Географическое указание и наименование места происхождения товара в чем их отличия
Наименование места происхождения товара и географическое указание: чем будут отличаться?
Географическое указание как обозначение, обособляющее товары
Географические указания — это средства индивидуализации, однако, обычно их сравнивают не с популярными в этой области товарными знаками, а с реже регистрируемыми наименованиями места происхождения товаров. Причина такого положения вещей кроется в следующих обстоятельствах:
Отличия географических указаний от наименований мест происхождения товаров
В качестве примеров рассматриваемых средств индивидуализации можно привести следующие[1]:
Географическое указание (те, которые могут быть зарегистрированы в перспективе)
Наименование места происхождения товара
Пензенский кленовый сироп
При сравнительном анализе прослеживается сходство обозначений и возникает сомнение в обоснованности одновременного существования географического указания и наименования места происхождения товара. Зачем допускать регистрацию двух, как кажется, на первый взгляд, тождественных по характеру и содержанию средств индивидуализации? В этом случае следует отметить, что несмотря на присутствие ряда сходных признаков изучаемые понятия обладают и особенностями, которые позволят объяснить необходимость наличия обоих правовых институтов.
Различия между географическими указаниями (далее ГУ) и наименованиями мест происхождения товаров (далее НМПТ) можно классифицировать по следующим основаниям:
В качестве ГУ предполагается охрана любого обозначения, позволяющего связать товар с местом происхождения. Как НМПТ можно зарегистрировать только словесное обозначение, включающее наименование географического объекта.
Для подачи заявки на ГУ допустимо наличие возможности идентифицировать продукцию и территорию происхождения. При регистрации НМПТ важно, чтобы обозначение стало узнаваемым в результате его использования в отношении товара.
Для предоставления правовой охраны ГУ заявитель прилагает информацию о качестве, репутации или других специфических показателях продукции, обусловленных местом происхождения. В случае с НМПТ требуются особые свойства товара.
Для обозначения, претендующего на статус ГУ, достаточно наличия как минимум одной стадии изготовления в пределах указанной территории. Когда лицо претендует на получение права использования НМПТ обязательным условием является расположение всех этапов производства на указанном географическом объекте.
Для регистрации ГУ заявитель самостоятельно предоставляет сведения, подтверждающие определенные качества продукции, показатели и репутацию зависящие от местонахождения производства. Для положительного решения по предоставлению свидетельства на НМПТ необходимо заключение уполномоченного федерального или регионального органа о том, что на территории указанного географического объекта заявителем изготавливается товар со специфическими характеристиками.
Целесообразность введения института географических указаний в российское законодательство
Анализ различий между рассматриваемыми правовыми понятиями позволяет сделать вывод о том, что регистрация объекта в качестве географического указания доступнее и проще для производителей. Для получения права использования на последнее достаточно расположения хотя бы одного этапа производства продукции в пределах географического объекта. Например, сырье можно привезти для переработки с использованием традиционных для региона технологий, или, наоборот, выращенные на территории с уникальными и благоприятными климатическими условиями культуры впоследствии переработают на заводе, находящемся в промышленной зоне. Другой положительный момент заключается в отсутствии необходимости предьявлять заключение государственного органа, которое зачастую становится краеугольным камнем в получении свидетельства на наименование места происхождения товара.
Как отметили на заседании Совета Федерации по регистрации, правовой охране и защите географических указаний: «…на сегодняшний день в Российской Федерации действуют 170 регистраций НМПТ, 135 из них — российские. При этом в Европейском союзе охраняется более 3000 географических указаний и наименований мест происхождения товаров».[2] Очевидно, столь скромные показатели в большей степени обусловлены затруднениями, возникающими при подаче заявки и последующем получении свидетельства на наименование места происхождения товара, а также слабой степенью информированности региональных производителей о преимуществах использования и регистрации таких средств индивидуализации. Стоит предположить, что популяризация региональных брендов и введение института географических указаний приведет к повышению заявительской активности и увеличению количества зарегистрированных обозначений, содержащих географические наименования, находящиеся на территории России.
Географические указания: что нужно знать о новом виде средств индивидуализации товаров и перспективах регионального развития
LLEPOD / Depositphotos.com |
Президент РФ недавно подписал закон, которым закрепляется новый вид средств индивидуализации товаров – географические указания (Федеральный закон от 26 июля № 230-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 1 и 23.1 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», далее – Закон № 230-ФЗ). Поправки за отдельными исключениями вступят в силу с 27 июля 2020 года.
Географические указания появятся в установленном ст. 1225 Гражданского кодекса перечне результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации. При этом сохранится возможность регистрации и наименований мест происхождения товаров (далее – НМПТ). Рассмотрим, в чем заключаются отличия двух указанных средств индивидуализации товаров, работ, услуг и организаций и выясним, как поправки о географических указаниях могут повлиять на развитие региональных брендов и регионов в целом.
Правовая охрана региональных брендов
К средствам индивидуализации товаров, работ, услуг и организаций, с помощью которых может обеспечиваться охрана в том числе и региональных брендов, согласно действующему законодательству относятся фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, коммерческие обозначения и наименования мест происхождения товаров (глава 76 ГК РФ). При этом заявки на регистрацию НМПТ подаются в Роспатент достаточно редко. Так, по состоянию на конец февраля прошлого года, по словам Заместителя руководителя Роспатента Любови Кирий, из 27 регионов не было подано ни одной заявки на регистрацию такого средства индивидуализации.
«В настоящее время локальные производители в основном стремятся обеспечить правовую охрану своей продукции с помощью товарных знаков», – отметила руководитель группы компаний «Центр правового обслуживания» Анна Коняева. Регистрация товарного знака предоставляет правообладателю монополию на его использование, в то время как исключительное право использования НМПТ в отношении уже зарегистрированного наименования может быть предоставлено любому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий теми же особыми свойствам (п. 2 ст. 1518 ГК РФ). Возможно, в том числе по этой причине производители товаров предпочитают в качестве способа правовой охраны своей продукции регистрацию товарных знаков. Кроме того, зарегистрировать НМПТ на практике сложнее прежде всего из-за необходимости получения заключения уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти о том, что в границах определенного географического объекта заявитель производит товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (п. 5 ст. 1522 ГК РФ).
Может ли судебный акт быть пересмотрен по новым обстоятельствам, если после рассмотрения дела о нарушении исключительного права предоставление правовой охраны НМПТ, исключительного права на ранее зарегистрированное НМПТ будет признано недействительным? Узнайте ответ в «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Стоит отметить, что не допускается использование зарегистрированного НМПТ лицами, не имеющими соответствующего свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара. Запрещается также использование сходного с НМПТ обозначения для любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара. Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно использованы НМПТ или сходные с ними до степени смешения обозначения, являются контрафактными (п. 3 ст. 1519 ГК РФ). Так, в одном деле ответчик – производитель минеральной воды, хотя и обладал исключительным правом на НМПТ, проиграл спор с другим производителем относительно использования этого НМПТ на этикетках бутылок, так как указывал соответствующее НМПТ на бутылках с минеральной водой, добываемой не в соотносящемся с наименованием месте происхождения товара, а в другой скважине, находящейся в этом же городе-курорте (постановление СИП от 1 октября 2018 г. № С01-617/2018 по делу № А63-11878/2017).
Географические указания vs. наименования мест происхождения товаров
С 27 июля 2020 года у граждан, юрлиц, ассоциаций и иных объединений появится возможность регистрации географических указаний. Под ними понимаются обозначения, идентифицирующие происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением (характеристики товара) (п. 10 ст. 1 Закона № 230-ФЗ). Директор юридической службы «Единый центр защиты» Константин Бобров указал, что ключевыми отличиями географических указаний от НМПТ являются снятие требования к уникальности товара, обосновывающейся местом его происхождения, и отмена требования о необходимости выполнения всех этапов производства в определенной местности. Зарегистрировать географическое указание будет можно, если хотя бы один из этапов производства осуществляется на территории соответствующего географического объекта.
Напомним, что НМПТ признаются обозначения, представляющие собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (п. 1 ст. 1516 ГК РФ). По мнению Анны Коняевой, появление в ГК РФ такого средства индивидуализации товаров, услуг и пр., как географические указания не означает, что не остается необходимости в сохранении НМПТ, несмотря на более легкую процедуру регистрации географических указаний. Дело в том, по словам эксперта, что для регистрации НМПТ необходимо соблюдение большего количества условий, а это является некой гарантией серьезного подхода заявителя к производству своей продукции, ее качеству. «В этом случае выигрывает прежде всего потребитель», – пояснила Анна Коняева. Сходную позицию занимает и Константин Бобров. Он считает, что НМПТ следует сохранить наряду с географическими указаниями, поскольку отдельные производители могут быть заинтересованы в обеспечении правовой охраны для своих «брендов» именно на таком высоком уровне, как в случае с регистрацией НМПТ. Эксперт обратил внимание также на то, что в случае с регистрацией географических указаний, а не НМПТ, существует больше рисков «смешения» качественных, оригинальных и некачественных товаров.
Основываясь на будущей редакции ГК РФ, учитывающей поправки о географических указаниях, можно выделить следующие основные сходные и отличительные черты этого нового вида средств индивидуализации и НМПТ.