Геннакер на яхте что это

Генакер

По площади генакер больше генуи, но меньше спинакера. Генакер — парус с высоким шкотовым углом, его галсовый угол крепится к палубе на носу яхты или бушприту. Такой парус хорошо работает в широком диапазоне курсов — от бейдевинда до бакштага.

Генакер (вар.: геннакер, от слияния терминов англ. genoa (sail) и англ. spinnaker) — (иногда называемый асимметричным спинакером) в большинстве случаев может служить альтернативой спинакеру. По площади генакер больше генуи, но меньше спинакера. Геннакер — парус с высоким шкотовым углом, его галсовый угол крепится к палубе на носу яхты или бушприту. Такой парус хорошо работает в широком диапазоне курсов — от бейдевинда до бакштага.

Геннакер на яхте что это. %D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D1%80. Геннакер на яхте что это фото. Геннакер на яхте что это-%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D1%80. картинка Геннакер на яхте что это. картинка %D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D1%80. По площади генакер больше генуи, но меньше спинакера. Генакер — парус с высоким шкотовым углом, его галсовый угол крепится к палубе на носу яхты или бушприту. Такой парус хорошо работает в широком диапазоне курсов — от бейдевинда до бакштага.

В бейдевинд и в галфвинд генакер настраивают так же, как геную. На попутных курсах его можно вынести на ветер с помощью спинакер-гика. Если спинакер-гик уже установлен, то можно прикрепить галсовый угол генакера к брасу, шкотовый — к шкоту, завести брас на гик и управлять парусом, как спинакером.

Постановка

Управление

Поворот через фордевинд под генакером

В галфвинд держите галсовый угол геннакера ближе к палубе. На полных курсах настраивайте парус, как настраиваете спинакер, потравите галс-оттяжку и фал, чтобы геннакер отошел подальше от грота.

Уборка

Снятие генакера (спинакер-гик не используется)

Источник

Геннакер на яхте что это

Геннакер на яхте что это. FR. Геннакер на яхте что это фото. Геннакер на яхте что это-FR. картинка Геннакер на яхте что это. картинка FR. По площади генакер больше генуи, но меньше спинакера. Генакер — парус с высоким шкотовым углом, его галсовый угол крепится к палубе на носу яхты или бушприту. Такой парус хорошо работает в широком диапазоне курсов — от бейдевинда до бакштага.+33 629-961-135 (Ницца)

Геннакер на яхте что это. RU. Геннакер на яхте что это фото. Геннакер на яхте что это-RU. картинка Геннакер на яхте что это. картинка RU. По площади генакер больше генуи, но меньше спинакера. Генакер — парус с высоким шкотовым углом, его галсовый угол крепится к палубе на носу яхты или бушприту. Такой парус хорошо работает в широком диапазоне курсов — от бейдевинда до бакштага.+7 (495) 4813905 (Москва)

Геннакер на яхте что это. UA. Геннакер на яхте что это фото. Геннакер на яхте что это-UA. картинка Геннакер на яхте что это. картинка UA. По площади генакер больше генуи, но меньше спинакера. Генакер — парус с высоким шкотовым углом, его галсовый угол крепится к палубе на носу яхты или бушприту. Такой парус хорошо работает в широком диапазоне курсов — от бейдевинда до бакштага.+38 (044) 3921436 (Киев)

Геннакер на яхте что это. KZ. Геннакер на яхте что это фото. Геннакер на яхте что это-KZ. картинка Геннакер на яхте что это. картинка KZ. По площади генакер больше генуи, но меньше спинакера. Генакер — парус с высоким шкотовым углом, его галсовый угол крепится к палубе на носу яхты или бушприту. Такой парус хорошо работает в широком диапазоне курсов — от бейдевинда до бакштага.+7 (727) 3495174 (Алматы)

Форм геннакера достаточно много, а парус всего лишь один

Геннакер на яхте что это. CLgmduuUMAA72XC. Геннакер на яхте что это фото. Геннакер на яхте что это-CLgmduuUMAA72XC. картинка Геннакер на яхте что это. картинка CLgmduuUMAA72XC. По площади генакер больше генуи, но меньше спинакера. Генакер — парус с высоким шкотовым углом, его галсовый угол крепится к палубе на носу яхты или бушприту. Такой парус хорошо работает в широком диапазоне курсов — от бейдевинда до бакштага.

В настоящее время геннакер на круизных яхтах фактически полностью отодвинул назад спинакер. И это обусловлено тем, что работать с ним гораздо проще. В рамках данной статьи будет рассказано о нескольких настройках, позволяющие яхтсмену взять от паруса все то, на что он способен.

В настоящее время для многих яхтсменов геннакер стал прекрасной альтернативой спинакеру. Так, по словам специалиста компании Элвстром, специализирующейся на изготовлении парусов, Серен Ханзен, сегодня приблизительно 80% судовладельцев заказывают для своих лодок геннкакер. Основной причиной такого выбора стала его легкая эксплуатация. Отныне топенант, оттяжка и спинакер-гик уже не потребуются, парус будет обслуживаться несколькими шкотами. На достаточно длительных галсах без возможности лавирования можно и вовсе отказаться от бризань-шкота. Поэтому сейчас более востребованными становятся приспособления, предназначенные для закручивания. Благодаря им парус может завинчиваться вокруг отфорштага, а также может устанавливаться и разворачиваться в завернутом виде. Так, если внутри очень мало места, то стаксель в завернутом виде может оставаться до прибытия в марину.

Еще к неоспоримым плюсам можно отнести обширный спектр эксплуатации. Как говорит Хансен, они практически десять лет воевали за острые галсы. Так, смесь спинакера с генуей, которая стала основой для создания геннакера, в предыдущих вариациях для свершения полных галсов она не подходила. Стаксельное полотнище укрывалось гротом, тем самым минимизируя их эффективность. В подобных случаях спинакер лучше подошел бы, так как он обладал лучшими качествами для подобных курсов.

Стоит отметить, что новые геннакера позволяли выйти из-под грота, таким образом улавливая поток ветра.

Новый выбор

По этой причине на хороших суперяхтах выстрел для геннакерного приспособления попросту не нужен. Для этого будет достаточно закрепить галсовый угол стакселя на якорный механизм. Здесь нужно, чтоб форштаг не являлся помехой для работы стакселя. Удлиненные рангоуты, предназначенные для нанесения геннакера, на круизных морских судах практически не имеют какого-либо смысла. И это обусловлено двумя причинами. Первая заключалась в том, что их крайне сложно внедрить в основу крейсерской суперяхты, а вторая – станут помехой при швартовании. Идея наличия такого рангоута состоит в том, чтобы увеличить по максимуму дистанцию между грот-мачтой и галсовым углом.

Помимо этого, бушприт способен вывести геннакер из тени, создаваемой гротом. И все-таки суперяхта не способна передвигаться быстрее, нежели максимальная скорость передвижения. В этой ситуации геннакер больших размеров позволит существенно быстрее достичь «шумового барьера», но не больше. При этом, работа со стакселем огромных объемов будет значительно сложнее. Помимо этого, и стоимость такого приспособления возрастает непропорционально его габаритам.

Невзирая на то, что ультрасовременные геннакеры зарекомендовали на полных маршрутах, так или иначе широкую популярность заполучила техника нанесения на бабочке: благодаря спинакер-гику геннакер устанавливается на борту, который является противоположным гроту. Так как нижняя часть шкаторины паруса достаточно длинная, то необходимо будет применить спинакер-гик. В данном случай грот не будет его затенять.

Хождение на судах под геннакером предоставляет колоссальное удовлетворение, необходимо хоть раз попробовать, предварительно установив его, используя специальную закрутку.

Подводка геннакера аналогичная подводки генуи, что делает существенно упрощает работу с данным приспособлением.

Существуют несколько методов подводки шкотов. Так, на крейсерских морских судах без удлиненного рангоута шкоты подводят впереди штага. В случае разворота стаксель устанавливается на противоположную сторону морского судна. Если имеет удлиненный рангоут, то при свершении разворота мягкая сторона парусного полотнища перебрасывается на другую сторону между передней частью шкаторины и штагом. В носовой части галсовый угол стакселя может быть зафиксирован жестко, а также с применением «летучего галса». Он дает возможность очень точно настроить парус, что облегчает его установку и уборку. В данном случае оттяжка не потребуется, но в то же время она помогает при настройке стакселя. В сильные порывы ветра на ней могут появляться видимые усилия, потому ее лучше всего завести за одну из брашпилей.

С помощью шкотов осуществляется регулировка угла атаки паруса. Из-за того, что геннакер обдувается ветром, как и генуя, то принцип настройки будет аналогичен настройкам стакселя.

Для того чтобы парус после выполнения установочных работ наполнился ветром, нужно постепенно приводиться, вместе с тем добирая трос. После того, как парус заполниться ветром, нужно будет очень быстро поставить шкот. Если этого не сделать, то такое мероприятие приведет к большому крену и повороту посредством фордевинд.

Работа с парусом

У нынешних геннакеров для круизных суперяхт передняя часть шкаторины, как правило, на пять-восемь процентов больше, нежели дистанция от фалового и галсового угла. В связи с этим прибить канат вплотную не получится, а это стоит лодке определенной высоты – круче восемьдесят-девяносто градусов она не пойдет. Однако парус приобретает округлость и становится обширным. Это становится отправной точкой для того, что стаксель при полном галсе немного смещается в сторону ветра, таким образом его мягкая сторона выходит из-под тени грота. Это существенно увеличивает площадь паруса к открытому ветровому потоку, что предоставляет возможность идти на полных курсах без наличия гика.

Аналогичное поведение стакселя можно усилить за счет незначительного протравливания геннакер-фала. Максимальный эффект будет получен благодаря стравливанию фала на 2-3 процента от длины передней части шкаторины. От таких манипуляций передняя шкаторина приобретает округлую форму и лучше выходит на ветер. Вместе с тем, поведение паруса становится очень беспокойным и не таким стабильным, ввиду чего ним управлять нужно будет крайне внимательно.

Всего несколько тросов необходимо для легкого и комфортного управления стакселем. Это свидетельствует о том, что можно справиться даже самому.

При наличии установленного галсового угла геннакер существенно лидирует благодаря легкости пилотирования. Если протравить и позабыть про оттяжку, то в случае совершения поворота появляется возможность регулирования парусом с применением определенного количества шкотов. Таким образом, галсовый угол нужно обязательно вынести немного вперед от штага, как это выполняется фактически на круизных суперяхтах. Ввиду этого, при совершении поворота необходимо отдавать заветренный трос и максимально быстро выбрать бизань-шкот на новеньком галсе. В противном случае возникнет риск обронить трос в воду, который попадет под морское судно. В данном случае иногда помогает только отдача стаксель-шкота с брашпиля. Ввиду этого, пневморедуктор мотора перед свершением поворота под воздействием геннакера должен обязательно быть выставлен на задний ход. Если этого не сделать, то возникнет колоссальный риск сматывания троса на винтовую часть судна. Геннакер, оснащенный закруткой, порой нужно скручивать перед тем, как совершить поворот и затем разворачивать его на новеньком галсе, что иногда оказывается значительно легче. По завершении поворота необходимо выбрать оттяжку.

При максимальном ходе при ветровых порывах шкот должен обязательно быть протравлен, чтобы дать возможность паруснику уйти по ветру. Стоит отметить, что в данном случае угол поднимается вверх. Это послужит открытию задней части шкаторины и минимизации тянущей силы парусника.

Таким образом, оптимальный профиль стакселя может достигаться за счет оттяжки. Она являет собой оснащение, которое отведено за бризань-шкот при помощи пневмоблока и точки, расположенной по центру суперяхты, идет в кормовую зону на стопор. В определенном состоянии такая оттяжка способна натягивать шкотовый угол стакселя, который находится рядом с палубой, тем самым прикрывая шкаторину, расположенную сзади.

Подводя итог, можно отметить, что неопытным яхтсменам лучше всего будет отказаться от оттяжки, поскольку ее нужно будет протравливать каждый раз. Иначе профиль паруса будет очень закрытым, что послужит созданию тормозящего и уваливающего момента.

Источник

Использование генакера

Подготовка

Вам понадобятся:

Чтобы лучше понять принцип работы генакера, вы можете записаться на наши практические курсы по работе со спинакером и генакером.

Геннакер на яхте что это. 5d6fd300f2ec0751100720. Геннакер на яхте что это фото. Геннакер на яхте что это-5d6fd300f2ec0751100720. картинка Геннакер на яхте что это. картинка 5d6fd300f2ec0751100720. По площади генакер больше генуи, но меньше спинакера. Генакер — парус с высоким шкотовым углом, его галсовый угол крепится к палубе на носу яхты или бушприту. Такой парус хорошо работает в широком диапазоне курсов — от бейдевинда до бакштага.

Постановка паруса

Spring Cup Regatta

Геннакер на яхте что это. 5d6fd3069ee86938253104. Геннакер на яхте что это фото. Геннакер на яхте что это-5d6fd3069ee86938253104. картинка Геннакер на яхте что это. картинка 5d6fd3069ee86938253104. По площади генакер больше генуи, но меньше спинакера. Генакер — парус с высоким шкотовым углом, его галсовый угол крепится к палубе на носу яхты или бушприту. Такой парус хорошо работает в широком диапазоне курсов — от бейдевинда до бакштага.

Настройка паруса

Боковые курсы:

Диапазон применения:

Длина галса

Отрегулируйте длину галса до желаемой высоты галсового угла, если нет опыта, используйте в качестве ориентира высоту вертлюга гика (имеете в виду, что каждая яхта требует своей настройки) Чем ниже галсовый угол, тем плоской будет форма паруса На полном бейдевинде галсовый угол примерно на высоте вертлюга гика Чем выше галсовый угол, тем более полной будет форма паруса На бакштаге галсовый угол примерно на высоте носового релинга

Изгиб

Парус следует подбирать или потравливать так, чтобы на верхней трети передней шкаторины образовалась небольшая морщинка или изгиб. Если парус не заполаскивает, то он настроен как надо.

Избегайте перебора

Если вы перебрали генакер, это может вызвать “сдувание”, то есть обезветривание паруса. Если это случилось, просто потравите генакер, пока он не наполнится снова. Перебор генакера может быть причиной разбалансировки яхты, что делает управление ею очень трудным. (Единственное исключение из этого правила – в свежий ветре на полном бейдевинде, когда перебор генакера позволяет сбросить с паруса избыток ветра и обеспечить контроль над яхтой.) Не забудьте соответственно подстраивать грот и поддерживать плавную кривизну на передней шкаторине генакера. Если все паруса настроены правильно нагрузка на руле будет небольшой.

Фордевинд

Асимметричные паруса делаются для боковых курсов, поэтому идти с ними по ветру непросто. На этом курсе генакер зачастую оказывается в ветровой тени грота и опадает. Чтобы улучшить способность паруса идти по ветру поднимите повыше галсовый угол и потравите немного фал, чтобы позволить парус быть полнее. Тем самым вы одновременно позволяете парусу выйти наветер, освобождая его из ветровой тени грота.

Повороты

Поворот оверштаг:

НЕ ДЕЛАЙТЕ поворот оверштаг с генакером

Поворот фордевинд (безопасный способ):

Предположим, что парус наполнен и вы идете в полный бакштаг, просто давите парус чулком (или опускаете парус), делаете фордевинд под гротом и переносите генакер на другой борт яхты, затем открываете/поднимаете его снова на новом курсе и галсе. Убедитесь, что фал не закрутился вокруг штага. То есть, не забудьте посмотреть вверх! Если галс крепится к носу от штага, то парус обносится снаружи от штага. После того, как вы освоитесь с парусом, можете выполнить нормальный фордевинд без использования чулка. Он выполняется по-разному, в зависимости от того, как поставлен ваш парус.

Поворот фордевинд (идеальный случай):

Если галс проходит и крепится к носу от штаг-путенса – это идеальный случай. Одним быстрым движением травят натянутый (подветренный) шкот так, чтобы шкотовый угол пошел вперед к носу. Парус должен пройти между передней шкаториной и штагом, так что перемещение шкотового угла вперед позволяет команде приготовиться к выбиранию нового подветренного шкота. Это наиболее легко сделать, если вы увалитесь до фордевинда прямо перед поворотом, потому что в этот момент парус не будет особо загружен. Перебрасывайте грот и энергично и быстро выбирайте новый подветренный генакер-шкот. Генакер наполнится и начнет тянуть на новом курсе.

Поворот фордевинд (другой способ):

Если галс проведен и крепится в корму от штаг-путенса, тогда фордевинд будет несколько сложнее вследствие того, что парус должен пройти вокруг яхты полностью перед штагом. Одним быстрым движением травите шкот и позволив парусу полоскаться перед яхтой, перекидываете грот. Поворот фордевинд сделан, остается энергично и быстро подобрать новый подветренный шкот, чтобы настроить парус на новом галсе и курсе. Помните, что в этот момент лучше слегка недобрать парус, чем перебрать его и вызвать срыв потока.

Уборка паруса

Источник

Гид по типам парусного вооружения

Одна или две мачты? Какие паруса существуют и сколько их должно быть?

Чтобы успешно ответить на эти вопросы, для начала целесообразно ознакомиться с основными понятиями и определениями. Итак.

Что входит в понятие «парусное вооружение»

Геннакер на яхте что это. . Геннакер на яхте что это фото. Геннакер на яхте что это-. картинка Геннакер на яхте что это. картинка . По площади генакер больше генуи, но меньше спинакера. Генакер — парус с высоким шкотовым углом, его галсовый угол крепится к палубе на носу яхты или бушприту. Такой парус хорошо работает в широком диапазоне курсов — от бейдевинда до бакштага.

Парусное вооружение (или по другому парусный гардероб) это не только сами паруса, но и все предметы и устройства, задействованные в установке, уборке и управлении парусами.

Говоря на яхтенном языке, парусное вооружение – это паруса, рангоут и такелаж.

Рангоут – это все жесткие конструкции, которые используются для несения и обслуживания парусов. Мачта, гик, рея, бушприт – это все рангоут. Элементы рангоута могут быть как неподвижными, так и поворотными.

Такелаж – все тросы (снасти), элементы и системы их крепления. В зависимости от назначения различают:

Главный секрет успеха лодки – правильный выбор корпуса и оснащение его оптимальным парусным вооружением. Какие же для этого существуют возможности?

Как рассчитать оптимальную площадь парусов

В теории, чем больше общая площадь парусов, тем большей скорости может достичь лодка. Несоответствие площади парусности общему весу судна гарантирует досадные неприятности: при недостатке парусов вряд ли стоит надеяться на победу в гонке, а их избыток грозит потерями в рангоуте/такелаже и даже опрокидыванием яхты.

Чем больше рабочая площадь поднятых парусов, тем больше нагрузка на мачты и поддерживающие их снасти. В результате, сильный порыв ветра (шквал) может сломать мачту (-ы) или вывернуть ее из крепления (степса), оборвав крепления (ванты, штаги). Если же мачта и устоит, то под влиянием возросшего кренящего момента, лодка может лечь на борт или перевернуться.

При расчете оптимальной площади парусного вооружения должны учитываться:

Общее правило: чем большим водоизмещением обладает яхта, тем большую площадь парусов она сможет нести с учетом предполагаемого района плавания.

Например, для крупных океанских яхт (3-15 тонн) площадь парусности составляет 30-100 м2 и более, для морских – от 25 до 90 м2, а для лодок прибрежного плавания максимальное значение этого показателя обычно не превышает 60-70м2

Точное же вычисление общей площади парусности для каждой лодки производится индивидуально и по полученным данным формируются рекомендации для подбора соответствующего «гардероба» (типа, формы, размеров/степени зарифленности) для ее плавания в различных погодных условиях.

Типы парусного вооружения по форме и способу крепления грота

Человек всегда стремился максимально упростить управление парусами, сведя к минимуму размеры необходимого для этого рангоута и количество снастей. В результате, мощный рей, необходимый для постановки прямого паруса, был заменен сравнительно небольшим наклонным рейком, нижний конец которого фиксировался галсовой оттяжкой. Сам же парус несколько уменьшился в размерах и приобрел трапециевидную форму. Затем эволюция разделила рей-реёк на две части – верхнюю (гафель и его разновидности) и нижнюю (гик), а парус – на больший задний и меньший передний. Промежуточным звеном оказался вариант, при котором нижний конец заднего паруса крепился к наклонному штоку – шпринтову. На сегодняшний день рейковый парус для яхтинга ушел в прошлое, а шпринтовый можно встретить разве что на швертботах типа «Оптимист».

Геннакер на яхте что это. . Геннакер на яхте что это фото. Геннакер на яхте что это-. картинка Геннакер на яхте что это. картинка . По площади генакер больше генуи, но меньше спинакера. Генакер — парус с высоким шкотовым углом, его галсовый угол крепится к палубе на носу яхты или бушприту. Такой парус хорошо работает в широком диапазоне курсов — от бейдевинда до бакштага.

Гафельным парусам повезло больше: хотя новые лодки ими вооружают очень редко, подобную оснастку все еще можно встретить на судах, преимущественно предназначенных для катания туристов.

Геннакер на яхте что это. . Геннакер на яхте что это фото. Геннакер на яхте что это-. картинка Геннакер на яхте что это. картинка . По площади генакер больше генуи, но меньше спинакера. Генакер — парус с высоким шкотовым углом, его галсовый угол крепится к палубе на носу яхты или бушприту. Такой парус хорошо работает в широком диапазоне курсов — от бейдевинда до бакштага.

Интересным эволюционным шагом в развитии гафеля представляется вариант square top, при котором верхняя часть паруса с помощью сравнительно короткого штока растягивается почти перпендикулярно мачте. Благодаря этому заметно возрастает рабочая площадь паруса и эффективность его использования даже при относительно слабых ветрах. Подобное решение пользуется особой популярностью на гоночных лодках, поскольку позволяет нести паруса большей площади без увеличения высоты мачты.

Геннакер на яхте что это. . Геннакер на яхте что это фото. Геннакер на яхте что это-. картинка Геннакер на яхте что это. картинка . По площади генакер больше генуи, но меньше спинакера. Генакер — парус с высоким шкотовым углом, его галсовый угол крепится к палубе на носу яхты или бушприту. Такой парус хорошо работает в широком диапазоне курсов — от бейдевинда до бакштага.

На подавляющем же большинстве современных лодок в качестве основных задних парусов используются т.н. бермудские, получившие свое название по месту заимствования – у рыбаков Бермудских островов.

Парус не нуждается в гафеле, поскольку его верхний (фаловый) угол крепится на топе мачты, а нижняя кромка (шкаторина) растягивается на поворотном рангоутном дереве (гике). Поскольку своей специфической формой эти паруса напоминают антенны первых радиопередатчиков, их иногда называют также «парусами Маркони».

Наиболее распространенным вариантом оснащения яхты в наши дни является бермудский шлюп.

Это одномачтовая лодка с треугольным гротом и универсальным набором передних парусов, предназначенных для различных условий плавания.

Рассмотрим подробнее, из чего же состоит типовой современный парусный гардероб.

Виды парусов и их особенности

Стаксель – также треугольный парус, передняя кромка которого крепится на наклонно закрепленном тросе (штаге). При варианте бермудского вооружения это основной передний парус, площадь которого может составлять от 30%-40% (на круизных) до 60% (на гоночных) общей парусности лодки. В последнем случае он работает как основное рабочее «крыло», сообщающее лодке наиболее значимое тяговое усилие. В зависимости от размеров и формы, стаксели подразделяются на несколько типов, предназначенных для использования в различных погодных условиях. Важной дополнительной характеристикой является процентное соотношение площади паруса к площади треугольника, образованного мачтой, грота-штагом и отрезком палубы до места крепления последнего. Так, термины «40%-й» или «75%-й стаксель» означает, что парус перекрывает соответственно чуть меньше половины или 2/3 пространства между штагом и мачтой. В соответствии с размерами, все они обозначаются еще и номерами, причем №1 присваивается парусу самой большой площади.

Генуя – большой и широкий стаксель, предназначенный для эффективного использования слабого ветра. При постановке полной генуи, ее нижний (шкотовый) угол достигает мачты или даже заходит за нее. Перекрывающими называются генуи с коэффициентом более 100%, которые фактически перекрывают переднюю шкаторину грота. В длительном плавании на лодке целесообразно иметь три генуи, которые также нумеруются от большей к меньшей:

Геннакер на яхте что это. . Геннакер на яхте что это фото. Геннакер на яхте что это-. картинка Геннакер на яхте что это. картинка . По площади генакер больше генуи, но меньше спинакера. Генакер — парус с высоким шкотовым углом, его галсовый угол крепится к палубе на носу яхты или бушприту. Такой парус хорошо работает в широком диапазоне курсов — от бейдевинда до бакштага.

Стаксель-автомат – парус средних размеров при плавании с частой сменой галсов на курсах острый бейдевинд. Его особенностью является установленный на палубе погон (А), по которому перемещается специальная каретка (В) со стаксель-шкотом, пропущенным через блоки (С и D). Для смены галса достаточно переложить руль и стаксель сам переложится на нужный борт.

Наряду со стакселями-автоматами, мореплаватели-одиночки часто используют при лавировке и вариант со стаксель-гиком. В частности, подобное решение выбрал Виктор Языков для своей «Дочери Ветра».

Штормовой стаксель – самый маленький (до 20%, а вообще чем меньше, тем лучше) по размерам, с высоким шкотовым углом, именуемый также «носовым платком». Он предназначен к установке на продолжительное время при сильных ветрах и обеспечивает лодке необходимую управляемость при минимальной нагрузке на мачту и руль. Как правило, это единственный парус, который целесообразно нести при скорости ветра свыше 7 баллов. Он может ставиться как на основном носовом, так и на дополнительном (т.н. бэби-) штаге.

Геннакер на яхте что это. . Геннакер на яхте что это фото. Геннакер на яхте что это-. картинка Геннакер на яхте что это. картинка . По площади генакер больше генуи, но меньше спинакера. Генакер — парус с высоким шкотовым углом, его галсовый угол крепится к палубе на носу яхты или бушприту. Такой парус хорошо работает в широком диапазоне курсов — от бейдевинда до бакштага.

Спинакер – парус большой площади, выполненный из легкой ткани и имеющий полукруглый профиль. Обычно используется при слабых и умеренных попутных ветрах, на курсах от фордевинда до галфвинда. Популяризации спинакера способствовал опыт Эрика Табарли: в «гардеробе» его Реn Duick V, победившей в гонках через Тихий океан в 1969г. было сразу три таких паруса – 60, 88 и 120 м2. Спинакер ставится на грота-шкоте (при этом стаксель обычно спускают). Парус поднимается за верхний (фаловый) угол, при этом его наветренный конец дополнительно поддерживается спинакер-гиком. Управление осуществляется при помощи брасов и специальных оттяжек. Спинакер весьма красочен и достаточно эффективно выжимает ветер, однако его постановка/уборка, а также маневрирование при плавании под этим парусом требуют значительного опыта. В одиночку выполнить все необходимые для этого операции под силу только профессионалу – недаром чартерные компании предпочитают не включать спинакер в комплект парусов на сдаваемых в аренду лодках.

Геннакер на яхте что это. . Геннакер на яхте что это фото. Геннакер на яхте что это-. картинка Геннакер на яхте что это. картинка . По площади генакер больше генуи, но меньше спинакера. Генакер — парус с высоким шкотовым углом, его галсовый угол крепится к палубе на носу яхты или бушприту. Такой парус хорошо работает в широком диапазоне курсов — от бейдевинда до бакштага.

Генакер (он же ассиметричный спинакер) – как следует из названия, парус представляет собой попытку совмещения удобства управляемости генуи и расширенных возможностей спинакера. По своим размерам он превышает первую и уступает второму. В отличие от спинакера, генакер может храниться в закрутке на отдельном штаге, что существенно облегчает его постановку. Галсовый угол фиксируется на носу лодки или крепится к бушприту (в т.ч. и выдвижному), а управление осуществляется шкотами, проведенными в третий (шкотовый) угол. Дополнительный рангоут для этого не требуется, однако для повышения эффективности при очень уж слабом ветре, генакер при помощи спинакер-гика выносится на борт, противоположный гроту (постановка «бабочкой»). Этот парус применим в большем диапазоне курсов, чем спинакер. Так, под относительно «плоским» генакером можно идти даже в полный бейдевинд (вместо кливера). Он проще и в обслуживании, однако для успешной работы с этим парусом также требуется предварительная практика. При всех плюсах, есть и важный минус: генакер весьма сложно нести на фордевинде, так что даже при попутном ветре приходится выбирать курсы бакштаг.

Геннакер на яхте что это. . Геннакер на яхте что это фото. Геннакер на яхте что это-. картинка Геннакер на яхте что это. картинка . По площади генакер больше генуи, но меньше спинакера. Генакер — парус с высоким шкотовым углом, его галсовый угол крепится к палубе на носу яхты или бушприту. Такой парус хорошо работает в широком диапазоне курсов — от бейдевинда до бакштага.

Code Zero – ассиметричный спинакер, специально разработанный для плавания в бейдевинд при слабом ветре (до 25% к 8-узловому ветру). Он получил свое название от маркировки А0, данной парусу его создателями, и по принципу действия напоминает большую геную со свободной передней шкаториной. Позволяя эффективно выжимать ветер на острых курсовых углах, Code Zero обладает и недостатками: существенно увеличивает нагрузку на мачту и вызывает трудности при уборке и укладке, поскольку выполнен из высокопрочных композитных тканей. Кстати, последнее обстоятельство существенно отразилась на цене паруса, поэтому его, в основном, приобретают гонщики-профессионалы.

Геннакер на яхте что это. . Геннакер на яхте что это фото. Геннакер на яхте что это-. картинка Геннакер на яхте что это. картинка . По площади генакер больше генуи, но меньше спинакера. Генакер — парус с высоким шкотовым углом, его галсовый угол крепится к палубе на носу яхты или бушприту. Такой парус хорошо работает в широком диапазоне курсов — от бейдевинда до бакштага.

Чтобы полноценно использовать возможности современных парусов, необходимо определиться со схемами вооружения и необходимым рангоутом, которые обеспечат их по-настоящему эффективную работу. Иными словами, нужно правильно распределить выбранную площадь парусности между несущими конструкциями рангоута. Сегодня наиболее доступными для яхтсменов-любителей являются сравнительно небольшие лодки с одной-двумя мачтами. Каковы же их особенности, плюсы и минусы?

Что лучше — одна мачта или две?

Парусные гардеробы различаются не только по форме и способу крепления грота, но и по количеству мачт, месте их установки, а также по числу и видам используемых парусов. Наиболее распространенными одномачтовыми лодками сегодня являются шлюп (один передний и один задний парус), тендер (два и более передних паруса при одном заднем) и кэт (только задний парус).

Шлюп – лодка с двумя парусами, расположенными впереди (стаксель) и позади (грот) единственной мачты, которая вынесена чуть вперед от середины корпуса (миделя). В зависимости от соотношения высоты парусов к их ширине, различают шлюпы с длинным и коротким аэродинамическим профилем.

Чем уже и выше парус, тем круче к ветру способна идти лодка. Как правило, шлюпы массовых серий обладают средним аэродинамическим профилем, что делает их более удобными в управлении даже для начинающих яхтсменов.

Наряду с классическими (топовыми), достаточно широко распространены и шлюпы с т.н. дробной оснасткой. В этом случае верхний конец переднего паруса не доходит до самого верха (топа) мачты соотвественно на:

Заметим, что предпочтение дробной оснастке обычно оказывают спорстмены-профессионалы, поскольку она позволяет гибко реагировать на изменения силы и направления ветра, более точно «настраивая» паруса при соревнованиях. Но нет правил без исключений: например, «малышка «Лена», на которой в одиночку совершил кругосветное плавание наш славный соотечественник Евгений Гвоздев, имела оснастку шлюпа 7/8, а 3,6-метровая Acrohc Australis австралийца Сержа Теста была топовым шлюпом.

К преимуществам шлюпов в целом относят:

В качестве немногочисленных минусов чаще всего называют существенное ограничение обзора с подветренного борта при полностью поставленном переднем парусе (стакселе). К тому же, при определенных курсовых углах ветра (бакштаг) паруса может класть на ванты, что снижает эффективность их работы и, как следствие, скорость лодки. Тем не менее, по совокупности своих качеств, шлюпы пользуются повышенной популярностью как среди яхтсменов, так и у чартерных компаний.

Геннакер на яхте что это. . Геннакер на яхте что это фото. Геннакер на яхте что это-. картинка Геннакер на яхте что это. картинка . По площади генакер больше генуи, но меньше спинакера. Генакер — парус с высоким шкотовым углом, его галсовый угол крепится к палубе на носу яхты или бушприту. Такой парус хорошо работает в широком диапазоне курсов — от бейдевинда до бакштага.

Тендер (куттер) – мачта обычно устанавливается на миделе лодки или даже несколько смещается относительно него в корму. Благодаря этому появляется возможность установить вместо одного два (а то и более) передних паруса на раздельных штагах. В зависимости от места крепления первого из них различают:

В качестве компромиссного варианта можно встретить и тендеры с выдвижным бушпритом (обычно на лодках спецпостройки). Подобные конструкции пользуются особым успехом у любителей плавания под генакером.

По возможностям лавировки против ветра тендеры как правило уступают шлюпам. К тому же, возрастающая (за счет суммарной площади передних парусов) нагрузка на мачту требует компенсации в виде дополнительных оттяжек в корму (штагов). Зато к безусловным плюсам тендеров можно отнести:

Геннакер на яхте что это. . Геннакер на яхте что это фото. Геннакер на яхте что это-. картинка Геннакер на яхте что это. картинка . По площади генакер больше генуи, но меньше спинакера. Генакер — парус с высоким шкотовым углом, его галсовый угол крепится к палубе на носу яхты или бушприту. Такой парус хорошо работает в широком диапазоне курсов — от бейдевинда до бакштага.

Геннакер на яхте что это. . Геннакер на яхте что это фото. Геннакер на яхте что это-. картинка Геннакер на яхте что это. картинка . По площади генакер больше генуи, но меньше спинакера. Генакер — парус с высоким шкотовым углом, его галсовый угол крепится к палубе на носу яхты или бушприту. Такой парус хорошо работает в широком диапазоне курсов — от бейдевинда до бакштага.

Кэт (или кат) – характеризуется достаточно мощной безвантовой мачтой, максимально смещенной в нос, а также полным отсутствием передних парусов. Мачта жестко устанавливается в килевом степсе, а дополнительным креплением для нее служит палубная консоль. При всей кажущейся странности подобной конструкции, ничего необычного в ней нет: подобные мачты известны на Востоке уже многие сотни лет (китайские джонки и пр.) Задний (и единственный) парус при этом работает подобно крылу, свободу действия и возможности которого при любых курсовых углах не ограничивает стоячий такелаж.

Именно безвантовая мачта и определяет основные преимущества кэта:

Теоретически, отсутствие передних парусов должно существенно ограничивать способности кэта при острых курсовых углах ветра, однако практика показывает, что при умелом управлении он даже под своим единственным (и притом сильно зарифленным) гротом может уверенно обогнать шлюп или тендер. При попутных же ветрах преимущества кэта над парусниками с классическим вооружением (при сопоставимой длине ватерлиний) становятся еще более очевидными.

Геннакер на яхте что это. . Геннакер на яхте что это фото. Геннакер на яхте что это-. картинка Геннакер на яхте что это. картинка . По площади генакер больше генуи, но меньше спинакера. Генакер — парус с высоким шкотовым углом, его галсовый угол крепится к палубе на носу яхты или бушприту. Такой парус хорошо работает в широком диапазоне курсов — от бейдевинда до бакштага.

Наибольшей популярностью среди современных двухмачтовиков пользуются кеч, йол и шхуна. Они различаются соотношением высоты передней и задней мачт и их расположением.

Кеч – первая (грот-) мачта заметно сдвинута вперед от миделя, а вторая, бизань-мачта обладает меньшей высотой и устанавливается ближе к корме, но перед осью (баллером) руля. Площадь бизани составляет порядка 20-25% общей площади парусов, поэтому наряду с гротом она обеспечивает существенное тяговое усилие. Как и тендеры, кечи могут нести два и более паруса перед первой мачтой (стаксельные кечи). Подобный же треугольный парус (бизань-стаксель или апсель) при необходимости ставится между первой и второй мачтами, чем достигается более полное использование даже самого слабого ветра.

Как правило, паруса второй мачты (бизань) и дополнительный стаксель используются при попутных ветрах, а при плавании круто к ветру их спускают, так что кеч практически превращается в тендер, а то и в шлюп (если идет под одним передним парусом).

К основным преимуществам кечей относятся:

К тому же, достаточно высокая задняя мачта является удобным местом для установки радара, радиолокационного отражателя или ветрогенератора. На некоторых кечах топы мачт дополнительно соединены горизонтальным штагом, на котором удобно размещать радиоантенну.

Правда, установка дополнительной мачты с комплектом парусов и соответствующей оснасткой делает лодки подобного типа заметно дороже, зато управлять ими значительно легче, чем шлюпом или тендером подобных же размеров. Не случайно Бернар Муатесье и Робин Нокс-Джонстон отправились в погоню за Золотым Глобусом именно на кечах, а их легендарные Joshua и Suhaili стали родоначальниками целого семейства яхт, особо востребованных для одиночных океанских гонок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *