Газпромнефть и газпром в чем отличия заправок
Отличие сетей Газпром и Газпромнефть
Дата публикации: 1 сентября 2021
В пятерку лидеров российских поставщиков бензина и дизтоплива сегодня входят такие компании, как «Газпром» и «Газпром нефть». Схожесть названий и даже логотипов наводит на мысль, что это разные подразделения одной компании, но подобное заблуждение демонстрирует свою несостоятельность при первом же посещении АЗС. Так в чем же разница между заправками «Газпрома» и «Газпром нефти»? Давайте, постараемся найти ответ на этот вопрос.
Основные особенности Газпром и Газпром нефть
Компания «Газпром» сегодня является не только крупнейшим российским поставщиком газа, но и владельцем заводов по переработке нефти, а также обширной сети АЗС на территории России и СНГ. Основу ее нефтеперерабатывающих мощностей составляют НПЗ «Газпром нефтехим Салават», Московский нефтеперерабатывающий завод и Омский НПЗ. Сеть заправок в основном сосредоточена на территории европейской части РФ.
Компания «Газпром нефть» – это дочернее предприятие «Газпрома», появившееся в 2006 году в результате поглощения «Газпромом» компании «Сибирская нефтяная компания». Сеть АЗС «Газпромнефть» занимается розничной реализацией топлива на территории России, СНГ и ЕС. Предприятие имеет долю как в общих с «Газпромом» мощностях (Омский и Московский НПЗ), так и часть в заводах совместно с другими компаниями (ЯНОС и Мозырский НПЗ). Заправки «Газпромнефти» в основном сосредоточены на территории европейской части России и Западной Сибири. В Крыму и на Дальнем Востоке их заметно меньше.
Учитывая наличие общих производственных мощностей и стандартов качества топлива, трудно понять, чем отличается АЗС «Газпрома» от «Газпромнефти». Исходя из таких соображений, неопытные водители не особо вчитываются в название при выборе заправки и попадают в неприятные ситуации. Например, при покупке бензина на АЗС «Газпрома» покупатель не сможет расплатиться топливной картой «Газпром нефти». Такие сюрпризы могут не только испортить настроение, но и создать серьезные трудности при расчете за горючее, поэтому лучше подробно изучить все отличия во избежание возможных проблем.
Качество бензина на АЗС Газпром и Газпром нефть
Оборудование на АЗС и качество дополнительных услуг
В этом вопросе заправки двух компаний также имеют много общего: достаточное количество колонок на всех точках и хороший дополнительный сервис. На АЗС водители могут:
На заправках обоих компаний также можно поесть. Разумеется, здесь не подадут свежих устриц, но вкусный фастфуд и кофе гарантирован всем покупателям. Возможно, гурманы могли бы объяснить, в чем разница между едой на АЗС «Газпрома» и «Газпромнефти», но для большинства водителей отличия не существенны.
Где лучше заправляться?
Цены на топливо хоть и зависят от региона и расположения АЗС, но все же колеблются в одних и тех же пределах. При выборе заправки учитывайте перспективы постоянного сотрудничества и бонусные программы. Изучив эти вопросы, Вы поймете, в чем отличие «Газпрома» и «Газпром нефти» и с какой из этих компаний сотрудничество будет более продуктивным в вашем случае.
«Газпром» и «Газпромнефть» одна сеть?
К лидерам российских поставщиков бензина и дизтоплива относятся такие компании как «Газпром» и «Газпромнефть». На первый взгляд может показаться, что это два подразделения одной крупной компании. Однако, это не совсем так. Давайте разберёмся, в чём связь и отличия данных предприятий.
Основные особенности Газпром и Газпром нефть
Компания «Газпром» сегодня является не только крупнейшим российским поставщиком газа, но и владельцем заводов по переработке нефти, а также обширной сети АЗС на территории России и СНГ. Основу ее нефтеперерабатывающих мощностей составляют НПЗ «Газпром нефтехим Салават», Московский нефтеперерабатывающий завод и Омский НПЗ. Сеть заправок в основном сосредоточена на территории европейской части РФ.
Компания «Газпром нефть» – это дочернее предприятие «Газпрома», появившееся в 2006 году в результате поглощения «Газпромом» компании «Сибирская нефтяная компания». Сеть АЗС «Газпромнефть» занимается розничной реализацией топлива на территории России, СНГ и ЕС. Предприятие имеет долю как в общих с «Газпромом» мощностях (Омский и Московский НПЗ), так и часть в заводах совместно с другими компаниями (ЯНОС и Мозырский НПЗ). Заправки «Газпромнефти» в основном сосредоточены на территории европейской части России и Западной Сибири. В Крыму и на Дальнем Востоке их заметно меньше.
Учитывая наличие общих производственных мощностей и стандартов качества топлива, трудно понять, чем отличается АЗС «Газпрома» от «Газпромнефти». Исходя из таких соображений, неопытные водители не особо вчитываются в название при выборе заправки и попадают в неприятные ситуации. Например, при покупке бензина на АЗС «Газпрома» покупатель не сможет расплатиться топливной картой «Газпром нефти». Такие сюрпризы могут не только испортить настроение, но и создать серьезные трудности при расчете за горючее, поэтому лучше подробно изучить все отличия во избежание возможных проблем.
Качество бензина на АЗС Газпром и Газпром нефть.
Оборудование на АЗС и качество дополнительных услуг
В этом вопросе заправки двух компаний также имеют много общего: достаточное количество колонок на всех точках и хороший дополнительный сервис. На АЗС водители могут:подкачать колеса; помыть стекла; пропылесосить салон; приобрести различные товары для автомобиля и расходники.
На заправках обоих компаний также можно поесть. Разумеется, здесь не подадут свежих устриц, но вкусный фастфуд и кофе гарантирован всем покупателям. Возможно, гурманы могли бы объяснить, в чем разница между едой на АЗС «Газпрома» и «Газпромнефти», но для большинства водителей отличия не существенны.
Где лучше заправляться?
Цены на топливо хоть и зависят от региона и расположения АЗС, но все же колеблются в одних и тех же пределах. При выборе заправки учитывайте перспективы постоянного сотрудничества и бонусные программы.
Следует заметить, что сеть «Газпром нефть» становится более обширной, а вот «Газпром» сдаёт свои обороты. Если обратить внимание, то АЗС первой более модернизированы и современнее, в отличие от «Газпром». Так же известна информация о том, что руководитель сети «Газпром нефть» повсеместно выкупает заправки у «Газпрома» в выгодных для него района. С чем это может быть связано? Вполне возможно, что он заинтересован в крупном развитии своей дочерней компании, в отличие от второй АЗС, которая из года в год просто продолжает продавать топливо. Кто знает, может через 5-7 лет от АЗС «Газпром» останется только история. А как считаете вы, у Газпрома есть шанс жить ещё «долго и счастливо»?
Сеть заправок “Газпромнефть” и АЗС “Газпром” – в чем отличие?
Не осведомленному человеку сначала трудно разобраться в чем различия этих двух заправочных станций, ведь у них у обоих одинаковый дизайн АЗС, аналогичный интерьер точек продаж и специальная одежда у работников магазинов. Итак, в чем же разница?
Из статьи Вы узнаете:
Немного из истории “Газпромнефть”
О заправках “Газпром”
Немного из истории “Газпромнефть”
Сеть заправок “Газпромнефть” и АЗС “Газпром” – это абсолютно разные сети реализации топлива, а значит и реализуемое горючее у них тоже разное. “Газпром нефть” образовался в 1995 году и в течение 10 лет у него было наименование “Сибирская нефтяная компания”. В 2005 году громадина “Газпром” купила контрольный пакет акций и приняла решение сменить свое название на “Газпром нефть”. Таким образом, Газпромнефть – это собственность великого Газпрома.
На тот момент Газпром получил огромную сеть АЗС под несколькими брендами. Но у нее была проблема – она не имела стандартного уровня обслуживания, оборудования и дизайна зданий.
Поэтому первоочередной целью компании стало создание единого бренда, основываясь на новой стратегии ОАО “Газпром нефть”. Отметим, что помимо торговли нефтепродуктами, компания успешно практикует добычу, переработку и перевозку готовой продукции.
О заправках “Газпром”
На этих заправочных станциях предоставляется возможность заправить транспорт сжиженным газом. Кстати, в этой сети АЗС все ГСМ производится из газоконденсатов. Оно имеет одно важное преимущество – в нем ничтожное количество серы и подобных примесей, а также нет соли тяжёлых металлов.
Производить бензин из газоконденсатов намного проще, потому что времени на его очистку уходит меньше, а в результате получается высококачественное топливо, которое соответствует строгим нормам ГОСТа.
О новом премиальном топливе от Газпромнефть G-Drive Diesel можете узнать тут.
«Здесь недолива быть не должно»: 10 моментов, которые стоит учитывать при выборе АЗС
Мнения читателей Т—Ж
На малознакомой заправке может быть некачественный бензин или его могут недолить, да и выбор еды часто оставляет желать лучшего.
Но случается и обратное: на новом топливе машина резво едет, а с вкусным кофе и сам чувствуешь себя бодрее. Читатели Т—Ж рассказали, на каких АЗС они заправляют свой автомобиль и какие факторы влияют на их выбор.
Это комментарии читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Заправляюсь на сетевых заправках: «Лукойле», «Газпромнефти», «Шелле». В июне пользовался «Лукойлом», так как был кэшбэк 5% от Тинькофф плюс два рубля с литра по карте лояльности.
У нас в Ульяновске несколько лет назад появился «Лукойл», но, как оказалось, по франшизе. Общероссийские карты лояльности не принимают, только местные. Первое время качество бензина было неплохое, но теперь обхожу стороной: машина тоже перестала его воспринимать, разве что 98-й если лить. Есть еще локальная сеть «Ульяновск Центр Газ» — ни разу не приходилось там заправляться, но внешний вид доверия не вызывает. Раньше, до появления «Лукойла», заправлялся на «Роснефти». Но тоже стало расстраивать качество бензина: машина откровенно не едет.
В остальном у себя в регионе стараюсь всегда заправляться на «Шелле». Эти заправки появились у нас буквально год-два назад. Очень радует качество топлива: машина прямо несется. Хотя и выходит чуть дороже, чем у остальных, — беру топливо V-Power. АЗС приятные сами по себе: всегда все чисто и убрано, на какую бы заправку я ни заехал.
В поездках стараюсь заправляться на «Газпроме»: потрясающий бензин, заправки приятные, чистые. Жаль, что в Ульяновской области их нет.
Свой Фокус заправляю всегда на «Газпромнефти» 95-м бензином. В редких случаях, во время поездок, — на «Лукойле» и «Роснефти». Перед дальней поездкой планово менял бензонасос с фильтром грубой очистки — бак полностью чистый, фильтр не забит.
Пять лет заправлялся только на «Роснефти», так как АЗС рядом с домом. Лил АИ-95.
Год назад, во время путешествия по Северо-Западу, заправлялся на АЗС «Несте»: был наслышан о высоком качестве бензина. Результат не заставил себя долго ждать, машину будто подменили. Понял, что все предыдущие годы заливал не лучшее топливо.
По приезде домой в Москву перешел на «Шелл». Почти год заправляюсь исключительно их бензином. Хорошее качество АИ-95. А цена даже немного ниже, чем в «Роснефти» на АЗС рядом с домом.
Летом и на дальнюю дорогу заправляю АИ-95 V-Power на «Шелле». Да, почти на три рубля дороже, чем обычный, но качество топлива, динамика и, главное, расход на выходе дают отличный результат. То есть если лить более качественный и дорогой бензин, стоимость километра дороги выходит ниже, чем в случае с обычным АИ-95.
Заправляюсь на АЗС «Газпром» — не путайте с «Газпромнефтью». На «Газпроме» качественное топливо, разнообразный ассортимент сопутствующих товаров, в том числе напитков, накопительная система скидок по карте, а также профессиональный и вежливый персонал.
Прокладывая маршрут, всегда стараюсь узнать расположение АЗС этой сети. По трассе М4 они расположены очень удачно. Заправляю полный бак, и его хватает до следующей заправки. Если по пути нет «Газпрома», то заправляюсь на «Роснефти» — их карта лояльности тоже есть. Но система лояльности «Газпрома» мне нравится больше, потому что скидку предоставляют сразу при оплате, в момент заправки.
У нас в Крыму нет заправок, которые есть на материке. Здесь свои местные сетевики: Atan, Tes, Grifon. У нас нет «Макдональдса». Зато на заправке Atan есть его местный аналог — Eaty. У них самые вкусные бургеры в городе. Иногда прошу мужа специально туда заехать ради них. Жаль, что он не ест говядину и бываем мы там нечасто. А вообще, он не заморачивается и выбирает ту заправку, которая попалась по пути или где бензин дешевле.
Стоимость не интересует, я даже не могу представить, сколько стоит бензин. Системы лояльности не интересуют. Зачем мне эти три бонуса кэшбэка? Главное — это скорость и минимум взаимодействия с людьми.
До недавнего времени из топовых брендов в Пермском крае был только «Лукойл». Поэтому выбирать было не из чего. Сейчас появилась «Газпромнефть» — бензин лучше, цена ниже и вообще приятнее.
В городе сложно заметить разницу в поведении машины, если только она не начала чихать, дергаться и глохнуть. Расход топлива тоже зависит от множества факторов: настроения водителя, загруженности багажника, аэродинамики, работы электроники, открытых окон, дорожной ситуации, давления в шинах и даже скорости ветра. На одной и той же заправке с одним и тем же бензином, водителем и автомобилем невозможно получить абсолютно одинаковые показатели в разные дни.
Одни мои знакомые доказывают, какой хороший бензин на «Лукойле» и плохой на «Роснефти», а другие, наоборот, — какой хороший на «Роснефти» и не дай бог хотя бы раз заправиться на «Лукойле». Мне от таких загонов и вечных споров смешно. Если у меня загорелась лампочка, я просто еду на ближайшую заправку. Чаще всего это одна неизвестная АЗС рядом с моим домом, которая есть в «Яндекс-заправках». В остальных случаях заправляюсь на любых сетевых АЗС, и никогда никаких проблем с машиной не было: едет как обычно.
Авто. Статьи для автомобилистов и тех, кто подумывает ими стать: сколько стоит владеть машиной, к чему нужно быть готовым и как отстаивать свои автомобилистские права
Геннадий, сарказм я выкупил)
Андрей, у меня турбовый мотор, по паспорту можно 92.
Лью я, конечно, 95
Работаю на бензовозе. Качество топлива зависит не от заправки а от завода изготовителя. Но стоит сказать что бензин «сваренный» на одном и том же заводе в разное время может существенно отличаться. Это зависит от качества исходного сырья и технологических процессов. А заправки стараюсь выбирать не по названию а по внешнему виду, там где чистота и порядок, всё остальное тоже будет в норме, и своевременная смена фильтров на топливораздаточных колонках и отсутствие недолива.
Nikolay, видимо у вас мнение авторитетное? Ну объясните тогда почему некоторые партии бензина за считанные секунды оставляют ожоги на коже? и пары такие едкие что хоть противогаз надевай? Почему мутнеет при контакте с воздухом и становится похож на кисель? Почему без использования красителя цвет бывает как у болота? Как такие партии мимо лаборантов проходят? А может это норма для них и всё так и должно быть? Может вы осведомлённый человек и можете просветить почему иногда так партии отличаются? А если нет, то не пишите ересь.
Умиляют отзывы о том, что на топливе Шелл «машина едет». У Шелл нет НПЗ в России. Они просто перепродают топливо Роснефти/Газпром/Лукойл.
А ещё забавно о том, что колонка эталонно льёт 10 литров, потому что на таком объеме проверяют)))
ТЖ, эту статью нужно просто снести. Ну или следом дать другую: «развенчиваем мифы об АЗС»
Nikolay, заодно, кстати, раскроете вселенский заговор, как проклятые капиталисты портят бензин! Видимо, следят только за качеством керосина, иначе как самолеты летают?
Возможно мой комментарий будет не совсем репрезентативен, поскольку живу в Эстонии. Но всё же я относительно недавно переехал и замечаю разницу в подходах ко многим вещам по сравнению с РФ.
Итак, в Эстонии, как и во многих иных сферах, выбора из брендов меньше, чем в России, однако это компенсируется отсутствием необходимости мучительно выбирать «из двух стульев». Основные крупные заправочные сети: Alexela, Cirkle-K, Neste и Olerex. Бензин по субъективному ощущению везде более-менее одинаковый. Далее можно приметить небольшие отличия. Так как Эстония в ЕС, тут действует директива ЕС о топливе с содержанием биоэтанола. Это тот самый пресловутый 95E10 (типа АИ-95 c 10-процентной примесью биоэтанола). На тему такого топлива сломано куча копий, с одной стороны оно считается «экологичнее», с другой стороны оно может быть опасно для топливных систем старых авто из-за повышенных коррозийных свойств, с третьей оно ещё не очень энергоэффективно и нестабильно при долгом хранении. Тут есть разные мнения, но потребители Эстонии, в целом, проголосовали рублём, то есть евро: найти топливо с биоэтанолом сложно. Cirkle-K и Alexela явно указывают, что реализуют топливо без его содержания (95E0). К слову, 98-й тоже без биоэтанола (98E0), а 92-го просто не существует.
Я пользуюсь заправками Alexela, Cirkle-K и Neste (в порядки убыли моего личного предпочтения). Нравится, что практически все заправки оснащены платёжным терминалом прямо около шланга, даже если заправка имеет магазин. И нет заправщиков: мне этот сервис в РФ всегда казался надуманным и неудобным, типа ты ещё по-хорошему заправщику мелочи отсыпать должен, которой никогда нет. Тут всё просто, заправки зачастую вообще без живых людей: подъезжаешь, оплачиваешь, заливаешь. Просто и понятно. Самые распространённые заправки с магазинами — это Cirkle-K. В магазинах при заправках этого бренда можно всегда перекусить и выпить вменяемого кофе из автомата. Да, я обратил внимание, что в Эстонии кофе из автоматов можно пить. В РФ (преимущественно Московская область) кофе из автоматов на заправках либо отдаёт псивой тряпкой (следы плесени), либо жжёной горечью (прогоркло зерно и его масла и нарушен регламент очистки). Вот реально, почти везде, даже на любимом мною Шелле. Единственная заправка, где мне всегда попадался хороший кофе — подмосковный бренд Трасса. В Эстонии же в 95 процентов случаев автомат нальёт вменяемый кофе, видно ухода больше, требования публики выше и этому уделяется внимание.
Как происходит оплата: подъезжаешь, вставляешь нужный шланг (95, 98 или дизель), далее регистрируешь карту клиента, оплачиваешь картой сумму залога, заливаешь. По окончании заправки залог расхолживается и формируется транзакция на сумму фактически залитого топлива. По желании можно получить чек. Залог бывает разный и есть всегда, если оплачивать картой не местного банка. На Alexela, например, он равен 150 евро.
Что касается клиентских карт и программ лояльности. Кэшбэка тут нет. Вообще, в еврозоне (SEPA) очень низкий интерчардж, поэтому в принципе программы денежного кэшбэка банкам не с чего лепить. Наверное, это правильно. То есть, не совсем его нет, на самом деле есть какие-то карты небанковских платёжных сервисов с каким-то кэшбэком, но там всё как-то стрёмно. В традиционных банках обходятся без него. Но у каждой заправки, тем не менее, есть клиентская программа, но она работает с прямой скидкой. Проиллюстрирую примером: На моей «домашней» заправке я получаю скидку в размере 4 цента за литр: 3 цента просто по факту регистрации клиентской карты, ещё 1 цент за то, что пользуюсь заранее выбранной «домашней» заправкой. Могу получить ещё дополнительный 1 цент за литр при наличии контракта на поставку газа, но его у меня нет. Подобные программы есть у всех заправочных брендов, иногда они совмещены с картами иных партнёрских сетей из других сфер обслуживания некими «кластерами брендов». Либо многие торговые сети позволяют привязать свой государственный ID к системе лояльности и регистрироваться в терминале по предъявлению своей ID-карты (гражданской или ВНЖ, не важно). На Cirkle-K, например, ещё на карте можно «копить кофе» — шестой бесплатно. В целом, мне нравится, что скидка не отложена в виде «бонусов», которые и сгорают регулярно, и курс их не всегда очевиден, а является реальной здесь и сейчас.
Cirkle-K мне кажется самой «навороченной» сетью: тут есть и мобильное приложение с возможностью оплаты заправки через него, и поддержка международных систем топливных карт (например, DKC), и классные магазины, зачастую фаст-фуд закусочные с том же здании, автоматические автомойки, насос для шин и т.д. Но мне больше нравится безлюдный терминал Alexela, а в Cirkle-K я просто заезжаю или захожу пешком за кофе. Заправки Neste просто не зашли, почему сложно сказать, а Olerex банально нет по пути (был там один раз и как-то не понравилось).
Кстати, в Ленинградской области часто встречаются Cirkle-K и Neste, но не разу туда не попадать не приходилось. Наверное, это всё.
«Газпром нефть» VS «Сургутнефтегаз» — какие акции выбрать?
«Газпром нефть» (SIBN) и «Сургутнефтегаз» (SNGS) — крупные российские нефтедобывающие компании. Имеют вертикально интегрированную структуру бизнеса. Занимаются поиском месторождений углеводородов, добычей нефти и газа, переработкой и созданием нефтепродуктов, а также реализацией продукции в России и на зарубежных рынках, в том числе через собственные АЗС.
Контролирующим акционером «Газпром нефти» является государственный газовый монополист «Газпром», а структура акционерного капитала «Сургутнефтегаза» весьма запутанна. Понять, кто действительно контролирует компанию, сложно, ведь большую часть её акций держат дочерние организации самой компании.
В этой статье постараемся разобраться, что объединяет и что отличает два бизнеса, рассмотрим динамику их основных операционных и финансовых показателей, оценим структуру доходов и рассчитаем ключевые мультипликаторы. Также проанализируем динамику котировок акций на бирже и попробуем подвести итог — какой бизнес выглядит привлекательнее с точки зрения инвестора.
Ключевые добывающие и перерабатывающие активы «Газпром нефти» и «Сургутнефтегаза» расположены в России, а основной доход обе компании получают от продажи нефти и нефтепродуктов. Однако структура доходов значительно отличается.
«Газпром нефть» основную выручку получает от продажи нефтепродуктов: 69,2% от всей выручки по итогам 2020 г. А «Сургутнефтегазу» основную выручку от реализации приносит продажа сырой нефти внешним покупателям: 59,4% от всей выручки по итогам 2020 г.
Структура выручки ПАО «Газпром нефть» в 2020 г., %
Структура выручки ПАО «Сургутнефтегаз» в 2020 г., %
Обе компании зависят от ситуации на рынке углеводородов и мировых цен на нефть и нефтепродукты. 2020 г. ознаменовался одним из самых глубоких кризисов на нефтегазовом рынке и был вызван целым рядом факторов, включая относительно тёплый зимний сезон 2019/2020, пандемию коронавируса и введение ограничительных мер, падение деловой активности и превышение предложения над спросом на рынке нефти, сложные переговоры внутри ОПЕК+ о дополнительном сокращении добычи. Всё это привело к обвалу цен на рынке углеводородов в первой половине 2020 г. и вынудило крупнейшие страны-производители нефти объявить о рекордном сокращении добычи с 1 мая 2020 г.
Ограничения на добычу и постепенное ослабление карантинных мер позволили восстановить спрос и цены на рынке углеводородов. К лету 2021 г. цены на нефть на мировых биржах вернулись к допандемийному уровню.
Цены на нефть и средние нетбэки, долл./барр.
Россия входит в тройку крупнейших стран-производителей нефти наряду с США и Саудовской Аравией. При этом основными потребителями жидких углеводородов являются регионы Азии, Северной Америки и Европы.
Объём среднесуточной добычи нефти по странам в 2020 г., млн барр./день
Мировой спрос на жидкие углеводороды по регионам в 2020 г., %
В результате кризиса объёмы добычи нефти в России в 2020 г. обрушились до многолетнего минимума. Сократились и объёмы экспорта нефти и нефтепродуктов из России.
Динамика добычи нефти в России, млн т
Экспорт нефти и нефтепродуктов из России в 2016–2020 гг., млрд долл.
«Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз» являются одними из ведущих представителей российского нефтедобывающего сектора. По итогам 2020 г. обе компании занимали примерно равную долю в общей добыче нефти — около 11%.
Структура добычи нефти и газового конденсата в России в 2020 г., %
По мере восстановления спроса и цен на рынке углеводородов ОПЕК+ постепенно снижает ограничения на добычу нефти. В августе 2021 г. было принято решение о восстановлении добычи на 400 тыс. баррелей в сутки ежемесячно, однако действие ограничений может продлиться как минимум до конца 2022 г., что будет сдерживать динамику операционных показателей российских нефтяных компаний.
Более 90% всей выручки «Газпром нефти» и «Сургутнефтегаза» приносит продажа нефти и нефтепродуктов. Кризис 2020 г. и ограничения ОПЕК+ заставили обе компании сократить объёмы добычи и переработки.
«Газпром нефть» сократила добычу на 4% до 60,5 млн т, а «Сургутнефтегаз» — на 10% до 54,8 млн т. В целом за пять лет объёмы добычи обеих компаний практически совпали: 309,1 млн т у «Газпром нефти» против 298,8 млн т у «Сургутнефтегаза». При этом в 2016 г. объём нефтедобычи «Сургутнефтегаза» был на 3% больше, чем у конкурента, а в 2020 г. уже «Газпром нефть» добыла на 11% больше нефти.
Объёмы добычи нефти, млн т
Если по объёмам добычи нефти в 2016–2020 гг. компании оказались практически равны, то за последние пять лет по объёмам извлекаемого природного газа «Газпром нефть» опередила конкурента практически в четыре раза: 187,9 млрд м 3 у «Газпром нефти» по сравнению с 48,1 млрд м 3 у «Сургутнефтегаза».
Объёмы добычи газа, млрд м 3
По объёмам переработки нефти «Сургутнефтегаз» также уступает конкуренту. За последние пять лет компания переработала около 91,7 млн т нефтяного сырья по сравнению с 206,8 млн т у «Газпром нефти».
В целом объёмы переработки обеих компаний в 2016–2020 гг. стагнировали. По итогам 2020 г. «Сургутнефтегаз» переработал около 18,2 млн т нефти и произвёл 17,8 млн т нефтепродуктов. «Газпром нефть» в том же году переработала 40,39 млн т нефти и произвела 39,43 млн т нефтепродуктов.
Объёмы переработки нефти, млн т
Обе компании практически равны по объёмам добычи нефти, однако «Сургутнефтегаз» уступает «Газпром нефти» по объёмам добычи газа и выпуска нефтепродуктов, что отражается на структуре выручки обеих компаний. «Сургутнефтегазу» больше всего денег приносит продажа сырой нефти, а «Газпром нефть» основной доход получает от продажи нефтепродуктов. В 2020 г. добыча «Сургутнефтегаза» упала заметнее, чем у «Газпром нефти».
Так как переработанная продукция стоит дороже сырья, выручка «Газпром нефти» в последние годы была выше, чем у «Сургутнефтегаза».
В целом динамика выручки у обеих компаний схожа: рост с 2016 по 2018 г. и падение с 2018 по 2020 г. В 2020 г. на фоне падения операционных показателей и цен на углеводороды выручка «Газпром нефти» сократилась на 20% — до 2 трлн руб. Выручка «Сургутнефтегаза» снизилась к уровню 2019 г. на 35% — до 1,2 трлн руб. — и достигла многолетнего минимума на фоне кризиса.
5 компаний с выручкой более 1,5 трлн руб. в 2020 г.
Динамика выручки, млрд руб.
Ещё более глубоким оказалось падение показателя EBITDA год к году. У «Сургутнефтегаза» EBITDA снизилась на 46% по итогам 2020 г., а у «Газпром нефти» — на 48% на фоне неблагоприятной рыночной конъюнктуры.
Динамика EBITDA, млрд руб.
Динамика чистой прибыли, млрд руб.
Чистая прибыль «Сургутнефтегаза» в 2020 г. оказалась в 6,3 раза выше, чем у «Газпром нефти»: 742,9 млрд руб. по сравнению с 117,7 млрд руб. При этом «Сургутнефтегаз» увеличил прибыль по сравнению с 2019 г. в семь раз, а «Газпром нефть» сократила в 3,4 раза.
Топ-5 компаний по размеру чистой прибыли в 2020 г.
Причина столь сильного роста чистой прибыли у «Сургутнефтегаза» в 2020 г., несмотря на падение выручки и EBITDA, кроется в положительной переоценке курсовых разниц на сумму 609,3 млрд руб. У компании на счетах, в том числе валютных депозитах, лежало на конец 2020 г. около 4 трлн руб. Переоценка валюты из-за девальвации рубля привела к росту чистой прибыли.
Компании с запасом денежных средств более 200 млрд руб.
Сумма денежных средств и их эквивалентов ПАО «Сургутнефтегаз», млрд руб.
Из-за гигантской финансовой подушки, которая с каждым годом только растёт, «Сургутнефтегаз» имеет отрицательный чистый долг и является рекордсменом по этому показателю среди российских публичных компаний.
У «Газпром нефти» чистый долг по итогам 2020 г. вырос на 10% — до 547,1 млрд руб.
5 компаний с отрицательным чистым долгом.
Динамика чистого долга, млрд руб.
Уровень долговой нагрузки по коэффициенту «чистый долг / EBITDA» у «Газпром нефти» увеличился за 2020 г. с 0,7 до 1,3, что говорит о низком уровне закредитованности и хорошей финансовой устойчивости. Для «Сургутнефтегаза», финансовая подушка которого значительно превосходит все краткосрочные и долгосрочные обязательства, данный коэффициент не актуален.
Коэффициент «чистый долг / EBITDA»
По размеру капитальных расходов за последние пять лет «Газпром нефть» превзошла «Сургутнефтегаз» в 2,4 раза. Инвестиции «Газпром нефти» с 2016 по 2020 г. составили почти 1 трлн руб. по сравнению с 822,5 млрд руб. у «Сургутнефтегаза». «Дочка» «Газпрома» значительно больше инвестирует в своё развитие, что отражается в сильных операционных результатах.
«Газпром нефть» входит в топ-5 по размеру капитальных затрат в 2020 г.
Динамика капитальных затрат, млрд руб.
На протяжении последних лет обе компании регулярно выплачивали дивиденды своим акционерам по итогам каждого года.
«Сургутнефтегаз» имеет обыкновенные и привилегированные акции. В уставе компании указано, что на привилегированные акции выплаты должны составлять не менее 10% чистой прибыли, разделённой на число акций, которые составляют 25% уставного капитала. При этом выплата на одну привилегированную акцию не может быть меньше, чем выплата на одну обыкновенную. Базой для расчёта дивидендов является чистая прибыль по РСБУ. Из-за большой валютной подушки колебания рубля оказывают значительное влияние на общий размер дивидендов по итогам отчётного года. На одну обыкновенную акцию компания в последние годы распределяла около 65 коп. ежегодно.
Новая редакция дивидендной политики «Газпром нефти» была утверждена в декабре 2020 г.: была закреплена норма выплат дивидендов на уровне 50% или более от чистой прибыли по итогам отчётного периода. При расчёте дивидендной базы компания корректирует чистую прибыль на разовые и неденежные статьи финансовой отчётности.
Пять компаний, которые увеличили дивиденды в 10 раз за 10 лет.
Динамика дивидендных выплат, млрд руб.
На конец сентября 2021 г. рынок оценивает «Газпром нефть» почти в полтора раза дороже, чем «Сургутнефтегаз». Более того, сложилась довольно специфическая ситуация, когда сумма денег и их эквивалентов (включая депозиты) на счетах «Сургутнефтегаза» превышает рыночную капитализацию компании. Это стало возможным вследствие того, что участники рынка не понимают, когда и на что бизнес планирует использовать накопленные финансовые резервы.
Рыночная капитализация «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти» на 23.09.2021, млн руб.
Котировки «Сургутнефтегаза» больше реагируют на волатильность курса рубля по отношению к доллару США, а не на ситуацию на нефтяном рынке. Это происходит из-за того, что переоценка валютного курса потенциально влияет на итоговую чистую прибыль и на размер дивидендов по привилегированным акциям.
Динамика котировок обыкновенных акций ПАО «Сургутнефтегаз», руб.
Динамика котировок привилегированных акций ПАО «Сургутнефтегаз», руб.
Котировки «Газпром нефти» отражают ситуацию на нефтяном рынке. В I полугодии 2020 г. на фоне развивающегося кризиса в углеводородной отрасли произошло резкое снижение котировок, однако по мере восстановления спроса и цен на нефть стоимость акций «Газпром нефти» практически вернулась на допандемийный уровень.
Динамика котировок акций ПАО «Газпром нефть», руб.
Если рассматривать только нефтегазовый бизнес обеих компаний, то «Газпром нефть» выглядит привлекательнее своего конкурента. Компания имеет лучшую динамику операционных показателей, у неё выше доля переработки добываемой нефти, что положительно отражается на выручке. Динамика «Сургутнефтегаза» говорит о стагнации нефтегазового бизнеса, при этом эмитент имеет непрозрачную структуру владения и раскрывает меньше данных о бизнесе для инвесторов.
У «Сургутнефтегаза» есть одно преимущество — огромная финансовая подушка, с учётом которой компания становится одной из самых фундаментально недооценённых на отечественном рынке. При грамотном использовании менеджментом денежных средств истинная стоимость бизнеса может раскрыться в будущем. Пока же компания несёт в себе большие валютные риски, особенно с учётом разгоняющейся долларовой инфляции.
Сравнительная таблица
Не терпится внедрить наши советы в работу? Откройте счёт в компании «Открытие Инвестиции» – здесь можно торговать как самостоятельно, так и под руководством профессионалов. А если в процессе появятся вопросы – задайте их через форму обратной связи. Постараемся ответить как можно подробнее!
Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 4
Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+
АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 (без ограничения срока действия).
ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.