Геббельсовская пропаганда что это

11 принципов геббельсовской пропаганды

Содержание:

Авторитарные государства, руководствуясь своими основополагающими идеями, всегда стремились контролировать всех людей, защищенных их зловещим идеологическим зонтиком. В этом смысле определение пути, по которому формируется самое сокровенное из каждого человеческого существа (его мысль), всегда было одной из его главных целей, которую нужно победить.

Техники пропаганды традиционно прикрывали это намерение, используя в своих интересах любое развитие знаний об основной и групповой психологии. Фактически, было даже время, когда многие страны «имели на своей зарплате» настоящих экспертов в таких вопросах и занимали ответственные министерские посты. Каждый из них ломал голову над программами для достижения этой цели.

Вне всякого сомнения, наиболее трансцендентным из них был тот, который был сформулирован в Германии времен Второй мировой войны, из которой они произошли. известные принципы пропаганды Геббельса (который стал источником вдохновения для пришедших позже).

В этой статье мы подробно рассмотрим каждый из моментов, которые Йозеф Геббельс, персонаж большой исторической репутации, задумал распространить нацистскую идеологию среди немецкого населения своего времени. Знать это очень просто, потому что это важная часть нашей самой грустной истории.

11 принципов пропаганды Йозефа Геббельса и нацистов

Его позиция дикой ненависти, приправленная замечательным талантом к ораторскому искусству и искусству (особенно литературе), составляла неудобоваримую мешанину, из которой возникли возвышенные произведения о смерти. Одна из целей, которую он преследовал до своей смерти (через день после смерти Адольфа Гитлера), состояла в построении немецкой морали, основанной на принципах режима, и это требовало уничтожения тех, кого считали его врагами. Все это, несомненно, требовало такого пропагандистского аппарата, как никто другой.

Одной из первых задач, которые он разработал в своей политической роли, было: подвергать цензуре любые СМИ, которые выступают против идей его партии, а также продвигать искусство и информацию, которые соответствуют ее. Он очень интересовался аудиовизуальными ресурсами (кино, музыка и т. Д.) Как полезными инструментами для распространения его идей среди немецкого населения тех лет. Он был цензором и пропагандистом, приверженным основной цели построения страны, погрязшей в разжигании войны, поэтому огромное количество артистических карьер (во всех видах дисциплин) родилось и умерло, когда он был на министерском посту.

Неизвестные, преобладающие в его фигуре, несопоставимы. Многие считают, что на самом деле у него не было такой важной политической роли, что он был не чем иным, как шарлатаном, который никогда не участвовал в принятии важных решений в своей стране или даже страдал от нарциссического расстройства личности. Даже со всем принципы геббельсовской пропаганды сохранились до наших дней, свидетели ужаса, который навсегда оставил тот период, запечатлелись на лице истории.

Давайте посмотрим, что это за законы о пропаганде Геббельса и каковы их масштабы. Эффект, которого добивался автор, мог быть достигнут только в том случае, если все они были выполнены в идеально настроенном «симфоническом оркестре» социальных манипуляций.

1. Принцип упрощения

Этот принцип основан на сведении всей сложности различных врагов к гораздо более дискретной реальности, лишенной разнообразия и очень легко идентифицируемой. Цель состоит в том, чтобы привить всему, что противоречит собственным представлениям, общую и простую черту, края которой сведены к самой карикатуре. Таким образом, никогда не будет битвы против множества антагонистов, а будет война, в которой будет сражаться только один соперник: зло, жестокость, несправедливость или невежество.

В ходе этого процесса все нюансы оппонентов будут абстрагированы, что материализуется в гораздо более простую идею и наполнено наихудшим оттенком, который только можно вообразить. Следовательно, враг будет общим для всех тех, кто поддерживает такую ​​пропаганду, сосредоточивая свою ненависть на основной концепции, в которой воплощается соперник.

2. Принцип метода заражения.

Этот принцип будет связан с предыдущим. Его цели просты: помимо упрощения фактов, он будет направлен на распространение ряда атрибутов среди всех субъектов, которые придерживаются идей, противоположных их собственным. Часто это прилагательные с негативным, унизительным и / или высмеивающим содержанием; это было бы присвоено, не задумываясь, противнику. Это логический шаг после разбавления ощущения множественности, с помощью которого распространяются стереотипы, основанные на том, что пропагандистский аппарат считает «нежелательным» (Все евреи, например, воры).

Формула, которая использовалась бы в этом случае, была бы чрезвычайно простой и была бы основана на усилении воспринимаемой однородности для внешней группы (что в настоящее время считается общей чертой для тех, кто придерживается ксенофобских или сторонников превосходства).

3. Принцип транспонирования

В тот момент, когда выдвигается неизбежное обвинение, необходимо указать другому на точно такую ​​же «ошибку», которую он обнаружил в наших действиях. В политике это можно наблюдать, когда случаи растраты или незаконного присвоения даже общественного мнения, которые мотивируют крестиком упреков, в которых хвалят, что: «Ну, ты тоже это сделал, и даже хуже, чем я».

Такое отношение направлено на то, чтобы отвлечь внимание, отвлекая внимание от самой фигуры. и что он снова находится в других, скрывая от нас какие-либо подозрения.

4. Принцип преувеличения и обезображивания.

Этот принцип предусматривает немедленное использование каждой ошибки другого. Для этого его актуальность и масштаб будут размыты, так что это будет выглядеть гораздо более серьезным или негативным событием (для собственных интересов), чем оно есть на самом деле. Угрозы можно было бы найти практически в любом действии, совершаемом противником, в том числе в тех, которым можно было приписать лишь эпизодическое или косвенное значение. В этом предположении отдельные лица или группы будут изображаться не в карикатурном виде, а в их поведении, замыкая тем самым злонамеренный круг демагогии.

5. Принцип популяризации

Этот принцип предполагает, что свойства передаваемых сообщений должны быть адаптированы к уровню людей, которые собираются их получать, и в частности, по крайней мере, разумным по отношению ко всем из них. Благодаря такому процессу будут устранены все сложные нюансы., и он будет стремиться распространить что-то настолько «простое», что может понять любой человек. Этот способ разработки пропагандистской рекламы был нацелен на массы, а не на тех, кто ее сформировал, с учетом того факта, что группы легче убедить, чем отдельных людей (и которые также быстрее забывают).

6. Принцип оркестровки

7. Принцип возобновления

Этот принцип относится не к содержанию, а к формам и, в частности, к скорости передачи информации. Целью было бы генерировать столько обвинений, что у жертвы не было достаточно времени, чтобы извиниться или доказать свою ложь, поскольку с того момента, как он попытался освободиться от всего своего бремени, с течением времени он оказался бы в ситуации, не имеющей отношения к делу, или публика перестала бы интересоваться тем, что он должен был сказать (поскольку уже был бы новый «новости» в той, над которой можно злорадствовать). В конечном итоге цель состоит в том, чтобы сокрушить соперника и перенасыщать людей.

8. Принцип правдоподобия

Вся информация должна быть подкреплена как можно большим количеством источников, что было очень жизнеспособным в Германии, как предполагал этот нацистский министр пропаганды (поскольку он запретил любые СМИ, которые не соглашались с идеями его партии). В самом начале также рассматривалась возможность «маскировки» в пределах объективно правдивой истории., что делает их более удобоваримыми для целевой аудитории. Эгоистичный выбор того, какие детали нужно просмотреть, а какие опустить / скрыть (известный как «фрагментация»), является важным для этого закона манипулирования.

9.Принцип глушения

Этот принцип направлен на то, чтобы заглушить все положительные новости о соперниках, используя средства массовой информации, имеющие отношение к делу. Он также будет стремиться исключить негативные новости о себе или о том, что не одобряет настроения населения, которым оно намерено манипулировать. Целью может быть искажение доступной им информации и даже резервирование негативных или ложных новостей на тот момент, когда появляются достижения противника, противодействуя их влиянию на слушателя. Для этого принципа ключевым является темп и искажение.

10. Принцип переливания

Посредством этого принципа предполагается использовать историю нации и даже ее популярные мифы, чтобы напрямую связать их с оппонентом, которого нужно свергнуть с помощью аналогий и уравнений. Цель состоит в том, чтобы воспользоваться уже существующей ненавистью, корни которой уходят корнями в общее культурное и социальное наследие., чтобы пролить его прямо на тех, кто выступает против режима. Таким образом, оба будут развиваться из одной и той же посылки, и аргумент, с помощью которого они намерены атаковать, будет указывать на атавистические чувства, передаваемые от одного поколения к другому.

11. Принцип единогласия.

Утверждение этого принципа сделать вид, что идеи, которые вы хотите распространять, пользуются консенсусом всего населенияТаким образом, чтобы те, кто принимает их как свои собственные, были в гармонии с «мнением», которое они хотят выдать за генерала. Этот принцип направлен на использование хорошо известного феномена социального конформизма, которому приписывается огромная способность убеждать, особенно среди тех, кто не доверяет своим собственным критериям, чтобы руководить собой на протяжении всей жизни.

Может ли исчезновение пчел уменьшить популяцию птиц?

Источник

Йозеф Геббельс — теоретик и практик Психологической войны Третьего Рейха против СССР.

Геббельсовская пропаганда что это. gebbels4. Геббельсовская пропаганда что это фото. Геббельсовская пропаганда что это-gebbels4. картинка Геббельсовская пропаганда что это. картинка gebbels4. Авторитарные государства, руководствуясь своими основополагающими идеями, всегда стремились контролировать всех людей, защищенных их зловещим идеологическим зонтиком. В этом смысле определение пути, по которому формируется самое сокровенное из каждого человеческого существа (его мысль), всегда было одной из его главных целей, которую нужно победить.

Йозеф Пауль Геббельс – министр народного просвещения и пропаганды нацистского правительства Германии, человек, оставивший след не только истории Третьего рейха, но и в мировой истории вообще. Гениальный оратор и пропагандист, его называют «отцом лжи» и «отцом пиара», «отцом массовых коммуникаций» и «Мефистофелем XX века».

Его высказывания стали заповедями пропаганды и черного PR:

«Дайте мне средства массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней!»


«Мы добиваемся не правды, а эффекта».


«Ложь, сказанная сто раз, становится правдой».


«Информация должна была быть простой и доступной и повторять ее, то есть вбивать в головы, нужно как можно чаще».

С горечью можно отметить, что, несмотря на падение фашистской империи, идеи Геббельса по манипуляции сознанием живут и побеждают. Их влияние заметно в самых разных областях воздействия на человеческое сознание:

От геополитических информационных войн и предвыборной борьбы до коммерческой рекламы.

Геббельсовская пропаганда что это. gitler gebbels1. Геббельсовская пропаганда что это фото. Геббельсовская пропаганда что это-gitler gebbels1. картинка Геббельсовская пропаганда что это. картинка gitler gebbels1. Авторитарные государства, руководствуясь своими основополагающими идеями, всегда стремились контролировать всех людей, защищенных их зловещим идеологическим зонтиком. В этом смысле определение пути, по которому формируется самое сокровенное из каждого человеческого существа (его мысль), всегда было одной из его главных целей, которую нужно победить.

Необходимость исследования методов, форм и теоретических идей геббельсовской пропаганды связана в настоящее время с двумя проблемами.

Первая – существование неофашистских движений, и, как следствие, возможность использования ими пропагандистского арсенала доктора Геббельса. Их нынешняя слабость не может быть источником для самоуспокоения – НСДАП в начале 20-х тоже была слаба, а «Пивной путч» выглядел пародией на революцию. Эффективному использованию наследия Геббельса может способствовать и известная схожесть ситуации в конце 20-х—начале 30-х гг. прошлого века и в современном мире:

Геббельсовская пропаганда что это. gebbels6. Геббельсовская пропаганда что это фото. Геббельсовская пропаганда что это-gebbels6. картинка Геббельсовская пропаганда что это. картинка gebbels6. Авторитарные государства, руководствуясь своими основополагающими идеями, всегда стремились контролировать всех людей, защищенных их зловещим идеологическим зонтиком. В этом смысле определение пути, по которому формируется самое сокровенное из каждого человеческого существа (его мысль), всегда было одной из его главных целей, которую нужно победить.

Ситуация «духовного вакуума» кажется комфортной далеко не всем и также подталкивает некоторую часть населения к фашизму с их четкой и внятной системой ценностей.

Распространенность исторического невежества делает возможным повторное использование пропагандистских методов «старого» фашизма. Соответственно, актуально их тщательное исследование и разработка мер информационного противодействия, таких как:

Феномен нацистской пропаганды в целом и личность Геббельса в частности привлекают пристальное внимание исследователей. Отметим несколько книг, вышедших на русском языке в последние два десятилетия.

Геббельсовская пропаганда что это. gebbels gitler. Геббельсовская пропаганда что это фото. Геббельсовская пропаганда что это-gebbels gitler. картинка Геббельсовская пропаганда что это. картинка gebbels gitler. Авторитарные государства, руководствуясь своими основополагающими идеями, всегда стремились контролировать всех людей, защищенных их зловещим идеологическим зонтиком. В этом смысле определение пути, по которому формируется самое сокровенное из каждого человеческого существа (его мысль), всегда было одной из его главных целей, которую нужно победить.

В качестве вводной можно предложить книгу Людмилы Черной «Коричневые диктаторы», посвященную персонам наиболее крупных деятелей Третьего рейха: Гитлеру, Геббельсу, Герингу, Гиммлеру, Борману и Риббентропу. Не углубляясь в тему нацистской пропаганды, автор сосредотачивается на исследовании личности ее главного творца – Йозефа Геббельса. Книга рассчитана на широкий круг читателей и носит популярный характер, но при этом дает богатый фактический материал.

Геббельсовская пропаганда что это. gebbels2. Геббельсовская пропаганда что это фото. Геббельсовская пропаганда что это-gebbels2. картинка Геббельсовская пропаганда что это. картинка gebbels2. Авторитарные государства, руководствуясь своими основополагающими идеями, всегда стремились контролировать всех людей, защищенных их зловещим идеологическим зонтиком. В этом смысле определение пути, по которому формируется самое сокровенное из каждого человеческого существа (его мысль), всегда было одной из его главных целей, которую нужно победить.Биографию Геббельса представляет также книга зарубежных исследователей Брамштедте, Френкеля и Манвелла «Йозеф Геббельс – Мефистофель усмехается из прошлого». Авторов особенно интересуют ораторское мастерство нацистского министра пропаганды, его приемы манипуляции массами.

Более глубокое исследование личности Геббельса предпринимает Курт Рисс в книге «Кровавый романтик нацизма. Доктор Геббельс. 1939-1945». Временные рамки книги ограничены Второй мировой, но книга интересна упором на использование первоисточников – дневников Геббельса, рассказов очевидцев и родственников. Сочетает в себе легкость изложения с фактической достоверностью, что встречается достаточно редко.

Елена Ржевская во время войны была переводчицей в штабе армии, прошедшей от Москвы до Берлина. В побежденном Берлине она участвовала в опознании тел Гитлера и Геббельса и в первоначальной разборке документов, найденных в бункере. Ее книга «Геббельс. Портрет на фоне дневника» исследует феномен прихода фашистов к власти, прежде всего с точки зрения воздействия на психологию человека.

Глубокое исследование нацистской пропаганды предпринято Агаповым А. Б. в работе «Йозеф Геббельс и немецкая пропаганда», вышедшим в составе книги «Дневники Йозефа Геббельса. Прелюдия «Барбароссы». Издание включает в себя также полный текст дневников Геббельса в период с 1 ноября 1940 года по 8 июля 1941 года и примечания к ним.

Геббельсовская пропаганда что это. giteler gebbels .%20. Геббельсовская пропаганда что это фото. Геббельсовская пропаганда что это-giteler gebbels .%20. картинка Геббельсовская пропаганда что это. картинка giteler gebbels .%20. Авторитарные государства, руководствуясь своими основополагающими идеями, всегда стремились контролировать всех людей, защищенных их зловещим идеологическим зонтиком. В этом смысле определение пути, по которому формируется самое сокровенное из каждого человеческого существа (его мысль), всегда было одной из его главных целей, которую нужно победить.

Из первоисточников важнейшими являются дневники Геббельса, которые он вел в течение всей жизни. К сожалению, их полного издания на русском языке нет. Дневники 1945 г. собраны в книге Й. Геббельс «Последние записи», 1940—1941 гг. – в упомянутой выше книге Агапова, имеются также журнальные публикации.

К сожалению, на русском языке трудно найти произведения Геббельса. Некоторые материалы можно обнаружить в Интернете. Так избранные речи и статьи министра пропаганды (в переводе с английского и немецкого) размещены на сайте «Так говорил Геббельс» [20]. Обширная подборка речей и статей на английском языке содержится на странице «Nazi Propaganda by Joseph Goebbels» сайта Калвинского колледжа [11].

Этого достаточно, чтобы начать изучать тему.

Геббельсовская пропаганда что это. gebbels5. Геббельсовская пропаганда что это фото. Геббельсовская пропаганда что это-gebbels5. картинка Геббельсовская пропаганда что это. картинка gebbels5. Авторитарные государства, руководствуясь своими основополагающими идеями, всегда стремились контролировать всех людей, защищенных их зловещим идеологическим зонтиком. В этом смысле определение пути, по которому формируется самое сокровенное из каждого человеческого существа (его мысль), всегда было одной из его главных целей, которую нужно победить.

Методы пропаганды Геббельса в и до прихода к власти фашистской партии

Йозеф Геббельс вступил в НСДАП в 1924 г. [11], причем первоначально примкнул к его левому, социалистическому крылу, возглавляемому тогда братьями Штрассерами и противостоявшему правым во главе с Гитлером. Геббельсу даже принадлежит высказывание:

«Буржуа Адольф Гитлер должен быть исключен из Национал-социалистической партии!» [24].

С 1924 г. Геббельс работал в нацистской прессе, вначале — редактором в «Фёлькише фрейхейт» («Народная свобода»), затем в штрассеровских «Национал-социалистических посланиях». В том же 1924 г. Геббельс сделал знаменательную запись в дневнике:

«Мне сказали, что я произнес блестящую речь. Говорить свободно легче, чем по готовому тексту. Мысли приходят сами собой».

Геббельсовская пропаганда что это. gebbels nachalo. Геббельсовская пропаганда что это фото. Геббельсовская пропаганда что это-gebbels nachalo. картинка Геббельсовская пропаганда что это. картинка gebbels nachalo. Авторитарные государства, руководствуясь своими основополагающими идеями, всегда стремились контролировать всех людей, защищенных их зловещим идеологическим зонтиком. В этом смысле определение пути, по которому формируется самое сокровенное из каждого человеческого существа (его мысль), всегда было одной из его главных целей, которую нужно победить.

В 1926 г. Геббельс перешел на сторону Гитлера, став одним из самых преданных его соратников. Гитлер отвечал взаимностью и назначил в 1926 г. Геббельса гауляйтером НСДАП в Берлине-Бранденбурге (Впрочем, отметим, должность эта была нелегкой, т.к. Берлин считался «красным» городом и на момент прихода Геббельса местная нацистская ячейка насчитывала только 500 членов.). Именно на этой работе на многочисленных митингах и демонстрациях раскрылись ораторские способности Геббельса. Также он стал основателем и (с 1927 г. по 1935 г.) главным редактором еженедельника (с 1930 г. — ежедневник) «Der Angriff» («Атака»). С 1929 г. он — имперский руководитель (рейхсляйтер) пропаганды нацистской партии, в 1932 г. он руководил избирательной кампанией Гитлера в борьбе за президентский пост. Здесь ему удалось добиться выдающихся успехов, удвоив число голосов, поданных за нацистов.

Геббельс провозгласил следующие принципы пропаганды:

В жизни Геббельс четко придерживался этих принципов.

Централизованность процесса пропаганды полностью воплотилась после прихода фашистов к власти в форме создания министерства пропаганды. Однако и ранее Геббельсу удалось в значительной мере сосредоточить пропагандистскую деятельность в своих руках, став официально рейхсляйтером пропаганды НСДАП.

Беспредельный цинизм в выборе средств стал визитной карточкой Геббельса. Считается, что именно он придумал разделение пропаганды на белую (достоверная информация из официальных источников), серую (сомнительная информация из неясных источников) и черную (откровенная ложь, провокации и т.д.). То или иное искажение информации – характерная черта любой пропаганды. Но, пожалуй, именно Геббельс, впервые после Игнатия Лойолы, стал применять прямую ложь постоянно, в огромных количествах и целенаправленно. Он полностью отказался от критерия истинности, заменив его критерием эффективности.

Еще раз вспомним его цитату:

«Мы добиваемся не правды, а эффекта».

Заметим в скобках, что это потрясающе напоминает современные учебники рекламного дела, где все внимание уделяется эффективности донесения сообщения, а этические вопросы остаются полностью за кадром. Как заметил журналист одного из изданий в сфере маркетинга:

«Некоторые принципы геббельсовской пропаганды совершенно ничего не потеряют, если слово «пропаганда» заменить в них на «реклама» [3].

Лозунги – характерная черта стиля Геббельса. Будучи бездарным писателем (его юношеские произведения отвергли все издательства), в искусстве лозунга Геббельс был по настоящему талантлив. Первым его упражнением в лапидарном стиле стали 10 заповедей национал-социалиста, сочиненные им вскоре после вступления в партию [8]:

1. Твое отечество — Германия. Люби его превыше всего и больше делом, чем на словах.
2. Враги Германии — твои враги. Ненавидь их всем сердцем!
3. Каждый соотечественник, даже самый бедный — это частица Германии. Люби его как себя самого!
4. Требуй себе только обязанностей. Тогда Германия обретет справедливость!
5. Гордись Германией! Ты должен гордиться отечеством, ради которого миллионы отдали свои жизни.
6. Тот, кто обесчестит Германию, обесчестит тебя и твоих предков. Направь кулак против него!
7. Бей негодяя всякий раз! Помни, если кто-то отбирает твои права, ты имеешь право уничтожить его!
8. Не дай евреям обмануть себя. Будь начеку с «Берлинер Тагесблатт»!
9. Верши, что нужно, без стыда, когда речь идет о Новой Германии!
10. Верь в будущее. Тогда ты станешь победителем!

Так же мастерски Геббельс умел подогревать интерес публики, облекая нацистскую пропаганду в яркую привлекательную форму. Он одним из первых понял притягательную силу скандала. В начале своей ораторской деятельности в Берлине он считал митинг неудавшимся, если на нем никто не был избит.

Также Геббельс открыл один из принципов «правильной» подачи информации, который сегодня считается азами журналистской профессии – информация лучше усваивается через конкретные человеческие образы. Публика нуждается в жертвах и героях. Первым экспериментом такого рода для Геббельса стало формирование образа Хорста Веселя [5].

Геббельсовская пропаганда что это. gebbels parad. Геббельсовская пропаганда что это фото. Геббельсовская пропаганда что это-gebbels parad. картинка Геббельсовская пропаганда что это. картинка gebbels parad. Авторитарные государства, руководствуясь своими основополагающими идеями, всегда стремились контролировать всех людей, защищенных их зловещим идеологическим зонтиком. В этом смысле определение пути, по которому формируется самое сокровенное из каждого человеческого существа (его мысль), всегда было одной из его главных целей, которую нужно победить.

Хорст Вессель – штурмфюрер СА. Был в 1930 г. в возрасте 23 лет ранен в уличном столкновении с коммунистами и скончался от полученных ран (Противники НСДАП распространили версию, согласно которой драка случилась из-за женщины и не имела политической окраски.). Из этой банальной (в уличных столкновениях фашистов и коммунистов погибли сотни) истории Геббельс выжал все возможное. Он выступил на похоронах Весселя и назвал его «социалистическим Христом».

Исследователь фашизма Герцштейн пишет о выступлении Геббельса [10]:

«Принцип товарищества в рядах штурмовых отрядов (СА) был «живительной силой движения», живым присутствием Идеи. Кровь жертвы-мученика питала живое тело партии. Когда в начале 1930 года Хорст Вессель, вечный студент и человек без определенных занятий, написавший слова к нацистскому гимну «Выше знамена!», погиб насильственной смертью, в словах Геббельса зазвучали траур по герою и эмоциональный салют, продемонстрировавшие блеск его методики организации траурных церемоний. Он заставил Веселя погибнуть с умиротворенной улыбкой на устах, человеком, верившим в победу национал-социализма до последнего вздоха,

«… навсегда остававшегося с нами в наших рядах… Его песня обессмертила его! Ради этого он жил, ради этого он отдал свою жизнь. Странник меж двух миров, днем вчерашним и днем завтрашним, так было и так будет. Солдат немецкой нации!»

Песня на стихи Весселя «Выше знамена!» стала гимном СА (а позже – неофициальным гимном Третьего Рейха). Каждую годовщину его смерти торжественно отмечали, причем речь на могиле произносил лично фюрер, одетый в коричневую рубашку штурмовика, несмотря на холод. Фамильное захоронение семьи Вессель было переоформлено на деньги партии. В память о герое в 1932 был образован 5-1 «штандарт» СА «Хорст Вессель». Культ Весселя развивался и после прихода фашистов к власти. Геббельс хорошо понимал, что наличие героев, примеров для подражания – важный фактор устойчивости и воспроизводимости общества, и при необходимости их нужно создавать искусственно!

Геббельсовская пропаганда что это. gebbels i gitler. Геббельсовская пропаганда что это фото. Геббельсовская пропаганда что это-gebbels i gitler. картинка Геббельсовская пропаганда что это. картинка gebbels i gitler. Авторитарные государства, руководствуясь своими основополагающими идеями, всегда стремились контролировать всех людей, защищенных их зловещим идеологическим зонтиком. В этом смысле определение пути, по которому формируется самое сокровенное из каждого человеческого существа (его мысль), всегда было одной из его главных целей, которую нужно победить.

Если говорить о направлениях геббельсовской пропаганды в это время, то они сводятся к увеличению популярности НСДАП и ее учения, очернению ее политических противников, жесткой критике существующего правительства и антисемитизму. В качестве аудитории Геббельс рассматривал широкие народные массы. Он говорил [13]:

«Мы обязаны говорить на языке, понятном народу. Тот, кто хочет говорить с народом, должен по слову Лютера – смотреть народу в рот».

В качестве форм пропаганды до прихода к власти использовались ораторские выступления, газетные публикации, а также предвыборные агитационные материалы.

Как известно, до начала политической деятельности Геббельс пытался найти себя на писательском поприще, да и позже не оставлял этих попыток [22]. Однако его литературные произведения единодушно отвергались издателями (естественно, до прихода к власти). Их отличало многословие, напыщенность, ненатуральный пафос, сентиментальность. Вот пример геббельсовского стиля – герой романа «Михаэль» описывает свои чувства при возвращении на Родину с фронта Первой мировой [22]:

«Под бедрами у меня уже не фыркает кровный жеребец, я не сижу больше на пушечных лафетах, не ступаю по глинистому дну окопов. Давно ли я шагал по широкой русской равнине или по безрадостным, изрытым снарядами полям Франции. Все прошло! Я восстал из пепла войны и разрушения, словно Феникс. Родина! Германия!».

Однако, те же качества, что обусловили провал Геббельса как писателя, обеспечили ему успех в области ораторского искусства. Надрывный пафос, истерические выкрики, романтизм оказывали сильное воздействие на толпу, собравшуюся на митинг или демонстрацию.

Во время речи Геббельс чрезвычайно возбуждался и «заводил» толпу. Его невзрачную внешность компенсировал сильный и резкий голос. Его эмоциональность выражалась в бурной театральной жестикуляции:

Геббельсовская пропаганда что это. gebbels rechuet. Геббельсовская пропаганда что это фото. Геббельсовская пропаганда что это-gebbels rechuet. картинка Геббельсовская пропаганда что это. картинка gebbels rechuet. Авторитарные государства, руководствуясь своими основополагающими идеями, всегда стремились контролировать всех людей, защищенных их зловещим идеологическим зонтиком. В этом смысле определение пути, по которому формируется самое сокровенное из каждого человеческого существа (его мысль), всегда было одной из его главных целей, которую нужно победить.

Он выступал с резкими нападками на берлинское городское правительство, евреев и коммунистов, но становился возвышенно романтичным, говоря о Германии. Вот пример геббельсовской речи [24]:

«Наши думы о солдатах германской революции, бросивших свои жизни на алтарь будущего ради того, чтобы Германия воспрянула снова… Возмездие! Возмездие! День его грядет… Мы склоняем головы перед вами, мертвыми. Германия начинает пробуждаться в отблесках вашей пролитой крови…

Пусть раздастся маршевая поступь коричневых батальонов:

За свободу! Солдаты бури! Армия мертвых марширует с вами в будущее!»

Свою журналистскую деятельность Геббельс, как было сказано выше, в газете «Народная свобода», где основной мишенью его нападок стали крупные еврейские издатели [11] (месть за отвержение его литературных работ!). Далее была недолгая работа в лево-нацистской «НС-Бриф». По настоящему развернулся Геббельс в основанной им газете «Ангрифф» [24]. Новая газета была задумана как «издание на все вкусы», имела на первой странице девиз:

«Да здравствует угнетенные, долой эксплуататоров!»

С целью привлечь Геббельс старался писать в популярной манере, отказавшись от всякой объективности. Он, был убежден в непритязательности массового сознания и в пристрастии масс к простым односторонним решениям. Геббельс использовал современные способы рекламы, чтобы оповестить мир о появлении своей газеты.

«Публику надо заинтриговать еще до появления товара!», с этой целью были выпущены, один за другим, три рекламных плаката, расклеенных на улицах Берлина. На первом спрашивалось:

а третий разъяснял:

«Атака» («Der Angriff») – это новая германская еженедельная газета, выходящая под девизом «За угнетенных! Долой эксплуататоров!», а редактор ее – доктор Йозеф Геббельс.

Газета имеет свою политическую программу. Каждый немец, каждая немка должны читать нашу газету и подписываться на нее!».

Не могу удержаться, чтобы вновь не провести параллели с современной рекламой. Сейчас это стало затертым приемом – размещение рекламных щитов с непонятным содержанием (заинтриговать публику) с последующим разъяснением.

Новая газета «атаковала» по двум главным направлениям. Во-первых, она подстрекала читателей к выступлению против демократии, против существовавшей Веймарской республики, а во-вторых, подогревала и эксплуатировала антисемитские настроения. Так, на первых порах основной мишенью нападок стал Бернхард Вайс – начальник берлинской полиции и еврей. Лозунг газеты:

«Германия, пробудись! Будь прокляты евреи!» В итоге, начав с крошечного листка, газета имела оглушительный успех и стала главным рупором партии.

Геббельс также уделял большое внимание выпуску предвыборных агитационных материалов, в особенности плакатов. По настоящему плакатное искусство расцвело после прихода фашистов к власти, однако и ранее плакаты использовались широко. В предвыборной агитации можно выделить два направления: изображение врагов в сатирическом виде и создания образа «настоящей Германии» — рабочих, фронтовиков, женщин и т.д., голосующих за Гитлера [5]:

Геббельсовская пропаганда что это. gebbels plakat. Геббельсовская пропаганда что это фото. Геббельсовская пропаганда что это-gebbels plakat. картинка Геббельсовская пропаганда что это. картинка gebbels plakat. Авторитарные государства, руководствуясь своими основополагающими идеями, всегда стремились контролировать всех людей, защищенных их зловещим идеологическим зонтиком. В этом смысле определение пути, по которому формируется самое сокровенное из каждого человеческого существа (его мысль), всегда было одной из его главных целей, которую нужно победить.

Важная тема плакатов – единство трудового немецкого народа – рабочих, крестьян и интеллигенции; Геббельс пытался объединить как можно более широкие массы в голосовании за нацистов.

Сам Геббельс высоко оценивал достижения нацистского плакатного искусства [10]:

«Наши плакаты стали просто превосходными. Пропаганда ведется наилучшим образом. Вся страна обязательно обратит на них внимание».

Собственно, так и вышло.

Методы пропаганды фашистского государства

Помимо прежних видов пропаганды – ораторских выступлений и прессы, Геббельс широко использовал новые технические средства – кино и радио. Важную роль в «единении народа» он придавал народным праздникам (включая спортивные) и массовым ритуалам. Расцвело плакатное искусство. Не меньшее значение придавалось невербальной пропаганде – архитектуре, скульптуре, использованию различной символики. Впрочем, к последнему направлению Геббельс имел минимальное отношение.

Геббельс был первым, кто придал первостепенное значение пропагандистской мощи массовых коммуникаций. Для той эпохи это было радио.

«То, чем была пресса в девятнадцатом веке, радиовещание станет в двадцатом», — заявлял Геббельс [24].

Став министром, он немедленно переподчинил национальное радиовещание от Главного почтового управления министерству пропаганды. Было организовано массовое производство дешевых радиоприемников («морда Геббельса») и их продажа в рассрочку населению. В результате к 1939 г. 70% населения Германии (в 3 раза больше, чем в 1932 г.) оказались владельцами радио. Также поощрялась установка радиоприемников на предприятиях и в общественных заведениях, таких как кафе и рестораны.

Йозеф Геббельс экспериментировал и с телевидением [21]. Германия стала одной из первых стран, где началось телевизионное вещание. Первый опыт произошел 22 марта 1935 года. Подчиненный Геббельса, шеф радио Ойген Хадамовски появился на экране в виде расплывчатого изображения и произнес несколько хвалебных слов в адрес Гитлера. Во время Берлинской олимпиады 1936 г. были попытки (не очень удачные) прямых трансляций соревнований.

Несмотря на техническое несовершенство, Геббельс высоко оценивал потенциал телевидения:

«Превосходство зрительной картинки над слуховой в том, что слуховая переводится в зрительную при помощи индивидуального воображения, которое нельзя держать под контролем, все равно каждый увидит свое. Поэтому следует сразу показать как нужно, чтобы все увидели одно и то же».

«С телевидением живой фюрер войдет в каждый дом. Это будет чудо, но оно не должно быть частым. Другое дело – мы. Мы, руководители партии, должны быть с народом каждый вечер после трудового дня и объяснять ему то, чего он днем недопонял».

Геббельс разработал план примерного содержания телепередач:

* новости;
* репортажи с цехов и ферм;
* спорт;
* развлекательные программы.

Интересно, что Геббельс рассматривал возможность встраивание в телевидение механизма обратной связи со зрителем (сейчас это называют интерактивностью), а также использовать его как клапан для выпуска недовольства. Об этом говорят следующие цитаты [21]:

«Нужно не бояться погрузить зрителя в политический спор, в борьбу хорошего с лучшим… А на другой день предоставить возможность выразить свое мнение у себя на предприятии голосованием, например».

«Если в обществе назревает какое-то недовольство, нужно не бояться его персонифицировать и вывести на экран. Как только мы сможем обеспечить телефункенами (т.е. телевизорами) пятой модели хотя бы половину населения, нужно посадить перед телепушкой нашего рабочего вождя, Лея, и пусть поет свои песни о тяготах рабочего человека».

Однако с началом войны техническое развитие телевидения затормозилось, и оно не сыграло существенной роли в пропагандистской активности этого периода.

Пресса также была поставлена под жесткий контроль [24]. Все оппозиционные издания были запрещены, из редакций были изгнаны либералы и евреи. Газеты, принадлежавшие евреям, экспроприировались. Качество материалов газет и их острота резко упали и, соответственно, упал интерес населения.

До уровня искусства поднялась при Геббельсе организация массовых мероприятий. К ним относились митинги, съезды, парады и пр. Личным изобретением Геббельса были введение в нацистский оборот исключительно красочных ночных факельных шествий, вовлекавших тысячи молодых людей.

Геббельсовская пропаганда что это. gebbels fakelnoe shestvie. Геббельсовская пропаганда что это фото. Геббельсовская пропаганда что это-gebbels fakelnoe shestvie. картинка Геббельсовская пропаганда что это. картинка gebbels fakelnoe shestvie. Авторитарные государства, руководствуясь своими основополагающими идеями, всегда стремились контролировать всех людей, защищенных их зловещим идеологическим зонтиком. В этом смысле определение пути, по которому формируется самое сокровенное из каждого человеческого существа (его мысль), всегда было одной из его главных целей, которую нужно победить.

Образцом нацистской пропаганды является Берлинская олимпиада 1936 г., срежиссированная Геббельсом. Надо, отметить, что Гитлер первоначально был против проведения Олимпиады, поскольку считал унизительным для «арийский» спортсменов соревноваться с «не-арийцами». Геббельс приложил максимум усилий, чтобы убедить вождя пересмотреть свое отношение к Олимпийским играм. По его утверждению, проведение Олимпиады покажет мировому сообществу возрожденную мощь Германии и обеспечит партию первоклассным пропагандистским материалом. Кроме того, состязания позволят продемонстрировать превосходство немцев.

Специально для Олимпиады был построен монументальный спортивный комплекс, украшенный «арийскими» фигурами:

Геббельсовская пропаганда что это. gebbels. olimpijskie skulptury. Геббельсовская пропаганда что это фото. Геббельсовская пропаганда что это-gebbels. olimpijskie skulptury. картинка Геббельсовская пропаганда что это. картинка gebbels. olimpijskie skulptury. Авторитарные государства, руководствуясь своими основополагающими идеями, всегда стремились контролировать всех людей, защищенных их зловещим идеологическим зонтиком. В этом смысле определение пути, по которому формируется самое сокровенное из каждого человеческого существа (его мысль), всегда было одной из его главных целей, которую нужно победить.

И олимпийский комплекс, и весь город были обильно украшены нацистской символикой. Впечатляющей была церемония открытия Олимпиады с артиллерийским салютом, тысячами выпущенными в небо голубями и гигантским дирижаблем «Гинденбург» с олимпийским флагом.

Геббельсовская пропаганда что это. gebbels olimpiada. Геббельсовская пропаганда что это фото. Геббельсовская пропаганда что это-gebbels olimpiada. картинка Геббельсовская пропаганда что это. картинка gebbels olimpiada. Авторитарные государства, руководствуясь своими основополагающими идеями, всегда стремились контролировать всех людей, защищенных их зловещим идеологическим зонтиком. В этом смысле определение пути, по которому формируется самое сокровенное из каждого человеческого существа (его мысль), всегда было одной из его главных целей, которую нужно победить.

Талантливый режиссер Лени Рифеншталь сняла на Олимпиаде фильм «Олимпия». В целом, пропагандистская акция удалась. Уильям Ширер в 1936 г. писал:

«Боюсь, что нацисты преуспели в своей пропаганде. Во-первых, они организовали Игры с большим размахом и щедростью, невиданными прежде; естественно спортсменам это понравилось. Во-вторых, они устроили очень хороший прием для всех прочих гостей, особенно крупных бизнесменов».

Именно с Берлинской Олимпиады повелась традиция проведения Игр как монументального празднества.

Немецкий кинематограф до прихода фашистов к власти был одним из сильнейших в мире. Судьба его в фашистской Германии напоминает судьбу прессы – многие талантливые кинематографисты были вынуждены покинуть Германию, вследствие чего уровень кинокартин упал. Тем не менее, Германия за 12 лет рейха выпустила 1300 картин [10]. Отдельные даровитые художника, такие как Лени Рифеншталь, работали на нацистов, в т.ч. и в пропагандистских лентах.

Сильнейшим образом развилось после прихода фашистов к власти плакатное искусство.

Во время 2-ой мировой войны ведомство Геббельса переключилось на обслуживание интересов войны. Можно выделить несколько тем, активно эксплуатировавшихся в нацистском плакате.
Тема вождя. Повторяющийся лозунг:

«Один народ, один рейх, один вождь».

Геббельсовская пропаганда что это. gitler gebbels2. Геббельсовская пропаганда что это фото. Геббельсовская пропаганда что это-gitler gebbels2. картинка Геббельсовская пропаганда что это. картинка gitler gebbels2. Авторитарные государства, руководствуясь своими основополагающими идеями, всегда стремились контролировать всех людей, защищенных их зловещим идеологическим зонтиком. В этом смысле определение пути, по которому формируется самое сокровенное из каждого человеческого существа (его мысль), всегда было одной из его главных целей, которую нужно победить. Плакат «Один народ, один рейх, один вождь» [15]

Тема семьи, матери и ребенка. Рейх выступал за «здоровую арийскую семью»:

Геббельсовская пропаганда что это. gebbels krestyane. Геббельсовская пропаганда что это фото. Геббельсовская пропаганда что это-gebbels krestyane. картинка Геббельсовская пропаганда что это. картинка gebbels krestyane. Авторитарные государства, руководствуясь своими основополагающими идеями, всегда стремились контролировать всех людей, защищенных их зловещим идеологическим зонтиком. В этом смысле определение пути, по которому формируется самое сокровенное из каждого человеческого существа (его мысль), всегда было одной из его главных целей, которую нужно победить.

Тема человека труда. Нацистская партия черпала силу в широких слоях населения, и обращение в плакате к образу рабочего или крестьянина неслучайно.

Геббельсовская пропаганда что это. gebbels plakat yarmorka. Геббельсовская пропаганда что это фото. Геббельсовская пропаганда что это-gebbels plakat yarmorka. картинка Геббельсовская пропаганда что это. картинка gebbels plakat yarmorka. Авторитарные государства, руководствуясь своими основополагающими идеями, всегда стремились контролировать всех людей, защищенных их зловещим идеологическим зонтиком. В этом смысле определение пути, по которому формируется самое сокровенное из каждого человеческого существа (его мысль), всегда было одной из его главных целей, которую нужно победить.

С 1939 г., естественно, много места занимала тема войны, героизма на фронте, жертв во имя победы и примыкавшая к ней тема трудового героизма.

Геббельсовская пропаганда что это. gebbels soldat. Геббельсовская пропаганда что это фото. Геббельсовская пропаганда что это-gebbels soldat. картинка Геббельсовская пропаганда что это. картинка gebbels soldat. Авторитарные государства, руководствуясь своими основополагающими идеями, всегда стремились контролировать всех людей, защищенных их зловещим идеологическим зонтиком. В этом смысле определение пути, по которому формируется самое сокровенное из каждого человеческого существа (его мысль), всегда было одной из его главных целей, которую нужно победить.

Также в военной пропаганде широко использовалась тема врагов: евреев, большевиков, американцев. К концу войны эта тема приобрела оттенок «страшилки» —

«Лучше умереть за Родину, чем попасть в лапы кровожадных жидо-коммунистов».

Стоит отдельно остановиться на работе ведомства Геббельса в годы Второй мировой войны, когда схлестнулись в схватке не только войска противоборствующих сторон, но и их пропагандистские аппараты. Министерство пропаганды работало в двух направлениях: по адресу армии и населения противника, и на внутреннее потребление.

Внешняя пропаганда добивалась следующих целей.

Убедить население в дружественности Германии, необходимости «союза» с ней. Подобная пропаганда применялась в отношении к «расово близким» странам: Дании, Норвегии и т.д. В качестве примера можно привести плакат ниже, на котором силуэт викинга напоминает об общем древнегерманском прошлом Норвегии и Германии:

Геббельсовская пропаганда что это. gebbels plakatt. Геббельсовская пропаганда что это фото. Геббельсовская пропаганда что это-gebbels plakatt. картинка Геббельсовская пропаганда что это. картинка gebbels plakatt. Авторитарные государства, руководствуясь своими основополагающими идеями, всегда стремились контролировать всех людей, защищенных их зловещим идеологическим зонтиком. В этом смысле определение пути, по которому формируется самое сокровенное из каждого человеческого существа (его мысль), всегда было одной из его главных целей, которую нужно победить.

Убедить мирное население в дружественности немецких войск и хорошей жизни в условиях германской власти.

Геббельсовская пропаганда что это. gebbels deti. Геббельсовская пропаганда что это фото. Геббельсовская пропаганда что это-gebbels deti. картинка Геббельсовская пропаганда что это. картинка gebbels deti. Авторитарные государства, руководствуясь своими основополагающими идеями, всегда стремились контролировать всех людей, защищенных их зловещим идеологическим зонтиком. В этом смысле определение пути, по которому формируется самое сокровенное из каждого человеческого существа (его мысль), всегда было одной из его главных целей, которую нужно победить.

Подобная пропаганда применялась, главным образом, в Советском Союзе. Предполагалось, что советские рабочие и крестьяне, жившие не в самых лучших материальных условиях, «клюнут» на обещание райской жизни. Однако проблемой оказалось разительное несовпадение воззваний листовок с реальным поведением немецких войск на оккупированной территории. В условиях зверств оккупантов геббельсовская пропаганда на население не действовала.

Убедить солдат противника в бессмысленности сопротивления и в необходимости сдачи в плен. Помимо воззвания к естественному желанию выжить, использовался прием «Зачем тебе умирать за эту власть!». Использовались листовки, обращение по громкоговорителям, «Пропуск в плен»:

Геббельсовская пропаганда что это. listovka 5. Геббельсовская пропаганда что это фото. Геббельсовская пропаганда что это-listovka 5. картинка Геббельсовская пропаганда что это. картинка listovka 5. Авторитарные государства, руководствуясь своими основополагающими идеями, всегда стремились контролировать всех людей, защищенных их зловещим идеологическим зонтиком. В этом смысле определение пути, по которому формируется самое сокровенное из каждого человеческого существа (его мысль), всегда было одной из его главных целей, которую нужно победить.

Геббельсовская пропаганда что это. listovka 6. Геббельсовская пропаганда что это фото. Геббельсовская пропаганда что это-listovka 6. картинка Геббельсовская пропаганда что это. картинка listovka 6. Авторитарные государства, руководствуясь своими основополагающими идеями, всегда стремились контролировать всех людей, защищенных их зловещим идеологическим зонтиком. В этом смысле определение пути, по которому формируется самое сокровенное из каждого человеческого существа (его мысль), всегда было одной из его главных целей, которую нужно победить.

Геббельсовская пропаганда что это. gebbels propusk v plen. Геббельсовская пропаганда что это фото. Геббельсовская пропаганда что это-gebbels propusk v plen. картинка Геббельсовская пропаганда что это. картинка gebbels propusk v plen. Авторитарные государства, руководствуясь своими основополагающими идеями, всегда стремились контролировать всех людей, защищенных их зловещим идеологическим зонтиком. В этом смысле определение пути, по которому формируется самое сокровенное из каждого человеческого существа (его мысль), всегда было одной из его главных целей, которую нужно победить.

Настраивание населения против власти. Опять же, широко использовалось в Советском Союзе. Действующая власть представлялась, как «жидо-коммунистическая», напоминалось о «насильственной коллективизации», голоде 1932—1933 гг. и прочих вымышленных «преступлениях» Советской власти.

Геббельсовская пропаганда что это. listovka8. Геббельсовская пропаганда что это фото. Геббельсовская пропаганда что это-listovka8. картинка Геббельсовская пропаганда что это. картинка listovka8. Авторитарные государства, руководствуясь своими основополагающими идеями, всегда стремились контролировать всех людей, защищенных их зловещим идеологическим зонтиком. В этом смысле определение пути, по которому формируется самое сокровенное из каждого человеческого существа (его мысль), всегда было одной из его главных целей, которую нужно победить.

Геббельсовская пропаганда что это. listovka9. Геббельсовская пропаганда что это фото. Геббельсовская пропаганда что это-listovka9. картинка Геббельсовская пропаганда что это. картинка listovka9. Авторитарные государства, руководствуясь своими основополагающими идеями, всегда стремились контролировать всех людей, защищенных их зловещим идеологическим зонтиком. В этом смысле определение пути, по которому формируется самое сокровенное из каждого человеческого существа (его мысль), всегда было одной из его главных целей, которую нужно победить.

Геббельсовская пропаганда что это. listovka10. Геббельсовская пропаганда что это фото. Геббельсовская пропаганда что это-listovka10. картинка Геббельсовская пропаганда что это. картинка listovka10. Авторитарные государства, руководствуясь своими основополагающими идеями, всегда стремились контролировать всех людей, защищенных их зловещим идеологическим зонтиком. В этом смысле определение пути, по которому формируется самое сокровенное из каждого человеческого существа (его мысль), всегда было одной из его главных целей, которую нужно победить.

Геббельсовская пропаганда что это. listovka11. Геббельсовская пропаганда что это фото. Геббельсовская пропаганда что это-listovka11. картинка Геббельсовская пропаганда что это. картинка listovka11. Авторитарные государства, руководствуясь своими основополагающими идеями, всегда стремились контролировать всех людей, защищенных их зловещим идеологическим зонтиком. В этом смысле определение пути, по которому формируется самое сокровенное из каждого человеческого существа (его мысль), всегда было одной из его главных целей, которую нужно победить.

Геббельсовская пропаганда что это. listovka12. Геббельсовская пропаганда что это фото. Геббельсовская пропаганда что это-listovka12. картинка Геббельсовская пропаганда что это. картинка listovka12. Авторитарные государства, руководствуясь своими основополагающими идеями, всегда стремились контролировать всех людей, защищенных их зловещим идеологическим зонтиком. В этом смысле определение пути, по которому формируется самое сокровенное из каждого человеческого существа (его мысль), всегда было одной из его главных целей, которую нужно победить.

Геббельсовская пропаганда что это. listovka13. Геббельсовская пропаганда что это фото. Геббельсовская пропаганда что это-listovka13. картинка Геббельсовская пропаганда что это. картинка listovka13. Авторитарные государства, руководствуясь своими основополагающими идеями, всегда стремились контролировать всех людей, защищенных их зловещим идеологическим зонтиком. В этом смысле определение пути, по которому формируется самое сокровенное из каждого человеческого существа (его мысль), всегда было одной из его главных целей, которую нужно победить.

Геббельсовская пропаганда что это. listovka14. Геббельсовская пропаганда что это фото. Геббельсовская пропаганда что это-listovka14. картинка Геббельсовская пропаганда что это. картинка listovka14. Авторитарные государства, руководствуясь своими основополагающими идеями, всегда стремились контролировать всех людей, защищенных их зловещим идеологическим зонтиком. В этом смысле определение пути, по которому формируется самое сокровенное из каждого человеческого существа (его мысль), всегда было одной из его главных целей, которую нужно победить.

Геббельсовская пропаганда что это. listovka15. Геббельсовская пропаганда что это фото. Геббельсовская пропаганда что это-listovka15. картинка Геббельсовская пропаганда что это. картинка listovka15. Авторитарные государства, руководствуясь своими основополагающими идеями, всегда стремились контролировать всех людей, защищенных их зловещим идеологическим зонтиком. В этом смысле определение пути, по которому формируется самое сокровенное из каждого человеческого существа (его мысль), всегда было одной из его главных целей, которую нужно победить.

Геббельсовская пропаганда что это. Listovka fashistov. Геббельсовская пропаганда что это фото. Геббельсовская пропаганда что это-Listovka fashistov. картинка Геббельсовская пропаганда что это. картинка Listovka fashistov. Авторитарные государства, руководствуясь своими основополагающими идеями, всегда стремились контролировать всех людей, защищенных их зловещим идеологическим зонтиком. В этом смысле определение пути, по которому формируется самое сокровенное из каждого человеческого существа (его мысль), всегда было одной из его главных целей, которую нужно победить.

КАК ИЗГОТОВЛЯЛИСЬ ФАЛЬШИВЫЕ «ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ»

Попытка внести раскол в ряды союзников. Наиболее яркий эпизод – попытка раскручивания Катынского дела, которую мы рассмотрим ниже.

На внутреннем фронте направления пропаганды были следующими.

Убеждение в непобедимости немецких войск. Хорошо работало в начале войны, но с ростом количества поражений действовать перестало.

Стимуляция трудового энтузиазма – «Все для фронта!».

Запугивание населения зверствами большевиков. Эффективный прием, заставляющий людей сражаться даже в безнадежных условиях. «Лучше умереть, чем попасть им в руки!».

Если говорить о формах пропаганды, то во внутренней практике использовались те же каналы, что и в мирное время. Для воздействия на врага, использовались радиостанции, листовки, вещание через громкоговоритель через линию фронта. Нацисты стремились использовать предателей из числа местного населения, желательно известных людей, например, популярных артистов.

Очень широко использовалась подделка фактов, от банального сообщения ложных сведений в новостных выпусках, до подделок фото — и кинодокументов, были даже попытки поддельных прямых телевизионных включений [21]. Например, жителям оккупированного Краснодара было объявлено, что через город проведут колонну советских пленных и что им можно передать продукты. Собралось большое число жителей с корзинками. Вместо пленных через толпу провезли машины с ранеными немецкими солдатами – и Геббельс смог показать немцам фильм о радостной встрече немецких «освободителей» [12]. Часто использовался прием смешения подлинных и ложных документов. В некоторых случаях историки до сих пор не могут отделить правду ото лжи. К таким случаям относится Катынское дело [14] и убийства в Неммерсдорфе [17].

В 1943 году Геббельс использовал это массовое захоронение в пропагандистских целях против Советского Союза, дабы вбить клин между союзниками. Была устроена показательная эксгумация трупов польских офицеров с привлечением в качестве свидетелей представителей зависимых государств и военнопленных англичан и американцев. Одновременно зависимой прессой была поднята скоординированная и подконтрольная ведомству Геббельса пропагандистская кампания, которую поддержало из Лондона польское правительство в изгнании, несмотря на отсутствие возможности для независимого расследования на оккупированной германскими войсками территории и на старания англичан, тогдашних союзников СССР по антигитлеровской коалиции, удержать поляков от поспешных и необоснованных выводов. В настоящий момент установлено, что расстрел в Катыни был организован Сталиным, Росархив опубликовал секретные документы по этому делу.

В деревне Неммерсдорф на территории Восточной Пруссии по утверждению геббельсовской пропаганды состоялось массовое изнасилование и убийство русскими солдатами мирных жителей. Сообщались жуткие подробности, публиковались кровавые фотоснимки. Целью данной акции было склонить население Третьего рейха к продолжению бессмысленного сопротивления. Истину сейчас установить крайне затруднительно, но видимо огонь советских войск по мирным жителям действительно имел место, причем погибло около 3 десятков человек. Геббельс использовал реальный факт, увеличил количество убитых в несколько раз, добавил вымышленные мерзкие подробности и сфабриковал снимки. Тем не менее, до сих пор именно геббельсовская версия пользуется популярностью в западных изданиях.

Данные случаи хорошо иллюстрируют методы работы Министерства пропаганды. Однако потоки лжи приносили и негативный для министерства результат. Нередко ведомство торопило события, и его ловили на подтасовке. Это приводило к распространению неверия в любые официальные сообщения к концу войны. Многие немцы в этот период предпочитали слушать английское или советское радио в поисках более достоверной информации. Геббельс сам признал свои ошибки после поражения под Сталинградом [24]:

«…пропаганда с самого начала войны приняла следующее ошибочное развитие: 1-й год войны: Мы победили. 2-й год войны: Мы победим. 3-й год войны: Мы должны победить. 4-й год войны: Мы не можем оказаться побежденными. Такое развитие катастрофично и не должно продолжаться ни при каких обстоятельствах. Скорее до сознания немецкой общественности нужно довести, что мы не только хотим и обязаны победить, но в особенности также, что мы и можем победить».

Тем не менее, он оставался верен себе до конца – и в последние дни войны забрасывал защитников Берлина листовками с уверениями в неизбежной победе.

Пропаганда – сила, которая сделала возможной приход фашистов к власти в Германии. Наряду с военной мощью она – один из столпов Третьего рейха. Глава пропагандистского ведомства Йозеф Геббельс превратил пропаганду в высокое искусство. Полностью освободившись от этического начала, пропаганда стала мощным инструментом манипуляции сознанием. Перечислим некоторые принципы, введенные в массовый оборот Геббельсом:

Как ни грустно, эти и иные геббельсовские приемы широко используются в современной рекламе, связях с общественностью и в работе СМИ. Стоит напомнить еще пару уроков жизни и деятельности доктора Геббельса:

самая блестящая ложь не выдерживает столкновения с реальностью; рано или поздно ложь обращается сама против себя.

Это подтвердил май 1945 г.

Литература

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *