Гастрономический фестиваль это что такое
Кулинарный туризм
Относительно новый как самостоятельный вид путешествий, кулинарный туризм появился не внезапно. Он всегда являлся неотъемлемой частью знакомства с культурой и традициями посещаемых стран – будь то опасная экспедиция к неизведанным берегам или современный организованный тур по местным достопримечательностям. Ведь новые вкусовые впечатления – одни из наиболее ярких и запоминающихся. Да и кому не захочется в обязательном порядке попробовать настоящую итальянскую пиццу, японские суши, узбекский плов или свежего камчатского краба?
Если вы готовы к гастрономическим экспериментам, знакомству с кухнями разных стран и застольными традициями, или желаете овладеть секретами приготовления экзотических блюд, то кулинарный, или гастрономический, туризм для вас.
Гастрономические ТВ-шоу
Трудно уже сказать, что в нашей стране появилось раньше: увлечение гастротурами или появление на ТВ ряда соответствующих тревел-шоу, рассказывающих об увлекательных «аппетитных» путешествиях. Но очевидно, что популярность этого вида туризма растет, и в выборе направления многие опираются на опыт телеведущих.
«Еда, я люблю тебя» — оригинальный проект телеканала «Пятница», в котором трое ведущих в разных уголках мира посещают самые дорогие рестораны, пробуют простую уличную еду и учатся готовить блюда национальной кухни в гостях у местных жителей.
«Поедем, поедим!» — вкусная и познавательная экспедиция по разным регионам России с британцем Джоном Уорреном. В центре внимания здесь – малочисленные народы нашей страны, представители редких необычных профессий, ремесленники, рыболовы, кочевники. Знакомство с их жизнью, культурой и обычаями происходит через приобщение к местной кухне, приготовление традиционных блюд и общение за столом.
Подобные телепрограммы способны не только возбудить аппетит, но и помочь с выбором маршрута или направления для путешественника. Организовать поездку можно самостоятельно или же обратиться за профессиональной помощью турагентств, в том числе специализирующихся на гастротуризме.
Направления кулинарного туризма
Все эти направления легко комбинируются друг с другом.
Кулинарный туризм и гастрономические фестивали в России
Фестиваль еды – праздничное и интересное событие для гурманов и экспериментаторов, который к тому же можно позволить себе в своем родном городе. Это отличная возможность познакомиться с кухнями разных народов мира, отведать экзотические блюда и деликатесы, насладиться зрелищными кулинарными шоу.
Зимой этого года в нашей стране уже успешно прошли такие мероприятия как фестиваль корюшки и мидий во Владивостоке, фестиваль русского пельменя в Костромской области, «Сырмарка» во Владимирской области.
Летом пройдут фестиваль дальневосточного гребешка во Владивостоке и еще 15 городах-участниках; BBQ-World-Fest в Екатеринбурге, включающий чемпионаты для профессиональных поваров и любителей, а также мастер-классы по приготовлению блюд из мяса.
Богат на гастрофесты Алтайский край: «Алтай-Фест» приглашает отведать многообразие местных напитков (морсов, соков, лимонадов и сидров и др.); «Ах! Фест» посвящен уникальным алтайским травам; «Всэ будэ смачно» — праздник вареников; «День мясного гурмана», название которого говорит само за себя; «Сырная деревня».
Москва находится в ожидании международного фестиваля сладостей и мороженого на ВДНХ, «Рыбной недели», ярмарки «Золотая осень», международного фестиваля ресторанов «Taste of Moscow».
Прелесть кулинарного туризма заключается еще и в том, что он может быть совмещен с любым другим видом отдыха (и не только). Экскурсии по достопримечательностям, купание в море, активный отдых и даже служебная командировка – ничто не помешает вам быть настоящим исследователем национальной кухни и застольных традиций.
Топ-20 гастрономических фестивалей России, которые стоит посетить в 2020 году
В 2020 году в Казани снова ждут несколько гастрономических фестивалей, в том числе — уже полюбившуюся «Вкусную Казань», которая ориентировочно пройдет весной. Пока в городе составляются планы мероприятий, корреспонденты «ЕдыКазанды» узнали, какие гастромероприятия пройдут в других городах России. Если вы запланировали себе отпуск на конкретные даты, посмотрите нашу афишу: возможно, вы захотите отправиться в один из городов, чтобы изучить не только местные достопримечательности, но и кухню.
Как пишут местные путеводители, фестиваль русского пельменя — это «яркое гастрономическое событие в костромском Поветлужье» Фото: «БИЗНЕС Online»
ЗИМОЙ: ПОПРОБОВАТЬ 25-МЕТРОВЫЙ ПИРОГ И ВЫИГРАТЬ ГОДОВОЙ ЗАПАС ПЕЛЬМЕНЕЙ
1. «День кранцевского пирога»
Где: Калининградская область, город Зеленоградск.
Когда: 11 января 2020 года.
Накануне старого Нового года в курортной столице Русской Прибалтики отметят День кранцевского пирога. Фишкой праздника станет массовая дегустация 25-метрового пирога, изготовленного по старинным рецептам, но и без этого гостей ждет много интересного. Например, соревнования по местному виду спорта — экстремальному триатлону. Участникам необходимо пробежать 200 м, проехать на велосипеде еще 800, а в конце еще и проплыть 30 метров.
Добраться из Казани: самолетом с пересадкой в Москве от 4 170 рублей в одну сторону на одного человека (время в пути около 10 часов); поездом с пересадкой в Москве от 3 968 рублей (время в пути, включая 12-часовую пересадку, составит почти двое суток). Время полета из Москвы до Калининграда — 2 часа 10 минут.
2. Фестиваль корюшки и мидий
Где: город Владивосток.
Когда: 16–26 января, 14–24 февраля.
Жителей Владивостока, а также гостей города, изображенного на двухтысячной купюре, с 16 по 26 января ждет фестиваль корюшки. Рестораны Владивостока в течение нескольких дней будут предлагать гостям традиционное блюдо дальневосточной кухни — жареную корюшку — в классической и авторской подаче. Через месяц — с 14 по 24 февраля — в городе пройдет ресторанный фестиваль мидий.
Добраться из Казани: самолетом с пересадкой в Москве от 16 153 рублей в одну сторону на одного человека (время в пути около 33 часов), есть вариант добраться в два раза быстрее и тоже с пересадкой в столице — за 17 492 рубля. (Время полета от Москвы до Владивостока — 8 часов 45 минут).
3. Масленичная «Сырмарка» на ферме у Джона Кописки
Где: Владимирская область, Петушинский район, деревня Крутово, 22б, агрокультурный туристический комплекс «Богдарня».
Когда: 28 февраля – 1 марта 2020 года.
Гостей ждут на веселую масленичную программу, а также на фестиваль «Сырмарка», в котором примут участие сыровары со всех уголков России. Можно заказать однодневный тур, в который входят встреча в русских традициях, экскурсия, посещение ярмарки, масленичные гуляния, блины с чаем, мастер-класс по приготовлению стейков, презентация и дегустация сыров, катание на санях. Стоимость тура: 1,7 тыс. рублей с человека, с обедом — 2,3 тыс. рублей.
Добраться из Казани: имеет смысл заехать во Владимир, если вы собираетесь в Москву или Нижний Новгород. Если ехать напрямую из Казани, то проезд на поезде составит от 2 056 рублей на одного человека в одну сторону с часовой пересадкой в Нижнем Новгороде (общее время в пути — 12–13 часов).
4. Фестиваль русского пельменя
Где: Костромская область, город Шарья.
Когда: 29 февраля 2020 года.
Как пишут местные путеводители, фестиваль русского пельменя — это «яркое гастрономическое событие в костромском Поветлужье». Набор для праздника стандартный: массовые народные гулянья, концертная и театрализованная программа, презентация и дегустация пельменей. Но сюда стоит заехать ради главной фишки — ежегодно здесь проводят конкурс с поистине гигантским призовым фондом: годовым запасом настоящих русских пельменей!
Добраться из Казани: прямого сообщения с Костромой нет, удобно ехать из Москвы. Продолжительность пути из Казани до Костромы — сутки (включая пересадку в 7–10 часов в столице). Стоимость — от 1 793 рублей в одну сторону.
На целых три дня территория дизайн-завода «Флакон» в Москве превратится в зону барбекю Фото: Артем Геодакян/ТАСС
ВЕСНОЙ: ВДОВОЛЬ НАСЛАДИТЬСЯ МИДИЯМИ И МЯСОМ НА ГРИЛЕ
5. Russian Grill Fest
Когда: 29–31 мая 2020 года.
На целых три дня территория дизайн-завода «Флакон» в Москве превратится в зону барбекю. Гостей фестиваля ждут зрелищные дегустации и мастер-классы по приготовлению мяса на гриле от именитых шеф-поваров. На фудкорте под открытым небом можно перепробовать разнообразные мясные блюда, а также пополнить свои запасы интересными товарами с ярмарки: специями, соусами и многим другим. В 2020 году в рамках фестиваля пройдут сразу три события: Кубок Flacon по барбекю, BestGrillProfi и чемпионат России по барбекю.
Добраться из Казани: самолетом в одну сторону от 1 699 рублей (лететь 1,5 часа), поездом — от 1 021 рубля в сидячем или от 1 695 рублей в купе (ехать 13 часов).
6. Ресторанный фестиваль мидий
Где: город Владивосток.
Во время фестиваля в ресторанах Владивостока подают сочную тихоокеанскую мидию по промоцене. Обязательное блюдо фестиваля — 500 граммов готовой мидии в створках по цене 300 рублей. Кроме основного фестивального блюда, в меню заведений на время фестиваля появляются интересные «мидийные» блюда: салаты, супы и даже десерты.
Добраться из Казани: в середине мая самолетом с пересадкой в Москве от 18 891 рубля в одну сторону на одного человека (время в пути составляет 14 часов 35 минут). Время полета от Москвы до Владивостока — 8 часов 20 минут. Ближе к концу мая — с пересадкой в Новосибирске примерно за ту же цену.
7. Городской праздник «МидияСаммит»
Где: город Владивосток.
В рамках пятого Тихоокеанского туристского форума и Дня путешественника на площадке яхт-клуба «Семь футов» пройдет большой гастрономический праздник под открытым небом: лектории, мастер-классы от шеф-поваров Владивостока, фудкорт, различные дегустации. Также гостей ждут конкурсы, например поедание мидий на скорость.
Добраться из Казани: самолетом с пересадкой в Новосибирске от 18 070 рублей в одну сторону на одного человека (общее время в пути — 8 часов 50 минут).
Этим летом в Екатеринбурге пройдет 10-й международный фестиваль барбекю, в рамках которого пройдут чемпионаты среди профессиональных поваров, юниоров и любителей Фото: «БИЗНЕС Online»
ЛЕТОМ: НАЕСТЬСЯ ПОРЦИЕЙ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ГРЕБЕШКА ЗА 300 РУБЛЕЙ И ВЫПИТЬ ЧАЯ В ГОРАХ АЛТАЯ
8. BBQWorldFest
Где: город Екатеринбург.
Когда: 6 июня 2020 года.
Этим летом в Екатеринбурге пройдет 10-й международный фестиваль барбекю, в рамках которого пройдут чемпионаты среди профессиональных поваров, юниоров и любителей. Во время фестиваля лучшие шеф-повара Екатеринбурга проведут для посетителей мастер-классы по приготовлению мяса и поделятся оригинальными рецептами летнего меню, для детей на фестивале будет работать Детская гастрономическая школа.
Добраться из Казани: поездом в одну сторону от 1 716 рублей в купе (время в пути — около 14 часов), самолетом — с небольшой пересадкой в Москве за 7 960 рублей (время в пути — 5 часов 30 минут).
9. Фестиваль «Бульвар»
Где: город Ульяновск.
Когда: 7 июня 2020 года.
Второй по счету фестиваль еды и музыки «Бульвар», объединяющий живые выступления музыкантов на большой сцене и насыщенную гастрономическую программу. По сути, это большой семейный пикник на свежем воздухе. Можно набрать еды в одной из 40 гастроточек в формате стрит-фуд (а можно и во всех, если бюджет и желудок позволит) и послушать музыку разных жанров. Организаторы обещают не менее 10 часов живого исполнения. В перерывах между выступлениями можно погулять по живописному городскому парку.
Добраться из Казани: поездом в купе за 1 472 рубля в одну сторону (время в пути — 5 часов 45 минут). Но на такие небольшие расстояния, конечно же, можно и на автомобиле.
10. Фестиваль напитков «АлтайФест»
Где: Алтайский край, Смоленский район, село Новотырышкино.
Когда: 19 июня 2020 года.
В 2017 году фестиваль напитков «АлтайФест» был признан лучшим проектом в области гастрономического туризма по версии национальной премии Russian Event Awards. Ежегодно сюда съезжаются тысячи туристов из разных уголков России (и не только), чтобы попробовать все многообразие местных напитков. Тут и лимонады, и натуральные соки, и морсы из алтайских ягод, и ароматные сидры, есть даже местные пенные напитки.
Можно совместить приятное с полезным, отправившись на прогулку в горы. Среди мест, рекомендованных к посещению, гора Церковка высотой 815 метров, на которую можно подняться на фуникулере, а также скала «Четыре брата», которая напоминает четырех мужчин, стоящих рядом, плечом к плечу. Особой подготовки и альпинистского снаряжения не требуется.
Добраться из Казани: самолетом до Горно-Алтаска в одну сторону с пересадкой в Москве за 17 402 рубля (общее время в пути — 9 часов 15 минут).
11. Гастрономический фестиваль «День сырка»
Где: Курганская область, город Курган.
Когда: 20 июня 2020 года.
Если вы подумали, что этот фестиваль для любителей сыра, то вы ошиблись. На самом деле сырок (или, как его еще называют, пелядь) — это озерная рыба. Ее любят жители не только Кургана, но и других регионов страны и даже за рубежом. Местные жители считают сырка своим гастрономическим брендом. Например, пироги в Зауралье пекут из цельной рыбы, а не из филе.
Добраться из Казани: самолетом с пересадкой в Москве в одну сторону за 9 620 рублей (время в пути — 15–18 часов).
12. Международный гастрономический фестиваль «Ах! Фест»
Где: Алтайский край, Алтайский район, село Алтайское.
Когда: 27 июня 2020 года.
В 2020 году данный фестиваль пройдет в четвертый раз — в Долине семейного отдыха «Алтайское Холмогорье». Гастрономическую программу фестиваля объединяет уникальный ингредиент — алтайские травы. Их добавляют в блюда из местных продуктов, добавляя им не только вкус, но и полезные свойства. Только здесь среди всего прочего сможете попробовать «Холмогорские зеленые щи» с алтайскими травами и лопухом. Ежегодно именитые шефы варят 170 литров супа и угощают им всех посетителей. Во время фестиваля, кстати, можно прогуляться по самой долине и заглянуть в местный дендрарий.
Добраться из Казани: самолетом до Горно-Алтаска в одну сторону с пересадкой в Москве от 19 909 рублей (общее время в пути — 9 часов 15 минут).
13. Фестиваль дальневосточных гребешков
Где: город Владивосток (и другие города России).
В 2020 году фестиваль пройдет уже в третий раз. Программа делится на две части: первая — для жителей и гостей Владивостока, вторая — для других городов-участников. Главная концепция гастрономического двухнедельного праздника — во всех заведениях-участниках Владивостока сет из трех гребешков из аквариума с авторским соусом ресторана будет стоить 300 рублей. А в ресторанах-участниках других городов главное условие — блюдо из гребешка должно стоить не дороже 700 рублей. В 2019 году в фестивале участвовало 15 городов.
Добраться из Казани: самолетом с пересадкой в Москве в одну сторону от 17 055 рублей (общее время в пути — 14–17 часов).
14. «Вкус Москвы – 2020»
Где: город Москва, парк «Лужники».
Когда: 3–5 июля 2020 года.
Фестиваль «Вкус Москвы» пройдет этим летом уже в 7-й раз. Более 100 первоклассных шеф-поваров из России и Европы, которые приготовят свои известные фирменные блюда, а также представят эксклюзивное меню, специально разработанное для фестиваля. Гостей ждут более 200 интерактивных площадок, кулинарных мастер-классов и дегустаций. На главной сцене фестиваля зрителей ждет вечерняя развлекательная программа — выступление известных диджеев.
Добраться из Казани: поездом в купе в одну сторону от 1 710 рублей (время в пути — 13 часов), самолетом от 3 014 рублей (время в пути — 1 час 45 минут).
15. Фестиваль «Вишневарово»
Где: Тамбовская область, город Уварово.
Когда: 10–11 июля 2020 года.
Место для проведения фестиваля выбрано неслучайно: по словам местных старожилов, уваровские земли давно славятся своими вишневым садами. Вишню в эти дни можно увидеть не только на столе в виде соков, варенья, пирогов и наливок, но и в костюмированном шествии, которое пройдет по центральной улице города. В прошлом году в дефиле в необычных «вишневых» шляпках приняли участие более 100 девушек.
Добраться из Казани: одно из самых проблематичных направлений из-за отсутствия полноценного авиасообщения. Проще всего добраться поездом из Москвы в сидячем вагоне за 767 рублей или за 1 452 рубля в плацкарте (время в пути — 7 часов).
16. Арт-фестиваль в Кузбассе
Где: Кузбасс, город Осинники.
Когда: 1 августа 2020 года.
Еще один похожий фестиваль проходит каждое лето в сибирском городе Осинники — он трижды внесен в книгу рекордов России с вишневыми кулинарными рекордами. На основных площадках города проводятся конкурсы на лучший «Вишневый пирог», дегустация блюд из вишни, вишневые мастер-классы, костюмированные шествия, «вишневый» автопробег и многое другое. Одной из традиций большого вишневого праздника стало выступление звезд российской эстрады.
Добраться из Казани: самолетом до Новокузнецка за 14 396 рублей в одну сторону (время в пути — 8 часов).
Гостям из других регионов будет интересен гастрономический фестиваль «Тамбовская картошка», на котором можно угоститься картофелем и посмотреть, как его жарят на 2,5-метровой сковороде Фото: © Евгений Епанчинцев, РИА «Новости»
ОСЕНЬЮ: УЗНАТЬ, КАКОВ НА ВКУС ПАПОРОТНИК-ОРЛЯК И ПОХЛЕБКА ИЗ ИЗЮБРЯ
17. Пятнистый гастрономический фест
Где: Мордовия, Темниковский район, поселок Пушта
Когда: 12 сентября 2020 года.
Третий по счету «Пятнистый гастрономический фестиваль», названный в честь символа заповедника — рыси, — по традиции пройдет на территории центральной усадьбы Мордовского заповедника. Ежегодно в гости в заповедную Мордовию приезжают представители заказников и заповедников со всех уголков страны, чтобы привлечь внимание к сохранению флоры и фауны. Организаторы обещают гостям насыщенную экскурсионную программу по лесным тропам с дегустацией ароматных чаев на основе заповедных трав и ягод. Гурманов порадуют дегустацией блюд национальных кухонь и оригинальными угощениями от местных кулинаров.
Добраться из Казани: поездом в купе в одну сторону до Саранска за 1 165 рублей (время в пути — 9 часов).
18. Фестиваль Тайги
Где: Владивосток, Хабаровск.
Когда: 26 сентября — 11 октября.
Шеф-повара ресторанов-участников разрабатывают таежные сеты, которые традиционно стоят 888 рублей. Чтобы оценить масштаб, рассказываем, как в прошлом году выглядел один из сетов: салат из папоротника-орляка с мясом косули, охотничья похлебка из изюбря (оленя — прим. ред.) с картофелем и опятами, котлеты из мяса дикого кабана с гречневой кашей.
Добраться из Казани: до Владивостока с пересадкой в Москве от 18 529 рублей в одну сторону (время в пути 14 часов 40 минут). До Хабаровска за ту же цену с пересадкой в Москве (время в пути 16 часов 40 минут).
19. Фестиваль «Тамбовская картошка»
Где: Тамбовская область, город Тамбов.
Когда: 10 октября 2020 года.
В эти дни пройдет международная покровская ярмарка, история которой берет начало в XVIII веке. Свое название она получила благодаря празднику Покрова Пресвятой Богородицы: в этот день в 1637 году был освящен храм, ставший первым в крепости Тамбов. Местные жители в этот день закупаются овощами, фруктами, ягодами, селениями, специям и медом. Гостям из других регионов будет интересен гастрономический фестиваль «Тамбовская картошка», на котором можно угоститься картофелем и посмотреть, как его жарят на 2,5-метровой сковороде.
Добраться из Казани: проще всего — поездом из Москвы в сидячем вагоне за 767 рублей или за 1 452 рубля в плацкарте (время в пути — 7 часов).
20. Фестиваль «Крым на тарелке»
Где: Крым, Севастополь.
Когда: 15 ноября – 15 декабря 2020 года.
Севастопольский гастрономический фестиваль «Крым на Тарелке» длится целый месяц, этого времени точно хватит, чтобы познакомиться с кухней местных шеф-поваров. В фестивале принимают участие десятки заведений, стоимость гастросетов у всех единая и составляет 990 рублей. Из-за высокой популярности организаторы подумывают над тем, чтобы проводить его не один, а два раза в год: осенью и зимой.
Добраться из Казани: проще всего — на прямом поезде из Москвы до Симферополя от 5 158 рублей в купе (время в пути — один день и 9 часов). Есть прямой поезд из Санкт-Петербурга до Севастополя (но в этом случае время в пути увеличивается на 10 часов за ту же цену). К слову, расстояние от Симферополя до Севастополя — всего 90 километров.
«Братская могила» или отличная реклама: зачем в ресторанах постоянно проводят фестивали
Фестивали африканской кухни, южноамериканских вин, немецких сосисок, зернового кофе, северной рыбы и даже пьемонтского трюфеля — какие только мероприятия не проходят в ресторанах в крупных городах России. У человека, далекого от чревоугодия и вечного гедонизма, количество новостей в СМИ и постов у лидеров мнений, посвященных гастрономическим фестивалям, порой вызывает недоумение: кому и зачем нужны все эти сеты? Собственно, и журналисты, когда слышат, что у Российского ресторанного фестиваля — самого масштабного для нашей страны гастрономического события — появилось новое подразделение, начинают сомневаться, что подобные инициативы нужны как гостям, так и владельцам заведений. Forbes Life вместе с рестораторами и организаторами фестивалей разбирается, зачем такие мероприятия нужны.
Что такое гастрономический фестиваль
В 2005 году Игорь Губернский организовал в столице первый Московский гастрономический фестиваль, главной задачей которого было рассказать и показать, как развивается в Москве ресторанная индустрия. Благодаря Губернскому появились первые рейтинги лучших ресторанов столицы, прошли первые гастрономические премии и случился бум справочников общепита. Но вся эта активность ограничивалась Москвой, пока другие города России тоже старались развивать гастрономию.
Хороший фестиваль направлен не на получение прибыли, а на продвижение и развитие индустрии
В мае 2017 года Александр Сысоев, гастрономический энтузиаст и основатель телеграм-канала «Сысоев FM», провел свой первый Российский ресторанный фестиваль. Тогда участниками акции стали Санкт-Петербург, Сочи, Ростов-на-Дону, Краснодар, Новосибирск, Екатеринбург и Казань. В октябре того же года Сысоев провел второй фестиваль, охватив сразу 11 городов России. Стало понятно, что этот формат в нашей стране работает как для ресторанов, так и для гостей. Со временем самостоятельные гастрономические фестивали по модели РРФ появились и в других регионах, до которых Сысоев пока не добрался, например «Есть что поесть» в Туле и «Крым на тарелке» на одноименном полуострове.
Суть классического гастрономического фестиваля в следующем: организатор предлагает заведениям придумать емкое сет-меню из пяти-семи блюд по фиксированной стоимости, которая будет выгоднее обычных цен на постоянные позиции в ресторане. То есть если в среднем горячее блюдо в этом месте стоит 1000 рублей, в рамках фестиваля оно должно стоить на 15-20% дешевле, чтобы гость четко понимал, в чем преимущество сета. При этом в большинстве случаев хороший фестиваль в первую очередь направлен не на получение прибыли, а на продвижение и развитие индустрии.
За время мероприятия заведение может получить в среднем 400-600 новых гостей.
Участие в любом фестивале для ресторанов бесплатно. Как правило, даже печать специальных сет-меню на себя берет организатор, который и получает деньги от партнеров. Часть этих доходов идет непосредственно на обеспечение мероприятия — печатные материалы, депозитные столы для лидеров мнений и журналистов, организация выступлений спикеров и музыкантов, если они предусмотрены. При этом все деньги, полученные от гостей фестиваля, каждый ресторан оставляет себе. За время мероприятия, по оценке Сысоева, заведение может получить в среднем 400-600 новых гостей. Прибыль организатора от одного фестиваля может составлять примерно от 400 000 до 600 000 рублей, но это редкость. Александр предполагает, что в рамках «РРФ Новые имена» он заработает меньше, примерно 340 000 рублей, и считает, что это хороший результат, потому что его в жизни бывали и убыточные фестивали.
«Бизнес-модель фестивалей очень проста. Мы находим партнера, спонсора (как правило, это алкогольные бренды и крупные компании федерального уровня, например, текущий фестиваль РРФ поддерживают Courvoisier и МТС. — Forbes Life), который поддержит наши начинания, потому что наша миссия совпадает. Мы хотим, чтобы люди чаще ходили в рестораны, чтобы заведения и гастрономия активнее присутствовали в жизни россиян. И я честно скажу, что РРФ — это не очень прибыльный проект. Он про идею. Благодаря фестивалям, сотни тысяч россиян впервые пошли в хорошие дорогие рестораны или открыли для себя совершенно новые места. Многие наши соотечественники до сих пор боятся или стесняются ходить в рестораны. Мол ресторан — это блажь, это понты, это неприлично. Я сам слышал, как люди выслушивают чью-то историю о походе в заведение, а потом спрашивают: «А почему вы дома не могли поесть?», — рассказывает Александр Сысоев.
Есть на рынке российской гастрономии и немного другая модель заработка на фестивалях. Например, организаторы шоу Gastreet, которое проходит в Сочи, продают билеты для всех желающих попробовать блюда от шефов и послушать мастер-классы рестораторов. На ближайший фестиваль билеты стоят от 10 000 до 190 000 рублей. Мероприятия «Афиша Еда» или такие события, как Italian Week Festival, проходят в формате поп-ап гастромаркетов. На несколько дней или на неделю в одном из городских общественных пространств появляется большой рынок с десятками ресторанных корнеров. Застраивать такие временные лавки владельцы заведений должны за свой счет. И единственная прибыль, которую они получат от фестиваля, это деньги, которые гости мероприятия заплатят за еду. Кому-то удается продать много блюд, кто-то остается в минусе. Организаторы же получают прибыль от продажи билетов, которые обычно стоят несколько тысяч рублей.
Зачем рестораны участвуют в фестивалях
По мнению Марии Тюменевой, основательницы и управляющего партнера коммуникационного агентства «Аппетитный маркетинг», для любого ресторана повод принять участие в фестивале — это возможность привлечь новую аудиторию и дать дополнительное развлечение для постоянной аудитории. «Рестораторы оценивают, насколько концепция фестиваля соответствует концепции их заведения, анализируют, насколько мероприятие резонансное и обсуждаемое, и принимают решение об участии. Потому что если фестиваль не поможет привлечь новую аудиторию, это совершенно бессмысленная затея», — считает Мария.
Сысоев с этой позицией согласен. «На мой взгляд, фестиваль — это легкий и быстрый способ для ресторана рассказать о себе. Особенно если мы говорим про новые заведения, которым посвящен мой последний фестиваль «РРФ Новые имена», который проходит сейчас, вплоть до 5 июня. Они получают сразу большую огласку, намного больше пиара и упоминаний в новостях, чем обычно». Александр считает, что многим заведениям пришлось бы очень долго биться и тратить много денег, чтобы рассказать огромной аудитории о себе. Вместо этого они могут просто принять участие в крупном фестивале, который получит сразу всю необходимую поддержку.
Дима Орлянский, основатель Moriarty Bar&Kitchen, который участвует в акции Сысоева, тоже считает, что фестиваль — это крутой и удобный способ рассказать о своем заведении огромному количеству гостей в удобном формате, через составленный шефом сет. Он уверен, что для гостей это возможность за небольшие деньги в течении нескольких недель заняться гастрономическим туризмом внутри своего города. «О каких-то местах люди еще даже не слышали, а в какие-то места не позволяли себя пойти из-за высокого чека заведения. Фестиваль открывает заведения для всех желающих, — комментирует участие Дима.
Доминик Раманаускас, сооснователь Mates, убежден, что такие проекты — двигатель роста ресторанной индустрии, а Илья Киселев, маркетинг-директор 354 Restaurant Group, добавляет, что фестиваль — это отличная возможность еще и для шефа. Он может создать новые блюда и рассказать о своей работе и концепции заведения через полноценный сет.
Что фестивали дают гостям ресторана
«Если фестиваль действительно соответствует концепции заведения и все выглядит органично, то гости очень хорошо реагируют на такую инициативу. Это ведь дополнительная мотивация посетить самое любимое место, в котором вы уже пробовали все. Даже если я знаю все позиции в меню, я смогу попробовать что-то новое. Например, наше агентство «Аппетитный маркетинг» каждый январь проводит фестиваль завтраков BreakFest. У людей на праздниках много свободного времени, чтобы ходить в новые места и дегустировать новые блюда по выгодным ценам. Но если, например, очень дорогой ресторан будет продавать сет за 1000 рублей или, наоборот, простое кафе будет навязывать предложение за 5000 рублей, это вызовет у постоянных посетителей лишь раздражение и привлечет совершенно не ту аудиторию. В итоге это будет совершенно не выгодный проект», — рассуждает о выгоде гастрономических фестивалей для посетителей Мария Тюменева.
Заказав один сет, гость может попробовать сразу все ключевые для шефа позиции и понять концепцию ресторана
Илья Киселев, маркетинг-директор 354 Restaurant Group, подчеркивает, что заведения, которые входят в их ресторанную группу, участвуют в фестивалях именно для того, чтобы гости могли по доступной цене расширить свои гастрономические горизонты, не выезжая за пределы страны, и попробовать крутые и дорогие блюда. Сысоев согласен, что это и есть главная задача РРФ. Александр объясняет, что, заказав один сет, гость может попробовать сразу все ключевые для шефа позиции и понять концепцию ресторана. И это будет намного выгоднее, чем просто сходить в ресторан: «Организатор фестиваля всегда отслеживает цены на сет. Я честно скажу, что когда у нас был основной РРФ, который проходит в 35 городах и в 550 ресторанах, мы допускали ошибки. Иногда упускали, что какие-то заведения делали сеты слишком дорогими. И нам писали гости ресторанов, что, например, скидка на блюда через сет равняется всего лишь 5%, например. Это очень мало. И мы тогда связывались с рестораном и просили либо увеличить скидку и снизить цену, либо добавить в сет еще одно блюдо».
В то же время бывают фестивали, которые направлены не на привлечение новой аудитории или снижение стоимости блюд, а на поддержание отношений с постоянными гостями, которые просто заскучали от основного меню. Например, агентство «Аппетитный маркетинг» проводит в Ростове, Краснодаре и Сочи фестиваль южной кухни именно в межсезонье, когда нет туристов. Главная задача — привлечь внимание постоянной аудитории, которая хочет новых эмоций и впечатлений. «Лояльные гости приходят в рестораны пробовать новые блюда, которые появились на ограниченный период времени, и это отличная мотивация выбраться из дома и вспомнить про любимое заведение», — объясняет Тюменева.
Как выбрать, в каком фестивале принять участие
Главная задача любого подобного мероприятия — это дополнительные охваты и упоминания в медиа и социальных сетях. Поэтому Тюменева считает, что важно смотреть, сколько ресторанов участвует в фестивале. Если их слишком много, есть риск, что мероприятие будет братской могилой — участники получат в прессе гигантское перечисление всех подряд в столбик, который потенциальный гость даже не дочитает. А медиа будут упоминать только самые известные и успешные заведения, игнорируя новичков. «Рестораторы, прежде чем принять участие в фестивале, должны плотно общаться с организатором, задавать вопросы о том, что они получат за участие, какая будет поддержка», — говорит Мария.
Чтобы решить проблему новичков, которых медиа зачастую игнорирует, отдавая предпочтение проверенным масштабным ресторанам, Сысоев и создал новое ответвление РРФ. Он объясняет, что «Новые имена» — еще один вектор РРФ, который, по сути, является социальным проектом. По мнению Александра, сейчас очень важно поддерживать владельцев, которые после локдауна решились открыть рестораны, потому что эта индустрия пострадала в период строгого карантина сильнее всего.
Роллы с трюфельным айоли и соус из черных бобов: где найти лучшие суши в Москве и Санкт-Петербурге
Роллы с трюфельным айоли и соус из черных бобов: где найти лучшие суши в Москве и Санкт-Петербурге