Гассенди пьер что сделал

Пьер Гассенди

Пьер Гассенди – известный французский философ и заслуженный ученый родился в 1592 году в Шантерсье. Основным вкладом Гассенди в науку считается изучение философии, посредством чего активно пропагандировал эпикуреизм и атомизм. Занимал профессорскую должность по философии в Экс-ан-Прованском колледже. В 1626 начал активно развивать учение Эпикура, в результате чего в 1632 году им была опубликована работа, в которой описывалось прохождение планеты Меркурий, ранее предсказанное Кеплером. В 1641 году Гассенди предпринял попытку осуществить на практике галилеевскую теорию падения тел.

Гассенди пьер что сделал. Gassendi. Гассенди пьер что сделал фото. Гассенди пьер что сделал-Gassendi. картинка Гассенди пьер что сделал. картинка Gassendi. Пьер Гассенди – известный французский философ и заслуженный ученый родился в 1592 году в Шантерсье. Основным вкладом Гассенди в науку считается изучение философии, посредством чего активно пропагандировал эпикуреизм и атомизм. Занимал профессорскую должность по философии в Экс-ан-Прованском колледже. В 1626 начал активно развивать учение Эпикура, в результате чего в 1632 году им была опубликована работа, в которой описывалось прохождение планеты Меркурий, ранее предсказанное Кеплером. В 1641 году Гассенди предпринял попытку осуществить на практике галилеевскую теорию падения тел.

Пьер Гассенди – французский философ и ученый

Что касается научного вклада в физику, Гассенди рассматривал ее с точки зрения описания мира, который, по его мнению, состоял из атомов и пустоты. К таким выводам его привел глубокий анализ ортодоксального церковного учения, при котором он рассматривал философию как составляющую трех частей: психологии, естествознания и физиологии.

Благодаря этим убеждением в 1658 году Гассеном было опубликовано собрание из двух томов под названием «Свод философии», в котором он рассматривал логику, как индуктивное исследование, физику, как гармонию, созданную Богом, и этику, как любовь к Богу.

В 1644 году Гассенди опубликовал свою работу под названием «Исследование метафизики», а в 1645 занимал должность профессора математики в парижском Коллеж-Руаль. В 1655 году Пьер Гассенди скоропостижно скончался в Париже от туберкулеза.

Если у вашего ребенка не получается освоить материал школьной программы самостоятельно, поможет репетитор по физике, благодаря которому ребенок подтянет пробелы в знаниях и уверенно подойдет к итоговым экзаменам.

Источник

Гассенди Пьер (1592-1655)-французский философ-материалист, физик и астроном. Как многие передовые мыслители эпохи, Гассенди уже в первом труде («Парадоксальные упражнения против аристотеликов», 1624) выступил с резкой критикой учения Аристотеля (см.) и схоластики. Обширная и разносторонняя деятельность Гассенди в области точных и естественных наук требовала прочной материалистической опоры, которую он и нашёл в учении Эпикура (см.). Маркс указывает, что Гассенди возродил материализм Эпикура.

В соответствии со своими материалистическими взглядами Гассенди выступал с критикой декартовского учения, противопоставляя рационализму и метафизическим понятиям Декарта (см.) сенсуализм, утверждающий источником познания чувственный опыт, Свой главный труд — «Свод философии» (издан в 1658, после смерти автора) — Гассенди разделил на три части: логику, физику и этику. В первой части Гассенди дйл обстоятельный анализ проблемы достоверности познания. Он выдвинул ряд положений, направленных против скептицизма, а также против догматизма. В физике, которую он считал самой благородной и обширной частью философии, Гассенди доказывал объективное существование пространства и времени. При этом он ссылался на ряд примеров из физики (сжатие, расширение тел и т. п.).

Пространство и время он признавал не сотворимыми и неуничтожимыми. В то же время он считал бога творцом атомов. Та же непоследовательность, стремление наряду с проповедью материализма сохранить признание бога проявляется в учении Гассенди об отношении знания и веры. Излагая учение о материи, Гассенди повторял основные положения Эпикура и Лукреция (см. Кар Лукреций) вплоть до признания существования особых атомов тепла, холода и др., вызывающих соответствующие чувственные ощущения, а также существования атомов души. Материалистически объясняя явления бытия и сознания чисто механической движущей силой атомов «животной души», Гассенди приписывал человеку наряду с «животной», чувственной, материальной душой и «разумную», нематериальную душу, отдавая этим самым дань религии, идеализму. Но в анализе деятельности «чувственной» и «разумной» души он не мог удовлетворительно показать ни одной из функций разумной души, которая была бы независима от функции чувственной.

В этике Гассенди по примеру передовых мыслителей XVII в. отрицал аскетическую церковную мораль. В согласии с Эпикуром он утверждал, что всякое удовольствие есть благо само по себе, а всякая добродетель есть благо постольку, поскольку она доставляет «безмятежность». В общественно-политических взглядах Гассенди отражается политический компромисс буржуазии с абсолютной монархией, на которую буржуазия опиралась в борьбе против феодальной знати. Гассенди был сторонником твёрдой центральной власти. В абсолютном монархе он видел «разумного хозяина государства».

Значение Гассенди в истории науки не исчерпывается популяризацией и развитием атомистического учения о материи, борьбой с пережитками феодальной философии и провозглашением опытного знания источником всякого познания. Ему принадлежит множество важных наблюдений и открытий в области астрономии: о прохождении Меркурия через солнечный диск, открытие пяти спутников Юпитера помимо четырёх, открытых ранее, и др. В исторических условиях XVII в. Гассенди сыграл несомненно прогрессивную роль как философ и учёный.

Источник

Пьер Гассенди

Пьер Гассенди (Gassendi) (1592-1655) — французский философ, математик и астроном. Работал так же в области механики и истории науки. Пропагандировал атомистику и этику Эпикура, в отличие от которого признавал сотворение атомов богом. С позиций сенсуализма выступал против учения о врожденных идеях. Основное сочинение: «Свод философии» (опубликовано 1658, посмертно).

Пьер Гассенди родился 22 января 1592 года, в Шантерсье, Прованс.

Она был священником, профессором теологии в Дине (с 1613), философии в Эксе (с 1616), математики в Королевском коллеже в Париже (с 1645). Пропагандируя атомистику и этику древнегреческого философа-материалиста Эпикура, возражал против теории врождённых идей и всей метафизики Рене Декарта с позиций материалистического сенсуализма, в специальном труде критиковал схоластический аристотелизм.

Философская система Гассенди состоит из логики (устанавливающей признаки истины и пути, ведущие к её познанию), физики и этики (учения о счастье). По его учению, всё существующее состоит из атомов и пустоты и находится в пространстве, как бесконечной возможности наполнения, и времени; время и пространство никем не сотворены и не могут быть уничтожены, в отличие от атомов, которые, по мнению Гассенди, созданы богом, но обладают самостоятельным внутренним стремлением к движению; число атомов ограничено, хотя и огромно. Душа состоит из особых атомов, рассредоточенных по всему телу. Основой познания служат показания органов чувств (ощущения).

Карл Маркс отметил, что, освободив Эпикура «. от интердикта, наложенного на него отцами церкви и всем средневековьем. », Пьер Гассенди в то же время стремился «. примирить свою католическую совесть со своим языческим знанием, Эпикура — с церковью» (Карл Маркс и Фридрих Энгельс., Из ранних произведений, 1956, с. 23).

Гассенди оказал влияние на английского философа, основателя либерализма Джона Локка; французского публициста и философа Пьера Бейля и английского математика, механика, астронома и физика, создателя классической механики Исаака Ньютона. По политическим воззрениям Поль примыкал к французскому политическему мыслителю, теоретику естественного права, юристу Жану Бодену, стоял за неограниченную монархию, если она не вырождается в тиранию.

Гассенди (или Гассенд) был преподавателем риторики в Дине, потом профессором философии в Э (Aix, в Провансе). Свой курс он располагал таким образом, что сначала излагал учение Аристотеля, а потом показывал его ошибочность. Открытия Николая Коперника и сочинения Джордано Бруно, а также чтение сочинений Петра Рамуса и Людовика Вивеса окончательно убедили Пьера в непригодности аристотелевской физики и астрономии. Плодом его занятий было скептическое сочинение «Exercitationes paradoxicae adversus Aristoteleos» (Гренобль, 1627). От окончания этого сочинения он должен был отказаться: нападать на Аристотеля и защищать Коперника было в то время небезопасно, как это доказала участь Этьена Долэ, Бруно и др.

Еще раньше издания своей книги Гассенди оставил кафедру и жил то в Дине, где был каноником кафедрального собора, то в Париже, откуда совершил поездку в Бельгию и Голландию. Во время этой поездки он познакомился с Гоббесом и издал в 1631 году разбор мистического учения розенкрейцера Роберта Флудда («Epistolica dissertatio in qua praecipua principia philosophiae R. Fluddi deteguntur»). Позже он написал критический разбор Декартовских размышлений («Disquisitio adversus Cartesium»), приведший к оживленной полемике между обоими философами.

Гассенди был одним из немногих ученых XVII века, интересовавшихся историей науки. Благодаря изучению Эпикура окончательно сложилось мировоззрение Пьера, которое он изложил в «Syntagma philosophicum», вышедшем уже после смерти автора. В 1645 году он занял кафедру математики в Collège royal de France. В последние годы жизни он издал две работы об Эпикуре «De vita, moribus et doctrina Epicuri libri octo» (1647) и «Syntagma philosophiae Epicuri» (1649), биографии Коперника и Тихо де-Браге, историю церкви в Дине.

Ученый обладал большим полемическим дарованием: он умел отдать должное противнику, ясно и точно излагал его теорию, наконец делал весьма тонкие и веские замечания. Полемика его с Декартом считается образцовой. Философская система Гассенда, изложенная в его «Syntagma philosophicum», есть результат его исторических исследований. Эти исследования привели его (как позднее Лейбница) к тому выводу, что мнения различных философов, считающиеся совершенно несходными, часто различаются только по форме. Чаще всего Пьер склонялся на сторону Эпикура, расходясь с ним только в вопросах теологических. Относительно возможности познать истину он держался середины между скептиками и догматиками.

Посредством разума мы можем познать не только видимость, но и саму сущность вещей; нельзя отрицать, однако, что есть тайны, недоступные уму человеческому. П. Гассенди подразделял философию на физику, предмет которой — исследовать истинное значение вещей, и этику — науку быть счастливым и поступать согласно с добродетелью. Введением к ним служит логика, которая есть искусство правильно представлять (идея), правильно судить (предложение), правильно умозаключать (силлогизм) и правильно располагать выводы (метод).

В физике своей он стоит близко к динамистическому атомизму современных ученых. Все явления природы совершаются в пространстве и времени. Это суть «вещи в своем роде», характеризующиеся отсутствием положительных атрибутов. Как пространство, так и время могут быть измерены только в связи с телами: первое измеряется объемом, второе — движением тел.

Материю философ представляет состоящей из множества мельчайших компактных эластичных атомов, отделенных друг от друга пустым пространством, не заключающих в себе пустоты и потому неделимых физически, но измеримых. Число атомов и их форм конечно и постоянно (поэтому количество материи постоянно), но число форм меньше числа атомов. Ученый не признает за атомами вторичных свойств, как-то: запаха, вкуса и других. Различие атомов (кроме формы) заключается в различии их главного свойства — веса или прирожденного их стремления к движению. Группируясь, они образуют все тела вселенной и являются, следовательно, причиной не только качеств тел, но и их движения; ими обусловливаются все силы природы. Так как атомы не рождаются и не исчезают, то и количество живой силы в природе остается неизменным. Когда тело в покое, сила не исчезает, а только пребывает связанной, а когда оно приходит в движение, сила не рождается, а только освобождается.

Действия на расстоянии не существует, и если одно тело притягивает другое, не соприкасаясь с ним, то это можно объяснить так, что от первого исходят потоки атомов, которые соприкасаются с атомами второго. Это одинаково применимо к телам одушевленным и неодушевленным. Все предметы обладают душой чувствующей и хотя бы смутно рассуждающей. Атомы вечны, поскольку вечна вселенная, но они, как и вселенная, сотворены Богом; по Его же воле они сгруппировались в тело, ибо как из простого смешения букв не может возникнуть поэмы, так и из случайной группировки атомов не могли при сотворении мира произойти тела без содействия Бога.

В этих последних положениях заключается отличие Гассенди от материалистов и атомистов. Произвольное самозарождение даже в царстве минеральном Пьер отрицает: всякое тело (не родившееся от себе подобного) обязано своим происхождением семени, предсуществовавшему с сотворения мира, — семени, в котором оно заключалось потенциально, окружающие же условия способствовали его появлению. Тело, душа чувствующая и душа разумная составляют единое не вследствие физического единства, но потому что они предназначены для взаимного дополнения. Чувствующая душа, область которой есть все тело, воспринимает образы внешних предметов (с помощью органов чувств) и познает их посредством памяти, сравнения, или суждения, и выводов, или рассуждения. Эти последние три деятельности ученый считает функциями воображения.

Душа разумная, или разум, присуща только человеку; в противоположность души чувствующей она пребывает только в мозгу. Посредством разума человек познает вещи, недоступные чувственному восприятию и воображению, как-то: понятие о Боге, самосознание и другие. Душа разумная нематериальна и, следовательно, вечна; это ее отличие от души чувствующей — но проявляться она может только по поводу данных этой последней: в этом заключается ее связь с ней.

Врожденных идей нет. Идеи, кажущиеся врожденными (например, идея причинности) — только вывод из повторяемости явлений. Инстинкт — результат привычки в наследственности. Единственное, что врождено нам — это любовь[en] к самому себе; из нее вытекает стремление к приятному и старание избежать неприятного, или хотение (арpetitus). Хотение не проявляется без содействия воображения и разума; если оно основывается только на данных воображения — это хотение неразумное, или страсть; хотение, вытекающее из данных разума, есть воля; воля всегда сопровождается действием.

Действия наши свободны, но свободу их надо искать не в воле, а в разуме. Нам свойственно поступать на основании мотивов, которые нам представляет разум; разум склонен любить истину, но для того, чтобы найти ее, он должен сосредоточивать свое внимание, не поддаваясь хотению, — в этом и заключается свобода. Как согласовать эту свободу с божественным провидением — это неразрешимая для нас тайна.

Два вопроса всегда интересовали людей: в чем состоит цель нашей жизни и как достигнуть этой цели. Этим вопросам посвящена этика Гассенди, в которой он является последователем Эпикура. Единственная цель жизни — счастье. Истинное счастье заключается в здоровом теле[en] и спокойной душе — а спокойствие дает только добродетель, так как она не сопровождается ни раскаянием, ни сожалением. Спокойствие есть высшее наслаждение, ибо оно есть цель всякого движения. Правда, человек стремится к наслаждению движением, потому что природа вложила в него это стремление для самосохранения и продолжения рода; но, ставя его выше покоя, он забывает, что оно есть только средство для достижения последнего.

Свое исследование Пьер заканчивает доказательством существования Бога, Его свойств и Его провидения. Идея о Боге не есть идея врожденная, а между тем она присуща всем людям. Философ объясняет это предрасположением разума к допущению существования Бога при первом указании чувств на единство и гармонию вселенной. Поэтому разум познает Бога как всесовершеннейшее существо, творца и руководителя вселенной.

Сочинения Пьера Гассенди были изданы в 1658 году в Лионе; между ними есть несколько сочинений по астрономии и механике; одно из них, «De proportione qua gravia decidentia accelerantur» (1646), относится к вопросу о падении тел под влиянием силы тяжести.

Биографические сведения об ученом мы имеем из статьи Сорбьера «De vita et moribus Petri Gassendi», приложенной к собранию сочинений философа, и из надгробного слова преемника Гассенди по каноникату в Дине, Николая Таксиля.

Пьер Гассенди скончался 24 октября 1655 года, в Париже.

Источник

Пьер Гассенди

История исследования космоса > Великие астрономы > Пьер Гассенди

Гассенди пьер что сделал. 1138933pierregassendi jpg. Гассенди пьер что сделал фото. Гассенди пьер что сделал-1138933pierregassendi jpg. картинка Гассенди пьер что сделал. картинка 1138933pierregassendi jpg. Пьер Гассенди – известный французский философ и заслуженный ученый родился в 1592 году в Шантерсье. Основным вкладом Гассенди в науку считается изучение философии, посредством чего активно пропагандировал эпикуреизм и атомизм. Занимал профессорскую должность по философии в Экс-ан-Прованском колледже. В 1626 начал активно развивать учение Эпикура, в результате чего в 1632 году им была опубликована работа, в которой описывалось прохождение планеты Меркурий, ранее предсказанное Кеплером. В 1641 году Гассенди предпринял попытку осуществить на практике галилеевскую теорию падения тел.

Биография Пьера Гассенди (1592-1655 гг.)

Краткая биография:

Имя: Пьер Гассенди

Дата рождения: 22 января 1592 г.

Дата смерти: 24 октября 1655 г.

Образование: Университет Экс-ан-Прованса

Место рождения: Шантерсье близ Диня в Провансе

Место смерти: Париж

Пьер Гассенди – французский астроном, философ, священник, математик: биография, фото, этика Эпикура, изучение пространства и времени, влияние на Локка, Ньютона.

Пьер Гассенди является французским философом, астрономом и математиком. Он также работал в области истории наук и механики. Занимался пропагандой этики и атомистики Эпикура, но, в отличие от которого, Пьер признавал создание атомов богом. С точки зрения сенсуализма Пьер Гассенди занимал позицию противника учения о врожденности идей. Основным сочинением является «Свод философии», которое опубликовали в 1658 году, посмертно.

Родился Пьер Гассенди 22 января 1592 года в коммуне Шантерсье в регионе Прованс. Будучи еще совсем маленьким, он проявлял большие способности к науке, в частности к языкознанию и математике. Образование получил в коллеже в Дине, а после – в университете Экс-ан-Прованса. За свою жизнь он успел побывать священником, профессором философии в Эксе, профессором теологии в Дине, профессором математики в парижском Королевском коллеже. Будучи преподавателем философии П. Гассенди помимо изложения учения Аристотеля еще и отвергал его. П. Гассенди пропагандировал этику и атомистику древнегреческого философа Эпикура, выступал против теории врожденности идей и метафизики Декарта в целом, находился на стороне материалистического сенсуализма, в своем специальном труде он критиковал схоластический аристотелизм.

Философская система Пьера Гассенди включает в себя логику (которая устанавливает признаки истины, а также пути, которые ведут к ее познанию), физику и этику (является учением о счастье). В соответствии с его учением, составляющим всего существующего являются пустота и атомы. Все существующее находится в пространстве и времени, имея при этом бесконечную возможность наполнения. Пространство и время никто не создавал и никто не может уничтожить, в отличие от атомов, которые, как считает Гассенди, создал бог, однако им присуще внутреннее стремление к движению; количество атомов хоть и огромно, но все же ограничено. Любая душа состоит из особенных атомов, которые рассредоточены по всему человеческому телу. Показания органов чувств служат основой познания.

Карл Маркс отмечал, что, освободив Эпикура «… от интердикта, который на него наложили отцы церкви и все средневековье…», в то же время, Пьер Гассенди старался «…примирить свое языческое знание со своей католической совестью, а Эпикура – с церковью».

Пьер Гассенди оказал большое влияние на основателя либерализма и английского философа Джона Локка; французского философа и публициста Пьера Бейля и английского механика, физика, математика и астронома, основателя классической механики, Исаака Ньютона. Согласно политическим воззрениям Пьер был заодно с французским политическим мыслителем, теоретиком естественного права, юристом Жаном Боденом, выступал за неограниченную монархию, но лишь в том случае, когда она не превращалась в тиранию.

Скончался Пьер Гассенди в Париже 24 октября 1655 года. Его сочинения были изданы в 1658 г. в городе Лионе, среди которых есть несколько сочинений по механике и астрономии.

Источник

ГАССЕНДИ, ПЬЕР

ГАССЕНДИ, ПЬЕР (Gassendi, Pierre) (1592–1655), французский философ и ученый, известный своей пропагандой эпикуреизма и атомизма и попыткой их примирения с христианством. Родился в Шантерсье близ Диня в Провансе 22 января 1592. Фамилия Гассенди – итальянская форма прованской фамилии Гассенд (Gassend). Занимал незначительные церковные должности в 1612, в 1614 стал доктором теологии в Авиньоне; также был настоятелем собора в Дине. По настоянию Мерсенна занялся философией, был профессором философии в коллеже Экс-ан-Прованса.

Гассенди пьер что сделал. 1004851 PH03147. Гассенди пьер что сделал фото. Гассенди пьер что сделал-1004851 PH03147. картинка Гассенди пьер что сделал. картинка 1004851 PH03147. Пьер Гассенди – известный французский философ и заслуженный ученый родился в 1592 году в Шантерсье. Основным вкладом Гассенди в науку считается изучение философии, посредством чего активно пропагандировал эпикуреизм и атомизм. Занимал профессорскую должность по философии в Экс-ан-Прованском колледже. В 1626 начал активно развивать учение Эпикура, в результате чего в 1632 году им была опубликована работа, в которой описывалось прохождение планеты Меркурий, ранее предсказанное Кеплером. В 1641 году Гассенди предпринял попытку осуществить на практике галилеевскую теорию падения тел.

В 1624 опубликовал в Гренобле ряд очерков под названием Парадоксальные упражнения против аристотеликов (Exercitationes paradoxicae adversus Aristoteleos), где заявил, что, хотя он и обязан по своему положению преподавать аристотелевскую философию, его всегда занимал вопрос о ее слабостях. Прекратив полемику со схоластами, из-за которой у него могли появиться враги в церковных кругах, он обратился к изучению Эпикура. В 1626 у Гассенди появилась идея труда о жизни, моральных представлениях и учении Эпикура. Он был убежден, что учение античного философа может быть согласовано с современной ему теологией. В 1632 Гассенди опубликовал работу о прохождении планеты Меркурий, предсказанном Кеплером, а в 1641 пытался экспериментально доказать теорию падения тел Галилея. Однако главным вкладом Гассенди в историю культуры стала его философия.

В 1641 Гассенди привел в ответ на Размышления Декарта ряд возражений, суть которых заключалась в том, что философской спекуляции следует быть более скромной. В 1644 вышла его книга Исследование метафизики (Disquisitio Metaphysica). В 1645 Гассенди получил место профессора математики (астрономии) Коллеж-Руаяль в Париже. Лекция при вступлении в должность (Institutio astronomica, 1647), хотя открыто и не показывала приверженность идеям Галилея, свидетельствовала о симпатиях к ним. В 1647 появилась его работа О жизни и моральных взглядах Эпикура (De vita et moribus Epicuri), изменившая общее мнение об эпикуровской этике. В 1648, страдая от туберкулеза, Гассенди уехал в Прованс. В 1649 он опубликовал Замечания на десятую книгу Диогена Лаэрция (Animadversiones in decimum librum Diogenis Laertii) (об Эпикуре) вместе со Сводом философии Эпикура (Syntagma philosophiae Epicuri). В 1653 вернулся в Париж. Умер Гассенди в Париже 24 октября 1655.

Полное собрание его трудов было опубликовано в 1658. Первые два тома содержат Свод философии (Syntagma Philosophicum, опубл. посмертно в 1658), состоящий из трех частей: логики, физики (общего естествознания, космологии, физиологии, психологии) и этики. Логика – главным образом индуктивный метод исследования; однако в ней Гассенди пытается установить равновесие между опытом и рассудком. Физика посвящена описанию мира (состоящего из атомов и пустоты), созданного Богом, существование которого доказывается наличием мировой гармонии. Бог – первая причина; все вторичные причины относятся к движению, которое внутренне присуще атомам. Наиболее подвижные атомы составляют души животных, способных к ощущению и «чувствительному разуму». Человеческая душа нематериальна и способна постигать абстрактные идеи, опираясь на чувственные данные. Люди стремятся к счастью (душевному покою и отсутствию телесных страданий), которое можно достигнуть (в этом мире – лишь в несовершенной форме) благодаря добродетельному образу жизни и любви к Богу.

Гассенди относился с уважением к ортодоксальным церковным учениям, однако существенные черты его картины мира были взяты на вооружение деизмом 18 в. Он был главным соперником Р.Декарта как представителя «новой философии», оказал влияние на Р.Бойля и Д.Локка; его весьма почитал И.Ньютон.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *