Где в библии говорится что земля плоская
Форма земли – мнение Библии
Библией христиане называют собрание книг, составляющих Святое Писание, то есть совокупность культовых, религиозно-философских книг. Эти книги Христианской Церковью признаны богодухновенными, так как написаны святыми людьми под действием и при помощи Святого Духа. Как свидетельствуют святые апостолы, вдохновителем при написании и составлении Библии являлся Сам Господь Бог. “Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.” (2 Петр. 1,21). “Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности” (2 Тим. 3,16).
Библия – не учебник и не монография, чтобы искать в ней строгие научно выверенные формулировки. В части устройства мироздания Священное Писание показывает его образно и понятно для простого человека. И на один такой вопрос будет обращено сегодня наше внимание – что говорится в Библии о форме планеты Земля.
Это тема, как ни странно, обсуждается очень оживлённо. Одними из основных мест для доказательства плоскости земли являются места из Библии: (Откр.7:1), (Мат.4:8) (Иов 38:12,13), объяснением которых мы сейчас с вами и займемся.
Но просто ответить на эти вопросы — этого будет недостаточно, для углубленного изучения данного вопроса: что сказано в Библии о форме планеты Земля?
Плоская земля — это выдумка древних язычников, которую атеисты почему-то приписывают христианам. Христиане, а перед тем иудеи верили, что наша планета имеет форму шара. Во многих учебниках по астрономии рассказывается, будто это открытие принадлежит Пифагору. Однако за полторы тысячи лет до этого автор Книги Иова уже знал, что Земля имеет форму шара… Бог «повесил землю ни на чём» (Иов. 26:7-10), то есть она плывёт в космическом пространстве, поддерживаемая некой силой, которую мы сегодня именуем гравитацией. С помощью космического спутника люди убедились в этом воочию.
Книга Иова с удивительной силой заставляет нас поверить в богодухновенность Священного Писания. В вавилонских сочинениях мы читаем, что земля имеет вид выпуклого острова, окружённого океаном, а небо — просто твёрдый купол, опирающийся на земную поверхность. Это примитивное воззрение на строение всего мира не подвергалось в Вавилоне никакому изменению, несмотря на продолжавшееся развитие науки о небе.
Окончательный ответ на вопрос, на чём же Бог поставил землю, даёт нам стих седьмой двадцать шестой главы Книги Иова: «Он распростёр север над пустотою, повесил землю ни на чём» (Иов 26:7). Вот так. Нет в Библии никакой плоской земли, стоящей на трёх слонах/китах или столбах/подпорках/сваях — нет ни в прямом, ни в переносном, ни в каком-либо другом смысле. Зато в Библии однозначно утверждается, что Земля — шар, находящийся в безопорном пустом пространстве. Остаётся только удивляться тому, что авторы Библии, которые не были учёными-астрономами и сочиняли не научные труды, а поэтические, вообще говоря, произведения, писали о форме и положении земли вскользь — так, как будто шарообразность земли и отсутствие опоры для неё в пустом пространстве были для них естественными и понятными фактами. В Библии нет никаких намёков на рассмотрение каких-либо иных гипотез на этот счёт.
Вот и известный новохронолог академик Фоменко в интервью газете «Вузовский вестник» (№ 13 (85) от 1-15 июля 2009 года) поведал, что до окончания экспедиции Фернана Магеллана, то есть вплоть до 1522 года, о шарообразности Земли никто и не подозревал.
Но, видимо, очень многие не знают о том, что уже в 3-м веке до н.э. древнегреческий учёный Эратосфен Киренский (ок. 276-194 до н.э.) не только твёрдо знал, что Земля — шар, но и сумел измерить радиус Земли, получив величину с ошибкой не более 1 процента! Он же заложил основы математической географии и научной хронологии, определил наклон эклиптики, составил каталог 675 неподвижных звёзд; ему же мы обязаны тем, что каждый четвёртый год добавляем к февралю «лишний» 29-й день. Чтобы понять, что Земля круглая, нашим предкам требовалось всего лишь понаблюдать за линией горизонта да немного логически поразмыслить. А уж наблюдения движений небесных тел давали им неопровержимые доказательства этого факта.
Из истории нам известно, что впервые перевод Писания с еврейского на греческий (т.н. перевод Септуагинты) был сделан в 3-м веке до нашей эры специально для Александрийской библиотеки. Как раз тогда, когда этой библиотекой заведовал… Эратосфен Киренский! Эратосфен заведовал этой библиотекой с 225 по 194 годы до н.э., а первое сообщение о завершении перевода Септуагинты встречается в «Послании Аристея», написанном около 200 года до н.э. греком, служившим при египетском дворе Птолемея II Филадельфа. Видимо, великий древнегреческий учёный всё же не считал Завет евреев глупыми сказками.
Тут стоит кое-что сказать и о церковных догматах и канонах. Догмат для воцерковленного человека – аксиома для математика (обязательная и не подлежит сомнению). Но о предметах, выходящих за рамки этих догматов, православный верующий может рассуждать вполне принимать или отвергать те или иные научные гипотезы, теории и доктрины. А церковные каноны — это правила, регулирующие внутреннюю жизнь Церкви и на регламентацию формы и положения Земли отнюдь не претендующие. В самих догматах о форме и положении планеты Земля нет абсолютно ничего.
Но вопрос всё же остаётся: действительно ли в Библии написано, что Земля плоская и стоит на трёх слонах/китах, накрытая куполом неба? А если такого в Библии нет, то что же всё-таки там написано про астрономию вообще и про форму Земли в частности? Давайте почитаем Библию.
Первым делом мы обнаружим, что в Библии вообще нет слова «купол». Но это и понятно: ведь древнееврейские строения, в том числе и храмовые, не имели куполов — потому и слова такого не было. Еще интересно заметить, что в Библии, этой огромной книге, слова «плоский» и «плоскость» не встречаются ни разу! Далее, слово «слон» мы найдём 24 раза — в трёх книгах Маккавеев. При этом повсеместно имеются в виду боевые слоны, использовавшиеся в древних войнах в качестве ударной силы типа нынешних танков. А слово «кит» в Библии присутствует 6 раз, в том числе 3 раза в книге пророка Ионы. При этом 5 раз слово «кит» используется в контексте того эпизода, когда Иона был проглочен китом и 3 дня провёл у него в чреве. И 1 раз говорится про самых обычных китов, плавающих в морях и океанах. Ну вот и всё. Слов о том, что Земля плоская, стоит на трёх слонах/китах и накрыта куполом неба, в Библии просто-напросто нет.
Но, если слов «плоскость» и «плоский» в Библии нет совсем, то слова «круг» и «круглый» встречаются там 90 раз. «Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника, а почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или ЗВЁЗДНЫЙ КРУГ, или бурную воду, или небесные светила» (Прем 13:1-2). Речь, разумеется, идёт о языческих религиях. И здесь мы видим словосочетание «звёздный круг» — то есть автор текста понимал, что звёзды не просто находятся вверху над нами, а окружают Землю как бы в виде внешней сферы. Отсюда логично было бы предположить, что и всё небо над нами — не плоский потолок, а сферически симметричная структура.
И действительно, в четырёх местах Библии мы находим словосочетания «круг неба» и «небесный круг»:
1.«Велика земля и высоко небо, и быстро в своем течении солнце, ибо оно в один день обходит КРУГ НЕБА и опять возвращается на свое место» (2 Езд 4:34).
2.«Облака — завеса Его, так что Он не видит, а ходит только по НЕБЕСНОМУ КРУГУ« (Иов 22:4).
3«Глас грома Твоего в КРУГЕ НЕБЕСНОМ; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась» (Пс 76:19).
4.«В церкви Всевышнего она откроет уста свои, и пред воинством Его будет прославлять себя: «я вышла из уст Всевышнего и подобно облаку покрыла землю; я поставила скинию на высоте, и престол мой — в столпе облачном; я одна обошла КРУГ НЕБЕСНЫЙ и ходила во глубине бездны; в волнах моря и по всей земле и во всяком народе и племени имела я владение: между всеми ими я искала успокоения, и в чьем наследии водвориться мне» (Сир 24:2-7).
Если есть звёздный круг и небесный круг, то недалеко, видимо, и до круга земного — то есть до прямого утверждения о том, что Земля круглая. Встречаются ли в Библии словосочетания «земной круг» или «круг земли»? Да, встречаются — и целых 6 раз:
1.«Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на ЗЕМНОМ КРУГУ Его, и радость моя была с сынами человеческими» (Притч 8:27-31).
2.«Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли? Он есть Тот, Который восседает над КРУГОМ ЗЕМЛИ, и живущие на ней — как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья» (Ис 40:22).
3.«Ты из всего КРУГА ЗЕМНОГО избрал Себе одну пещеру, и из всех цветов во вселенной Ты избрал Себе одну лилию; Ты из всех пучин морских наполнил для Себя один источник, а из всех построенных городов освятил для Себя один Сион» (3 Езд 5:24-25).
4.«И сказал Он мне: от начала творения КРУГА ЗЕМНОГО и прежде нежели установлены были пределы века, и прежде нежели подули ветры; прежде нежели услышаны были гласы громов, прежде нежели возблистали молнии, прежде нежели утвердились основания рая; прежде нежели показались прекрасные цветы, прежде нежели утвердились силы подвижные, и прежде нежели собрались бесчисленные воинства Ангелов; прежде нежели поднялись высоты воздушные, прежде нежели определились меры твердей, прежде нежели возгорелись огни на Сионе; прежде нежели исследованы были лета, и отделены те, которые грешат ныне, и запечатлены те, которые хранили веру, как сокровище: тогда Я помыслил, и сотворено было все Мною одним, а не чрез кого-либо иного; от Меня также последует и конец, а не от кого-либо иного» (3 Езд 6:1-6).
6.«На КРУГ ЗЕМНОЙ пришли уже бедствия, и вы пребудете в них. Бог не избавит вас, потому что вы согрешили против Него» (3 Езд 15:27).
Но, может быть, выражения «круг земли» и «земной круг» не следует понимать как утверждения о шарообразной форме Земли? Может быть, авторы Библии имели в виду, что Земля хотя и круглая, но она не шар, а диск? Окончательный ответ нам даёт известный многим седьмой стих первой главы книги Екклезиаста: «Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои» (Еккл 1:7). Итак, ветер идёт к югу, переходя на север — то есть движется, как мы бы сейчас сказали, по меридиану! И вот так ветер по меридиану кружится и кружится: ведь меридиан — окружность! И возвращается ветер на круги свои… Такое круговое меридиональное движение воздушных потоков невозможно представить себе, если считать Землю диском. Такое возможно только если Земля — шар. Итак, теперь мы твёрдо установили: в Библии чётко написано, что Земля — шар.
А как же быть со слонами/китами? Может быть, в Библии всё же написано, что Земля на чём-то или на ком-то стоит — пусть и не на слонах/китах? Иногда в доказательство того, что согласно Библии Земля всё же на чём-то стоит, приводят фрагмент из книги пророка Исайи, который был процитирован выше: «Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли? Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней — как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья»(Ис 40:21-22).
Обратим внимание на словосочетание «основания земли». Так что, Земля и в самом деле находится на неких основаниях? Вообще-то слово «основание» — очень многозначное, а в данном случае его никак нельзя понимать в архитектурно-техническом смысле — как некие подпорки, столбы, сваи, на которых якобы стоит Земля. Ведь что написано у пророка Исайи? «Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли?» Но что такого можно уразуметь из столбов-свай? Совершенно очевидно, что речь идёт не о столбах, а о Божьем замысле, положенном в основу Его творения, о Божественных законах материального мира. Напомним, что согласно святоотеческому толкованию землёй в Священном Писании часто называется не планета Земля, а весь материальный мир. Из Божьего замысла и Божественных законов действительно можно уразуметь многое.
В том же смысле употребляет это словосочетание и пророк Иеремия: «Так говорит Господь: если небо может быть измерено вверху, и основания земли исследованы внизу, то и Я отвергну все племя Израилево за все то, что они делали, говорит Господь» (Иер 31:37). Зачем исследовать столбы-сваи-подпорки? А вот исследовать Божественные законы, лежащие в основе материального мира — можно и нужно. Этим, собственно, и занимаются учёные, называющие эти «основания земли» законами природы или физическими законами.
В самом деле, прямым текстом земля не названа ни плоской, ни шарообразной. Но если внимательно читать слово Божие, то можно легко понять, как автор(ы) этого слова представляют себе земную форму.
Если исходить из того, что Библия имеет нечеловеческое происхождение и вдохновлена Святым Духом, то Священное Писание не может содержать противоречивые тексты. А значит, те строки, которые кажутся нам, людям, нестыковками, являются мнимыми нестыковками. При внимательном, непредвзятом прочтении, знании нравов и обычаев эпохи, эти кажущиеся противоречия, взятые в контексте, снимаются.
Где в библии говорится что земля плоская
В самом деле, прямым текстом земля не названа ни плоской, ни шарообразной. Но если внимательно читать слово Божие, то можно легко понять, как автор(ы) этого слова представляют себе земную форму.
В ответ на это верующие ищут места Библии, в которых идёт речь о земном шаре, и действительно что-то находят.
«Он распростёр небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатёр для жилья»
В случае Иова 26:7 всё намного сложнее. Если слова:
«Он распростёр север над пустотою, повесил землю ни на чём»
Вот если бы в Иова 26:7 говорилось о плоской земле, тогда бы всё стало на свои места. Земля — диск, а северный её край (так же, как и прочие) действительно висит над пустотою. Но тогда уже неясно, почему земной диск хоть и висит, но ни на чём — такой вот загадочный оксюморон.
Повторюсь для начала, что даже он не противоречит плосковатости земли. Глянем, что в действительности говорит на сей счёт Библия:
Следовательно, в Библии написано не:
«Он распростёр север над пустотою, повесил землю ни на чём»,
Он распростёр север над пустотою, повесил землю над ничем.
Противоречит ли теперь Иова 26:7 шаровидности земли? Конечно! Земной шар не висит над ничем, под ним — какую бы точку отсчёта ни взяли — что-то да есть: искусственные спутники, астероиды, планеты, звёзды наконец. Да и северный полюс неясно над какой «пустотой» висит.
А вот если бы в дословном переводе Иова 26:7 шла речь о плоской земле, то всё было бы просто, понятно и очевидно. Земная плоскость, как и «север» на ней, висит над ничем, по сути, над пустотой.
Как помним, в Библии земля описана приблизительно так же: и небесная твердь в Священном писании есть, и на столбах эта твердь стоит, и земля дисковидна, и нет под ней ничего.
Библейскую и греческую мифологии отличает только то, что у Гомера дно мироздания называется Тартаром, а в Библии — Аваддоном. Между плоской землёй и Аваддоном ничего нет, только пустота. Об этом и написано в Иове 26:6-7:
Преисподняя обнажена пред Ним, и нет покрывала Аваддону —
Он распростёр север над пустотою, повесил землю над ничем.
Следовательно, Библия подразумевает землю плоской — только так Книга Иова обретает хоть какой-то смысл.
На этом можно поставить точку, а можно продолжать разбираться с дурацким «севером» над пустотой. Глянем же, как смотрится Иов 26:6-7 без перевода:
Действительно ли слово Божие изначально было записано так? Отнюдь. Как известно, до VI-X вв. н.э. в еврейском письме никаких огласовок не было, поэтому Иова 26:6-7 из поколения в поколение переписывалось от руки в таком именно виде:
״ערום שאול נגדו ואין כסות לאבדון
נטה צפון עלתהו תלה ארץ עלבלימה״
Поэтому я имею все основания предполагать, что в Иова 26:6-7 говорится не о «севере», а о покрытии или покрывале. Без огласовок и без matres lectionis еврейское слово «север» действительно похоже на слово, обозначающее накрывающий предмет. Наверняка кто-то из переписчиков Священного писания эти два слова перепутал, и вышла полная чепуха. Хотя если задуматься, то накрывать «пустоту» можно только покрытием или покрывалом, но никак не «севером».
Каким же образом вышло, что на свитках Священного писания вещь для накрывания превратилась в «север»? На этот счёт у меня две версии.
״ערום שאול נגדו ואין כסות לאבדון
נטה צפון עלתהו תלה ארץ עלבלימה״
ערום שאול נגדו ואין כסות לאבדון
נטה צפית עלתהו תלה ארץ עלבלימה
״ערם של נגד ון כסת לבדן
נט צפן לת תל רץ לבלמ״
ערם של נגד ון כסת לבדן
נט צפי לת תל רץ לבלמ
ערום שאול נגדו ואין כסות לאבדון
נטה צפוי עלתהו תלה ארץ עלבלימה
Преисподняя обнажена пред Ним, и нет покрывала Аваддону —
Он распростёр צפיתצפוי над пустотою, повесил землю עלבלימה.
Поскольку преисподняя обнажена пред Ним, и нет покрывала Аваддону,
то Он распростёр покрывало/покрытие над пустотою: повесил землю над ничем.
Значит, Библия действительно сообщает о плоской земле.
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 8402
Где в библии говорится что земля плоская
© 1987, 1995 Роберт Дж. Шадевальд
Перепечатано из бюллетеня общества Tychonian № 44 (июль 1987)
Когда я впервые заинтересовался плоской землей в начале 1970-х, я с удивлением узнал, что учение о плоской земле в англоязычном мире всегда было полностью основано на Библии. С тех пор я собрал и прочитал обширный набор литературы о плоской земле. Библейские аргументы в пользу плоской земли, главным образом, взяты из моего чтения литературы о плоской земле, дополненной моим собственным чтением Библии.
И те, кто верит в безошибочность Библии, и общественное мнение считают, что Библия описывает неподвижную землю. На Национальной Конференции Библейской Науки в 1984 годе в Кливленде геоцентрист Джеймс Н. Хансон сказал мне, что есть сотни мест священного писания, которое указывают на то, что земля неподвижна. Я полагаю, что некоторые, должно быть, немного расплывчатые, но вот несколько очевидных текстов:
1 Паралипоменон 16:30: «Он основал вселенную, она не поколеблется».
Псалом 92:1: «вселенная тверда, не подвигнется»
Псалом 95:10: «тверда вселенная, не поколеблется»
Псалом 103:5: «Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки»
Исайя 45:18: «Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее»
Это и не удивительно. Соседями древних евреев были египтяне на юго-западе и вавилоняне на северо-востоке. У обеих цивилизаций была космология плоской земли. Библейская космология близка шумеро-вавилонской космологии, и она также может отражаться на египетской космологии.
Вавилонская вселенная была сформирована, как современный куполообразный стадион. Вавилоняне считали землю в основном плоской, с континентальной массой, окруженной океаном. Свод неба был физическим объектом, опирающимся на воды океана (и возможно также на столбы). Сладкие воды (не содержащие соли) воды под землей иногда проявляются в виде родников. Египетская вселенная была также огорожена, но она была прямоугольной, а не круглой. Действительно, она была сформирована так, что очень напоминала старомодный квадратный чемодан. (Египтяне изобразили богиню Нут, растянутую по небу, как закрытый купол), Каковы были еврейские представления о вселенной?
Порядок создания
Небосвод
Вопрос Елиуя показывает, что евреи считали небосвод твердым, физическим объектом. Такой большой купол был бы огромным подвигом инженерии. Евреи (и предположительно, Сам Яхве) именно так это и рассматривали, и этот пункт втолковывается пятью местами писания:
Эта картина космоса подкрепляется видением Иезекииля. Еврейское слово ракия появляется пять раз в Иезекииля, четыре раза в Иезекииля 1:22-26 и однажды в Иезекииля 10:1. В каждом случае контекст требует буквального свода или купола. Свод появляется над «живущими существами» и блестит, «как слой льда». Над сводом трон из сапфира (или ляпис-лазурь). Сидящий на троне «подобный человеку», который сияет и «как вид славы Господа». Короче говоря, Иезекиль видел видение Бога, сидящего на троне на небосводе, как описано в Исайи 40:22.
Форма земли
Кроме купола, неотъемлемая плоскостность поверхности земли подтверждается такими стихами, как Даниила 4:10-11. В Даниила царь «видел дерево большой высоты в центре земли. достигающего вершиной неба и видимое до самых дальних границ земли». Если бы земля была плоской, достаточно высокое дерево было бы видимо до «самых дальних границ земли» но это невозможно на сферической земле. Аналогично, в описании искушения Иисуса сатаной, Матфея 4:8 говорит: «Еще раз, дьявол взял его на очень высокую гору и показал ему все царства мира [вселенной] в их славе». Очевидно, это было бы возможно, только если земля была плоской. То же самое верно для Откровения 1:7: «Увидьте, Он идет с облаками! и узрит Его всякое око».
Небесные тела
Евреи считали небесные тела относительно маленькими. История создания в Бытие указывает на размер и важность земли относительно небесных тел двумя способами, сначала согласно порядку их создания, и, во-вторых, их позиционными отношениями. Они должны были быть маленькими, чтобы поместиться внутри небесного свода. Небольшой размер также подразумевается в Иисуса Навина 10:12, который говорит, что солнце остановилось «в Гаваоне» и луна «над долиною Аиалонскою».
«Ты думал в своем собственном уме: «Я залезу на небеса; я установлю свой трон высоко над звездами Бога, я буду сидеть на горе, где боги встречаются в далеких углублениях севера. Я поднимусь высоко над облачными грядами и сделаю себя, как самого высокого» (Исайя 14:13-14).
Второзаконие 4:15-19 признает богоподобный статус звезд, отмечая, что они были созданы для других народов для прославления.
Звезды могут упасть с небес по словам Даниила 8:10 и Матфея 24:29. Та же самая идея найдена в следующих извлечениях из Откровения 6:13-16:
. звезды на небе упали на землю, как фиги, разрушенные бурей; небо скрылось, свернувшись, как свиток. они обратились к горам и скалам: «Падите на нас и сокройте нас от лица Того, который сидит на троне. «
Это согласовывается с еврейской космологией, ранее описанной, но это смехотворно в свете современной астрономии. Если бы одна звезда, уже не говоря обо всех звездах в небе, «упала» на землю, никто не кричал бы ни с какой горы или скалы. Писатель считал звезды маленькими объектами, все из которых могли упасть на землю, не уничтожая человеческую жизнь. Он также рассматривал небо, как физический объект. Звезды в небе, и они падают, прежде чем небо открывается. Когда оно раскрывается, показывается Сидящий на троне, находящимся сверху (см. Исайю 40:22).
Более слабые аргументы
Сторонники плоской земли также предлагают некоторые библейские аргументы, которые (по моему мнению), слабы, неоднозначны, ошибочны или не актуальны. (Как ни странно, именно с ними апологеты сферичности обычно предпочитают иметь дело в опровержении плоскости земли!). Слабые и неоднозначные аргументы могут помочь поддержать совокупную картину, но недостаточны сами по себе.
Аналогично, сторонники плоской земли часто цитируют многочисленные стихи Ветхого Завета, относящиеся к основаниям земли (см. 2 Царств 22:16, Иов 38:4, Псалом 17:16, Притчи 8:29, Исайя 24:18 и многочисленные другие). Тема об основаниях, однако, довольно хорошо охвачена геоцентристами. Никто не привел бы доводы в пользу плоской земли только на основе цитат об основаниях.
Библейское представление о вселенной относительно ясно и последовательно. Библейские утверждения по космологии (с одним возможным исключением, которое еще предстоит обсудить), согласовываются с известной космологией плоской земли древнего Ближнего Востока, но им часто категорически противоречит современная наука. Как отвечают сферические апологеты?
Сферическая апологетика
Возможно, наиболее часто используемым местом писания для доказательства шарообразности земли является Иов 26:7 (версия короля Иакова): «Он распростер север [сафон] над пустым местом и повесил землю ни на чем [белиямах]». (Новая английская Библия переводит это: «Бог распространяет навес неба над хаосом и подвешивает землю в пустоте»). Не ясно, что это означает. Еврейское «сафон» буквально означает скрытый или темный, и оно использовалось в отношении северных регионов. Белиямах буквально означает «ничего». Это противоречило бы всему священному писанию, в котором говорится, что земля покоится на основаниях, но эта интерпретация не является необходимой. Мы вернемся к Иов 26: 7 позже.
Говоря об основаниях, Герардус Боу, в недатированном документе, названном «Форма Земли», цитирует шквал стихов писания об основаниях земли или мира, как доказательства шарообразности. Все (или почти все) эти стихи традиционно использовались сторонниками плоской земли, чтобы доказать, что земля плоская. Если рассматривать землю, как архитектурное сооружение с полом, закрытым стенами и крышей, то естественно предположить, что у него есть основания (и, я мог бы добавить, краеугольный камень). То, каким образом у шара могут быть основания, ускользает от меня. Аргумент Боу, что это место писания относится к ядру Земли, кажется в лучшем случае натянутым. Также натянута интерпретация Боу «концов земли», как пунктов, самых отдаленных от Иерусалима и его идентификации Чукотского полуострова Советского Союза, Аляски, Мыса Горн и юго-восточной оконечности Австралии, как «четырех углов» земли.
Самый интересный аргумент Боу в пользу шарообразности основан на евангелии от Луки. Он сравнивает Луки 17:31 и 17:34 (в версии короля Иакова). Первый говорит: «В тот день, кто будет на кровле. «, и последний: «в ту ночь будут двое на одной постели» (курсив добавлен). Боу тогда цитирует 1 Коринфянам 15:52, чтобы заявить, что события одновременны, утверждая, что одновременность возможна только на шарообразной земле. Во-первых, последнее утверждение неверно. В современной (хотя и не древней) модели плоской земли день и ночь происходят одновременно в различных местах на земле. Во-вторых, греческое слово «гемера» использовалось во многом, как английский «день». Оно могло означать дневное время, 24-часовой день, или (фигурально) эпоху неопределенной длины. В-третьих, Лука, кажется, писал образно, и цитирование Павла, чтобы доказать обратное, уклоняется от предмета обсуждения.
Еще один аргумент в пользу шарообразности заслуживает внимания. Национальная Конференция по Созданию 1985 года в Кливленде закончилась формальными дебатами о сравнительных достоинствах гелиоцентричности и геоценричности. Ричард Ниссен из христианского Колледжа Наследия, защищая точку зрения Коперника, отметил, что Библия учит о шарообразной земле, потому что это рассматривает север и юг, как абсолютные понятия, но восток и запад как относительные. Как доказательства последнего, он процитировал Псалом 102:12 «Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши». Опять же, современная модель плоской земли считает север и юг абсолютными понятиями, но восток и запад относительными. В древней модели плоской земли, однако, восток и запад были так далеко друг от друга, как только возможно, что это как раз иллюстрация Псалма 102:12.
На мой взгляд, все аргументы, пытающиеся доказать, что Библия учит о шарообразной земле, слабы, если не ошибочны. С другой стороны, космология плоской земли, описанная ранее, исторически последовательна и не требует адвокатуры, которая необходима в случае согласования Библии с шарообразностью.
Книга Еноха
Как считают сторонники плоской земли 19-го века, космология, ранее описанная, вытекает из самой Библии. Некоторые свидетельства более неоднозначны, чем хотелось бы. Неясности в древних документах часто можно прояснить, обратившись к современным документам. Самым важным древним документом, описывающим еврейскую космологию, является 1 Еноха (иногда называемая Эфиопской Книгой Еноха), одна из тех из тех длинных, бессвязных, разорванных и склеенных работ, любимых древними писцами. В течение приблизительно дюжины веков европейские ученые знали 1 книгу Еноха только из многочисленных отрывков, сохраненных в принадлежащей отцам церкви литературе. В 1773 шотландский авантюрист Джеймс Брюс нашел полные копии в Эфиопии.
Многочисленные рукописи 1 Еноха были найдены в эфиопских монастырях. На рубеже веков ученые пришли к заключению, что части книги были до Маккавейских, и большинство (возможно, все) их были составлены в 100 в до н.э. [Чарльз, 1913]. Эти выводы во многом подтвердились, когда многочисленные фрагменты 1 Еноха были найдены среди так называемых свитков Мертвого моря в Кумране. Было два главных английских перевода 1 Еноха, перевод 1913 года Р. Х. Чарльза и перевод 1983 года Э. Айзека. Все цитаты, которые следуют, идут из нового перевода.
Важность 1 Еноха плохо ценится вне академического сообщества. Сравнение его текста с книгами Нового Завета показывает, что многие доктрины Еноха были приняты первыми христианами. Э. Айзек пишет:
Нет сомнений, что 1 Книга Еноха повлияла на формирование новозаветного учения о природе Мессии, Сына Человеческого, царства Мессии, демонологии, будущего, воскрешения, Страшного суда, всего эсхатологического театра и символизма. Поэтому неудивительно, что книга была высоко оценена многими апостолами и отцами Церкви [1986, 10].
Космос, как описано в книге Еноха Картина © 1992 год, Роберт Шадевальд |
Первая книга Еноха повлияла на Матфея, Луки, Иоанна, Деяния, Римлянам и несколько других книг Нового Завета. Наказание падших ангелов, описанных в 2 Петра, кажется, идет непосредственно от 1 Еноха, как и большая часть образов (или даже формулировок) в Откровении. Послание Иуды содержит самые драматические доказательства его влияния, когда оно клеймит “врагов религии” следующим образом:
Внутренняя цитата, 1 Еноха 1:9, найдена на оригинальном еврейском на недавно изданном кумранском фрагменте [Шанкс, 1987, 18]. Приписывая пророчество Еноху, Иуда присуждает книге вдохновленный статус.
Концы земли
Ангел Уриил вел Еноха в большинстве его путешествий. Они совершили несколько путешествий в концы земли, где купол небес спустился на поверхность. Например, Енох говорит:
Я пошел к крайним концам земли и видел там огромных зверей, отличающийся друг от друга, и различных птиц, (также) отличающихся друг от друга по внешности, красоте и голосу. И к востоку от тех зверей я видел конечные концы земли, которые опираются на небеса. И ворота небес были открыты, и я видел, как звезды небес выходят. (1 Еноха 33:1-2).
(Зоркий читатель отметит то, что и я подозреваю: ошибку редактирования в переводе Айзека. «Земля, опирающаяся на небеса» не имеет никакого смысла. У Р. Х. Чарльза «на которых покоится небо»)
Снова, Енох говорит: «Я пошел в направлении севера к самым концам земли, и там в самом конце всего мира я видел великое и славное место. Там (также) я видел трое открытых ворот небес; когда дует холод, град, мороз, снег, росу и дождь, через каждое из (ворот), ветры продолжаются в северо-западном направлении (1 Еноха 34:1-2)». Это хорошо согласуется с Иеремией 51:16, который говорит: «Он поднимает туман от концов земли, он открывает расселины для дождя и выводит ветер из Своих складов». В последующих главах: путешествия Еноха «к самым концам земли» на западе, юге и востоке. В каждом месте он видел еще трое «открытых ворот небес».
Были увидены и другие вещи на концах земли. Ранее, мы отсрочили обсуждение Иова 26:7 (версии короля Иакова): «Он распростер север над пустым местом и подвесил землю ни на чем». Несколько раз, когда Енох и ангел были за пределами купола небес, Енох комментирует, что нет ничего выше или ниже. Например: «И я прибыл в пустое место. И я не видел (там) ни небес выше, ни земли ниже, но хаотическое и ужасное место (1 Еноха 21:1-2)». Может ли это быть своего рода небытие, упомянутое в Иове?
Ангел также показал Еноху складские помещения ветров (18:1) и краеугольный камень земли (18:2).
Солнце и луна
А что насчет солнца и луны? Псалом 18:5-7 (цитировал ранее) предполагает, что солнце скрывается в концах земли, пока не пришло время подниматься. Енох расширяет эту идею. В 1 Еноха 41:5 он «увидел кладовые солнца и Луны, с какого места они выходят и в которое место они возвращаются. » Кроме того, «они сохраняют обещание, данное друг с другом: в соответствии с клятвой они садятся и поднимаются».
Енох подробно рассматривает солнечные и лунные движения на расстоянии, объясняя, почему очевидные азимуты их восхода и захода меняются в зависимости от сезона. Объяснение в разделе под названием «Книга небесных светил» начинается так:
Отверстия в небесном своде на востоке и на западе совпадают с сезонами. В самый долгий день года, солнце восходит и садится через самую северную пару. В самый короткий день оно восходит и садится через самую южную пару. Маршруты возврата солнца и луны находятся за пределами купола. Возможно, они отдыхают в своих «кладовых» в течение своего нерабочего времени.
Звезды
Как и Библия, 1 Еноха обычно изображает звезды, как живых, антропоморфных существ. Сыны Божьи также рассматриваются в 1 Еноха, и они связаны со звездами. Это согласуется с Иов 38:7, который говорит, что, когда краеугольный камень земли был положен, «утренние звезды пели вместе, и все сыны Божии восклицали громким голосом».
Как отмечалось ранее, Матфея 24:29 и Откровение 6:13 повествуют о звездах, которые пали на землю. Этот образ идет из Еноха, но Матфей и Иоанн опускают некоторые детали. В 1 Еноха 88:1 звезда, которая упала с неба, захвачена, связана по рукам и ногам, и брошена в пропасть. Несколькими стихами позже, другие звезды, «сексуальные органы которых были похожи на органы лошадей», аналогично связаны по рукам и ногам и брошены “в ямы земли» (1 Еноха 88:3).
Большинство звезд просто проходит свои движения ночь за ночью. Некоторые звезды никогда не заходят, и Еноху не были показаны их колесницы (1 Еноха 75:8). Звезды, которые действительно восходят и садятся, делают так посредством отверстий в куполе, точно так же, как солнце и луна. Бог, по словам 1 Еноха, быстро перемещается по плотной вселенной, и звезды, которые не восходят вовремя, бросаются в небесную тюрьму. Показывая Еноху адскую сцену, ангел Уриил объясняет:
Еноху не рассказали о наказании за запоздалый восход, но Уриил позже показывает ему другие звезды, «которые нарушили заповеди Господа», из-за чего у них было десять миллионов лет трудного времени (1 Еноха 21:6). Еноху также показали еще более ужасное место, пламенный тюремный дом, где падшие ангелы были задержаны навсегда (1 Еноха 21:10).
Заключение
Из географического и исторического контекста можно ожидать, что у древних евреев была космология плоской земли. Действительно, с самого начала, ультраортодоксальные христиане верили в плоскую землю, утверждая, что верить иначе означает отрицать буквальную истину Библии. Библейские тексты о плоской земле были открыты вновь и популяризированы англоязычными христианами в середине 19-го века. Либеральные библейские ученые позже вывели ту же точку зрения. Таким образом, студенты с удивительно разрозненными точками зрения независимо друг от друга пришли к заключению, что у древних евреев была космология плоской земли, часто получая представление об этом из одного только священного писания. Их заключения были существенно подтверждены повторным открытием 1 Еноха.
Примечания
Armstrong, Harold, 1979. “The Expanding Universe and Creation.” In Repossess the Land (essays and technical papers from the 15th Anniversary Convention of the Bible- Science Association, August 12-15, 1979), pp. 22-27. Minneapolis: Bible-Science Association.
Bouw, Gerardus, n.d. “The Form of the Earth.” Contributions of the Northcoast Bible-Science Association No. 2. Cleveland: Northcoast Bible-Science Association.
Bouw, Gerardus, 1987. “The Firmament.” In Bulletin of the Tychonian Society, n. 43 (April 1987), pp. 11-20.
Capra, Fritjof, 1976. The Tao of Physics. Reprint. New York: Bantam Books, 1977
Charles, R. H., 1913. “Book of Enoch.” In The Apocrypha and Pseudepigrapha of the Old Testament in English, v. 2, edited by R. H. Charles, pp. 163-281. London: Oxford University Press.
Cosmas Indicopleustes, 548. Topographia Christiana. Translated by J. W. McCrindle. London: The Hakluyt Society, 1897.
Darms, Anton, 1930. “The Teaching of the Word of God Regarding the Creation of the World and the Shape of the Earth Fifty Questions and Answers,” Leaves of Healing, v. 66, n. 9 (May 10, 1930), pp. 176-179, 182-184.
Isaac, E., 1983. “1 (Ethiopic Apocalypse of) Enoch.” In The Old Testament Pseudepigrapha: Apocalyptic Literature and Testaments, edited by James H. Charlesworth, pp. 5-89. Garden City, New York: Doubleday & Company, Inc.
Morris, Henry M., 1956. The Bible and Modern Science. Revised edition. Chicago: Moody Press.
Rowbotham, Samuel Birley, 1873. Earth Not a Globe. London: John B. Day. 2nd edition.
Shanks, Hershel, 1987. “Don’t Let the Pseudepigrapha Scare You,” Bible Review, v. 3, n. 2 (Summer 1987), pp. 14-19, 34-37.
Strong, James, 1894. The Exhaustive Concordance of the Bible. Reprint. Nashville: Abington Press, 1978.
Zukov, Gary, 1979. The Dancing Wu Li Masters. New York: William Morrow and Company, Inc.