Где сейчас якунин ржд и чем занимается
Выбрать муниципалитет
Выберите городской округ
Где сейчас экс-глава РЖД Владимир Якунин?
Владимир Якунин считался одним из самых влиятельных политиков и управленцев новой России. Долгие годы он руководил таким огромным хозяйством, как железные дороги, от работы которых напрямую зависит экономическое состояние государства.
Жизненный путь будущего железнодорожного магната начался 30 июня 1948 года в городе Меленки Владимирской области, где он родился в семье военного летчика. Детство Владимир провел в Эстонии, где служил отец, а затем переехал с родителями в Ленинград, который Якунин и считает своим родным городом. Здесь он окончил школу, механический институт и стал работать в институте прикладной химии младшим научным сотрудником. В вузе он получил специальность «Производство летательных аппаратов». В армию молодого человека призвали только в 27 лет. Отслужив два года, Якунин трудится инженером в Комитете по внешнеэкономическим связям Совета министров СССР. Учится в институте КГБ СССР. В начале 80-х годов возглавил иностранный отдел физико-технического института имени А.Ф. Иоффе. В 1985 году Якунин получает должность в США — секретаря постоянного представительства СССР при ООН. Это данные из официальной биографии, но Якунин являлся и офицером КГБ СССР в звании капитан-инженера, что он сам подтвердит позднее — только в 2018 году.
Буквально за год-два Якунин стал весьма влиятельным в городе бизнесменом. Он создал фирму «Кварк», с помощью которой учредил со швейцарской компанией совместное предприятие «Бикар». У СП был обширный спектр деятельности — от торговли до операций с недвижимостью. Также коммерсант был участником создания банка «Россия», представлял администрацию города в совете директоров Балтийского морского пароходства и вошел в совет директоров ЗАО «Европа-Отель».
Пост первого вице-президента ОАО Российские железные дороги» Якунин получает в 2003 году, а на пост президента РЖД его утверждает через два года премьер-министр Михаил Фрадков. Якунин был первым человеком в этой государственной монополии целых десять лет. Технический прогресс в это время не стоял на месте, но сказать, что железные дороги страны сильно изменились означало бы покривить душой. Якунин почти сразу заявил о реформе компании, но быстро стали другими только логотип компании, а также окраска вагонов и локомотивов. Они получились серо-красными, а не зелеными как раньше. Организационные перемены выражались в создании пригородных пассажирских компаний, а также предприятий, которые занимались обслуживанием и ремонтом вагонов. Вернее, эти структуры были выделены из самой монополии. Печально, но именно в это десятилетие было закрыто огромное количество маршрутов пригородных поездов в рамках оптимизации компании. Также на многих маршрутах электрички стали ходить реже.
Зато широко освещалось открытие скоростной линии из Москвы в Санкт-Петербург в конце 2009 года, по которой туда и обратно поехали поезда немецкого производства, но с нашим наименованием — «Сапсан». Такая же линия появилась полгода спустя между столицей и Нижним Новгородом. Скорость других пассажирских поездов при этом не росла. Никуда не делись и «любимые» народом плацкартные вагоны, хотя глава РЖД искренне считал, что они пережили себя: «Рано или поздно плацкартные вагоны должны кануть в Лету. Не я это придумал. Еще в 70-е годы министерство путей сообщения предполагало прекратить эксплуатацию плацкартных вагонов. Потому что коллективный стриптиз на 70 человек едва ли соответствует нашим представлениям о праве личности на безопасность и интимность. Но тогда против выступило министерство обороны. Я же считаю, что сегодня развитие нашего общества уже таково, что раздеваться-одеваться прилюдно только потому, что плацкарта несколько дешевле, чем купе, не совсем правильно». Кстати, на должности руководителя РЖД у Владимира Ивановича был собственный «штабной вагон», оснащенный столом для проведения совещаний, купе с кроватью и душем.
В 2013 году Якунин поддерживает проект модернизации БАМа и Транссиба. Тогда же стало известно об экономических проблемах в ОАО «РЖД». Немалая часть сотрудников была переведена на неполную рабочую неделю, а государство все чаще финансирует компанию.
Лично у Якунина дела с деньгами были получше, хотя общество и не сразу узнало о его доходах. В 2014 году он отказался обнародовать такие данные, заявив, что поданных деклараций в налоговую и правительство вполне достаточно.
«Спрашивать про зарплату у коллеги или соседа везде считается неприличным. Кроме всего прочего, это несет определенную угрозу членам моей семьи», — заявил тогда Якунин. В начале следующего года он даже не исключал ухода в отставку в том случае, если его заставят обнародовать свои доходы. В итоге он все-таки вскоре сказал прессе, что его заработок в месяц составляет 4-5 млн рублей.
В августе 2015 года появились сообщения, что Якунина зовут на работу в Совет Федерации представлять Калининградскую область. И тут же последовала отставка с поста руководителя ОАО «РЖД». Сенатором Якунин не стал, так как ему пришлось бы покинуть множество должностей в общественных организациях.
Оценивая свою деятельность в РЖД, Якунин считает своим главным достижением сохранение и развитие тяжелого машиностроения в сфере производства локомотивов и вагонов как для грузовых, так и для пассажирских составов. С этим сложно не согласиться.
После выхода в отставку Якунин мог выбирать чем заниматься. Человек занимал десятки действующих постов в общественных организациях, входил в руководство крупных компаний. Уходить на полный покой он явно не собирался. К этому времени у Якунина уже росли внуки. Известно, что Владимир Иванович женат на своей однокласснице Наталье. Он всегда говорил, что якобы познакомился с ней в поезде, а предложение сделал в электричке. Сложно совместить знакомство в поезде с учебой в одном классе. Не исключено, что Якунин так шутил во время руководства РЖД. Наталья — инженер, но входила в совет директоров Миллениум-банка, а также возглавляет благотворительную программу «Святость материнства». У супругов родились двое сыновей.
Старшему, Андрею, сейчас 46 лет. Он получил образование на экономическом факультете СПГУ, а затем учился в Лондоне и в бизнес-школе при Колумбийском университете. Живет он в Лондоне, имеет британское гражданство и занимается бизнесом. Прежде всего — инвестициями. У него есть дочь и сын, который уже окончил школу в Англии. Андрею Якунину принадлежит региональная гостиничная сеть в России.
Другой сын Владимира Ивановича — Виктор. Он младше Андрея на три года. Также окончил СПГУ, но юридический факультет. Живет с женой и двумя детьми в Санкт-Петербурге, работает в крупной коммерческой структуре своего старшего брата.
Среди увлечений Якунина, пожалуй, можно выделить только охоту, откуда происходит и другая составляющая этого хобби — собаководство. Но запомнится экс-разведчик и экс-чиновник и как писатель. После отставки о нем мало упоминали СМИ, но в 2018 году он написал книгу о своей карьере в 80-90-х годах прошлого века, заполнив этот информационный вакуум. Презентация «Коварной колеи» состоялась за кордоном годом раньше, а в 2018 году книга печаталась в бумажном варианте на нескольких языках. Якунин является автором и соавтором уже более десяти книг, научных и исследовательских работ. И выразим предположение, что у «Коварной колеи» будет продолжение о годах нового века.
Попал Якунин и под западные санкции. Но только под американские и канадские. Европейские страны не стали ущемлять права человека, имеющего восемь орденов различных государств старого света.
За кадром каждый год остается то, что Якунин на Пасху в качестве председателя Попечительского совета Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного участвует в перевозке Благодатного огня из Иерусалима в Россию.
Но главное занятие Владимира Якунина после отставки — научная и преподавательская деятельность. Он возглавлял отдел политологии в Центре политологии Института социально-политических исследований РАН, а сейчас сосредоточился на преподавании в МГУ. Согласно информации на сайте вуза, Якунин — заведующий кафедрой государственной политики на факультете политологии. Кафедрой он руководит уже 11 лет. Кроме того, Владимир Иванович — создатель института «Диалог цивилизаций» с офисом в Берлине. Задача этой организации состоит в улучшении отношений между государствами.
Добавьте издание «Вести Подмосковья» в свои источники в Яндекс.Новости или Google.News, либо Яндекс.Дзен.
Быстрые новости в Telegram-канале издания «Вести Подмосковья». Не забудьте подписаться, чтобы быть в курсе событий.
Владимир Якунин
30 июня 1948 года родился Владимир Якунин, бывший президент ОАО «РЖД».
Личное дело
Владимир Иванович Якунин (72 года) родился в городе Меленки Владимирской области. Отец был летчиком пограничных войск, мать — бухгалтером. До 14 лет жил в Эстонии, в Пярну, где служил отец. В 1964 году семья переехала в Ленинград. Там Якунин окончил школу (1966) и Ленинградский механический институт (1972) по специальности «инженер-механик». Поначалу работал младшим научным сотрудником Государственного института прикладной химии.
В 1975—1977 годах служил в армии. С 1977 по 1982 годы работал инженером и старшим инженером управления комитета по внешнеэкономическим связям Совмина СССР.
Затем до 1985 года был начальником иностранного отдела Физико-технического института имени Иоффе. В 1985—1991 годах Якунин трудился в США — был вторым, затем первым секретарем постпредства СССР при ООН, состоял в комитете по мирному использованию космоса.
Участвовал в создании банка «Россия», вошел в его совет директоров. Кроме того был представителем администрации Петербурга в совете директоров Балтийского морского пароходства, членом совета директоров ЗАО «Европа-Отель».
В 1991 году совместно с Юрием Ковальчуком и Виктором Мячиным основал НПП «Кварк». В 1992 году «Кварк» и фирма «Белестра АГ» из Цюриха учредили совместное предприятие «Бикар». В 1992—1997 годах Якунин был генеральным директором «Бикара». Компания имела лицензию на торговлю, прокат и лизинг технических средств, деятельность, связанную с недвижимостью и другую.
В 1993 году был соучредителем ЗАО «Полупроводниковые приборы», которое позднее вошло в число акционеров банка «Россия».
С начала нулевых работал в Москве. В 2000—2002 годах был замминистра транспорта, отвечал за развитие торгового флота и работу морских портов. Министерство в то время возглавлял Сергей Франк, который знал Якунина по работе в совете директоров Балтийского морского пароходства. Ныне Франк — гендиректор государственной судоходной компании «Совкомфлот» и председатель совета директоров «Объединенной судостроительной корпорации».
В 2001 году Якунин возглавил совет директоров ОАО «Новошип» (Новороссийское морское пароходство — крупнейшая в стране судоходная компания на Черном море), в январе 2002 года был избран председателем совета директоров ОАО «Восточный порт» (Находка Приморского края).
В феврале 2002 года был назначен первым заместителем министра путей сообщения. По данным СМИ, в то время также возглавлял совет директоров «Транскредитбанка».
В 2003 году был утвержден в должности первого вице-президента ОАО «Российские железные дороги», в компании курировал финансово-экономический блок. В 2004 году был избран главой совета директоров ЗАО «Компания «Транстелеком»».
14 июня 2005 года по распоряжению главы правительства Михаила Фрадкова был назначен президентом ОАО «РЖД». В 2008, 2011 и 2014 годах переназначался на новый срок.
После отставки с поста главы РЖД в августе 2015 года занялся общественной и коммерческой деятельностью. Якунин — сооснователь исследовательского института «Диалог цивилизаций», также в апреле 2016 года он зарегистрировал консалтинговую компанию «Бридженс».
Якунин женат на своей однокласснице Наталье. По профессии она инженер, ранее была членом совета директоров ЗАО «Миллениум банк». Затем возглавила благотворительный проект «Святость материнства». У Якуниных двое сыновей.
Старший Андрей живет в Лондоне, потому что, по словам главы РЖД, не хочет, чтобы его детей в школу сопровождала охрана. По словам Якунина-старшего, своей работой сын старается «внести вклад в развитие отношений между Россией и Европой». Младший сын Виктор с середины 2000-х работал в российском офисе трейдинговой компании Gunvor. Живет с семьей в Санкт-Петербурге.
Чем знаменит
Владимир Якунин в 2005—2015 годах возглавлял ОАО «Российские железные дороги». За десять лет руководства монополией провел организационную реформу, в ходе которой были выделены пригородные пассажирские компании, а также предприятия в сфере ремонта и обслуживания подвижного состава. При этом региональным пассажирским компаниям (пригородным) и Федеральной пассажирской компании («дочка» РЖД) достались лишь вагоны. Услуги локомотивной тяги и диспетчеризации остались за РЖД (в собственности монополии находятся пассажирские и грузопассажирские локомотивы, обслуживающие их депо и локомотиворемонтные заводы, а также пути).
В феврале 2015 года Счетная палата пришла к выводу, что Минтранс и РЖД сорвали сроки структурной реформы на железнодорожном транспорте, на семь лет опоздав с созданием пригородных пассажирских компаний (частично реформа была завершена в 2012 году). При этом в РЖД, согласно результатам проверки палаты, так и не разработали совместных с регионами мер по сокращению убытков пригородных пассажирских компаний.
В августе 2015 года Якунин лишился своего поста.
В декабре 2009 года была открыта скоростная линия Москва — Санкт-Петербург, по которой начали ходить поезда «Сапсан» производства немецкой Siemens. Летом 2010 года открылась скоростная линия между Москвой и Нижним Новгородом на поезде «Сапсан». Маршрут является частью проекта высокоскоростной пассажирской магистрали Москва — Владимир — Нижний Новгород — Чебоксары — Казань. В перспективе скоростная линия должна дойти до Екатеринбурга, в более отдаленном будущем — до Пекина.
При этом скорость большинства пассажирских перевозок находится на уровне 1970-х годов (см. ниже выдержку из БСЭ), с тех же времен осталась концепция дешевой и малокомфортной перевозки пассажиров — скамьи для сидения в вагонах электричек и плацкартные вагоны.
О чем надо знать
Также в 2013 году много писали о «даче Якунина»: «Это несколько десятков гектаров леса под Домодедово, где вырыли собственные озера, построили «небольшой» гараж на 15 автомобилей, отдельный бокс под «Майбах», соорудили полтора километра подземных ходов из основного дома в гараж. Банька сиротская имеется, на 1400 квадратных метров, в доме — полноценный 50-метровый бассейн. Все здания напичканы всевозможной электроникой. Одного только обслуживающего персонала там проживает человек 30, работают они посменно. У каждого зарплата не меньше 40 000 руб. в месяц. Сам хозяин на даче появляется раз в месяц, а то и реже». Больше всего внимание пользователей интернета привлекли шубохранилище и молельная комната в главном здании усадьбы.
Прямая речь:
О санкциях, введенных Западом в отношении России (Forbes, май 2015): «Наши оптимисты от политики говорят, что санкции — хорошо. Мы наконец-то поняли, что нам нужно диверсифицировать экономику. А где вы были 25 лет до этого? Ничего хорошего в санкциях, кроме разделения обществ на Запад, Восток, Россию, Европу, нет».
Как вам лично живется под санкциями? (там же): «Неплохо живется. Я уехал из США более 25 лет тому назад, потом дважды по их приглашению там был. Меня даже Канада не санкционировала. Нет повода. Для меня санкции — это проблема формирования экономической модели развития железнодорожного транспорта из-за отсутствия доступа на европейские финансовые рынки».
О плацкартных вагонах («РГ», январь 2015 года): «Рано или поздно плацкартные вагоны должны кануть в Лету. Не я это придумал. Еще в 70-е годы министерство путей сообщения предполагало прекратить эксплуатацию плацкартных вагонов. Потому что коллективный стриптиз на 70 человек едва ли соответствует нашим представлениям о праве личности на безопасность и интимность. Но тогда против выступило министерство обороны. Я же считаю, что сегодня развитие нашего общества уже таково, что раздеваться-одеваться прилюдно только потому, что плацкарта несколько дешевле, чем купе, не совсем правильно».
О переназначении в 2014 году (ТАСС, сентябрь 2014):
ТАСС: Итак, Владимир Иванович, контракт продлен. Осталось понять, почему с задержкой на два месяца?
Якунин: Начнем с того, что все это время я работал, не прерываясь и не останавливаясь. У меня бессрочный трудовой договор, он продлевается автоматически, если не принято иное решение. По уставу компании кандидатура президента РЖД раз в три года утверждается правительством, но точная дата не оговорена. Это могло случиться и в июне, и в августе, здесь нет интриги.
Знаете, какое-то время назад старший сын подарил мне небольшую статуэтку известного французского скульптора: обнаженный мужчина на железнодорожной стрелке. Перед ним два пути — налево и направо. В любой ситуации существует выбор. Мое переназначение подтверждает, что РЖД идут верным курсом.
Статья «Скорость движения поездов» в БСЭ (третье издание, 1969—1978): «В СССР по условиям безопасности движения скорость движения груженых поездов ограничена 90 км/ч, порожняковых составов — 100, пассажирских поездов — 120-140; на линии Ленинград — Москва — 160-200 км/ч. Техническая — средняя скорость движения поезда с учетом времени на разгон и замедление движения, связанного с остановками… В СССР средняя техническая скорость движения поездов 47-50 км/ч, средняя участковая грузовых поездов 34-35 км/ч».
14 фактов о Владимире Якунине:
Материалы о Владимире Якунине:
Владимир Якунин: биография, работа в РЖД, где сейчас
Владимир Иванович Якунин (Vladimir Yakunin), экс-президент РЖД, фигура дискуссионная и неоднозначная. Многие критикуют его за скандалы во время работы на российских железных дорогах. С другой стороны, трудно спорить с тем, что то, как выглядят РЖД сегодня – это его наследие. Так кто такой Владимир Якунин – непонятый гений или обычный российский чиновник? Попробуем разобраться.
Откуда взялся Владимир Якунин
Будущий главный железнодорожник родился в 1948 году в Меленках (Владимирская область), в обычной советской семье – его родители не были ни партийными функционерами, ни выдающимися учеными. Отец служил в вооруженных силах, что влекло за собой частые переезды. До 16 лет Владимир Якунин жил в Прибалтике, в которую он так и не возвращался после отъезда в Ленинград, но, как оказалось позднее, про которую он совсем не забыл.
Именно Ленинград Якунин Владимир Иванович в дальнейшем называл своей родиной. В Северной столице он поступил в Военмех, где учился проектированию ракет дальнего радиуса действия. После вуза успел отработать несколько лет в Научно-исследовательском институте прикладной химии в Сергиевом Посаде.
В 1985 отправился в свою первую и последнюю зарубежную командировку – в постпредстве СССР в Нью-Йорке. Работая под прикрытием и обеспечивая поездки в США советских партийных бонз, Якунин постепенно разочаровывается в социалистических идеях – он видит, что поведение представителей номенклатуры за рубежом совершенно не вяжется с тем, что они говорят на родине.
После распада Советского Союза Якунин В.И. вернулся в Россию и навсегда покинул спецслужбы.
На пути к богатству
Широко распространена точка зрения, что Владимир Якунин приобрел свое состояние во времена работы в РЖД. На самом деле это не так – как это ни удивительно, но Владимир Иванович был одним из первых предпринимателей новой России. Весьма успешным предпринимателем.
Вернувшись из США в Санкт-Петербург, В.И. Якунин обнаружил множество возможностей для заработка денег, основываясь на идеях, почерпнутых в Америке. Первый же его бизнес – создание биржи – «Международного центра делового сотрудничества». По иронии судьбы, предприятие он открыл в одном из офисов бывшего Ленинградского обкома коммунистической партии. В «Доме политпросвещения», будучи первым секретарем обкома комсомола, в свое время работала Валентина Матвиенко.
На ниве деловой активности Владимир Иванович Якунин начинает знакомиться с людьми, которые в будущем сформируют первый круг приближенных к Владимиру Путину. Например, он обнаруживает, что в России на тот момент совершенно пустует ниша бытовой очистки воды – и открывает вместе с Андреем Фурсенко компанию, производившую фильтры.
Подкопив денег на первых проектах, вместе с Юрием Ковальчуком Владимир Якунин участвует в создании банка «Россия», действующего и по сегодняшний день.
Дача Якунина в кооперативе «Озеро»
В начале 90-х Якунин знакомится с Владимиром Путиным, работавшим в те годы в правительстве Санкт-Петербурга. В 1996 году в Ленинградской области создается легендарный кооператив «Озеро», объединивший в себе участки знакомых и бизнес-партнеров – Фурсенко, Ковальчука, Якунина, Путина, Шамалова, Мячина и Смирнова. В 2000 году, после переезда в Москву, большая часть участников кооператива, включая Путина, продали свои доли. Дача Якунина сохранилась до сих пор.
Якунин: десятилетие во главе РЖД
На протяжении 10 лет, с 2005 по 2015 годы, Владимир Иванович Якунин возглавлял крупнейшую железнодорожную монополию страны – РЖД.
Не будет преувеличением сказать, что Российские железные дороги в том виде, в котором мы их знаем сейчас, были созданы при активном участии Владимира Якунина.
В первую очередь Якунин, опираясь на свой опыт работы с биржами, лоббирует приобретение европейской компании Gefco, включая РЖД в трансазиатскую транспортную систему и выходя на рынок железнодорожных грузовых перевозок Западной и Центральной Европы.
При Якунине у РЖД появились уже привычные россиянам «Ласточки» и «Сапсаны». Соглашение о производстве «Ласточек» в России также утверждалось им. Двухэтажные поезда, соединяющие столицу с Санкт-Петербургом и южными курортами, изначально планировались как замена плацкарту. «Стриж», который сейчас ходит в Нижний Новгород и в Берлин, должен был соединить Россию также с Украиной.
Тогда же были запущены крупные инвестиционные проекты, которые строятся и по сей день: модернизация БАМа и Транссиба, расширение Северо-Муйского тоннеля.
Якунин отвечал за строительство большей части современной железнодорожной инфраструктуры Большого Сочи. Работы были приурочены к проведению Зимней Олимпиады 2014 года. Был построен новый вокзальный комплекс в Адлере и железная дорога к горным курортам – Красной Поляне. Сам Якунин считал успешное строительство одной из главных своих заслуг во главе компании.
Многие ставят Якунину в укор, что при нем не росла протяженность железных дорог. Но это не так: значительные расстояния железных дорог электрифицировались, на местах с низкой пропускной способностью строились вторые пути.
Во времена работы Якунина прошла волна реставраций крупных вокзалов. На них снова стали проходить культурные мероприятия и работать фудкорты с нормальной едой.
Наконец, именно при нем прошел глобальный ребрендинг РЖД, в результате которого компания сменила логотип и фирменные цвета.
Порт Усть-Луга
Одно из наиболее значимых достижений Владимира Якунина во главе РЖД, как ни странно, связано с РЖД лишь частично. Речь идет о строительстве буквально в чистом поле одного из крупнейших на сегодняшний день в России грузовых портов – Усть-Луги.
Огромный инфраструктурный проект в Ленинградской области был создан при участии Якунина еще в нулевые, а строительство железнодорожных подходов к нему закончили уже после его ухода из компании.
Цель Усть-Луги – полностью отвязать Россию от прибалтийского транзита. И это получилось – уже в 2018 году порт вышел на обороты в 90 млн тонн грузов, практически полностью оттянув на себя потоки портов Прибалтики.
Где Якунин сейчас
Покинув РЖД, Владимир Якунин полностью ушел из политической жизни, посвятив себя общественной и научной деятельности.
Он создал институт «Диалог цивилизаций», базирующийся в Берлине и возглавляемый французским исследователем Жан-Кристофом Ба. Институт Якунина продолжает проводить международный форум «Диалог цивилизаций» на Родосе, объединяющий сотни политиков и общественных деятелей из 70 стран.
Цель деятельности института – исследовательская работа, способствующая улучшению отношений между государствами. На основе своих разработок институт готовит практические решения и рекомендации по решению проблем мирового сообщества – от инфраструктурных до политических конфликтов.
Помимо деятельности по поддержке института, Владимир Якунин продолжает преподавать на факультете политологии МГУ.