Гарцовка для тротуарной плитки что это такое
Оглавление:
Рынок стройматериалов буквально пестрит готовыми сухими смесями, которые существенно упрощают проведение отделочных работ. Это многокомпонентные составы, продающиеся в виде сухого вещества с добавлением пластифицирующих добавок и модификаторов.
Однако всего 20-30 лет назад, строители использовали для возведения зданий, благоустройства территории и отделки простые составы, приготовленные из доступных компонентов. Одним из таких материалов является гарцовка. О ней поговорим подробнее.
Из чего состоит гарцовка и что это такое?
Если не углубляться в терминологию, гарцовкой называют двухкомпонентный состав, предназначенный для приготовления кладочного раствора и штукатурки. Его применяют для внутренних и наружных работ.
В основу входят всего два активных компонента:
Наполнитель – песок, мраморная мука, кальция или керамзита.
Связующее звено – цемент, известь, гипс.
В сухом виде выглядит, как порошок светло-серого оттенка.
В зависимости от рецептуры, гарцовку можно разделить на четыре марки:
Прочность определяется пропорцией компонентов. В частности, в составе М-1 песок и цемент берутся в равном соотношении, марка М-2: на одну часть цемента приходится две доли песка.
Гарцовка М-1 самая крепкая, но отличается повышенной хрупкостью. Наиболее оптимальный вариант – М-4.
Где применяется строительная двухкомпонентная смесь
Несмотря на то, что многие считают гарцовку пережитком прошлого, этот состав довольно широко применяется в условиях современного строительства. В частности, смесь подходит для выполнения следующих видов работ:
устройства плавающих полов;
выравнивания любых оснований, включая газобетон (штукатурка).
в качестве вытягивающей шпаклёвки для стеновых конструкций и потолков.
насыпи основания для укладывания тротуарной плитки и брусчатки.
Гарцовка является идеальным клеящим составом с высокой адгезией и прочностью. При этом приготовление раствора обходится дёшево, в сравнении с ценами на готовые составы известных производителей.
Разновидности
Помимо классификации по степени прочности, гарцовка может различаться по составу и даже фракции наполнителя. Например, можно разделить смесь на такие виды:
Лёгкая – помол основных компонентов не превышает 1.25 мм.
Тяжёлая –фракция компонентов варьируется в пределах 2-2.55 мм, но не выходит за эти рамки.
Еще одну классификацию можно посмотреть в таблице.
Двухкомпонентная смесь, состоящая из двух ингредиентов. Пропорцию согласно рецептуре.
До пяти компонентов в составе. К цементу и песку может добавляться глина, известь, гипс.
Многие путают цементный раствор и гарцовку, однако это принципиально разные строительные смеси.
Для приготовления раствора обязательно нужна вода затворения, чтобы повысить удобоукладываемость. Гарцовка – всегда сухое вещество.
Достоинства и недостатки
Дифирамбы гарцовке можно петь бесконечно, однако, как и любой строительный материал, эта сухая смесь имеет свои плюсы и минусы. Подробности в таблице.
Возможность самостоятельного приготовления.
При желании смесь можно изготавливать в любых количествах.
Абсолютная безопасность в экологическом плане: в составе отсутствуют химически активные вещества.
Образует прочное покрытие, которое всегда можно восстановить до первоначального уровня.
Для приготовления в больших количествах потребуется ровная поверхность большой площади.
Чувствительность к соблюдению пропорций. Если количество цемента будет ниже рекомендованных норм, покрытие будет трескаться.
При отсутствии опыта в приготовлении таких смесей лучше не рисковать, а купить гарцовку в готовом виде.
Как сделать смесь самому
В технологическом плане, процесс изготовления гарцовки не выглядит сложным. Для этого потребуется совковая лопата, боёк и сито для просеивания песка. В качестве бойка можно использовать ровную бетонную поверхность или лист металла, размеры которого позволяют приготовить необходимое количество смеси.
Для качественного состава, важно исключить из компонентов любые комки и камни, поэтому наполнитель необходимо тщательно просеять.
Сам процесс приготовления гарцовки выглядит так.
На боёк высыпают песок в количестве, необходимом для изготовления нужного объёма смеси.
Наполнитель насыпают грядкой или небольшой кучкой, которую нужно слегка разровнять.
Добавляют связующее звено (цемент и известь) и начинают гарцевать: перемешивать компоненты до получения однородной массы.
В кучке перемешанных ингредиентов делают небольшую лунку, куда порционно добавляют воду. Состав снова перемешивают, пока жидкость полностью не впитается компонентами.
Процедуру повторяют до тех пор, пока раствор не достигнет нужной консистенции.
Обратите внимание, что количество гарцовки должно быть таким, чтобы успеть израсходовать состав до его схватывания, иначе потом будет трудно очищать боёк.
Пропорции материалов напрямую зависят от нужной прочности состава. Рецептура некоторых составов приведена в таблице.
цемент М300 – 1 часть;
известь (пушонка) – 0.7 части;
песок кварцевый – 6 частей.
цемент М400 – 1 часть;
известь (пушонка) – 0.3 части;
песок кварцевый – 4 части.
Напомним, что можно купить гарцовку уже в готовом виде: смесь входит в ассортимент любых строительных магазинов.
Укладка тротуарной плитки на гарцовку
Такая технология монтажа называется «сухим» методом и идеально подходит для мощения ровных или наклонных поверхностей. Работы выполняются в несколько этапов:
Подготовка грунта. Чтобы положить плитку на гарцовку, потребуется максимально прочное и ровное основание. Поэтому устраняются любые ямы и бугры, поверхность трамбуется, выстилается слоем геотекстиля. После этого насыпается слой щебня, толщиной не менее 10 см.
Установка бордюров. Поребрики выставляются в соответствии с предварительной разметкой на цементно-песчаный раствор. По высоте бордюры осаживаются резиновой киянкой. Если предусмотрено проектом, с внутренней стороны поребрика устанавливается ливнёвка.
Укладка плитки. Приготовленную гарцовку равномерно распределяют между поребриками, вытягивают правилом по установленному уровню. Рекомендуемая толщина слоя 5-6 см. Затем выполняют монтаж плитки, которую выравнивают резиновой киянкой. После этого, сухой смесью засыпают растворные швы.
После первых осадков или полива из шланга, гарцовка надёжно сцепляет тротуарную плитку, что полностью исключает смещение поверхности.
Сухой способ укладки применяется только на грунтах с низким уровнем поглощения влаги. Иначе раствор вымоет при частом и обильном выпадении осадков.
Нормы расхода
Гарцовка для тротуарной плитки
Современное благоустройство улиц подразумевает повсеместное использование тротуарной плитки. Для ее укладки применяется гарцовка – специальная двухкомпонентная смесь, состоящая из наполнителя и связующей массы. Таким образом, это известково-песчаная или цементно-песчаная масса, перемешанная в различных консистенциях.
Сухая укладочная смесь для плитки выделяется среди других составов пропорциями компонентов и технологией использования. Методика ее применения существенно отличается от готового жидкого раствора.
Изготовить гарцовку для укладки можно и самостоятельно, однако приобретение готового состава позволит значительно сэкономить время.
Состав укладочной массы
Применение гарцовки позволяет добиться надежного соединения тротуарных изделий с основанием. Сухая смесь после укладки плиток берет на себя роль несущего слоя и принимает основную нагрузку.
Строительная масса из цемента и песка используется при обустройстве небольших пешеходных дорожек, предполагающих невысокую механическую нагрузку. Для дорог с транспортным или интенсивным
пешеходным потоком в цементно-песчаный слой добавляют гранитный отсев или щебень мелкой фракции.
Пропорции цемента и песка разнятся в зависимости от вида работ — от 1:4 до 1:8. В некоторых случаях, из-за недостаточного количества цемента, между плитками может прорасти трава, чьи корни постепенно будут разрушать тротуар. При переизбытке же цементного вещества покрытие может сильно потрескаться и, опять же, разрушиться.
Оптимальным соотношением считается 1 к 5.
Как приготовить гарцовку
Простейшим видом раствора считается известково-цементная смесь. Перед приготовлением необходимо просеять песок, что очистит его от кусков глины, камней и ракушек.
На ровную площадку насыпают несколько ведер песка. Добавляются известь и цемент, а затем все тщательно перемешивается. На 8 ведер песка приходится по одному ведру остальных компонентов.
Смесь используется в сухом виде. В редких случаях ее разводят водой, когда для кладки ранее уже было подготовлено бетонное основание. При этом укладочный слой можно сделать тонким, а пропорция П:И:Ц составит 5:1:1.
Также используют цементно-песчаную смесь без добавления извести. Массу готовят в пропорции один к четырем, пяти или шести, в зависимости от необходимой прочности кладки. Главное в таких случаях не переусердствовать с цементом, чтобы не образовались трещины.
Если вы решили приготовить такой раствор самостоятельно, то рекомендуем воспользоваться бетономешалкой.
Применение гарцовки как материала для укладки тротуарной плитки
Рынок стройматериалов буквально пестрит готовыми сухими смесями, которые существенно упрощают проведение отделочных работ. Это многокомпонентные составы, продающиеся в виде сухого вещества с добавлением пластифицирующих добавок и модификаторов.
Однако всего 20-30 лет назад, строители использовали для возведения зданий, благоустройства территории и отделки простые составы, приготовленные из доступных компонентов. Одним из таких материалов является гарцовка. О ней поговорим подробнее.
Основное понятие гарцовки
Гарцовкой называют сухую двухкомпонентную смесь, в состав которой входит наполнитель и связующее вещество. Основным наполнителем является кварцевый песок, роль связующего элемента отводится извести. Кроме песка можно использовать истолченные в муку кальций, мрамор или керамзит мелких фракций, а вместо извести – гипс, цемент или глину. Важное условие: связующие вещества должны иметь высокие показатели вязкости без дополнительного увлажнения.
Гарцовку применяют для оштукатуривания стен и потолка, шпаклевания трещин и кладочных работ. Следует учесть, что это не раствор, а смесь, используемая при сухом монтаже, в отличие от цементно-песчаного раствора, где еще одним дополнительным компонентом выступает вода. При укладке тротуарного покрытия, а также в других кладочных работах гарцовочная смесь является несущим слоем, принимая на себя основную нагрузку.
Размещение ограждающих бордюров
Укладка бордюра осуществляется сразу после выполнения работ по устройству дренажа. Лучше использовать готовый штучный бордюр из бетона. Бордюрные блоки устанавливают возле вертикального среза грунта по краям дороги. Желательно, чтобы верхний край бордюра находился на 1-2 см выше уровня почвы. Иначе дорожки будут постоянно грязными.
Бордюрные блоки закрепляют бетонным раствором. После укладки бордюра нужно проверить, насколько он ровный. Для этого используют строительный уровень. Если некоторые блоки установлены неправильно, их положение корректируют деревянной киянкой.
Преимущества и недостатки
Гарцовочную смесь ценят за следующие показатели:
Однако, наряду с достоинствами, у гарцовки имеются и недостатки:
Применяемые виды оснований
Перед тем как выложить площадку плиткой, нужно сделать основание. Подстилающий слой помогает выровнять поверхность участка. Он придает покрытию устойчивость и увеличивает его прочность. Надежное основание не позволяет тротуару разрушаться под весом людей и машин. Оно защищает покрытие от разрушения в осенне-зимний период, когда в его зазорах образуется лед.
Технология укладки тротуарной плитки зависит от способа эксплуатации покрытия. Если нагрузка на его поверхность будет небольшой (пешеходная дорожка), достаточно сделать подстилающий слой, состоящий из песка и цемента. Если мощение осуществляется под автомобиль, необходимо бетонное основание.
Бетонное
Перед бетонированием основания выполняют работы по армированию. Арматурную сетку укладывают на металлические или каменные подставки. Арматура должна находиться на 3-5 см выше поверхности траншеи. Гарцовка для тротуарной плитки готовится из песка и цемента в пропорции 3:1. Лучше использовать речной или карьерный мытый песок. В нем не должно быть частичек глины или извести. Раствор равномерно и тщательно распределяется по участку траншеи, чтобы добиться ровной поверхности.
Лучше сразу залить бетоном всю дорожку. Если часть работ откладывается на следующий день, залитый бетоном участок надо накрыть полиэтиленом. Бетонное основание под тротуарную плитку должно иметь толщину 10-12 см. Чтобы цементная подушка была прочной, ее 3-5 дней увлажняют. После увлажнения бетон накрывают полиэтиленом. Укладывать покрытие можно через 7-12 дней.
Из песка и цемента
Траншея засыпается смесью песка и цемента. Ее готовят в пропорции 3:1. Толщина песочно-цементного основания должна составлять 12-15 см. Подстилающий слой нужно хорошо утрамбовать и выровнять. Если глубина траншеи слишком большая, ее можно уменьшить с помощью песка. Песок насыпают под основание и тщательно трамбуют.
Технология мощения тротуарной плиткой требует, чтобы цементно-песочная смесь была сухой. Поэтому лучше делать основание непосредственно перед мощением в сухую погоду. Цементно-песочный слой нужно укладывать на геотекстиль. Если этого не сделать, песок быстро вымоется, а плитка просядет.
Основная область применения гарцовки
С помощью гарцовочной смеси устраивают плавающие полы, готовят штукатурку и кладочные растворы, шпаклюют стены и потолки. Иногда сухую известково-песчаную смесь используют в качестве затирки межплиточных швов. Благодаря своим высоким адгезионным показателям, гарцовку можно применять не только для шпаклевания бетонных конструкций, но и для затирки трещин в каменных и деревянных поверхностях, выравнивания стен, пола, потолков. А еще гарцовка входит в состав растворов для обработки конструкций из газобетонных блоков.
Однако основная область использования сухой смеси – клеящая основа для укладки тротуарной плитки. В местах повышенной проходимости вместо песка в качестве наполнителя может выступать щебень мелких фракций – она увеличивает прочность основания, на которое кладется дорожное покрытие. В сочетании с доступностью, относительно невысокой стоимостью и хорошими свойствами сцепления гарцовка является незаменимым средством при проведении ремонтно-строительных работ для дорожных покрытий.
Устройство дренажа
Правильная укладка плитки не является гарантией долговечности покрытия. Грунтовые и дождевые воды постепенно вымывают частицы песка и грунта, разрушая основание дороги. Чтобы влага не испортила покрытие, необходимо сделать дренажный слой.
На дно траншеи нужно насыпать щебенку. Толщина слоя должна составлять 15-18 см. Щебень надо хорошо утрамбовать и разровнять. Сверху насыпается и также разравнивается тонкий слой песка, на который укладывают нетканое полотно. Нужно позаботиться о том, чтобы вода стекала к краям дорожки. Для этого делают поперечные и продольные уклоны. Подушка под тротуарную плитку выполняется на последнем этапе подготовительных работ.
Какие виды гарцовочной смеси бывают
В зависимости от области применения гарцовка может состоять из двух компонентов и более. Простейший состав, цемент с песком, – такую смесь можно приготовить самостоятельно, что и делают при укладке плитки. Если требуется оштукатурить стены или потолок, то можно применять двухкомпонентный состав из извести и доломита, или керамзитовой муки и гипса.
Если нужно скрепить кладку кирпича, булыжников или другого крупногабаритного материала, то потребуется увеличить силу сцепления клеящей основы. В этом случае необходимо использовать сложный состав, включающий в себя цемент, песок, керамзит, известь.
Марка строительной смеси
Производители предлагают 4 марки строительной смеси: М1, М2, М3, М4. Цифры от 1 до 4 указывают на количество частей наполнителя по отношению к связующему элементу.
Например, марка смеси М3 обозначает, что гарцовка состоит из 1 части цемента и 3 частей песка (или другого элемента).
Приступаем к монтажным работам перед укладкой
Приступая к объекту и сделав все расчётные работы, выполняем в первую очередь разбивку территории. Определяемся согласно проектному плану или плану согласованному с заказчиком, на какие сектора будет разбиваться территория,какие участки нужно выделить в высотном плане — то есть: площадки под беседки, барбекю, пандусы или брустверы, уклоны, места прохождения желобов и точки сброса воды. На своём опыте скажу, что если работы производятся на территории частного жилого сектора, то все уклоны обустраиваются на максимальном расстоянии от построек, то есть, после произведённых работ, должно визуально казаться что постройки находятся выше тротуарной или проезжей части участка. Это делается для того чтоб максимально отвести влагу от построек.
Готовим основание
Все работы начинаются с подготовки основания. На участке, где будут производиться работы, снимается верхний слой грунта, чтобы по максимуму удалить корневую систему растений, (не более 40см) и углубиться на нужную нам глубину для засыпки основы под плитку. Надо понимать, что все уклоны по площадке необходимо начинать делать уже при выравнивании земляного полотна. Тогда и подсыпанные слои лягут равномерным слоем, создавая и корректируя нужный нам уклон. Если вы мостите участок небольшой площади и у вас достаточно сил чтобы снять необходимый по толщине слой грунта, можно сделать это с помощью кирки и лопаты. Удалив грунт, подчистите дно корыта, чтобы удалить бугорки и кочки. После этого нужно тщательно затрамбовать земляное полотно с помощью трамбовки, или виброплиты. Без этих инструментов невозможно качественно уплотнить поверхность земляного корыта. Укладка подстилающих слоев и плитки на не уплотненный грунт приведет к проседанию отдельных участков покрытия.
Чтобы узнать на какую глубину нам нужно снимать грунт, нужно забить колья по периметру участка. Если участок большой или имеет скрытые участки, значит нужно разбить один большой участок на несколько небольших — видимых. На этих кольях с помощью гидроуровня, отбиваем «горизонт» (как это правильно сделать, я писал в статье « Устройство армопояса под мансардную кровлю»). Когда у нас горизонтальные метки есть, мы определяемся с уклонами площадей. Уклон необходим для того, чтобы атмосферные осадки не скапливались в одном месте, а отводились подальше от построек и пешеходных зон. Самый оптимальный уклон – это «Дорожный уклон».
Дорожный уклон – это уклон, который применяется в строительстве полотна проезжей части, и равен 1метр=1сантиметр. То есть, отклонение от горизонта на одном метре – один сантиметр.
Пример: если длина площади равна 10 метров, то в начале и в конце площади забиваем по колышку. Отмечаем с помощью гидроуровня горизонтальные метки, и, там где нам нужно (в начале или в конце) опустить площадь, на этом колышке отмечаем вниз 10 см. от горизонтальной метки.