Генезис что это в литературе
Генезис что это в литературе
Наука о художественной литературе (литературоведение) многопланова[1]. В ее составе различаются научные дисциплины двоякого рода. Первые традиционно именуются вспомогательными, но, по словам В. В. Прозорова, относятся «к основополагающим, жизнеобеспечивающим, опорным отраслям литературной науки»[2]. Эти дисциплины являются одновременно и служебными и «базовыми», фундаментальными, ибо придают литературоведению фактографическую, эмпирическую надежность. Таковы библиография, источниковедение (в том числе архивоведение), текстология (в ряде случаев основанная на данных палеографии) в их литературоведческих аспектах[3]. Без соответствующих знаний и практических навыков сколько-нибудь серьезный литературовед непредставим, ибо фундамент любой профессионально ответственной деятельности составляет владение ее техникой — ремеслом в самом высоком смысле этого слова.
Вторые дисциплины именуются «главными отраслями литературоведения» (Ю.В. Манн) и (в отличие от первых, «базовых») характеризуются как «надстроечные» (В.В. Прозоров). Это прежде всего крайне широкая область конкретных исследований историко-литературных фактов и связей между ними, т. е. история литературы, составляющая центр науки о литературе и, можно сказать, ее увенчивающая. И это также предмет нашей книги: теория литературы, или теоретическое литературоведение. Данная дисциплина занята общими закономерностями литературной жизни и в первую очередь — творчества писателей.
Теория литературы призвана обобщать сделанное в области истории литературы, а одновременно — стимулировать и направлять конкретные литературоведческие исследования, давать им познавательную перспективу. По отношению к истории литературы она является дисциплиной вспомогательной. Вместе с тем теория литературы обладает самостоятельной и уникальной гуманитарной значимостью. Ее правомерно отнести к числу фундаментальных научных дисциплин. Сфера теории литературы — максимально широкие обобщения, которые проливают свет на сущность художественной литературы, а в какой-то мере и на преломляемую ею человеческую реальность как целое. В этом отношении теоретическое литературоведение сродно (и постоянно пересекается) с теориями искусства и исторического процесса, с эстетикой, культурологией, антропологией, герменевтикой, семиотикой как дисциплинами философскими.
Теория литературы, в свою очередь, сложна и имеет различные аспекты и разделы. Ее центральное звено — общая поэтика, именуемая также теоретической. Это — учение о литературном произведении, его составе, структуре и функциях, а также о родах и жанрах литературы. Наряду с общей поэтикой теоретическое литературоведение включает в себя учения о сущности литературы как вида искусства, а также о закономерностях ее пребывания и движения в истории (теория литературного процесса).
Теория литературы изобилует моментами дискуссионными и спорными. Многие суждения и концепции между собой решительно расходятся, порой оказываясь несовместимыми. Разнобой мнений, позиций, точек зрения ученых закономерен и, надо полагать, неустраним в принципе, ибо понимание сущности литературного творчества во многом зависит от той культурно-исторической ситуации, в которой оно возникло и получило обоснование, и, конечно же, от мировоззренческой ориентации литературоведов, которая бывает самой разной. По словам современного польского ученого, любую теорию «надо рассматривать как документ, свидетельство о состоянии художественного сознания в данную эпоху». Отсюда делается достаточно жесткий вывод, что не может быть единой, универсальной теории литературы на все времена: «Суждения предыдущих теорий не входят в состав суждений теорий более новых — предыдущие обычно отвергаются или вообще игнорируются, а если что-либо из них и сохраняется, то всегда получает новую интерпретацию»[4]. При этом многие теории, склонные спорить с предшествующими, ориентируются на локальный художественный опыт, являясь программным обоснованием практики определенной литературной школы (направления), защищая и манифестируя некую творческую новацию. Таковы связи формальной школы на ее ранних этапах с футуризмом, ряда работ 30–50-х годов с социалистическим реализмом, французского структурализма (отчасти и постструктурализма) с «новым романом», постмодернизма с весьма влиятельной ныне эссеистикой. Подобного рода литературоведческие концепции имеют направленческий характер. Они, как правило, являются монистическими: сосредоточиваются преимущественно на какой-либо одной грани литературного творчества. Это обусловливает как их несомненные достоинства (углубленное рассмотрение определенного аспекта литературы, четкость обобщений и формулировок), так и нередко имеющую место односторонность: склонность к непомерно жестким схемам, которая ведет к догматической узости, а также невнимание к разнообразию и «многоцветью» словесного искусства. Среди монистических теорий (наряду с уже названными) — психоаналитический метод с опорой на 3. Фрейда, марксистская социология, структурализм, концепция мифопоэтической сущности искусства, опирающаяся на К. Г. Юнга. Перечисленные научные школы основываются каждая на своем, особом, специфическом методе, который его поборниками, нередко мыслится как единственно плодотворный и правильный.
Теория литературы располагает также и иной, «направленческой» традицией, которая чужда монистической жесткости и, на наш взгляд, ныне весьма актуальна. В отечественной науке она ярко представлена работами А.Н. Веселовского. Отвергая всяческий догматизм, ученый настойчиво отказывался провозглашать какой-либо научный метод единственно приемлемым и верным. Он говорил о границах использования каждого из них. Характеризуя труды одного из современных ему ученых, где акцентировалась генетическая связь народно-песенных сюжетов с бытовым укладом, Веселовский замечал: «Метод не новый, но им надо пользоваться умеючи, памятуя, что он не исключительный и что, когда бытового критерия не хватает, необходимо браться за другой»[5]. Теоретико-методологическая непредвзятость, недогматичность мышления Веселовского ценны и насущны поныне как противовес всякого рода «единоспасающим» концепциям и притязаниям ученых на полноту владения истиной, методологическому схематизму и априоризму.
Далеко не случайна и ненавязчивая, осторожная тональность работ Веселовского, которая, на наш взгляд, для теоретического литературоведения оптимальна. Ученый не любил жестких деклараций и резко провозглашаемых тезисов. Едва ли не основная форма его обобщающей мысли — это предположительное суждение, нередко формулируемое в виде вопроса. Например: «Сходство народных верований, при отличии рас и отсутствии исторических связей, не может ли быть объяснено из природы психологического процесса, совершающегося в человеке?»[6]. Или: «Нет ли законного (т. е. закономерного. — В.Х.) соотношения… между внешним признаком и тем содержанием, которое оно (произведение. — В.Х.) предназначено характеризовать?»[7]
Тому, что было свойственно «вненаправленческим» трудам А.Н. Веселовского, во многом сродны теоретические работы таких крупных ученых XX в., как В.М. Жирмунский, А.П. Скафтымов, М.М. Бахтин, Д.С. Лихачев. Эти литературоведы активно синтезировали разнородный теоретико-литературный опыт и прошлых эпох, и современный. Подобные теоретические ориентации с некоторой долей приблизительности можно назвать традиционалистскими, или культурологическими. Они в большей мере опираются одна на другую, нежели враждуют между собою. Предлагаемая читателям книга наследует эту традицию теоретического литературоведения, но вместе с тем принимает во внимание и обсуждает опыт «направленческих» концепций[8].
ТЕМА 3. ГЕНЕЗИС ЛИТЕРАТУРЫ, ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА, ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1. Каковы значения термина «генезис» в литературоведении?
Генезис (от древнегреч. genesis) – происхождение, возникновение, процесс образования и первоначального становления того или иного предмета, явления, способного к развитию (эволюции).
Термин может применяться:
· для изучения происхождения литературы в целом,
· для описания факторов, вызывающих к жизни литературное творчество,
· для исследования истории создания отдельного произведения.
2. Назовите и коротко охарактеризуйте пути возникновения литературы как особого вида словесного творчества.
Поиск ответа на вопрос об историческом происхождении художественной словесности заставляет обращаться к архаическим эпохам.
Два пути формирования литературы как особого вида словесного творчества:
1путь –Европейская литература возникает в античной культуре на основе мифа и фольклора.
Эстетически значимые тексты письменно закрепляются за собирателем и завершителем устной традиции (Гомер). В культуреформируетсяфеноменличногоавторства.
2 путь–Ближневосточная (библейская) словесность лишена внутренней дифференциации на разные сферы: гносеологическую, этическую, юридическую и т.п. Произведение скрепляется религиозным смыслом, сакральным значением. Тексты анонимны или соотносятся с фигурой иерархически дистанцированного авторитета.
Древнерусская литература была синкретической средневековой книжностью ближневосточного типа. В средневековой Западной Европе также на протяжении многих веков доминировала словесность библейского типа, но античная традиция художественной литературы никогда не прерывалась.
3. Назовите и коротко охарактеризуйте различные научные подходы к изучению генезиса литературного творчества.
Генезис литературного творчества – это совокупность факторов писательской деятельности, все то, что стимулирует и определенным образом направляет творческую работу автора (В.Е. Хализев).
Изучение генезиса литературного творчества вторично по отношению к изучению самих произведений. Выявление факторов, влиявших на творчество писателя, не может заменить изучения самого творчества.
Литературоведческие направления, изучавшие:
· внехудожественный социально-исторический генезис литературного творчества: культурно-историческая школа (три фактора писательского творчества – раса, среда и историческиймомент; лит.произвед. при этом осознавалось как культурно-исторического свидетельство, нежели собственно эстетическое явление), социологическое л/в (лит.произвед. возникает не из замыслов писателя, а из бытия, а потому ученому необходимо прежде всего понять «социальное месторождение» лит. произвед.; произвед. при этом характеризовались «как продукт определенной социальной группы»);
· внутрилитературные стимулы деятельности писателей: компаративистика (решающее значение придавалось влияниям и заимствованиям; тщательно изучались «бродячие» сюжеты, мигрирующие (странствующие) из одних регионов и стран в др. Существенным стимулом лит.творчества считался сам факт знакомства писателя с какими-то более ранними литературными фактами), формальная школа (доминирующий стимул деятельности писателей – это их полемика с предшественниками, отталкивание от использовавшихся ранее, автоматизированных приемов, в частности – стремление пародировать бытующие литературные формы);
· антропологические универсалии, стимулирующие творчество писателей: мифологическая школа (лит.творчество стимулируется всеобщими, универсальными началами человеческого бытия и сознания,вечная основа художественных образов – это творящий дух народов, воплощающий себя в мифах и преданиях, которые постоянно пребывают в истории), психоаналитическое л/в (Фрейд и Юнг о бессознательном);
· зависимость литературы от внутреннего мира автора, его судьбы, черт личности: биографический метод, психологическая школа (худ.произведения ставятся в прямую зависимость от внутреннего мира автора, от его индивидуальной судьбы и черт личности.).
4. Что такое «генезис текста»? Назовите синонимы термина, литературоведческую дисциплину, объектом которой является генезис текста, укажите, что именно исследует филолог, изучающий генезис текста.
Генезисом отдельного произведения с его текстовыми свойствами называют путь от первоначального художественного замысла к его осуществлению (В.Е. Хализев).
Изучение творческой истории произведения обозначается также терминами «генезис текста», «динамическая поэтика».
Данная область л/в связана с текстологией.
Филолог изучает творческую историю произведения, то, как оно делалось.
Генезис литературного творчества
Вы будете перенаправлены на Автор24
Генезис – это возникновение, происхождение, процесс образования и становления какого-либо явления или предмета, способного к эволюции.
Понятие генезиса применительно к литературе
Применительно к литературе как целому термин генезис фиксирует историческое происхождение художественной словесности. Генезис обращает нас к архаическим эпохам, в частности, к возникновению литературных родов.
Генезис отдельного произведения с его текстовыми свойствами – это путь от художественного замысла к его воплощению.
Такой аспект литературного творчества на протяжении многих лет изучал Пиксанов Н.К. Он считал, что генетическое рассмотрение литературы – это в первую очередь изучение творческой истории произведений. Эта область литературоведения тесно связана с текстологией и опирается на нее. исследование творческой истории художественного произведения в современной науке обозначается терминами динамическая поэтика и генезис текста.
Существует еще одно значение термина «генезис», которое для литературоведения является наиболее существенным.
В этом значении генезис – это совокупность факторов авторской деятельности, имеющих место как в сфере художественной словесности и других видов искусства, так и за пределами их (социально-культурная, индивидуально-биографическая сферы, область антропологических универсалий).
Этот аспект литературоведения называется генезис литературного творчества. Изучение стимулов авторов является важным как для понимания сущности произведений, так и для понимания всего литературного процесса – закономерностей развития словесного творчества.
Освоение генезиса словесного творчества в составе литературоведения является вторичным относительно изучения самих произведений. Но в истории науки о литературе генетические штудии предшествовали изучению самих произведений в их целостности и многоплановости.
Готовые работы на аналогичную тему
Генезис произведений является предметом многочисленных исследований самых разных литературоведческих школ 19 века. Эти исследования по преимуществу сосредоточены на вопросах эволюции литературы.
Генезис литературно-художественного творчества
Генезис литературно-художественного творчества, родословная произведений является предметом огромного количества исследований литературоведческих школ 19 века, которые преимущественно сосредоточены на вопросах широко понимания эволюции литературы и генезиса произведений. Независимо от того, возводилось произведение в конечном итоге к историческому событию, мифу, легенде в центре внимания мифологической, сравнительно-исторической, культурно-исторической школ оставалась литературная, фольклорная традиция, а не творческая воля писателя. Веселовский подчеркивал, что задачей основанной им «исторической поэтики» является определение роли и границы предания в ходе личного творчества.
Для того, чтобы понять своеобразие произведение, необходимо знать традицию, в первую очередь, жанровую. М. М. Бахтин считал, что именно жанры являются «главным героем» литературы. Он подчеркивал, что любое произведение своими корнями уходит в прошлое, подготавливается веками. А творческая история является только частью генезиса произведения, так как работе писателя над текстом предшествует работа времени над его элементами, над жанром. Поэтому необходимо отграничивать творческую историю произведения от понятия генезиса, являющегося более широким.
Интерес не к преданию, а к личному творчеству на первый план выдвигает творческую индивидуальность автора, а вместе с ним и историю произведения, созданного им. Источники этого произведения могли быть разнородными, в ряде случаев заимствованными. Например, для того, чтобы воссоздать творческую историю многих произведений отечественной литературы 18 века (например, пьес В. И. Лукина, басен А. П. Сумарокова и т.д.) необходимо установить литературные источники и влияния.
В 20 веке под влиянием К. Юнга, З. Фрейда многие исследования биографического характера стали одновременно психоаналитическими. Из отечественных писателей в этом ключе часто писали о Достоевском.
Представителям социологической школы был свойственен редукционизм иного рода. Они противопоставляли простому пути от произведения к биографии писателя сложный исследовательский путь через поэтический текст к жизни классовой группы и психологии, выраставшей на этой почве. Писатель, являясь носителем классовой психологии, изображал различные ее варианты в своем произведении. Задачей исследователя является поиск в объекте поэтического изображения его субъект, а в изображенном – изобразителя.
Таким образом, в этом контексте безразличие к фактам биографии является естественным, они не представляют интереса в социологическом плане.
Согласно теории структурализма, формальной школы, произведение является независимым, автономным от биографии автора. Исследователи оставляют в стороне историю создания произведения, биографию его автора и изучают имманентные свойства текста.
Воссоздание творческой истории связано с текстологией, которая прослеживает историю формирования текста. Опираясь на историю текста, творческая история дает историю создания произведения в целом.
Раздел 7. Генезис литературного творчества
Литературно-художественное творчество в его стимулировании многоплановой совокупностью явлений и фактов, как первично жизненных, внехудожественных (социально-исторических, антропологических, биографических, психологических), так и литературно-художественных.
Литература в ее генетической соотнесенности с духовно-биографическим опытом писателей как творческих индивидуальностей. Значение биографических фактов для литературной деятельности. Г. О. Винокур о связях между биографией писателя и его творчеством. Биография писателя как предмет литературоведения.
Воздействие на творчество писателя его мировоззрения. Мировоззрение как доминанта индивидуального сознания (ядро человеческой личности) и как достояние определенных групп людей. Мировоззрение в форме логически систематизированного взгляда на мир (теоретические воззрения) и в виде представлений непосредственно-эмоциональных, не систематизированных, но обладающих устойчивостью и определенностью (миросозерцание). Добролюбов о значении для творчества писателя его миросозерцания и теоретических взглядов.
Внехудожественные факторы литературного творчества; их рассмотрение немецкой романтической эстетикой, Гегелем, русскими критиками XIX в., культурно-исторической школой, литературоведами-социологами 20-х гг. нашего века. Литература в ее генетической соотнесенности с социально-политическими противоречиями данной эпохи как важнейший предмет отечественной науки 30-60-х гг. Абсолютизация значения для литературного творчества антагонизмов «малого» исторического времени в литературоведческих работах этого периода.
Подвластность писателей «веяниям времени», причастность их творчества истории общественной мысли. Обусловленность идей, воплощаемых в литературе, бытующими в обществе этическими, философскими, политическими, религиозными воззрениями. Понятие литературно-художественного течения. Отражение в литературе борьбы между различными течениями общественной мысли.
Значение для художественного творчества культурных традиций, формирующихся и упрочивающихся в большом историческом времени (М. М. Бахтин). Д. С. Лихачев о творческом характере культурной памяти. Причастность писателей и поэтов ценностям прошлой культуры (отечественной и всемирной) как предпосылка и стимул их творчества. Воздействие на литературу архаического мифа и ритуала, исторического предания. Мифологическая и антропологическая школы в науке XIX в. Неомифологическое литературоведение XX в. Абсолютизация в названных течениях научной мысли исторически-универсальных (общечеловеческих) начал словесно-художественных произведений в ущерб рассмотрению их исторического, социального и национального своеобразия. Значение мифа для литературного творчества разных стран и эпох. Отличия мифологических образов в искусстве и литературе от собственно мифов. Демифологизация как тенденция культуры нового времени и в особенности XIX в. Мифопоэтический подтекст ряда реалистических произведений. Мифология и литература XX в.
Генетические связи литературы с фольклором; значение для нее многовековых традиций народной культуры (нравственной, бытовой, художественной). Народность в литературе как освоение и утверждение духовно-практического опыта наций, накопленных ими ценностей. Взгляд на народность литературы романтиков начала XIX в., наследование этого взгляда в последующие эпохи. Принципиальное различие между творческим наследованием культурной традиции, которое отмечено новаторством, и консервацией национальной старины, ее апологией.
Выражение в творчестве писателей интересов и умонастроений определенных общественных групп. Акцентирование этой грани генезиса литературы учеными, ориентирующимися на марксистскую философию и социологию. Г. В. Плеханов и В. И. Ленин о социально-классовом аспекте литературного творчества. Представления о классовой обусловленности искусства и литературы в науке начала XX века (В. Ф. Переверзев, В. М. Фриче, В. М. Шулятиков), критика концепций этих ученых в последующие десятилетия. Укоренившееся в 1930-40-е гг. понимание истории литературы как «единого потока» народных произведений, имеющих прогрессивный характер, и его преодоление в последующие десятилетия. Общечеловеческое, национальное, социально-классовое, индивидуально-авторское в литературе и искусстве. Связь ли-
тературно-художественного творчества с течениями общественной мысли. Г. В. Плеханов о причинах появления лозунга «искусство для искусства». Несостоятельность политизации литературы, имевшей место в марксистском литературоведении на протяжении ряда десятилетий. Многообразие форм и связей (прямых и опосредованных) между искусством и социально-политической сферой.
Генетически значимые соответствия между формально-содержательными свойствами литературных произведений и явлениями внехудожственной реальности. Трагическое, героическое, романтическое, идиллическое, комическое и смех, сентиментальность и т. п. в первичной реальности и художественной литературе. Формы сознания и поведения персонажей в их соотнесенности с формами жизни людей в определенных культурно-исторических ситуациях М. М. Бахтин о внехудожественном генезисе литературно-художественных форм (прежде всего жанровых).
Внутрилитературные (имманентные) факторы литературного творчества. Понятие влияния и заимствования в компаративистике XIX в. и в современном сравнительно-историческом литературоведении. Творческая активность воспринимающей стороны в освоении предшествующего литературного опыта. Влияние (воздействие на вновь создаваемые произведения ранее выражавшихся писателями идей, а также предшествующих литературных жанров, стилей и творческих принципов) как форма зависимости писателей от их предшественников. Подражание, эпигонство и автоэпигонство в литературном творчестве. Подражательные и созидательно-творческие заимствования (использование во вновь создаваемых произведениях сюжетов, персонажей, текстовых фрагментов предшествующей литературы). Стилизации. Представители формальной школы о полемике писателей с предшественниками как о важнейшем стимуле их творчества. Ю. Н. Тынянов о пародии.
Несостоятельность характеристик какого-либо одного из стимулов писательской деятельности как неизменно главного и определяющего. Неправомерность понимания литературного творчества как жестко детерминированного (фатально обусловленного какими-то обстоятельствами и фактами).
Значение слова генезис
Словарь Ушакова
| История зарождения идеи, системы, какого-нибудь явления культуры. Генезис философии Маркса. Генезис романов Толстого.
Начала Современного Естествознания. Тезаурус
(от греч. genesis — происхождение) — процесс возникновения, образования, становления и развития во времени какого-либо природного или социального явления (например, биогенезис — возникновение и развитие жизни, или название 1-й книги Моисея, изображающей картину возникновения мира (Книга Бытия)).
Культурология. Словарь-справочник
(греч. genesis – происхождение)
происхождение, возникновение; процесс образования и становление развивающегося явления.
Антропологический толковый словарь
Термины Киносемиотики
от греч. genesis — Происхождение, процесс возникновения и развития.
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Становление, имеющее первостепенное значение, более важное, чем рождение или реальная действительность. Не столько происхождение, сколько его результат. Не столько начало, сколько приводящий к нему и определяющий его процесс. Всякий генезис требует времени, поэтому он может быть либо историческим, либо мифическим.
Тезаурус русской деловой лексики
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
ГЕНЕЗИС [ нэ ], а, м. (книжн.). Происхождение, история зарождения. Г. славянских языков.
| прил. генетический, ая, ое.
Словарь Ефремовой
м.
Происхождение, возникновение; процесс образования, становления.