Гарагашьян и шерп что произошло
Вездеходы
Конструктор и производитель «Шерпа» делят патент на 10-колесный вездеход в суде
Новая разработка, созданная в Петербурге автором уникального вездехода «Шерп», который уже приобрел мировую известность как «машина для апокалипсиса», сейчас явилась поводом для судебного разбирательства между Алексеем Гарагашьяном и производителем ООО «Шерп». Предмет разбирательств – патент на десятиколесный вездеход.
Компания обратилась в арбитражный суд с иском к Алексею Гарагашьяну, требуя признания недействительным патента Российской Федерации № 111630 на промышленный образец «Вездеходное транспортное средство» в части «не указания патентообладателя». По данным Роспатента, заявку на этот патент Алексей Гарагашьян подал в конце декабря 2017 г., опубликован патент был в октябре 2018 г.
Здесь стоит отметить, что придумавший и запатентовавший конструкцию «Шерпа» петербургский инженер Алексей Гарагашьян в свое время вступил в партнерские отношения по производству вездехода с украинским бизнесменом Владимиром Школьником. Последний вместе с партнером Сергеем Самохваловым открыл производство «Шерпов» в Петербурге и на Украине. С января 2018 года единоличным учредителем и владельцем ООО «Шерп» является Самохвалов. В патентах, размещенных на сайте компании и датированных 2014 годом, Гарагашьян числится автором, а патентообладателем – ООО «Шерп». Но это патенты лишь на уникальные колеса вездехода. А вот документ, явившийся предметом иска, на сайте не представлен. Судя по всему, фирма хочет прибрать к рукам новую разработку конструктора.
Обе стороны от публичных комментариев пока уклоняются.
Знаменитый вездеход и его технические возможности несколько лет назад изрядно взбудоражили иностранные СМИ. Достаточно лишь привести несколько фраз из публикаций: The Verge: «Какие-то русские построили идеальное средство выживания в случае апокалипсиса»; Hyperbeast: «Этот русский вездеход провезет вас по любой поверхности, параллельно уничтожив все на своем пути».
Большой интерес к «Шерпу» в пожарной комплектации проявила и публика недавно прошедшей в Германии выставки спецавтомобилей. Причем вездеход представляло немецкое пожарное ведомство.
Не меньший восторг машина вызывает и на своей родине. Месяц назад «Шерп» показали на V Международном арктическом форуме на стенде Санкт-Петербурга. Комитет Санкт-Петербурга по делам Арктики отметил: «Наблюдался неподдельный интерес. За время проведения арктического Форума на вездеходе прокатились более 250 человек».
Частью экспозиции Санкт-Петербурга на Пятом Международном арктическом форуме 2019 стал вездеход «Шерп». Тест-драйв на вездеходе на площадке Форума вызвал ажиотаж. #петербург pic.twitter.com/r0yZgbQXme
— Комитет Санкт-Петербурга по делам Арктики (@arktgovspb) 11 апреля 2019 г.
«Шерп» стал героем программы Top Gear
Идея бизнеса родилась, когда конфликта еще не было. Как сейчас работает компания с офисами в Санкт-Петербурге и Киеве?
«Мусорный бачок»
«Шерп» был создан на основе вездехода, разработанного петербургским инженером-изобретателем Алексеем Гарагашьяном. Сам Гарагашьян рассказал Би-би-си, что шел к этой конструкции довольно долго, создавая и продавая другие вездеходы совершенно другого вида.
В результате у него получился прообраз «Шерпа».
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
Так у них со Школьником родилась идея бизнеса по созданию таких вездеходов. Школьник купил у Гарагашьяна права на производство вездехода, оба они не раскрывают сумму и условия сделки.
Компания по производству вездеходов под Петербургом была зарегистрирована в январе 2014 года, сам завод открылся в декабре того же года. Выпуск машин начался в 2015 году. На тот момент у Школьника уже был небольшой инжиниринговый центр под Киевом, где разработку Гарагашьяна доделывали.
Как рассказал Самохвалов, изначально они выпускали по нескольку машин в год, мечтая выйти на 200 единиц для внутреннего российского рынка. Но ситуация изменилась в одночасье. В феврале 2016 года ролик с вездеходом в «Фейсбуке» собрал несколько миллионов просмотров.
Сейчас, по словам Самохвалова, компания выпускает около 300 машин в год. На Украине, как рассказал Владимир Школьник, всего продано до десяти машин (точные цифры он назвать отказался, сославшись на коммерческую тайну), за границу поставлено «более сотни» (все они собраны в Киеве).
Школьник говорит, что это не от хорошей жизни.
Компания выпускает сотни машин в год, мечтая выйти на уровень двух тысяч единиц
На двух заводах строятся совершенно одинаковые машины, и оба завода равнозначны, утверждает Школьник. Однако проектно-конструкторское бюро находится в Киеве, и там же собирают те машины, которые идут на экспорт. Но российский завод для компании важен, так как «Шерп» ориентирован в значительной степени на российский рынок с его огромными пространствами без дорог.
В компании говорят, что даже специально перевернуть вездеход под силу не каждому опытному водителю
На Украине спрос на «Шерпы» меньше, как считают в компании, из-за того, что там не так много по-настоящему пересеченной местности.
Это кажется странным, потому что полигон для проверки вездеходов, построенных на заводах под Киевом, находится буквально в нескольких килоемтрах от города. Уже на таком расстоянии начинаются болота, завалы из деревьев, озера и овраги.
Государству не нужно
10 сентября в Раменском районе Подмосковья был найден пропавший за два дня до этого 91-летний ветеран войны, который заблудился в лесу. Его нашли в критическом состоянии и, как рассказал волонтер «Лизы Алерт» Всеволод Молчанов, решающим было то, что его смогли сразу вывезти из леса на вездеходе: «В минутах дело было, в минутах, а не десятках минут. Просто человек мог уйти в кому».
В мае 2018 года в Канаде в провинции Онтарио местный дистрибьютор «Шерпов» помог полиции спасти девять человек, которые не могли выбраться из глубокого леса, писал CBS. Они заблудились после того, как дорогу засыпало снегом, и в результате оказались посреди болота. Сначала полицейские выяснили, что туда не доберутся снегоходы, потом выяснилось, что не сможет попасть и медицинский гусеничный вездеход EMS Argo. В результате людей на «Шерпе» вывезли через болото.
«Шерп» предназначен исключительно для бездорожья, и по дорогам его перевозят на специальном прицепе
Автор фото, Liza Alert
91-летнего ветерана спасли буквально в последний момент
Несмотря на то, что вездеход уже использовали в нескольких спасательных операциях в России и за рубежом, МЧС России не заинтересовалось вездеходом, говорит источник в компании «Шерп». Хотя в 2016 году российские спасатели точно тестировали его. В декабре 2016 года одна машина даже участвовала в показательных учениях МЧС в Строгино.
Автор фото, Defence Ministry Press Office/TASS
Военная экспедиция в Арктике. Впереди колонны вездеход «Трэкол»
Украинский «Шерп» с эмблемой службы спасения представили премьер-министру Владимиру Гройсману
В украинской службе спасения изучают возможность заказать такой вездеход. 15 сентября в Киеве на Крещатике по случаю Дня спасателя была выставлена спецтехника. «Шерп» был среди пожарных машин в окраске украинской Госслужбы по чрезвычайным ситуациям (аналог российского МЧС). Машину представили премьер-министру Владимиру Гройсману. В компании говорят, что в украинской ГСЧС уже хотят закупать машины для спасения людей, однако у «Шерпа» фактически пока не закупили ни одной.
Нет войне?
Несколько вездеходов «Шерп» закупили госкомпании в России и Украине. Контракт почти на 7,5 млн рублей заключила «Связьтранснефть» (дочка «Транснефти»), свидетельствуют данные СПАРК, как минимум одна машина есть у российской компании МОЭСК, принадлежащей «Россетям». Украинские СМИ сообщили, что вездеход купила принадлежащая «Нафтогазу» компания «Укртранснефть».
«Шерп» не находится под санкциями, продукция компании не запрещена, и у нее нет проблем с продажей техники для государственных структур, по крайней мере до тех пор, пока эти структуры не связаны с военным делом, сказал Школьник Би-би-си.
«Шерп» Россетей на «Армии-2018»
Но в августе этого года на большой военной выставке «Армия-2018» в подмосковной Кубинке «Шерп» был в числе экспонатов. Машина участвовала в показе военной техники, форсировала водную преграду вместе с армейским вездеходом, затем проходила полосу препятствий перед зрителями. Затем уже на стоянке ее можно было рассмотреть поближе.
В минобороны не прокомментировали появление этих машин на военной выставке. Дежурившие возле машин люди неофициально рассказали, что военное ведомство «настойчиво попросило» компании-владельцев вездеходов привезти машины на «Армию».
За два месяца до этого «Шерп» побывал на военной выставке Eurosatory во Франции, где он тоже участвовал в показе на полигоне и демонстрировался на стоянке.
На французскую военную выставку его привезла саудовская компания STREIT Group, которая специализируется на производстве бронированных автомобилей. Эта компания на сайте «Шерп» значится как один из иностранных дилеров компании.
Автор фото, Getty Images
«Шерп» на военной выставке Eurosatory во Франции в 2018 году
Но в самой компании «Шерп» руководство и в интервью, и в частных беседах настаивает на том, что они не связываются с военными, поскольку это негативно отражается на бизнесе.
На прямой вопрос, как он поступит, если к нему придут представители украинской либо любой другой армии с предложением сотрудничества, он ответил «нет, пока нет».
Автор фото, OLESYA NIKULINA/PODMOSKVA.LIVEJOURNAL.COM
В 2016 году МЧС России, как минимум, тестировали «Шерп», но закупать его не стали
В «Шерпе» говорят, что им вполне по силам продавать более тысячи машин в год по всему миру, и что их вездеход стоит тех денег, за которые его продают, с учетом большей грузоподъемности и лучшей проходимости, чем у конкурентов.
В «Шерпе» говорят, что будут разрабатывать новые машины и улучшать старые так, что они все равно будут лучше конкурентов. Однако пока что они предлагают всего одну модель вездехода.
Гарагашьян, построивший в свое время «мусорный бачок», тоже работает над новыми машинами.
Вездеход «Шерп», названный машиной для апокалипсиса, довел создателя и производителя до суда
Вездеход «Шерп» / Фото: gov.spb.ru
Созданный в Петербурге вездеход «Шерп», которым восхищались иностранные журналисты из Top Gear и прозванный «машиной для апокалипсиса», похоже стал причиной конфликта. В арбитражном суде за патент на вездеход бьются его создатель и производитель.
История «Шерпа» и его технические возможности несколько лет назад взбудоражили иностранные и российские сми, достаточно лишь привести несколько фраз из публикаций:
The Verge: «Какие-то русские построили идеальное средство выживания в случае апокалипсиса»; Hyperbeast : «Этот русский вездеход провезет вас по любой поверхности, параллельно уничтожив все на своем пути».
Британская «Би-би-си» в своем репортаже рассказывала историю создания вездехода: придумал конструкцию его основы петербургский инженер Алексей Гарагашьян, который потом продал права на производство украинскому бизнесмену Владимиру Школьнику. Последний вместе с партнером Сергеем Самохваловым и открыли производство «Шерпов» в Петербурге и на Украине. В 2018 г. в своей публикации «Би-би-си» утверждала, что прибыль от продаж производителя в 2016 г. составила 44 млн рублей, это в 15,5 раз больше, чем годом ранее. Кроме того приводились данные о том, что украинский бизнесмен стал единоличным владельцем компании.
При этом имя Алексея Гарагашьяна никуда не исчезало. На сайте компании до сих пор находятся патенты, из которых следует, что инженер — автор колеса для вездехода, хотя патентообладателем является ООО «Шерп». В социальных сетях производитель отмечает, что продает «вездеход, созданный на основе разработок Алексея Гарагашьяна».
Судя по данным Роспатента, заявку на патент Алексей Гарагашьян подал в конце декабря 2017 г., опубликован патент был в октябре 2018 г.
АБН обратилось за комментариями и к Алексею Гарагашьяну и к Сергею Самохвалову, который в январе 2018 г. стал единственным учредителем ООО «Шерп», сменив в этом качестве Владимира Школьника. Однако стороны пока предпочли не комментировать происходящее.
Изображение из патента Алексея Гарагашьяна
Пока производитель и конструктор основы «Шерпа» спорят, сам вездеход набирает популярность. Месяц назад его представители на V Международном арктическом форуме на стенде Санкт-Петербурга. В сообщении Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики говорится: «Наблюдался неподдельный интерес. За время проведения арктического Форума на вездеходе прокатились более 250 человек».