Гаргантюа и пантагрюэль о чем произведение
История создания и концептуальные основы
Известный французский роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» был написан в 1533 году (именно тогда была опубликована первая оконченная автором книга). Сатирическое произведение рассказывается читателю о двух добряках-великанах, приходящихся друг другу отцом и сыном. Главная цель столь длинной истории — высмеивание человеческих пороков старой Франции и церкви.
Концептуальную основу романа составляет церковь, которую и затрагивает авторская сатира. Писатель в ярких красках высмеивает белое духовенство, монахов. Примечательно, что Рабле сам в молодости принимал монашеский постриг. Но подобная подвижническая жизнь не пришлась по вкусу автору романа. Благодаря покровителю Жоффруа Франсуа покинул стены монастырской обители без особых проблем.
Сатирические авторские цитаты, вырванные из контекста произведения, высмеивают многие моменты:
Помимо этого, автора задевают вопросы, касающиеся философского течения схоластики. Насмешек удостоились и некоторые библейские места — воскрешение Эпистемона Панургом, ассоциирующееся с аналогичным деянием из Библии, рассказ о великане Хуртане, олицетворяющий на бумаге сказание о ковчеге. Подобные размышления автора привели к осуждениям произведения со стороны богословского факультета Сорбонны. Франсуа Рабле прослыл еретиком.
Для своеобразной борьбы со старым миром Рабле использует такие художественные приемы, как сатира и юмор. Провозглашает новый мир автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» своими словами, высказывая мысли, как он видит его сам. Он высмеивает средневековую косность и отсутствие прав, приводя в пример свободолюбивые взгляды и человеческую самодостаточность. Это ярко показывается в эпизоде о Телемском аббатстве, где царит главное правило — делай, что хочешь.
Качественный анализ произведения, как и самого автора, был озвучен Гизо в статье, посвященной книгам Франсуа Рабле. По словам ученого, создатель нашумевшего романа понял все недостатки педагогической теории того времени. А остроты произведению добавляют красочные иллюстрации Гюстава Доре.
Стилистика романа
О художественных приемах, использующихся Рабле, стоит говорить отдельно. В большей части им применяется гротеск и гипербола — максимальное преувеличение, что позволяет ярко раскрыть основных персонажей и передать четко мысль. Связано это напрямую с личностями главных героев — великанов Пантагрюэль и Гаргантюа.
Порой они спокойно чувствуют себя в обществе простых людей. В другое время они противостоят человеку. Например, в одном эпизоде Гаргантюа присаживается для отдыха прямо на собор Парижской Богоматери, видит пушечные ядра и принимает их за обыкновенных мух. Чтобы усмирить Пантагрюэля, его приковывают к колыбели корабельными цепями, способными перекрыть целую гавань. Нахождение целых поселений во рту великанов. Все эти гротескные и гиперболичные приемы позволяют максимально проникнуться сутью произведения.
Анализ «Гаргантюа и Пантагрюэль» позволяет оценить по достоинству несвойственный для романистики XVI столетия грубоватый юмор, высмеивающий человеческие пороки тела и все, что приводит к подобным последствиям. Например, большой живот, вино, еда, венерические заболевания и так далее.
При этом сюжет романа завязан на французской политической системе, народной культуре времен Средневековья и Возрождения. Оттуда и появились главные герои произведения, литературные формы, язык повествования с комическими аллюзиями. Подобный текст кардинально отличался от писаний схоластиков, богемных сочинений. После Рамбле аналогичную стилистику использовал Бонавентура Деперье и Ноэль дю Файдль.
Главные и второстепенные герои
Чтобы написать качественный пересказ романа о великанах Пантагрюэле и Гаргантюа, не нужно читать произведение полностью. В первую очередь нужно ознакомиться с характеристикой главных героев и второстепенных персонажей, чтобы максимально быстро проникнуться историей:
Многие имена персонажей автор придумал неспроста, они имеют аллегорический скрытый смысл и максимально глубоко охарактеризуют героев.
Примечательно, что, помимо выдуманных персонажей, Рабле при создании романа использовал образы реальных личностей, деятелей, знакомых. Многие географические названия были позаимствованы с карты Франции и слегка переименованы. Отдельными фрагментами упоминаются вопросы и проблемы, волновавшие общество в то время, например, засуха.
Краткое содержание
Весь роман состоит из пяти книг, издававшихся в разные годы. Читатели с задержанным дыханием ожидали продолжения неистовой истории, состоящей из множества глав. Сейчас прочитать произведение можно онлайн, но на это может уйти немало времени. Школьникам же проще ознакомиться с кратким содержанием романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» или смотреть фильм с обзором важных моментов.
Условно весь рассказ можно разделить на пять важных частей:
Следуя этому простому плану, можно кратко рассказать о каждой книге и всех историях, повествующихся в них.
В первой книге рассказывается о великом Гаргантюа, являющемся сыном короля-великана. Его отправляют на обучение к богословам, но он становится глупее, поэтому его перенаправляют в Париж. Там гигант устраивает настоящий кавардак, затапливая город и забирая себе большие купола с собора Парижской Богоматери. Он заставляет бить кобылу о землю копытами, чтобы у той начинали звенеть украденные колокольчики на шее. Учителем великана становится Панократ, развивающий его духовно и физически. Королевство Грангузье захватывает сосед-недоброжелатель Пикрохол. Возвращение Гаргантюа ознаменовывается победой над вражескими войсками.
Во второй книге у королевства великанов появляется наследник Пантагрюэль. Он растет и взрослеет, с успехом осваивает новые науки и обучается в Париже. Зная о большой значимости образования, он усердно познает новое. Свой ум и талант он доказывает, когда разрешает великие разногласия между сеньором Лижизадом и Пейвино. В Париже Пантагрюэль обретает друга по имени Панург. Известие о нападении на Утопию заставляет наследника вернуться, чтобы разгромить войска короля Анарха.
В третьей книге королевство становится мирным государством. Друг Пантагрюэля решает жениться, но сомневается в правильности своих намерений. Он обращается к колдунье за помощью. Затем отправляется к гадалкам, шутам, богословам. Все советы говорят ему о том, что счастливым в браке ему не быть. Так ему толкует верный товарищ Пантагрюэль. Сам Панург считает, что толкования положительные. Не приняв окончательного решения, товарищи отправляются в плавательное путешествие к оракулу Божественной Бутылки.
В четвертой книге автор рассказывает о начале путешествия, посещении различных островов, попадании в сильную бурю. Все эти истории позволяют максимально ярко раскрыть образы персонажей, ссылаясь на сатирически изложенные церковные порядки. В пятой книге путешествие продолжается. Мореплаватели оказываются на Звонком острове. Потом они направляются к острову Застенок и Апедевтов. Все заканчивается тем, что товарищи достигают цели и слышат заветное слово оракула Бутылки «Пей».
Хоть книга и велика по объему, а на ее создание у автора, биография которого до сих пор остается малоизвестной людям, ушло несколько десятилетий, она несет в себе конкретный посыл.
Люди постоянно страдают от религиозных суеверий, они теряют правдивость проповеднических слов и становятся настоящими фанатиками. Все это тянуло общество на дно, не давало развиваться людям полноценно. Именно эту идею Рабле пытался пронести сквозь каждую главу своего романа «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Отзывы
Еще в школе, выжав последние силы, дочитала это произведение от начала до конца, но так и не смогла понять, о чем в нем шла речь. Недавно решила перечитать, думая, что смогу через время понять глубину мыслей и посыл автора. Но все тщетно. Спасибо за разъяснение по этой книге, теперь всем стало на свои места.
Несомненно, понять суть всего написанного очень сложно. Воспринимать это произведение Рабле стоит как икону того времени по написанию, как классику, которую нам спустя 500 лет понять довольно сложно, но вполне реально.
Местами читать было довольно интересно, потом становилось скучно, порой появлялось желание отложить книгу. Но в целом — неплохо. Держало до последнего только использование символичных имен, которые действительно были смешными.
Гаргантюа и Пантагрюэль
В какой избе-читальне на земле Хохочут над романами Рабле?
«Гаргантюа и Пантагрюэль» (La vie très horrifique du grand Gargantua, père de Pantagruel) — Opus Magnum французского писателя Франсуа Рабле (François Rabelais, 1494—1553) в пяти томах, выходивший в 1533-64 гг. Книга, полная пантагрюэлизма (ну не знал мэтр Франсуа слова «троллинг», не знал!), была осуждена богословами Сорбонны и запрещена церковью как еретическая и богохульная, попала во все списки запрещённых книг. Однако мощь раблезианской сатиры оказалась настолько велика, что Рабле, никаких других книг не написавший, стал Ихним Всем, а его единственная книга стала величайшим памятником французского Ренессанса.
Канонический переводчик — Николай Любимов. Он не мелочился: создавал не «адаптацию», не «обработку» и не «выжимку», как все остальные переводчики сего труда (многие из них ещё и явно краснели как маков цвет и смягчали, где и что могли). О нет, Любимов попросту взял весь текст на старофранцузском, как он есть, и перевёл подряд, причём разумно-творчески, с умеренной выдумкой на тему «как органично передать на русском тот или иной прикол», но притом без отсебятины, которой замараны некоторые другие его переводы (кхм, «Уленшпигель»… Кхм, Ремарк…). В знак того, что переводит он со старо-, а не с современного французского, Любимов вовсю стилизовал старорусскую речь: вместо «пёрнуть» у него «трахнуть», вместо «навешаю вам люлей» у него «накладу вам»… но это не беда. Любимов также старался не упустить ни один из бонусов для современников, которыми текст перенасыщен. То же касается и множества отсылок к малоизвестной ныне античной и церковной классике. Неподражаемый Любимов умудрился перевести всё это легко, органично и… читабельно. Тем не менее книгу рекомендуется читать с хорошими комментариями, иначе далеко не весь юмор дойдёт. А в общем и целом этот перевод — сам по себе — сделался почти таким же литературным памятником, как и переведённый оригинал.
Содержание
Сюжет [ править ]
Как это часто бывает в сатирических произведениях, сюжет имеет второстепенное значение. Главное — сатира!
Гаргантюа и его друзья возвращаются из Парижа, по пути разрушив один из вражеских замков. Прибыв домой, Гаргантюа знакомится с братом Жаном, и снаряжается в поход. Они побеждают один из вражеских разведотрядов и берут в плен их предводителя Фанфарона, которого отпускают с миром. Фанфарон пытается убедить Пикрохола в бессмысленности войны, за что был обьявлен предателем и казнён.
Войско Гаргантюа осаждает Ларош-Клермо и берёт замок штурмом. Пикрохолу удаётся сбежать, но он становится бродягой. Грангузье по случаю победы закатывает пир и награждает соратников. Брат Жан просит позволить ему построить свой монастырь, непохожий на другие, и основывает Телемское Аббатство.
Вскоре Пантагрюэль получает известие, что Гаргантюа похищен, а королевство дипсодов разорило Утопию и осадило столицу амавротов. Пантагрюэль и его друзья срочно покидают Париж. Вчетвером они побеждают 660 вражеских рыцарей, взяв их хитростью, и выясняют у пленных, что дипсодов ведёт король Анарх, и в его войске есть 300 великанов. Они отпускают пленника, дав ему баночку с очень острым вареньем, и велят, чтобы он отдал его своему королю. Король и его войско, попробовав варенья, стали заливать жар вином и допились до потери сознания.
Пленного Анарха Панург делает разносчиком соуса и женит на старой шлюхе. Пантагрюэль освобождает амавротов и завоёвывает дипсодов, и становится королём. Лишь одна провинция не сдаётся, и Пантагрюэль решает их завоевать, но начинается сильный дождь. Пантагрюэль накрывает войско своим языком, по которому Алькофрибас залезает ему в рот и обнаруживает там целую страну.
Главным героем книги внезапно становится Панург. За помощь и заслуги в покорении Дипсодии Пантагрюэль дарит ему замок Рагу, доходы от которого Панург пропивает/проедает/прогуливает/протрахивает на три года вперёд.
Пантагрюэль собирает флот для путешествия к Оракулу Божественной Бутылки. Во время путешествия флот заплывает на различные острова, каждый из которых представляет собой сатиру на самые разнообразные слои общества и высмеивает их пороки. В финале же флот добирается до Фонарной Страны, где и расположен Оракул Божественной Бутылки. На вопрос Панурга, стоит ли ему жениться, Оракул отвечает «Пей!».
Значение и влияние [ править ]
В предисловии автор описывает собаку, грызущую мозговую кость. На что ей эта грязная, несъедобная кость? Персонажи Рабле на протяжении всего повествования обсуждают разврат, пьянство, задницы, члены, пердёж, дерьмо, венерические болезни и прочие невысокодуховные вещи, а также всевозможные их комбинации. Иезуит Гаррасс, называя книгу Рабле «наставлением в разврате», был недалёк от истины.
Но собака, «самое философское животное в мире», грызёт грязную кость не просто так — она знает, что внутри находится костный мозг, самая вкусная в мире еда. В своей книге, под оболочкой пьянства и разврата, Рабле высмеивал человеческие пороки, средневековый догматизм, невежество и лицемерие духовенства, судебное крючкотворство и много чего ещё.
Но помимо высмеивания, Рабле, будучи одним из первопроходцев Ренессанса, предлагает собственное видение нового мира и нового человека. Автор воспевает принципы гуманизма и глубокую жажду знаний. Наиболее полно его взгляды раскрыты в главах о воспитании Гаргантюа Понократом, и особенно — в описании Телемского аббатства.
Немного об авторе [ править ]
Поскольку из-за своей книги автор был преследуем и гоним, известно о нём не слишком много. Дважды бывший монах, сперва бывший францисканец (ушёл, ибо был слишком умным), затем бывший бенедиктинец (ушёл, ибо был недостаточно умным). Человек эпохи Возрождения, причём эталонный — покинув монастырь, стал врачом, а потом юристом, филологом, натуралистом, богословом (успел даже побыть викарием), но в памяти потомков остался как писатель-сатирик.
Тропы в романе [ править ]
Тропы вокруг романа [ править ]
Примечания [ править ]
Алпамыс (Алтай, Башкортостан, Казахстан, Каракалпакстан, Татарстан) • Артуровский цикл (кельты, Британия) (Тристан и Изольда (кельты)) • Беовульф (англосаксы) • Библия (древние евреи) • Былины (Русь) (Садко • Три богатыря) • Гомер («Илиада» и «Одиссея», древние греки) • Вергилий («Буколики», «Георгики», «Энеида», древние римпляне) • Ка́левала (карелы и финны) • Манас (Киргизия) • Нартский эпос (Кавказ) • Песнь о Гайавате (индейцы оджибве и др.) • Песнь о Нибелунгах (германцы) • Сказки дядюшки Римуса (афроамериканцы) • Эдда (Скандинавия) • Эпос о Гильгамеше (аккадцы и др. народы Месопотамии)
Красная Шапочка (Le Petit Chaperon rouge, Rotkäppchen — западноевропейская сказка)
Бейбарс (Египет) • Божественная комедия (Италия) • Витязь в тигровой шкуре (Грузия) • Роман о Лисе (Франция) • Слово о полку Игореве (Русь) • Тысяча и одна ночь (Книга тысячи и одной ночи, арабы) • Шахнаме (Иран)
Четыре классических китайских романа: Троецарствие (Ло Гуаньчжун) • Речные заводи (Ши Найань) • Путешествие на Запад (У Чэнъэнь?) • Сон в красном тереме (Цао Сюэцинь) (ранее Цветы сливы в золотой вазе (анонимный автор))
Краткое содержание Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», созданный писателем Франсуа Рабле, является культурным памятником эпохи французского Возрождения. Создатель романа является не только писателем, но и юристом, философом, гуманистом, доктором. Ниже представлен краткий пересказ книги «Гаргантюа и Пантагрюэль» по главам.
Основные персонажи
Основным персонажем, чьи приключения описываются на протяжении всей книги, является Пантагрюэль. Также центральные места занимают такие герои, как Гаргантюа, Панург, Эпистемон, брат Жан Зубодробитель.
Главные герои
Второстепенные герои
Очень краткий пересказ
Гаргантюа родился крепким и здоровым малышом, обладающим недюжинной силой. Когда он подрос, отец отправил его в Париж изучать науки. Там герой зарекомендовал себя, как образованный и умный человек.
Когда ему было уже больше полувека, он женился. У него родился сын Пантагрюэль, который, как и отец, оказался очень крупным. Его также отправили учиться в Париж, в котором его ждало множество приключений. Здесь он знакомится с Панургом, который становится его другом. С помощью Пантагрюэля решается множество споров, в которых он проявляет себя справедливым и мудрым человеком.
Панург решает жениться, но не уверен, хорошая ли это идея. Друзья обращаются к гадалкам и философам, которые не могут прояснить ситуацию. И приятели решили отправиться к оракулу Божественной бутылки, чтобы узнать точный ответ.
Краткое содержание «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Книга I
Главы 1-10
В кратком содержании романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле описываются главные события, произошедшие с основными персонажами. В самом начале книги автор обращается к пьяницам и всем тем, кто ведет разгульный образ жизни. Он призывает их веселиться, а также не забыть выпить за его здоровье. Таким образом Рабле задает сатирический тон дальнейшему повествованию.
Грангузье и Гаргамелла — правители-великаны в стране Утопии. Король был добродушным, веселым человеком, любившим как следует почревоугодничать. Достигнув зрелого возраста, он женился на девушке Гаргамелле. У них родился сын, такой же великан, как и они сами, а вынашивала его королева почти год — 11 месяцев.
Очень необычно появление малыша. На свет он появился через левое ухо своей матери. Тех же, кто не верит в такое чудесное рождение, автор саркастически называет еретиками. Он объясняет, что такое чудо-рождение в истории случается довольно часто и нет смысла не верить ему.
Родился ребенок с огромной глоткой, поэтому его назвали Гаргантюа.
Главы 11-20
В кратком содержании этих глав описывается взросление героя. Гаргантюа рос смышленым ребенком. Он был умен, но и много времени уделял трапезам. Этот великан только и делал, что ел и спал. Увидев в нем сообразительного ребенка, отец мальчика отдает его на обучение к богословам, но через некоторое время выясняется, что Гаргантюа только стал глупее. Расстроенный родитель решает отправить его на обучение в столицу Франции. Там мальчик делает определенные успехи, одновременно доставляя жителям города неудобства. Например, герой решил, что колокола главного собора страны отлично подойдут в качестве бубенцов для его лошади.
Главы 21-58
Отец Гаргантюа не бросил попытки обучить наукам сына. Его наставником он сделал Понократа, который имел собственную методику обучения. Он воспитывал своего ученика постоянно, даже когда тот ел или чистил зубы.
Тем временем на королевство отца нападает сосед Пикрохол. Отпор ему дает Гаргантюа со своими друзьями и братом Жаном — монахом, который стал другом и верным собутыльником Гаргантюа. Пикрохол обращается в бегство, а Гаргантюа проявляет себя смелым, щедрым и отзывчивым человеком не только со своими друзьями, но и с врагами.
Книга II
Главы 1-22
В весьма солидном возрасте у Гаргантюа рождается сын. Он, так же как и отец, был велик и могуч. При рождении он был настолько огромным, что его мать умерла при родах. Аппетит и сила малыша были просто огромными. Он мог запросто съесть полкоровы, что уж говорить обо всем остальном.
Ребенок был огромных размеров и отличался невероятным аппетитом
Подросшего мальчика отец решает отправить учиться. Пантагрюэль посещает многие места Франции, и, наконец, приезжает учиться в Париж. Письмо отца, где тот просит сына посвящать учебе все время, настраивает Пантагрюэля на серьезный лад, и он с еще большим рвением окунается в мир науки.
В это время герой знакомится с Панургом, который становится в дальнейшем его самым близким другом.
Знания, полученные Пантагрюэлем, пригождаются ему, когда приходится разрешить спор между двумя богатыми вельможами. Выслушав их доводы, он повернул ситуацию так, что все остались в выигрыше, а Пантагрюэль еще больше прославился своим умом и начитанностью.
Глава 23-34
В этих главах ведется повествование о том, что отца Пантагрюэля унесли в волшебную страну фей, а на его земли покусились враги. Пантагрюэль был настолько зол, что моментально расправился с вражескими рыцарями в количестве 660 человек и затопил их земли своей мочой.
Книга III
Глава 1-8
В третьей книге речь идет о великих идеях и смелых поступках Пантагрюэля. Установив на своих землях мир, Пантагрюэль заселяет покоренную Дипсодию жителями Утопии. Панургу, как лучшему другу и товарищу, он вверяет кастелянство Рагу. Однако тот прокутил все свои богатства за полмесяца и назанимал долгов. По мнению Панурга жизнь без долговых обязательств – скучна и неинтересна, однако Пантагрюэль придерживается совершенно другого мнения: он считает, что быть обязанным всем вокруг стыдно и пытается вразумить друга.
Глава 9-20
Панург решает жениться, но до конца не уверен, правильно ли его решение. Пантагрюэль советует ему не торопиться и обдуманно подойти к такому решению. Тогда друзья решают обратиться к гаданиям и наугад ткнуть в книгу Вергилия. Прочитанные строки они трактуют по-разному и не приходят к единому мнению. Затем они обращаются к колдунье, но и она не может дать точного ответа.
К кому бы не обращались друзья, никто не мог развеять их сомнения.
Глава 21-52
В этих главах Пантагрюэль оказывается на судебном процессе, где он смог полностью раскрыть свой талант убеждения. Обвиняемым был судья, который из-за старости вынес неправильный приговор, а теперь сам оказался на скамье подсудимых. Речь Пантагрюэля произвела на всех такое сильное впечатление, что судья тут же был оправдан.
Шут судьи посоветовал обратиться к оракулу Божественной бутылки, который может дать ответ на любой вопрос. Собрав друзей и запасы, Панург с Пантагрюэлем отправляются в путешествие.
Книга IV
Глава 1-17
В кратком содержании произведения «Гаргантюа и Пантагрюэль» героев ждет множество приключений. На пятый день после отплытия им встречается корабль, хозяином которого является купец, повздоривший с Панургом. Чтобы отомстить купцу, Панург придумал коварный план: он покупает у него самого лучшего барана – вожака и выбрасывает его за борт. Овцы, находившиеся на борту корабля, стали прыгать за ним в воду. Таким образом, купец понес большие убытки. Не в силах на это смотреть, он кинулся спасать свое стадо, но сам упал в море и утонул.
За время своего плавания они повстречали много разных островов. Одним из них была земля Прокурация. Здесь жили исключительно прокуроры, сплетники и ябеды. Местные жители имели доход с того, что оскорбляли высокопоставленных чиновников, а когда те выходили из себя и избивали их, то простые жители шантажировали и вымогали деньги.
Глава 18-54
Друзья попадают в бурю. В этом эпизоде раскрываются характеры основных персонажей. Пантагрюэль сначала надеялся на Божью помощь, но потом стал самостоятельно прилагать усилия, чтобы не погибнуть. Панург же совершенно не хотел участвовать в процессе спасения корабля, а лишь лежал на палубе и рыдал.
Команда Пантагрюэля посещает такие места, как Остров Колбас, Остров Папефигов, Остров Весельчаков и многие другие. На одном из островов команда встретила мессера Гастера, которого местные жители считали богом и создателем всех наук.
Встречу с жителями этих островов автор использует для высмеивания уставов церкви.
Книга V
Глава 1- 18
Краткое содержание последней книги повествует о продолжении приключений Пантагрюэля и его друзей. Они посетили Остров железных изделий, Остров плутней, остров Застенок. С помощью описаний этих островов и их жителей Рабле высмеивает религиозные каноны того времени, современные суды, человеческие пороки.
Глава 19-47
Посетив еще целую дюжину островов, команда остановилась около земель Фонарии, где находился оракул Бутылки. Королева этой страны была рада встретить незнакомцев и пообещала помочь со встречей оракула. Друзья направились в храм Бутылки и были поражены этим загадочным местом. В центре храма находился фонтан, чья вода принимала вкус того напитка, какой пожелал пивший эту воду. Чтобы услышать пророческие слова оракула, Бакбук что-то швырнула в воду. В ответ раздалось лишь одно слово «Тринк», что означало «пей». Последовав совету оракула, Панург опустошил бутылку и сразу же уверовал, что, вернувшись домой, обязательно встретит девушку, на которой захочет жениться.
Основная идея романа
Франсуа Рабле – писатель, придерживающийся гуманистических принципов.
Самый знаменитый писатель эпохи Возрождения
В первой и второй частях Рабле насмехается над устоями рыцарского романа. Он указывает подробное происхождение своих героев-великанов, рассказывает об их необычном появлении на свет, описывает их поразительные физические возможности. Гаргантюа и Пантагрюэль очень сильны и отличаются фантастическими возможностями своего желудка. Вместе с тем, они являются образованными и начитанными людьми, которые заботятся о благе своего народа. Они не приемлют жестокость и стараются решить возникающие проблемы мирным путем. Когда победоносная война против захватчиков завершается, то создается Телемское аббатство – идеальный мир, где проживают свободные и интеллектуально развитые люди.
Написав третью книгу, Рабле вышел в ней за рамки привычного для публики сюжета о великанах: Пантагрюэль предстает самодостаточным человеком, образцом порядочности, а его друг Панург превращается в глупого эгоиста, не способного постоять за себя и озабоченного только вопросами своей личной жизни. Они отправляются за ответом к Оракулу Божественной Бутылки – это путешествие описывается в двух последних книгах.