Гастрофест что это такое
О фестивале
Gastrofest — серия гастрономических фестивалей, развивающих гастрономическую культуру в Беларуси и объединяющих всех ценителей вкусной еды и качественных напитков.
С 2016 года команда радует гостей фестивалей различными темами, придерживаясь одной механики:
Фиксированное количество участников
Единая фиксированная цена
Стоимость сета в период фестиваля значительно ниже стоимости аналогичного предложения во внефестивальное время
Гастрофест проходит в самих заведениях-участниках и ограничен по времени
Все заведения-участники борются между собой за звание победителей “народного голосования” на сайте и Telegram-канале Фестиваля. Таким образом, у гостей заведений есть возможность не только насладиться привлекательным предложением по уникальной цене, но и определить лидеров фестиваля, отдав свой голос за понравившиеся сеты.
FAQ/Вопросы и ответы для гостей
Что получают гости Гастрофестиваля?
Выгодные дегустационные сеты по фиксированной стоимости. Стоимость фестивальных сетов в разы меньше, чем стоимость такого же предложения во внефестивальное время. Гастрофест дает возможность открывать интересные вкусовые сочетания, изучать новые места, пробовать уникальные блюда от шефов.
Как получить подарки от партнеров?
На фестивалях могут проходить различные активности от партнеров: подарки за сбор печатей в заведениях, конкурсы в социальных сетях и т.п. В зависимости от фестиваля могут проходить либо не проходить партнерские активности. Актуальная информация о партнерских активностях размещается в постах в социальных сетях и на сайте. Чтобы получить подарки необходимо ознакомиться с правилами и поучаствовать в активности.
Как получить бонус-карточку от генерального партнера Альфа-Банка?
При оплате гастросета картой Альфа-Банка гостю выдается бонус-карточка. При повторном посещении заведения и заказе позиций из меню гость может обменять карточку на вкусный подарок от заведения. Данная опция не действует при заказе сета на доставку.
Как забронировать столик?
Наличие опции “бронирование” зависит от конкретного заведения-участника. В некоторых заведениях по различным причинам опция бронирования может быть недоступна. Бронировать места в заведениях можно по номеру телефона заведения (указывается в постах в соц. сетях и на страницах на сайте) и на relax.by
Где проходит фестиваль и как его посетить?
Фестиваль проходит в самих заведениях-участниках. Для того, чтобы поучаствовать в фестивале, не надо приобретать билеты, нужно просто выбрать понравившийся сет, приехать в заведение, где он реализуется, и заказать его.
Как проголосовать за понравившийся сет?
Все заведения участвуют в народном голосовании. Голосовать могут все желающие на сайте gastrofest.by и в одноименном telegram-канале.Голосовать можно за каждое заведение по одному разу.
Можно ли заказать сет с собой?
Наличие опции “навынос” зависит от конкретного заведения-участника. В некоторых заведениях сеты могу не реализовываться навынос. Информация о наличии/отсутствии данной опции публикуется в постах в социальных сетях и на страницах заведений на сайте.
Нужен ли билет на фестиваль?
Чтобы попасть на фестиваль не надо покупать билеты. Нужно просто выбрать сет и купить его в заведении, где он реализуется.
В какое время можно пробовать фестивальные сеты?
Гастросеты реализуются в течении времени работы заведений. Узнать время работы заведения участника на фестивале можно на странице заведения на сайте либо в постах с сетом заведения в социальных сетях.
Можно ли заказать другие позиции из меню заведения во время фестиваля?
Да, во время фестивалях в заведениях продолжает действовать их основное меню. Гости заведений могут заказывать и сет, и позиции из основного меню заведения.
FAQ/Вопросы и ответы для заведений
Что получает заведение от участия?
Отличная возможность заявить о себе. Гастрофест является эффективным инструментом маркетинга, который помогает заведениям приводить большой поток гостей в заведение и увеличивать продажи
Сближение интересов “рестораторов” и гостей. Фестиваль Гастрофест помогает заведениям стать ближе к своим гостям, выявить их вкусы и предпочтения, проанализировать отзывы, получить обратную связь.
Придут ли новые гости в заведение после фестиваля?
Как подать заявку заведению для участия?
Чтобы подать заявку на участие, необходимо заполнить специальную форму (указать контактные данные) в разделе “Календарь” на сайте. Как только начнется подготовка к фестивалю, на который вы подали заявку, с вами свяжется менеджер и расскажет все подробности о предстоящем фестивале.
Как проходит отбор сетов?
С каждым фестивалем мы получаем все больше и больше заявок от заведений. Поскольку места для участников на фестивале ограничены проводится отбор сетов. Для этого команда Gastrofest собирает экспертную группу, в которую входят профессионалы в области кулинарии, маркетологи, лидеры мнений и блогеры, представители партнеров и т.д. Каждому сету выставляются оценки по определенным критериям. Заведения, набравшие большее количество баллов, становятся участниками фестиваля.
Какие существуют требования к сетам?
Гастросеты должны быть выгодными, привлекательно выглядеть, соответствовать тематике фестиваля.
«Бизнес-плана никакого не было — сплошной риск». Посмотрите, как эти ребята проводят гастрофестивали по всей стране
Гастрономический фестиваль Gastrofest проходит в Минске и всех региональных городах Беларуси. Его организаторы Евгения Красовская, Ольга Малейко и Станислав Агинский признаются, что очень рисковали, запуская проект. Но фестиваль не только «выстрелил», но и привел к появлению успешного «побочного продукта» — сезонного уличного проекта «Песочница». О том, как появился Gastrofest, Станислав рассказал в статье.
— Gastrofest — это тематический гастрономический фестиваль, который проходит уже 4 года в разных городах Беларуси. У всех фестивалей разные темы, но одна механика: 20 топовых в своем сегменте заведений предлагают сеты по фиксированной цене в определенный отрезок времени. Эти сеты или так называемые визитные карточки мы рекламируем у нас на сайте и в социальных сетях. Фестиваль проходит в самих заведениях — для участия нужно просто забронировать стол и прийти.
Такие фестивали уже давно проходят по всему миру. Мы взяли концепцию и адаптировали ее для нашего рынка.
«Мы просто рискнули»
Я работал аудитором в Ernst & Young, позже попал в сферу общепита, стал пиарщиком в заведении. Почти два года варился в этой сфере и понял, что это потолок. К этому моменту познакомился с партнерами — Евгенией и Ольгой. Мы уже разбирались в сфере общепита и видели, как растет рынок и что у него есть потенциал. Начали искать идеи для собственного проекта.
На проведение фестиваля решались долго, потому что никто до нас ничего подобного в Беларуси не делал. Мы сами не понимали, как все это будет работать, и действовали интуитивно. Теперь очевидно, что идея пришла в нужный момент.
Фото из сообщества Gastrofest во ВКонтакте
Осознание успеха пришло, когда на второй день фестиваля нам стали звонить из других ресторанов с просьбой записать их на следующий.
Бизнес-модель прижилась — стоимость участия для ресторанов мы оставили фиксированной. И по аналогичной схеме провели еще несколько тематических фестивалей в разных городах Беларуси.
Коллегиальные решения
Не могу сказать, что мы трое как организаторы распределяем обязанности. Мы полностью взаимозаменяемы. Многие важные решения мы принимаем коллегиально, например, обсуждаем состав и качество сетов.
В этом году состоится 11 фестивалей в разных городах. Количество участников в каждом фестивале ограничено. В Минске 20 мест, в регионах, как правило, меньше. На эти 20 мест мы рассматриваем около 40 заявок. Кроме определенной тематики, списка требований к сетам у нас нет. Но наше принципиальное пожелание — выгодность по сравнению с остальным меню ресторана.
Фото из сообщества Gastrofest во ВКонтакте
Общий выход сета — 1050 г.
Что именно предложить, решает ресторан, но окончательное решение мы принимаем в ходе длительных и не всегда простых переговоров.
Это бывает крайне редко, но если договориться с рестораном по сету не получается, мы можем отказать в участии.
