География в древности 5 класс таблица время кто совершил что сделал
Таблица по географии на тему «Великие географические открытия»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Как люди открывали и изучали Землю
Пришел к выводу о шарообразности Земли.
Ввел термин «Географика»(дал название науке географии), рассчитал размеры Земли по меридиану, разработал способы построения карт и составил
Составил более совершенную карту мира.
Обогнув Африку, обойдя Мыс Доброй Надежды достиг Индии.
Выйдя из Испании достиг Нового Света(в последствии материк Северной Америки), но думал, что достиг Индии.
Описал природный мир Китая, Памира, Тянь-Шаня. Пробыл в Китае 11 лет.
Через Персию и Аравийское море достиг Индии.
Совершил первое кругосветное путешествие.
Совершил второе кругосветное путешествие.
Абрахам Ортелий и Герард Меркатор
Создали первый атлас
Изучает северные моря Северного Ледовитого океана, пытается найти короткий путь в Индию вокруг Азии.
Доказал, что все земли, которые открыли голландцы ( Австралия ) являются частями целого материка. А так же открыл остров Тасманию.
Открыл северные и восточные берега Австралии (объявил их британскими владениями). В 3 экспедиции, на обратном пути, погиб в перестрелке.
Американец- 1 достиг Северного Полюса.
Норвежец- 1 достиг Южного Полюса
Пересёк Тихий океан на плоту Кон-Тики
Перешел Уральские горы и положил начало географическим открытиям Сибири.
Вышел к берегам Охотского Моря.
Один из первых прошел проливом между Евразией и Северной Америкой.
Повторно открыл пролив между Евразией и Северной Америкой
Разведал путь из бассейна реки Лена к реке Зея и прошел по Амуру
Основал первые русские укрепления на берегах Амура.
Дмитрий и Харитон Лаптевы
Изучение Северного Ледовитого океана.
Открытие крайней северной точки России и Евразии.
Основал первые русские поселения на Аляске.
Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Лисянский
Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен Михаил Петрович Лазарев
Николай Николаевич Миклухо-Маклай
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация по географии на тему «Кавказ-самые молодые горы России»
Презентация по географи на тему «Солнечная Система»
Презентация по географии на тему «Влага в атмосфере » 6 класс
Контрольная работа по географии » Путешествия и их географические отражения» 6 класс
«Население России оценка демографической ситуации на основе анализа статистических материалов»
Рабочая программа по географии
Проект на тему: Вторичное использование сырья, переработка мусора, расчеты эффективных способов переработки отходов
Конспект урока по географии на тему «Экологические проблемы и меры по охране окружающей среды в странах зарубежной Азии» (11 класс)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5395535 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Путешественники древности
Урок 5. География 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Путешественники древности»
Освоение новых земель продолжалось не одно тысячелетие. В нём принимали участие многие народы. Память об этом сохранилась на картах: многие географические объекты названы в честь путешественников, мореплавателей, землепроходцев, учёных. Много удивительных открытий совершили люди. Познакомимся с некоторыми из них.
Первая научная экспедиция была организована египетской царицей Хатшепсут во времена Древнего Египта. В 15 веке до нашей эры египтяне исследовали Чёрное море, открыли восточную часть Африки – Сомали. Называли они эту неизведанную территорию – Пунт.
В Восточном Средиземноморье жил удивительный народ – финикийцы. Они смело плавали по Средиземному морю, выходили в Атлантический океан. Именно они открыли Азорские и Канарские острова. В 525 году до нашей эры египетский фараон Нехо второй поручил им изучить, велика ли страна Ливия (так в древности называли Африку). Почти три года потребовалось финикийцам, чтобы обогнуть Африку. Путешествие показало, что Африка очень большая и со всех сторон окружена морями.
Греки были первыми создателями географической карты: Анаксимандр, составляя эту карту, большинство сведений заимствовал у учёных Ближнего Востока. Античные географы считали, что Земля имеет шарообразную форму. Однако размеры её и расположение океанов и материков у разных учёных сильно отличались и, конечно, в силу недостатка информации, были далеки от реальных.
На географических картах того времени, постоянно обновлявшихся по мере открытия новых земель, была нанесена сетка параллелей и меридианов. Первым, кто использовал при составлении карты географическую координатную сетку, был греческий математик, философ и поэт Эратосфен. Он измерил длину экватора и вычислил размеры земного шара, впервые выделил на нашей планете климатические пояса и создал географическую карту населённой части Земли. Он является автором труда «Географика».
В научном исследовании природы первые шаги принадлежат Аристотелю. Он считал, что непосредственное наблюдение природных явлений – необходимое условие верности выводов. В своём главном труде «Метеорологика» он систематизировал первые сведения по географии, сделал попытку выделить атмосферу, как отдельную оболочку земли, проанализировать процесс влагооборота.
Выдающийся древнегреческий учёный Геродот, живший в V веке до нашей эры, – историк и путешественник, давший описание многих стран, истории и быта народов. Геродот объездил весь тогдашний цивилизованный мир, называемый Ойкумена.
Первое место, куда он отправился был Древний Египет. Описания климата Египта, разливов Нила даже сейчас поражают своей точностью.
Из высказывания Геродота: «Когда Нил разливается, не видно ничего, кроме городов; они кажутся построенными поверх воды и напоминают острова Эгейского моря».
Он рассказал про обряды египтян, о том, как они приносят жертвы своим богам и как величественно справляют праздники в честь богини Изиды.
Геродот сообщает также, что египтяне считают священными диких и домашних животных и всячески почитают их.
С невероятной точностью он описывает нильского крокодила и его повадки, описывает способы ловли крокодилов. Рассказывает, какие ещё удивительные звери водятся там. А именно: египетский гиппопотам, священная птица ибис, различные змеи.
Следующее место, куда отправился Геродот был Вавилон на территории Месопотамии, в котором жили цари после разрушения древней столицы Ниневии. Развалины Ниневии, разбросанные по обоим берегам реки Евфрат, сохранились до настоящего времени. Семирамида – царица Вавилона покорила Геродота своей красотой. Путешественник описал ремёсла местных жителей и сообщил, как возделывают в этой стране пшеницу, просо, кунжут, виноград, смоковницу и пальмовые деревья.
Вслед за тем Геродот спускается на юг – в Аравию. Эту страну он называл Азиатской Эфиопией за её жаркий климат. Ведь именно южную часть Аравии Геродот считает последней обитаемой землёй.
Арабы, живущие на Аравийском полуострове, по его словам, народ очень религиозный. В изобилии произрастают их стране ценные растения, из которых получают ладан и мирру. Путешественник сообщает интересные подробности о том, как из этих растений добывают благовонные вещества.
Затем Геродот отправился в Персию. Геродот говорит о быте и нравах персов. Они не любят мясо и мясные изделия, зато любят фрукты и ягоды, имеют пристрастие к вину; они проявляют интерес к чужестранным обычаям, ценят воинскую доблесть, уважают право на жизнь всякого, даже раба. Персы презирают прокажённых. Заболевание проказой служит для них доказательством, что «несчастный согрешил против Солнца».
Покинув Персидское царство, он отправился в Индию. Индийцы, по его мнению, являются самым многочисленным из известных народов. Одни из них ведут кочевой образ жизни, другие проживают постоянно на конкретной территории. Племена, обитающие на востоке этой страны, по утверждению Геродота, не хоронят, а сжигают тела умерших родственников. Индийская земля богата золотом, драгоценными камнями и жемчугом. Геродот полагал, что Индия есть последняя обитаемая страна на Востоке. В ней во все времена года сохраняется такой же благоприятный климат, как и в Греции, находящейся на противоположном конце земли.
Геродот побывал ещё в Скифии (южной части России), а также в государствах Балканского полуострова. Собранные им географические и исторические сведения легли в основу полномасштабного 9-томного научного трактата, названного «История». Позднее его творение стало памятником исторических событий, памятником художественной прозы. Его трудами пользовались учёные разных веков. Цицерон назвал Геродота «отцом истории».
Ещё одно интересное путешествие совершил в IV веке до нашей эры древнегреческий учёный и мореплаватель Пифей. Экспедицию Пифея организовали торговцы Массилии (современное название Марсель) для поиска неведомых стран, где есть олово и янтарь.
Путешествие Пифея началось в марте 325 г. до нашей эры на двух кораблях. Выйдя из Средиземного моря, он обогнул берега Испании и Франции и достиг Ирландии и Великобритании. Затем он посетил земли германцев и северные острова.
Наблюдая приливы и отливы, во время ночлега в устье одной реки Пифей первым высказал правильную мысль о том, что это явление связано с притяжением водной оболочки Земли Луной.
Прибыв в Британию, местные жители встретили его гостеприимно. Затем Пифей долго путешествовал по стране. Британию он описал как треугольный остров и посчитал размеры его сторон. На юго-западной оконечности острова (полуострове Корнуэлл) он ознакомился с добычей и выплавкой олова. Закупив олово, Пифей отправил один корабль обратно, а на другом продолжил плавание к северу вдоль западных берегов Британии.
Пифей первый наблюдал и установил зависимость между географической широтой и длиной дня и ночи. Чем дальше продвигался он на север, тем летний день становился все длиннее и длиннее, а ночь всё короче. У северных берегов Британии он отметил продолжительность дня в 18 часов, а ночи – 6 часов.
Он также совершил знаменитое плавание в далёкую страну Туле, с которой жители Британии вели торговлю.
От жителей Туле Пифей узнал, что ещё севернее лежат местности, где летом солнце вообще не заходит, а зимой совсем не появляется. Там, по рассказам, лежит скованный льдом океан и необитаемые холодные земли.
Большинство же современных учёных считают, что Туле – это область на побережье в центральной части Норвегии у 64 северной широты.
Проникнуть дальше к востоку Пифею не удалось. У западных берегов полуострова Ютландия он попал в густой туман, нависший над мелководьем. Пифей сделал вывод, что здесь кончается область обитания людей. Ему казалось, что здесь «нет более земли, моря или воздуха, а смесь всего этого. земля, море и вообще все висит в воздухе; здесь невозможно ни ходить пешком, ни плыть на корабле».
Выменяв железные изделия на янтарь, Пифей отправился в обратный путь. Он оставил описания своих путешествий в книге «Об океане», но она до нас полностью не дошла. Мы знаем о них по тем отрывкам, которые сохранились у других древних авторов.
«Великие географические открытия» (в таблице)
Содержимое разработки
ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ
Основной вклад в открытие новых земель
португальский мореплаватель, который в 1488 году в поисках удобного направления в Индию обогнул Африку, открыл мыс Доброй Надежды и стал первым европейцем, оказавшимся в водах Индийского океана.
именно с его именем связывают открытие в 1492 году целого континента – Америки.
командующий португальской экспедицией, которому в 1498 году удалось проложить прямой торговый путь из Европы в Азию.
Васка Нуньенс Бальбоа
в 1513 году отважному испанцу первому удалось пересечь Панамский перешеек и открыть Тихий океан.
первый в истории человек, который в 1519-1522 годах совершил кругосветное путешествие, доказав тем самым, что Земля имеет форму шара.
голландец, который открыл западному миру Австралию и Новую Зеландию в 1642-1643 годах.
русский путешественник и землепроходец, который смог найти пролив, соединяющий Азию с Северной Америкой.В его честь названа крайняя восточная точка материка Евразия и России – мыс Дежнева.
венецианец, который в конце 13 века путешествовал по Китаю около 2-х десятилетий. Свои наблюдения и впечатления он изложил в «Книге о разнообразии стран».
англичанин, который в 1770 году исследовал восточное побережье Австралии. Описал много ранее неизвестных видов растений и животных.
русские моряки в 1820 году открыли Антарктиду, а также многие острова в водах Антарктики.
русский землепроходец, в 1581 году с дружиной перешел Уральские горы, положил начало исследованию Сибири.
русский землепроходец, в 1639 году вышел к берегам Охотского моря.
датчанин на русской службе, через 100 лет после С. Дежнева вновь открыл пролив между Евразией и Северной Америкой. В его честь пролив и был назван – Берингов.
русский землепроходец, в 1644 г. отряд которого разведал путь из бассейна Лены на Зею и прошел по Амуру.
русский землепроходец, который в 1650 годуосновал первые укрепления на берегах Амура.
норвежец, в 1911 году поднял флаг на Южном полюсе.
американец, первым достиг Северного полюса в 1909 году.
Урок географии 5 класс «Географические открытия древности и Средиземноморья»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок по теме: Географические открытия древности и Средневековья.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.:
Используемые технологии: здоровьесбережения,
развития исследовательских навыков;
Цель: научить учащихся работать с контурными картами и дополнительной литературой; показать роль эпохи Великих географических открытий для человечества.
предметные: научиться показывать на гео графической карте и обозначать на контурной карте маршруты путешествий Пифея, Васко да Гамы, Бартоломео Диаша, Марко Поло;
метапредметные: уметь ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; составлять описания объектов; составлять простой план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу одноклассников;
личностные: обладать ответственным отношением к учебе; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской деятельности.
Оборудование: учебники, рабочие тетради, карты атласа( физическая и политическая карты мира, портреты путешественников.)
«Для чего люди изучали Землю ценой своих жизней?»
Имена древних: Пифей, Геродот, Эратосфен, Марко Поло, Васко да Гама, Бартоломео Диаш.
Народы: греки, финикийцы, арабы.
На карте показ: Средиземноморье, Атлантический океан, Азорские острова, Канарские острова, Африка, Скифия, Испания, Франция, Египет, Нил, Ирландия, Великобритания, Индийский океан, Индия, Китай, Аравия, мыс Бурь — мыс Доброй Надежды.
II . Работа по теме урока
Тема урока: «Географические открытия древности и Средневековья».
( Знакомство с планом урока.)
Великие географы древности.
Географические открытия Средневековья.
— Для чего люди изучают Землю? (Ответы учащихся.)
Сегодня мы познакомимся с открытиями людей в древности
1. Плавания финикийцев
( Ученики читают текст учебника на с. 27.)
Какие вопросы мы можем сегодня рассмотреть, чтобы узнать о заслугах финикийцев в изучении Земли?
Кто такие финикийцы? (Народ, живший в Восточном Средиземноморье.)
Куда плавали финикийцы? (Плавали по Средиземному морю, выходили в Атлантический океан.)
( Ученики показывают на карте Средиземное море, Атлантический океан.)
— Какие земли открыли финикийцы? (Азорские и Канарские
острова.)
( Ученики показывают на карте Азорские и Канарские острова.)
Финикийцы обогнули Африку и выяснили, что это крупный участок суши, окруженный со всех сторон морями.
Ученики показывают на карте Африку.)
— Как называлась в древние времена Африка? <Ливия.)
2. Великие географы древности
( Ученики читают текст учебника на с. 28, рассматривают рис. 18, 19.)
( Ученики показывают на карте Скифию, Египет, Нил.)
— В каком веке жил Геродот? (В V в. до н. э.)
(Ученики выступают с подготовленными сообщениями.)
Пифей, сын торговца из греческой колонии Массалии, мечтал о путешествии на север. До Массалии доходили слухи об Оловянных островах и Янтарном море. Обе эти легенды Пифей проверил. А вернувшись из плавания, привез с собой третью легенду: о стране Туле, где море твер деет, а солнце не уходит с небосвода.
Пифей прошел курс обучения у Эвдокса, астронома и математика, обстоятельно изучив науку ориентации по звездам и Солнцу в открытом море. Ведь, скорее всего, и до него кто-то заходил за Геркулесовы Столбы и даже достигал высоких широт, иначе откуда же Гомер узнал о полярной ночи, упомянутой им в «Одиссее»: «Там безотрадная тьма ночи искони окружает всех живущих».
Через два с половиной месяца после выхода из Массалии корабли Пифея достигли Британии (Оловянных островов). Загрузив олово, один из кораблей отправился обратно. На другом корабле Пифей побывал на Шетлендских островах. Там-то он и услышал о таинственной стране Туле и упросил моряков взять его с собой.
Через шесть дней вошли в узкий, длинный залив, врезавшийся в гористую землю. По-видимому, это был Скандинавский полуостров, побережье Норвегии. Именно Норвегию назвал Пифей страной Туле. На расстоянии одного дня плавания на север от Норвегии море замерзает и погружается зимой во тьму. Там, как решил Пифей, жить уже нельзя. Там проходит граница Ойкумены, обитаемой земли. Аристотель прово дил эту границу на полторы тысячи километров южнее. Пифей раздвинул границы Ойкумены.
От Британии Пифей отправился на восток. Пройдя вдоль северных берегов Европы, он добрался до Янтарной реки (Эльбы), впадающей в Янтарное (Балтийское) море. Через полгода Пифей вернулся в Масса- лию. Было это между 330 и 300 годами до н. э.
Найдите на карте места, где побывал Пифей. (Средиземное море, Испания, Франция, Ирландия, Великобритания, Норвегия.)
Какую закономерность установил Пифей? (Он установил зависимость между географической широтой и длиной дня и ночи.)
Во II в. до н. э. древнегреческий ученый Эратосфен впервые измерил длину экватора и вычислил размеры земного шара, хотя не совершал путешествия вокруг Земли.
— Какая наука помогла ему в этом? (Геометрия.)
(Любознательные учащиеся могут попросить учителя математики объяснить, как помощью геометрических теорем можно
определить размеры Земли.)
Эратосфен из Кирены, греческой колонии в Ливии, жил на границе III и II вв. до н. э. Он первым назвал географию географией, а кроме того, впервые измерил окружность земного шара, задолго до того, как было установлено, что Земля круглая.
Эратосфен обобщил все знания, которые накопились к тому времени о населенных разными народами странах, и написал книгу «Географика». В ней он описал всю обитаемую землю (Ойкумену), отдельно выделив Европу, Азию и Ливию (так раньше называли Африку). Эратосфен раз делил Ойкумену на пять климатических зон по обе стороны от экватора. Получились жаркая зона, две умеренных и две холодных. О северном холодном поясе он узнал от Пифея, поверив его рассказу о замерзшем море и стране Туле.
Какие открытия сделал Эратосфен? (Выделил климатические пояса, создал географическую карту населенной части земли.)
Автором какой книги является древнегреческий ученый? («Географика».)
Кто жил раньше: Пифей, Геродот или Эратосфен?
3. Географические открытия Средневековья
( Ученики читают текст учебника на с. 28, рассматривают рис. 20.)
Во времена Средневековья великие открытия совершали арабские мореплаватели.
Задание. Найдите на карте территории, где жили арабы.
Они плавали по Индийскому океану, основали колонии (поселения) на побережье Восточной Африки, побывали в Индии и Китае.
Китайские мореплаватели исследовали берега Африки и Аравии.
Задание. Найдите на карте Аравийский полуостров.
В 1295 г. жители Венеции передавали друг другу новости: после мно голетних странствий в город возвратился человек, который рассказывает удивительные вещи о бесконечно далеких азиатских странах. Его истории возбуждают небывалый интерес, ибо даже самые образованные горожа не имеют очень смутное представление об Азии, о таинственной стране Китае. Марко Поло (так звали путешественника) обладал редким даром образно и красочно повествовать об увиденном.
труд Марко сыграл в истории Великих географических
настольной книгой для выдающихся португальских и испанских море плавателей, в том числе Христофора Колумба. Сочинения Марко Поло с интересом читают и в наше время.
Задание. Рассмотрите карту в учебнике.
Какие страны посетил Марко Поло?
Сколько лет длилось его путешествие?
Сравните политическую карту атласа с картой в учебнике.
Бартоломео Диаш был дворянином по происхождению и слыл весьма опытным моряком. Вероятно, за его удачный поход в 1481 г. к берегам африканского континента португальский король решил назначить Диаша капитаном одного из парусников, отправлявшегося на поиски короткого пути в Индию и параллельно он должен был исследовать африканское побережье.
