытие), 1) специалист по расследованию уголовных преступлений; агент сыскной полиции, сыщик.2) Литературное произведение или фильм, изображающие раскрытие запутанных преступлений … Большой Энциклопедический словарь
ДЕТЕКТИВ — [дэтэ], детектива, муж. (англ. detective). Сыщик, агент сыскной полиции. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ДЕТЕКТИВ — [дэтэ ], а, муж. 1. Специалист по расследованию уголовных преступлений. Частный д. 2. Литературное произведение или фильм, изображающие раскрытие запутанных преступлений. | прил. детективный, ая, ое (ко 2 знач.). Д. роман. Детективная литература … Толковый словарь Ожегова
детектив — а, м. détective Ж. Верн изобрел слово. Вартаньян. Литературное произведение или кинофильм, в основе сюжета которых лежит расследование какого л. преступления. БАС 2. Лекс. Уш. 1934: детекти/в … Исторический словарь галлицизмов русского языка
детектив — (неправильно дедектив), произносится [дэтэктив] и допустимо [дэтектив] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке