География охватывает всю систему что лишние
Итоговый тест для курсовой подготовки учителей географии
1. Дополните. География охватывает всю систему: «… — человек — хозяйство». 2. Выберите правильный ответ. Ведущее комплексное понятие в системе географо-экономических знаний:
a) эффективность территориальной организации общества;
b) эффективность природопользования;
c) эффективность размещения производства;
d) предприятие как основное звено географического разделения труда;
e) эффективность расселения населения.
a) Содержание предмета;
b) Средства обучения;
c) Материальные условия обучения;
d) Формы организации обучения;
e) Виды познавательной деятельности.
4. Выберите правильный ответ. Методы обучения географии по характеру
5. Выберите правильный ответ. Второй этап дедуктивного пути формирова-
ния понятий, по В.А. Коринской, включает:
a) введение нового понятия;
b) раскрытие существенных признаков понятия;
c) расширение объема понятия;
d) знакомство с новыми объектами, относящимися к данному понятию;
e) приведение усвоенных понятий в систему;
6. Выберите правильный ответ. Прием учебной работы, соответствующий
1-му этапу решения проблемы:
a) выдвижение гипотезы — основного направления поиска ответа;
b) применение известных способов действия;
c) обоснование гипотезы;
d) выстраивание цепочки причинно-следственных связей;
e) установление причинно-следственных связей и нахождение разрыва в
7. Выберите правильный ответ. Логическая цепочка изучения общего обзо-
a) Географическое положение-рельеф-климат-история освоения-внутренние
воды-природные зоны-население-политическая карта;
b) Географическое положение-история освоения-рельеф-климат и внутрен-
ние воды-природные зоны-население-политическая карта;
c) Географическое положение-история освоения-климат-рельеф-водные ре-
сурсы-население-природные зоны-политическая карта;
d) Географическое положение-история освоения-рельеф-внутренние воды-
климат-природные зоны-население-политическая карта;
e) Географическое положение-климат-рельеф-история освоения-внутренние
воды-природные зоны-население-политическая карта.
8. Выберите правильный ответ. Дискуссия, проводимая в форме беседы, в
b) «заседание экспертной группы»;
9. Выберите правильный ответ. Форма организации учебной деятельности,
b) учебное проектирование;
c) естественная игра;
e) неимитационная игра.
10. Выберите правильный ответ. Теоретический метод исследования в
a) Системно-структурный анализ;
b) Логико-дидактический анализ;
c) Типологический подход;
11. Выберите правильный ответ. Укажите регион, в котором преобладают
b) Мурманская область;
c) Хант-Мансийский автономный округ;
d) Чукотский автономный округ;
e) Новосибирская область.
12. Выберите правильный ответ. Укажите регион, в котором наблюдается
максимальная доля лиц пенсионного возраста в населении:
a) Магаданская область;
b) Республика Дагестан;
c) Псковская область;
e) Мурманская область.
13. Выберите правильный ответ. Определите государство, с которым Рос-
сия имеет значительное отрицательное миграционное сальдо:
14. Выберите правильный ответ. Примерная численность экономически активного населения России:
15. Выберите правильный ответ. Примерная доля занятых в сельском и лес-
ном хозяйстве России:
16. Выберите правильный ответ. Определите субъект РФ, в котором среди
безработных преобладает молодежь:
a) Республика Дагестан;
b) Республика Удмуртия;
c) Республика Карелия;
d) Республика Мордовия;
e) Республика Башкирия.
17. Дополните. Определите страну мира. Эта африканская страна, по форме правления – республика, по форме территориально-административного
устройства – унитарное; расположено на острове, который является четвертым по размеру в мире. Основа экспорта страны – пряности и хромиты. Национальный состав страны однороден, наблюдается высокий при-
18. Дополните. Определите экономический район России. Экономический
район расположен в Восточной экономической зоне. Помимо огромных
19. Выберите правильный ответ. Одним из самых загрязненных в мире морей является:
20. Выберите правильный ответ. В России лидирует по производству минеральных удобрений:
a) Московская область;
c) Иркутская область;
d) Ростовская область;
e) Воронежская область.
21. Выберите правильный ответ. Дидактика – это:
a) методика преподавания;
22. Выберите правильный ответ. Мотивационную сферу личности составляет:
a) потребности, интересы, идеалы, намерения, социальные роли;
b) задатки, способности, темперамент;
c) восприятие, мышление, память, воображение;
d) знания, умения, навыки.
23. Выберите правильный ответ. В качестве критерия возрастной периодизации «смену типов ведущей деятельности» выдвигал …
a) правила поведения, регулирующие отношения к прекрасному и безобразному;
b) правила поведения, регулирующие отношения между нациями, социальными группами, направленные на завоевание и использование государственного аппарата;
c) правила поведения, имеющие общеобязательный характер и поддерживаемые силой государственного принуждения;
d) правила поведения, определяющие, что есть добро, и что есть зло.
25. Выберите правильный ответ. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели которых направлены на:
a) насильственное изменение основ конституционного строя
b) участие в политической жизни страны
c) нарушение целостности Российской Федерации,
d) подрыв безопасности государства.
1. Выберите правильный ответ. Основным методом при формировании умений является:
b) проблемное изложение;
2. Выберите правильный ответ. Третий уровень усвоения знаний — это …
a) ученики применяют знания и умения по образцу;
b) творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации;
c) ученики выполняют оценочные и прогностические задания;
d) ученики воспроизводят знания в том виде, в котором они изложены в
e) ученики воспроизводят знания в том виде, в котором были первоначально даны учителем.
3. Выберите правильный ответ. Первый этап дедуктивного пути формирования понятий, по В.А. Коринской, включает:
a) раскрытие существенных признаков понятия;
b) расширение объема понятия;
c) знакомство с новыми объектами, относящимися к данному понятию;
d) углубление его содержания;
e) приведение усвоенных понятий в систему;
4. Выберите правильный ответ. Дискуссия, построенная на основе заранее
фиксированных выступлений учащихся, представляющих соперничающие
b) «заседание экспертной группы»;
5. Выберите правильный ответ. Прием учебной работы, соответствующий
заключительному этапу решения проблемы:
a) установление причинно-следственных связей;
b) выявление, вскрытие противоречия между имеющимися знаниями и известными способами действия и требованиями задания;
c) определение основного направления поиска ответа;
d) выдвижение гипотезы;
e) доказательство гипотезы.
