Гамлет все что нужно знать
Характеристика и образ Гамлета в произведении Шекспира
Датский принц Гамлет – центральный многогранный персонаж одноимённой драмы Вильяма Шекспира. В нём ярко отобразилась противоречивость современной ему эпохи.
В начале произведения герой весел, юн и беззаботен. Он мечтателен, порядочен, честен, благороден. Придерживается высоких гуманистических взглядов. Землю считает прекрасным храмом, а человека – лучшим творением Бога. Участь в Виттенбергском университете, много читает, увлекается философией и театром, занимается литературным творчеством и размышляет о собственном предназначении. По мнению Гамлета, оно связано с управлением государством. Идеалом мудрого правителя для него является отец.
Внезапно он узнаёт о преждевременной смерти отца и поспешном браке матери, которая не дождалась окончания срока траура и вышла замуж за родного дядю Гамлета – Клавдия. Душа принца взбудоражена. Когда он возвращается домой в Эльсинор, то романтический занавес падает с его глаз. Юноша страдает от подозрения, что отец умер от руки своего брата. Замечает, что придворные – лгуны и лицемеры, готовые по приказу короля совершить любое преступление. Не даёт ему покоя и поступок матери, которая раньше была для него эталоном женщины.
Разочаровавшись в ней, разочаровывается и в любимой Офелии, потому-то ведёт себя по отношению к девушке грубо и несправедливо. Сомнения разрушают его идеальные представления о хорошо знакомых и близких людях. Друзья оказываются предателями. Вокруг он не видит ничего кроме коварства и ощущает себя одиноким.
Истерзанный такими мыслями, Гамлет укоряет себя за нерешительность и бездействие. Он приходит к выводу, что весь мир преступный, подлый и развратный. Пытается определить свою позицию в нём, то есть бороться или покориться. И выбирает борьбу, хотя заранее знает, что победы не стоит ожидать.
Принц хочет окончательно убедиться, что Клавдий – убийца. Ища доказательства, он имитирует сумасшествие. Внимательно наблюдает за поведением короля во время того, когда актёры разыгрывают на сцене, написанное им действие.
Краткий анализ
Год написания – 1600-1601
История создания – Исследователи считают, что У. Шекспир заимствовал сюжет Гамлета из пьесы Томаса Кида, которая до сегодняшних дней не сохранилась. Некоторые ученые предполагают, что источником стала легенда о датском принце, записанная Саксоном Грамматиком.
Тема – Главная тема произведения – преступление ради власти. В ее контексте развиваются темы измены и несчастной любви.
Композиция – Пьеса организована так, чтобы полно раскрыть судьбу принца Гамлета. Она состоит из пяти актов, каждый из которых представляет определенные составляющие сюжета. Такая композиция позволяет последовательно раскрыть главную тему, акцентировать внимание на наиболее важных проблемах.
Жанр – Пьеса. Трагедия.
Направление – Барокко.
13093.jpg
Вот написал я слова — «наш Гамлет». И сразу подумалось, чей это, наш? Я более или менее надежно могу говорить только о своем поколении. Мы, родившиеся незадолго до войны, что знали мы? Войну, эвакуацию или оккупацию, послевоенную школу, жизнь дворовых и уличных мальчишек, книжки, которые можно было купить на базаре (там их продавали разложенными на старых мешках), иронические замечания учителей в наш адрес: «Вот еще, принц датский!». До Шекспира мы добрались, хорошо еще, если лет в двадцать. А добравшись, мы восприняли Гамлета как своего сверстника, сочувствовали, может быть, даже любили, но не подражали, хотя где-то в загогулинах души записали, что ради дела иногда не вредно и дурачком прикинуться. А в остальном? Он молод, но мы-то постарше. Он нерешителен, но мы-то будем не такие! Он одинок? А мы? Вот отсюда у нашего, уже уходящего поколения, особое отношение к дружбе. Поверьте, до сих пор у меня сохранились теплые и довольно тесные отношения с несколькими одноклассниками. А друзья по Университету? Мы окончили физфак в 1959 году. И до сих пор каждые пять лет съезжаемся из разных городов, а теперь уже из разных стран, в Харьков, чтобы встретиться друг с другом. И еще одна характерная наша черта — ироничность. Если что-то сильнее тебя и ты не можешь этого изменить, смейся!
История создания
Анализированное произведение У. Шекспир создал в 1600-1601 гг. Существует две основные версии истории создания «Гамлета». Согласно первой, источником сюжета послужила пьеса Томаса Кида, автора «Испанской трагедии». Произведение Кида до наших дней не сохранилось.
Пьеса У. Шекспира была поставлена в год написания в театре «Глобус».
Посмотрите, что еще у нас есть:
Проблемы
Проблематика, освещенная в «Гамлете» очень широка. Здесь темы любви и ненависти, смысла жизни и назначения человека в этом мире, сила и слабость, право на месть и убийство.
Одна из главных – проблема выбора, с которой сталкивается главный герой. В его душе много неуверенности, он в одиночестве долго размышляет и анализирует все происходящее в его жизни. Рядом с Гамлетом нет никого, кто смог бы помочь ему принять решение. Поэтому он руководствуется лишь собственными моральными установками и личным опытом. Сознание его разделяется на две половины. В одной живет философ и гуманист, а в другой, человек, который понял суть прогнившего мира.
Его ключевой монолог «Быть или не быть» отражает всю боль в душе героя, трагедию мысли. Эта невероятная внутренняя борьба изматывает Гамлета, навязывает ему думы о самоубийстве, но его останавливает нежелание совершать ещё один грех. Его все больше начала волновать тема смерти и её тайна. Что там дальше? Вечная тьма или продолжение страданий, которые он терпит при жизни?
В«Гамлете» анализ ее следует начинать с характеристики основной проблемы.
Мотивы измены, преступления, любви всегда были распространены в литературе. У. Шекспир умел подмечать внутренние колебания людей и ярко передавать их при помощи слова, поэтому он не мог остаться в стороне перечисленных проблем. Главная тема «Гамлета» – преступление, совершенное ради богатства и власти.
Король догадывается, что племянник знает о причине смерти отца. Он подсылает к принцу его друзей, чтобы те все разузнали, но Гамлет догадывается об этой измене. Герой притворяется сумасшедшим. Самое светлое во всех этих событиях – любовь Гамлета к Офелии, но и ей не суждено сбыться.
Как только появляется возможность, принц при помощи трупы актеров разоблачает убийцу. Во дворце разыгрывают пьесу «Убийство Гонзаго», в которую Гамлет добавляет реплики, демонстрирующие королю, что его преступление раскрыто. Клавдию становится плохо, и он покидает зал. Гамлет хочет поговорить с матерью, но случайно убивает приближенного вельможу короля, Полония.
Клавдий хочет сослать племянника в Англию. Но Гамлет узнает об этом, хитростью возвращается в замок и убивает короля. Отомстив, Гамлет умирает от яда.
Наблюдая за событиями трагедии нетрудно заметить, что в ней представлен внутренний и внешний конфликт. Внешний – отношение Гамлета с обитателями родительского двора, внутренний – переживания принца, его сомнения.
В произведении развивается идея о том, что всякая ложь рано или поздно раскрывается. Основная мысль – человеческая жизнь слишком коротка, поэтому не стоит тратить время на то, чтобы опутывать ее ложью и интригами. Это то, чему учит пьеса читателя и зрителя.
Конфликт
Основной конфликт в пьесе разделился на внешний и внутренний. Внешнее его проявление заключается в отношении Гамлета к обитателям датского двора. Он считает их всех низменными существами, лишенными разума, гордости и достоинства.
Внутренний конфликт очень хорошо выражен в душевных переживаниях героя, его борьбе с самим собой. Гамлет выбирает между двумя поведенческими типами: новым (ренессансным) и старым (феодальным). Он формируется как борец, не желая воспринимать действительность такой, какая она есть. Потрясенный тем злом, которое окружило его со всех сторон, принц собирается бороться с ним, несмотря на все трудности.
Композиция
Событийная канва прерывается философскими размышлениями Гамлета о смысле жизни, о смерти.
Смысл
Основная идея трагедии заключается в поиске смысла бытия. Шекспир показывает человека образованного, вечно ищущего, обладающего глубоким чувством эмпатии ко всему, что его окружает. Но жизнь вынуждает его столкнуться с истинным злом в различных проявлениях. Гамлет осознает его, пытается разгадать, как именно оно возникло и почему. Его потрясает факт того, что одно место может так быстро превратиться в ад на Земле. И акт его мести заключается в том, чтобы уничтожить зло, проникшее в его мир.
Основополагающей в трагедии становится мысль о том, что за всеми этими королевскими разборками стоит великий перелом всей европейской культуры. И на острие этого перелома возникает Гамлет – новый тип героя. Вместе со смертью всех главных героев рушится веками сложившаяся система миропонимания.
Главные герои
Как видно из всего развития сюжета, тема мести отходит на второй план перед нравственными исканиями главного героя. Свершение мести для него невозможно в том выражении, как это принято в том обществе. Даже убедившись в виновности дяди, он не становится его палачом, а лишь обвинителем. В отличие от него, Лаэрт заключает сделку с королём, для него месть превыше всего, он следует традициям своего времени. Любовная линия в трагедии является лишь дополнительным средством показать нравственные образы того времени, оттенить душевные поиски Гамлета. Главными действующими лицами пьесы являются принц Гамлет и советник короля Полоний. Именно в нравственных устоях этих двух людей выражен конфликт времени. Не конфликт добра и зла, а разница в уровнях морали двух положительных персонажей — основная линия пьесы, гениально показанная Шекспиром.
Полоний
Умный, преданный и честный слуга королю и отечеству, заботливый отец и уважаемый гражданин своей страны. Он искренне пытается помочь королю понять Гамлета, он искренне пытается понять Гамлета сам. Его моральные устои на уровне того времени безупречны. Отправляя сына на учёбу во Францию, наставляет его правилам поведения, которые и сегодня можно приводить без изменений, настолько они мудры и универсальны для любого времени. Беспокоясь за моральный облик дочери, он увещает её отказаться от ухаживаний Гамлета, объясняя сословную разницу между ними и не исключая возможности несерьёзного отношения принца к девушке. Вместе с тем, по его нравственным воззрениям соответствующим тому времени, в таком легкомыслии со стороны юноши нет ничего предрассудительного. Своим недоверием к принцу и волей отца он разрушает их любовь. По этим же причинам он не доверяет и собственному сыну, посылая к нему слугу в качестве шпиона. План наблюдения его прост – найти знакомых и, слегка очернив сына, выманить откровенную правду о его поведении вдали от дома. Подслушать в королевских покоях разговор разгневанного сына и матери также не является для него чем-то неправильным. Всеми своими поступками и мыслями Полоний представляется умным и добрым человеком, даже в сумасшествии Гамлета он видит его рациональные мысли и отдаёт им должное. Но он типичный представитель общества, которое так давит на Гамлета своей лживостью и двуличием. И в этом трагизм, который понятен не только в современном обществе, но и лондонской публики начала XVII века. Такое двуличие вызывает протест своим присутствием и в современном мире.
Гамлет
Герой с сильным духом и незаурядным умом, ищущий и сомневающийся, ставший на одну ступень выше всего общества в своей морали. Он способен смотреть на себя со стороны, он способен анализировать окружающих его и анализировать свои мысли и поступки. Но он также является продуктом той эпохи и это связывает его. Традициями и обществом ему навязывается определённый стереотип поведения, который он уже не может принять. На основе сюжета о мести показан весь трагизм ситуации, когда молодой человек видит зло не просто в одном подлом поступке, но во всём обществе, в котором такие поступки оправдываются. Этот юноша сам себя призывает жить в соответствии с высшей моралью, ответственностью за все свои поступки. Трагедия семьи только заставляет его больше задуматься о нравственных ценностях. Не может такой думающий человек не поднимать для себя и общечеловеческие философские вопросы. Знаменитый монолог «Быть или не быть» является лишь вершиной таких рассуждений, которые вплетаются во все его диалоги с друзьями и недругами, в беседах со случайными людьми. Но несовершенство общества и окружения всё-таки толкает на импульсивные, часто неоправданные поступки, которые потом тяжело переживаются им и в конечном итоге приводят к гибели. Ведь и вина в гибели Офелии и случайная ошибка при убийстве Полония и неумение понять горя Лаэрта гнетут его и сковывают цепью.
Лаэрт, Офелия, Клавдий, Гертруда, Горацио
Трагедия В. Шекспира «Гамлет»
Шекспир — создатель целой художественной вселенной, он обладал несравненным воображением и знанием жизни, знанием людей, поэтому анализ любой его пьесы чрезвычайно интересен и поучителен. Однако для русской культуры из всех пьес Шекспира первой по значению стал «Гамлет», что видно хотя бы по количеству его переводов на русский язык — их свыше сорока. На примере этой трагедии рассмотрим, что нового внес Шекспир в понимание мира и человека поздним Возрождением.
Премьера «Гамлета» в театре «Глобус» состоялась в 1601 году, а это год известных потрясений в истории Англии, которые непосредственно затронули и труппу «Глобуса», и Шекспира лично. Дело в том, что 1601 год — год «заговора Эссекса», когда молодой фаворит стареющей Елизаветы, граф Эссекс, вывел своих людей на улицы Лондона в попытке поднять мятеж против королевы, был схвачен и обезглавлен. Историки расценивают его выступление как последнее проявление средневековой феодальной вольницы, как бунт знати против ограничившего ее права абсолютизма, не поддержанный народом. В канун выступления посланцы Эссекса заплатили актерам «Глобуса», чтобы вместо намеченной в репертуаре пьесы они исполнили старую шекспировскую хронику, которая, по их мнению, могла спровоцировать недовольство королевой. Владельцу «Глобуса» пришлось потом давать неприятные объяснения властям. Вместе с Эссексом были брошены в Тауэр последовавшие за ним молодые вельможи, в частности, граф Саутгемптон, покровитель Шекспира, которому, как считается, посвящен цикл его сонетов. Саутгемптон был позже прощен, но пока шел суд над Эссексом, на душе у Шекспира, должно быть, было особенно мрачно. Все эти обстоятельства могли еще больше сгустить общую атмосферу трагедии.
Действие ее начинается в Эльсиноре, замке датских королей. Ночная стража сообщает Горацио, другу Гамлета, о появлении Призрака. Это призрак покойного отца Гамлета, который в «мертвый час ночи» рассказывает сыну, что он умер не своей смертью, как считают все, а был убит своим братом Клавдием, занявшим престол и вступившим в брак с матерью Гамлета, королевой Гертрудой. Призрак требует от Гамлета мести, но принцу надо сначала удостовериться в сказанном: вдруг призрак — посланец ада? Чтобы выиграть время и не обнаружить себя, Гамлет притворяется сумасшедшим; недоверчивый Клавдий сговаривается со своим придворным Полонием использовать его дочь Офелию, в которую влюблен Гамлет, чтобы проверить, на самом ли деле Гамлет лишился рассудка. Для той же цели в Эльсинор вызваны старые приятели Гамлета, Розенкранц и Гильденстерн, которые охотно соглашаются помочь королю. Ровно в середине пьесы располагается знаменитая «Мышеловка»: сцена, в которой Гамлет подговаривает приехавших в Эльсинор актеров разыграть спектакль, в точности изображающий то, о чем ему рассказал Призрак, и по смятенной реакции Клавдия убеждается в его виновности. После этого Гамлет убивает Полония, подслушивающего его разговор с матерью, в уверенности, что за коврами в ее спальне прячется Клавдий; почувствовавший опасность Клавдий отсылает Гамлета в Англию, где его должен казнить английский король, но на борту корабля Гамлету удается подменить письмо, и вместо него казнены сопровождавшие его Розенкранц и Гильденстерн. Вернувшись в Эльсинор, Гамлет узнает о смерти сошедшей с ума Офелии и становится жертвой последней интриги Клавдия. Король подговаривает сына покойного Полония и брата Офелии Лаэрта отомстить Гамлету и вручает Лаэрту отравленную шпагу для придворного поединка с принцем. В ходе этого поединка умирает Гертруда, выпив предназначенную для Гамлета чашу с отравленным вином; убиты Клавдий и Лаэрт, умирает Гамлет, и в Эльсинор входят войска норвежского королевича Фортинбраса.
Принципиальное отличие Гамлета от героев предшествующей трагедии мести в том, что он способен посмотреть на себя со стороны, задуматься о последствиях своих поступков. Главная сфера активности Гамлета — мысль, и острота его самоанализа сродни пристальному самонаблюдению Монтеня. Но Монтень призывал ввести человеческую жизнь в соразмерные границы и рисовал человека, занимающего среднее положение в жизни. Шекспир же рисует не только принца, то есть лицо, стоящее на высшей ступени общества, от которого зависит судьба его страны; Шекспир в соответствии с литературной традицией рисует натуру незаурядную, крупную во всех своих проявлениях. Гамлет — герой, рожденный духом Возрождения, но его трагедия свидетельствует о том, что на поздней своей стадии идеология Возрождения переживает кризис. Гамлет берет на себя труд пересмотра и переоценки не только средневековых ценностей, но и ценностей гуманизма, причем вскрывается иллюзорность гуманистических представлений о мире как о царстве безграничной свободы и непосредственного действия.
Центральная сюжетная линия Гамлета отражается в своего рода зеркалах: линиях еще двух молодых героев, каждая из которых проливает новый свет на ситуацию Гамлета. Первая — это линия Лаэрта, который после смерти отца попадает в такое же положение, как Гамлет после явления Призрака. Лаэрт, по всеобщему мнению, «достойный юноша», он воспринимает уроки здравого смысла Полония и выступает носителем установленной морали; он мстит убийце своего отца, не гнушаясь сговором с Клавдием. Вторая — линия Фортинбраса; при том, что ему принадлежит небольшое место на сцене, значение его для пьесы очень велико. Фортинбрас — принц, занявший опустевший датский трон, наследственный трон Гамлета; это человек действия, решительный политик и военачальник, он реализовался после смерти своего отца, норвежского короля, именно в тех сферах, которые остаются недоступными Гамлету. Все характеристики Фортинбраса прямо противоположны характеристикам Лаэрта, и можно сказать, что образ Гамлета помещается между ними. Лаэрт и Фортинбрас — нормальные, обычные мстители, и контраст с ними дает читателю почувствовать исключительность поведения Гамлета, потому что трагедия изображает именно исключительное, великое, возвышенное.
Впервые наивный зрительский интерес к «Гамлету» как к театральному зрелищу сменился вниманием к персонажам на рубеже XVIII–XIX веков. И.В. Гете, рьяный поклонник Шекспира, в романе «Вильгельм Мейстер» (1795 г.) истолковал Гамлета как «прекрасное, благородное, высоконравственное существо, лишенное силы чувства, делающей героя, он гибнет под бременем, которого он не мог ни снести, ни сбросить». У И.В. Гете Гамлет — натура сентиментально-элегическая, мыслитель, которому не по плечу великие деяния.
Романтики объясняли бездеятельность первого в ряду «лишних людей» (они же позже «потерянные», «сердитые») непомерностью размышления, распадом единства мысли и воли. С. Т. Кольридж в «Шекспировских лекциях» (1811–1812 гг.) пишет: «Гамлет колеблется в силу природной чувствительности и медлит, удерживаемый рассудком, который заставляет его обратить действенные силы на поиски умозрительного решения». В результате романтики представили Гамлета как первого литературного героя, созвучного современному человеку в своей поглощенности самоанализом, а значит, этот образ — прототип современного человека вообще.
О способности Гамлета — как и других самых живых шекспировских персонажей — смотреть на себя со стороны, относиться к себе самому объективно, как к художественному персонажу, и выступать в роли художника писал Г. Гегель.
Дон Кихот и Гамлет были самыми важными «вечными образами» для русской культуры XIX века. В.Г. Белинский считал, что идея Гамлета состоит «в слабости воли, но только вследствие распадения, а не по его природе. От природы Гамлет человек сильный. Он велик и силен в своей слабости, потому что силь- ный духом человек и в самом падении выше слабого человека, в самом его восстании». В.Г. Белинский и А.И. Герцен видели в Гамлете беспомощного, но сурового судью своего общества, потенциального революционера; И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой — героя, богатого умом, никому не приносящим пользы.
Психолог Л.С. Выготский, выводя в своем анализе на первый план завершающий акт трагедии, подчеркивал связь Гамлета с потусторонним миром: «Гамлет — мистик, это определяет не только его душевное состояние на пороге двойного бытия, двух миров, но и его волю во всех ее проявлениях».
Английские писатели Б. Шоу и М. Марри объясняли медлительность Гамлета бессознательным сопротивлением варварскому закону родовой мести. Психоаналитик Э. Джонс показал, что Гамлет — жертва эдипова комплекса. Марксистская критика видела в нем антимаккиавеллиста, борца за идеалы буржуазного гуманизма. Для католика К.С. Льюиса Гамлет — «эвримен», рядовой человек, подавленный идеей первородного греха. В литературоведении сложилась целая галерея взаимоисключающих Гамлетов: эгоист и пацифист, женоненавистник, отважный герой, не способный к действию меланхолик, высшее воплощение ренессансного идеала и выражение кризиса гуманистического сознания — все это шекспировский герой. В процессе осмысления трагедии Гамлет, как и Дон Кихот, оторвался от текста произведения и приобрел значение «сверхтипа» (термин Ю.М. Лотмана), то есть стал социально-психологическим обобщением столь широкого охвата, что за ним признано право на вневременное существование.
Сегодня в западном шекспироведении в центре внимания стоит не «Гамлет», а другие пьесы Шекспира – «Мера за меру», «Король Лир», «Макбет», «Отелло», также, каждая на свой лад, созвучные современности, поскольку в каждой шекспировской пьесе ставятся вечные вопросы человеческого существования. И в каждой пьесе содержится то, что определяет исключительность шекспировского влияния на всю последующую литературу. Американский литературовед Х. Блум определяет его авторскую позицию как «незаинтересованность», «свободу от всякой идеологии»: «У него нет ни теологии, ни метафизики, ни этики, и политической теории меньше, чем «вчитывают» в него современные критики. По сонетам видно, что, в отличие от его персонажа Фальстафа, у него было суперэго; в отличие от Гамлета финального акта, он не переходил границ земного бытия; в отличие от Розалинды, он не обладал способностью управлять собственной жизнью по своему желанию. Но поскольку он всех их придумал, мы можем предположить, что он сознательно положил себе определенные границы. К счастью, он не был королем Лиром и отказался сходить с ума, хотя прекрасно мог вообразить сумасшествие, как и все остальное. Его мудрость бесконечно воспроизводится в наших мудрецах от Гете до Фрейда, хотя сам Шекспир отказывался слыть мудрецом»; «Нельзя ограничить Шекспира рамками английского Возрождения так же, как невозможно ограничить принца Датского рамками его пьесы».
► Читайте также другие темы главы «Литература эпохи Возрождения»:
► Перейти к оглавлению книги «Зарубежная литература»
«Гамлет» У. Шекспир Кратко
Уильям Шекспир
Трагедия «Гамлет» Краткое содержание
С печальной историей принца Гамлета мир знаком уже более четырёх веков. Эта трагедия поднимает ряд важных нравственных вопросов, а особое внимание в ней отводится философским исканиям на тему жизни и смерти. И если встал вопрос: “читать или не читать”, то можно для начала ознакомиться с кратким содержанием произведения.
Очень краткий пересказ трагедии У. Шекспира «Гамлет»
Но Гамлет не так прост — он даже пытается заколоть короля, но вместо него, по случайности, лишает жизни советника, отца своей возлюбленной Офелии.
Король отправляет Гамлета в Англию с посланием, в котором написано, что наследника следует немедля казнить. Однако принц сходит с корабля и, таким образом, избежав ловушки, возвращается домой. За время его отсутствия Офелия сходит с ума и погибает.
Список действующих лиц трагедии У. Шекспира «Гамлет» и их характеристика
Коротко о главных героях трагедии «Гамлет»:
Коротко о второстепенных героях трагедии «Гамлет»:
Краткое содержание трагедии У. Шекспира «Гамлет» подробно по актам и сценам
АКТ 1.
Сцена 1. Призрак
Меняются два офицера на площади у замка. Тут же появляются Марцел и Горацио. Солдаты болтают об увиденном здесь призраке. Возможно, он предвестник чего-то плохого для королевства? Может, это видение связано с тем, что сын убитого Гамлетом норвежского короля, задумал отвоевать присоединенные землю? Друг Гамлета сначала уверен, что офицерам всё померещилось, но после он и сам видит призрака. Горацио пытается заговорить с ним, но тот лишь пропадает с первым криком петуха.
Сцена 2. Королевская “семья”
Замок. Клавдий сообщает о своей женитьбе на вдовствующей королеве Гертруде и отправляет в норвежские землю гонца с письмом-недоумением: отчего юный королевич пытается отнять их честно отвоёванные земли?
Лаэрт просит позволения отбыть во Францию. Королева говорит с сыном о том, что пора прекратить скорбеть по отцу. А Гамлет зол на Гертруду за то, что она стала женой другого через месяц после смерти отца.
Горацио рассказывает другу о призраке, приходящем к замку в ночные часы.
Сцена 3. Офелия
Покои Полония, королевского советника. Лаэрт прощается с сестрой и отцом. он просит у отца благословения. Офелию Лаэрт просит не воспринимать Гамлета как будущего спутника в жизни. Полоний, узнав об ухаживаниях принца, тоже против их отношений с дочерью.
Сцена 4. Встреча с призраком.
Гамлет, Горацио и Марцел в полночь видят призрака. Дух не отвечает принцу, но манит за собой.
Сцена 5. Исповедь призрака
АКТ 2.
Сцена 1. Гамлет “сходит с ума”
Королевский советник отправляет послание к сыну со своим приближенным Рейнальдо. Офелия делится с отцом своими переживаниями о странном поведении Гамлета. Полоний решает, что принц повредил рассудок из-за любви к его дочери.
Сцена 2. Приезд Розенкранца и Гильдестерна
Королевская чета приглашает в замок друзей Гамлета по университетской учёбе. Так дядя и мать надеются разобраться во внезапном безумстве принца. Полоний озвучивает своё предположение: Гамлет обезумел от любви.
Король Норвегии получив уведомление о неправомерном поведении Фортинбраса, запрещает ему вести военные действия в отношении Дании.
В Эльсинор приезжает театр. Гамлет очень любезен с актёрами, он просит использовать в представлении написанный им отрывок.
Наедине с самим собой принц опасается, что тот призрак был вовсе не его отцом, а дьяволом. Он решает последить за Клавдием, чтобы убедиться в его вине.
АКТ 3.
Сцена 1. Разговор с Офелией
Университетские приятели не в силах понять, что происходит с принцем. Король и советник подстраивают встречу Гамлета и Офелии, а сами остаются наблюдать.
«Быть иль не быть, вот в чем вопрос.
Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться».
Офелия намерена вернуть подарки принца. А он, понимая, что за ними следят, продолжает вести себя как безумный. Он уверяет девушку, что не любит её и советует ей отправиться в монастырь, чтобы усмирить в себя грешницу.
Король начинает понимать, что племянник вовсе не из-за любви безумен. Для собственной безопасности Клавдий надумывает избавиться от Гамлета. отправив его в Англию.
Сцена 2. Королевская “Мышеловка”
Наступает час пьесы. Принц наказывает Горацию внимательно следить за королём, когда будет сцена, похожая на момент убийства его отца. Актёры изображают сцену отравления, а Гамлет всё комментирует и говорит дяде, что пьеса называется “мышеловка”. В самый страшный момент пьесы король и его свита резко поднимаются и покидают зрительные места. Так Клавдий выдаёт свою причастность к преступлению.
Сцена 3. Молитва
Король молится. Он понимает, что братоубийство тяжкий грех. Гамлет колеблется с моментом мести.
Сцена 4. Разговор с матерью
Гертруда пригласила сына на разговор к себе в покои, где за ковром спрятался Полоний. Между Гамлетом и матерью вспыхнул скандал. Принц обвинял Гертруду в оскорблении памяти отца-короля. Полоний позвал стражу, не выходя из своего убежища, и Гамлет, решив, что их подслушивал сам король, проткнул ковёр клинком. Полоний умер.
Принц продолжил свои обвинения в адрес матери. Появился призрак, но его видел только Гамлет. Гертруда убедилась, что её сын безумен. Принц покинул покои матери, таща за собой тело убитого советника.
АКТ 4.
Сцена 1, 2. Полоний мёртв
Весть об убийстве Полония разносится по замку. Все ищут тело.
Сцена 3. Гамлета отправляют в Англию
Сцена 4. Встреча с норвежцами
Во время перехода Гамлет встречает войско норвежцев идущих отбить небольшую землю. Он задумывается над тем, что сам так и не решился на месть.
Сцена 5. Офелия сходит с ума
После смерти отца Офелия теряет рассудок. Тайно возвращается Лаэрт, он жаждет мести. Клавдий обещает ему содействие.
Сцена 6. Гамлет в плену
Горацио через послание от принца узнаёт, что тот в плену у пират и просит помощи.
Клавдий и Лаэрт сговариваются. Король направит юношу на поединок с племянником, чтоб тот погиб “сам по доброй воле”. Острие рапиры смазывают ядом.
Приходит весть о гибели Офелии — бедняжка утонула.
АКТ 5.
Сцена 1. Конфликт на похоронах Офелии
На кладбище копают могилу для Офелии. Среди прочих черепов Гамлет видит останки Йорика — скомороха.
Во время похорон Лаэрт бросается в могилу и просит закопать его. Гамлет, возмущенный столь фальшивой выходкой брата своей бедной возлюбленной, тоже спрыгивает в могилу. Юноши борются. Король приказывает разнять их. Гамлет жаждет честного поединка.
Сцена 2. Месть свершилась
Королева по ошибке пьёт из бокала сына и умирает. Гамлет прокалывает отравленным клинком Клавдия. Перед смертью Лаэрт прощает принца. Горацио хочет выпить отраву из бокала Гамлета, но друг просит его рассказать всем правду.
Перед смертью Гамлет признает право Фортинбраса на престол.
Кратко об истории создания трагедии У. Шекспира «Гамлет»
Известно, что для создания своих произведений В. Шекспир использовал далеко не новые сюжеты. Например, представленная в этой статье трагедия имеет явную отсылку к исландской саге о принце Амлете. Его история была известна ещё с 827 года.