Газпром газораспределение и газпром межрегионгаз в чем разница
В «Газпроме» ответили, что такое «Регионгаз» и стоит ли ему доверять
В Твери «походы» по квартирам сотрудников всяческих служб продолжаются. Люди, прикрываясь официальными организациями, продолжают зарабатывать деньги на доверчивых гражданах. На этой неделе читательница ТИА столкнулась с неким ООО «Регионгаз». Представительница этой непонятной фирмы ходила по квартирам домов на Соминке, смотрела газовые плиты, шланги и краны. Ну а потом, находя какие-то «недостатки» советовала тут же их менять. Благо совсем рядом находятся монтажники, которые со скидкой оперативно проведут работы.
Редакция отправила запрос в ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» и АО «Газпром газораспределение Тверь». И получила ответ, что никакой «Регионгаз» к ним не относится.
К тому же прибегать к услугам непонятной компании и доверять их сотрудникам менять что-либо крайне небезопасно!
«В сферу деятельности ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» входит бесперебойная поставка природного газа всем категориям потребителей, а также начисление и сбор платы за газ согласно тарифам (утвержденных ГУ «Региональная энергетическая комиссия Тверской области») на основании нормативов (утвержденных ГУ «Региональная энергетическая комиссия Тверской области») или показаний приборов учета. Кроме того, ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» ведет реестр заключенных договоров на техническое обслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (ТО ВДГО/ВКГО), так как в соответствии с Правилами пользования газом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 (далее — Правила №410), в случае отсутствия такого договора у потребителя поставка газа осуществляться не может.
ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» не имеет никакого отношения к коммерческой деятельности фирм, имеющих в своем наименовании составляющую «газ» и предлагающих жителям Твери и Тверской области разнообразные услуги по продаже и установке газового оборудования.
Нередко сотрудники этих фирм намекают или открыто говорят о том, что «все, кто занимается газом, относятся к «газпрому». Это утверждение противоречит истине. На территории Тверской области есть две компании, работающие в сфере поставки газа конечным потребителям и входящие в структуру ПАО «Газпром». Это ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» и АО «Газпром газораспределение Тверь». Компании «Газ Эксплуатация», «Газоучёт», «Межрегионгазсервис», «ТверьРегионГаз», «Регионгаз», «ГазЭнергоРесурс» и проч. к ПАО «Газпром» никакого отношения не имеют.
Законодательство Российской Федерации не запрещает деятельность по установке и обслуживанию газового оборудования, но предъявляет к этой деятельности очень серьезные требования, направленные в первую очередь на безопасность тех, кто пользуется газом.
Во-первых, согласно Правилам № 410, внутридомовое и внутриквартирное газовое оборудование, к которому относятся: газовые краны, шланги, счетчики, плиты, котлы и колонки и т.д. — заменять и обслуживать имеет право только та организация, с которой у абонента уже заключен договор на ТО ВДГО/ВКГО. (Расторгнуть предыдущий договор одномоментно и в одностороннем порядке, согласно Гражданскому кодексу, нельзя, необходимо в установленный срок уведомить об этом вторую сторону).
Во-вторых, организация имеет вести право такую деятельность на территории нашего региона, если она включена в соответствующий реестр ГУ «Государственная жилищная инспекция Тверской области».
В-третьих, организация, проводящая обслуживание внутридомового газового оборудования должна иметь договор на аварийное обслуживание с компанией, имеющую соответствующую службу. В Тверской области такая служба имеется у АО «Газпром газораспределение Тверь»
Все эти три условия должны быть обязательно соблюдены. Даже если не выполнено хотя бы одно их них, организация не имеет право совершать какие бы то ни было действия с газовым оборудованием.
Нередко коммерческие организации предлагают жильцам установить газоанализаторы. Обращаем ваше внимание, что в целях обеспечения безопасности нормами техрегулирования предусмотрена установка сигнализаторов загазованности, обеспечивающих при утечке газа подачу звукового сигнала с одновременным автоматическим отключением газа, в помещениях, где постоянно работает газовое оборудование, например, теплогенератор. Монтаж данного оборудования может выполнять только организация, имеющая обученный (образовательным заведением, имеющим лицензию, выданную органами государственной власти) персонал, специальное сертифицированное оборудование и приборы для проведения испытаний с применением контрольных газовых смесей. Сигнализатор загазованности должен монтироваться в комплекте с запорными клапанами, которые устанавливаются на газопровод, подводящий газ к газоиспользующему оборудованию. При утечке газа сигнализатор срабатывает, выдает звуковой сигнал и передает импульс на запорный клапан, который обеспечивает перекрытие.
Если звуковой газоанализатор все же установлен (пусть и за неоправданно высокую цену), он никак не может навредить владельцу. Гораздо неприятнее, если организация, именующая себя газовой службой, устанавливает газовые счетчики, не имея на то права. В этом случае возникнут юридические проблемы. Счетчик должен быть опломбирован. Это исключительная прерогатива региональной газовой компании, которая поставляет газ потребителю. В Тверской области такой компанией является ООО «Газпром межрегионгаз Тверь». Опломбировать региональная газовая компания может только счетчик, установленный организацией, с которой у абонента заключен договор на ТО ВДГО/ВКГО, которая внесена в соответствующий реестр ГУ «Государственная жилищная инспекция Тверской области» и которая имеет действующий договор на аварийное обслуживание.
Проблемные вопросы при идентификации или классификации сетей газораспределения и газопотребления
Активная фаза развития (строительства) газовой инфраструктуры длится уже порядка 70 лет. Пик пришелся на 70-е годы ХХ столетия. Протяженность сетей газоснабжения, построенных до 2010 года, составляет, по различным оценкам, до 80% от их общей протяженности на сегодняшний день.
В советской системе газоснабжения не было таких понятий, как «сеть газораспределения» или «сеть газопотребления», не было и проблем с их имущественной принадлежностью. До 2002 года существовала определенная система нормативных документов по соответствующим направлениям.
С 2002 года появляется новая форма технического регулирования, а именно правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам, в том числе процессам проектирования.
Основополагающим нормативным правовым актом становится Федеральный закон «О техническом регулировании» [1]. Один из основных принципов технического регулирования заключается в обязательности применения технических регламентов — документов, которые устанавливают обязательные для применения и исполнения требований к объектам технического регулирования. Для области газоснабжения были определены два основных объекта технического регулирования — сети газораспределения и сети газопотребления.
В 2010 году был принят технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления [2], действие которого распространялось на сети газораспределения и газопотребления.
С принятием Федерального закона «О техническом регулировании», помимо разработки и утверждения технических регламентов, началась масштабная реформа существующей ранее системы нормативных документов (строительных норм и правил, сводов правил и т.д.). Строительные нормы и правила прошли процедуру актуализации и перешли в формат сводов правил. Одно из обязательных условий актуализации составляло приведение строительных норм и правил в соответствие с требованиями технических регламентов.
В действующей нормативно-правовой системе, регулирующей процессы жизненного цикла, в том числе эксплуатации объектов газораспределения и газопотребления, большое значение имеет идентификационная принадлежность объектов. Технические требования к эксплуатации имеют принципиальные отличия между сетями газораспределения и сетями газопотребления.
В условиях сосуществования на одной территории нескольких газораспределительных организаций при формировании тарифа на транспортировку газа решающей становится газораспределительная организация, сеть которой непосредственно контактирует с сетью газопотребления абонента.
Кроме того, для сетей газораспределения, в отличие от сетей газопотребления, необходимо выполнение комплекса мероприятий, связанных с оформлением земельных участков под фундаменты опор надземных газопроводов, технологических устройств и сооружения на сети газораспределения, а также оформление охранных зон, которые представляют собой зоны с особыми условиями использования территорий.
Пунктом 4 [2] установлено, что его требования не распространяются на сети газопотребления жилых зданий. Однако при определении границ балансовой и имущественной принадлежности необходимо однозначно понимать, где заканчивается сеть газораспределения, на которую распространяются требования технического регламента, а где начинается сеть газопотребления жилого здания.
Термин «идентификация» приводится применительно к продукции в статье 2 [1]: «Идентификация продукции — установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам». Существенные признаки рассматриваются в совокупности. На сегодняшний день собственники сетей газораспределения и газопотребления, эксплуатационные организации, надзорные органы сталкиваются со сложностями при идентификации объектов, введенных в эксплуатацию до начала действия технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления. Это связано с тем, что в нормативной документации, разработанной до введения в действие технического регламента, отсутствовали существенные признаки, по которым в настоящее время идентифицируются сети газораспределения и газопотребления.
В пункте 7 [2] содержатся термины «сеть газораспределения» и «сеть газопотребления» с их определениями. В определениях дан существенный признак разделительной границы между сетью газораспределения и сетью газопотребления — наличие на данной границе отключающего устройства.
Правила идентификации вышеуказанных сетей содержатся в разделе II технического регламента. Эти правила содержат два основных положения: признаки идентификации и материалы идентификации. Один из материалов идентификации — проектная документация. Названия проектной документации «дорегламентного» периода не содержали в себе отнесения объекта к сети газораспределения или газопотребления и, как правило, носили название, например, «Газоснабжение объекта», «Системы газоснабжения». Еще одним существенным недостатком проектной документации «дорегламентного» периода была необязательность размещения отключающего устройства непосредственно на границе сети газораспределения и газопотребления. Отключающие устройства проектировались лишь по их прямому назначению — для отключения потребителей, секционирования сети и т.п.
В частности, СНиП 2.04.08-87* «Газоснабжение» [3], которые действовали до 1 июля 2003 года, распространялись на проектирование новых, расширяемых и реконструируемых систем газоснабжения и содержали в себе понятия «сети газораспределения» и «сети газопотребления». Кроме того, согласно п. 2.3 [3], на тот период существовала только классификация газопроводов и отсутствовало понятие «идентификация». Классы газопроводов с их классификационными показателями были приведены в приложении 1 [3]. Классификационные показатели в первую очередь учитывали физические свойства газопроводов (материал трубы, положение относительно поверхности земли и т.д.).
В то же время там присутствовал такой показатель, как «назначение в системе газоснабжения», и по этому показателю газопроводы делились на классы:
К классификационному признаку «Местоположение относительно планировки поселений» относились классы:
При этом следует обратить внимание на то, что классификационные показатели СНиП не уникальны, к разным показателям могут относиться одни и те же газопроводы, например: «Внутренние сбросные», «Внутренние продувочные», «Внутренние импульсные» или «Наружные распределительные». Также «вводной газопровод» состоит из «наружного» и «внутреннего». Использование таких признаков для современной идентификации не допускается.
В ряде случаев в спорных ситуациях происходит некорректная подмена понятий «классификация» и «идентификация». Согласно техническому регламенту, в число существенных признаков идентификации входят:
а) назначение;
б) состав объектов, входящих в сети газораспределения и газопотребления;
в) давление природного газа.
Признаки, указанные в [3], в большей степени можно отнести к составу объекта (в современной системе — идентификации), а не к его назначению.
Если проанализировать подходы к идентификации в судебно-экспертной практике, то становится ясно, что классификация является этапом идентификационного исследования. Идентификация — более широкое понятие, и она не может быть заменена классификацией.
Таким образом, сама по себе проектная документация (в том числе и ее название), разработанная на объекты газоснабжения в «дорегламентный» период, в частности, в соответствии со СНиП 2.04.08-87*, не может в полной мере служить основным документом для идентификации, а может быть использована в процессе идентификации лишь с целью получения информации о назначении объекта, составе объекта и давлении природного газа.
По тем же самым причинам и исполнительная документация на объект газоснабжения не может безоговорочно использоваться как материал идентификации. Однако идентифицировать «дорегламентные» объекты необходимо, в первую очередь для принятия правильных эксплуатационных решений и соблюдения требуемого уровня безопасности. В условиях невозможности использования всех материалов идентификации видятся несколько путей решения проблемы — это создание новой проектной документации на реконструкцию и капитальный ремонт спорных (не идентифицированных) объектов. Под «созданием» понимается инициирование либо процесса реконструкции объекта, либо капитального ремонта. После осуществления этих процессов у объекта появляется документация, которая может считаться материалом для идентификации.
Хотелось бы еще отметить, что, согласно техническому регламенту, к материалам идентификации относятся документы в области промышленной безопасности, такие как «заключение экспертизы промышленной безопасности проектной документации на консервацию и ликвидацию».
Однако процессы ликвидации и консервации не подразумевают в ближайшем будущем продолжения эксплуатации опасного производственного объекта (сети газораспределения или газопотребления). А вот техническое перевооружение опасного производственного объекта, часто выполняемое при его эксплуатации, по формальным признакам не может стать основанием для новой идентификации объекта, так как «заключение экспертизы промышленной безопасности документации на техническое перевооружение» согласно действующей редакции технического регламента не является материалом идентификации, что, на наш взгляд, представляет техническую ошибку при редактировании документа.
Процессы выявления и фиксирования идентификационных признаков, приведенные выше, не могут, на наш взгляд, быть основным вариантом. Необходимо иметь возможность проведения идентификации объекта иными способами. Если два из трех идентификационных признаков (см. выше) — «б) состав объектов, входящих в сети газораспределения и газопотребления» и «в) давление природного газа» — можно относить как к сети газораспределения, так и к сети газопотребления, то признак «а) назначение» имеет принципиальные отличия.
Термин «сеть газораспределения», приведенный в техническом регламенте, устанавливает, что это — «единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах, и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления (в том числе сети газопотребления жилых зданий)».
Термин «сеть газопотребления» устанавливает, что это — «единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, газоиспользующее оборудование, размещенный на одной производственной площадке и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления, до отключающего устройства перед газоиспользующим оборудованием».
Сложность в определении «назначения» объекта заключается в том, что согласно приведенной терминологии технического регламента «назначение» у сети газораспределения и газопотребления по своей сути одно — «транспортировка природного газа», и в случае невозможности установления границ сети (например, отсутствие отключающих устройств или проектной документации) однозначно идентифицировать участки сети не представляется возможным. В спорных ситуациях, для «дорегламентных» объектов, когда материалов идентификации недостаточно, а по другим признакам (состав, давление) объект можно отнести и к сети газораспределения, и к сети газопотребления, считаем возможным «назначение» спорного объекта рассматривать со стороны транспортировки газа одному потребителю (абоненту) или группе потребителей.
В случае если к спорному участку подключено несколько независимых потребителей, данный участок нельзя идентифицировать как «сеть газопотребления», и он должен быть идентифицирован как «сеть газораспределения». В качестве сети газопотребления он может быть идентифицирован в том случае, когда транспортирует газ единственному потребителю (абоненту).
К сожалению, данное утверждение не находит стопроцентного подтверждения в нормах права или документах технического регулирования, поэтому каждый конкретный случай должен рассматриваться индивидуально, а в ряде случаев право принятия окончательного решения может возлагаться на судебные органы.
Список литературы
Название сайта
ОАО «Газпром газораспределение» (до 12 апреля 2011 года – ОАО «Газпромрегионгаз») образовано 1 октября 2004 года с целью консолидации активов группы ОАО «Газпром» в газораспределительной сфере и осуществляет управление деятельностью газораспределительных организаций (ГРО) Российской Федерации.
Наша страница в facebook открыта для друзей. Станьте нашими друзьями. Ваши заявки на добавления в друзья присылайте на нашу страничку в facebook.
Владельцы ОАО «Газпром газораспределение»
ОАО «Газпром газораспределение» — дочерняя компания ООО «Газпром межрегионгаз» (100 % собственником ООО «Газпром межрегионгаз» является ОАО «Газпром»)
Генеральный директор ОАО «Газпром газораспределение» — Густов Сергей Вадимович.
Совет директоров ОАО «Газпром газораспределение»
1. Селезнев Кирилл Геннадьевич
Председатель Совета директоров, Член Правления, начальник Департамента маркетинга, переработки газа и жидких углеводородов ОАО «Газпром», генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз»
2. Густов Сергей Вадимович
Член Совета директоров, Генеральный директор ОАО «Газпром газораспределение»
3. Марков Владимир Константинович
Член Совета директоров, Член Правления, начальник Департамента по работе с органами власти Российской Федерации ОАО «Газпром»
4. Коноваленко Наталия Петровна
Член Совета директоров, Заместитель генерального директора по экономике и финансам ООО «Газпром межрегионгаз»
5. Мариничев Анатолий Юрьевич
Член Совета директоров, Заместитель генерального директора по капитальному строительству и инвестициям ООО «Газпром межрегионгаз»
6. Митюшов Алексей Александрович
Член Совета директоров, Генеральный директор ООО «Газпром энерго»
7. Михайлова Елена Владимировна
Член Совета директоров, Член Правления, начальник Департамента по управлению имуществом и корпоративным отношениям ОАО «Газпром»
8. Гараев Марат Марселевич
Член Совета директоров, Заместитель начальника Департамента меркетинга, переработки газа и жидких углеводородов – начальник Управления по маркетингу промышленной продукции
9. Фокин Георгий Анатольевич
Член Совета директоров, Генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург»
10. Шаталов Игорь Игоревич
Член Совета директоров, Заместитель начальника Финансово-экономического департамента ОАО «Газпром»
Арбитражный суд обязал ОАО «Газпром газораспределение Барнаул» заплатить штраф за нарушение антимонопольного законодательства
Арбитражный суд Алтайского края оставил без удовлетворения жалобу ОАО «Газпром газораспределение Барнаул», которое пыталось оспорить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы России по Алтайскому краю о наложении штрафа на общество в размере 300 тысяч рублей. Об этом ИА «Амител» сообщили сегодня, 15 февраля, в пресс-службе ФАС.
ссылка: http://www.amic.ru/news/208843/
В ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» обсудили программу газификации
15 февраля 2013 года прошло совещание, посвященное вопросам взаимодействия администраций всех уровней Новгородской области и ОАО «Газпром газораспределение Великий Новгород» по выполнению долгосрочной областной целевой программы «Газификация Новгородской области на 2009-2013 годы и на период до 2016 года» и плана-графика синхронизации выполнения Программы газификации регионов Российской Федерации.
ссылка: http://news.novgorod.ru/news/108171/
«Газпром» отмечает своё двадцатилетие
Вот уже восемь лет действует орловский филиал компании «Газпром газораспределение», обслуживая несколько тысяч километров сетей низкого давления. А ещё активно занимается благотворительной деятельностью, помогая ветеранским организациям и детскому спорту, храмам Орловско-Ливенской епархии и учреждениям культуры. Но все же главная гордость предприятия – его производственная деятельность. Об этом говорили и руководители филиала, и его рядовые работники.
ссылка: http://www.oryol.ru/material.php?id=28651
Блокпакет «Удмуртгаза» может быть продан «Роснефтегазом» «Газпрому»
Уставный капитал РОАО «Удмуртгаз» составляет 93 млн 591 тыс. руб., сформирован 9 359 100 именными обыкновенными акциями номиналом 10 руб. каждая. Акционеры предприятия: ОАО «Газраспредсеть» – 51%, ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ» – 25,0024%, ООО «Управляющая компания «Сервис» – 11,5206%, ОАО «Газпромрегионгаз» – 7,0223%, физлица – 3,9024%, прочие – 1,5522%. В конце 2011 года в результате перераспределения активов ОАО «Газраспредсеть» операционный контроль за деятельностью компании перешел от структур «КЭС-Холдинга» к управляющей компании ОАО «Газпром газораспределение». Выручка РОАО «Удмуртгаз» в 2011 году составила 1 млрд 211 млн 717 тыс. руб., чистая прибыль – 100 млн 147 тыс. руб., валовая прибыль – 281 млн 690 тыс. руб.
ссылка: http://www.udm-info.ru/news/economics/07-03-2013/agazprom.html
Известно, что в рамках разграничения полномочий по программам газификации «Газпром» строит межпоселковые сети, а региональные и местные власти – внутрипоселковые, они же квартальные. В отношении первой категории все достаточно ясно – построенные «Газпромом» газопроводы им же и эксплуатируются в лице газораспределительных организаций (ГРО), управляющихся компанией «Газпром газораспределение». С газопроводами, построенными на средства администраций и населения регионов, ситуация гораздо сложнее. Распространенными стали случаи, когда подрядные организации, нанятые для строительства сетей, хорошо заработав на выполнении этих работ, теряют интерес к построенному ими объекту сразу после ввода его в эксплуатацию. В итоге эти газопроводы, оказываясь на балансе структур, не имеющих статуса ГРО и соответственно без установленного тарифа ФСТ, являются фактически брошенными.
ссылка: http://www.ng.ru/energy/2013-02-12/12_truboprovody.html
Сергей Густов включен в рабочую группу Госсовета РФ по вопросу «О мерах по повышению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг»
«Газпром» забрал программу газификации регионов у «Межрегионгаза»
Кому доверят газификацию
«Газпром» после масштабных перестановок в правлении и изменения системы закупок продолжит реорганизацию бизнеса. Теперь монополия планирует провести реструктуризацию сбытовой «дочки» «Газпром межрегионгаза» с выручкой почти 900 млрд руб. в год, которая отвечала не только за поставки газа и сбор платежей, но и за газификацию регионов. Это следует из письма члена правления Елены Михайловой главе «Газпром инвеста» Вячеславу Тюрину от 24 апреля. У РБК есть копия письма, его подлинность подтвердил источник, близкий к «Газпрому».
«Газпром межрегионгаз» передаст «Газпром инвесту» функции по газификации, следует из документа. В 2005–2017 годах «Газпром» потратил на газификацию 324,7 млрд руб., или примерно 20–30 млрд в год. Инвестпрограмма «Газпрома» на 2019 год составляет 1,32 трлн руб., из них на капитальные вложения выделено 963 млрд руб. В этом году «Газпром» завершает прокладку экспортных газопроводов «Сила Сибири» в Китай и «Северный поток-2» в Европу, напоминает старший директор Fitch Дмитрий Маринченко. Возможно, после этого монополия сделает больший акцент на газификацию и увеличит инвестиции, полагает он.
В начале апреля «Газпром» назначил новым куратором всей инвестпрограммы Олега Аксютина, который стал заместителем председателя правления. Компания «Газпром инвест», которая теперь находится в ведении топ-менеджера, получила полномочия для реализации инвестпрограммы. «Газпром инвест» наделен функциями единого заказчика по капитальному строительству «Газпрома», в том числе по программе газификации, объяснил РБК представитель концерна Сергей Куприянов. Поставки и распределение газа останутся за «Газпром межрегионгазом», добавил он. Логика в том, чтобы консолидировать работы по капитальному строительству в одной «дочке», говорит заместитель директора Фонда энергетической безопасности Алексей Гривач.
Почему так медленно проводят газ
«Газпром межрегионгаз» получил полномочия по газификации российских регионов в 2005 году, к концу 2017 года было построено больше 2 тыс. газопроводов общей протяженностью более 30 тыс. км, а уровень газификации в стране к 31 декабря 2017 года достиг 68,1%. «Газпром» инвестирует в газификацию вместе с регионами: монополия строит магистральные газопроводы до населенных пунктов, а местные власти — распределительные сети внутри городов и поселений.
В 2018 году уровень газификации вырос на 0,5 п.п., до 68,6%, следует из выступления Алексея Миллера на встрече с президентом Владимиром Путиным 12 марта. В городах газификация составляет 71,3%, в сельской местности — 59,4%. По словам Миллера, за 2019 год уровень газификации России планируется увеличить на 1%, а в перспективе темпы можно увеличить. Газификация идет низкими темпами, так как регионы не выполняют обязательства по строительству распределительных сетей, объяснил глава «Газпрома». На той же встрече он обещал президенту завершить газификацию России максимум за десять лет.
«Вопросы газификации были в «Межрегионгазе» в том числе потому, что вопросы расчетов за газ были увязаны с масштабами и темпами вложений в газификацию. Условно говоря, если регион не выполнял обязательства по погашению задолженности или текущим расчетам за газ, то и программа газификации замедлялась», — объясняет Гривач. В последнее время угроза замедления темпов газификации не очень действовала на регионы: задолженность росла. «Газпром» может увеличить объем инвестиций, если будет поставлена такая задача, считает эксперт.
«Межрегионгаз» и дело Арашуковых
Ежегодная выручка «Газпром межрегионгаза» с 2013 года составляет больше 850 млрд руб., убыток колеблется в пределах от 16 млрд до 31 млрд руб. Эту компанию 15 лет возглавлял Кирилл Селезнев. Он начал работать в монополии почти с момента прихода Миллера в 2001 году: сначала был его помощником и заместителем руководителя аппарата правления, а уже через год вошел в правление и возглавил департамент маркетинга, переработки газа и жидких углеводородов.
В конце января 2019 года года советник Селезнева Рауль Арашуков и его сын, сенатор Рауф Арашуков были задержаны по подозрению в тяжких преступлениях. Рауфа обвинили в участии в организованном преступном сообществе, двух заказных убийствах и давлении на свидетеля, а советника Селезнева следователи считают лидером преступного сообщества, которое функционировало на Северном Кавказе с 2002 года и похитило у «Газпрома» природный газ на сумму более 31 млрд руб. Сами Арашуковы вину отрицают.
Через три месяца после задержания Арашуковых Селезнев был освобожден от должности гендиректора «Газпром межрегионгаза» и главы департамента 314 (отвечает за маркетинг и переработку газа) и покинул правление «Газпрома». Тогда представитель «Газпрома» не стал комментировать, повлияло ли на отставку Селезнева дело Арашуковых. Официальная причина отставки — окончание контракта, говорилось в сообщении «Газпрома». Перераспределение полномочий по газификации регионов связано скорее с изменениями в менеджменте, чем с бизнес-логикой, замечает Маринченко.
В правлении Селезнева сменил его заместитель по департаменту Геннадий Сухов, «Газпром межрегионгаз» возглавил Сергей Густов, бывший гендиректор «Газпром СПГ Санкт-Петербург».
Сам Селезнев возглавил «РусХимАльянс» — совместное предприятие «Газпрома» и «РусГазДобычи», принадлежащей Артему Оболенскому, председателю совета директоров СМП Банка, подконтрольного Аркадию и Борису Ротенбергам. «РусХимАльянс» будет строить газохимический и СПГ-комплекс в районе Усть-Луги стоимостью более 700 млрд руб.