6. Выберите правильный ответ. Ведущее комплексное понятие в системе
a) эффективность территориальной организации общества;
b) эффективность природопользования;
c) эффективность размещения производства;
d) предприятие как основное звено географического разделения труда;
e) эффективность расселения населения.
7. Выберите правильный ответ. Психологическая концепция, получившая
наибольшее развитие в методике обучения географии:
a) принцип содержательного обобщения В.В. Давыдова;
b) концепция поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной;
c) принцип единства сознания и деятельности А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна;
d) концепция развивающего обучения Л.С. Выготского;
e) концепция развивающего обучения Эльконина-Давидова.
8. Выберите правильный ответ. Теоретический метод исследования в методике обучения географии:
c) письменные проверочные работы;
d) анкетирование учителей и учащихся;
9. Выберите правильный ответ. Основная задача методики обучения географии:
a) почему учить географию;
b) как и чему учить;
с) как планировать работу учителя;
е) что учить в географии.
10. Выберите правильный ответ. Методы обучения географии по характеру
11. Выберите правильный ответ. Пример проблемного вопроса в 6 классе:
a) по карте океана определите географическое положение озер с соленой водой;
b) как озера регулируют сток вытекающих из них рек?
c) погода бывает разная?
d) почему соленость Мирового океана различна?
e) давление зависит от температуры подстелающей поверхности?
12. Выберите правильный ответ. Ведущее комплексное понятие в системе
a) эффективность территориальной организации общества;
b) эффективность природопользования;
c) эффективность размещения производства;
d) предприятие как основное звено географического разделения труда;
e) эффективность расселения населения.
13. Выберите правильный ответ. Понятие о политической карте, НЕ вводи-
a) федеративное государство;
b) политическая география;
d) политико-географическое положение;
e) политико-административное деление.
14. Выберите правильный ответ. Понятие темы «Атмосфера» в курсе физической географии 6 класса:
b) пояс освещенности
c) климатический пояс
e) климатообразующий фактор
15. Выберите правильный ответ. Найдите ошибку в перечне стран, входящих в Европейский союз:
16. Выберите правильный ответ. Умения, формируемые в рамках климатической системы знаний в 7 классе:
a) сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном
b) ведение календаря погоды;
c) вычисление годовой амплитуды температур;
d) определение состояния погоды по синоптической карте.
17. Выберите правильный ответ.Отметьте, какая из перечисленных территорий НЕ относится к тому же культурному миру, что и остальные:
a) Западная Украина;
b) Западная Белоруссия;
18. Выберите правильный ответ. Глобальные проблемы человечества, НЕ
рассматриваемые в курсе 10 класса:
a) мира и разоружения;
e) опустынивание территорий.
19. Дополните. Определите страну мира. Эта европейская страна – остров.
Основа экономики – транзитно-транспортные операции и туризм,
единственная в своем регионе, где отсутствуют реки и озера. По плотности
20. Дополните.Определите экономический район. Этот район расположен в
Западной экономической зоне. Имеет минеральные ресурсы: нефть, газ,
уголь, вольфрамо-молибденовые руды и полиметаллические руды. Является лидером в заготовке бука и дуба. Производятся паровые котлы,
21. Выберите правильный ответ. Эмпатия – это….
a) осознание субъектом того, как он сам воспринимается партнером по общению;
b) смена одного нервного процесса другим;
c) эмоциональная отзывчивость, способность к сопереживанию.
22. Выберите правильный ответ. Педагогическая технология – это:
a) система научных взглядов;
b) ориентация педагога на использование какой-либо совокупности идей,
принципов, форм или методов профессиональной деятельности;
c) взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение
d) взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение
23. Выберите правильный ответ. Найдите ошибку в характеристике руководителя:
a) руководитель несет ответственность перед законом за состояние дел в
b) руководителю законом предоставляются определенные права и обязанности, а лидер их может не иметь;
c) руководитель обычно назначается, а лидер выдвигается стихийно;
d) руководитель не имеет права применять официально установленные
24. Выберите правильный ответ. К гражданскому обществу относится:
a) администрация губернатора;
b) партийная фракция в парламенте;
c) союз деятелей культуры;
25. Выберите правильный ответ. Норма права – это:
a) правила поведения, регулирующие отношения к прекрасному и безобразному;
b) правила поведения, регулирующие отношения между нациями, социальными группами, направленные на завоевание и использование государственного аппарата;
c) правила поведения, имеющие общеобязательный характер и поддерживаемые силой государственного принуждения;
d) правила поведения, определяющие, что есть добро, и что есть зло.
Т.Г. Туова ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
1 Т.Г. Туова ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Майкоп
2 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ КАФЕДРА ГЕОГРАФИИ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ Специальность «География с дополнительной специальностью биологии» Квалификация Учитель географии и биологии Майкоп
3 Печатается по решению редакционно-издательского совета Адыгейского государственного университета Составитель: Т.Г. Туова, к.п.н., доцент. Ответственный редактор Т.Н. Мельникова Рецензенты: Ж.И. Шорова, к.п.н., доцент, П.Г. Родимцев, к.г.н., доцент. Тестовые задания по теории и методике обучения географии по специальности Майкоп: Изд-во АГУ, с. Утверждены учебно-методической комиссией факультета естествознания и научно-методическим советом АГУ Тестовые задания по теории и методике обучения географии включают содержание основной образовательной программы по данной дисциплине, список основной учебной подготовки для выполнения тестов. В содержание входят тесты, отражающие понятийно-категориальный аппарат дисциплины; государственный образовательный стандарт по методике обучения географии; принципы, методы, организационные формы обучения географии; внеклассную работу по географии; место географии в учебном плане; материальную базу обучения географии. Адыгейский государственный университет,
4 ОГЛАВЛЕНИЕ Пояснительная записка 3 Тест 1 «Предмет методики обучения географии. Государственный образовательный стандарт по методике 4 обучения географии» Тест 2 «Цели, содержание, структура базового географического образования. Место географии в учебном плане» 11 Тест 3 «Материальная база обучения географии» 16 Тест 4 «Принципы, методы, организационные формы обучения географии» 26 Тест 5 «Внеклассная и внеурочная формы организации обучения географии» 38 Список литературы 48 Ответы 50 6
5 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Тестовые задания по теории и методике обучения географии (по специальности «География с дополнительной специальностью биология») составлены в соответствии с программой и учебником с учетом требований к заданиям для самостоятельной работы студентов. Цель данного пособия помочь студентам в самостоятельной проверке знаний по методике обучения географии. Как известно, эффективность применения заданий в значительной степени зависит от того, с какой целью они предлагаются, учитывается ли подготовленность студентов. Группировка заданий, предложенная в пособии, соответствует основным темам курса. В содержание входят тесты, отражающие понятийнокатегориальный аппарат дисциплины; государственный образовательный стандарт по методике обучения географии; принципы, методы, организационные формы обучения географии; внеклассную работу по географии; место географии в учебном плане; материальную базу обучения географии. Среди заданий преобладают такие, при выполнении которых от студентов требуется сложная мыслительная деятельность. Есть задания репродуктивного типа, но таких заданий сравнительно немного. Существенную часть заданий составляют задания, связанные с заполнением таблиц, направленные на проверку определять причинно-следственные связи. С помощью данного пособия можно составить представление об основных вопросах содержания методики обучения географии, об особенностях итогового экзамена по дисциплине и государственного экзамена студента выпускника. Содержание тестовых заданий по методике обучения географии предусматривает основные положения в Концепции модернизации образования в РФ до 2010 года и требования государственного образовательного стандарта. 7
6 Тест 1 по теме: Предмет методики обучения географии. «Государственный образовательный стандарт по методике обучения географии» 1. В процессе обучения школьников географии используются такие теоретические методы, как: А) исторический; Б) сравнительный; В) картографический; Г) системно-структурный; Д) лабораторный. 2. Методика обучения географии исследует: А) цели обучения; Б) содержание школьной географии; В) средства обучения; Г). 3. Педагогические эксперименты по организации разделяют на лабораторные и 4. Виды научно-исследовательской работы студентов по методике обучения географии в учебном процессе это А) курсовые работы; Б) разработка научной темы в период педагогической практики; В) подготовка и проведение олимпиад школьников; Г) участие в спецсеминарах и спецпрактикумах; Д) дипломные работы. 5. Основные направления совершенствования программы 80-х гг.- это А) интеграция физико- и экономико-географических знаний; Б) практическая направленность содержания географического образования; В) экономизация; Г) социологизация; Д) усиление научности. 8
8 11. Согласно И.Я. Лернеру процесс обучения всегда включает: А) цели обучения; Б) содержание образования и его элементы; В) функции элементов содержания образования в формировании личности; Г) способы усвоения; Д) ; Е) приемы обучения; Ж) форма организации. 12. Правильная последовательность этапов творческого мышления: А) видение новой проблемы в знакомой ситуации; Б) комбинирование раннее известных способов решения проблемных задач в новой ситуации; В) самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию; Г) видение новой функции объекта; Д) осознание структуры объекта; Е) поиск нового способа решения задачи. 13. Понятие «географическая культура» по В.П. Максаковскому включает: А) географическая картина мира; Б) географическое мышление; В) ; Г) язык географии. 14. Основные проблемы методики обучения географии это проблемы, связанные с: А) целями обучения географии; Б) оценкой урока; В) содержанием образования; Г) методами обучения; Д) средствами обучения. 15. Методика обучения географии имеет два аспекта: и прикладной. 10
9 16. Разработка новых концепций школьной географии на современном этапе осуществляется в направлении: А) ориентации на развитие личности школьника; Б) усиления мотивации учения; В) осуществления политехнической направленности обучения; Г) гуманизации содержания; Д) интеграции географических знаний с другими школьными дисциплинами. 17. Требования к учебникам нового поколения: А) иметь значительное количество персоналий; Б) учебник должен иметь современную модель и оптимальное соотношение текстового и внетекстового компонентов; В) обеспечивать дифференцированный подход к учащимся; Г) способствовать внедрению в учебный процесс проблемного обучения; Д) способствовать оптимизации учебного процесса. 18. Установите порядок изучения тем в учебнике для 8-го класса А.И. Алексеева (2001г.): А) природно-хозяйственной зоны; Б) богатство внутренних вод России; В) природопользование и охрана природы; Г) климат; Д) пространство России; Е) население России; Ж) рельеф и недра. 19. Установите порядок изучения раздела «География России» в Проекте стандарта: А) Население России; Б) Природа России; В) География своей республики; Г) Природно-хозяйственное районирование России; Д) Особенности географического положения России; Е) Россия в современном мире; Ж) Хозяйство России. 11
10 20. Изучаемые в школьной географии знания и понятия о климате: Элементы климата Климат Климатообразующие факторы Температура Ветер Осадки Рельеф Подстилающая поверхность Движение воздушных масс Причины, определяющие климат 21. Основные содержательные характеристики воспитательных целей: А) экономические культуры; Б) профориентации; В) логического мышления; Г) экологической культуры; Д) развития речи. 22. Практические работы, задания которых рассчитаны на перенос действий в новые условия: А) тренировочные; Б) второго уровня; В) итоговые; Г) первого уровня. 23. Теоретические методы исследования в методике обучения географии: А) математический; Б) анкетирование учителей и учащихся; В) моделирования; Г) исторический; Д) письменные проверочные работы. 12
11 24. Кем был создан первый учебник географии в 1742 году? Виды технологий в рамках личностно-ориентированного обучения: Листы опорных сигналов Формирование приемов учебной деятельности ТЕХНОЛОГИЯ Формирование учебной деятельности ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ модульная ТЕХНОЛОГИЯ Коммуникативнодиалоговая проектов 26. Кем было создано первое руководство по методике географии? В каком году в Московском университете была открыта кафедра географии и кто ее возглавил. 13
14 4. Умения усваиваются в процессе А) воспроизведения по образцу; Б) воспроизведения в знакомой ситуации; В) переживания; Г) восприятия; Д) решения проблем. 5. Методы географической науки, наиболее широко используемые в школьной географии: А) метод описания; Б) математико-географическое моделирование; В) картографический метод; Г) сравнительный метод; Д) статистический метод. 6. Примеры закономерностей и законов школьной географии: А) зональность почв, растительности; Б) круговорот воды в природе; В) смена времен года; Г) ритмичность географической оболочки; Д) биоритмы. 7. География охватывает всю систему: «природа человек.» 8. Согласно В.А. Коринской, третий этап дедуктивного пути формирования понятий включает: А) расширение объема понятия; Б) углубление содержания понятия; В) приведение усвоенных понятий в систему; Г) введение нового понятия; Д) раскрытие существенных признаков понятия. 16
15 9. Основные компоненты содержания географического образования: А) знания; Б) представления; В) умения и навыки; Г) опыт творческой деятельности; Д) номенклатура. 10. Виды теоретических знаний это: А) понятия; Б) факты; В) теории; Г) причинно-следственные связи; Д) представления. 11. Современными программами по географии в общеобразовательной школе предусмотрено изучение: А) определения азимутов и румбов, направлений по топографическим картам; Б) картографических проекций; В) масштабов карт; Г) способов изображения на карте; Д) видов картографических искажений. 12. Обязательный минимум содержания полного общего образования по географии (базовый уровень), включает следующий порядок тем: А) Современные методы географических исследований. Источники географической информации; Б) Регионы и страны мира; В) География мирового хозяйства; Г) Россия в современном мире; Д) Природа и человек в современном мире; Е) Современные глобальные проблемы человечества; Ж) Население мира. 13. Опубликованы учебники 6-го класса (Физическая география) следующих авторов: В.П. Сухова, Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой и. 17
16 14. Концепция содержания географического образования в двенадцатилетней школе исходит из того, что эта дисциплина должна соответствовать: А) современному этапу развития человеческой цивилизации и культуры; Б) традиционным ценностям, соответствующим менталитету населения России; В) изменившемуся социальному заказу школы; Г) международному опыту географического образования в передовых странах мира; Д) новейшим достижениям географической науки. 15. Эмпирические методы исследования в методике обучения географии: Эмпирические методы Изучение опыта работы школы Обобщение передового педагогическо го опыта Педагогический эксперимент Наблюдение Анкетирование Изучение школьной документации Лабораторный Констатирующий Контрольный 16. Пять групп понятий, входящих в общеэкономический блок школьной географии: «экономические показатели», «человек и экономическая система», «макроэкономика», «микроэкономика»,. 17. В понятие «географическая культура» В.П. Максаковский выделяет следующие основные компоненты: географическая картина мира, географическое мышление, методы географии,. 18
18 Тест 3 по теме: «Материальная база обучения географии» 1. Приемы работы с картой второго/третьего уровня сложности это: А) характеристика по типовому плану; Б) моделирование по карте; В) прием наложения карт; Г) считывание показателей с карты. 2. Анализ статистических данных включает: А) округление единичных показателей; Б) чтение таблиц по горизонтали и по вертикали; В) составление диаграмм, графиков, карты диаграмм; Г) работу с картой; Д) конкретизацию показателей. 3. Установить соответствие между авторами и школьными учебниками для 6-го класса: 1) Кошевой В.А., Душина И.В. и др. 2) Финаров Д.П. 3) Сухов В.П. 4) Петрова Н.Н. А) Физическая география: Начальный курс Б) География. Начальный курс В) Начальный курс географии Г) Физическая география Д) География: Мир Земли 4. Авторы неоднократно переиздававшегося учебника по географии для 7-го класса, по которому преподает большинство школьных учителей: А) Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А.; Б) Крылова О.В., Герасимова Т.П.; В) Душина И.В., Притула Т.Ю.; Г) Финаров Д.П., Чернихова Е.Я., Васильева С.В.. 20
19 5. Вербально-информационные средства обучения это: А) периодическая печать; Б) рабочие тетради; В) практикум; Г) кинофильм; Д) образцы горных пород. 6. Наглядные средства обучения это: А) гербарий; Б) кинофильм; В) модели речной долины; Г) периодическая печать. 7. Приемы проверки усвоенности номенклатуры это: А) картографический диктант; Б) запись номенклатуры в тетрадь; В) узнавание объектов по очертанию, контуру; Г) перечисление номенклатуры. 8. Учебные приемы, позволяющие контролировать, как учащиеся усвоили географическую номенклатуру: А) совершение воображаемого путешествия по заданному маршруту без карты с перечислением географических объектов по пути следования; Б) составление ребусов и кроссвордов; В) запись географических названий в тетради; Г) составление письменного описания географического положения объекта; Д) узнавание объектов по контурам. 9. Учебные приемы, способствующие запоминанию географической номенклатуры: А) запись на доске географического названия; Б) нанесение на контурную карту; В) изучение текста учебника; Г) показ по карте и четкое проговаривание географического названия. 21
20 10. Учебно-методический комплекс включает: А) учебник для школьника; Б) учебно-методическое пособие для учителя; В) практикум; Г) дидактические материалы; Д) атлас для учителя. 11. Приемы изучения страны в 10-м классе второго и третьего уровней сложности: А) разработка герба страны; Б) пересказ по учебнику; В) сравнительная характеристика двух стран; Г) моделирование на контурной карте; Д) характеристика по тепловому плану. 12. Постройте алгоритм чтения климатограммы: А) анализ графика хода температуры; Б) определение температуры самого теплого и холодного месяца в году; В) определение типа климата; Г) распределение осадков по временам года; Д) определение самого влажного и самого сухого сезона года. 13. Приемы работы с текстом учебника третьего уровня сложности: А) построение логических цепочек; Б) постановка вопросов к тексту; В) составление опорного контекста; Г) рецензирование текста; Д) составление таблицы «причина-следствие». 14. Приемы изучения ПТК России второго-третьего уровня: А) пересказ текста учебника; Б) моделирование территории на контурной карте; В) письмо с места; Г) изучение номенклатуры; Д) сравнительная характеристика ПТК. 22
21 15. К проблемному типу вопросов в 6-м классе относятся: А) из каких частей состоит мировой океан; Б) как можно объяснить разнообразие горных пород и минералов; В) какое путешествие могла совершить капелька воды прежде, чем попасть в мировой океан; Г) совершите путешествие вокруг Австралии, сообщая об океанах, морях, заливах, проливах, которые вам необходимо преодолеть; Д) чем объясняется разнообразие рельефа Земли. 16. Структурные компоненты учебника географии: Модели структуры урока географии, образованные смысловыми блоками На основе пунктов типового плана характеристик компонента природы (ПТК, отрасли народного хозяйства, района) Структура определяется логикой решения проблемы 17. Установите последовательность изучения природной зоны в 7-м классе: А) зональный тип почв; Б) характер растительности и животного мира; В) влияние человека на природу, заповедники, национальные парки; Г) особенности климатических условий; Д) географическое расположение в пределах материка, географического пояса и размеры. 18. Расшифровать аббревиатуру НАФТА 23
22 19. Понятия о мировом хозяйстве, вводимые в 10-м классе: Мировое хозяйство География мирового хозяйства Международная экономическая интеграция Интернационализация хозяйства Отрасль международной специализации 20. Установите порядок изучения темы в разделе «Оболочки Земли» в 6-м классе (по Т.П. Герасимовой): А) Атмосфера; Б) Биосфера; В) Литосфера; Г) Взаимосвязь оболочек; Д) Гидросфера. 21. Следующую структуру имеет школьный учебник по курсу «География России»: Введение. Общая характеристика природы. Природные комплексы России. Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы: А) География России: природа и население / А.И. Алексеев и др.; Б) География: природа России / Э.М. Раковская; В) География России: хозяйство и географические районы / А.И. Алексеев; Г) География России. Природа / И.И. Баринова; Д) География России / А.В. Даринский и др. 24
23 22. Примеры научных фактов по курсу «География России»: А) миграции; Б) народы России; В) путешественники и исследователи; Г) моря России; Д) типы климата России. 23. Требования к учебникам нового поколения: А) значительное количество персоналий; Б) способствовать оптимизации учебного процесса; В) способствовать внедрению проблемного обучения. 24. Виды картографических изображений, применяемых в школьной географии: А) карты школьных атласов; Б) глобус; В) карты-вклейки в учебниках; Г) набор топографических карт. 25. Школьные учебники по географии для 6 го класса написаны следующими авторскими коллективами: А) Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.; Б) Финаров Д.П.; В) Петрова Н.Н.; Г) Кошевой В.А., Душина И.В, Летягин А.А., Лобжанидзе А.А.; Д) Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. 26. Установить последовательность элементов плана характеристики отраслей промышленности: А) значение отрасли; Б) перспективы развития отрасли; В) структура отрасли; Г) зависимость отрасли от экспорта и импорта; Д) главные факторы, влияющие на размещение отрасли и основные черты ее географии; Е) природные предпосылки для развития отрасли. 25
24 27. Изучаемые в школьной географии понятия о климате: Климат отдельных регионов России Климатиче ская карта России Климатические области, типы климатов Климатиче ская карта мира Климатические пояса основные Режим погод Климат своей местности Климат 28. Практическая работа на местности в 6-м классе: А) определение форм поверхности и характера залегания пород, особенностей вод, их использования и охраны; Б) сравнительная характеристика двух ТПК, формирование которых обусловлено различиями в получении тепла и света; В) наблюдение за погодой; Г) описание типичных природных комплексов своей местности; Д) экскурсия на производство. 26
25 29. Большой вклад в разработку системы эколого-географических знаний школьной географии внесли: А) Ю.Г. Саушкин; Б) В.П. Максаковский; В) Н.Н. Родзевич; Г) Я.Г. Машбиц; Д) А.М. Берлянт. 30. Знания о реках в школьной географии: Режим стока дождевое снеговое ледниковое смешанное русло исток устье Ее части Река Питание реки Речная долина Речная система 31. Укажите порядок изучения раздела «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы» в учебнике для 8-го класса Э.М. Раковской: А) Роль географической науки в решении проблем взаимодействия человека и природы; Б) Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека; В) Стихийные природные явления; Г) Сохранить и улучшить среду своего обитания задача современного человека; Д) Изменение природы человеком. Использование природных ресурсов. 27
26 32. Схема гидрологических знаний: Поверхностные воды Подземные воды Воды суши Мировой океан Его части Гидросфера 33. Изучаемые в школьной географии понятия о климате: Элементы климата Климат Климатообразующие факторы температура ветер осадки Рельеф Характер подстилающей поверхности Движение воздушных масс Причины, определяющие климат 28
27 34. К проблемному типу заданий в 9 классе относятся: А) в чем заключается суть проблемы адаптации человека в условиях севера; Б) какие причины влияют на территориальную организацию ТПК; В) какая зависимость существует между осадками, температурой, рельефом и господствующими ветрами на территории; Г) назовите главные области расселения; Д) выделите отличительные черты в содержании понятий «природная среда», «окружающая среда». 35. Установить последовательность изучения океана: А) Географическое положение по отношению к экватору, к другим океанам, материкам; Б) Экологическое состояние водных масс; В) Распределение живых организмов, типичные представители океанических вод; Г) Рельеф дна океана и полезные ископаемые; Д) Закономерности изменения физико-химических свойств водной массы и движение вод в океане; Е) Виды хозяйственной деятельности в океане. 36. Установить порядок характеристики населения страны (по В.П. Максаковскому): А) Основные черты размещения населения, влияние миграций на это размещение; Б) Общий вывод. Перспективы роста населения; В) Численность, тип воспроизводства, демографическая политика; Г) Городское и сельское население; Д) Этнолигвистический и религиозный состав населения; Ж) Уровни, темпы и формы урбанизации, главные города и городские агломерации; З) Половой и возрастной состав населения, обеспеченность трудовыми ресурсами. 37. Установить порядок изучения компонентов природы России: 29
28 А) значение компонента; Б) охрана компонента; В) история развития компонента природы; Г) свойства и закономерности размещения; Д) взаимосвязи компонентов. 38. Установить последовательность формирования картографических умений в 6 классе: А) составление характеристики формы рельефа по физической карте; Б) определение характера местности по горизонтали; В) определение сторон света по карте; Г) определения различия гор и равнин по высоте; Д) определение расстояний по карте; Е) определение абсолютных и относительных высот по карте. 39. Знания о реках в школьной географии: русло исток Ее части Река Речная долина бассейн притоки Речная система водораздел 40. Период середины 90-х гг. характеризуется выходом параллельных учебников следующих авторов: 30
29 А) И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева; Б) Н.А. Максимова; В) Д.П. Финарова; Г) Н.Н. Петровой; Д) В.П. Сухова. 31
30 Тест 4 по теме: «Принципы, методы, организационные формы обучения географии» 1. Особые черты технологии обучения по И.В. Душиной: А) разработка диагностично поставленных целей обучения; Б) направленности на гарантированное достижение учебных целей; В) использование разнообразных средств обучения; Г) обязательная оценка текущих и итоговых результатов обучения; Д) воспроизводимость обучающих процедур, возможность их повторения учителем. 2. Учитель при проблемном обучении: А) определяет проблемы и формирует проблемные задачи; Б) определяет способы включения задания в учебный процесс; В) четко организует деятельность и поэтапный контроль; Г) руководит деятельностью учащихся и помогает в анализе условий и выборе планов решения проблемы; Д) консультирует и помогает находить способы самоконтроля. 3. Установите соответствие между типами классификации игр и видами игр: 1) По форме организации 2) По характеру действия 3) По месту проведения 4) По дидактической цели А) Урочные Б) Академические В) Индивидуальные Г) Естественные Д) Игры при изучении нового материала 4. Обозначьте правильную последовательность этапов проведения дискуссии: А) критический самоанализ участников дискуссии; Б) подведение итогов обсуждения в группе; В) указание цели урока; Г) оценка результатов обсуждения; Д) ведение обсуждения, придерживаясь основного направления к цели. 32
32 10. Примеры проблемных вопросов в 6-м классе: А) в чем проявляется единство всех частей мирового океана? Б) по карте океана определите географическое положение озер с соленой водой; В) как озера регулируют сток вытекающих из них рек? Г) почему погода бывает разной? Д) почему соленость Мирового океана различна? 11. Основные понятия проблемного обучения по Г.А. Понуровой: Проблемная ситуация Проблема Проблемный вопрос Проблемное задание 12. Можно систематизировать знания об оболочке: А) составляя логико-структурную схему темы; Б) пересказывая текст параграфа; В) составляя кроссворды по всем понятиям темы; Г) работая с рисунком в учебнике; Д) характеризуя оболочку по плану. 13. Можно изучать климат II-III уровня сложности (7-й класс), А) давая сравнительную характеристику климата; Б) посредством письма с места; В) характеризуя климат по плану; Г) считывая показатели с климатической карты; Д) пересказывая текст учебника. 34
33 14. Критерии оценки деятельности учащихся на уроках это: А) понимание учениками поставленных задач и умение их решать; Б) проявление ими интереса к изучаемому материалу, стремление самостоятельно мыслить; В) стремление учителя быть организатором деятельности учащихся; Г) функциональное разнообразие деятельности учащихся, участие в коллективной и индивидуальной деятельности; Д) приобретение навыков общения: подчинение, сотрудничество, организационная деятельность. 15. Критерии оценки организационной деятельности учителя на уроке это: А) целесообразность выбора типа и формы урока; Б) постановка целей на уроке; В) связь учебного материала с современностью; Г) включение учащихся в познавательную деятельность на всех этапах урока; Д) наличие и качество выводов по отдельным смысловым блокам и уроку в целом. 16. Признаки современного урока это: А) сотрудничество между учителем и учащимися; Б) тесная связь урока с такими формами организации обучения, как экскурсии, полевые практикумы и т.д.; В) сохранение учителем за собой всех функций; Г) использование для развития и воспитания главным образом стандартного содержания образования; Д) разнообразие методов и организационных форм обучения. 17. Уроки по дидактической цели подразделяются на уроки А) изучения нового материала; Б) обобщающего повторения; В) лекции; Г) семинары; Д) проверки знаний, умений и навыков. 35
34 18. Виды заданий при индивидуальной проверке знаний это: А) ответ у доски; Б) работа по карточке; В) рецензия на ответ учащегося; Г) географический диктант; Д) эвристическая беседа это организованное, коллективное посещение природных и промышленных объектов, достопримечательных мест под руководством учителя для изучения и сбора краеведческого материала. 20. Первое действие учителя при подготовке к учебной экскурсии это А) выбор маршрута, ознакомление с ним на местности; Б) отбор содержания и методов работы с учащимися на каждой остановке; В) составление заданий для учащихся; Г) определение возможностей использования материалов экскурсии на уроках географии; Д) формулировка цели и задач экскурсии. 21. Установите соответствие между временем проведения учебной экскурсии и видами деятельности учащихся: А) Определение крутизны склона 1) 6 класс. Весна 2) 7 класс. Весна Б) Подсчет ярусов древесного полога в лесном сообществе, определение высоты деревьев, относящихся к разным ярусам В) Определение формулы древостоя, его ярусности и сомкнутости крон, названия типа леса 22. Изучение нового материала на уроке требует А) деления учебного материала на смысловые блоки; Б) включения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность; В) продумывания элементов ответов и норм оценок; Г) написания плана-конспекта урока; Д) подготовки задания для учащихся по каждому смысловому блоку. 36
35 23. Обозначьте правильную последовательность подготовки и проведения программной практической работы: А) определить цели проведения практической работы; Б) определить форму выполнения и фиксации результатов; В) разработать инструкции для учащихся; Г) оценить уровень сложности практической работы; Д) отобрать необходимые средства обучения; Е) сформулировать задания для учащихся; Ж) составить образец ожидаемого ответа и критерии его оценки. 24. Индуктивный путь формирования и усвоения понятия начинается с 25. Планирование учебной и внеклассной работы предусматривает три вида целей: образовательные, и развивающие (практические). 26. Установите порядок описания картины: А) какие растения, животные изображены, типичные признаки объекта, явления; Б) название, в каких классах и темах может быть использована картина; В) художественные особенности изображения, личные впечатления; Г) какое время года, суток изображено на картине (цвет неба, виды облаков, величина тени); Д) основное содержание (что изображено на переднем плане, справа, слева, в глубине); Е) где встречаются подобные ландшафты. 27. Основным методом формирования умений и навыков выступает: А) репродуктивный; Б) исследовательский; В) проблемное изложение; Г) частично-поисковый; Д) объяснительно-иллюстративный. 28. Родоначальником научных основ методики географии в России считают 37
37 35. Основные признаки ролевых игр: А) наличие воображаемой игровой ситуации; Б) выполнение учеником определенной социальной функции; В) формирование умений выбирать правильное решение, отстаивать свою; точку зрения, отвечать за принятый выбор; Г) наличие четко установленных правил; Д) проблемная задача. 36. Основные группы технологий в обучении географии (по И.В. Душиной): Группы технологий в обучении географии Личностноориентированное обучение Объяснительноиллюстративное обучение 37. Виды заданий при фронтальной проверке знаний: А) контрольная работа; Б) тестирование; В) беседа на уроке; Г) географический диктант; Д) ответ у доски. 38. Первое место по применению проблемного подхода занимают учебники: А) «Материки и океаны» О.В. Крыловой; Б) «Экономическая и социальная география мира» В.П. Максаковского; В) «Физическая география» В.П. Сухова; Г) «Природа России» И.И. Бариновой; Д) «География России. Население и хозяйство» В.Я. Ром, В.П. Дронова. 39
38 39. Связь методики географии с другими науками (по И.В. Душиной): Логика Дидактика Психология Методика обучения географии Практика работы школы Географические науки 40. Установите последовательность решения проблемы: А) доказательность гипотезы; Б) формулирование гипотезы; В) осознание проблемной ситуации; Г) общий вывод; Д) формулирование проблемы. 41. Признаки традиционного урока: А) отсутствует общение между учащимися в учебном труде; Б) наличие межпредметных уроков; В) учитель-организатор познавательной деятельности учащихся; Г) основной тип урока комбинированный; Д) авторитарный стиль общения. 42. Принципы общего развития в начальном обучении Л.В. Занкова: А) обучение быстрыми темпами; Б) ведущей роли теоретических знаний; В) обучение на высоком уровне трудности; Г) формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности; Д) целенаправленная систематическая работа над общим развитием всех учащихся. 40
39 43. Установить последовательность этапов обучения умению находить причинно-следственные связи самостоятельно: А) обучение умению различать причины и следствия; Б) перенос приемов установления связи между причиной и следствием в новую ситуацию: В) тренировочные упражнения в нахождении связей в рассказе учителя, в тексте учебника; Г) самостоятельное связывание причины и следствия учащимися; Д) установка на самостоятельный поиск причин изучаемых явлений и процессов в природе или экономической жизни населения. 44. Эффективность процесса обучения отражают: А) овладение способами деятельности или умениями и навыками; Б) умение выстраивать причинно-следственные связи; В) умения применять знания только в знакомой ситуации; Г) сформированность ценностных отношений к объектам изучения и к процессу учебной деятельности; Д) фрагментарность знаний. 45. Варианты выполнения практической работы в форме: А) результатов расчетов; Б) перечня вопросов; В) текстового описания; Г) характеристики; Д) чертежа. 41
42 10. Установите соответствие типов и конкретных видов игр: 1) Ролевые А) Пресс конференция 2) Настольные Б) Викторина 3) Игры-состязания В) Географическое лото 11. Основные направления содержания внеклассной работы по географии: А) экономическое; Б) туристско-краеведческое; В) экологическое; Г) эстетическое; Д) литературное. 12. Групповые формы внеурочной работы по географии: А) олимпиада; Б) издание газеты географических новостей; В) экскурсии; Г) кружок; Д) походы. 13. Организационные формы систематической внеклассной работы по географии: А) факультативы; Б) географический кружок; В) походы; Г) КВН; Д) диспут. 44
43 14. Основные показатели эффективности внеурочной работы по географии: А) интеллектуальный и эмоциональный настрой учащихся; Б) повышение качества географических знаний и умений школьников; В) рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы; Г) приобретение умений работы с различными источниками информации; Д) усиление индивидуализма; Е) повышение общего уровня культуры школьников. 15. Основные направления содержания внеклассной работы: А) научно-познавательное; Б) политическое; В) историко-географическое; Г) туристско-краеведческое; Д) экономическое. 16. Общие принципы работы географического кружка: А) обязательное участие всех учащихся в работе кружка; Б) применение исследовательского метода; В) тщательная разработка темы, доведение начатого дела до конца; Г) обязательное оформление результатов кружковой работы; Д) руководящая роль учителя. 17. Подготовка учителя к проведению учебной экскурсии на природу включает: А) выбор маршрута, ознакомление с ним на местности; Б) отбор содержания и методов работы с учащимися на каждой остановке; В) определение количества и местоположения остановок во время экскурсии; Г) выставление оценок бригадам за выполненную работу; Д) формулировку цели и задачи экскурсии. 45
44 18. Тематика географических вечеров: А) отчеты по экскурсиям; Б) просмотр кинофильмов; В) вечера вопросов и ответов; Г) географические викторины; Д) обсуждение журналов и книг. 19. Цели внеклассной работы: А) воспитывать коллективизм; Б) формировать прочные и глубокие знания по географии; В) формировать познавательный интерес к географии; Г) связывать школьную географию с жизнью; Г) осуществлять профессиональную ориентацию. 20. Систематические формы внеурочной формы по географии: А) клубы любителей природы; Б) географический кружок; В) географические факультативы; Г) научные общества учащихся; Д) географические вечера. 21. Формы работы географического кружка: А) выпуск рукописных изданий; Б) проведение уроков; В) внеклассное чтение; Г) конференции; Д) географические вечера. 22. При формировании целей и задач учебной экскурсии учителем учитываются: А) географические особенности района; Б) отбор содержания и методов работы с учащимися на каждой остановке; В) выбор маршрута, ознакомление с ним на местности; Г) количество бригад учащихся на экскурсии; Д) формулировку цели и задач экскурсии. 46
45 23. Эпизодические формы внеклассной работы по географии в общеобразовательной школе: А) организация и проведение похода по родному краю; Б) вечера; В) кружок; Г) олимпиада; Д) выпуск газеты. 24. Формы учета деятельности членов кружка: А) индивидуальные занятия; Б) журнал успеваемости; В) количество выполненной работы; Г) журнал посещаемости; Д) тематика занятий. 25. Дискуссия предполагает: А) индивидуальную работу учащихся; Б) групповую работу учащихся; В) фронтальную работу всего класса. 26. Методы организации внеурочной работы по географии: А) работа с учебником; Б) работа в природе; В) работа с географической литературой; Г) игровая деятельность; Д) краеведческая деятельность. 27. Общие принципы работы географического кружка: А) обязательное участие всех учащихся в работе кружка; Б) применение исследовательского метода; В) разработка темы; Г) обязательное оформление результатов кружковой работы; Д) руководящая роль учителя. 47
46 28. Цели внеклассной работы: А) формировать прочные и глубокие знания по географии; Б) воспитывать коллективизм; В) связывать школьную географию с жизнью; Г) осуществлять профессиональную ориентацию; Д) формировать познавательный интерес к географии. 29. Факторы, обеспечивающие формирование мотива деятельности как цели учебной игры: А) дискуссия; Б) наличие проблемной ситуации; В) занимательность; Г) познавательные потребности и интерес; Д) сочетание эмоционального и рационального. 30. Неимитационные виды учебной игры: А) географическое лото; Б) ролевая игра; В) географическое домино; Г) моделирование; Д) компьютерная игра. 31. Признаки настольных учебных географических игр: А) готовое географическое содержание; Б) четко установленные правила; В) направленность их на решение определенной задачи; Г) наличие проблемной ситуации; Д) заранее установленная последовательность действий. 32. Соотношение характера деятельности с формами и приемами учебной работы в ходе второго этапа экскурсии: 1) Практический 2) Информационный А) Беседа учителя с учащимися Б) Описание изучаемого объекта 48
47 33. Работа на эколого-географической тропе способствует: А) повышению научного уровня школьного географического образования, его экологизации, расширяют и углубляют знания программного материала; Б) слиянию обучения и воспитания в единый процесс (знаний и норм); В) гуманизации географического образования (преодоление противопоставления человека и всего природного); Г) реализации связи обучения с жизнью (комплексная оценка результатов труда); Д) формированию систематического географического образования. 34. Второй (полевой) этап проведения экскурсии включает: А) выполнение учащимися заданий на определенных учителем опорных точках; Б) оформление учащимися полученных результатов исследований; В) запись в полевом дневнике результатов проведенных исследований; Г) заключительную беседу с учителем; Д) вводную беседу учителя. 35. Установите соотношение характера подготовки учащихся и форм учебной работы в ходе первого этапа учебной экскурсии: 1) Практическая А) Подготовка снаряжения 2) Теоретическая Б) Изучение приемов учебной работы, которые будут использованы в ходе экскурсии 3) Организационная В) Ознакомление с особенностями района или объекта 49
48 36. Организационные формы внеклассной работы по географии в общеобразовательной школе: А) отчет по программной практической работе; Б) организация географической площадки; В) изготовление средств обучения по географии; Г) создание географического кабинета; Д) пропаганда географических знаний. 37. Установите соответствие времени проведения учебной экскурсии и видов деятельности учащихся: 1) 6 класс. Осень. 2) 6 класс. Весна. 3) 7 класс. Весна. А) Определение крутизны склона Б) Подсчет ярусов древесного полога в лесном сообществе, определение высоты деревьев, относящихся к разным ярусам В) Определение формулы древостоя, его ярусности и сомкнутости крон, названия типа леса 38. Основные показатели эффективности внеурочной работы по географии: А) приобретение умений работы с различными источниками информации; Б) усиление индивидуализма; В) повышение общего уровня культуры школьников; Г) повышение качества географических знаний и умений школьников; Д) интеллектуальный и эмоциональный настрой учащихся; Е) рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы. 39. Виды научно-исследовательской работы студентов по методике обучения географии в учебном процессе: А) дипломные работы; Б) участие в спецсеминарах и спецпрактикумах; В) подготовка и проведение олимпиад школьников; Г) разработка научной темы в период педпрактики; Д) курсовые работы. 50
49 40. При формулировании целей и задач учебной экскурсии учителем учитываются: А) формулировка цели и задач экскурсии; Б) количество бригад учащихся на экскурсии; В) географические особенности района проведения экскурсии; Г) выбор маршрута, ознакомление с ним на местности; Д) отбор содержания и методов работы с учащимися на каждой остановке. 51
51 16. Панчешникова Л.М. Контрольные задания и упражнения по географии / Л.М. Панчешникова. М., Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в школе / Л.М. Панчешникова. М.: Просвещение, Панчешникова Л.М. Об исследовательской работе по методике обучения географии / Л.М. Панчешникова // География в школе Пятунин В.Б. Проверка и оценка результатов обучения по географии / В.Б. Пятунин. М., Пятунин В.Б. Тесты как одна из форм проверки усвоения учебного материала / В.Б. Пятунин // География в школе Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе / Г.А. Понурова. М., Сиротин В.И. Самостоятельные практические работы по географии (9-10 классы) / В.И. Сиротин. М.: Просвещение, Таможняя Е.А. Практикум по методике преподавания географии / Е.А. Таможняя.- М.: «Экзамен», Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе / Д.П. Финаров. М.: Астрель, Чернихова Е.Я. Учебные экскурсии по географии (из опыта работы) / Е.Я. Чернихова. М., Элькин Г.Н. Поурочное планирование в 6,7,8,9,10 классах: методическое пособие / Г.Н. Элькин. СПб.: Паритет,