Гендерные уроки в школе это что означает
Гендерные уроки в школе это что означает
Педагог-психолог с семилетним стажем. Знает всё о возрастной психологии.
Что такое гендерное воспитание
Гендер — это психологические, культурные и социальные различия между мужчинами и женщинами в конкретном обществе. Если биологический пол ребёнка закладывается на стадии эмбриона, то гендер формируется в процессе воспитания.
Психологи считают, что ребёнок начинает осознавать свой гендер в возрасте 3–4 лет, а к 7 годам представления становятся устойчивыми.
В свою очередь, гендерное воспитание означает взращивание ребёнка в соответствии с принятыми в конкретном обществе представлениями о роли мужчины и женщины. Гендерные установки закладываются в семье: мальчики ассоциируют себя с отцом, а девочки — с матерью. Задачи гендерного воспитания — помочь детям осознать принадлежность к мужскому или женскому полу, адаптироваться в общество и начать играть по его правилам.
В самом гендерном подходе в воспитании нет ничего плохого — общество действительно делится на мужчин и женщин, и чтобы полноценно интегрироваться, нужно занять одну из ролей. Но особенность гендерного воспитания заключается в частых стереотипах, которые пагубно сказываются на детях.
Гендерные стереотипы
Гендерные стереотипы — это установки о том, какими должны быть мужчины и женщины, ограничивающие оба пола.
Гендерные стереотипы окружают нас повсюду. Например, бытует мнение, что «технари» — мальчики, а «гуманитарии» — девочки, и если юноша пишет стихи, он вполне может услышать претензию «чё за сопли, как девчонка!».
Часто стереотипы основаны на устаревших общественно-политических нормах. Например, раньше женщины в некоторых странах не имели права голосовать, носить брюки или занимать руководящие должности.
Ещё до XX века розовый цвет считался «мужским», а голубой — «женским». Но со временем мода и поп-культура перевернули всё с ног на голову, и розовый незаметно начали считать «девчачьим». До сих пор мальчика в школе могут пристыдить за розовую футболку.
Стереотипы не помогают интегрироваться в общество, а только ограничивают мальчиков и девочек.
«Частый спор среди родителей — стоит ли разрешать мальчику играть в куклы, а девочкам в машинки? Некоторых пугает мысль, что мальчик прокатит детскую коляску на площадке. Ведь нянчиться с детьми — “девчачья обязанность”. Тем самым взрослые не дают мальчику примерить на себя роль отца, и как следствие мужчины принимают гораздо меньше участия в воспитании детей».
Ирина Миронова
Гендерное воспитание в школе
Во многих школах уроки труда до сих пор проходят по гендерному разделению: девочки шьют, мальчики мастерят табуретки. В некоторых организациях обязательна школьная форма, и для девочек это строго юбки. Иногда даже выделяют различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития. Например, утверждают, что девочкам не даётся математика, а мальчик имеет право писать с ошибками, главное, чтобы дрался хорошо.
«Если мальчиков и девочек обучают по-разному, исходя из их гендера, возможным последствием станет укоренение мысли о собственной неполноценности. При таком обучении не учитываются возможности индивидуального выбора и личностных особенностей каждого ребёнка. Это ставит под сомнение гармоничное развитие личности».
Ирина Миронова
Как освободиться от гендерных стереотипов
На западе борьба с гендерными стереотипами обострилась до радикальных способов — многие ратуют за «гендерно-нейтральное воспитание», то есть воспитание ребёнка вне гендера. Считается, что ребёнок сможет самостоятельно выбрать гендер, когда подрастёт.
Психологи относятся к гендерно-нейтральному воспитанию скептически: скорее всего, такой подход оставит ребёнка без границ, лишит его ориентиров и приведёт к эмоциональной нестабильности.
«Пока точно неизвестно, что будет с ребёнком, если воспитывать его в отрыве от гендера — долгие исследования на этот счёт отсутствуют. В нынешнем российском обществе это маловероятно — ребёнок так или иначе усвоит гендерно-социальную роль от окружающих».
Ирина Миронова
Альтернативный способ — воспитывать ребёнка как мальчика или девочку, но свободными от стереотипов. Вот несколько рекомендаций, как помочь ребёнку вырасти гармоничной личностью вне зависимости от пола.
1. Подавайте пример
Работу с негативными установками о гендерном воспитании нужно начать с себя. Если папа часто готовит ужин или пылесосит квартиру, то у ребёнка не возникнет мысли о том, что уборка и готовка — «женские» обязанности.
✅ Сегодня обед готовят Лиза с папой, а мама с Петей идут за продуктами. Разделение обязанностей помогает эффективно выстроить быт.
2. Позвольте ребёнку испытывать эмоции
Необходимо транслировать детям: я ≠ эмоция, я злюсь ≠ я плохой, я испугался ≠ я трус. Это путь запрета эмоций, который может привести к дисгармоничному развитию личности и отсутствию эмпатии, неумению проживать свои эмоции и правильно их выражать. Постоянное подавление эмоций может приводить к большому числу болезней, а также формированию абьюзивных черт характера.
«Необходимо объяснять детям важность всех эмоций и учить их экологично выражать. Не бывает плохих и хороших эмоций, каждая дана нам для адаптации и сохранения жизни. Если мальчик плачет, это не сделает его слабым — наоборот, он научится проговаривать чувства».
Ирина Миронова
✅ Плачь, если хочется. Я обниму и пожалею тебя. Проявлять чувства — это здорово.
✅ Бояться — это нормально. Я всегда тебя защищу.
✅ Я понимаю, что ты злишься. Давай обсудим, что тебя разозлило?
3. Позвольте ребёнку выбирать занятия
Не нужно запрещать какой-то кружок, потому что он «для девочек» или «для мальчиков». Пусть ребёнок пробует как можно больше. Какие-то занятия наскучат и отвалятся сами, а что-то станет делом всей жизни — не обрывайте сыну или дочери крылья.
✅ У тебя всё получится. Ты добьёшься всего, чего захочешь.
✅ Если тебе нравятся точные науки, изучай их.
✅ Тебе могут нравиться танцы, а не единоборства. Выбирай любое занятие.
4. Разрушайте гендерные стереотипы в играх
Запустите Барби в космос или сделайте Человека-паука любящим отцом, который убаюкивает дочку. Покупайте игрушки, не глядя на гендер, — любому ребёнку может понравиться играть в машинки, куклы, роботов и детскую кухню, парикмахерскую и стрелялки.
✅ Хорошо, сын, мы купим тебе детскую коляску. Ты сможешь нянчить в ней игрушки.
✅ Дочь хочет водить игрушечную машину — подарим ей на день рождения.
Что в итоге
Нынешние дети и подростки задумываются о таких вещах, которые не приходили в голову их родителям в том же возрасте — начиная с экологических проблем и заканчивая гендерным вопросом.
Жёсткие гендерные роли постепенно уходят в прошлое. И мужчины, и женщины учатся, работают, осваивают новые навыки, решают проблемы, придумывают идеи и достигают целей.
Гендерное воспитание детей должно соответствовать духу времени. Если вас не устраивает гендерное воспитание в школе, переведите ребёнка на другую форму обучения. Можно учиться на заочке или семейном обучении — осваивать программу дома, а в школу ходить только для аттестации.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Консультация «Гендерный подход в обучении детей»
Анастасия Лопатина
Консультация «Гендерный подход в обучении детей»
I.Понятие «гендерные различие». 4
II.Стоит ли обучать девочек и мальчиков вместе? 7
III.Гендерное обучение. Плюсы и минусы. 9
Список литературы: 13
В последнее время гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, нейропсихологов, педагогов, врачей. С поиском новых методов встает ряд важных вопросов стоит ли обучать мальчиков и девочек вместе? Стоит ли их одинаково воспитывать?
В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении.
I.Понятие «гендерные различие».
И так, что же такое гендер и в чем заключаются различия?
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ-половые различия, определяющие набор ожидаемых образцовповедения.
В настоящее время активно разрабатывается направление, связывающее особенности развития познавательной и личностной сфер мальчиков и девочек с функциональной специализацией полушарий головного мозга. Имеется мнение, что индивидуальные особенности функциональной межполушарной асимметрии базируются на генетических, врожденных, биологических факторах, заложенных еще до рождения ребенка. По данным нейрофизиологов и нейропсихологов мозг мальчиков и мозг девочек устроены и работают по-разному. Последнее положение лежит в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации, организации внимания; формах активации эмоций, формировании положительной и отрицательной оценки своих действий и их результатов, качества и типов адаптивных реакций организма и др.
Как полагают основатели нового направления в нейропсихологии и нейрофизиологии – нейропедагогики – В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман, отличия деятельности мозга у девочек и мальчиков уже с периода новорожденности выявляются по записям биотоков мозга, причем с такой степенью достоверности, что по электрофизиологическим показателям можно определить пол ребенка. У мальчиков преобладающим является одно из полушарий мозга с четкой асимметрией их деятельности. Причем в правополушарном варианте преобладает интуитивный, объемный, пространственный, синтетический тип восприятия информации, в левополушарном – логический, аналитический. У девочек меньше выражена межполушарная асимметрия, оба полушария относительно взаимозаменяемы, кроме речевых функций; однако в правополушарном типе деятельности преобладает эмоциональная реактивность и эмоциональная образность мышления; при левополушарном – вербализация явлений, последовательность, пошаговая обработка информации, а при выборе решения – использование шаблонных, консервативных стереотипов, возможен педантизм.
В научной литературе констатируютсяследующие различия между мальчиками и девочками:
— в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;
— в формах активации эмоций;
— в мотивации деятельности и оценки достижений;
Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.
— быстрее схватывают новый материал;
— легче усваивают алгоритмы и правила;
— любят задания на повторение;
— чаще используют ближнее зрение;
— воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;
— лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;
— новую информацию анализируют с помощью левого полушария;
— труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
— им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»;
— лучше выполняют задания на сообразительность;
— не терпят однообразия;
— лучше выполняют задания при ярком свете.
II.Стоит ли обучать девочек и мальчиков вместе?
Страшные цифры обнародовали ученые: к 9му классу 96 % юношей развиваются по женскому типу, у 60–70 % девушек отмечаются симптомы маскулинизации, т. е. развития по мужскому типу [2, 3]. Смешение девочек и мальчиков в школах по календарному возрасту ведет к тому, что девочки, которые опережают мальчиков на два три года духовно и физически, невольно становятся духовными лидерами, под «образ и подобие» которых стал подстраиваться мир мальчиков. Но для любого мальчика позорно и унизительно, буквально саморазрушительно осознание того, что он слабее девочек. Что происходит при этом? У одних мальчиков формируются сугубо женские черты характера, у других — комплекс невротического неудачника, а у девочек разрушается нравственное чувство стыда. Важно иметь в виду, что совместное обучение не исключает воспитания и формирования традиционно мужских и женских качеств.
А ещё преимущественно женский состав педагогических коллективов лишает мальчиков делового взаимодействия с мужчинами, деформирует их социальный опыт. В школе мальчики приобретают и закрепляют опыт подчинения взрослой женщине,что приводит к формированию специфических типов мужского поведения: феминизированного, излишне послушного и робкого или, напротив, активно протестующего «хулигана», что выражается и во взаимодействиях с девочками.
Организованная женщинами-учительницами общая жизнедеятельность мальчиков в школе резко ограничивает их двигательную активность. В современной системе образования преобладает тенденция удержания в течение длительного времени всех учащихся в сидячем, скованном положении (то есть в состоянии вынужденной гипокинезии, которое, по данным специальных исследований В. Ф. Базарного, в десятки раз превышает их физиологические потребности. Последнее особенно тяжело переносится мальчиками. Вынужденная гипокинезия обусловливает состояние перманентного стресса, а затем и дистресса, созданного эмоциональным перенапряжением в условиях нефизиологичной двигательной депривации. В ряде случаев это явление сопровождается вытеснением эмоционального перенапряжения на психосоматический и психоневрологический уровень реагирования, с чем, по-видимому, может быть связано увеличение количества нервно-психических дисфункций среди школьников.
