Гендель аллилуйя о чем
Гендель аллилуйя о чем
Хорал «Аллилуйя» или пробуждение Генделя
Кому из христиан не знаком знаменитый хорал «Аллилуйя», который исполняется различными хорами вот уже почти три столетия. Обычно звучит этот гимн в особые торжественные дни, такие, как Пасха и Рождество. Слушая это произведение, чувствуешь какой-то подъем в душе, хочется встать и тоже петь вместе с хором.
Родился Георг в Германии в семье обеспеченного врача-цирюльника в тот же самый год, когда родился Бах. Его отец всегда мечтал, чтобы мальчик стал юристом. Но сына тянуло к музыке. Посторонние люди, заметив необычное дарование Георга, стали уговаривать его отца отдать мальчика в музыкальную школу. Тот долго сопротивлялся, но всё-таки дал согласие.
Одарённый мальчик через несколько лет стал композитором. В его двадцать лет о нем уже знали музыканты и любители музыки Италии и Англии. Как композитор, Гендель был очень плодовитым. Он писал много произведений, причем писал хорошо и быстро. Музыка рождалась в нём так стремительно, что он едва успевал ее записывать. Примечательно, что музыканты до сих пор с трудом проигрывают «нагромождения» нот, которые были в спешке набросаны этим композитором.
Интересно, что ещё неизвестный в то время композитор Бах всегда мечтал встретиться с Генделем, но этой встречи так и не произошло, хотя их лечил один и тот же врач.
Слава всегда сопровождала Генделя, самого высокооплачиваемого композитора на земле. В то время люди готовы были драться, чтобы попасть первыми на его концерты. Но постепенно его слава стала увядать, так как людям все приедается. Народ перестал ходить на концерты Генделя. Новые произведения никого уже не интересовали, и вскоре этого композитора назвали «старомодным».
Георгу тогда было около пятидесяти. Став банкротом, пережив инсульт и потеряв зрение, Гендель опустился в глубокую депрессию и оказался изолированным. Но в одно утро он получил письмо от одного своего давнего поклонника. В конверте находились отрывки, взятые из Священного Писания. Один из них особо затронул старого композитора. То были слова Самого Бога: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш» (Ис.40:1).Это так подействовало на Генделя, что 22 августа 1741 года он захлопнул дверь своего дома и вновь начал работу.
Пережитое не сломило его, напротив, оно благоприятно подействовало на композитора: его характер смягчился, музыка стала еще трогательнее, произведения были посвящены только Иисусу Христу. Именно в этот период Гендель сочинил самые лучшие произведения, одним из которых был хорошо нам известный хорал «Аллилуйя».
Когда этот гимн исполнялся впервые, король Англии Георг II, присутствовавший на концерте, встал, тем самым выражая благоговейное преклонение перед Творцом. С тех пор каждый раз при исполнении этого произведения вся публика вставала, что происходит и по сей день.
Георг Гендель снова стал знаменитым и продолжал работать до конца своих дней. А на примере его жизни многие люди узнали, что могут сделать слова утешения даже с самым отчаявшимся человеком и как Слово Божье поднимает дух угнетенного.
Статьи
Хорал «Аллилуйя» или пробуждение Генделя
21.07.2011 Кому из христиан не знаком знаменитый хорал «Аллилуйя», который исполняется различными хорами вот уже почти три столетия. Обычно звучит этот гимн в особые торжественные дни, такие, как Пасха и Рождество. Слушая это произведение, чувствуешь какой-то подъем в душе, хочется встать и тоже петь вместе с хором.
Родился Георг в Германии в семье обеспеченного врача-цирюльника в тот же самый год, когда родился Бах. Его отец всегда мечтал, чтобы мальчик стал юристом. Но сына тянуло к музыке. Посторонние люди, заметив необычное дарование Георга, стали уговаривать его отца отдать мальчика в музыкальную школу. Тот долго сопротивлялся, но всё-таки дал согласие.
Одарённый мальчик через несколько лет стал композитором. В его двадцать лет о нем уже знали музыканты и любители музыки Италии и Англии. Как композитор, Гендель был очень плодовитым. Он писал много произведений, причем писал хорошо и быстро. Музыка рождалась в нём так стремительно, что он едва успевал ее записывать. Примечательно, что музыканты до сих пор с трудом проигрывают «нагромождения» нот, которые были в спешке набросаны этим композитором.
Интересно, что ещё неизвестный в то время композитор Бах всегда мечтал встретиться с Генделем, но этой встречи так и не произошло, хотя их лечил один и тот же врач.
Слава всегда сопровождала Генделя, самого высокооплачиваемого композитора на земле. В то время люди готовы были драться, чтобы попасть первыми на его концерты. Но постепенно его слава стала увядать, так как людям все приедается. Народ перестал ходить на концерты Генделя. Новые произведения никого уже не интересовали, и вскоре этого композитора назвали «старомодным».
Георгу тогда было около пятидесяти. Став банкротом, пережив инсульт и потеряв зрение, Гендель опустился в глубокую депрессию и оказался изолированным. Но в одно утро он получил письмо от одного своего давнего поклонника. В конверте находились отрывки, взятые из Священного Писания. Один из них особо затронул старого композитора. То были слова Самого Бога: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш» (Ис.40:1).Это так подействовало на Генделя, что 22 августа 1741 года он захлопнул дверь своего дома и вновь начал работу.
Пережитое не сломило его, напротив, оно благоприятно подействовало на композитора: его характер смягчился, музыка стала еще трогательнее, произведения были посвящены только Иисусу Христу. Именно в этот период Гендель сочинил самые лучшие произведения, одним из которых был хорошо нам известный хорал «Аллилуйя».
Когда этот гимн исполнялся впервые, король Англии Георг II, присутствовавший на концерте, встал, тем самым выражая благоговейное преклонение перед Творцом. С тех пор каждый раз при исполнении этого произведения вся публика вставала, что происходит и по сей день.
Георг Гендель снова стал знаменитым и продолжал работать до конца своих дней. А на примере его жизни многие люди узнали, что могут сделать слова утешения даже с самым отчаявшимся человеком и как Слово Божье поднимает дух угнетенного.
Несколько слов об оратории «Мессия» Генделя
Конкретных героев, как таковых, нет. Вокальная партия у Христа отдельно не выписана. Сольные номера, дуэты, речитативы, хоры играют важную роль в раскрытии образа Христа. Он как бы незримо находится в центре произведения. «Его жизнь разворачивается перед слушателем не в виде драматического действия и не в повествовании – она воспета в гимнах, которые слагает своему герою народ» [4. А. Кенигсберг].
В этой оратории Гендель не стремится к тембровому разнообразию, к игре красок в оркестре, как это характерно для его инструментальных и других жанров. Можно предположить, что причиной тому было стремление передать глубину содержания библейских текстов. Гораздо большее значение в этой оратории он придает хору и партиям солистов, которые отличаются большой виртуозностью и красотой мелодических линий.
В 1789 году В. А. Моцарт создал обработку оратории, которая стала популярной и часто исполняемой в наше время. Различия между оригиналом и обработкой существенны. Моцарт не изменяет партии вокалистов и группы струнных инструментов, но делает правки у духовых и периодически вводимых (орган, клавесин, арфы) инструментов. Моцарт внес разнообразие в инструментовку, некоторые номера переинструментовал полностью, изменил мелодическую линию в некоторых оркестровых партиях, заменив короткие фразы протяжными построениями, и к ним сочинил контрапункты в своем стиле.
Оратория представляет собой большой музыкальный триптих.
Оратория начинается с увертюры (e-moll), написанной в стиле оперной «симфонии» эпохи барокко. Она состоит из 2 разделов: массивное Grave и фугированное Allegro. По характеру увертюра сумрачна, но в то же время энергична и величественна.
Первые девять номеров связанны по смыслу друг с другом. Здесь приведены пророческие тексты, указывающие на то, что придет утешение Иерусалиму. Мессия назван такими метафорами, как «Ангел завета», «Желаемый всеми народами», «Огонь расплавляющий» «Свет» и «Слава Господня». В музыке преобладают эпические интонации, ровный и спокойный ритм, неторопливое движение мелодии. «Словно из глубины веков, доносятся архаические речения о важных событиях» [1; 390].
[1] Структура I части по сценам:
I — Пророчество Исайи о спасении (№№1-4);
II — Пророчество о Судном дне (№№5-7);
III — пророчество о рождении Христа; (№№8-12)
IV — явление ангелов пастухам (№№13-17);
V — чудеса Христовы на земле (№№18-21).
Интересно посмотреть, как Гендель передает текст Пророка Исайи об Иоанне Крестителе: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40:3). Глубокий смысл текста – в призыве израильского народа к покаянию. Гендель отдает эти слова солисту-тенору, который поет речитатив и арию. Номера проникнуты светом, счастьем и радостью. На словах «всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими» Гендель звуками «рисует» текст: на слове «mountain» («гора») мелодия поднимается к верхнему фа диезу и опускается на октаву. На слове «hill» («холм») ноты образуют небольшой возвышение. На слово «low» («низкий») приходится самая низкая нота музыкальной фразы (фа-диез), а на «crooked» («кривой») – в мелодии чередуются до-диез и си, а повторение ноты си иллюстрирует слово «straight» («прямой»).
В речитативах сопрано (№14, 14а, 15) рассказывается об ангеле, явившемся пастухам с благой вестью: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». Речитативы сопровождаются звучанием клавесина, а при упоминании об ангелах струнные инструменты имитируют шорох их крыльев. Светлый тембр сопрано воспринимается как ангельская чистота. Далее в тексте говорится о появлении многочисленного воинства небесного, славящего Бога. Звучит хор (№17) «Слава в вышних Богу», наполненный торжественным, ликующим настроением.
Благородным, сдержанным, возвышенным складом отмечен дуэт альта и сопрано (№20) «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое», соединенный с торжественно-величественным и светлым хором «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (№21). На этом примере можно заметить особенность полифонического письма Генделя: это не строгая фуга, а «фугато как часть составной формы в виде фугированных разделов, прерываемых мощными, по-генделевски полновесными кадансами, где все голоса сводятся в аккорд небывалой громоподобной силы» [2; 60-61].
II часть (23 номера) рисует события Страстной недели и Пасхи: страдания, распятие и Воскресение Христа[2]. В ней использованы тексты пророка Исайи и цитаты из Псалтири. Это трагическая кульминация всего произведения, поэтому большинство номеров написаны в миноре.
Однако здесь нет изображения каких-либо действий: ни крестных мук, ни погребального обряда. Есть только некоторые цитаты, напоминающие верующим о тех событиях.
[2] Структура II части по сценам:
I — принесение в жертву, бичевание и крестные муки (№№22-30);
III — вознесение (№33);
IV — Господь раскрывает свою сущность на небесах (№№34-35);
V — начало проповедничества (№№36-39);
VI — мир и его правители отвергают Евангелия (№№40-42);
VII — триумф Господа(№№43-44).
Хор «Поднимите, врата, верхи ваши» (№33) («Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? — Господь сил, Он — царь славы») – очень торжественный, проникнут маршевыми, гимническими интонациями, напоминающие жанр славления. Здесь Господь назван «Царем славы».
Близки по содержанию и настроению хор (№42) «Расторгнем узы их и свергнем с себя оковы их» и ария тенора (№44) «Ты поразишь их жезлом железным». Они наполнены суровым героическим духом и гневными интонациями.
III часть (9 номеров) – это философские размышления о жизни Христа, его смерти и бессмертии, хвалебные гимны в Его честь[3]. Либретто части включает цитату из Книги Иова и текст Первого послания к Коринфянам святого апостола Павла. В последних двух номерах, которые повествуют о победе над смертью и прославляют Христа, используется текст послания апостола Павла к Римлянам и Откровение Иоанна Богослова
Эта часть проникнута светлым, жизнеутверждающим, ликующим настроением. «Это хвала провидению, благодарение небесам. Жизнеутверждающие гимны громогласно бросают вызов тьме, горю и самой смерти» [1; 400].
Часть начинается с очень проникновенной арии Larghetto (№41) «А я знаю, Искупитель мой жив». Дополним, что Гендель в последние дни своей жизни напевал ее мелодию. Смысл этих слов – в обещании будущей вечной жизни. «Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога». Ария становится одним из смысловых центров всей оратории.
[3] Структура III части по сценам:
I — Обещание вечной жизни (№№45-46);
II — Судный день (№№47-48);
III — победа над смертью и грехом (№№49-52);
IV — прославление Иисуса Христа (№53).
Список использованной литературы:
Приложение: Отрывок вокальной партии из арии тенора (№2) «Всякий дол да наполнится»:
«И всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими»
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Цитатник
Исполнители A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А Б В Г Д.
Инесса Арманд. История любви «Она была необыкновенно хороша&qu.
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
ГЕНДЕЛЬ. Оратория МЕССИЯ
Я хочу, чтобы в конце Божественно назначенного нам срока мы, подобно Генделю, смогли сказать, что Бог посетил нас в наших трудах.
Мы познакомимся с величайшим произведением мировой классики. Поговорим о Генделе, который придумал такой жанр, как ОРАТОРИЯ.
Оратория переводится с латинского, как «красноречие» В оратории главное место отводится хору и только потом — солистам и оркестру.
Самая известная оратория Генделя — «Мессия» (ее еще называют Рождественской), которая рассказывает о волхвах, пришедших с дарами к Младенцу. Это одно из самых ярких и радостных произведений: все, что гнетет человека, все страдания и горести она оставляет на втором плане, а все, что радует и дает человеку надежду на любовь и счастье, показывает крупно, многообразно и убедительно. Если Гендель хочет передать триумф и победу, он прибегает к фанфарным интонациям, а радость пасторальную, тихую рисует с помощью мягких, танцевальных звуков.
В иудаизме и христианстве Мессия означает ниспосланный Богом на землю Спаситель. Для христиан Мессия — Иисус Христос.
Произведение Генделя состоит из трёх частей. Большая часть либретто была взята из Ветхого Завета. Основу первой части оратории составляет Книга пророка Исаии, в которой предсказывается приход Мессии. Есть несколько цитат из Евангелий в конце первой и начале второй части: об ангеле, явившемся к пастухам, из Евангелия от Луки, две загадочные цитаты из Евангелия от Матфея и одна из Евангелия от Иоанна. Во второй части использованы тексты пророчеств Исаии и цитаты из Псалтири.
В конце партитуры «Мессии» он вывел три буквы «С.Д.Г.»: «Соли Део Глориа», что означает «одному Богу слава».
Оратория состоит из трех частей. В 1-й части (рождение Мессии) преобладают светлые пасторальные краски, 2-й (страсти Христовы) свойственны резкие контрастные сопоставления, краткая финальная часть (триумф христианства) пронизана единым ликующим настроением. №2—3, речитатив и ария тенора «Все долины», полны величия, озарены светом и радостью. Хор «Днесь рожден для нас Младенец» (№11) пленяет простой темой в народном духе, украшенной ликующими юбиляциями голосов и пассажами скрипок. Оркестровая пастораль №12 построена на подлинной итальянской мелодии. В звучании струнных, сопровождающих речитативы сопрано (№13—14), слышен шелест крыльев ангелов, слетающихся к новорожденному Спасителю. Благородным, сдержанным, возвышенным складом отмечена ария альта «Он был презрен» (№20). Острый пунктирный «ритм бичевания» в оркестре объединяет ее со следующим хором «Истинно, истинно нашу скорбь Он взял». Краткое ариозо тенора «Взгляни, взгляни и мне скажи, кто знал страданье горше» (№27) отличается проникновенной скорбной декламацией. Торжественный хор «Выше голову, зрите врата» (№30) построен на антифонном сопоставлении партий трех женских и двух мужских голосов. Написанные на текст 2-го псалма хор (№37) «Расторгнем узы их и свергнем с себя оковы их» и ария тенора (№38) «Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» пронизаны суровым героическим духом. Вершина оратории и одно из самых знаменитых творений Генделя — хор (№39) «Аллилуйя», завершающий 2-ю часть. В Англии его слушают стоя, как чтение Евангелия в церкви. В этом всенародном гимне победы композитор мастерски сочетает краткую незамысловатую мелодию в танцевальном ритме и унисонный напев старинного немецкого протестантского хорала — воинственного гимна Крестьянской войны начала XVI века. Не менее популярна в Англии ария сопрано (№40) «Я знаю, жив Спаситель мой». В блестящей героической арии баса (№43) «Вот трубы звучат» (на текст Апокалипсиса) солирует труба, напоминая о пробуждении мертвых при звуках трубы Предвечного. Завершает ораторию грандиозный хор с трубами и литаврами (№47), типичный генделевский победный финал, состоящий из нескольких эпизодов, венчаемых фугой.
Первое исполнение оратории состоялось в Дублине 12 апреля 1742 года
Говорят, что Гендель сказал одному вельможе после первого исполнения «Мессии» в Лондоне: «Мне было бы досадно, милорд, если бы я доставлял людям только удовольствие; моя цель — делать их лучшими».
Подобно Георгу Фридриху Генделю, каждый из нас создает свое духовное творение в этой жизни. Я молюсь, чтобы мы были чуткими к вдохновению свыше; пусть оно настолько повлияет на нас, что плоды наших трудов станут вдохновлять других людей.
Среди публики бытует традиция вставать с мест во время исполнения «Аллилуйи» — якобы начало этой традиции положил Георг II (сын Георга I): он первым слушал хор «Аллилуйя» стоя. Существует ряд объяснений поведению короля — от глубокомысленных (Георг II таким образом чествовал Христа как Царя царей) до медицинских (у Его величества разыгралась подагра, и он поднялся на ноги, чтобы избавиться от неприятных ощущений) и попросту смешных (король задремал на концерте, и торжественные аккорды разбудили его столь внезапно, что он вскочил). Свидетельств современников на сей счет не обнаружено, однако стоять во время «Аллилуйи» вошло у меломанов в столь же твердую привычку, как у футбольных болельщиков — вскакивать, когда на поле забьют гол. И если вы не хотите, чтобы в концертном зале на вас косо посматривали, лучше встаньте.
27 декабря 2018 года наш хор будет вместе с оркестром будет исполнять в Академии Штиглица это великое произведение. Мы когда-то исполняли "Аллилуйю" из этой оратории,
а теперь будет исполнена оратория целиком.
Петь мы будем в сопровождении симфонического оркестра в Академии Штиглица. На месте складов соли и вина, получивших название Соляной городок, в 1879-1881 гг. были возведены по проекту архитекторов Александра Кракау и Роберта Гедике здание Центрального училище технического рисования имени барона Штиглица. Рядом с ним, через несколько лет, с 1885 по 1896 года возвели задание Музея. Архитектором его является Максимилиан Месмахер и это, бесспорно вершина его творчества в части общественных сооружений. Интерьеры Академии впечатляют. Архитектору удалось воплотить в здании академии образ итальянской архитектуры эпохи Возрождения. А у парадного входа он разместил фонари, на которых маленькие трудолюбивые ремесленники заняты каждый своим делом. Они символизируют главную идею училища – собрать вместе таланты разных профессий.
Имя барона фон Штиглица вошло в историю и как имя основателя Центрального училища технического рисования, построенного на его деньги в Соляном городке в Петербурге. Училище было открыто в ноябре 1879 года вместе с начальной школой рисования, черчения и лепки. Существовало на проценты от завещанного им в 1884 г. капитала и готовило художников декоративно-прикладного искусства для промышленности, а также учителей рисования и черчения для средних художественно-промышленных школ.
Александр Людвигович Штиглиц, чье имя носит теперь бывшее художественно-промышленное училище имени В.Мухиной, родился более 200 лет назад и был первым управляющим Государственного бвнка России.А.Л. Штиглиц был человеком высоких моральных принципов: перед тем как занять важный государственный пост управляющего Государственного банка, он ликвидировал все свои частные банковские дела и по собственной воле снял с себя обязанности председателя Биржевого комитета — чтобы не было конфликта интересов.
Глубокая преданность интересам России была доказана его делами:
Свои колоссальные сбережения он предпочитал хранить в российских банках, а когда слышал недоумевающие вопросы коллег, холодно отвечал примерно следующее: «Мой отец и я заработали свое состояние в России. И я готов потерять с ней все свое состояние, если она окажется несостоятельной».
Вот в этом зале мы и будем петь
Дирижирует Айдар Янсуфин.
Это был для него ГосЭкзамен в Консерватории, который он блестяще сдал.
Вот так прозвучала Аллилуйя в нашем исполнении.
Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю
Да здравствует сила искусства! Аллилуйя!
В эти предновогодние и предрождественские дни мне хочется поднять вам, дорогие читатели, настроение, сделать его праздничным, и дать вам почувствовать сказочную феерию, участником которой стала и я, побывав на всемирно известном концерте Георга Генделя «Мессия» в исполнении не менее известного оркестра Tafelmusik Baroque Orchestra и зрителей всего зала.
Тафелмьюзик – инструментальный оркестр, основанный в 1979 году и сразу же получивгший признание и награды в Северной Америке и Европе. В переводе с немецкого, «tafelmusik» означает «музыка за столом» или «музыка празднований». Вспомните, как обычно мы, празднуя какие-то события, после хорошей выпивки и закуски, начинаем петь любимые песни и танцевать вокруг стола. Точно так же в старину люди праздновали свои важные события, и небольшие группы музыкантов играли модные в то время музыкальные произведения. Обычно такая музыка весьма пестрая, веселая, колоритная. Именно этим отличается барокко-музыка от всех других видов классической музыки – она игривая, переменчивая, порой грустная, порой шуточная, но величественная, выражающая торжество Жизни.
С Tafelmusik Baroque Orchestra я знакома давно, тем более, что это один из самых известных в мире оркестров, исполняющих барокко музыку.
Это был незабываемый концерт, посвященный Иоганну Себастьяну Баху.
А теперь вернемся к Георгу Фридриху Генделю. Во времена Советского Союза Генделя не долюбливали и даже игнорировали, хотя его гениальность как композитора вовсе не уступает гениальности Моцарта. Почему? Этот удивительный, талантливый и чрезвычайно трудолюбивый композитор почти всю свою жизнь прожил при дворе королей и знатной аристократии Европы. Он сам стал одним из богатейших музыкантов мира и щедрым меценатом-покровителем искусства. Его личная коллекция картин наcчитывала более семидесяти оригинальных работ живописи, а также ряд репродукций известных полотен. В произведениях Генделя доминировала религиозная тема – и это интерпретировалось советскими лидерами, отрицающими религию и веру в Бога, совершенно неправильно, ибо в своих трудах этот Мастер поднимал вопрос человеческой любви– любви к ближнему, материнской любви, вопросы нравственности, торжества справедливости, борьбы за свободу. Для него важно было не то, чтобы его музыкой восхищались люди, а чтобы она делала людей лучшими.
Гендель прожил долгую (74 года) интересную жизнь, создав большое количество уникальных музыкальных произведений, многие из которых стали шедеврами. Он, как никто другой, умел комбинировать голоса вокалистов и хора. Он был Мастером Вокала! Несмотря на серьезные заболевания (кровоизлияние в мозг, ревматизм, и др.) композитор принимал активное участие как исполнитель своих произведений и как дирижер до глубокой старости. Из-за проблем с катарактой, он начал терять зрение, и попав в руки шарлатана, выдавшего себя за известного лекаря, потерял зрение окончательно в результате серьезного воспаления глаз. Последние восемь лет жизни он был слепым. Гендель также известен как очень скромный человек, частная жизнь которого осталась загадкой, так как он никогда не был вовлечен ни в один скандал, несмотря на свою популярность и высокий пост в европейском обществе.
Впервые «Мессия» исполнялась 13 апреля 1742 года в Дублине, и это событие вошло в историю Ирландии и всей Европы как самое грандиозное благотворительное мероприятие, потому что Гендель давал представление в знак поддержки и помощи заключенным долговой тюрьмы, а также для сбора пожертвований для двух больниц, где лечились бедные и нищие люди, и проживали сироты и душевнобольные. На первый концерт пришло 700 человек! Толпа была настолько большой, что мужчин просили приходить без шпаг и мечей, чтобы не зацепить рядом стоящих зрителей, а женщины должны были оставить специальные широкие корсеты для юбок дома, чтобы было больше места в зале. Выступление Генделя было не просто грандиозным – оно было сногсшибательным, и позволило собрать колоссальную по тем временам сумму, которая была потрачена как выкуп на освобождение 142 долговых заложников тюрьмы.
С 1743 года «Мессия» исполняется в Лондоне, а теперь во многих городах мира. Гендель до конца своих дней поддерживал приют для сирот в Лондоне, отдавая все пожертвования и большую часть прибыли, собранных на его благотворительных концертах. Это традиция сохранилась до сих пор. Исполнение «Мессии» стало неотъемлемой традицией Рождества, как и сбор средств для малоимущих, больных, сирот на таких рождественских представлениях. После смерти Генделя прошло 227 лет, тем не менее, исполнение музыкальных произведений этого гениального композитора не прекращалось никогда.
«Мессия» в Торонто уникальна на весь мир по-своему: один раз в год в камерном зале собираются тысячи людей, которые поют вместе с хором, становясь частью представления – одним целым с шедевром великого Мастера. Я слышала об этом великолепном шоу-зрелище от многих людей, но никак не могла попасть на это представление – постоянно откладывала на потом. А когда в прошлом году решила сходить на «Мессию», все билеты были проданы. В этом году я и моя подруга следили внимательно за афишами, чтобы успеть вовремя обрести билеты. Их распродажа началась летом и была завершена в считанные недели.
И вот наконец-то, 18 декабря 2011 года, я, подруга и мой муж направились в старинный Massey Hall в центре Торонто. Мы вышли из дома заранее, потому что знали, что народу будет масса. Более 2700 человек собралось в этом историческом здании, которое было построено в 1894 году. Вы можете представить «запах» старины, присутствующий в залах и коридорах этого концертного холла. Здесь побывали английские королевские отпрыски, премьер-министр Канады, Винстон Черчилль, Мария Каллас, Энрико Карузо, Далай Лама, Луччиано Паваротти, Артуро Тосканини, и многие другие. И, конечно, здесь побывала я! Ура!
Представление «Поем вместе «Мессию» уникально не только тем, что всем присутствующим в зале зрителям разрешается петь вместе с хором оркестра, а еще и потому, что дирижер играет роль Георга Генделя, перемещая всех присутствующих в зале в эпоху этого великого композитора. Иварс Тауринс уже не первый год исполняет роль Генделя, дирижируя оркестром и поющей публикой. Удивительное чувство юмора Маэстро делает это представление незабываемым.
Сама «процедура» участия зрителей весьма неординарна. Перед входом толпы народа. Многие в руках держат партитуру, а те, кто забыл ноты дома, могут обрести их прямо у входа в театр.
Внутри зала стоят добровольцы-помощники, держащие в руках таблички, чтобы зрители, желающие петь, выбрали правильную «голосовую зону»: сопрано – правая часть зала, альты – левая часть зала, теноры – на балконе по центру, и басы – справа в глубине зала.
Тем, кто просто пришел послушать и посмотреть представление, разрешается выбрать любые места. Таких зрителей, как я, то есть не умеющих быстро читать ноты, не так много. Я выбрала место по центру зала, чтобы было видно всех и все.
Великий Гендель вошел в зал в сопровождении шотландских офицеров под плавно-торжестенную мелодию волынки.
После шуточного приветствия, он устроил кратковременную репетицию – попросил присутствующих в зале спеть начальные аккорды оратории “And the glory of the Lord”. Первые же звуки повергли меня в приятный шок – более удивительного зрелища я никогда не видела и не слышала в своей жизни. Хор из 2700 зрителей звучал просто потрясающе. Стерео-эффект усиливал великолепие этого необыкновенного пения. Гендель был очень доволен и сказал: «Все, хватит! Хватит! С вами все ясно. Поэтому приступаем к исполнению оратории!»
Я предлагаю вам послушать именно эту часть «Мессии», записанную профессиональными кинооператорами в декабре 2010 года.
Gloria (см. видео)
Каждая минута, проведенная на этом концерте, была неповторимой и необыкновенной. Я даже расплакалась от нахлынувших чувств, осознания величие и красоту человеческой гениальности и любви людей к этому уникальному произведению Генделя. В зале царила такая светлая, торжественная обстановка, что я не удивляюсь, почему люди так любят этот шедевр великого композитора. Должна сказать, что здесь присутствовало немало молодежи, которая тоже пела с большим вдохновением и азартом, выключив свои мобильные телефоны и прочие электронные штучки.
Нам повезло, что в этот день отмечалась 25-я годовщина этого удивительного представления “Поем вместе «Мессию»». Маэстро Гендель получил в подарок тортик со свечкой, а мы все дружно спели известную-песню пожелание “Happy birthday to you!”
Sing-Along Messiah presented by Tafelmusik: Hallelujah chorus
А после концерта мы вместе гуляли по центру Торонто, рассматривая рождественские огни. Погода была приятной и спокойной, поэтому прогулка получилась замечательной.
2011 год был чрезвычайно стрессовым для меня, фактически с момента его наступления. Постоянные серьезные проблемы моей свекрови, с которыми пришлось иметь дело мне и членам моей семьи, плюс несколько других негативных событий, сделали этот год морально тяжелым и неприятным. На носу Рождество и Новый Год, а праздничного настроения не чувствовалось. Но «Мессия» Генделя стала тем знаменательным событием моей жизни, которое не только исцелило мою душу от всякого рода ран, но и наполнило ее светом жизни и любви. Гендель был не просто гениальным музыкантом. Он был Человеком с большой буквы, дарящим свет своей души, свою любовь и современникам его эпохи, и всем грядущим поколениям людей. Да здравствует сила искусства! Пусть в ваших жизнях торжествует любовь, справедливость, добро! Аллилуйя!
ВЕРНУТЬСЯ В Блог Др. Елены Березовской