Георг гегель считал что первооснова всего сущего

Георг Гегель: абсолютная идея и мировой разум

«Все действительное разумно, все разумное действительно.»
Г. Гегель

Георг Вильгельм Фридрих Гегель — один из основоположников немецкой классической философии и философии романтизма. Он считал, что все мироздание — это проявление мирового разума.

Весь мир — философия

Георг гегель считал что первооснова всего сущего. 101. Георг гегель считал что первооснова всего сущего фото. Георг гегель считал что первооснова всего сущего-101. картинка Георг гегель считал что первооснова всего сущего. картинка 101. «Все действительное разумно, все разумное действительно.» Г. Гегель

Некоторые исследователи называли Гегеля «философом из философов», потому что он единственный представитель этой науки, для которого философия была всем: и причиной, и следствием, и объектом изучения, и инструментом. Другие мыслители использовали философию как средство познать реальность, Гегель же считал весь мир чистым мышлением, то есть философией.

Основная мысль философии Гегеля заключается в том, что в мире все разумно. Вселенная, считал философ, устроена гармонично и в высшей степени целесообразно, в ней все находится на своем месте и выполняет свое предназначение. В связи с этим Гегель задается вопросом: могла ли неодушевленная и неразумная природа, то есть материя, сама создать такую совершенную систему? Его ответ: нет, не могла. Значит, можно и нужно предположить, что существует некий высший разум, который и создал всю гармоничную вселенную.

Весь физический мир, утверждал Гегель, это проявление иной реальности, духовной. Она является высшей и идеальной, и она создает материальное мироздание. Подобные идеалистические идеи существовали и до Гегеля: Платон называл высшую реальность «миром идей», индуистская философия — Брахманом. Гегель назвал духовный мир Абсолютной идеей и Мировым разумом и соотносил это понятие с Богом.

До самой смерти философ оставался верующим человеком. Когда он находился на смертном одре, один из друзей спросил его, что он думает о Боге. Гегель указал на Библию, лежавшую у изголовья, и сказал: «Мне незачем что-то придумывать, здесь вся мудрость Божия».

«Истина рождается ересью, а умирает предрассудком» (Г. Гегель)

Развитие абсолютной идеи

Развивая мысль о существовании Абсолютной идеи, Гегель пришел к выводу, что она находится во всем и в своем развитии проходит три этапа. Первый этап — это нахождение Абсолютной идеи самой в себе, в непроявленном состоянии, в идеальной сфере. Эту идеальную сферу философ назвал логикой. Он употребляет это слово не в общепринятом значении, логика у Гегеля — не наука, а первичная реальность.

С наступлением второго этапа Абсолютная идея выходит за пределы логики и воплощается в физическом мире, создавая его. Таким образом получается, что материальный мир — это не нечто самостоятельное, а всего лишь проявление Абсолютной идеи. Природу Гегель называл «застывшим духом». Что означает это определение? Чтобы лучше понять представление Гегеля о реальности, можно привести аналогию с художником. Когда перед ним находится чистый лист, он уже знает, что на нем должно быть изображено. То, что будет на листе бумаги, сначала находится в его сознании. Но он может при помощи карандашей и красок сделать содержимое своего сознания материальным. Так же действует Абсолютная идея. Она проявляет то, что в ней заложено, в материальной реальности, создавая весь этот мир.

На третьем этапе Абсолютная идея снова возвращается в область идеального — в человеческое сознание, где продолжает свое существование. Здесь она приобретает специфические формы, становится либо научным знанием, либо искусством. Таким образом, три стадии саморазвития Абсолютной идеи образуют триаду: тезис переходит в антитезис, а завершает все синтез.

«Ни один человек не может быть героем для своего лакея. Не потому, что герой — не герой, а потому, что лакей — только лакей» (Г. Гегель)

История мирового духа

«Половинчатая философия отделяет от Бога», — говорил Гегель, — истинная же философия приводит к Богу». Философия Абсолютной идеи была тесно связана с пониманием Божественного бытия. Гегель считал, что Бог находится не где-то за пределами мира и космоса, а внутри бытия, в каждой его частице. Абсолютная идея, которая рождает из себя весь мир и опять возвращается к себе, это и есть Бог. Бог — это мировой дух, который снова и снова раскрывается в разных формах и осознаёт себя через человеческий ум.

Философ называл себя «биографом мирового духа». Вся человеческая история — это история проявленного духа, изучением которой занимается философия. Но философия не может предвидеть, как дух проявит себя в будущем, она только фиксирует то, что уже случилось, будущее же от нее скрыто.

Гегель был не только ученым, но и преподавателем, причем, по рассказам очевидцев, его манера читать лекции была уникальной. Его уроки были своеобразной философской лабораторией, где прямо на глазах у слушателей происходило рождение истины. Он задавал студентам вопросы, которые в этот момент волновали его самого, и вместе с ними проходил путь от непонимания и сомнения к утверждению и уверенности. Воспринимать его лекции было сложно, но результаты были впечатляющими: все студенты Гегеля становились большими любителями философии.

«Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера» (Г. Гегель)

Источник

Ответы на тесты по философии: Немецкая классическая философия.

Немецкая классическая философия.

1. В философском творчестве И. Канта выделяются периоды:

*а) докритический и критический;

б) материалистический и диалектический;

в) логический и онтологический;

г) рациональный и иррациональный;

д) метафизический и диалектический.

2. Философский трактат «Критика чистого разума» был написан:

3. Трансцендентное по Канту – это:

а) познанное опытным путем;

б) познанное эмпирически и рационально;

в) познанное с помощью теоретического разума;

г) познанное с помощью практического разума;

*д) абсолютно непознаваемое.

4. По мнению Канта, «вещь в себе» – это:

б) реальное существование потенциального мира;

*в) мир существующий, который нам совершенно недоступен и никогда не может сделаться объектом нашего познания;

г) то же, что феноменальное субъективное бытие;

д) совокупность трансцендентных субъектов, то же, что Платон называл «миром идей».

5. Помимо явлений Кант выделяет:

*а) мир вещей в себе;

б) мир сознания в себе;

в) мир чувств в себе;

6. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть:

д) интуитивное схватывание.

7. Априорные формы чувственного созерцания, по Канту:

*а) пространство и время;

б) пространство и мышление;

г) ощущение и представление;

д) бытие и сознание.

8. По теории Канта, время и пространство:

а) являются вечными реальными атрибутами субстанции;

*б) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;

в) возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира;

г) являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей;

д) первичны по отношению к материи.

9. Кант обосновывает нравственный закон, согласно которому человек является «целью в себе», поскольку:

а) связь между чувственным стимулом и поведением имеет характер прямой необходимости;

*б) человек — это существо, способное к абсолютно свободной автономной мотивации поведения;

в) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей;

г) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе;

д) человек создан по образу и подобию божьему.

10. Формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать. »:

а) привычной формой твоего поведения;

б) принципом инстинкта самосохранения;

г) примером для подражания других;

д) юридическим законом.

11. По мнению Канта, категорический императив – это:

а) выведенный им закон соотношения масс планет;

б) критикуемый им христианский догмат;

в) занимаемая им гражданская позиция;

г) доказательство несостоятельности любых нравственных предписаний;

*д) непреложное нравственное требование, моральный закон.

12. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:

*а) соответствует действующему закону;

б) доставляет личное удовлетворение;

в) подчинен абстрактному чувству долга;

г) подчинен воле бога;

д) связан с гуманными или дружескими чувствами.

13. В своей теории эстетического суждения Кант впервые охарактеризовал эстетически приятное, с точки зрения:

б) творческой способности;

14. Философия Гегеля — это:

*б) абсолютный объективный идеализм;

д) трансцендентальный идеализм.

15. Диалектика в философской системе Гегеля:

16. По Гегелю, первооснова всего сущего есть:

*в) абсолютная идея (мировой дух);

д) у сущего нет первоосновы, все безосновно, преходяще.

17. В системе Гегеля мировое развитие есть:

*а) развитие духа (абсолютной идеи);

б) процесс закономерной смены общественно-экономических формаций;

в) воплощение Божественного замысла;

г) процесс самоорганизации материи;

д) Гегель отрицал развитие.

18. В «Науке логики» Гегель обосновывает тезис:

а) все, что существует — разумно;

б) все, что существует — действительно;

в) все, что разумно – существует;

*г) все, что разумно — действительно.

19. Гегель рассматривал историю в своей работе «Философия истории», как:

а) прогрессивное развитие науки;

б) самоцельное становление бога;

*в) развитие мирового духа во времени;

г) развитие мирового духа в пространстве;

д) нравственный прогресс.

20. Философия Л. Фейербаха — это:

21. Материалистическая концепция Л. Фейрбаха получила название:

а) стихийный материализм;

б) наивный материализм;

в) механистический материализм;

г) диалектический материализм;

*д) антропологический материализм.

22. Фейербах главным объектом познания считал:

23. Фейербах считал религию:

а) нелепым суеверием;

б) абсолютизированием субъективной стороны сознания;

*в) приписыванием Богу атрибутов человека;

г) реализацией свободы;

д) атавизмом сознания, связанным со страхом людей перед силами природы.

24. «Новая этика и религия человека», к которой призывал Фейербах, это религия и этика:

25. Установите соответствие философа философскому учению:

б1. трансцендентальный идеализм; а) Гегель;

г2. антропологический материализм; б) Кант;

а3. абсолютный идеализм; в) Шеллинг;

в4. философия тождества; г) Фейербах.

26. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:

б1. «Критика чистого разума»; а) Гегель;

г2. «О сущности христианства»; б) Кант;

а3. «Наука логики»; в) Шеллинг;

в4. «Система трансцендентального идеализма»; г) Фейербах.

Источник

Философия доступным языком: Философия Гегеля. (Абсолютная идея. Диалектика Гегеля)

Георг гегель считал что первооснова всего сущего. 1542974878 gegel. Георг гегель считал что первооснова всего сущего фото. Георг гегель считал что первооснова всего сущего-1542974878 gegel. картинка Георг гегель считал что первооснова всего сущего. картинка 1542974878 gegel. «Все действительное разумно, все разумное действительно.» Г. ГегельФилософия Гегеля – вершина классической немецкой философии. Диалектика, знаменитые законы диалектики, были тоже найдены этим великим мыслителем.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель – годы жизни (1770-1831). Его труды были написаны под влиянием немецкого философа Канта и в меньшей степени Фихте. Во многих своих философских поисках Гегель опирается именно на труды Канта и получает поистине ошеломляющие результаты, имеющие огромное значение для всего человечества.

Развитие, эволюция абсолютной идеи:
Метод восхождения от абстрактного, к конкретному. Развитие абсолютной идеи начинается с предельно пустых, абстрактных, не наполненных ни каким, конкретным содержанием понятий.

Чистое бытие у Гегеля равное понятию «ничто».

Сущность – Для Гегеля сущность как бы просвечивается, через те явления, которые мы наблюдаем. Сущность по своей структуре – это проникновение во внутренние закономерности предметов и это проникновение открывает для человека возможность видеть, что любой предмет по своей сути является противоречивым.

Понятие – это категория, которая воспроизводит весь процесс развития бытия и мышления. Гегель говорит, что понятие всегда исторично, оно несёт исторический характер.

Триада в развитие мира и мышления, связка «БЫТИЕ» «СУЩНОСТЬ» и «ПОНЯТИЕ» это закон познания окружающего нас мира. Наше познание всегда начинается с наличного бытия, то, что мы видим, наблюдаем, то, что мы можем обнаружить в своём опыте, затем мы исследуем сущность познаваемого предмета, а когда мы называем предмет, мы получаем понятие. Поэтому Гегель говорит, что понятие исторично, ведь оно впитывает в себя весь предшествующий опыт прежних поколений.

2. Диалектика Гегеля : Закон отрицание отрицания, или закон двойного отрицания – в понимании Гегеля, это закон возвращение объекта в процессе его развития к старому качеству, но на уже высшую ступень развития.
Отрицание — это логический термин. К примеру; утверждение «А» объявляется неправильным. Как результат возникает отрицание «не-А». В свою очередь отрицанию «не-А» противопоставляется утверждение «не-А» Происходит повторное отрицание «НЕ-НЕ-А» возвращающееся к утверждению «А». Подобный процесс называется, снятие двойного отрицания.
В диалектическом отрицании Гегеля всегда присутствуют три момента; 1) преодоление старого, тех процессов, которые себя уже отжили. Любой процесс развития не возможен без отрицания. 2)Преемственность в развитии. 3) И третий этап – это утверждение нового. Всё, что связанно с развитием человека и его постижением этого мира, имеет спиральную форму. Каждая новая ступень, спираль развития, более усовершенствована, более насыщена. По мнению Гегеля, старое не исчезает, оно трансформируется в новое.

Философия доступным языком: Философия Гегеля. (Абсолютная идея. Диалектика Гегеля)

Источник

Вдохновляющие труды философии Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – представитель классической немецкой философии. Наибольшее влияние на его труды оказал Иммануил Кант.

С некоторыми суждениями своего предшественника Гегель был не согласен и старался опровергнуть их в своих работах.

Георг гегель считал что первооснова всего сущего. 1 19. Георг гегель считал что первооснова всего сущего фото. Георг гегель считал что первооснова всего сущего-1 19. картинка Георг гегель считал что первооснова всего сущего. картинка 1 19. «Все действительное разумно, все разумное действительно.» Г. ГегельКант утверждал, что без опыта познание чистого разума не существует. Гегель возражал ему: человек способен познать окружающий мир. Явление и «вещь в себе» взаимосвязаны и их связь никогда не будет разорвана.

Два немецких философа расходились в суждениях и о природе противоречий. Кант относился к противоречиям негативно. Для него это – источник заблуждений. Гегель называл противоречия критерием истины, а их отсутствие – критерием заблуждений.

Тема Духа, которую подробно изучал Гегель, развивалась еще со времен Платона. Сам философ признавал, что на его суждения повлияли Прокл, Экхарт, Лейбниц, Руссо.

Суть философии немецкого мудреца

Философия Гегеля в своей основе опиралась на идею постепенного развития бытия. От бытия в себе (идея, разум) через бытие вне себя (природу) к бытию в себе и для себя (Духу).

В процессе саморазвития чистый разум – не реальная, а идеальная и логическая субстанция. Превратить субстанцию в субъект, бессознательный разум в самостоятельный разум, дух или абсолютный Дух является целью мирового процесса. Субстанция выливается из первоначального состояния в качестве логической идеи в инобытие, природу, для достижения цели: осознание себя как единого и истинно действительного, понимание абсолютной истины какой она есть сама по себе и внутри себя.

Абсолютная Идея – основа мироздания. Природа не способна стать основой всего сущего, потому что является пассивной субстанцией, а Абсолютная Идея меняет ее, производя те или иные действия.

Окружающий мир, согласно гегелевской философии, можно познать с помощью инструмента познания – чувственного и рассудочного опыта. Противоречия являются критериями истины, и заблуждением является их отсутствие. Эти два суждения противоречили идеям Канта, который оказал сильное влияние на формирование мировоззрения германского мыслителя.

Диалектика и логика в трактовке Гегеля

Учение Георга Гегеля о диалектике оставило заметный вклад в философии. Немецкий мыслитель первый систематизировал диалектическое мышление и выделил три его закона. В своем труде философ пытался понять взаимосвязь между различными компонентами одного процесса.

Начало гегелевской логики лежит в его диалектическом методе: если в рассуждениях исключить все мысли, имеющие какое-либо содержание, то останется неопределенное общее понятие, названное бытием, которое исключить уже нельзя. Бытие не имеет содержания и качества, следовательно, равно небытию. Так бытие переходит в небытие, и рассуждения о бытии приводят к противоположному.

Учение о логике представителя классической немецкой философии разделено на:

Философские размышления о природе и духе

В теории Гегеля об основе мира, Абсолютная Идея выражена безграничным духовным началом, условие существования и развития мира, человека и природы. Главная задача Абсолютной Идеи – самопознание.

Природа не способна являться Абсолютной идеей, она не станет основой всего сущего. Природа, согласно германскому философу, это пассивная субстанция. Сама по себе она не содержит активных действий. Первоначалом мира следует быть чему-то безликому, какой-то абсолютной духовной силе.

Гегелевская философия представляет путь идеи в ее инобытии. Природа в его учении предстает промежуточным звеном. Идея в своем развитии становится материальной природой, а затем развивается в дух, истинный и сознательный.

Философия о Духе одна из наиболее разработанных тем в трудах немецкого мыслителя.

Учение разделяется на три ступени: субъективный, объективный и абсолютный дух.

Кратко концепцию Гегеля можно выразить так: вначале, на определенной ступени развития природы, возник разумный человек. Сперва он живет в естественном состоянии, под влиянием природы, и подчиняется инстинктам. Человек и представляет собой субъективный дух.

Георг гегель считал что первооснова всего сущего. 2 19. Георг гегель считал что первооснова всего сущего фото. Георг гегель считал что первооснова всего сущего-2 19. картинка Георг гегель считал что первооснова всего сущего. картинка 2 19. «Все действительное разумно, все разумное действительно.» Г. Гегель

В процессе развития человек признает других людей равными себе, начинает воспринимать их как духовных существ, к которым следует относиться с уважением. Приходит осознание, что свобода одного мыслящего существа заканчивается там, где начинается свобода другого. Эта ступень – объективный дух, жизнь людей в коллективе.

Абсолютный дух, третья ступень, единство субъективного и объективного. Дух освобождается от противоречий, примиряется с самим собой и постигает истинное, совершенное знание о себе.

Гегельянство – что это?

После смерти Георга Гегеля его последователи образовали школу, названную гегельянством. Единой школа оставалась недолго и вскоре разделилась на несколько направлений. Причиной разлада стали религиозно-богословские разногласия.

Гегель считал ортодоксальной созданную им философскую систему. Но некоторые представители его школы увидели в трудах философа низвержение государства и церкви, отвержение Бога и бессмертия человека. Началу этого положило сочинение Д. Штрауса «Жизнь Иисуса».

Школа распалась на тех, кто придерживался «классической» гегелевской философии и тех, кого увлекли левые взгляды. Последние были неоднородны и разделились на три группы: крайне левые (Бауэр, Фейербах), консервативные правые (Габлер, Гешель, Эрдман) и центральное крыло (Батке, Конради, Розенкранц).

Среди левых гегельянцев, которых прозвали младогегельянцами, было много критиков истории церкви, а также философов, критикующих религию.

Крайне левые гегельянцы пошли дальше других и расширили сферу изучения, кроме философских вопросов религии, на политические и социальные темы. Маркс трактовал философские идеи Гегеля в материалистическом ключе и взял ее за основу своей системы экономического материализма.

Георг гегель считал что первооснова всего сущего. 3 15. Георг гегель считал что первооснова всего сущего фото. Георг гегель считал что первооснова всего сущего-3 15. картинка Георг гегель считал что первооснова всего сущего. картинка 3 15. «Все действительное разумно, все разумное действительно.» Г. Гегель

Приверженцы гегельянства оказали большое влияние на развитие науки, особенно на философию религии, историю философии, эстетику и философию истории.

Влияние Гегеля на западных и русских философов

Немецкий мыслитель стал предтечей концепции Модерна и модернизма. В трудах Гегеля описан ряд проблем, чья актуальность и сейчас неоспорима: отчуждение, социальная разобщенность, поиск свободы и внутренней гармонии. Некоторые исследователи творчества Гегеля отмечают его заметный вклад в формирование социальных наук.

Попытки немецкого философа соединить рациональное и идеалистическое начало нашли многих приверженцев, особенно на рубеже XIX-XX вв. В это время работы Гегеля были переведены на все основные европейские языки.

В России гегелевская философия сыграла немаловажную роль в культуре страны. В 30-40 годы XIX века многие образованные люди интересовались идеями Гегеля. Об этом спорили, читали многочисленные брошюры. Весь образованный свет был знаком со взглядами выдающегося немецкого мыслителя на темы философии, религии, эстетики, права и морали.

Особенностью русской философии является то, что участники двух противоположных течений русской общественно-философской мысли: западники и славянофилы, были хорошо осведомлены о философии Гегеля и черпали из нее свои идеи. Славянофилы разрабатывали его идеи со своей позиции. Самые видные представители западничества выросли на работах Гегеля.

Заслуги Гегеля в философии велики и его влияние на развитие человеческой истории трудно приуменьшить. Мыслитель занимался как вопросам религии, так и диалектики. А еще заложил основы социальных наук, которых в его время не существовало.

Источник

Принцип тождества бытия и мышления — Диалектика Гегеля

Идея тождества бытия и мышления является глобальным принципом гегелевского мировоззрения. Согласно Гегелю, мир по своей природе духовен. Материальное, природа, есть порождение или создание идеального, духа, проявление различия, существующего в абсолютном тождестве, благодаря которому абсолютный дух на определенном этапе своего развития отчуждает себя в форме природы. Таким образом, природа предстает как инаковость абсолютной Идеи, Духа. Гегель отверг точку зрения Шеллинга на основу мира как абсолютное тождество бытия и мышления, исключающее всякое различие, поскольку в этом случае в философской системе Шеллинга дух предстает как пассивная основа мира, что определяет пассивность самого тождества, а значит, и невозможность объяснения развития самого мира из его собственной сущности.

Согласно Гегелю, тождество бытия и мышления следует рассматривать как их единство, которое предполагает различие между ними и реализацию этого различия в деятельности, движении и развитии разума. У Гегеля дух предстает как мощная активная сила, которая сама делится на субъективное и объективное. Дух — это Абсолютная Идея, Разум, Бог, т.е. активная всесторонняя творческая духовная сила. Мир объективен, он существует сам по себе, потому что он рационален. Разум, по Гегелю, является высшей и в этом смысле предельной характеристикой бытия мира. Главное по отношению к миру, считал Гегель, — это понять, что «абсолют есть дух; это высшее определение абсолюта». Гегель писал: «Высшее определение Абсолюта состоит в том, что он есть не только дух вообще, но что он есть абсолютно самораскрывающийся, самосознающий, бесконечно творческий дух….».

Только дух как высшая причина, как Абсолют, содержит в себе возможность развития, самоопределения, самоотречения. Она представляет собой высшую творческую силу: «Содержанием духа является свобода, то есть независимость от чего-то другого, отношение к самому себе. Дух — это существо «я-для-себя». Дух, исходя из своей абстрактной сущностной всеобщности для себя, из своего простого отношения к себе, может предполагать определенную действительную дифференциацию в самом себе….. даже в этом высшем дивизионе… в этом полном противоречии с самим собой дух все же остается тождественным самому себе и потому свободным».

Для Гегеля противоречие — это внутренняя сущность духа, основа его свободы и творческой способности, определяющая возможность его развития вообще и, в частности, возможность преодоления им отчуждения в природе и возвращения к самому себе, т.е. в сферу духовной реальности, в конечном счете в сферу самопознания, познания своего собственного бытия.

Гегель по этому поводу писал: «Эта власть духа над всеми присутствующими в нем содержаниями составляет основу свободы духа. Однако в своей непосредственности дух свободен только в себе, только в своем замысле или возможности, но еще не в действительности. Поэтому действительная свобода духа — это не то, что сразу присутствует в духе, а то, что еще только должно быть создано его деятельностью….. Все развитие концепции духа представляет собой лишь самоосвобождение духа от всех форм наличного существования, не соответствующих его концепции, освобождение, которое осуществляется благодаря тому, что эти формы преобразуются в реальность, полностью соответствующую концепции духа.

Таким образом, мир — это саморазвитие духа, его самореализация. Важно понять идею Гегеля о том, что дух есть разум, и поэтому мир обладает разумностью как самореализацией духа. Гегель был убежден: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно».

Георг гегель считал что первооснова всего сущего. image 94096. Георг гегель считал что первооснова всего сущего фото. Георг гегель считал что первооснова всего сущего-image 94096. картинка Георг гегель считал что первооснова всего сущего. картинка image 94096. «Все действительное разумно, все разумное действительно.» Г. Гегель

Георг гегель считал что первооснова всего сущего. lfirmal 3. Георг гегель считал что первооснова всего сущего фото. Георг гегель считал что первооснова всего сущего-lfirmal 3. картинка Георг гегель считал что первооснова всего сущего. картинка lfirmal 3. «Все действительное разумно, все разумное действительно.» Г. Гегель

Диалектика Гегеля

Гегелевская формулировка диалектической логики является идеалистической, поскольку Гегель отождествляет законы природы с законами логики, мышления. Мы можем не соглашаться с гегелевским пониманием объективности форм мысли, но оно содержит глубокое предположение, что различные формы мысли по своей структуре аналогичны отношениям и процессам, имеющим место в объективной реальности. Согласно Гегелю, понятия находятся в постоянном движении, изменяются, «перетекают» друг в друга, меняются, развиваются, превращаются в свою противоположность, выявляя присущие им противоречия, которые являются движущей силой их развития. Развитие понятий, идет от абстрактного к конкретному, от одностороннего, бедного содержанием понятия к более богатому содержанием понятию, которое в своем единстве охватывает различные, даже противоположные стороны. Гегель показывает, что количественные изменения ведут к качественным изменениям, совершаются скачком, прорывом непрерывности. Учение Гегеля о диалектике мышления, о связи и движении понятий, косвенно указывает на содержание и законы развития тех реальных материальных процессов, которые, вопреки учению Гегеля, существуют независимо от познания, от мышления. Конечно, Гегель не мог «изобрести» диалектику понятий: ее подлинным источником была реальная диалектика вещей в природе и обществе.

Характеризуя сущность как философскую категорию, Гегель указывает, что она должна включать в себя как то, что отличает явления друг от друга, так и то, что в них одинаково, тождественно. Но в отличие от метафизики, Гегель утверждает, что тождество и различие не существуют отдельно друг от друга, а являются противоположными моментами бытия, которые соотносятся друг с другом. Когда мы говорим о тождестве, мы подразумеваем различие; когда мы говорим о различии, мы предполагаем тождество.

Гегель противопоставляет метафизическому понятию абстрактного тождества, исключающего различия, диалектическое понятие конкретного тождества, содержащего различия. Концепция абстрактной идентичности предполагает существование неизменных вещей, которые всегда одни и те же. Концепция конкретного тождества, с другой стороны, указывает на то, что всякий вид изменяется, то есть не остается самим собой, всегда одним и тем же, а переходит в другой, этот другой как противоположность, отрицание, содержащее в себе зародыш будущего.

Характеризуя понятие, Гегель справедливо отмечает, что оно не просто общее. Общее, взятое само по себе, вне связи с конкретным, т.е. с тем, что отличает один вид от другого, лишено содержания. В реальной действительности, а следовательно, и в понятии, общее, особенное и единичное также неразделимы, как тождество и различие в сущности явлений. Множественность понятия, чтобы раскрыть единство различных сторон в самой реальности,

Гегель приходит к выводу, что истина истинна лишь постольку, поскольку она содержит в себе единство различных сторон действительности, даже противоположных. В этом смысле Гегель утверждает: не существует абстрактной истины, истина всегда конкретна. Понятие как единство общего, особенного и единичного получает свое необходимое выражение в различного рода суждениях и умозаключениях, которые Гегель представляет как открытие и реализацию творческой силы, присущей «понятию» как внутренней основе всех тех процессов, которые наблюдаются в природе и обществе на протяжении всей истории. Понятие, по Гегелю, — это процесс теоретического мышления, возведенный в абсолют. Деятельность мысли и вся сознательная, целенаправленная, практическая деятельность человека, преобразующая мир, идеалистически трактуется Гегелем как творческое самораскрытие «абсолютной идеи», которая находит в себе все то, что сразу, на поверхности, предстает как развитие природы и общества. Таким образом, признавая развитие и пытаясь дать его картину, Гегель представляет его как процесс познания, происходящий в лоне «абсолютной идеи».

Тождество бытия и мышления — отправная точка философии Гегеля

Гегель отвергает утверждение Шеллинга о том, что первооснова должна мыслиться как абсолютное тождество субъективного и объективного, исключающее всякое различие между ними. Идентичность и различие — это диалектические противоположности, которые неразделимы.

Первоначальное тождество, образующее субстанциальное основание мира, есть, по Гегелю, тождество мышления и бытия, в котором, правда, изначально существует различие между объективным и субъективным, но само это различие существует только в мышлении. Мышление, по Гегелю, это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимое от человека объективное бытие, первооснова, источник всего сущего.

Мысль, утверждает Гегель, «отчуждает» свою сущность в виде материи, природы, которая является «инаковостью» этой объективно существующей мысли, называемой Гегелем абсолютной Идеей. С этой точки зрения разум — не специфическое свойство человека, а фундаментальная основа мира, из которой следует, что мир принципиально логичен, существует и развивается по законам, присущим мышлению, разуму. Поэтому Гегель рассматривал разум и мышление как абсолютную сущность природы, человека и мировой истории, независимую от человека и человечества. Гегель хочет доказать, что мысль, как субстанциальное бытие, находится не вне мира, а внутри него, как его внутреннее содержание, проявляясь во всем многообразии явлений действительности.

Стремясь последовательно развивать принцип тождества мышления и бытия, Гегель рассматривает мышление (абсолютную идею) не как фиксированное, неизменное первобытие, а как постоянно развивающийся процесс познания, восходящий от одной ступени к другой, более высокой. Таким образом, абсолютная идея является не только началом, но и развивающимся содержанием всего мирового процесса. В этом смысл знаменитого положения Гегеля о том, что Абсолют следует понимать не только как предпосылку всего сущего, но и как результат, т.е. как высшую ступень его развития. Эта высшая ступень развития «абсолютной идеи» есть «абсолютный дух» — человечество, человеческая история.

Мысль, по сравнению с чувственными восприятиями, является высшей формой познания внешнего мира. Мы не можем чувственно воспринимать то, что уже не существует (прошлое), и то, что еще не существует (будущее). Сенсорные восприятия напрямую связаны с предметами, с объектами, которые действуют на наши органы чувств; наука обнаруживает, открывает явления, которые мы не можем увидеть, услышать или потрогать. Но как бы ни было велико значение мысли, как бы ни были безграничны возможности теоретического познания, мысль основывается на данных чувственного опыта и невозможна без него. Из-за свойственной ему идеалистической недооценки чувственных данных Гегель не увидел глубокого диалектического единства рационального и эмпирического знания и не понял, как мысль черпает свое содержание из чувственного восприятия внешнего мира. По Гегелю, содержание мысли (содержание науки) — это содержание, присущее ей (только мысли); оно не внешнее, а создано мыслью. Познание, с этой точки зрения, — это не открытие того, что существует вне нас, вне мысли, а открытие, осознание содержания мысли, науки. Следовательно, получается, что мысль и наука познают свое собственное содержание, а познание оказывается самосознанием разума. Наконец, Гегель приходит к фантастическому выводу, что человеческая мысль есть лишь одно из проявлений абсолютной мысли, которая выходит за пределы существования человека — абсолютной идеи, то есть Бога. Разумное, божественное, действительное, необходимое совпадают друг с другом согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов философии Гегеля: все реальное рационально и все рациональное реально.

Логика Гегеля

Основными частями философской системы Гегеля являются Логика, Философия природы и Философия разума, за которыми непосредственно следуют Философия права, Философия истории, Эстетика, Философия религии и История философии. Логика, как следует из исходного положения философии Гегеля, является важнейшей частью его системы, поскольку тождество мышления и бытия означает, что законы мышления, с которыми имеет дело логика, являются реальными законами бытия: природы, человеческой истории и познания. До Гегеля логика считалась наукой о субъективных (человеческих) формах мышления. Не отрицая необходимости такой научной дисциплины, т.е. формальной логики, как науки об элементарных формах и законах правильного мышления, Гегель поставил перед наукой логики задачу исследования наиболее общих законов развития знания.

Гегель объясняет логику как учение о сущности всех вещей. Поэтому в «Науке логики» Гегеля, помимо обычных для логики вопросов и понятий, суждений, выводов, рассматриваются и такие вопросы, с которыми формальная логика никогда не имела дела: вопросы о законах самой действительности, о превращении количественных изменений в качественные, о соотношении философских категорий и т.д.

Гегелевская постановка вопроса о диалектической логике является идеалистической, поскольку Гегель отождествляет законы природы с законами логики, мышления. Мы можем не соглашаться с гегелевским пониманием объективности форм мысли, но оно содержит глубокое допущение, что различные формы мысли по своей структуре аналогичны отношениям и процессам, имевшим место в объективной реальности.

Понятия, по Гегелю, находятся в постоянном движении, изменяются, «перетекают» друг в друга, меняются. эволюционируют, превращаются в свою противоположность, выявляя присущие им противоречия, которые являются движущей силой их развития. Развитие понятий, идет от абстрактного к конкретному, от одностороннего, бедного содержанием понятия к более богатому содержанием понятию, которое в своем единстве охватывает различные, даже противоположные стороны. Гегель показывает, что количественные изменения ведут к качественным изменениям, совершаются скачком, разрывом непрерывности.

Учение Гегеля о диалектике мышления, о связи и движении понятий косвенно указывает на содержание и закономерности развития тех реальных материальных процессов, которые, вопреки учению Гегеля, существуют независимо от познания, от мышления. Конечно, Гегель не мог «изобрести» диалектику понятий: ее подлинным источником была реальная диалектика вещей в природе и обществе.

Характеризуя сущность как философскую категорию, Гегель указывает, что она должна включать в себя как то, что отличает явления друг от друга, так и то, что в них одинаково, тождественно. Но в отличие от метафизики, Гегель утверждает, что тождество и различие не существуют отдельно, а являются противоположными моментами сущности, которые соотносятся друг с другом. Когда мы говорим об идентичности, мы подразумеваем различие; когда мы говорим о различии, мы предполагаем идентичность.

Гегель противопоставляет метафизическому понятию абстрактного тождества, исключающего различия, диалектическое понятие конкретного тождества, содержащего различия. Понятие абстрактной идентичности предполагает существование неизменных вещей, которые всегда одни и те же. Концепция конкретного тождества, с другой стороны, указывает на то, что всякое явление изменяется, то есть не остается самим собой, всегда остается одним и тем же, а переходит в другое, это другое как противоположность, отрицание, содержит в себе зародыш будущего.

Характеризуя понятие, Гегель справедливо отмечает, что оно не просто общее. Общее, взятое само по себе, вне связи с конкретным, т.е. с тем, что отличает один вид от другого, лишено содержания. В реальной действительности, а следовательно, и в понятии, общее, особенное и единичное также неразделимы, как тождество и различие в сущности явлений.

Философия духа

Третья часть философской системы Гегеля — философия духа — посвящена созерцанию «абсолютной идеи» на последней стадии ее развития, когда, покидая природу, она «возвращается» к себе как «абсолютный дух», т.е. как «абсолютная идея», преодолевшая свое «отчуждение», упразднившая свое отрицание (природу) и развивающаяся как самосознание человечества в мировой истории. В природе, согласно Гегелю, духовное содержание находится в постоянном конфликте с ограниченной и инертной материальной формой. Философия разума Гегеля — это идеалистическое учение о развитии индивидуального и общественного сознания, о духовном развитии человечества в целом. Поэтому история человечества, сведенная к истории его духовного развития, в конечном итоге оказывается историей познания и самопознания.

Философия разума состоит из учения о субъективном разуме (антропология, феноменология, психология), учения об объективном разуме (право, мораль, государство) и учения об абсолютном разуме как высшей ступени самопознания «абсолютной идеи» (искусство, религия, философия).

Антропология занимается индивидуальным развитием человеческой личности, взаимоотношениями тела и души, расовыми различиями, разницей в возрасте людей, состояниями здоровья и болезнями человеческого тела, характером, темпераментом и так далее. Характеризуя отличие человека от животного, Гегель, вслед за французскими мыслителями эпохи Просвещения, указывает на первостепенную важность непосредственного хождения, но дает этому факту чисто идеалистическое объяснение. Правильно отмечая, что расовые различия не дают оснований для расизма, Гегель, тем не менее, считает, что расы и нации представляют собой различные ступени самоопределения «абсолютного духа», в силу чего различия между ними в области культурного развития в принципе непреодолимы. Рассматривая возрасты человеческой жизни, Гегель приходит к ошибочному выводу, что бунт индивида против существующих социальных порядков — это юношеское увлечение, которое исчезает с переходом к взрослой жизни. Взрослый, человек, по словам Гегеля, «работает на пользу дела, а не во вред ему, заинтересован в сохранении существующего порядка, а не в его разрушении…».

Гегель прослеживает последующее развитие индивидуального сознания до феноменологии и психологии. Здесь он приходит к выводу, что индивидуальное сознание основано на «объективном духе». Согласно Гегелю, это понятие охватывает правовые и моральные отношения, к которым немецкий идеалист относит семью, буржуазное общество и государство. Таким образом, мораль идеалистически трактуется как внутреннее содержание и движущая сила не только правовых, но и материальных и политических отношений, различные формы которых рассматриваются как необходимые этапы развития объективного морального духа. Здесь Гегель снова переворачивает фактические отношения с ног на голову. Но гегелевское понимание морали, несомненно, содержит и глубокое предположение об объективном характере ее развития, о связи этого процесса с развитием всей совокупности общественных отношений.

Поскольку сущность духа, по Гегелю, есть свобода, закон определяется как реализация, непосредственное существование свободы. С этой точки зрения закон противопоставляется феодальному деспотизму. Однако Гегель не рассматривает классовый характер правовых отношений как отражение воли господствующего класса. Согласно Гегелю, важнейшим выражением права является частная собственность, которая рассматривается не как особая историческая форма общественных отношений, а как необходимое, субстанциональное воплощение свободы.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

Георг гегель считал что первооснова всего сущего. lfirmal 3. Георг гегель считал что первооснова всего сущего фото. Георг гегель считал что первооснова всего сущего-lfirmal 3. картинка Георг гегель считал что первооснова всего сущего. картинка lfirmal 3. «Все действительное разумно, все разумное действительно.» Г. Гегель

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *