Гарантирует что изготовленная продукция соответствует стандарту техническим условиям
Всё ли по ГОСТу? Какие стандарты гарантируют качество
Содержание
Как появился ГОСТ Р
Во времена СССР все стандарты были обязательны для применения, и обозначались аббревиатурой «ГОСТ». Утверждением таких стандартов занимался Госстандарт. С распадом СССР в России стали разрабатывать национальные стандарты с аббревиатурой «ГОСТ Р», которые действуют только в рамках РФ.
Сегодня один из главных принципов стандартизации – добровольное применение стандартов.
Стандарты ГОСТ – с аббревиатурой советских времен – сейчас разрабатываются в рамках Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации и действуют на территории тех стран СНГ, которые к нему присоединились. Когда ГОСТ принят в рамках МГС СНГ, в России его вводят в действие приказом Росстандарта.
Стандарты ГОСТ Р утверждает также Росстандарт. «В настоящее время национальные стандарты разрабатываются в рамках технических комитетов (ТК), – рассказал заместитель директора департамента Стандартинформ Александр Григорьев. – Их создает и формирует Росстандарт, фактически они представляют собой объединение заинтересованных организаций определенной отрасли, в том числе органов исполнительной власти, научных организаций, предприятий-изготовителей, исполнителей, общественных объединений потребителей и др.».
Технические комитеты участвуют в подготовке предложений и планировании работ в сфере стандартизации, а также ведут основную работу по разработке стандартов. После разработки первой редакции проекта стандарта наступает этап публичного обсуждения, когда любой желающий (не только член ТК!) может направить разработчику стандарта свои замечания и предложения. Разработчик может принять их либо отклонить, но только мотивировав свой отказ.
«Затем окончательная редакция проекта стандарта поступает на рассмотрение в ТК, – продолжил Александр. – Стандарт принимают при условии достижения консенсуса, то есть если никто из членов комитета не высказался против, а затем утверждается Росстандартом».
Стандарты ГОСТ и ГОСТ Р применяются добровольно, если в законах нет указания об обратном. Многие из них ориентированы на качество продукции.
«Изготовитель сам принимает решение о применении конкретного стандарта при производстве своей продукции, – подтвердил Григорьев. – Однако если в договоре на поставку указано, что продукция изготовлена в соответствии со стандартом, то все его требования становятся обязательными. Также обязательными для применения являются стандарты, обеспечивающие действие технических регламентов (ТР)».
Что такое ТУ и СТО?
Если вы видите на упаковке «ТУ» или «СТО» с последующим числовым обозначением, это значит, что продукт изготовлен по техническим условиям, разработанным и утвержденным на предприятии. Предприятия могут приглашать квалифицированные в области разработки стандартов организации. Но для потребителя суть от этого не меняется: технические условия не подлежат обязательной экспертизе и согласованию с госорганами. Регистрация ТУ – добровольная. Так что, по каким именно требованиям произведена продукция, для потребителя может остаться загадкой.
По ТУ производится более 80% всей продукции. Отчасти это объясняется тем, что на большой ассортимент товаров сегодня просто нет стандартов. Если производитель решил изготавливать товар «с изюминкой», то ему необязательно ждать целый год, пока Росстандарт утвердит соответствующий ГОСТ Р, – он может разработать собственные ТУ. «Представьте себе, производитель решил добавить в йогурт чернику, но по ГОСТу она не предусмотрена, – приводит пример Александр Григорьев. – В таком случае, конечно, он разработает собственные ТУ и сможет выпустить свою продукцию на рынок». Над национальным стандартом, как правило, начинают работать, если этот новый товар становится востребованным для массового потребления.
В соответствии с Федеральным законом 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» 2015 года, технические условия – это разновидность стандарта организации.
«Закон о стандартизации гласит, что технические условия разрабатываются с учетом соответствующих документов национальной стандартизации, – рассказал Александр Григорьев. – В РФ действуют стандарты, которые определяют содержание технических условий. К примеру, на ТУ для пищевой продукции – это ГОСТ Р 51740-2016 “Технические условия на пищевую продукцию. Общие требования к разработке и оформлению”. По ГОСТ 2.114-2016 “Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Технические условия” разрабатываются ТУ изделия машиностроения и приборостроения. К остальной продукции, в том числе материалам, веществам, обуви, одежде, текстильной продукции и т. п., применяется ГОСТ Р 1.3-2018 “Стандартизация в Российской Федерации. Технические условия на продукцию. Общие требования к содержанию, оформлению, обозначению и обновлению”».
Многие считают, что товары, произведенные по ТУ, менее качественные, чем те, что соответствуют ГОСТам. Однако технические условия были введены как раз для того, чтобы производители могли изготавливать продукцию повышенного качества или же необычные изделия с авторской рецептурой, но качеством не ниже ГОСТа.
«На самом деле, качество продукции в большей степени зависит от добросовестности производителя, – прокомментировал Александр. – Во многих случаях требования ТУ превышают соответствующие положениям ГОСТ, в том числе за счет использования современных материалов, сырья и комплектующих. Поэтому утверждать, что продукция по ГОСТу заведомо лучше, чем по ТУ, неправильно».
СТО, по сути, то же самое, что технические условия. Это стандарт организации – документ по стандартизации, который может разрабатываться на применяемые в организации продукцию и процессы, на оказываемые в ней услуги и на продукцию, которую создает организация.
Как регулируется безопасность товаров?
Технические регламенты Евразийского экономического союза (Таможенного союза) – это нормативно-правовые акты (по сути, законы), которые устанавливают минимальные требования безопасности. ТР ЕАЭС (ТС) принимаются в рамках Евразийского экономического союза и устанавливают требования, обязательные для исполнения на территории всего ЕАЭС. Все технические регламенты обязательны для исполнения.
Технический регламент (ТР ЕАЭС) – это не стандарт, по силе он приравнивается к закону.
Декларированию по ТР подлежит вся пищевая продукция. Она должна соответствовать требованиям сразу двух технических регламентов: ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» и ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». Кроме того, на некоторые виды пищевой продукции есть так называемые «вертикальные» регламенты, которые применяются помимо 021- и 022-го.
Молочная продукция подчиняется трем техническим регламентам: ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»; ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»; ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции».
Мясные продукты, помимо ТР ТС 021/2011 и ТР ТС 022/2011, должны соответствовать ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции».
Подтверждению соответствия техническим регламентам подлежат детские игрушки (ТР ЕАЭС 008/2011 «О безопасности игрушек»), продукция для детей и подростков (ТР ЕАЭС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»), одежда и обувь (ТР ЕАЭС 017/2011) и др.
Подтвердить соответствие требованиям технического регламента производитель может с помощью декларирования или сертификации, в зависимости от того, какая форма подтверждения прописана в самом ТР. То есть на полках мы можем найти как товары с декларацией, так и с сертификатом соответствия. К примеру, продукты питания подлежат декларированию, а детские игрушки – обязательной сертификации.
«Сертификат и декларация имеют одинаковый статус, – рассказала начальник отдела стандартизации Роскачества Майя Будажапова. – Но, как правило, продукция, которая имеет больший потенциальный риск, подлежит сертификации – это более жесткая форма. При декларировании производитель или продавец на основе собственных доказательств либо с помощью органов по сертификации и испытательных лабораторий подтверждает соответствие товара. Он зачастую волен в выборе исполнителя. Чтобы пройти процедуру сертификации, компания обязана обратиться в орган сертификации, который подтверждает соответствие продукции обязательным требованиям на основании протокола испытаний. Протокол выдает аккредитованная лаборатория, входящая в Единый реестр органов по сертификации и лабораторий и в орган по сертификации».
«Если продукция не подлежит подтверждению соответствия по техническому регламенту, значит, она имеет небольшой потенциальный риск для здоровья, – рассказал эксперт по сертификации продукции легкой промышленности в системе ГОСТ Р и Таможенного союза Александр Давыдов. – Такая продукция может пройти добровольную сертификацию по желанию продавца».
При этом кроме технических регламентов существуют еще нормативно-правовые документы, в которых перечислены виды товаров, подлежащих обязательной сертификации или декларированию. Это, например:
Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 (ред. от 07.03.2019) «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».
Решение Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года № 620 «О Едином перечне продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме».
Все товары, которые подлежат обязательной оценке соответствия (по любому из этих нормативных документов), должны маркироваться знаком обращения. В случае если товар подпадает под действие технического регламента, то это знак ЕАС.
Пример 1: сегодня среди утвержденных обязательных технических регламентов нет моющих средств, стиральных порошков. Но этот вид товаров включен в перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия согласно Постановлению Правительства РФ от 01.12.2009 № 982. Кроме того, моющие средства есть в перечне Решения № 620. По этим нормативным документам стиральные порошки подлежат обязательному декларированию. Это значит, что производитель сам выбирает перечень из Постановления № 982 или Решения № 620 и декларирует в данном случае на основании собственных доказательств.
«Под Постановлению № 982 Росстандарт на своем сайте публикует информацию о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, с указанием нормативных документов или их пунктов, которым должна соответствовать продукция, –рассказала Майя Будажапова. – В основном это стандарты, поэтому фактически они становятся обязательными для исполнения. С юридической точки зрения обязательными для применения по Закону о стандартизации (от 29.06.2015 № 162-ФЗ) являются только стандарты в областях оборонной продукции и безопасности дорожного движения. А также, согласно статье 26 Закона о стандартизации, в соответствии с принципом добровольности применения стандартов, они становятся обязательны для производителя в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке (ГОСТ), в эксплуатационной или иной документации и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации (РСТ). Также стандарт становится обязательным для исполнения, если он входит в перечень стандартов, ссылки на которые есть в нормативно-правовых актах».
Пример 2: алкогольная продукция. По Федеральному закону от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» производство продукции, не соответствующей государственным, национальным или международным стандартам, может стать основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот алкогольной продукции.
Покупателю на заметку
Мы привыкли видеть в маркировке «ГОСТ» привыкли доверять ей, и это, в общем, оправданно. Потому что если ТР ЕАЭС (ТС) – это минимальные требования безопасности, то ГОСТ – это нормы качества.
Каждый производитель всех товаров, подпадающих под обязательное подтверждение соответствия, должен предоставить продавцу сертификат или декларацию о соответствии. Соблюдение минимальных требований безопасности контролируют не только надзорные органы, но и сами торговые сети.
«Мы проводим лабораторные испытания в аккредитованных лабораториях, – рассказал Тьерри Жоффруа, директор по качеству “АШАН Ритейл Россия”. – Кроме того, в ходе проведения плановых аудитов на производствах поставщиков контролируются нормативно-техническая документация, условия производства от сырья до готовой продукции, в том числе закладка рецептурных компонентов, количественный и качественный контроль, соблюдение температурных режимов, санитарно-гигиенических норм и другое».
Нормы технических регламентов – это минимальные нормы безопасности для продукции, которая может при определенных условиях представлять угрозу для здоровья потребителя и окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений. ТР ЕАЭС не является стандартом, это нормативно-правовой акт. На некоторую продукцию, не подпадающую под обязательное подтверждение соответствия по техническому регламенту, распространяются федеральные законы, обязывающие производителя выпускать в оборот товар, соответствующий определенным нормам.
Это стандарты, в которых в основном прописаны показатели качества. ГОСТы утверждает Росстандарт, а разрабатывают их в рамках технических комитетов (ТК) при Росстандарте. Сертификация по ГОСТ добровольная. Но есть нюансы в виде нормативных актов, которые на практике могут сделать стандарт обязательным для исполнения.
Маркировка «ТУ» означает, что продукт изготовлен по техническим условиям, разработанным и утвержденным на предприятии. Производитель не обязан раскрывать информацию о ТУ. Показатели качества в технических условиях могут быть как выше, так и ниже показателей в ГОСТе, так как это закрытая информация и проверить ее нельзя. ТУ и СТО – это фактически одно и то же.
Достаточно ли в спецификации к договору указывать: «качество товара должно соответствовать техническим характеристикам товара» или необходимо еще писать про ГОСТ, ТУ и прочее?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Указывать в спецификации конкретные технические характеристики, которым должен соответствовать товар, не обязательно. Однако если покупателю необходимо, чтобы товар соответствовал конкретному ГОСТу (техническим условиям и т.п.), который не относится к числу обязательных в силу закона (подзаконного акта), то этот ГОСТ (технические условия и т.п.) следует непосредственно указать в договоре (спецификации).
Обоснование вывода:
В соответствии с. п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Данные правила применимы и к договорам поставки (п. 5 ст. 454 ГК РФ).
Как видно из приведенных норм, условие о качестве товара не отнесено законом к числу существенных условий договора поставки*(1).
Применительно к рассматриваемому вопросу это означает, что указывать в спецификации к договору поставки определенные требования к качеству товара (например, конкретные технические параметры, характеристики, которым товар должен соответствовать) не обязательно. Отсутствие таких сведений само по себе не влечет незаключенности или недействительности договора.
С этой точки зрения использовать в договоре (спецификации) формулировку «качество товара должно соответствовать техническим характеристикам» вполне допустимо. Однако такая абстрактная формулировка фактически не имеет практической ценности. Далее поясним почему.
Если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям (п. 4 ст. 469 ГК РФ).
Иными словами, товар должен соответствовать обязательным требованиям и в том случае, когда такие требования прямо не упомянуты в договоре (спецификации).
Если же покупателю необходимо, чтобы товар соответствовал конкретному ГОСТу (своду правил, техническим условиям и т.д.) и такие требования не относятся к числу обязательных в силу закона (либо принятого в соответствии с ним подзаконного нормативного акта), то конкретный ГОСТ (технические условия и т.п.) следует прямо указать в договоре (спецификации).
В противном случае при возникновении спора покупателю потребуется доказывать, что продавцу было известно о конкретных требованиях покупателя к товару и согласованная воля сторон была направлена именно на поставку товара, соответствующего определенному ГОСТу (смотрите, к примеру, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2018 N 07АП-6098/16).
Неуказание конкретного ГОСТа (технических условий и т.п.) в договоре (спецификации) повлечет для покупателя риск того, что доказать поставку товара ненадлежащего качества (ввиду его несоответствия конкретному ГОСТу) не удастся (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.02.2020 N Ф08-12991/19 по делу N А53-6277/2019, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2015 N 15АП-13520/15, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 09.09.2019 N Ф10-2858/18 по делу N А35-6550/2017.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Гарантирует что изготовленная продукция соответствует стандарту техническим условиям
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
УСТАНОВЛЕНИЕ И ИСЧИСЛЕНИЕ ГАРАНТИЙНЫХ СРОКОВ В СТАНДАРТАХ И ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Manufacturer’s guarantees. Establishment and calculation of guarantee periods in standards and specifications. General
Дата введения 1977-07-01
Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 7 февраля 1977 г. N 208 срок введения установлен с 01.07.77
ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 1990 г.
Стандарт не устанавливает виды и правила исчисления гарантийных сроков на продукцию специального назначения, а также правила исчисления гарантийных сроков на продукцию, предназначенную для экспорта.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Гарантийные сроки устанавливают в стандартах и технических условиях в целях обеспечения стабильности показателей качества продукции, повышения ответственности изготовителей и охраны прав потребителей.
Установление на продукцию гарантийного срока означает, что при поставке или продаже такой продукции возникает гарантийное обязательство, по которому изготовитель (поставщик) или продавец (розничная торговая организация) гарантирует и обеспечивает выполнение предусмотренных в стандартах или технических условиях требований к качеству продукции.
1.2. Перечни подклассов, групп, подгрупп продукции и товаров (в соответствии с «Высшими классификационными группировками общесоюзного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции»), на которые в стандартах и технических условиях должны быть установлены гарантийные сроки, определяет министерство, за которым закреплена эта продукция и товары, по согласованию с Государственным комитетом СССР по стандартам.
Пояснения к терминам, принятым в стандарте, приведены в справочном приложении 1.
2. ВИДЫ ГАРАНТИЙНЫХ СРОКОВ
2.1. В зависимости от свойств и назначения продукции в стандартах и технических условиях следует устанавливать следующие виды гарантийных сроков:
гарантийный срок эксплуатации и (или) гарантийную наработку;
гарантийный срок хранения.
2.2. На продукцию устанавливают один из видов гарантийных сроков либо гарантийные сроки обоих видов одновременно.
3. ИСЧИСЛЕНИЕ ГАРАНТИЙНЫХ СРОКОВ
3.2. Гарантийный срок эксплуатации и гарантийную наработку продукции производственно-технического назначения следует исчислять со дня ввода продукции в эксплуатацию.
Допускается по согласованию изготовителя с потребителем устанавливать в договорах иные правила исчисления гарантийных сроков.
3.3. Гарантийный срок хранения следует исчислять со дня изготовления продукции.
3.4. Гарантийные сроки эксплуатации на товары народного потребления, продаваемые через розничную торговую сеть, следует исчислять со дня розничной продажи независимо от дня, с которого изделие фактически эксплуатируется (используется).
3.5. Гарантийный срок эксплуатации на товары народного потребления для внерыночного потребления следует исчислять с момента получения товара покупателем (потребителем).
Допускается по согласованию изготовителя с потребителем устанавливать в договорах иные правила исчисления гарантийных сроков.
3.6. Гарантийный срок на комплектующие изделия и составные части считается равным гарантийному сроку на основное изделие и истекает одновременно с истечением гарантийного срока на это изделие, если иное не предусмотрено в стандартах или технических условиях на основное изделие.
3.7. Истечение гарантийного срока эксплуатации, либо завершение эксплуатации продукции в пределах гарантийной наработки, либо истечение гарантийного срока хранения означает прекращение гарантий изготовителя.
3.8. Методика определения максимальной и минимальной продолжительности гарантийных сроков приведена в рекомендуемом приложении 2.
Примеры исчисления гарантийных сроков, установленных в стандартах и технических условиях, приведены в справочном приложении 3.
4. ПОРЯДОК ИЗЛОЖЕНИЯ РАЗДЕЛА «ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ»
4.1. Гарантийные сроки указывают в стандартах и технических условиях в разделе «Гарантии изготовителя».
В стандартах и технических условиях следует указывать вид, продолжительность и начальный момент исчисления гарантийного срока.
Раздел «Гарантии изготовителя» должен быть изложен следующим образом:
«Изготовитель гарантирует соответствие
требованиям настоящего стандарта (технических условий) при соблюдении
эксплуатации, хранения, транспортирования, монтажа
вид и продолжительность
начальный момент исчисления гарантийного срока
Примеры изложения раздела «Гарантии изготовителя» приведены в справочном приложении 4.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное
ПОЯСНЕНИЯ К ТЕРМИНАМ, ПРИНЯТЫМ В СТАНДАРТЕ
1. К термину «Гарантийный срок»
Гарантийные сроки, устанавливаемые в стандартах и технических условиях, следует отличать от других сроков, установленных законодательством:
сроков приемки поставляемой продукции по качеству;
сроков для обнаружения скрытых дефектов поставленной продукции;
сроков для обнаружения дефектов в проданном изделии.
Указанные сроки применяются, если в стандартах или технических условиях не установлены гарантийные сроки.
Гарантийные сроки являются, как правило, более длительными по сравнению с этими сроками.
Обнаружение в течение гарантийного срока скрытых дефектов продукции означает, что имеет место нарушение гарантийного обязательства. Поэтому согласно действующему законодательству:
изготовитель (поставщик) обязан безвозмездно исправить дефекты продукции или заменить ее, если не докажет, что дефекты возникли вследствие нарушения покупателем правил пользования продукцией или ее хранения;
продавец (розничная торговая организация) обязан обеспечить безвозмездное устранение дефектов изделия, либо заменить его изделием надлежащего качества, либо принять его обратно с возвратом покупателю уплаченной за него суммы, если не докажет, что дефекты возникли вследствие нарушения покупателем правил пользования изделием или хранения его.
Установление гарантийных сроков на продукцию не означает, что за пределами этих сроков изготовитель не несет никакой ответственности. В разделе «Технические требования» предусматриваются общий срок службы или хранения, являющиеся показателями качества продукции. Эти сроки, как правило, более длительные, чем гарантийные. В силу обязательности требований стандартов и технических условий предприятие-изготовитель и виновные должностные лица в пределах общего срока службы или хранения также несут ответственность перед государством в лице соответствующих государственных органов, в том числе Госстандарта СССР. Виновные должностные лица могут привлекаться к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности.
2. К терминам «Гарантийный срок эксплуатации» и «Гарантийный срок хранения»
Гарантийные сроки эксплуатации и хранения следует отличать от показателей долговечности и сохраняемости, которые также устанавливаются в стандартах и технических условиях, но они являются техническими характеристиками продукции, и их наряду с другими показателями качества необходимо предусматривать в стандартах и технических условиях в разделе «Технические требования».
3. К термину «Товары народного потребления для внерыночного потребления»
Под товарами народного потребления для внерыночного потребления понимаются товары народного потребления, поставляемые для промышленного потребления, промышленной переработки, снабжения госбюджетных организаций, на создание и пополнение государственных резервов, на экспорт и другие нужды.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ГАРАНТИЙНЫХ СРОКОВ
Продолжительность гарантийного срока (гарантийной наработки) должна заключаться в интервале от минимального до максимального значения.
Максимальная продолжительность гарантийного срока хранения не должна превышать среднего срока сохраняемости (ГОСТ 13377-75).
Минимальную продолжительность гарантийного срока эксплуатации следует определять по минимальной гарантийной наработке с учетом цикличности эксплуатации продукции.
Минимальная продолжительность гарантийной наработки должна быть не менее удвоенной средней наработки до выявления скрытого дефекта.
Минимальная продолжительность гарантийного срока хранения должна быть не менее удвоенного среднего времени хранения до выявления скрытого дефекта.
Значение средней наработки до выявления скрытого дефекта определяют по результатам испытаний или подконтрольной эксплуатации партии продукции. Значение среднего времени хранения до выявления скрытого дефекта определяют по результатам испытаний или подконтрольного хранения партии продукции.
Конкретное значение гарантийного срока в пределах от минимального до максимального значения может быть определено по «Методике расчета величин гарантийных сроков (гарантийных наработок) промышленных изделий)».
ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА МИНИМАЛЬНОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ГАРАНТИЙНЫХ СРОКОВ
Минимальная продолжительность гарантийной наработки =2000 ч.
Максимальная продолжительность гарантийной наработки =10000 ч.
Если цикличность эксплуатации изделия составляет 150 ч в месяц, то минимальная продолжительность гарантийного срока эксплуатации составит месяцев.