Где что и почему рассказ
Тургенев, Бежин луг. Как объяснить, почему рассказ называется «Бежин луг»?
Тургенев, Бежин луг. Как объяснить, почему рассказ называется «Бежин луг»? 18.07.201218.07.2012 Torchwood Как объяснить, почему рассказ называется «Бежин луг»? Какие еще произведения, названные по месту происходящих в них событий, вы читали? Рассказ называется «Бежин луг» по месту, где происходили его события. Бежин луг находится в тринадцати километрах от имения И. С. Тургенева Спасское-Лутовиново. Кроме маленьких рассказов, названных по месту, где происходили события, в них описанные, есть большие произведения, например роман- эпопея «Тихий Дон» М. А. Шолохова.
На какие приметы хорошей летней погоды, которые знал русский земледелец, указывает Тургенев?
Рассказ «Бежин луг» начинается с очень подробного описания всех примет стойкой хорошей погоды летом в средней полосе России. Это описание не только точно, но и красиво. Мы вместе с автором наблюдаем за тем, как изменяется небо над нами, и учимся связывать красоту живой природы с теми явлениями, которые эта красота помогает понять. Перед нами своеобразный прогноз погоды, который умел составлять русский крестьянин XIX века.
Читаем в начале рассказа:
«С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем…»;
«Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное…»;
«Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками…»;
«Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило…».
Именно с этих строк начинает автор описание своих странствий во время охоты. Можно продолжить эти наблюдения.
Попробуйте описать состояние летней природы: утром, днем, вечером.
Мы только что вспомнили, как в рассказе описано утро. Сейчас понаблюдаем за вечером: «К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда».
Можно взять и другой фрагмент, но каждое описание доносит до нас и красоту природы, и точную характеристику знакомых крестьянам примет летней погоды.
Опишите первую встречу охотника с крестьянскими ребятишками из соседних деревень. Подобно автору дайте общую характеристику мальчиков.
«Детские звонкие голоса раздались вокруг огней, два-три мальчика поднялись с земли… Это… были крестьянские ребятишки из соседних деревень…»; «Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня». Мальчики выехали в ночное и до появления охотника были заняты беседой. Им было от семи до четырнадцати лет. Все ребята были из разных по достатку семей, и поэтому они различались не только одеждой, но и манерой держаться. Но мальчики были дружны между собой и с интересом разговаривали, их беседа привлекла внимание охотника.
Создайте портрет одного из мальчиков по вашему выбору.
Чаще всего ученики выбирают для описания Павлушу как самого смелого и решительного мальчика. Но некоторые девочки выбирают Ильюшу за то, что он знал много страшных историй и их можно включить в рассказ, что делает повествование интересней. Те, кто хочет ответить покороче, выбирают портрет Вани.
Рассказ о любом мальчике должен быть небольшим. Мы предлагаем построить его по общему плану.
1. Внешний облик мальчика.
2. Его роль среди приятелей у костра.
3. Рассказанные им истории.
4. Отношение к чужим рассказам.
5. Представление о характере мальчика.
6. Отношение автора к этому герою.Если вы выбираете для рассказа Павлушу, то нужно обязательно решить, как вы объясняете причину его гибели. Чаще всего говорят о нелепой случайности, но нельзя не учитывать, что Павлуша был очень смелым и пошел на неоправданный риск, а это могло его погубить.
В рассказе очень коротко и четко дан портрет каждого из мальчиков и подробно рассказаны их истории. Так что выбрать из текста нужные предложения и соединить их в один рассказ по приведенному выше плану нетрудно.
Какой персонаж вам понравился больше всех? Кто из мальчиков, как вам кажется, больше всего нравится автору? Попробуйте доказать это текстом.
Когда обсуждают тех мальчиков, которых мы видим у костра, симпатии большинства оказываются на стороне Павлуши. И его преимущества легко доказать: он смел, решителен, менее своих товарищей суеверен. Поэтому каждый его рассказ о таинственных событиях отличает стремление понять причины того, что происходит, а не желание искать в этих событиях страшную тайну. Но Павлуша нравится не только большинству читателей, сам И. С. Тургенев говорит о своей симпатии к нему на страницах рассказа: «Малый был неказистый, — что и говорить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила».
Тургенев назвал истории, рассказанные мальчиками, сначала россказнями, затем преданиями, потом поверьями. Современные ученые называют их быличками. Объясните, что обозначает каждое из этих слов. Какое из них точнее передает особенности рассказов детей?
Россказнями обычно называют недостоверные рассказы людей, которые пытаются обмануть своих слушателей. Чаще всего это слово используют, пренебрежительно оценивая чей-то неправдивый рассказ о событиях. Преданием чаще всего называют устный рассказ об исторических событиях или деятелях, который передается из поколения в поколение. Этот жанр фольклора часто заменяют словом легенда, которая также повествует о давно прошедших событиях. Близкое значение имеет и слово поверье. Слово былинка было создано недавно и используется при характеристике произведений фольклора, в которых речь идет о событиях, где участвовали сами рассказчики или близкие им люди.
Перескажите близко к тексту одну из быличек. Попробуйте объяснить, как она могла появиться.
Можно использовать самую первую быличку, которую охотник услышал от Ильюши. Это рассказ о том, что произошло на рольне — крохотной бумажной фабрике, на которой работали мальчики. Оставшись ночевать на своем рабочем месте, они только начали рассказывать всякие страшные истории и вспомнили о домовом, как сразу же услышали чьи-то шаги. Они испугались прежде всего потому, что были уверены: домового можно услышать, но нельзя увидеть. А шаги и возня над их головами были отчетливо слышны, да еще кто-то стал спускаться по лестнице… И хотя дверь в ту комнату, где все они лежали, распахнулась и никого там они не увидели, это их не успокоило. Потом вдруг кто-то «как закашляет, как заперхает, словно овца какая…».
В каждом классе находятся ученики, которые тут же говорят об овце, которая, наверное, случайно забрела на бумажную фабричку и стала бродить по ее лестницам, а перепуганные ребята приняли звуки, которые слышали, за проделки домового.
Так, бытовыми наблюдениями можно объяснить каждую из рассказанных у костра историй. При этом важно не то, что страхи чаще всего оказывались плодом выдумки, а то, как изобретательны были рассказчики и как они стремились разобраться в причинах самых разных происшествий.
Сравните рассказы Павлуши и Ильюши о светопреставлении. Чем отличаются представления мальчиков? Выберите для пересказа одно повествование и объясните свой выбор.
Рассказы об одном и том же эпизоде — о солнечном затмении (светопреставлении) — у Павлуши и Ильюши резко отличаются друг от друга. Павлуша рассказывает очень лаконично, коротко, он видит в событиях, которые вызвали светопреставление, смешную сторону: трусость своих односельчан, неумение понять, что же происходит. Ильюша же, напротив, полон восторга перед необычным событием, и ему не приходят в голову никакие шутки. Он даже склонен немного попугать слушателей и утверждает, что «придет он (Тришка), когда наступят последние времена».
Выбирая одно повествование для своего пересказа, нужно объяснить, почему сделан выбор. Обычно мальчики выбирают рассказ Павлуши за лаконизм речи, за веселую усмешку над тем, что пугает других. Девочки же часто сочувствуют Ильюше, а некоторые даже склонны сопереживать его страхам.
Как вы можете объяснить финал рассказа «Бежин луг»?
Финал рассказа «Бежин луг» прост и естествен. Охотник проснулся раньше мальчиков, которые спали у костра, и отправился к своему дому. Таков финал многих рассказов сборника «Записки охотника» И. С. Тургенева, в который входит и «Бежин луг». В каждом из них охотник покидает то место, где с ним произошли какие-то события, и отправляется домой. Но в финале рассказа «Бежин луг» есть примечание, которое сделал автор: «Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упал с лошади. Жаль, славный был парень!» Так, в повествование о судьбе героя, который вызвал у автора симпатию, добавлено трагическое завершение.
Проследите за приемами, которыми пользуется автор, создавая портрет Павлуши: «Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью». Какие художественные приемы использует автор? Создавая портрет Павлуши, автор использует эпитеты и метафоры, которые помогают заметить самые главные достоинства Павлуши — стремительность и решительность его характера и поступков.
Перескажите близко к тексту фрагмент рассказа, где автор дает описание природы.
Готовя пересказ, нужно поработать с художественным текстом: разметить логические ударения, паузы. Вот так может выглядеть разметка части текста.
«Не успел я отойти двух верст,| как уже полились кругом меня по широкому мокрому лугу,| и спереди, по зазеленевшимся холмам,| от лесу до лесу,| и сзади по длинной пыльной дороге,| по сверкающим, обагренным кустам,| и по реке,| стыдливо синевшей из-под рдеющего тумана, — Годились сперва алые,| потом красные, золотые потоки молодого горячего света…»
Урок внеклассного чтения «Где, что, как и почему?» Книги Юрия Дмитриева о природе
Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.
Программа «Чтение и начальное литературное образование» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой предусматривает организацию самостоятельного домашнего чтения детей и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках книг для чтения», т.е. другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом учебника.
Цель уроков внеклассного чтения – обеспечить в процессе обучения чтению непрерывное знакомство с широким кругом очень разных детских книг, помочь учащимся освоить общие свойства и те закономерности, которые группируют книги, упорядочивают их разнообразие, учат каждого ребенка свободно и безошибочно действовать с любой доступной книгой.
На уроках внеклассного чтения младшие школьники узнают мир книг, приучаются сами различать доступные для них, полезные, интересные книги. У них формируется тип правильной читательской деятельности и читательский кругозор, без чего стать настоящим читателем просто нельзя.
Читательская самостоятельность – это личностное свойство, психическое новообразование, т.е. свойство которое не задается от рождения, а возникает как результат правильно организованного обучения чтению. Оно характеризуется тремя существенными признаками:
Сейчас, в век техники, дети стали меньше читать. Если ребенку скучно, у него есть компьютерные игры или игры-приставки. Родители жалуются, что ребенка трудно заставить читать. Я предлагаю детям для самостоятельного чтения книги. Но раз задала читать, то надо проверить. А как? Составляю кроссворды или викторины по прочитанным произведениям. Так как слова-ответы берутся из всего произведения, то сразу видно, кто из детей дочитал книгу до конца. Ученики стали читать книги и с удовольствием ждут дня, когда проводится урок внеклассного чтения, и предстоит работа с кроссвордами. Что это дает? Дети более внимательно стали прочитывать произведение, у них появляется интерес к большим произведениям, повышается техника чтения.
На уроке внеклассного чтения дети читают отрывки к иллюстрациям, пересказывают наиболее понравившиеся фрагменты, дают характеристики героям.
Итак, источниками повышения эффективности урока являются: интерес к учению, самостоятельная работа на уроке, умелое использование оборудования, сотрудничество детей, учителя и учащихся на уроке, ежедневный контроль знаний, умений и навыков, своевременный активный отдых на уроке.
«Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах»,- считает Татьяна Молчанова, учитель средней школы №19 из города Старый Оскал Белгородской области, которая также применяет на уроках внеклассного чтения кроссворды.
Далее я предлагаю конспект урока внеклассного чтения.
«Где, что, как и почему?»
Книги Юрия Дмитриева о природе
Подготовка к уроку: прочитать рассказы Ю.Дмитриева из цикла «Сказки про Мушонка и его друзей», «Обыкновенные чудеса».
I. Организационный момент.
II. Постановка темы урока.
— Поэты и писатели обладают редким даром – не только видеть и чувствовать красоту окружающего мира, но и уметь донести эту красоту до читателей. Часто в нашей жизни мы не видим ничего необычного вокруг себя и считаем, что чудеса бывают только в сказке. А ведь достаточно лишь внимательно посмотреть на окружающий нас мир, чтобы понять, что каждая травинка, каждый куст, каждое дерево рассказывают удивительные истории и как бы приглашают в сказочную, волшебную страну.
Сегодня мы будем читать замечательные рассказы детского писателя Юрия Дмитриева.
III. Вводная беседа об авторе.
— Юрий Дмитриев написал много книг для детей о живой природе. В 1976 году вышла его энциклопедическая книга «Большая книга леса». Эта книга о лесе и о каждом его обитателе. В ней вы найдете и рассказы, и сказки, и очерки, и маленькие заметки.
Книги Юрия Дмитриева воспитывают уважение к природе, к соседям по планете, ко всему живому, что нас окружает.
IV. Работа по произведениям (вопросы и задания по домашнему чтению).
— Дома вы читали рассказы Юрия Дмитриева из цикла «Сказки про Мушонка и его друзей».
— Понравились вам эти рассказы-сказки?
— Начинаем заполнение кроссворда.
— Отгадайте загадку: «Сидит в траве пушистый комочек – ушки прижал, глазками из стороны в сторону поводит и не шевелится?» (Зайчишка).
— Из какого рассказа этот герой? («Незнакомец на полянке»).
— Что нового узнали, прочитав этот рассказ? (Маленькие зайчата три дня после рождения не умеют ни бегать, ни прыгать. Им надо обязательно в это время сидеть тихо и не шевелиться. Тогда волк и лисица не увидят и не учуют зайчонка, даже если близко подойдут. Потому что пахучие следы у зайцев остаются, когда они бегают. А если заяц сидит смирно – запаха нет никакого.)
4. Кто знал, куда делся зайчик? (Шмель).
— И куда же делся зайчик? (Подрос и убежал: у него теперь быстрые ноги.)
2. Кто без крыльев летает? (Паучок).
6. При помощи чего летал паучишка? (Паутинки).
— Прочитайте, как паучишка летал.
— Может ли паучишка прилететь обратно? Почему?
(Нет. Взлететь-то может, а где сядет – не знает.)
5. Что делали жуки на старом дубе? (Спорили).
— О чем спорили? (Какой жук лучше.)
— Какие жуки участвовали в споре? (Жук-носорог, жук-олень, жук-слоник, майский жук, жук-бронзовка.)
— Что узнали интересного о жуках? Расскажите о достоинствах каждого жука.
— Какой жук не участвовал в споре? (Навозный жук.)
— Почему? (Ему нечем похвастаться.)
— Почему все лесные жители, увидав его или услыхав его жужжание, радуются? (Он – добрый вестник. Если летает над тропинками, над дорожками и полянками – значит, будет хорошая погода. А спрячется в норку – жди дождя.)
1. Какой цветок Мушонок назвал синим шалашиком? (Колокольчик).
— Кто помог Мушонку найти синий шалашик? (Бабочка.)
— Нужны ли родители мушатам? Почему? (Они могут летать, едва появляются на свет.)
— Почему колокольчик назван добрым цветком? (Всех пускал к себе синий шалашик.)
3. Кто по воде не бегает, а катается? (Водомерка).
— Из какого рассказа этот герой? ( Рассказ «Как Мушонок ноги выбирал».)
— Найдите в тексте и прочитайте, как передвигается по воде водомерка.
— Как описывает ноги жука-плавунца Юрий Дмитриев?
— Какие ноги у стрекозы? А зачем они такие? (Для того чтобы в воздухе легче было ловить всяких мух и комаров.)
— Что нового узнали о ногах кузнечика? Жука-жужелицы? Пчелы?
— Что приснилось Мушонку?
— Почему Мушонок решил, что его ноги самые лучшие?
— Какое слово было спрятано? (Чудеса.)
— Что обозначает слово «чудеса»?
— Где встретилось это слово? (Рассказы Юрия Дмитриева из цикла «Обыкновенные чудеса»: «Тайна березок», «Бархатная дорожка., «Елкины иголки», «След белого человека., «Зеленое и желтое».)
— Дома вы читали рассказы Юрия Дмитриева из цикла «Обыкновенные чудеса». О каких чудесах говорит автор?
— Назовите главных героев рассказа «Тайна березок».
— Найдите в тексте и прочитайте, какие сравнения использует автор, описывая семена березок.
— Как вы думаете, в чем главная мысль этого рассказа?
— Какую тайну раскрывает Аленка в рассказе «Бархатная дорожка»?
— Почему зеленую дорожку автор называет «бархатной»?
— Какую тайну про елку узнала Аленка в рассказе «Елкины иголки»?
— Как автор рисует времена года? Какие краски дает он каждому сезону?
— Какое растение индейцы назвали «след белого человека»? (Подорожник)
— В рассказе «След белого человека» найдите и прочитайте, что автор говорит о подорожнике.
— Почему подорожник растет только у дороги?
— Почему это растение индейцы называют «следом белого человека»?
— Найдите в тексте и прочитайте, как расселяются растения.
— Кто помогает семенам путешествовать?
— Как автор объясняет Аленке, почему осенью листья на деревьях становятся желтыми?
— Какие сравнения использует автор в этом рассказе?
— Почему, несмотря на то, что листья пожелтели, и наступила осень, настроение в этом рассказе жизнеутверждающее?
V. Работа с выставкой книг.
— Природа на протяжении всей истории человечества была основным источником существования людей. И люди эксплуатировали ее, не задумываясь ни о чем. И даже с гордостью объявляли себя завоевателями, покорителями природы. В течение долгого времени люди жили не в содружестве с природой, а как бы в постоянной борьбе с ней, не понимая, что природные богатства могут истощиться. И только недавно поняли: с природой не воевать надо, не покорять ее, а дружить с ней и беречь ее. Много бед натворили люди на нашей планете своими непродуманными действиями.
Вот об этом пишет Юрий Дмитриев. Его книги воспитывают уважение к природе, к соседям по планете, ко всему живому, что тебя окружает.
Конечно, человек не может обойтись без всего того, что дает ему природа. И именно поэтому с природой надо заключить союз. Но, чтобы такой союз заключить, надо знать характеры и привычки обитателей природы, своих союзников: изучать их жизнь, много путешествовать и читать, встречаться с опытными, бывалыми людьми, надо быть добрым и терпеливым.
Юрий Дмитриев любит своих героев, ему симпатично все живое, окружающее его. И он убежден: каждый человек не только может, но и должен относиться к окружающему миру природы с интересом и уважением. Надо обязательно понимать роль и место животных и растений в жизни нашей планеты и, конечно, роль каждого растения и каждого животного, которых ты часто встречаешь, потому что в природе нет мелочей, из мелочей складывается главное. И еще Юрий Дмитриев хочет, чтобы люди не были только пассивными созерцателями, всем своим творчеством он призывает к активно-бережному отношению к природе.
— Сегодня на нашей выставке представлена книга рассказов Юрия Дмитриева под общим названием «Таинственный ночной гость». Это рассказы о животных, которые попадали в беду и обращались за помощью к человеку. (Рассматривание книги и иллюстраций).
— Из этой книги я хотела вам почитать первый рассказ, который называется, как и вся книга, «Таинственный ночной гость». Это история о маленькой синичке, которая, замерзая, обратилась за помощью к человеку. (Чтение рассказа учителем).
— Понравился вам этот рассказ? Скажите, какое настроение хотел передать автор? Какая главная мысль его рассказа?
— Мы с вами закончили чтение рассказов о природе Юрия Дмитриева. Думаю, что они вам понравились. Надеюсь, что вы еще не раз обратитесь к этому автору и самостоятельно прочитаете его добрые, смешные, грустные истории про животных, которые живут на нашей планете.
— Урок я хочу закончить словами Мушонка: «До чего же интересно жить в лесу!» Так и живет Мушонок – уже большой стал, а все не перестает удивляться лесным чудесам».
VII. Домашнее задание.
1. Молчанова Т. Уроки внеклассного чтения. Газета «Начальная школа». – М.: Издательский дом «Первое сентября», №41, ноябрь, 2003.
Почему рассказ И.Н.Тургенева назван «Бежин луг»?
В рассказе Тургенева «Бежин луг» автор большое внимание уделяет природе, как будто одушевляет её.
Природа играет важную роль в рассказе, поэтому автор и называет свой рассказ местом, где происходят действия рассказа.
А именно, события в рассказе происходят на лугу, поэтому в рассказе и звучит слово «луг».
Конечно, само название является символом рассказа, так как говорит о месте в котором происходят действия произведения.
Кроме вымышленных событий, Бежин луг имеет место быть не далее, чем в тринадцати километрах от имения Ивана Сергеевича Тургенева Спасское-Лутовиново.
Название рассказа придумывает сам автор.
Ему одному известно, почему он решил взять для него такое название, а не другое.
Если нет официальных источников, нам остаётся только предполагать.
Название обычно отражает саму суть повествования.
А мы видим, что действие происходит у костра на лугу.
Именно там охотник и повстречал главных героев своего рассказа.
И Бежин луг реально существует. Он находится в 13 км от Спассково-Лутовинова, у реки Снежедь, Тульской области.
А в добавок ко всему видно как любит свою родную природу автор. Как он описывает ее.
Сколько красочных описаний в этом рассказе.
И сама природа выступает живым персонажем данного рассказа.
И. С. Тургенев назвал свое произведение «Бежин луг» не случайно.
Тргенев назвал «Бежин луг», потому что это место, где разворачиваются основные события. Именно здесь собрались мальчики и рассказывали свои истории. В произведении также много присутствует описание природы. Природа выступает как еще один персонаж.
Название рассказа Тургенева «Бежин луг» придумано таким не случайно.
Практически все повествование рассказа связано именно с этим местом.
Охотник, который сбился с пути и не успел вернуться засветло домой, решил переночевать в кругу деревенских мальчишек-пастухов у костра, как раз на Бежином лугу.
Ребята рассказывали разные истории, в которых жизнь переплеталась с выдумками.
Замысел же писателя по созданию этого произведения, зафиксирован в его записках в 1850-м году. В 1851-м произведение уже было написано.
Нам остается только учиться такой последовательности Тургенева: ставить планы и выполнять их.
Потому что в рассказе «Бежин луг» много место отводится под описания природы. Тургенев наделяет природу человеческими качествами. Начало рассказа «Бежин луг» посвящено природе и заканчивается «Бежин луг» описанием природы.
А почему именно «Бежин луг», а не другой луг, так это просто название автор сам придумал. Не хотел автор называть свое произведение «Рудинское болото».
Мне всегда было интересно, а мог ли Тургенев назвать свой рассказ «Бежин луг» как-то иначе, например «Байки у костра», или «Ночь страшных историй», а может быть «Деревенские мальчишки в ночном». Эти названия тоже бы отражали суть рассказа, но автор выбрал для него название «Бежин луг» по месту, где происходит действие и видимо не прогадал.
Сам Бежин луг в рассказе предстает каким-то волшебным местом, в котором действительно могут происходит события, красочно описанные мальчиками в своих быличках. И потому сам луг является не просто местом действия, а еще одним, неодушевленным героем рассказа. Но чтобы читатель лучше заметил этот момент, автор и дал рассказу это название.
Ну обычно название произведения отражает его суть. И если прочитать рассказ, то становится понятным, почему автор так его назвал. В первой части подробно рассказывается как охотник плутает по холмам, а потом он выходит к лугу и узнает это место.
Кстати, этот луг существует на самом деле:
Главные события в рассказе происходят именно на лугу, поэтому писатель и решил так назвать свой рассказ.
К тому же в рассказе автор много внимания уделяет описанию природы, неудивительно, что и название он выбрал такое, ведь оно как нельзя лучше подходит к этому рассказу.
Что интересно, так это то что луг с таким названием на самом деле существует.
Название «Бежин луг» у И.Тургенева не придуманное, такой луг есть в Тульской области, нынешний Чернский район. Там Тургенев из имения Спасское-Лутовиново выезжал на охоту с егерем Афанасием Алифановым, а позднее записи об охоте включил в свои рассказы.
Начнем со значения самого слова БИРЮК.
Это слово имеет прямое и переносное значения, которые приводятся во всех словарях русского языка, начиная со словаря В.И. Даля.
В прямом смысле бирюком называют волка, а чаще всего волка-одиночку.
В русских народных сказках можно встретиться с бирюком.
В переносном значении это слово относят к человеку, который живет замкнуто, в стороне от других людей, то есть нелюдимого, неразговорчивого, замкнутого, угрюмого человека.
Именно о таком человеке и ведется рассказ «Бирюк» из цикла И.С. Тургенева «Записки охотника».
Лесника Фому никто по имени не зовет. У него есть прозвище БИРЮК среди местных мужиков, которые его очень боятся и считают злым, немилосердным, беспощадным. Да посмотрите на его портрет, на один его взгляд.
А живет он в своей лесной сторожке, действительно, отгороженный от всех людей, замкнутый, угрюмый, как волк-одиночка. Вот поэтому и рассказ, главным героем которого он является, и называется по его прозвищу БИРЮК.
Именно на это указывает в своих воспоминаниях Смольников.
Каким же предстает перед нами Бежин луг в описании Тургенева?
Рассказчик видит его поздним вечером, залитым темнотой. Он больше угадываем, чем замечает высокие травы и далекую стену деревьев, чьи кроны выделяются на фоне ночного неба.
Свет костра делает ночные тени пугающими и навевает особое настроение у героев рассказа. Не будь рядом Бежиного луга, их рассказы не казались бы такими страшными и красивыми одновременно.
Звездная ночь придает особое очарование картине. Рассказчик любуется тонким месяцем, яркими звездами, млечным путем.
А утром он сравнивает росу на траве с алмазами, настолько ярко в ней отражается золотистый солнечный свет.
Прекрасно описание природы в рассказе Тургенева «Бежин луг». Автор находит очень яркие образы и эпитеты для описания обычных и привычных всем вещей. Это описание покоряет своей красотой и читать его одно удовольствие.
Также прекрасно описаны мальчики, четыре простых крестьянских мальчика и один мальчик из богатой семьи, который видимо пошел с ребятами из любопытства.
Мне больше всего в этом рассказе понравились именно рассказы мальчиков, в которых можно было увидеть и полет фантазии и некоторые предрассудки, почему-то очень милые.
На мой взгляд, трактовать смысл рассказа «Муму» (кстати, теперь это произведение чаще называют повестью) следует намного шире.
Да, безусловно, основной конфликт произведения разворачивается вокруг собачки немого дворника Герасима, который в силу своего врождённого недостатка только и мог произносить нечто похожее на мычание и подзывал свою любимицу этим «муму», отчего и стали все называть собаку Муму, а ласково – Мумуней.
Барыня приказала собаку истребить, Герасим пытался её спасти от гнева хозяйки, но после неудачных попыток скрыть её в своей каморке ему пришлось подчиниться.
Но мы ведь имеем дело с художественным произведением, а не с обычной житейской историей, которая, кстати, и была положена в основу рассказа. А в художественном произведении есть идея, использованы определённые средства выразительности для её воплощения, поэтому объяснять название только кличкой собаки и тем, что Герасим ничего больше произносить не мог, было бы неверно.
Со школьных лет мы знаем, что рассказ направлен против крепостного права. Крепостное крестьянство России было великой силой, но бесправной и безмолвной в том смысле, что противоречить приказам своих господ крестьяне не имели права и молча терпели их произвол. Могучий, сильный Герасим, взятый по прихоти барыни из деревни в Москву, символизирует силу народа, его немота – символ бесправия.
И. С. Аксаков, прочитавший рассказ ещё в рукописи, так отозвался о его главном герое и символическом значении его образа:
Конечно, в уходе Герасима из Москвы в деревню мы видим протест героя против жестокости барыни, но обратим внимание на финал произведения:
Почему Тургенев трижды в одном предложении повторяет слово по-прежнему? Да потому, что даже самовольный уход Герасима не освободил его от крепостной зависимости, от рабства.
Таким образом, в названии «Муму» надо видеть не только частный случай (кличка собаки, связанная с невозможностью её хозяина говорить), но и более глубокий смысл: название и главный герой произведения символизируют весь российский крепостной люд, униженный, абсолютно бесправный, но безмолвно сносящий эти бесправие и унижения.