Были также случаи, когда и нам отказывали рестораны. Например, понимали, что фестиваль значительно увеличит нагрузку на персонал, и они к этому не готовы. Есть рестораны, ориентированные на совершенно другую аудиторию и т.д.
«Побочный продукт» фестиваля
В 2017 году возникла идея провести Gastrofest.Street Food. Летом людям не особенно хочется рассиживаться в ресторане — поэтому мы решили предложить новый формат, когда еду можно взять с собой или перекусить на свежем воздухе.
Фото из сообщества «Песочница» во ВКонтакте
Во время планирования стало очевидно, что без фуд-траков как наиболее ярких представителей рынка уличной кухни этот фестиваль был бы неполноценным. К тому же многие фуд-траки сами начали обращаться: «Как же без нас? Что нужно сделать, чтобы поучаствовать?»
Тогда именно эта сфера (street food) только зарождалась, но мы рискнули и арендовали площадку дворика «Корпус 8» в центре столицы, чтобы оборудовать ее специально для фуд-траков (электричество, коммуникации, аудио- и видеооборудование). Зарабатывать решили на арендных платежах от фуд-траков.
Бизнес-плана никакого не было — сплошной риск. Мы понимали, как посчитать наши поступления (стоимость аренды умножить на количество точек), и все. Дальше не были уверены ни в чем: будут ли арендаторы в нужном количестве, придут ли люди, какой объем затрат на операционное управление и так далее. Все подсчеты были примерными, так как аналогичных проектов в Минске не было.
Фото из сообщества «Песочница» во ВКонтакте
Итак, мы получили объект без коммуникаций с 10 тоннами строительного мусора и хламом. Делали все, считай, с нуля. Уборка металла, очистка площадки от грязи, разводка электричества, подсветка, покраска, установка арт-объектов, общестроительные работы, туалеты. Подготовительные работы были интенсивными — уложились за 1,5 месяца.
Помню, нас встретил местный охранник Толик. Он услышал, что мы собираемся делать тут пространство для отдыха и еды, — рассмеялся и сказал, что мы «дурные».
Фото из сообщества «Песочница» во ВКонтакте
Продвижение и обратная связь
Мы во всех своих проектах придерживаемся идеи, что нужно больше внимания уделять концепции, наполнению, качеству — и тогда не придется тратить огромные бюджеты на рекламу. Первые клиенты пришли легко, так как мы были первыми в своем роде.
Что касается именно «Песочницы», то мы не ориентировались на узкую группу. Предполагали, что это будет в основном молодежь. Однако к нам теперь приходят и взрослые пары, и мамы с детьми. Все приходят.
Фидбэк по этому проекту изучали по отзывам в Instagram. Люди активно отмечали нас в этой соцсети. Почти 30 000 человек за год подписалиось без инвестиций в рекламу. Писали «спасибо», давали советы, помогали с идеями: и по размещению посадочных мест, и по мероприятиям, и по музыкальной программе. Приходили с готовыми идеями и проектами. Сегодня портрет нашей аудитории — 18−35 лет, молодые люди, активные жители нашего города.
Фото из сообщества «Песочница» во ВКонтакте
«У человека должны гореть глаза»
Сейчас мы наладили бОльшую часть процессов и работаем на качество. Заявок на аренду немало, ресторанов, желающих принимать участие в фестивалях, — тоже.
К каждому заведению надо найти подход, суметь договориться. Это не всегда просто. Но когда все договоры подписаны и двери открыты — мы расплываемся в улыбке. На старте нас было трое, сейчас в команде — более 10 человек, если считать всех (занятых по совместительству в том числе). Мы вряд ли гуру найма, но нам принципиально важны несколько вещей:
Я понимаю, что мы занимаемся любимым делом, у нас до сих пор горят глаза, есть планы и новые проекты в разработке. Недовольство иногда может вызывать только то, что не на все идеи хватает времени и средств.
Начинает появляться конкуренция: многие уже смотрят в сторону создания аналогичных проектов (несколько уже работают). Но и мы не стоим на месте. Уже начали строить первый Food Mall с фуд-кортом и маркетом. Сделаем упор на свежие продукты, необычные концепции и поддержку эко-направлений. Но это уже другая история…
«Братская могила» или отличная реклама: зачем в ресторанах постоянно проводят фестивали
Фестивали африканской кухни, южноамериканских вин, немецких сосисок, зернового кофе, северной рыбы и даже пьемонтского трюфеля — какие только мероприятия не проходят в ресторанах в крупных городах России. У человека, далекого от чревоугодия и вечного гедонизма, количество новостей в СМИ и постов у лидеров мнений, посвященных гастрономическим фестивалям, порой вызывает недоумение: кому и зачем нужны все эти сеты? Собственно, и журналисты, когда слышат, что у Российского ресторанного фестиваля — самого масштабного для нашей страны гастрономического события — появилось новое подразделение, начинают сомневаться, что подобные инициативы нужны как гостям, так и владельцам заведений. Forbes Life вместе с рестораторами и организаторами фестивалей разбирается, зачем такие мероприятия нужны.
Что такое гастрономический фестиваль
В 2005 году Игорь Губернский организовал в столице первый Московский гастрономический фестиваль, главной задачей которого было рассказать и показать, как развивается в Москве ресторанная индустрия. Благодаря Губернскому появились первые рейтинги лучших ресторанов столицы, прошли первые гастрономические премии и случился бум справочников общепита. Но вся эта активность ограничивалась Москвой, пока другие города России тоже старались развивать гастрономию.
Хороший фестиваль направлен не на получение прибыли, а на продвижение и развитие индустрии
В мае 2017 года Александр Сысоев, гастрономический энтузиаст и основатель телеграм-канала «Сысоев FM», провел свой первый Российский ресторанный фестиваль. Тогда участниками акции стали Санкт-Петербург, Сочи, Ростов-на-Дону, Краснодар, Новосибирск, Екатеринбург и Казань. В октябре того же года Сысоев провел второй фестиваль, охватив сразу 11 городов России. Стало понятно, что этот формат в нашей стране работает как для ресторанов, так и для гостей. Со временем самостоятельные гастрономические фестивали по модели РРФ появились и в других регионах, до которых Сысоев пока не добрался, например «Есть что поесть» в Туле и «Крым на тарелке» на одноименном полуострове.
Суть классического гастрономического фестиваля в следующем: организатор предлагает заведениям придумать емкое сет-меню из пяти-семи блюд по фиксированной стоимости, которая будет выгоднее обычных цен на постоянные позиции в ресторане. То есть если в среднем горячее блюдо в этом месте стоит 1000 рублей, в рамках фестиваля оно должно стоить на 15-20% дешевле, чтобы гость четко понимал, в чем преимущество сета. При этом в большинстве случаев хороший фестиваль в первую очередь направлен не на получение прибыли, а на продвижение и развитие индустрии.
За время мероприятия заведение может получить в среднем 400-600 новых гостей.
Участие в любом фестивале для ресторанов бесплатно. Как правило, даже печать специальных сет-меню на себя берет организатор, который и получает деньги от партнеров. Часть этих доходов идет непосредственно на обеспечение мероприятия — печатные материалы, депозитные столы для лидеров мнений и журналистов, организация выступлений спикеров и музыкантов, если они предусмотрены. При этом все деньги, полученные от гостей фестиваля, каждый ресторан оставляет себе. За время мероприятия, по оценке Сысоева, заведение может получить в среднем 400-600 новых гостей. Прибыль организатора от одного фестиваля может составлять примерно от 400 000 до 600 000 рублей, но это редкость. Александр предполагает, что в рамках «РРФ Новые имена» он заработает меньше, примерно 340 000 рублей, и считает, что это хороший результат, потому что его в жизни бывали и убыточные фестивали.
«Бизнес-модель фестивалей очень проста. Мы находим партнера, спонсора (как правило, это алкогольные бренды и крупные компании федерального уровня, например, текущий фестиваль РРФ поддерживают Courvoisier и МТС. — Forbes Life), который поддержит наши начинания, потому что наша миссия совпадает. Мы хотим, чтобы люди чаще ходили в рестораны, чтобы заведения и гастрономия активнее присутствовали в жизни россиян. И я честно скажу, что РРФ — это не очень прибыльный проект. Он про идею. Благодаря фестивалям, сотни тысяч россиян впервые пошли в хорошие дорогие рестораны или открыли для себя совершенно новые места. Многие наши соотечественники до сих пор боятся или стесняются ходить в рестораны. Мол ресторан — это блажь, это понты, это неприлично. Я сам слышал, как люди выслушивают чью-то историю о походе в заведение, а потом спрашивают: «А почему вы дома не могли поесть?», — рассказывает Александр Сысоев.
Есть на рынке российской гастрономии и немного другая модель заработка на фестивалях. Например, организаторы шоу Gastreet, которое проходит в Сочи, продают билеты для всех желающих попробовать блюда от шефов и послушать мастер-классы рестораторов. На ближайший фестиваль билеты стоят от 10 000 до 190 000 рублей. Мероприятия «Афиша Еда» или такие события, как Italian Week Festival, проходят в формате поп-ап гастромаркетов. На несколько дней или на неделю в одном из городских общественных пространств появляется большой рынок с десятками ресторанных корнеров. Застраивать такие временные лавки владельцы заведений должны за свой счет. И единственная прибыль, которую они получат от фестиваля, это деньги, которые гости мероприятия заплатят за еду. Кому-то удается продать много блюд, кто-то остается в минусе. Организаторы же получают прибыль от продажи билетов, которые обычно стоят несколько тысяч рублей.
Зачем рестораны участвуют в фестивалях
По мнению Марии Тюменевой, основательницы и управляющего партнера коммуникационного агентства «Аппетитный маркетинг», для любого ресторана повод принять участие в фестивале — это возможность привлечь новую аудиторию и дать дополнительное развлечение для постоянной аудитории. «Рестораторы оценивают, насколько концепция фестиваля соответствует концепции их заведения, анализируют, насколько мероприятие резонансное и обсуждаемое, и принимают решение об участии. Потому что если фестиваль не поможет привлечь новую аудиторию, это совершенно бессмысленная затея», — считает Мария.
Сысоев с этой позицией согласен. «На мой взгляд, фестиваль — это легкий и быстрый способ для ресторана рассказать о себе. Особенно если мы говорим про новые заведения, которым посвящен мой последний фестиваль «РРФ Новые имена», который проходит сейчас, вплоть до 5 июня. Они получают сразу большую огласку, намного больше пиара и упоминаний в новостях, чем обычно». Александр считает, что многим заведениям пришлось бы очень долго биться и тратить много денег, чтобы рассказать огромной аудитории о себе. Вместо этого они могут просто принять участие в крупном фестивале, который получит сразу всю необходимую поддержку.
Дима Орлянский, основатель Moriarty Bar&Kitchen, который участвует в акции Сысоева, тоже считает, что фестиваль — это крутой и удобный способ рассказать о своем заведении огромному количеству гостей в удобном формате, через составленный шефом сет. Он уверен, что для гостей это возможность за небольшие деньги в течении нескольких недель заняться гастрономическим туризмом внутри своего города. «О каких-то местах люди еще даже не слышали, а в какие-то места не позволяли себя пойти из-за высокого чека заведения. Фестиваль открывает заведения для всех желающих, — комментирует участие Дима.
Доминик Раманаускас, сооснователь Mates, убежден, что такие проекты — двигатель роста ресторанной индустрии, а Илья Киселев, маркетинг-директор 354 Restaurant Group, добавляет, что фестиваль — это отличная возможность еще и для шефа. Он может создать новые блюда и рассказать о своей работе и концепции заведения через полноценный сет.
Что фестивали дают гостям ресторана
«Если фестиваль действительно соответствует концепции заведения и все выглядит органично, то гости очень хорошо реагируют на такую инициативу. Это ведь дополнительная мотивация посетить самое любимое место, в котором вы уже пробовали все. Даже если я знаю все позиции в меню, я смогу попробовать что-то новое. Например, наше агентство «Аппетитный маркетинг» каждый январь проводит фестиваль завтраков BreakFest. У людей на праздниках много свободного времени, чтобы ходить в новые места и дегустировать новые блюда по выгодным ценам. Но если, например, очень дорогой ресторан будет продавать сет за 1000 рублей или, наоборот, простое кафе будет навязывать предложение за 5000 рублей, это вызовет у постоянных посетителей лишь раздражение и привлечет совершенно не ту аудиторию. В итоге это будет совершенно не выгодный проект», — рассуждает о выгоде гастрономических фестивалей для посетителей Мария Тюменева.
Заказав один сет, гость может попробовать сразу все ключевые для шефа позиции и понять концепцию ресторана
Илья Киселев, маркетинг-директор 354 Restaurant Group, подчеркивает, что заведения, которые входят в их ресторанную группу, участвуют в фестивалях именно для того, чтобы гости могли по доступной цене расширить свои гастрономические горизонты, не выезжая за пределы страны, и попробовать крутые и дорогие блюда. Сысоев согласен, что это и есть главная задача РРФ. Александр объясняет, что, заказав один сет, гость может попробовать сразу все ключевые для шефа позиции и понять концепцию ресторана. И это будет намного выгоднее, чем просто сходить в ресторан: «Организатор фестиваля всегда отслеживает цены на сет. Я честно скажу, что когда у нас был основной РРФ, который проходит в 35 городах и в 550 ресторанах, мы допускали ошибки. Иногда упускали, что какие-то заведения делали сеты слишком дорогими. И нам писали гости ресторанов, что, например, скидка на блюда через сет равняется всего лишь 5%, например. Это очень мало. И мы тогда связывались с рестораном и просили либо увеличить скидку и снизить цену, либо добавить в сет еще одно блюдо».
В то же время бывают фестивали, которые направлены не на привлечение новой аудитории или снижение стоимости блюд, а на поддержание отношений с постоянными гостями, которые просто заскучали от основного меню. Например, агентство «Аппетитный маркетинг» проводит в Ростове, Краснодаре и Сочи фестиваль южной кухни именно в межсезонье, когда нет туристов. Главная задача — привлечь внимание постоянной аудитории, которая хочет новых эмоций и впечатлений. «Лояльные гости приходят в рестораны пробовать новые блюда, которые появились на ограниченный период времени, и это отличная мотивация выбраться из дома и вспомнить про любимое заведение», — объясняет Тюменева.
Как выбрать, в каком фестивале принять участие
Главная задача любого подобного мероприятия — это дополнительные охваты и упоминания в медиа и социальных сетях. Поэтому Тюменева считает, что важно смотреть, сколько ресторанов участвует в фестивале. Если их слишком много, есть риск, что мероприятие будет братской могилой — участники получат в прессе гигантское перечисление всех подряд в столбик, который потенциальный гость даже не дочитает. А медиа будут упоминать только самые известные и успешные заведения, игнорируя новичков. «Рестораторы, прежде чем принять участие в фестивале, должны плотно общаться с организатором, задавать вопросы о том, что они получат за участие, какая будет поддержка», — говорит Мария.
Чтобы решить проблему новичков, которых медиа зачастую игнорирует, отдавая предпочтение проверенным масштабным ресторанам, Сысоев и создал новое ответвление РРФ. Он объясняет, что «Новые имена» — еще один вектор РРФ, который, по сути, является социальным проектом. По мнению Александра, сейчас очень важно поддерживать владельцев, которые после локдауна решились открыть рестораны, потому что эта индустрия пострадала в период строгого карантина сильнее всего.
Роллы с трюфельным айоли и соус из черных бобов: где найти лучшие суши в Москве и Санкт-Петербурге
Роллы с трюфельным айоли и соус из черных бобов: где найти лучшие суши в Москве и Санкт-Петербурге