Гербер что это за праздник

Гербер: о традиционном летнем празднике удмуртов

Современный летний праздник гербер символизирует окончание весеннихполевых работ. Именно эту формулировку почти в один голос повторяют каждый год республиканские масс-медиа. Особенно забавным бывает читать такие репортажи в районных газетах, когда журналистом-сельчанином описывается, например, совершённый во время праздника обряд бусы сюан, в ходе которого под июньским солнцем колосья с одного поля срываются и переносятся на соседнее. Зачастую в том же номере газеты можно видеть репортажи и фотографии с сенокоса.

Указание исследователей на то, что праздник проводился “в последние дни летнего солнцестояния” (которое случается в последней декаде июня) никак не увязывается с теми датами праздника, которые сами же они и приводят – 12 июля н.ст. (Петров день) или 21 июля н.ст. На протяжении по крайней мере XVIII-XX веков (а на самом деле и в более отдалённое время) окончание весенне-полевых работ в мае, см. выше, – никак не могло приходиться не период летнего солнцестояния.

Посев яровых у нас производят в первой декаде мая, сев озимых – в середине августа, поэтому июльский гербер не может являться праздником “благодарения в честь окончания посадочно-посевных работ”, ибо он отмечается в большом промежутке между этими работами.

Гербер отмечается в фенологический период раннего лета, и нельзя согласиться с тем утверждением, что лето в этот период “достигает своего разгара”. Даже чисто с формальной точки зрения Гербер – вовсе не последний летний праздник: после него отмечается, уже в период полного лета, ещё ивыль (Ильин день, 2 августа).

Складывается впечатление, что современные исследователи в своих описаниях как минимум не принимают во внимание общеизвестные данные фенологического календаря.

Как и во многих подобных случаях, для прояснения ситуации приходится обращаться к работам дореволюционных этнографов – современников описываемой ими традиции.

И для северной и для южной традиции на рубеже XIX-XX веков наблюдатели (Первухин, Васильев) указывают дают одно и то же время празднования гербера – Петров день, когда время завершения пахоты давно уже миновало: пашня и посев совершаются за два месяца до того.

Каким образом можно совместить столь разноречивые указания?

Принципиально важной представляется информация Бориса Гаврилова, исследовавшего локальные традиции удмуртов Казанской губернии. Гаврилов, точно так же, как и Первухин, упоминает не об одном, а о двух герберах,большом и малом, но при этом даёт иные датировки и указывает на иную приуроченность, а главное – рассматривает сами праздники в контексте череды сакральных действий, совершаемых удмуртами в течение года –молений, во время которых в жертву приносится каша с говядиной.

В позднейшее время гербер, по-видимому, приурочивался в основном к началу сенокоса. Почему же именно эта технологическая операция выделялась среди прочих специальным праздником?

Реальной основой праздника является здесь уже не отдых от весенних трудов, а подготовка к уборочной страде, в том числе путём отправления обрядовых действий из области охранительной и производственной магии: крестьянин испытывал потребность в верховном заступничестве в деле сохранения плодов его годичного труда – зерна и сена.

Во-вторых, помимо декларируемой сакральной стороны, устраиваемое во время такого гербера моление имело, как представляется, и вполне прозаическое назначение.

За этим праздником в жизни селянина следовал период напряжённейшего, почти круглосуточного труда. Буквально за несколько дней с середины июля до начала августа ему надо было управиться и с сенокосом, и с уборочной и с посевом озимых. Промедление с любой из этих технологических операций оборачивалось недобором урожая и грядущей голодовкой. Поэтому на страду выходили все трудоспособные, и работали до упаду. Это было для них то, что обозначается (скомпрометированным на сегодня) термином “битва за урожай”.

И этнографические источники, и простое знакомство с крестьянским бытом говорят нам, что повседневная крестьянская пища содержит в основном растительные компоненты. Все составляющие ежедневного рациона, за исключением молока, имеют низкую калорийность, почти не содержат протеинов, бедны жирами и углеводами. Кроме того, в страду просто некому заниматься приготовлением еды, которая требует длительной обработки (к слову, летом крутую кашу или мясо в домашней печи ежедневно не сваришь и хлеб каждый день печь не станешь, поскольку в избе и без того жарко; логично, что семья во время гербера ест кашу с говядиной там, где она была приготовлена – в куале, которая используется в качестве летней кухни).

Русские крестьяне в Приуралье для страды запасали пищевые ресурсы в виде высококалорийных консервов, годных к употреблению при минимальном приготовлении (предки одного из авторов этих строк хранили в погребе солонину, заготовленную для страдных дней ещё зимой – вся она съедалась для поддержки сил членов семьи именно в эти дни).

Итак, в разных локальных традициях гербер отмечался в разное время, мог отмечаться дважды (как ‘(большой) гербер’ и как следовавший за ним ‘малый гербер’) и быть приуроченным к разным технологическим сельскохозяйственным операциям; притом в других локальных традициях к этим же операциям могли быть приурочены праздники с иными названиями.

Летний гербер соотносился, как правило, с днём Петра и Павла (29 июня с.ст.), и субъективная сторона его заключалась в производстве магических обрядов и действий с целью сохранения урожая озимых на корню на период его дозревания и уборки. После праздника начинался сенокос и уборочная страда. Праздник приходился как раз на “рабочую межень”– дни естественной паузы в технологическом цикле земледельца (“перед Петровым днём недели на две полевые работы прерываются” [22] ).

Очевидно, помимо совершенно необходимой популяризации исторических аспектов летнего гербера как праздника, отмечавшего подготовку к сенокосу и уборке злаковых, необходимо и некоторое переосмысление старинного праздника с учётом его современного состояния. В такую работу вполне могли бы включиться не только этнологи, но и работники культуры на местах, стараниями которых гербер ежегодно проводится, являясь важным инструментом в деле укрепления этнической толерантности и пропаганды удмуртской культуры.

[1] Проходит “главный” гербер примерно следующим образом. С утра в назначенный день собравшиеся на праздник люди участвуют в народном гуляньи: ходят по домам, угощаются, поют песни и веселятся, после чего постепенно собираются в одно место (как правило, на большом лугу), где бывает уже устроена сцена и размещены котлы для приготовления каши с мясом. Участников праздника приветствуют местные и республиканские руководители, они же награждают отличившихся селян, после чего (около полудня) приготавливается каша, и происходит символическое моление. Кашу съедают потом участники гербера, для которых устраиваются также всевозможные концерты, конкурсы, спортивные состязания, выездная торговля. Народное гулянье может продолжаться до позднего вечера.

[2] Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов. Ижевск, 1991. С. 84

[3] Васильев И. Обозрение языческих обрядов, суеверий и верований вотяков Казанской и Вятской губернии. Казань, 1906.С.37.

[4] Buch, Max. Die Wotjaken. Eine ethnologische Studie. Helsingfors, 1882. S. 128.

[5] Владыкин В. Е., Перевозчикова Т. Г. Годовой обрядовый цикл удмуртской общины «бускель» (материалы к народному календарю) // Специфика жанров удмуртского фольклора. Ижевск, 1990. С. 60-61.

[6] Миннияхметова Т. Г. Календарные обряды закамских удмуртов. Ижевск, 2004. С. 64

[7] Попова Е.В. Календарные обряды бесермян. Ижевск, 2004. С.125.

[8] Гаврилов Б. Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губерний. Казань, 1880. С. 157; Верещагин Г.Е. Общинное землевладение у вотяков Сарапульского уезда // Собрание сочинений. Т. 3, кн. 1. Ижевск, 1998. С. 91; Васильев И. Обозрение языческих обрядов, суеверий и верований вотяков Казанской и Вятской губерний. Казань. С. 86; Гришкина М.В. Крестьянство Удмуртии в XVIII веке. Ижевск, 1977. С. 49.

[9] Агроклиматический справочник по Удмуртской АССР. Л., 1961. С. 76-78.

[11] Первухин Н. Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эскиз II-й. Идоложертвенный ритуал древних вотяков по его следам в рассказах стариков и в современных обрядах. Вятка, 1888. С. 68-70.

[14] Первухин Н. Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эскиз III-й. Следы языческой древности в образцах произведений устной народной поэзии вотяков (лирических и дидактических). Вятка, б.г. С. 8,11.

[15] Васильев И. Обозрение… С. 86.

[16] Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск, 1994. С. 192.

[17] Гаврилов Б. Произведения… С.164.

[18] Праздники, приуроченные к технологическим операциям были общинные и семейные, так как и сами технологические операции были общинные и семейные. Например, в условиях поземельной общины и трёхполья действовал принудительный севооборот – каждое общинное поле (яровое, озимое, паровое) было разделено на полоски. Пользователи всех полосок должны были совершать каждую из операций до посева одновременно, с тем, чтобы вегетация растений одного вида на всех полосках данного поля происходила синхронно. Стартовый сигнал к этим операциям давался через общинный праздник. Праздником могли отмечать также финал операции. Здесь участие в празднике было для каждого домохозяина своеобразным отчётом о проделанной вовремя работе и демонстрацией его лояльности общине: ведь если хозяин полоски не мог обработать почву и засеять её, это должны были бы сделать его соседи по полю, либо община в складчину, руководствуясь вполне меркантильными соображениями – незасеянная полоска зарастала сорняками, которые засоряли всё поле, что снижало урожайность, и требовало дополнительных трудозатрат для прополки.

[19] Латышев Н.Н. Удмурты накануне реформы 1861 г. Ижевск, 1939. С.110-113.

[20] Агроклиматический справочник… С. 76.

[21] Васильев И. Обозрение…С.22.

[22] Первухин Н. Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эскиз V. Следы языческой древности в суеверных обрядах обыденной жизни вотяков от колыбели до могилы. Вятка, 1890. С.51.

[23] «…“Гырон быдтон” проводится на лугу в самое красивое время – в период цветения. По поверьям удмуртов, их Бог “Вось” 1 июня из молитвенного храма “Купалы” улетает на луга и возвращается обратно в Петров день (12 июля). Поэтому в этот период они молятся не в храме, а на природе. И, чтобы Бога ненароком не обидеть, случайно не задеть, с 1 июня по 12 июля запрещено рвать цветы и луговые травы» // Официальный сервер Республики Татарстан. http://www.tatar.ru/?DNSID=c7a9912c461f21bf12b2a191eb10768e&node_id=2818

[24] Виноградов С. Гербер – калык праздник // Советской Удмуртия. Ижевск. 1990, 22 июня. С.4.

[25] Ср. напр. Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов. Ижевск, 1991. С. 87, Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск, 1994. С. 187.

[26] «…У русских есть “Каравон”, у чувашей – “Уяв”, у мордвы – “Балтай”, удмурты празднуют “Гырон-Быдтон”, марийцы – “Семык”. А что есть у татар? Сабантуй? – вопрошает Сираджи. Сабантуй давно превратился в интернациональный праздник… Для меня важно, чтобы у татар появился национальный праздник… Важно, чтобы этот праздник вели на татарском языке, чтобы русские на нем были гостями. Чтобы хотя бы один день в году прошел без водки и свинины» // Мусина А. В поисках утраченного? Одного сабантуя маловато будет // Вечерняя Казань. Казань, 2004. 16 июня. «У председателя организации “Удмурт Кенеш” Валентина Тубылова – своё мнение: …Некоторые говорят: Гербер – государственный праздник. С говорящими так я не согласен. “Семык” марийцев – это что, тоже государственное мероприятие. Гербер – праздник удмуртского народа. Ну а интернациональной дружбе можно посвятить какие-нибудь другие мероприятия» (пер. с удм.) // Виноградова Е. Тон чебер, Гербер! // Удмурт Дунне. Ижевск, 2001. 14 июня.

[*] Коробейников, Алексей Владимирович (1961) – Удмуртский государственный университет, исторический факультет, кафедра археологии и истории первобытного общества, соискатель.
Сахарных, Денис Михайлович (1978) – Удмуртский государственный университет, институт социальных коммуникаций, кафедра истории и политологии, соискатель.

Источник

Праздник Гербер

Гербер что это за праздник. 0. Гербер что это за праздник фото. Гербер что это за праздник-0. картинка Гербер что это за праздник. картинка 0. Современный летний праздник гербер символизирует окончание весеннихполевых работ. Именно эту формулировку почти в один голос повторяют каждый год республиканские масс-медиа. Особенно забавным бывает читать такие репортажи в районных газетах, когда журналистом-сельчанином описывается, например, совершённый во время праздника обряд бусы сюан, в ходе которого под июньским солнцем колосья с одного поля срываются и переносятся на соседнее. Зачастую в том же номере газеты можно видеть репортажи и фотографии с сенокоса.

Гербер что это за праздник. 0. Гербер что это за праздник фото. Гербер что это за праздник-0. картинка Гербер что это за праздник. картинка 0. Современный летний праздник гербер символизирует окончание весеннихполевых работ. Именно эту формулировку почти в один голос повторяют каждый год республиканские масс-медиа. Особенно забавным бывает читать такие репортажи в районных газетах, когда журналистом-сельчанином описывается, например, совершённый во время праздника обряд бусы сюан, в ходе которого под июньским солнцем колосья с одного поля срываются и переносятся на соседнее. Зачастую в том же номере газеты можно видеть репортажи и фотографии с сенокоса.

Гербер что это за праздник. 5yricv3nv8w8c40csss4g80ko. Гербер что это за праздник фото. Гербер что это за праздник-5yricv3nv8w8c40csss4g80ko. картинка Гербер что это за праздник. картинка 5yricv3nv8w8c40csss4g80ko. Современный летний праздник гербер символизирует окончание весеннихполевых работ. Именно эту формулировку почти в один голос повторяют каждый год республиканские масс-медиа. Особенно забавным бывает читать такие репортажи в районных газетах, когда журналистом-сельчанином описывается, например, совершённый во время праздника обряд бусы сюан, в ходе которого под июньским солнцем колосья с одного поля срываются и переносятся на соседнее. Зачастую в том же номере газеты можно видеть репортажи и фотографии с сенокоса.

Гербер что это за праздник. . Гербер что это за праздник фото. Гербер что это за праздник-. картинка Гербер что это за праздник. картинка . Современный летний праздник гербер символизирует окончание весеннихполевых работ. Именно эту формулировку почти в один голос повторяют каждый год республиканские масс-медиа. Особенно забавным бывает читать такие репортажи в районных газетах, когда журналистом-сельчанином описывается, например, совершённый во время праздника обряд бусы сюан, в ходе которого под июньским солнцем колосья с одного поля срываются и переносятся на соседнее. Зачастую в том же номере газеты можно видеть репортажи и фотографии с сенокоса.

Гербер что это за праздник. 6bj002ydcy040o0g84cw00wgg. Гербер что это за праздник фото. Гербер что это за праздник-6bj002ydcy040o0g84cw00wgg. картинка Гербер что это за праздник. картинка 6bj002ydcy040o0g84cw00wgg. Современный летний праздник гербер символизирует окончание весеннихполевых работ. Именно эту формулировку почти в один голос повторяют каждый год республиканские масс-медиа. Особенно забавным бывает читать такие репортажи в районных газетах, когда журналистом-сельчанином описывается, например, совершённый во время праздника обряд бусы сюан, в ходе которого под июньским солнцем колосья с одного поля срываются и переносятся на соседнее. Зачастую в том же номере газеты можно видеть репортажи и фотографии с сенокоса.

Гербер что это за праздник. 41gddu5ieag4ww8cwog40ggo4. Гербер что это за праздник фото. Гербер что это за праздник-41gddu5ieag4ww8cwog40ggo4. картинка Гербер что это за праздник. картинка 41gddu5ieag4ww8cwog40ggo4. Современный летний праздник гербер символизирует окончание весеннихполевых работ. Именно эту формулировку почти в один голос повторяют каждый год республиканские масс-медиа. Особенно забавным бывает читать такие репортажи в районных газетах, когда журналистом-сельчанином описывается, например, совершённый во время праздника обряд бусы сюан, в ходе которого под июньским солнцем колосья с одного поля срываются и переносятся на соседнее. Зачастую в том же номере газеты можно видеть репортажи и фотографии с сенокоса.

Гербер что это за праздник. eji4ow8lrfw4k4ogsg0ok44ow. Гербер что это за праздник фото. Гербер что это за праздник-eji4ow8lrfw4k4ogsg0ok44ow. картинка Гербер что это за праздник. картинка eji4ow8lrfw4k4ogsg0ok44ow. Современный летний праздник гербер символизирует окончание весеннихполевых работ. Именно эту формулировку почти в один голос повторяют каждый год республиканские масс-медиа. Особенно забавным бывает читать такие репортажи в районных газетах, когда журналистом-сельчанином описывается, например, совершённый во время праздника обряд бусы сюан, в ходе которого под июньским солнцем колосья с одного поля срываются и переносятся на соседнее. Зачастую в том же номере газеты можно видеть репортажи и фотографии с сенокоса.

Праздники Гербер udmurt.ru

Россия — многонациональная и мультикультурная страна. Только, к сожалению, некоторые об этом забывают. И если о таком башкиро-татаро-чувашском празднике, как Сабантуй, многие хотя бы слышали, то на вопрос, что такое «Гербер», большая часть опрошенных сначала чешет затылок, а потом протяжно отвечает «цветок такой, ромашка».

Гербер или гырон быдтон (удм. «окончание пахоты») — традиционный удмуртский праздник, посвящённый гармоничному союзу природы и человека. Однако в последнее время он считается праздником окончания весенне-полевых работ. Современный праздник Гербер может заинтересовать, как удмуртов, так и туристов, желающих приобщится к культуре этого народа.

Абзац истории

Древнейший праздник Гербер когда-то отмечался в каждой деревне Удмуртии ежегодно в конце весны. Однако после революции это знаменательное для каждого причастного к сельскому хозяйству удмурта событие стало проходить летом. В 1992 году Гербер был признан правительством Удмуртии общереспубликанским праздником.

Где проходит

Что интересно, Гербер до недавнего времени (2010 года) не имел постоянного места проведения. Каждый год гостей встречали в разных уголках Удмуртской Республики. С 2010 года праздник проходит на территории Архитектурно-этнографического музея-заповедника «Лудорвай».

Как добраться

Из Ижевска можно доехать до Лудорвая на рейсовом автобусе № 109 от остановки «Южная Автостанция» или на автобусе № 151 от остановки «Улица Гагарина».

Что интересного

На Гербере всегда было чем заняться. Например, можно попробовать вкуснейшие блюда национальной кухни: хрустящие перепечи и рассыпчатая каша, приготовленная по старинному рецепту. Причём всех желающих местные бабушки угощают бесплатно. Проводятся многочисленные концертные программы, на которых выступают творческие коллективы и сольные артисты множества жанров — от народной песни до современных танцев.

Работает выставка-продажа сувениров, на которой каждый может приобрести частичку удмуртской культуры. Любителям состязаний предлагают принять участие в одном из традиционных конкурсов. Проводится выбор самой крепкой пары и всевозможные детские программы. Одним словом, скучать на Гербере не придётся никому.

Если вы желаете приобщиться к культуре одного из древнейших народов нашей страны или желаете просто хорошо провести время и находитесь недалеко, то посетить это событие определённо стоит.

Источник

Гербер — удмуртский национальный праздник

До события:

Гербер что это за праздник. grass png4932. Гербер что это за праздник фото. Гербер что это за праздник-grass png4932. картинка Гербер что это за праздник. картинка grass png4932. Современный летний праздник гербер символизирует окончание весеннихполевых работ. Именно эту формулировку почти в один голос повторяют каждый год республиканские масс-медиа. Особенно забавным бывает читать такие репортажи в районных газетах, когда журналистом-сельчанином описывается, например, совершённый во время праздника обряд бусы сюан, в ходе которого под июньским солнцем колосья с одного поля срываются и переносятся на соседнее. Зачастую в том же номере газеты можно видеть репортажи и фотографии с сенокоса.

Новые площадки

Как уже известно, 26 июня республиканский Гербер примет Вавожский район – родина основоположника удмуртской государственности Кузебая Герда.

Темой празднования станут воршуды (родовые объединения удмуртов), издревле населявшие территорию района.

Одной из особенностей нынешнего Гербера можно назвать его площадки. Здесь представят богатство и многообразие удмуртского мира за всю его историю: от традиций древности до современных интернет-технологий.

Гербер что это за праздник. zhenschiny raznyh vorshudov. Гербер что это за праздник фото. Гербер что это за праздник-zhenschiny raznyh vorshudov. картинка Гербер что это за праздник. картинка zhenschiny raznyh vorshudov. Современный летний праздник гербер символизирует окончание весеннихполевых работ. Именно эту формулировку почти в один голос повторяют каждый год республиканские масс-медиа. Особенно забавным бывает читать такие репортажи в районных газетах, когда журналистом-сельчанином описывается, например, совершённый во время праздника обряд бусы сюан, в ходе которого под июньским солнцем колосья с одного поля срываются и переносятся на соседнее. Зачастую в том же номере газеты можно видеть репортажи и фотографии с сенокоса.

Гербер что это за праздник. babushki tantsuyut na gerbere scaled. Гербер что это за праздник фото. Гербер что это за праздник-babushki tantsuyut na gerbere scaled. картинка Гербер что это за праздник. картинка babushki tantsuyut na gerbere scaled. Современный летний праздник гербер символизирует окончание весеннихполевых работ. Именно эту формулировку почти в один голос повторяют каждый год республиканские масс-медиа. Особенно забавным бывает читать такие репортажи в районных газетах, когда журналистом-сельчанином описывается, например, совершённый во время праздника обряд бусы сюан, в ходе которого под июньским солнцем колосья с одного поля срываются и переносятся на соседнее. Зачастую в том же номере газеты можно видеть репортажи и фотографии с сенокоса.

«У нас было много идей и задумок, как провести этот Гербер. Мы пришли к решению, что в этом году у нас будет настоящая выставка достижений народного хозяйства, ВДНХ удмуртского мира.

Гости узнают, чем Удмуртия жила раньше, и чем Удмуртия живет сейчас. Мы постарались охватить как можно больше разнообразных направлений, чтобы каждому было интересно и комфортно»,

— рассказала министр национальной политики Удмуртии Лариса Буранова.

Впервые на поляне праздника будет работать развернутая телевизионная студия. В эфире молодежного канала « Даур ТВ » каждый сможет передать видеопривет — «Гербер Салам!».

Записи видеопоздравлений от участников гуляний будут в течение года транслироваться в эфире. Кроме того, гости праздника смогут увидеть процесс создания передач.

Прямо во время события будут записаны интервью с интересными общественными деятелями для шоу «Нуназе подкаст», утренняя программа «Бур Ӵукнаен!» и вечернее шоу «Удмурт арня».

Гербер что это за праздник. lyudi stoyat pod bolshimi vorotami scaled. Гербер что это за праздник фото. Гербер что это за праздник-lyudi stoyat pod bolshimi vorotami scaled. картинка Гербер что это за праздник. картинка lyudi stoyat pod bolshimi vorotami scaled. Современный летний праздник гербер символизирует окончание весеннихполевых работ. Именно эту формулировку почти в один голос повторяют каждый год республиканские масс-медиа. Особенно забавным бывает читать такие репортажи в районных газетах, когда журналистом-сельчанином описывается, например, совершённый во время праздника обряд бусы сюан, в ходе которого под июньским солнцем колосья с одного поля срываются и переносятся на соседнее. Зачастую в том же номере газеты можно видеть репортажи и фотографии с сенокоса.

Гербер что это за праздник. devushki kruzhat horovod na prazdnike gerber scaled. Гербер что это за праздник фото. Гербер что это за праздник-devushki kruzhat horovod na prazdnike gerber scaled. картинка Гербер что это за праздник. картинка devushki kruzhat horovod na prazdnike gerber scaled. Современный летний праздник гербер символизирует окончание весеннихполевых работ. Именно эту формулировку почти в один голос повторяют каждый год республиканские масс-медиа. Особенно забавным бывает читать такие репортажи в районных газетах, когда журналистом-сельчанином описывается, например, совершённый во время праздника обряд бусы сюан, в ходе которого под июньским солнцем колосья с одного поля срываются и переносятся на соседнее. Зачастую в том же номере газеты можно видеть репортажи и фотографии с сенокоса.

Также, гостей праздника ждёт концерт удмуртских исполнителей сразу на двух сценах: на одной представят современный репертуар, на другой – колоритный фольклор.

Первый Всеудмуртский Глобальный Футбольный матч между командами «Боны» и «Бены» станет интересным и захватывающим событием этого Гербера.

Названия команд связаны с диалектами удмуртского языка. В речи жителей севера республики «да» по-удмуртски — «бен», а на юге «да» — это «бон». Команды сформируются из известных представителей южных и северных районов Удмуртии.

Еще на празднике можно будет прикоснуться к науке. Удмуртский институт истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра УрО РАН организует необычные и познавательные мастер-классы.

Дети смогут принять участие в археологическом квесте и найти ценный артефакт, а их родителям и всем желающим специалисты Института расскажут об истории возникновения населённых пунктов республики, используя данные из закрытой архивной базы.

Гербер что это за праздник. devushki gulyayut po polyu na gerbere scaled. Гербер что это за праздник фото. Гербер что это за праздник-devushki gulyayut po polyu na gerbere scaled. картинка Гербер что это за праздник. картинка devushki gulyayut po polyu na gerbere scaled. Современный летний праздник гербер символизирует окончание весеннихполевых работ. Именно эту формулировку почти в один голос повторяют каждый год республиканские масс-медиа. Особенно забавным бывает читать такие репортажи в районных газетах, когда журналистом-сельчанином описывается, например, совершённый во время праздника обряд бусы сюан, в ходе которого под июньским солнцем колосья с одного поля срываются и переносятся на соседнее. Зачастую в том же номере газеты можно видеть репортажи и фотографии с сенокоса.

Гербер что это за праздник. zhenschiny kachayutsya na kachelyah scaled. Гербер что это за праздник фото. Гербер что это за праздник-zhenschiny kachayutsya na kachelyah scaled. картинка Гербер что это за праздник. картинка zhenschiny kachayutsya na kachelyah scaled. Современный летний праздник гербер символизирует окончание весеннихполевых работ. Именно эту формулировку почти в один голос повторяют каждый год республиканские масс-медиа. Особенно забавным бывает читать такие репортажи в районных газетах, когда журналистом-сельчанином описывается, например, совершённый во время праздника обряд бусы сюан, в ходе которого под июньским солнцем колосья с одного поля срываются и переносятся на соседнее. Зачастую в том же номере газеты можно видеть репортажи и фотографии с сенокоса.

А сделать интересные и запоминающиеся фотографии можно будет с помощью специальной фотозоны «Анае, мон Герберын» — «Мама, я на Гербере».

АвтоГербер

Впервые в рамках Межрегионального удмуртского национального праздника «Гербер» пройдет республиканский молодежный квест «АвтоГербер».

Цель квеста — популяризация удмуртского языка и культуры среди молодежи.

Его участниками могут стать все желающие жители Удмуртии в возрасте от 18 до 35 лет.

Основные испытания состоятся на поляне Гербера.

Организатор квеста «АвтоГербер» АНО «Ресурсный центр народов Прикамья» при поддержке Министерства национальной политики Удмуртской Республики.

Проект реализуется на средства гранта ПАО «Лукойл».

Едем на Гербер!

Карта праздника

Гербер что это за праздник. karta scaled. Гербер что это за праздник фото. Гербер что это за праздник-karta scaled. картинка Гербер что это за праздник. картинка karta scaled. Современный летний праздник гербер символизирует окончание весеннихполевых работ. Именно эту формулировку почти в один голос повторяют каждый год республиканские масс-медиа. Особенно забавным бывает читать такие репортажи в районных газетах, когда журналистом-сельчанином описывается, например, совершённый во время праздника обряд бусы сюан, в ходе которого под июньским солнцем колосья с одного поля срываются и переносятся на соседнее. Зачастую в том же номере газеты можно видеть репортажи и фотографии с сенокоса.

Настольные игры «Chukinder Шудонсэрег»

Гербер что это за праздник. za igroi v jech perepech. Гербер что это за праздник фото. Гербер что это за праздник-za igroi v jech perepech. картинка Гербер что это за праздник. картинка za igroi v jech perepech. Современный летний праздник гербер символизирует окончание весеннихполевых работ. Именно эту формулировку почти в один голос повторяют каждый год республиканские масс-медиа. Особенно забавным бывает читать такие репортажи в районных газетах, когда журналистом-сельчанином описывается, например, совершённый во время праздника обряд бусы сюан, в ходе которого под июньским солнцем колосья с одного поля срываются и переносятся на соседнее. Зачастую в том же номере газеты можно видеть репортажи и фотографии с сенокоса.

Поиграть в настольные игры на удмуртском языке смогут все желающие. На празднике Гербер будет организована площадка в палатке.

На игротеке можно познакомиться с такими играми как: «Вожодыр» (удмуртская «Мафия»), «Ӟеч Перепеч» (удмуртское Uno), «Тодад возь» в двух вариантах (удмуртское Memory) и удмуртская версия популярной настольной игры «Эрудит».

Знание удмуртского языка необязательно!

«Chukinder» — творческое объединение по разработке настольных игр на удмуртском языке, созданное в 2016 году.

На данный момент у объединения 4 настольных игры: «Вожодыр» (удмуртская «Мафия»), «Ӟеч Перепеч» (удмуртское Uno), «Тодад возь» в двух вариантах (удмуртское Memory) и удмуртская версия популярной настольной игры «Эрудит».

Кроме того, в 2021 году совместно с участниками лагеря для одаренных детей «Шундыкар» объединение создало приложение-игру «Ӧлиас», аналог игры Alias.

Творческое объединение «Chukinder» проводит турнир «Вожодыр» по типу интеллектуальной игры «Мафия» и другие игровые мероприятия для объединения духа коллектива и развития аналитического ума у детей и взрослых.

«ChukinderШудонсэрег» — это игротека от ТО Chukinder, где все желающие могут поиграть в настольные игры на удмуртском языке.

Настольные игры «Chukinder» — это отличный материал для изучения удмуртской культуры и языка, а также способ оригинального времяпровождения.

Правила игр даны на удмуртском, русском и английском языках, поэтому «Вожодыр» и «Ӟеч Перепеч» популярны не только в Удмуртии, но и в других городах России, а также в Финляндии, Эстонии и Венгрии.

Археологическая песочница

Гербер что это за праздник. arheologicheskaya pesochnitsa todoschi kua. Гербер что это за праздник фото. Гербер что это за праздник-arheologicheskaya pesochnitsa todoschi kua. картинка Гербер что это за праздник. картинка arheologicheskaya pesochnitsa todoschi kua. Современный летний праздник гербер символизирует окончание весеннихполевых работ. Именно эту формулировку почти в один голос повторяют каждый год республиканские масс-медиа. Особенно забавным бывает читать такие репортажи в районных газетах, когда журналистом-сельчанином описывается, например, совершённый во время праздника обряд бусы сюан, в ходе которого под июньским солнцем колосья с одного поля срываются и переносятся на соседнее. Зачастую в том же номере газеты можно видеть репортажи и фотографии с сенокоса.

Археологическая песочница «ТОДОСЧИ КУА» — интерактивная площадка, включающая в себя несколько компонентов:

Работа площадки с 12.00 – 16.00.

Воршуды

Можга — удмуртъёслэн бадӟым но кужмо воршуд-выжы группазы. Валтӥсь гуртъёсыз Удмуртилэн шор но лымшор палаз интыськемын — Кильмезь но Вала шуръёслэн бассейназы. Можга воршуд Калмез нимо выжы огазеяськонэ пыре.

Можга — многочисленная, сильная воршудно-родовая группа удмуртов. Основные селения расположены в центральной и южной частях Удмуртии — в бассейне р. Кильмезь и особенно по ее левобережному притоку р. Вала. Входит в состав племенного объединения калмез.

Та паськыт интыяськем удмуртъёслэн воршуд-выжы группазылэн историез тунсыко но валантэм. Со калмезъёс пӧлын но, озьы ик ваткаос пӧлын но интыяськемын, вылаз ик соослэн тужгес но вашкала шоринтыосазы — Слободской районысь улӥ Чупчи дорын (ватка) но Кильмезь но Вала шуръёслэн бассейназы (калмез). Озьы ке но ас кылдэмезъя Мӧнья воршуд Ватка но Ветлуга шуръёс вискысь Кильмез шур котыре выжем калмезъёс пӧлы пыре.

Загадочна история этой широко расселившейся воршудно-родовой группы удмуртов. Она расселена как среди калмезов, так и среди ватка, причем в наиболее древних центрах их жительства — нижней Чепце на территории Слободского р-на (ватка) и бассейне р. Кильмезь и Вала (калмез). Тем не менее Мӧнья по своему происхождению относится к калмезам, переселившимся в бассейн Кильмези из Вятско-Ветлужского междуречья.

Бия Воршуд — калмез выжыысь, Кильмезь шур кузя но Вало шур котырын улӥсь воршуд группа. Кильмезь шурлэн бассейнэз та трос луисьтэм воршуд группалэн кылдон интыез луиз. Мукет выжыос сямен ик, бия воршудысь калык улон интызэс ӧз воштэ.

Калмезский род, живущий на ограниченной территории — по р. Кильмезь и ее левому притоку р. Вала. Бассейн Кильмези был местом формирования этой не многочисленной воршудно-родовой группы. Подобно другим родам, биинцы не переселились за пределы племенной территории.

Дӧкъя Воршуд — калмез воршуд группалэн улон интыяз, Вало шур котырын, Вавож ёрослэн музъем вылаз интыяськем воршуд группа. Вавожысь Дӧкъя-вылэ Бадӟым Докъя, Четкер, Большое Волково, среднее Волково, Верхнее Волково, Чемашур-Докья, Большая Гурезь-Пудга, Малая Гурезь Пудга, Кайшур, Малиновка, Яголуд, Валодор, Уе-Докья, Новая Докья гуртъёс пыро. Калык верамъя, Дӧкъя выжы азьло Кузон карлэсь лымшорынгес улэ вылэм. Булгаръёслэн зӥбытэмзы улсын, соос Вало шур дуре выжиллям. Шур кузя соос улыны тужгес но тупась инты утчаллям. Инты утчакузы, пыд улысьтызы дукъя тылобурдо лобӟыса потэм. Кышкаменызы Дӧкъяос шуиллям: «Ачиз Инмар татчы интыяськыны косэ». Озьы, шурлэн мукет ярдурыз Дӧкъяослэн улон интызы луэм.

Какся Воршуд — трос лыдо но паськыт вӧлмем воршуд группа. Лымшор, камсьӧр удмуртъёс пӧлын сяна, уйпал удмуртъёс пӧлын но вӧлмемын. Тужгес но ӵем пумиське Вало но Кильмезь шуръёслэн бассейназы, калмезъёс пӧлын. Какся Воршуд Удмуртилэн 53 гуртаз но Удмуртия сьӧрысь 17 ёросын пумиське на.

Воршуд Какся — многочисленная и широко расселившаяся воршудно-родовая группа. Встречается как среди южных, включая приуральских (закамских), так и среди северных удмуртов, особенно их много в бассейнах р. Вала и Кильмезь, т. е. среди калмезов.
Воршуд Какся расселился в 53 селениях Удмуртии и за ее пределами — на территории 17 районов.

Умяк но Вала шур кузя (Ватка шурлэн бассейнэз), Иж, Туймы шур котырын (Кам шурлэн бассейнэз) интыяськем бадӟым но ӵем пумиськись лымшор удмуртъёслэн воршуд-выжы огинъёс пӧлысь одӥгез Пельга воршуд луэ. Пельга-выл выжы кар туж паськыт музъем вылын интыяське вал — туала Кизнер ёрослэн шундыӝужан палаз (бемыж куст), Грак, Можга ёрослэн шундыпуксён палаз, Вавож но Ува ёрослэн лымшор палаз. Та микроэтнонимлы шер кутӥськись кыл — пелё («филин, сова») инъет сётэм.

Одна из многочисленных и типичных южноудмуртских воршудно-родовых групп, расселившихся по р. Умяк и Вале (бассейн р. Вятки), Ижа, Тоймы и по их притокам (бассейн р. Камы). Родовое гнездо Пельга-выл занимал очень большую территорию — восточную часть современного Кизнерского р-на (бемыжский куст), западную часть Граховского, Можгинского, южную часть Вавожского и Увинского р-нов. В основе данного микроэтнонима лежит редко употребляющееся ныне слово пелё ‘филин, сова’

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *