Гегель полагал что полное раскрытие истины осуществляется в
Философия Гегеля
Система гегелевской философии. Завершением классического немецкого идеализма явилась философская система Гегеля. Ее разработке посвящены все его основные произведения: «Феноменология духа» (1807). «Наука логики» (1812—1816), «Энциклопедия философских наук» (1817). Введением к гегелевской философской системе служит его «Феноменология духа», где Гегель рассматривает последовательный ряд развития различных ступеней человеческого сознания – от низшей формы (непосредственного чувственного восприятия) до высшей ступени (абсолютного, или чистого, знания), на которой все внешние предметы оказываются полностью преодоленными и дух мыслит только собственную сущность.
Итогом и выводом «Феноменологии духа» является «Логика» – первая и важнейшая часть системы Гегеля. Это область «чистой мысли», существующей до субъекта и объекта. В логике нет никакого эмпирического содержания, кроме себя самой, кроме своих форм. Логика предшествует истории и природе, она их творит.
Логика делится на три части: учение о бытии, о сущности и о понятии. Бытие и сущность рассматриваются как ступени, по которым «взбирается» понятие, прежде чем оно предстанет во всей своей всеобщности и полноте. В «Логике» развитие абсолютной идеи происходит в форме абстрактных логических категорий. Отправной пункт ее – чистая абстрактная мысль о существующем вообще, о «бытии». Это бессодержательное вначале понятие «чистого бытия» стремится получить свое содержание через «нечто», которое в свою очередь есть уже «определенное бытие». Так начинается, по Гегелю, процесс становления абсолютной идеи. «Определенное бытие» на следующей ступени выступает как «нечто определенно сущее», или качество. Категория качества развивается в единстве с категорией количества. А качественное количество или количественное качество выступает как мера. В учении о бытии Гегелем обосновывается один из законов диалектики перехода количества в качество и обратно, скачкообразность процессов развития, развития как «прерыва постепенности».[89]
От бытия, понимаемого как явление, Гегель переходит к более глубоким, внутренним закономерностям – к сущности. Основным содержанием этой части является рассмотрение Гегелем закона о взаимопроникновении противоположностей, их единстве, тождестве и борьбе. Гегель утверждает, что противоречие – это соотношение противоположностей, которые не существуют друг без друга, но которые развиваются по-разному, что ведет к обострению отношений между ними. Противоречие нуждается в разрешении, или «снятии». Гегель усматривал противоречие в соотношении основания и следствия, формы и содержания, явления и сущности, возможности и действительности, случайности и необходимости, причинности и взаимодействия. Развивая учение о противоречии, Гегель сделал вывод о внутренне необходимом, самопроизвольном движении, о «самодвижении» как источнике всякого изменения и развития.[90]
По Гегелю, познание отношения тождества и различия обнаруживает лежащее в их основе противоречие. Наличие противоречий свидетельствует о развитии явления. В учении о сущности Гегель также дает определение действительности как «единства сущности и существования». Сама же сущность – это «основание существования». С первых же параграфов учения о сущности Гегель отвергает представление о ее непознаваемости.
Та необходимость, с которой совершается развитие в области бытия и сущности, осознается в понятии. Такая необходимость превращается в свободу, а «свобода – это осознанная необходимость». Таким образом, «Логика» переходит к понятию. При этом Гегель критикует формальную логику и метафизику как философский метод и разрабатывает диалектику общего, особенного и единичного. Одновременно он рассматривает понятие истины как процесса совпадения мысли с объектом. Это достигается в идее. Только идея является безусловным единством понятия и предмета.
От логики Гегель переходит к философии природы. Созидательницей природы является у него идея. Именно она порождает свое «инобытие» – природу. Ступени развития природы: механизм, химизм, организм. Благодаря глубине и силе своей диалектической мысли Гегель в «Философии природы» высказал ряд ценных догадок о взаимной связи между отдельными ступенями неорганической и органической природы и закономерности всех явлений в мире.[91]
Третья ступень развития абсолютной идеи – дух, который тоже в своем развитии проходит три стадии: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. Субъективный дух – это «душа», или «дух в себе», сознание, или «дух для себя», и «дух как таковой». Объективный дух образует сферу права. Он является свободным волеизъявлением, а система права есть царство реализованной свободы. В конечном счете, объективный дух находит свое выражение в нравственности и воплощается в семье, гражданском обществе и государстве[92]. Абсолютный дух – это вечно действительная истина. Он проходит три ступени развития: искусство, религию и философию. Искусство, по Гегелю, – это непосредственная форма знания абсолютной идеи. Религия своим источником откровения имеет Бога. Философия есть высшая ступень развития абсолютного духа, полное раскрытие истины, содержащейся в искусстве и религии. В философии идея познает саму себя, она возвышается до своего «чистого принципа», соединяет конец абсолютной идеи с ее началом. Если, по Гегелю, философия – это мир, схваченный мыслью, а сам мир есть абсолютная идея, то происходит «желаемая завершенность» развития абсолютной идеи.[93]
Таким образом, абсолютная идея проживает многообразную и сложную жизнь в гегелевской философской системе. Его система – это объективный идеализм: абсолютная идея существует до природы и человека как «чистая мысль», порождает природу и общество. Система построена на основе «триады» – тезиса – антитезиса и синтеза. Эта «триада» делает гегелевскую философскую систему строгой, четкой, с одной стороны, а с другой – позволяет Гегелю показать поступательный характер развития мира, использовать энциклопедичность знаний.
Его философская система вбирает в себя логику и философию природы, антропологию и психологию, философию права и этику, философию государства и гражданского общества, философию религии и эстетику, историю философии и философию истории и др. Она вбирает в себя диалектику как систему принципов законов и категорий. Однако его философская система сдерживает диалектику, ибо имеет как бы законченный характер: в его философии абсолютная идея полностью познает себя, завершив тем самым процесс познания, а в прусской монархии обретается «венец всего здания» как наиболее совершенном воплощении разума в жизни человечества.
Гегелевская диалектика. Величайшая роль принадлежит Гегелю в разработке проблем диалектики. Он дал наиболее полное учение о диалектическом развитии как качественном изменении, движении от низших форм к высшим, переход старого в новое, превращение каждого явления в свою противоположность. Он подчеркнул взаимосвязь между всеми процессами в мире.
Правда, Гегель разработал идеалистическую форму диалектики: он рассматривает диалектику категорий, их связи и переливы друг в друга, развитие «чистой мысли» – абсолютной идеи. Он понимает развитие как самодвижение, как саморазвитие, происходящее на основе взаимопроникновения противоположностей: поскольку явление противоречиво, оно обладает движением и развитием. У него каждое понятие находится во внутренней необходимой связи со всеми остальными: понятия и категории взаимно переходят друг в друга. Так, возможность в процессе развития превращается в действительность, количество – в качество, причина – в следствие и обратно. Он подчеркивает единство противоположных категорий – формы и содержания, сущности и явления, случайности и необходимости, причины и следствия и т. п.
Он показал внутреннюю противоречивость, взаимопроникновения и переходы таких «парных категорий». Для него категории и по форме и по содержанию не нуждаются в чувственно воспринимаемом материале: они как чистые мысли и ступени развития абсолютной идеи сами по себе содержательны и поэтому составляют сущность вещей. Раскрывая диалектику категорий как чистых мыслей, будучи убежденным в тождестве бытия и мышления, Гегель считал, что излагаемая им диалектика категорий проявляется во всех явлениях мира: она всеобща, существует не только для философского сознания, ибо «то, о чем в ней идет речь, мы уже находим также и в каждом обыденном сознании и во всеобщем опыте. Все, что нас окружает, может быть рассматриваемо как образец диалектики».[94]
Гегель создал фактически непревзойденную до сих пор систему категорий диалектики. Определения категорий поражают своей точностью, лаконичностью и глубиной. Он дает такие определения, которыми мы можем воспользоваться и сегодня: «результат есть снятое противоречие», «качество есть определенно сущее», «мера – это качественное количество или количественное качество», «действительность – единство сущности и существования», «случайность – то, что не имеет причину в самом себе, а имеет в чем-то другом» и др.[95]
Категории у Гегеля плавно и органично переходят друг в друга. Он видит связь таких категорий, как сущность, содержание, общее, необходимое, закон, или таких, как явление, форма, единичное, случайное.
Гегелю принадлежит открытие основных законов диалектики: закона количественно-качественных изменений, закона взаимопроникновения противоположностей и закона отрицания отрицания. Через диалектику категорий он рассматривает механизм действия основных законов диалектики. Вещь есть то, что она есть благодаря своему качеству. Теряя качество, вещь перестает быть сама собой, данной определенностью. Количество – это внешняя для бытия определенность, характеризует бытие со стороны числа. Дом, говорил Гегель, остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше, так же как и красное остается красным, будет ли оно светлее или темнее[96]. Подчеркивая всеобщий характер закона количественно-качественных и качественно-количественных изменений, Гегель показал его своеобразные проявления в каждом отдельном случае.
Другой закон – взаимопроникновение противоположностей – позволил Гегелю обосновать идею саморазвития, ибо в единстве и борьбе противоположностей он видит основной источник развития. Гегель гениально угадал в противоречиях мышления, в диалектике понятий противоречия вещей и их диалектику.
Наконец, закон отрицания отрицания. В нем Гегель видел не только поступательное развитие абсолютной идеи, но и каждой отдельной вещи. По Гегелю, мысль в форме тезиса вначале полагается, а затем как антитезис противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью. Гегель рассматривает природу диалектического отрицания, суть которого состоит не в сплошном, тотальном отрицании, а в удержании положительного из отрицаемого.
Гегель ввел диалектику в процесс познания. Для него истина – это процесс, а не раз и навсегда данный, абсолютно правильный ответ. Теория познания у Гегеля совпадает с историей познания: каждая из исторических ступеней познания, развития науки дает «картину абсолютного», но еще ограниченную, неполную. Каждая следующая ступень богаче и конкретней предыдущей. Она сохраняет в себе все богатство предшествующего содержания и отрицает предыдущую ступень, но так, что не теряет ничего ценного из нее, «обогащает и сгущает в себе все приобретенное». Таким образом, Гегель разрабатывает диалектику абсолютной и относительной истины.
Интересен и такой момент диалектики: совпадение диалектики, логики и теории познания. По Гегелю, логика категорий – это и диалектика их, которая в свою очередь дает возможность обнаружения сущности, закона, необходимости и т. п. Перед нами настоящее пиршество диалектики! Обращение к изучению диалектики Гегеля обогащает, способствует развитию теоретического творческого мышления, содействует генерации самостоятельных идей.
Противоречие между методом и системой. Триумфальное шествие гегелевской философии, начавшееся при жизни философа, не прекратилось и после его смерти. Последователи Гегеля образовали два направления: левогегельянство и правогегельянство. Первые обратили внимание на гегелевский диалектический метод и использовали его для критики христианства; вторых больше привлекала философская система объективного идеализма. Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» показал, что левогегельянцы и правогегельянцы не уяснили до конца значения философии Гегеля, они не увидели противоречия между его философской системой и диалектическим методом. Левогегельянцы, хотя и приняли диалектику Гегеля, все же остались в плену его идеализма.
Система Гегеля представляла своего рода законченную философскую систему. Уже этими своими чертами она детерминировала ограниченность диалектики. Провозглашенная Гегелем идея всеобщего и непрекращающегося развития в его системе полностью не реализовывалась, ибо, как отмечалось выше, развитие абсолютной идеи завершалось Прусским государством и гегелевской философией.
Философская система Гегеля содержит мысль о начале и конце развития абсолютной идеи, что противоречит диалектической идее развития как вечного и бесконечного. К тому же, когда Гегель вел речь о материи, он подходил к ее развитию не диалектически: не видел ее развития во времени, ибо полагал, что все, что происходит в природе, есть результат материализации идеи или ее отчуждения.
Гегелевский диалектический метод оказался обращенным в прошлое, так как был подчинен требованиям философской системы, которая отражала путь, уже пройденный человечеством: настоящее у Гегеля оказалось конечной ступенью развития абсолютной идеи.
Эти противоречия были сняты К. Марксом и Ф. Энгельсом, когда они осуществили преодоление гегелевского объективного идеализма и разработали новую форму диалектики – материалистическую диалектику. Однако в дальнейшем произошла такая догматизация марксизма, которая, как и в гегелевской философской системе, вела к утверждению мысли о «вершине» философского знания. Но теперь уже в форме философии марксизма, которой единственно был приписан статус науки, что якобы отличает философию марксизма от всей предшествующей философской мысли.
Социально-философские концепции. Социально-философские концепции Гегеля заслуживают самого пристального внимания. Многие из них сегодня звучат очень актуально, помогают через категориальный аппарат социальной философии уяснить проблемы гражданского общества, правового государства, частной собственности, сознания и самосознания личности и общества, форм общественного сознания и др.
В «Философии истории» Гегель высказал ряд ценных догадок, связанных с пониманием исторической закономерности, роли великих людей в истории, поставил вопрос о смысле истории. В своем анализе общественного строя Гегель пошел дальше своих предшественников. Он подчеркивал большую роль орудий производства, экономических и социальных отношений, географической среды в развитии человечества.
Историю человечества Гегель понимал не как цепь случайных событий. Она для него носила закономерный характер, в котором обнаруживается мировой разум. Правда, тут же Гегель пояснил, что люди, преследуя свои цели, в то же самое время осуществляют историческую необходимость, сами того не сознавая. Великие люди играют роль в истории постольку, поскольку они являются воплощением духа своего времени. Смысл же всей мировой истории есть, по Гегелю, прогресс в сознании свободы – прогресс, который мы должны познать в его необходимости.
Гегель различает гражданское общество и политическое государство.
Гражданское общество, в его понимании, это сфера реализации частных целей и интересов отдельной личности. Гегель выделяет три основных момента гражданского общества: 1) система потребностей; 2) отправление правосудия; 3) полиция и кооперация[97]. Для гражданского общества необходимы не только функционирование частной собственности, но и ее защита со стороны закона, суда и полиции. Одновременно основывается важность для гражданского общества гласности: публичного оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных.
Гражданское общество и государство, по гегелевской концепции, соотносятся как рассудок и разум. Гражданское общество – это «внешнее государство», «государство нужды и рассудка», а подлинное государство – разумно, оно есть основание гражданского общества[98]. Формирование гражданского общества Гегель связывает с развитием буржуазного строя, при этом философ говорит о закономерном диалектическом характере взаимосвязи социально-экономической и политической сфер гражданского общества. И хотя государство – это «шествие Бога в мире», он признает возможность плохого государства, которое лишь существует, но становится неразумным.[99]
Гегель дает различные трактовки государства: государство как идея свободы; государство как единый организм; государство как конституционная монархия; государство как «политическое государство». У Гегеля свобода, право, справедливость действительны лишь в государстве, которое соответствует «идее государства».
Гегель соглашается с идеями Локка и Монтескье о разделении властей в государстве, где гарантируется публичная свобода. Вместе с тем он расходится с ними в понимании характера и назначения такого разделения властей. Гегель считает точку зрения самостоятельности властей и их взаимного ограничения ложной, поскольку при таком подходе предполагается враждебность каждой из властей к другим, их взаимные опасения и противодействия. Он считает, что соотношение этих властей должно выражать взаимосвязь целого и его членов. В господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству и состоит, по Гегелю, внутренний суверенитет государства[100]. Гегель критикует демократическую идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха.
К социально-философским и философско-историческим проблемам гегелевской философии следует сегодня отнестись со всей научной скрупулезностью, ибо они исследовались в советской философии пристрастно, не в определенной системе, а по частям.
Тема V. Классическая немецкая философия
Автором книги «Диалектика природы» является…
— Ф. Энгельс
Автором книги «Критика чистого разума» является…
— И. Кант
Автором книги «Происхождение христианства» является…
— Л. Фейербах
Автором книги «Феноменология духа» является…
— Г. Гегель
Автором книги «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»является…
— Ф. Энгельс
Автором книги «Критика практического разума» является…
— И. Кант
Автором книги «Наука логики» является…
— Г. Гегель
Автором книги «Капитал» является…
Немецкая классическая философия представлена такими именами как. (2 варианта ответа)
Родоначальником немецкой классической философии является.
В творчестве И. Канта выделяют периоды:
— докритический и критический
Теория Канта-Лапласа посвящена.
— объяснению происхождения вселенной, движения планет, соотношению их масс и орбит
Исследуя взаимодействия в планетарной системе Земля-Луна, Кант сделал вывод, что.
— приливная волна, вызванная притяжением Луны, замедляет суточное вращение Земли
Второй период творчества Канта называется «критическим», так как.
— в работах этого периода, носящих аналогичное название, философ критикует прежнюю философию
В одном из своих произведений И. Кант писал: «Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка, ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы». Этим высказыванием он подвел итог затянувшемуся спору между.
— рационалистами и сенсуалистами
И. Кант выделял следующие познавательные способности человека:
— чувственность, рассудок, разум
Согласно И.Канту, пространство и время являются.
— условиями ощущений, априорными формами чувственности
Как в логике называется противоречие между двумя суждениями, каждое из которых считается в равной степени обоснованным и логически выводимым в рамках некоторой теории?
— антиномия
Первоосновой всего сущего, согласно Г.Гегелю, является:
В основу философии Гегеля положен принцип развития.
— от абстрактного к конкретному
Конечная цель развития Абсолютного Духа состоит.
— в познании самого себя
Логическая система Г.Гегеля построена на основе «диалектической триады», элементами которой являются.
— тезис – антитезис – синтез
Укажите, какой из перечисленных ниже законов не является законом диалектики Гегеля?
— закон исключенного третьего
Согласно Гегелю, источником развития выступает.
— разрешение внутренних противоречий
Согласно диалектическому методу противоположности сталкиваются, а затем преодолеваются в.
— синтезе
Принцип диалектического развития лежит в основе представления этого процесса.
— в виде спирали
Закон единства и борьбы противоположностей определяет.
— наиболее общий механизм развития объекта
Закон отрицания отрицания определяет.
— направленность, единство изменчивости и преемственности в развитии объектов
Закон перехода количественных изменений в качественные
— наиболее общий механизм развития объекта
В своей концепции истории Г. Гегель говорит о «хитрости мирового разума». Это образное выражение он употребляет для обозначения того, что.
— люди, преследуют свои цели, в то же самое время осуществляют историческую необходимость
Г. Гегель полагал, что полное раскрытие истины осуществляется в.
Родоначальником антропологического материализма Нового времени считается.
Религия по Фейербаху это.
— абстрагирование от человека его силы и свойств и превращение их в самостоятельные существа
Философия К.Маркса и Ф.Энгельса носит название:
Идейными источниками философии К. Маркса и Ф. Энгельса явились. (2 варианта ответа)
— диалектика Г. Гегеля
— материализм Л. Фейербаха
Центром мировоззрения К. Маркса считается.
— материалистическое понимание истории
Согласно Энгельсу, единство мира состоит в его.
Первоосновой всего сущего, согласно марксизму, является.
Субстратный подход к пониманию материи предполагает рассматривать ее как … (2 варианта ответа)
— первичный и бесструктурный элемент мироздания (атом, электрон, кварк)
— первовещество как исходный материал для образования всех вещей (огонь, воздух, вода, земля)
термины. ФИЛКА. Монизмом Антропология это Учение о происхождении и развитии человеческого вида
U3 Немецкая классическая философия
# Хронологические рамки немецкой классической философии…
ХХ в
* Главными характеристиками понятия «вещь в себе» являются
материальный характер
* По отношению к проблеме познаваемости мира И. Канта можно отнести к
материалистам
* К созданию трёх законов диалектики не относятся
Г. Лейбниц
* Чертами истинной жизни личности, по И. Канту, являются:
Жизнь по законам добра, истины, красоты
жизнь по моральному закону
# Представителем немецкой классической философии является…
Г. Лейбниц
* Истинная жизнь личности, по И. Канту, состоит в
Стремлении к прекрасному
Жизни по законам природы
Жизни по законам добра, истины, красоты
жизни по моральному закону
# В творчестве И. Канта выделяются периоды…
Метафизический и диалектический
Логический и практический
Докритический и критический
Идеалистический и материалистический
* Представителями немецкой классической философии не являются
Л. Фейербах
* Главными характеристиками понятия «вещь в себе» является
идеальный характер
* Г. Гегель полагал, что полное раскрытие истины осуществляется в
Сознании индивида
* В каких произведениях Гегель обобщил свои взгляды о природе и законах человеческого мышления
«Наука логики»
# В чем состоит сущность идеализма Георга Гегеля?
Первооснову мира составляет духовная субстанция, обладающая врожденными идеями
Природа, духовная культура, сознание человека есть инобытие абсолютной идеи, которая существует независимо от человека
Первооснову мира составляет субъективный духовный мир человека
Первооснову мира составляет общественное сознание
* Автором понятия общественное сознание не является
Ф. Шеллинг
# Главным понятием философии Фихте являлось
Я и не-Я
* Одними из ключевых тем в творчестве Фихте являются
проблема сознания и познания
развитие общества и государства
проблема идеального типа государственного устройства
критика религии
* Согласно Марксу, смена общественно-экономических формаций не происходит по причине
изменения типа политического устройства
изменения способа производства и распределения материальных благ
изменение типа товарно-денежных отношений
# Произведение Ф. Энгельса, в котором он обобщил свои взгляды на философию истории, называется
«Анти-Дюринг»
# Центральной проблемой немецкой классической философии является…
Структура человеческой психики
Проблема тождества субъекта и объекта
Вопрос об отношении человека и бога
О преобладании материи в бытие мира
# Создателем четвёртого закона логики считается
Д. Юм
# «К человеку необходимо относиться не как к средству, но как к цели» принадлежит
А. Бергсону
# Философский трактат «Критика чистого разума» был написан
И. Кантом
#Гегель полагал развитое общество:
обществом всеобщего благоденствия
правовым государством
#По Марксу, в основе развития общества лежит развитие:
мирового исторического процесса
взаимодействие Бога и природы
#В этике Канта обосновывается нравственный закон, согласно которому человек является «целью в себе», поскольку:
связь между чувственным стимулом и поведением имеет характер прямой необходимости
человек — это существо, способное к абсолютно свободной автономной мотивации
человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других, и рассматривать их как средство достижения своих целей
человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других, и рассматривать их как цель в самом себе
#В учении И. Г. Фихте противоречие между свободой и необходимостью исследует в рамках
этики
#«Категорический императив» в философии И. Канта:
обязательное правило
#Человек философствует, по мнению Л. Фейербаха:
во имя реализации своей общественной сущности
по естественной склонности души
для решения стратегических жизненных задач
ради постижения мира в идеях
#Ф. В. Й. Шеллинг утверждал, что высшей целью развития Природы является:
человек
#Материализм Л. А. Фейербаха является:
вульгарным
#Учение об интеллектуальной интуиции разработал:
РЕНЕ ДЕКАРТ.
#Закон, согласно которому преобразование сущности предмета происходит в результате взаимосвязи между затрачиваемыми усилиями и конечным результатом
закон перехода количественных и качественных изменений
закон единства и борьбы противоположностей
Фейербах
# Как Иммануил Кант называет знания, полученные опытным путем
Нормативные знания
# Какое знание И.Кант определяет как априорное
Доопытное знание
# Априорными формами чувственности в гносеологической концепции Иммануила Канта выступали
Пространство и время
Ощущение и восприятие
Интуиция и воображение
Бытие и сознание
# Кто из немецких мыслителей понимал развитие мира как «саморазвертывание абсолютной идеи»
А. Шопенгауэр
# Г. Гегель полагал, что полное раскрытие истины осуществляется в…
Сознании
# В каком произведении Гегель обобщил свои взгляды о природе и законах человеческого мышления
# В каком законе Георг Гегель отобразил направленность развития
В законе перехода количественных изменений в качественные
В законе отрицания отрицания
В законе единства и борьбы противоположностей
В законе самосохранения
В законе сохранения энергии
# В чем состоит сущность антропологического материализма Людвига Фейербаха
Человек рассматривается не как творение бога, а как высший продукт природы
Человек рассматривается как продукт общественных отношений
Человек рассматривается как продукт развития культуры
Человек рассматривается как продукта развития цивилизации
Человек рассматривается как объект биологической эволюции
# Как можно охарактеризовать философское учение Людвига Фейербаха
Антропологический материализм
# Шеллинг считал, что человеку необходимо покорить природу потому, что
она – источник опасности для человека
она – источник необходимых ресурсов
она – источник красоты
она – источник истины
# Высказываясь о свободе, Шеллинг утверждал, что
люди должны быть лишены ее полностью
только религия способна дать человеку истинное понимание свободы
избыток свободы также опасен, как и её недостаток
степень свободы человека определяет государство
# Сферой тождества субъекта и объекта, по Ф. Шеллингу, является
религия
U3 Основные направления и проблематика русской философии
# Известным представителем древнерусской философии и государственным деятелем был
Владимир Мономах
# Единственным представителем русской философии, определяемым в качестве экзистенциалиста, является
С.Н. Булгаков
# Идеализация русских самобытных начал характерна для
западников
# Начало секуляризации русской философской мысли на основе объединения принципов религии и науки связано с именем
научному обоснованию религиозной веры
проблемам познания мира
нравственным ценностям
#Русский мыслитель XIX в., выдвинувший в своей философии учение о соборности как условии гармоничного развития общества
Н.Я. Данилевский
#Русский мыслитель XIX в, выдвинувший принцип «всеединства» как единства Бога и мира:
И.А. Ильин
#Центральное понятие русского славянофильства:
абсолютный дух
# Представителем западничества являлся
А.С. Хомяков
# К представителям славянофилов относился
А.С. Хомяков
# Автором понятия культурно-исторический тип является
Н.Г. Чернышевский
# Книга, являвшаяся научным основанием взглядов славянофилов, была
Повесть временных лет
История государства российского
* Сторонниками русского космизма являлись
К.Э. Циолковский
# Смысл и содержание «русской идеи» раскрывается в творчестве
В. Вернадского
# Личность является главной темой философского творчества следующих отечественных мыслителей
Н.Г. Чернышевского
# Проблемой смысла жизни в русском космизме занимались Н.Ф. Фёдоров, А.Л. Чижевский
Н. Лосский
* Центральными категориями в философии Н. Бердяева являются
свобода
# Какой принцип является основополагающим в философии Владимира Сергеевича Соловьева
принцип фальсификации
# В чем Николай Александрович Бердяев видел основную задачу философии
в изучении первоосновы существования материального мира, его структуры
в изучении человека и его жизни в связи с личностными структурами: интеллектуальными, духовными, нравственными, эмоциональными
в изучении познавательной деятельности человека, ее форм и методов
в исследовании проблемы смысла жизни человека
# Кому из русских философов-космистов принадлежит концепция «разумных атомов»
Николаю Федоровичу Федорову
Владимиру Ивановичу Вернадскому
Константину Эдуардовичу Циолковскому
Николаю Александровичу Бердяеву
# Представителем естественнонаучного направления в «русском космизме» является
Н. Ф.Федоров
# Начало материалистической традиции в русской философии положил
Десницкий С.Е
# Автором философии «общего дела» является
эмпирического, рационального и мистического
индивидуального и общественного
сознательного и бессознательного
материального и идеального
# Учение об универсальных фундаментальных принципах организации общества и государства называлось
марксизм
# Создателем тектологии является
Н.Ф. Федоров
# Ключевая идея народничества Герцена состоит в том, что
необходимо изучать народную культуру и развивать народные традиции
необходимо сочетать коллективизм русской общины с западной идеей свободы личности
вся бесконечная в пространстве и времени Вселенная
комбинация геометрических фигур, изображающих мироздание
сфера вечных вопросов и проблем, рассматриваемых в философии
другое название материи
универсальный способ познания мира
верховная языческая богиня
мировая душа
# Ученый, доказавший зависимость биологической и общественной жизни на Земле от влияния Космоса
Флоренский
# Одним из наиболее известных российских представителей философии консерватизма является
И.А. Ильин
# Русский философ XIX в., разработавший религиозно-идеалистическую систему
Огарев
# Источник абсолютного добра, по Соловьеву
культура
# Течение русской социально-философской мысли, определявшее самодержавную монархию как единственную форму правления государства, способную обеспечить целостность и устойчивость России
консерватизм
# Учение о способах организации социального и политического бытия человека, основанной на универсальных принципах системности и самоорганизации называется
синергетика
# Автором понятия «социальная мобильность» является
П.А. Сорокин
# Н. Я. Данилевский объяснял уникальность российского культурно-исторического типа тем, что он состоял из
Всех сразу
# По мнению Н.Я. Данилевского, будущее России заключается в
Большой войне с Европой
Гармоничному сосуществованию с Европой
Превращении во Всемирную православную цивилизацию
Изолированное существование от остального мира
# Автором работ «Смысл любви», «Красота в природе», «Оправдание добра», «Чтения о богочеловечестве» является
П. Флоренский
# Дуализм духа и материи, Бога и природы характерен для философии
Ф. Достоевского
# Духовный лидер западников
М.М. Бахтин
# Идейным главой славянофилов являлся
С. Булгаков
# Какая концепция характерна для Владимира Соловьёва
Сфера чувства
# Одним из основоположников культурологического понимания хода истории является
Соловьев
# Основной идеей западничества является
Россия должна развиваться по европейскому пути
Россия представляет собой особую модель, не Восток и не Запад
Россия впитала в себя как элементы европейской, так и восточной модели
Россия нуждается в заимствовании отдельных элементов западного образа жизни
# Основоположником русского космизма считается
U2 Актуальные проблемы современной философии
U3 Онтология и диалектика
# Философская позиция, рассматривающая пространство и время как выражение отношений между материальными объектами, называется…
Атеистической
* Наиболее общими понятиями онтологии являются
Цивилизация
# Универсальной формой существования материи является
Определенный набор форм
Ограниченность в пространстве
Движение
# Основные виды взаимодействия элементов на уровне неживой природы
Психологические и эмоциональные
Энергетические и информационные
Гравитационные и электромагнитные
Социальные и институциональные
Биологические и климатологические
# Существенная, устойчивая и повторяющаяся взаимосвязь – это
Индетерминизм
# На какие формы подразделяется бытие по способу существования
Бытие природы и бытие животных
Бытие общества и бытие материального производства
Объективное бытие и субъективное бытие
Бытие материи и бытие вещества
Бытие идеального и бытие абсолютного
# Пространство – это философское понятие…
Отображающее протяженность материальных вещей, их место среди других тел
Отображающее последовательность и длительность, протекающих процессов
Отображающее способность тел к взаимодействию
Отображающее внешние качества материальных тел
Отображающее внутренние качества предметов и объектов
# Утверждение, соответствующее метафизическому пониманию материи…
Материя тождественна веществу
Материя создана богом
Материя вечна, несотворённа и неуничтожима
Материя в своей основе состоит из идеальных форм
Материя создана сама по себе
# К идеальным явлениям относится…
Фатализма
# Отрицанием в диалектике является…
Отказ от преемственности в процессе развития
Переход системы из одного состояния в другое, сопровождающийся сохранением некоторых элементов старого состояния
Хаос и неустойчивость
Абсолютизация момента преемственности в процессе развития
Энтропия и диссипация
# Ядром детерминизма признается положение о существовании…
Причинности
# Прогресс и регресс – это две формы
Движения
# К гносеологическим практикам относится
Единства и борьбы противоположностей
Перехода количества в качество
Тождества материи и сознания
Эмпирическое познание
# Выделение нескольких форм бытия объясняется тем, что
это было обусловлено развитием бытия как философского феномена
# По мнению Платона идея блага является всеобщей потому, что
это соответствовало восприятию блага в философии идеализма
это соответствовало основным положениям политической теории Платона
такова была личная позиция философа
это мнение сформировалось у Платона под влиянием Сократа
# Главной идеей онтологии Аристотеля была мера по причине того, что
он выступал с критикой идеализма Платона
считал меру универсальной категорией, понимание которой позволяет человеку существовать, избегая крайностей
мера являлась ключевой идеей философии Аристотеля вообще
# Парменид считал, что есть только бытие, так как
признание существования не-бытия он считал равносильным отрицанию самого бытия
философское мировоззрение, согласно которому бытие развивается по четко определенным законам и правилам
# Упрощённое понимание диалектики Сократом объясняется тем, что
он не видел необходимости в ее развитии в качестве отдельного научного метода
считал, что ее главная задача-помочь победить оппонента в споре
был уверен, что уровень знаний и методов философии пока не позволяет должным образом развивать диалектику
воспринимал её как второстепенную по отношению к философии
# Значимость понятия не-бытие для философии Гераклит объяснял так
не-бытие является одним из основных философских понятий
оно необходимо для того, чтобы объяснять все то, что нельзя объяснить посредством понятия бытие
считал, что без него невозможно развитие материализма
был убежден, что не-бытие, наряду с бытием, обеспечит более полное понимание процессов развития мира и человека
# Согласно диалектике Гегеля, история непознаваема потому что
познавательные способности человека в этом плане ограниченны
посредством философии в принципе невозможно познать историю
историю творит идеальная сущность; если человек не может познать её, то не может и познать законы истории в целом
в истории слишком много неразрешимых противоречий
# По Марксу и Энгельсу, смена экономических формаций обусловлена
естественным ходом истории
их внутренними противоречиями
сменой способов производства и распределения материальных благ
уровнем политической культуры общества
# Базис это
синоним понятия «бытие»
название книги К. Маркса
понятие материалистической философии
* Из античных философов вклад в развитие диалектики не вносили
Анаксимен
* Материалистический этап развития диалектики не связан с творчеством
Ф. Энгельса
* К категориям диалектики не относятся
явление и сущность
существование и сущее
форма и содержание
субстанция и субстрат
* Категории диалектики употребляются парно потому, что
это является их особенностью
на этом настаивали представители диалектики
это показывает их противоположность друг другу
отражает взаимосвязь между ними
# Сущность какого из законов развития мира состоит в следующем: «каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания-снятия, является синтезом предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основе характерные черты и структуру исходной ступени развития»
Закона естественного отбора
Закона отрицания отрицания
Закона перехода количества в качество
Закона единства и борьбы противоположностей
Закона революционных изменений
* Гераклит считал, что диалектика
должна изучать противоречия
должна быть исключительно искусством победы в споре
является второстепенным разделом философии
имеет потенциал для того, чтобы стать самостоятельным научным методом
* Выберите правильные значения цитаты Гераклита «всё течёт, всё меняется»
человек не способен контролировать развитие своего бытия
процесс развития мира внутренне противоерчив
всё в мире уникально, и не имеет эталона
процесс развития мира необратим
# Действительность – это…
Условия, предпосылки для бытия предмета, его развития, изменения
То, что уже существует, это реализованная, осуществленная возможность
То, что может произойти, а может не произойти
То, что неизбежно и обязательно происходитв главном так, а не иначе
Форма реальности
# Возможность – это…
То, что неизбежно и обязательно происходит в главном так, а не иначе
Внешне проявление сущности
То, что может произойти, а может не произойти
Условия, предпосылки для бытия предмета, его развития, изменения
Закономерное событие, которое произойдёт только в результате причинно-следственной связи
# Следствие – это…
Внешнее проявление сущности
Совокупность свойств, качеств, сторон предмета то, что обусловлено причиной, порождено ею, результат причины
Внутренняя, фундаментальная, определяющая сторона предмета
Функции и свойства предметов
Логическая диалектическая операция
# Диалектика – это
Учение о развитии и всеобщих взаимосвязях
Учение о законах динамики
Учение о бытии
# Диалектика отличается от метафизики
Отсутствием идеи развития
Ничем не отличается
# Диалектический источник самодвижения и развития природы, общества и познания
Противоположность
# Диалектический материализм – учение
Сенсуализма
# Закон диалектики, вскрывающий наиболее общий механизм развития
Единство и борьба противоположностей
Переход количественных изменений в качественные
Отрицание отрицания
* Диалектика отличается от метафизики
Отсутствием идеи развития
Восприятием развития как непротиворечивого процесса
Восприятием развития как внутренне противоречивого процесса
* При формулировке законов диалектики Гегель не ориентировался на творчество
Фалеса
# Закон диалектики, отвечающий на вопрос об источнике развития
Переход количественных изменений в качественные
Закон единства и борьбы противоположностей
Закон отрицания отрицания
# Закон диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания
Единство и борьба противоположностей
Переход количественных изменений в качественные
Отрицания отрицания
# Закон диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития
Переход количественных изменений в качественные
Единство и борьба противоположностей
Отрицания отрицания
# Законы диалектики впервые сформулировал
В.И. Ленин
# Ключевым моментом диалектической концепции является принцип
Противоположность
# Метафизика – это
Взгляд, согласно которому мир или отдельная его часть рассматриваются как неизменные, качественно постоянные
Взгляд, согласно которому мир или отдельная его часть рассматривается как претерпевающие постоянные изменения
Гераклит
# Наиболее общие фундаментальные понятия
Идеи
# Направленное, качественное изменение
Движение
# Не является законом диалектики
Закон о взаимопереплетении причин и следствий
Переход количественных изменений в качественные
Закон единства и борьбы противоположностей
Закон отрицания отрицания
# Один из основных принципов диалектики
Принцип неизменности
# Совокупность существенных необходимых свойств вещи составляют её
Идею
# Существенная, необходимая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями называется
Принципом
# Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей
синергетика
# Теория самоорганизации сложных систем
Схоластика
# Философский принцип, утверждающий, что все явления связаны друг с другом причинными связями и обуславливают друг друга
Принцип всобщего развития
# Философское учение о развитии бытия и познания, основанное на разрешении противоречий
Синергетика
# Философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях» есть
Качество
# Важнейшее специфическое свойство биологического времени
Однонаправленность, непрерывность, необратимость, ритмичность
Антропность (особенности воспринимаемого окружающего Космоса с позиции существования в нем человека как наблюдателя)
Неограниченность
# Важнейшие специфические свойства биологического пространства
Относительность
# Какая концепция времени не допускает возможность создания «машины времени»
Антропная
# Кто из названных учёных-философов впервые установил, что солнечная активность влияет на самочувствие людей
Чижевский
# Материя есть первоисточник бытия, утверждает
Сенсуализм
# Неотъемлемое существенное свойство вещи, явления, объекта называется
Атрибутом
# Основа бытия, существующая сама по себе независимо ни от чего другого
Признаки
# Основоположником учения об атомном строении материи является
Пифагор
# Последовательность состояний отражает категория
Содержания
# Равноправие материального и духовного первоначал бытия провозглашает
Сенсуализм
# Необходимую естественную основу существования человека и общества составляет
Природа
# Способ существования материи
Относительность
# Субстанциальную концепцию пространства и времени защищал
Юм
# Суть космогонической гипотезы «Большого взрыва» состоит в предположении о том, что
Вселенная возникла в результате взрыва бесконечно плотной и разогретой материи
Вселенная была сотворена Богом
Вселенная существовала всегда
Вселенная возникла в результате столкновения первичных сгустков материи
# Существование множества теорий в философии связано с
Идеализм
# Утверждение, соответствующее метафизическому пониманию материи
Материя вечна, несотворённа и неуничтожима
Материя есть продукт творения
Материя возникла в результате «Большого взрыва»
# Понятие «онтология» впервые было употреблено