К экспедиции подготовились очень серьезно, снарядив, кроме двух кораблей с командами опытных моряков, третий, транспортный корабль. На его борту разместился груз из продовольствия, воды и различных запасных частей к кораблям. Из лиссабонского порта эскадра отправилась в августе 1487 г. и взяла курс вдоль берега Африки на юг. Помимо выполнения исследовательской миссии, судовые команды устанавливали на вновь открытых берегах каменные кресты — падраны, как символ при надлежности этих земель Португалии.
Португальский мореплаватель в 1488 г. первым из европейцев обо гнул Африку с юга, открыл мыс Доброй Надежды и вышел в Индийский океан. Бартоломео Диаш достиг самой южной точки Африканского ма терика, которая была названа мысом Бурь. Позднее его переименовали в мыс Доброй Надежды.
— Почему мыс Бурь переименовали в мыс Доброй Надежды? ( Так как это открытие подавало надежды на открытие мор ского пути в Индию.)
Задание. Покажите на карте маршрут экспедиции под началом Бартоломео Диаша.
Этому человеку посчастливилось осуществить мечту многих мореплавателей — достичь далекой Индии. Оттуда он вернулся прославлен ным и богатым вельможей.
Васко да Гама родился в 1460 г. в городе Синише (Португалия). Он рано приобрел опыт в мореплавании и управлении кораблем. Когда ко роль принял решение продолжить исследования, начатые Диашем, да Гама был наготове и ждал приказа к выступлению.
Приказ был получен весной 1497 г. Да Гама получил четыре корабля, построенные Диашем. Личный экипаж состоял из 170 человек. Утром 8 июля под звуки военной музыки корабли с развевающимися флагами отплыли из Португалии. Через 12 дней моряки достигли островов Зеле ного Мыса. Миновав острова, корабли направились на юго-запад, чтобы не идти против морского течения у берегов Африки. Спустя 4 месяца после выхода из Лиссабона корабли, медленно продвигаясь на юг, обогнули мыс Доброй Надежды и пришли к восточному берегу Африки, назвав его берегом Натал (Рождества).
В конце января 1498 г. эскадра вошла в устье реки Замбези. Объявив это место владением Португалии, Васко да Гама пробыл здесь месяц, ремонтируя корабли.
В устье Замбези да Гама получил сведения о том, что к северу лежит цветущая страна, и поэтому назвал это устье «Рекой хороших указаний». В апреле корабли прошли Мозамбик, а вслед за тем — Момбасу и Ми- линди, откуда начиналась большая торговля между Индией и Африкой.
Выйдя в море, они сначала шли вдоль берегов Сомали. Через неко торое время отплыли от берега и взяли курс на северо-восток. Так сле довали они 23 дня, прошли к северу от Лаккадивских островов и 22 мая встали на якорь в Каликуте. Плавание да Гамы продолжалось 10 месяцев и 14 дней. Наконец-то Португалия открыла свой торговый путь в Индию.
Но проложить торговый путь еще не значило заполучить в свои руки торговлю. Да Гама убедился, что на Малабарском берегу его появление было встречено отнюдь не с восторгом. Он был задержан в качестве плен ника туземцами. Тогда португальцы тоже захватили заложников и начали угрожать разрушением города. Да Гама был отпущен. После этого он получил возможность торговать в Каликуте.
Через два года да Гама вторично отправился в Индию. Вернувшись в Португалию, он получил высокие титулы и награды, а португальцы организовали оживленную торговлю с Индией. Эта торговля принесла доходы и самому да Гаме, который сделался одним из самых богатых вельмож Португалии.
III. Закрепление изученного материала
Ответьте на вопросы раздела «Проверьте свои знания».
Выполните задание № 6 в рабочей тетради на с. 15.
Выполните практическую работу № 1.
IV. Рефлексия учебной деятельности
Я понял тему урока.
Как я оцениваю свою работу на уроке.
У меня были проблемы на уроке.
V . Подведение итогов урока
Прочитайте вывод на с. 29 учебника.
Подготовить сообщение и презентацию по темам (на выбор).
Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.
( Работа может выполняться в паре или в малой группе.)
Самым великим путешествием финикийцев было трехлетнее пла вание из Красного моря вокруг Африки с возвращением через Гибрал тар. Финикийцы плыли без компаса, придерживаясь береговой линии. Если подходил к концу запас пищи, корабли вытаскивали на берег. Тогда остановка затягивалась на два, а то и три месяца, мореплаватели сходили на берег и превращались в земледельцев. Они засевали уча сток земли пшеницей и дожидались урожая. Одновременно занимались рыбной ловлей и охотой, сбором диких фруктов. Потом, запасшись всем необходимым, грузились на корабли и продолжали дальше свой путь.
Было это за 600 лет до н. э. Для того времени плавание было неве роятно смелым. На следующее подобное путешествие люди отважились только через два тысячелетия!
Урок 7. Важнейшие географические открытия
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения; развития исследовательских навыков; информационно-коммуникационные.
Цель: познакомить учащихся со значением Великих географических открытий.
Оборудование: учебники, рабочие тетради, электронное приложение, физическая и политическая карты мира, портреты путешественников.
II . Проверка выполнения домашнего задания
( Учитель проверяет выполнение заданий электронного приложения, разбирает с учениками задания, вызвавшие затруднения.)
Беседа по вопросам.
В чем заслуги финикийцев в исследовании Земли?
В чем заслуга древнегреческого ученого Эратосфена?
В чем заслуга Васко да Гамы?
Какое плавание совершил Бартоломео Диаш?
Какие народы совершали открытия в древности и Средневековье?
Какие страны посетил Марко Поло?
Чем отличается материк от части света?
IV . Работа по теме урока
Тема урока: «Важнейшие географические открытия». (Знакомство с планом урока.) План урока
Первое кругосветное путешествие.
К XV в. карта Земли выглядела совсем не так, как современная карта мира. Не было известно о том, что за Атлантическим океаном расположено два материка — Северная и Южная Америка. Не знали, что существует Австралия, Антарктида. Известны были Европа, Азия и Африка — это Старый Свет. Вновь открытые материки стали называть Новым Светом.
Столетия потребовались для того, чтобы узнать, что на Земле шесть материков. Исторически появлялись названия частей света. Имя Асия в греческой мифологии принадлежит жене Прометея, от которой, согласно мифологической традиции, и произошло название части света. Европа названа по имени героини древнегреческой мифологии Европы, финикийской царевны, похищенной Зевсом и увезенной на Крит. Так появились названия двух частей света — Европа и Азия (оказалось, что это огромный единый материк Евразия).
— Какая часть света была открыта по ошибке?
( По ходу изучения нового материала ученики заполняют таблицу.)
которую представлял море-
Последствия для человечества
Открыть путь в Индию,
Земли и наличия единого Мирового океана
( При заполнении таблицы учащиеся работают с картой полушарий и мира в атласе, находят Испанию, Геную, остров Кубу, Азию, Индию, Америку, Новую Гвинею, Австралию, Антарктиду.)
( Ученики читают текст учебника на с. 30, 31, рассматривают рис. 21, 22.)
Христофор Колумб родился в городе Генуе. Его отец был бед ным ткачом. Живя вблизи моря, Колумб еще в детстве совершал свои первые плавания. Это был достаточно образованный человек, знавший четыре языка: родной итальянский, испанский, португаль ский и латинский. Учился ли Колумб или был гениальным самоуч-
кой, неизвестно. Биографические данные до организации им первой экспедиции крайне скудны и противоречивы. Некоторые архивные данные говорят о том, что в 1476 г. Колумб перебирается в Португа лию, которая в то время была крупной морской державой. Женившись там, он долго прожил в этом государстве, совершенствуя искусство кораблевождения.
В то время многие европейские державы искали морские пути в стра ны Южной и Восточной Азии, которые назывались тогда общим словом «Индия». Из этих стран в Европу поступали перец, мускат, гвоздика, корица, дорогие шелковые ткани. Испания не могла пройти к Индии морским путем, т. к. у западных берегов путь ей закрывал португальский флот.
В XV в. идея шарообразности Земли не вызывала особых сомне ний у образованных людей. Следовательно, если плыть на корабле все время на запад, через Атлантический океан, то в конце концов мож но достигнуть Восточной Азии. Хотя и заманчиво было проникнуть в страны Азии, но никто из испанцев не решался отправиться в этот неведомый и опасный путь. Но вот в Испанию прибыл моряк, испанцы стали звать его Кристобаль Колон. У Колумба уже давно созрел проект подобного путешествия, но португальский король отклонил его, поэтому мореплаватель перебрался в Кастилью. Христофор Колумб дважды пытался заинтересовать своим проектом испанскую королеву Изабеллу. Ничего не добившись, Колумб хотел покинуть Испанию и попытать счастья во Франции. Неожиданно королева Испании приняла его проект и заключила с ним договор, по которому он получил корабли, людей, продовольствие, а в случае успеха стал бы вице-королем открытых им территорий.
Оставив на одном из открытых островов часть людей во главе со сво им братом, Колумб вернулся в Испанию. Как доказательство, что он от крыл путь в Азию, он взял с собой несколько жителей островов, перья птиц и неизвестные европейцам плоды.
15 марта 1493 г. жители Палоса встречали Колумба как героя. Так завершилось первое плавание Колумба.
Христофор Колумб был торжественно принят королевой, ему было пожаловано дворянское звание, герб и титул вице-короля. Вскоре Колумб совершает второе и третье плавание.
Он хотел доплыть до Индии, обогнуть Африку и вернуться в Испа нию, совершив кругосветное плавание, но выполнить задуманное Колумбу не удалось. В ноябре 1504 г., проведя в плавании полтора года, путешественник вернулся в Испанию.
До конца своей жизни Колумб считал, что открыл и исследовал бе рега Азии.
Задание для первой группы.
1) Ответьте на вопросы.
— В чем заслуга Колумба?
Почему он решил двигаться именно в таком направлении,
пытаясь открыть новый путь в Азию? 2) Выполните задание № 2 в рабочей тетради на с. 16. 2. Первое кругосветное путешествие
( Ученики читают текст учебника на с. 31, 32, рассматривают рис. 23.)
Уже в начале XVI в. европейским ученым становится ясно, что Ко лумб открыл не восточные берега Азии, а новый, ранее не известный ма терик, названный позднее Америкой. Испания решилась на кругосветное плавание. Возглавил его Фернан Магеллан.
Он родился в 1480 г. в городе Саброде, португальской провинции, не имеющей выхода в море. В 1504 г. Магеллан записался добровольцем в отряд португальской армии, отправляющийся в Индию.
Вернувшись в 1512 г. в Португалию с твердым убеждением проложить дорогу в Индию западным путем, он попросил помощи у португальского короля, но тот прогнал его. Тогда Магеллан покинул родину и отправился в Испанию. Карл V (император Испании) заинтересовался проектом, и летом 1519 г. Магеллан был назначен капитаном флота из пяти ко раблей.
23 ноября испанцы приплыли к мысу Святого Августа в Бразилии и были хорошо приняты туземцами. В марте 1520 г. флот достиг 45° ю. ш. Здесь на трех кораблях произошло восстание, они отказались подчи няться Магеллану. Ночью мятежники пытались покинуть гавань Пуэрто Сан-Хулиан, но произошло настоящее сражение, в результате которого восставшие были разбиты. Два зачинщика были высажены на пустынный берег, остальные казнены. Сорок человек команды заковали в кандалы. Порядок был наведен, но впереди лежал очень трудный путь. Один ко рабль, высланный на разведку, утром разбился.
11 октября флот обогнул мыс и вошел в узкий пролив. Плава ние в проливе требовало большого искусства. Из-за большой глубины не удавалось встать на якорь. Дули встречные ветры, а по ночам налетали штормы и среди пустынных скал, лежавших на юге, вспыхивали костры туземцев. Испанцы назвали это место «Огненная Земля».
18 ноября три корабля вышли в океан. Испанцы попали в него во время штилей, поэтому Магеллан назвал его Тихим. Но путешествие по нему было тяжелым испытанием — закончились вода и пища. Люди варили и ели обшивку с рей, не брезговали и крысами. 16 марта путешественники подплыли к острову Самара (Филиппинские острова). Моряки начали торговать с местными жителями.
Во время стоянки кораблей у острова Себу Магеллан и сорок человек из его команды ввязались в междоусобную войну. Во время сражения Магеллан и восемь человек погибли. Корабли довели до Испании капи таны Барбоса и Эль-Кано.
И хотя по справедливости именно Эль-Кано надо считать первым человеком, обогнувшим Землю, все признают, что именно благодаря Магеллану, его энергии и воле состоялось это путешествие.
Задание для второй группы.
1) Изучите рис. 23 на с. 31 учебника и ответьте на вопросы.
Все ли материки посетили участники первой кругосветной экспедиции?
Какие континенты были в то время неизвестны?
2) Выполните задание № 3 в рабочей тетради на с. 16.
3. Открытие Австралии
( Ученики читают текст учебника на с. 32, 33.)
Неведомая Южная земля
Многие годы люди считали, что на юге существует материк, богатый золотом, алмазами, жемчугом. Его никто не видел, но на карты наносили и называли неведомой Южной землей — Терра Аустралиус Инкогнита.
В XVI в. был открыт остров Новая Гвинея, который является вторым по размерам после Гренландии. Поэтому Новую Гвинею посчитали вы ступом Южной земли.
Первая высадка путешественников на австралийском берегу состоя лась в 1606 г. с небольшого голландского корабля «Дайфкен».’Руководил экспедицией Биллем Янсзон. Но капитан думал, 4 fo добрался только до Новой Гвинеи. Биллем Янсзон, так же как и Христофор Колумб, не узнал до конца своей жизни, что открыл новый материк.
Задание для третьей группы.
1) Ответьте на вопросы.
Как переводится название «Австралия»? («Южная».)
Вспомните, какова площадь Австралии. (7,6млн км 2 .)
2) Напишите развернутый план ответа по теме «Открытие Ав
стралии».
4. Открытие Антарктиды
( Ученики читают текст учебника на с. 33, рассматривают рис. 26, 27.)
Экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева
В 1819 г. после длительной и тщательной подготовки из Кронштадта отправилась в дальнее плавание южная полярная экспедиция в соста ве двух военных шлюпов — «Восток» и «Мирный». Первым командовал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, вторым — Михаил Петрович Лазарев. Экипаж состоял из опытных и бывалых моряков. Морское министерство назначило начальником экспедиции Беллинсгаузена, имевшего за пле чами большой опыт дальних морских плаваний.
Беллинсгаузен родился в Эстонии в 1778 г. Мальчику было 10 лет, когда его отдали учиться в Морской кадетский корпус. В 1803-1806 гг. молодой моряк участвовал в первом русском кругосветном плавании.
Командир шлюпа Лазарев родился во Владимирской губернии. Он также поступил в Морской кадетский корпус. Участвовал в войне со Швецией. После ее окончания его назначили командиром корабля «Суворов», посланного в Русскую Америку.
16 июля 1819г. корабли «Восток» и «Мирный» снялись с якоря и под салют артиллерийских орудий покинули родной Кронштадт. Перед экс педицией поставили задачу: как можно дальше проникнуть на юг, чтобы окончательно решить вопрос о существовании южного материка. В круп ном английском порту корабли вынуждены были стоять около месяца, чтобы пополнить запасы провианта и мореходных инструментов. В на чале осени при попутном ветре корабли взяли курс через Атлантический океан к берегам Бразилии. С первых дней плавания велись научные на блюдения. Чербз 21 день шлюпы подошли к острову Тенерифу. Дальней шее плавание проходило в зоне постоянных пассатов при безоблачном небе. Ход парусных судов значительно ускорился. Достигнув 10° с. ш., корабли вошли в зону затишья, связанного с экваториальным поясом. Корабли пересекли экватор, при попутном ветре достигли берегов Бра зилии и стали на якорь в удобной и красивой бухте, на берегах которой раскинулся Рио-де-Жанейро. Здесь Беллинсгаузен был потрясен рабо торговлей. Запасшись провизией, корабли покинули город, взяв курс на юг.
В конце декабря корабли подошли к острову Южная Георгия, ко торый открыл Джеймс Кук. Корабли, медленно лавируя среди льдов, двигались вперед.
Затем экспедиция встретила первый плавучий ледяной остров — айс берг. На островах Завадовского (названных в честь участника экспеди ции) взяли на борт пингвинов, развлекавших в пути экипаж. Туманная пасмурная погода сильно затрудняла плавание. Кораблям постоянно гро зила опасность наскочить на мель. Несмотря на это, корабли пересекли Южный полярный круг, и 28 января 1820 г. в туманной дымке пасмурного дня путешественники увидели кромку материкового льда.
В феврале 1820 г. шлюпы вышли в Индийский океан. Пытаясь пробиться к югу с этой стороны, они еще два раза подходили к берегам Антарктиды, но тяжелые ледовые условия вынуждали снова отходить к северу и двигаться на восток вдоль кромки льдов.
Задание для четвертой группы. 1) Ответьте на вопросы.
Русские моряки девять раз подходили на парусных судах
«Восток» и «Мирный» к ледовым берегам Антарктиды,
но высадиться на берег не смогли. Почему?
— Кто первыми ступил на землю Антарктиды? <Норвежцы ка
питан Леонард Кристенсен и матрос Карстен Борхгревинк.)
2) Напишите развернутый план ответа по теме «Открытие Антарктиды».
V. Рефлексия учебной деятельности
Я понял тему урока.
Как я оцениваю свою работу на уроке.
У меня были проблемы на уроке.
VI . Подведение итогов урока
Прочитайте вывод на с. 34 учебника.
Прочитать § 6. Проверить правильность заполнения таб лицы.
Нарисовать корабль, на котором плыли участники любой экспедиции (по желанию).
Подготовить сообщение и презентацию по темам (на выбор).
Путешествие Афанасия Никитина в Индию. (Работа может выполняться в паре или в малой группе.)
Одиссея Джеймса Кука
Джеймс Кук юнгой побывал в портах Голландии, Норвегии, Санкт- Петербурга. Во время Семилетней войны он служил на военном флоте и участвовал в мирной гидрографической экспедиции в Канаде, изу чавшей реку и залив Святого Лаврентия, провел опись берегов острова Ньюфаундленд и полуострова Лабрадор. Составленные им карты были очень точны.
Кука называют лучшим штурманом британского флота. На статью Джеймса Кука о наблюдении солнечного затмения обратило внимание Адмиралтейство, и ему предложили командовать судном «Индевор», от правлявшимся в 1768 г. в южную часть Тихого океана для наблюдения прохождения Венеры по диску Солнца. Высадив астрономов на острове Таити, Кук приступил к исследованиям островов Тихого океана. Прежде всего его привлекла Новая Зеландия. Кук впервые описал ее, прошел проливом, разделяющим два острова (теперь это пролив Кука), потом отправился к берегам Австралии, где, описав около двух тысяч километров ее берегов, объявил материк собственностью английской короны
Урок 8. Открытия русских путешественников
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения; развития исследовательских навыков; информационно-коммуникационные.
Цель: познакомить учащихся с путешествиями и открытиями русских землепроходцев.
Формируемые УУД: предметные: сравнивать результаты откры тий русских путешественников, объяснять роль русских землепро ходцев в изучении Сибири; метапредметные: уметь планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответ ствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать и отби рать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; составлять описания объектов; составлять простой план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу од ноклассников; личностные: обладать — ответственным отноше нием к учебе; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творче ской деятельности.
Оборудование: учебники, рабочие тетради, электронное прило жение, физическая карта полушарий, физическая карта России, атласы, портреты русских путешественников.
II . Проверка выполнения домашнего задания
( Учитель проверяет выполнение домашнего задания, разби рает с учениками вопросы и задания, вызвавшие затруднения. Ученики выступают с подготовленными сообщениями.)
— Определите, о каком путешественнике идет речь.
Этот португальский мореплаватель обогнул с юга материк Южную Америку, первым из европейцев проплыл по Тихо му океану. Его экспедиция совершила первое кругосветное плавание. (Фернан Магеллан.)
Выходец из Генуи в попытке открыть западный путь в Азию достиг новых земель. Совершив четыре плавания к вновь