Особенности девочек в совместном классе оказываются также неучтенными. Выявленные в психологических исследованиях особенности поведения девочек – чувство взаимосвязанности, предпочтение сотрудничества соревнованию как стиля учебной деятельности, быстрая адаптация к требованиям, направленность на практические аспекты знаний, их вербализация и одновременное стремление к применению их в жизни, по существу не учитываются в обучении. В среднем и особенно в старшем школьном возрасте девочки часто становятся невидимыми членами класса, опасаясь показывать свои знания.
Разделение учащихся уже давно практикуется на уроках физкультуры и технологии, а также на некоторых внешкольных мероприятиях. Так что элементы гендерной педагогики давно применяются там, где это эффективно.
Целью гендерного подхода в образовании является переосмысление традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не просто изменения, но разработки новых способов учения, отличных по качеству, способам организации учебного процесса и темпам от традиционных.
III.Гендерное обучение. Плюсы и минусы.
Гендернообразовательно-воспитательная система предполагает ряд основополагающих принципов:
1. Принцип демократизации. Мальчики и девочки имеют равные права в получении знаний и участии в общественной жизни школы. Мальчики и девочки не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнерских отношений. Конфликтные ситуации между мальчиками и девочками рассматриваются не как конфликт между представителями разного пола, а как конфликт между конкретными людьми.
2. Принцип гуманизации. Равноправие не означает отрицание биологических и психофизиологических особенностей и различий, а дает возможность более полной реализации способностей учащихся как представителей своего пола в учебной и внеучебной деятельности.
3. Принцип природосообразности. Формы, методы и средства обучения выбираются с точки зрения их целесообразности и могут быть разными в классах мальчиков и девочек.
4. Принцип соответствие требованиям времени. При гендерном подходе к обучению особенно актуальным является единство действий учителя и родителей ребенка. Данное положение требует взаимодействия с семьями учащихся для согласования целей, задач воспитания и обучения на основе единства действий, требований и уважения ребенка как представителя своего пола, как личности, соблюдения его прав как человека.
Плюсы гендерного обучения.
1. Как известно, девочки в своем развитии опережают мальчиков минимум на 1,5 года. Раздельное обучение позволяет учитывать эту неравномерность в развитии и формировать содержание учебного курса с учетом особенностей гендерного физиологического, психологического и духовного развития. В связи с этим у девочек учебная нагрузка больше, а у мальчиков принято чередовать умственные и физические нагрузки.
3. Снижение страха оценки со стороны противоположного пола. Доказано, что в 90% случаев возникновения школьного невроза наблюдается у мальчиков. Опять же это обусловлено физиологическими особенностями мужского организма. Мальчики от природы более подвижны и им очень трудно усидеть на месте в течение 45 минут урока, при этом еще и умственно работая. Таким образом, отвлекаясь на уроках, мальчишки получают замечания от учителей, что может оказать влияние на самооценку ученика, появление страха перед наказанием.
Отрицательные стороны раздельного по полу обучения:
1. Закрепление гендерных стереотипов. Образовательные учреждения выполняют не только когнитивную функцию, но и способствуют успешной социализации учеников. В случае раздельного по полу обучения в сознании школьников закрепляется стереотип о традиционных социальных ролях мужчины и женщины. То есть укрепление патриархальных стереотипов у мальчиков, когда в процессе обучение акцент делается на физическое развитие и естественные науки. Когда как для девочек учебная программа предполагает гуманитарный уклон, ориентацию девочек на самореализацию в материнстве.
2. Так же раздельное обучение укрепляет позицию изначального неравенства возможностей в обучении, как следствия психофизиологических особенностей учеников. При этом в социализации немаловажную роль играет и общение между противоположными полами. При раздельном обучении ощущается недостаток опыта общения, следствием которого может явиться неумение уже во взрослой жизни строить любовные взаимоотношения с противоположным полом.
Гендерное подход в образовании осуществляется под влиянием учителя, семьи, средств массовой информации, религии, искусства, языка, правовой и государственной политики. Применение гендерного подхода в формировании гармонично развитой личности предлагает новый способ познания действительности, в котором отсутствуют неравенство и иерархия «мужского» и «женственного». Так же гендерное образование помогает развиваться человеку с учетом всех психо-физических свойств и особенностей личности. Но в свою очередь гендерный подход имеет ряд минусов таких как, укреплении позиции неравенства и осложнения общения и выстраивания отношения с противоположным полым.
Таким образом, однозначного мнения по данному вопросу не существует, так, что каждый выбирает свое.
1. Андреева Г. М.Психология социального познания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2–е изд., перераб. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2000. – 288 с.
2. Андреева Г. М.Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М. : Аспект Пресс, 2003. – 364 с.
3. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки. Учить поразному, любить поразному. М. : Изд. Дом Федоров. Учебная литература, 2007.
5. Сёмина Н. К. «Раздельно или параллельно»,Журнал «Здоровье детей» № 4/2008.
6.Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. М. : Компания Спутник+. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров. 2006.
8. Сердидкина Т. А Гендерный подход в обучении в начальной школе. [Электронный ресурс ]-Режим доступа http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/11/23/gendernyy-podhod-v-obuchenii-uchashchihsya-nachalnoy-shkoly (Дата обращения 08.04.2017)
9. Сенина Н. К Гендерный подход в воспитании и обучении детей. [Электронный ресурс]-Режим доступа http://gigabaza.ru/doc/98496.html (Дата обращения 08.04.2017)
10. ЩЕРБИНИНА В. П. «Гендерный подход в обучении», Журнал «Начальная школа» №7/2013. С-11-12.
Гендерный класс: в чем преимущества раздельного обучения?
Родители и ученые знают, что мальчики и девочки развиваются по-разному. Особенно это касается младшеклассников. Поэтому в России стали создавать «гендерные классы», где дети учатся раздельно, но вместе участвуют в школьных мероприятиях. В столичной школе №2120 дети уже три года получают образование таким образом. Учитель начальных классов школы №2120 Наталья Глазкова рассказала об особенностях гендерного обучения.
Система гендерного обучения не нова: разделять мальчиков и девочек в процессе обучения раньше было нормой. В царской России были кадетские классы и закрытые школы для мальчиков. Девочки обучались дома или в пансионах и институтах благородных девиц. Так же дело обстояло и в Европе. Собственно говоря, до середины прошлого века в нашей стране и советские дети так учились.
К раздельному обучению школьников решили вернуться буквально несколько лет назад. Сегодня раздельное обучение ведется в 64 регионах России, и такая форма образования существует в почти 500 школах страны. Можно сказать, что система обучения по гендерному признаку расширяет выбор для родителей и дает возможность раскрыть способности ребенка.
Присвоение классам статуса «гендерного» связано с понятием ГЭПа – городской экспериментальной площадки. Таким образом, Департамент образования расширяет возможности школ и у родителей появляется выбор между разными формами обучения. В школе №2120 уже три года в начальных классах существует параллельно-раздельное обучение. Мальчики и девочки обучаются в разных классах, но вместе участвуют в школьных праздниках, спортивных соревнованиях, концертах. Такой процесс образования учитывает возрастные особенности детей, а также их физиологические и психологические особенности.
У разнополых детей одного возраста есть несколько отличий в восприятии мира. У мальчиков левое полушарие созревает медленнее, а у девочек – правое. Девочки в раннем возрасте лучше «дружат» с цифрами, но категории пространства и времени вызывают у них трудности, которых нет у ребят.
По-разному дети воспринимают и информацию. Мальчики частенько схватывают все на лету, зато с закреплением материала у них возникают трудности: как только заканчивается эффект новизны (wow-эффект), внимание рассеивается. Девочки же методично повторяют и проверяют уже проделанную работу.
Мальчикам ближе эвристический путь познания: им нравится быть первооткрывателями. Им лучше предложить сначала самим выполнить задание, а потом обобщить, рассказать, как и почему надо было действовать. Ребят нужно «натолкнуть», чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока и легко запомнят и усвоят материал. Девочки же более эмоциональны: они лучше запоминают то, что произвело на них сильное впечатление.
Организация процесса обучения у девочек и мальчиков отличаются. Девочки, проиграв, обычно сильно расстраиваются. А мальчиков, наоборот, подстегивает дух соперничества, им нравится момент соревнования: это их заставляет думать быстрее, искать верные решения, чтобы ответить раньше всех.
Поэтому педагоги используют разные приёмы и формы преподавания, что в рамках смешанного класса реализовать довольно сложно. Управлять детьми в гендерном классе педагогу легче: он, как камертон, подстраивает себя под тип поведения (мальчиков или девочек) и может дать больше материала, не отвлекаясь на дисциплину.
Из-за таких причин и создают «гендерные классы», в которых дети осваивают одну учебную программу. Однако, как показывает практика, обучаясь раздельно, дети усваивают ее эффективнее. Так, по объективным оценкам в школе №2120 показатель качества обучения у девочек составляет 74%, у мальчиков 67%.
Стоит отметить, что в современной Англии раздельное обучение практикуют преимущественно частные пансионы. В рейтинге лучших школ острова 70% составляют заведения с гендерной дифференциацией. Аналогичные результаты наблюдаются и в Австралии. В течение нескольких лет ученые следили за успеваемостью 270 тысяч школьников, и пришли к выводу – мальчики, которые учились в раздельных классах, получали оценки на 15-20% выше, чем мальчики из классов со смешанной формой обучения.
В гендерных классах многим детям значительно комфортнее. Большинство учеников в таких классах чувствуют себя легко и непринужденно, практически все считают свои коллективы дружными. Психолог Джон Ф. Корсо (John F. Corso) в своих исследованиях отметил, что мальчики и девочки по-разному воспринимают информацию на слух.
Повышенный тон учителя девочки распознают, как крик. Мальчики, наоборот, могут не обратить внимание на тихую речь и перевести внимание на посторонние вещи.
Впрочем, улучшается не только психологический климат. По статистике Института гигиены детей и подростков, 40 лет наблюдавших за состоянием здоровья учащихся некоторых московских школ, смешанное обучение отрицательно влияет на здоровье 94% девочек: у них страдают кровеносная, пищеварительная и нервная системы, они чаще простужаются и как следствие – у них больше пропусков уроков. Так что многие специалисты называют гендерное обучение в числе «здоровьесберегающих технологий».
А в школе №2120 вообще улучшили эту форму образования. В одном из гендерных классов (мальчиков), где учится много ребят из материнских семей, с ребятами теперь занимается тьютор-мужчина, который учит мальчишек нивелировать споры и конфликты. Благодаря такому общению компенсируется мужское воспитание в этих семьях. В другом классе, где обучаются дети с диагнозами ОВЗ и СДВГ, со школьниками занимается тьютор-дефектолог.
Руководитель Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области Владимир Базарный считает, что при совместном обучении мальчики подражают девочкам и перенимают присущие им качества: прилежность, стремление услужить и понравиться. У них пропадают заложенные природой протестные установки и черты мужского характера, мальчики начинают развиваться по женскому типу, усваивая женский эталон социального поведения. В раздельных же классах они учатся налаживать отношения в своем коллективе, не прячась за спины девочек, у них воспитываются типичные мужские черты: воля, смелость, решительность.
Раздельное обучение позволяет ребенку осмыслить свою личность, пройти процесс самоидентификации по половому признаку. Мальчикам – ощутить себя будущими мужчинами, защитниками, отцами – примерить на себя маскулинные роли. А девочкам – осознать себя будущими женщинами, мамами, хранительницами домашнего очага, мудрыми и нежными.
В будущем тенденция разделения классов может сохраниться и увеличиться. Переходить на всеобщую гендерную дифференциацию классов в школах в масштабах всей страны нет никакой необходимости, так как раздельная форма обучения предлагает родителям, в первую очередь, возможность выбора наиболее комфортных условий развития именно для их ребенка.