Г эббингауз говорил что психология имеет длительное прошлое но очень короткую историю

Возникновение психологии

Г эббингауз говорил что психология имеет длительное прошлое но очень короткую историю. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Г эббингауз говорил что психология имеет длительное прошлое но очень короткую историю фото. Г эббингауз говорил что психология имеет длительное прошлое но очень короткую историю-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка Г эббингауз говорил что психология имеет длительное прошлое но очень короткую историю. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Выдающийся немецкий ученый Г. Эббингауз (1850—1909) в своем знаменитом учебнике психологии (1908) писал, что психология «имеет длинное прошлое, но краткую историю». Почему история психологии краткая? Дело в том, что возраст научной психологии немногим более ста лет, поэтому психология (по сравнению с многими другими научными дисциплинами) еще очень молодая наука. Г эббингауз говорил что психология имеет длительное прошлое но очень короткую историю. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Г эббингауз говорил что психология имеет длительное прошлое но очень короткую историю фото. Г эббингауз говорил что психология имеет длительное прошлое но очень короткую историю-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка Г эббингауз говорил что психология имеет длительное прошлое но очень короткую историю. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Выдающийся немецкий ученый Г. Эббингауз (1850—1909) в своем знаменитом учебнике психологии (1908) писал, что психология «имеет длинное прошлое, но краткую историю». Почему история психологии краткая? Дело в том, что возраст научной психологии немногим более ста лет, поэтому психология (по сравнению с многими другими научными дисциплинами) еще очень молодая наука. Г эббингауз говорил что психология имеет длительное прошлое но очень короткую историю. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Г эббингауз говорил что психология имеет длительное прошлое но очень короткую историю фото. Г эббингауз говорил что психология имеет длительное прошлое но очень короткую историю-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка Г эббингауз говорил что психология имеет длительное прошлое но очень короткую историю. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Выдающийся немецкий ученый Г. Эббингауз (1850—1909) в своем знаменитом учебнике психологии (1908) писал, что психология «имеет длинное прошлое, но краткую историю». Почему история психологии краткая? Дело в том, что возраст научной психологии немногим более ста лет, поэтому психология (по сравнению с многими другими научными дисциплинами) еще очень молодая наука. Г эббингауз говорил что психология имеет длительное прошлое но очень короткую историю. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Г эббингауз говорил что психология имеет длительное прошлое но очень короткую историю фото. Г эббингауз говорил что психология имеет длительное прошлое но очень короткую историю-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка Г эббингауз говорил что психология имеет длительное прошлое но очень короткую историю. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Выдающийся немецкий ученый Г. Эббингауз (1850—1909) в своем знаменитом учебнике психологии (1908) писал, что психология «имеет длинное прошлое, но краткую историю». Почему история психологии краткая? Дело в том, что возраст научной психологии немногим более ста лет, поэтому психология (по сравнению с многими другими научными дисциплинами) еще очень молодая наука.

Г эббингауз говорил что психология имеет длительное прошлое но очень короткую историю. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Г эббингауз говорил что психология имеет длительное прошлое но очень короткую историю фото. Г эббингауз говорил что психология имеет длительное прошлое но очень короткую историю-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка Г эббингауз говорил что психология имеет длительное прошлое но очень короткую историю. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Выдающийся немецкий ученый Г. Эббингауз (1850—1909) в своем знаменитом учебнике психологии (1908) писал, что психология «имеет длинное прошлое, но краткую историю». Почему история психологии краткая? Дело в том, что возраст научной психологии немногим более ста лет, поэтому психология (по сравнению с многими другими научными дисциплинами) еще очень молодая наука.

Г эббингауз говорил что психология имеет длительное прошлое но очень короткую историю. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Г эббингауз говорил что психология имеет длительное прошлое но очень короткую историю фото. Г эббингауз говорил что психология имеет длительное прошлое но очень короткую историю-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка Г эббингауз говорил что психология имеет длительное прошлое но очень короткую историю. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Выдающийся немецкий ученый Г. Эббингауз (1850—1909) в своем знаменитом учебнике психологии (1908) писал, что психология «имеет длинное прошлое, но краткую историю». Почему история психологии краткая? Дело в том, что возраст научной психологии немногим более ста лет, поэтому психология (по сравнению с многими другими научными дисциплинами) еще очень молодая наука.

Выдающийся немецкий ученый Г. Эббингауз (1850—1909) в своем знаменитом учебнике психологии (1908) писал, что психология «имеет длинное прошлое, но краткую историю». Почему история психологии краткая? Дело в том, что возраст научной психологии немногим более ста лет, поэтому психология (по сравнению с многими другими научными дисциплинами) еще очень молодая наука.

Под «длинным прошлым» Эббингауз понимает то, что в течение многих веков психологические знания накапливались в недрах других наук, главным образом философии и естествознания. Размышления о психике, душе человека можно найти у мыслителей Древнего Китая, Индии, Египта. Естественно, что и в искусстве нашло отражение «движение человеческой души». Повседневный жизненный опыт также внес свой вклад в сокровищницу знаний о психическом.

Если говорить о возникновении донаучной психологии, то можно условно считать, что это произошло одновременно с возникновением человеческого общества.

Философская психология возникает значительно позднее. М.С. Роговин отмечает, что ее начало не может быть обозначено какой-то определенной датой хотя бы уже потому, что длительным был процесс вычленения ее из донаучной психологии. Скорее всего оно может быть отнесено к VII—VI вв. до н.э. «Возникновение философской психологии закономерно в том смысле, что, когда человеческое общество достигает определенной ступени развития производительных сил и производственных отношений, культуры, государственности, возникает философская психология — составная часть первичных и разрозненных научных знаний; из-за отсутствия специальных методов исследования и наличия мифотворческого элемента она еще очень близка к донаучной психологии»*.

* Роговин М.С. Психологическое исследование. Ярославль: ЯрГУ, 1979. С. 6.

Во второй половине XIX в. научная психология выделяется из философии, становится самостоятельной научной дисциплиной, обретает свой научный предмет, начинает использовать специальные методы, опираться в своих теоретических построениях на эмпирическую основу. Историческая миссия выделения психологии в самостоятельную научную дисциплину была осуществлена немецким физиологом и философом В. Вундтом (1832—1920). В 1863 г. в сочинении «Лекции о душе человека и животных* Вундт впервые сформулировал программу разработки физиологической (экспериментальной) психологии, в 1874 г. в фундаментальном труде «Основы физиологической психологии» была предпринята попытка «обоснования новой области в науке», в 1879 г. в Лейпциге Вундт открыл первую лабораторию для экспериментального исследования психических явлений. Поэтому 1879 г. условно считается «годом рождения» психологии как самостоятельной научной дисциплины. Отметим, что, согласно Вундту, лабораторно могут исследоваться лишь элементарные психические явления. Для изучения сложных психических функций, таких как память, речь или мышление, экспериментальный метод неприменим. Эти функции должны исследоваться как продукты культуры с помощью неэкспериментальных, описательных методов, чем должна заниматься «вторая часть» психологии — «психология народов» (культурная, или историческая, психология). В 1900—1920 гг. Вундт опубликовал 10-томную «Психологию народов». Вундтовская программа получила признание научного сообщества. В 1881 г. лаборатория была преобразована в Психологический институт, в том же году Вундт начал издавать специальный научный журнал «Философские исследования» (Philosophiscbe Studien). Вундт хотел назвать свой журнал «Психологические исследования», но передумал, так как журнал с таким названием уже существовал (хотя публиковал не научные, а оккультные работы). Позднее, в начале XX в., Вундт все же переименовал свой журнал, и он стал называться «Психологические исследования».

Одним из первых термин «душа» в своих философских рассуждениях стал использовать Гераклит Эфесский. Ему принадлежит знаменитое высказывание, справедливость которого очевидна и сегодня: «Границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ты ни пошел: столь глубока ее мера». В этом афоризме зафиксирована сложность предмета психологии. Современная наука по-прежнему далека от постижения тайны человеческой души, несмотря на все накопленные знания о психическом мире человека.

Г эббингауз говорил что психология имеет длительное прошлое но очень короткую историю. 640 1. Г эббингауз говорил что психология имеет длительное прошлое но очень короткую историю фото. Г эббингауз говорил что психология имеет длительное прошлое но очень короткую историю-640 1. картинка Г эббингауз говорил что психология имеет длительное прошлое но очень короткую историю. картинка 640 1. Выдающийся немецкий ученый Г. Эббингауз (1850—1909) в своем знаменитом учебнике психологии (1908) писал, что психология «имеет длинное прошлое, но краткую историю». Почему история психологии краткая? Дело в том, что возраст научной психологии немногим более ста лет, поэтому психология (по сравнению с многими другими научными дисциплинами) еще очень молодая наука.

Первым специальным психологическим трудом можно считать трактат греческого философа Аристотеля (384—322 до н.э.) «О душе».

Сам термин «психология» появляется значительно позднее. Первые попытки ввести термин «психология» могут быть датированы концом XV в. В названии сочинений (тексты которых не дошли до наших дней) далматинского поэта и гуманиста М. Марулича (1450—1524) впервые, насколько можно судить, употребляется слово «психология». Авторство термина часто приписывают Ф. Меланхтону (1497—1560), немецкому протестантскому богослову и педагогу, сподвижнику Мартина Лютера. «Лексикография приписывает образование этого слова Меланхтону, который написал его на латыни (psychologia). Но ни один историк, ни один лексикограф не нашел точной ссылки на это слово в его произведениях»*. В 1590 г. вышла книга Рудольфа Геккеля (Гок-лениуса), в названии которой на греческом языке также используется это слово. Название труда Геккеля, в котором собраны высказывания многих авторов о душе, «Психология, то есть о совершенстве человека, о душе и прежде всего о возникновении ее. »**. Но общепризнанным термин «психология» становится лишь в XVIII в. после появления работ X. Вольфа (1679—1754). Лейбниц в XVII в. использовал термин «пневматология». Кстати, работы самого Вольфа «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734) принято считать первыми учебниками по психологии, а по истории психологии — труд талантливого философа, последователя И. Канта и Ф.Г. Якоби Ф.А. Каруса. Это третий том его «Научного наследия» (1808).

* Брес И. Генезис и значение психологии // Современная наука: Познание человека. М.: Наука, 1988. С. 124.

Источник

Г эббингауз говорил что психология имеет длительное прошлое но очень короткую историю

Издание: Экспериментальная психология. Курс для практического психолога

Глава 1. Исторический путь психологии
как экспериментальной науки

Мы начинаем с парадокса, кажущегося противоречия, говоря о том, что психология — это одна из самых древних наук и одновременно одна из самых молодых. Подчеркивая эту противоречивость, Г. Эббингауз говорил, что психология имеет очень длинную предысторию и очень короткую собственную историю, понимая под этим, что психология длительное время, на протяжение тысячелетий, развивалась в лоне философского знания, осмысления и объяснения мира. в то же время ее собственная история начинается с середины XIX в., когда она выделяется в самостоятельную науку.

Еще с мифологических времен человека всегда занимали собственные переживания, страдания, страсти, поведение, отношение к окружающему миру, что находило свое выражение в одухотворении тела и природных вещей, в приписывании телу и окружающим предметам наличия особой духовной, нематериальной, таинственной субстанции, называемой «духом». В более поздние времена размышления о человеческой природе составляют значительную часть множества философских и теологических трактатов. Уже в VI–V вв. до н. э. Гераклита, Анаксагора, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и других античных мыслителей интересовали многие из тех проблем, над которыми и сегодня работают психологи: природа ощущений, восприятия, памяти и их механизмы, побуждения, аффекты, страсти, обучение, виды жизнедеятельности (сон, бодрствование, смерть), особенности характера, патологии поведения и др.

Несмотря на то что на становление теоретических и методологиче­ских основ психологии оказывали влияние многие древнейшие науки, и в первую очередь философия, медицина, биология, считается, что современный подход в психологии начал формироваться с 1879 г. — года образования немецким физиологом, философом, психологом Вильгельмом Вундтом первой психологической лаборатории в Лейпциге. Начиная с середины XIX в. складывается ситуация, когда становится возможным применить экспериментальные методы естественных наук к исследованию философско-психологических проблем соотношения души и тела, психического и физического. Область междисциплинарного исследования была обозначена и очерчена. Возникает новая наука — психология, первоначально в рамках экспериментальной психологии. Таков, в самом общем виде, процесс выделения психологии в самостоятельную науку (рис. 1.1).

Различие между предшествующими философско-психологическими взглядами, учениями и современной психологией — это, скорее, вопрос не природы психики человека, а тех методов, с помощью которых ее изучают. До последней четверти XIX столетия философы изучали человеческую душу, психику, основываясь на собственном, весьма ограниченном опыте, с помощью размышлений, интуиции, интроспекции и обобщений.

Следует отметить, что еще в античные времена происходило накопление эмпирического знания. Древнегреческими медиками Алкмеоном (ок. VI–V вв. до н. э.) и Гиппократом (ок. 460–377 гг. до н. э.), александрийскими — Герофилом и Эразистратом (III в. до н. э.), римским врачом и философом Галеном (130–200 гг. до н. э.) была установлена анатомическая основа души — нервная система, открыты чувствительные и двигательные нервы.

На арабском востоке ученые-философы Ибн-аль-Хайтама (латиниз. Альхазен; 965–1039), Ибн-Рощд (латиниз. Аверроэс; 1126–1198) опытным путем установили, что глаз представляет собой точнейший оптический прибор и что причиной возникновения чувственного образа является преломление лучей света в хрусталике и отражение их на сетчатой оболочке глаза. Первые собственно психологические опыты проводил крупнейший философ, ученый Средней Азии, придворный врач из Бухары Абу Али ибн-Сина (латиниз. Авиценна; ок. 980–1037). Авиценной был специально создан раскрашенный в разные цвета диск. При его вращении с различной скоростью было установлено, что при низкой скорости цвета воспринимаются как раздельные, а при увеличении скорости происходит смешение цветов. Таким образом опытным путем были установлены пороги чувствительности, которые зави­сели от интенсивности и длительности раздражителя. Интерес представляет и другой его опыт. Касаясь вопроса взаимосвязи душевных переживаний и телесных отправлений человека, Авиценна впервые подверг эту проблему экспериментальной проверке, пытаясь определить по вегетативным изменениям, а именно по частоте пульса, душевное состояние людей. Влияние аффектов на общее соматическое состояние организма было показано также в опытах, проведенных с двумя баранами. Одно из животных кормилось в обычных условиях, другое — на виду у волка, находившегося рядом на привязи. Хотя пища была одинаковой, животное, кормившееся в присутствии волка, быстро исхудало и погибло.

В Новое время начинают складываться и разрабатываются методологические основы науки. Идет процесс секуляризации научного знания. Наука начинает освобождаться от церковного засилья, выходит из-под церковного гнета.

«Дух времени» (Zeitgeist) в XVII — начале XIX в. был той интеллектуальной почвой, на которой взросла психология. Именно в этот период были сформулированы основные теоретико-методологические принципы, на основе которых происходило формирование экспериментальной психологии во второй половине XIX столетия.

Основной передовой идеей культуры XVII в. — как в сфере философии, так и находящейся под ее влиянием психологии — был дух механицизма. Эта концепция основывалась на утверждении, что все естественные процессы определены на механическом уровне и могут быть объяснены на основе законов физики, механики и химии.

Идея механицизма вызревает первоначально в физике, механике, которые в те времена назывались натурфилософией, в работах итальянского физика Галилео Галилея (1564–1642) и английского физика и математика Исаака Ньютона (1642–1727). Считалось, что весь мир состоит из дискретных корпускул, или атомов (идея восходит к учениям материалистов-атомистов а нтичности). Импульсы движения передаются от атома к атому под воздействием сил притяжения и отталкивания. Поэтому любое физическое перемещение (движение атомов) во Вселенной вызывается непосредственной причиной (движением другого атома, который сталкивается с первым). Результат такого взаимодействия поддается измерению — и, следовательно, должен быть вполне предсказуем. Вселенная полностью упорядочена и работает, в прямом смысле, как совершенный механизм. Она подвержена действию причинно-следственных связей, и коль скоро ученым удастся открыть законы функционирования мира, они смогут абсолютно точно предсказать все, что произойдет в будущем. Так в науке был сформулирован принцип детерминизма (причинной обусловленности всех природных явлений).

Наряду с механицизмом и детерминизмом в XVII же столетии появляется новая методологическая установка — эмпиризм, ориентация на познание посредством наблюдения и эксперимента.

Среди ученых, чье творчество ознаменовало собой данный период, в первую очередь следует упомянуть Рене Декарта (1596–1650). Именно его работы позволили научной мысли освободиться от сковывающих теологических (религиозных) догматов, господствовавших до того веками. Им же первым была развита идея рассмотрения человеческого организма как подобия часового механизма. Он заострил до абсолюта проблему соотношения души и тела, решая ее с дуалистических позиций как существование двух независимых субстанций. Декарт высказал также идею и предложил механизм рефлекторной деятельности тела человека — представление о том, что движения тела могут происходить без участия воли и сознания, под влиянием внешних воздействий (стимулов). А потому можно с уверенностью сказать, что именно с его работами связано становление эры современной психологии.

Значительный вклад в укрепление и развитие эмпирического направления в науке внесли английские философы, склонявшиеся к материалистическим позициям. Френсис Бэкон (1561–1626) — основатель индуктивно-эмпирического подхода в научном исследовании природы. Он разрабатывал проблему научного опыта в форме направленного наблюдения или управляемого эксперимента как искусственного приема «до­прашивать» природу и проникать в ее внутренние законы.

Однако, указывал Бэкон, эксперимент обеспечивает лишь сбор фактов. Раскрытие же общих закономерностей природы возможно лишь путем специального метода научного поиска — индукции (как способа обобщения эмпирических данных, полученных после расчленения вещей и явлений природы на отдельные части, элементы).

Достоверные знания могут быть приобретены, если опыты осуществляются планомерно, по определенным правилам. Основными правилами управляемого эксперимента являются:

· вариация — изменение изучаемого явления или воздействующих факторов;

· репродукция — возможность повторения опыта;

· инверсия — проверка установленного факта в измененных условиях;

· принуждение — проведение опытов до тех пор, пока при увеличении или уменьшении силы воздействующих факторов последние перестанут оказывать влияние на изучаемое явление;

Для того чтобы удержать разум от преждевременных и опрометчивых обобщений, Ф. Бэкон предлагает три типа упорядочивающих таблиц:

· таблица наличия — в нее заносятся все случаи, в которых обнаруживается данное явление;

· таблица отсутствия — в нее входят все примеры, в которых искомое явление не проявляется;

· таблица степеней — в ней отражаются случаи усиления или ослабления исследуемого процесса или явления.

Их составление является подготовкой к индукции, и основное назначение таблиц — представить многообразие фактов в определенных последовательности и порядке.

После этого следует вести поиск такой особенности, которая бы присутствовала, отсутствовала или изменялась одновременно с изучаемым явлением, что в конечном итоге приводит к установлению общих причин и аксиом.

Хотя сам Ф. Бэкон не имел возможности распространить свой индуктивно-эмпирический метод на область психических явлений, однако его метод, впоследствии усовершенствованный Д. Ст. Миллем, стал основой для всякой опытной науки, в том числе для психологии, экспериментальной психологии.

Томас Гоббс (1588–1679) — ученик и последователь Ф. Бэкона, подчеркнул единство методов индукции и дедукции, обосновал идею ассоциативного механизма в функционировании психических процессов, придал своему материалистическому учению строго механистическую форму. Джон Локк (1632–1704) выдвинул учение о внутреннем (основанном на рефлексии) и внешнем (на основе чувственного восприятия) опыте, в соответствие с чем он различал простые и сложные идеи, первичные и вторичные качества, развил далее идею ассоциативного механизма, ввел термин «ассоциация идей». Для философских взглядов Давида Гартли (1705–1757) — врача, философа и Давида Юма (1711–1776) — шотландского философа и историка характерен субъективный идеализм, агностицизм и скептицизм. Эти ученые придали ассоциативному механизму универсальное значение в объяснении психоло­ги­че­­ских феноменов, выступили основателями ассоциативного направления в психологии. Они выводили психические явления из ощущений, указывали на связь ассоциаций с физиологическими процессами в нервной системе, рассматривали ассоциации как частный случай закономерных механических связей в природе, что подготавливало почву для применения естественнонаучного, объективного и опытного подхода к области психических явлений.

Стремление поставить развитие науки на объективную основу приводит к возникновению такого направления в науке, как позитивизм — учения, признающего действительно научными только те явления, факты и результаты опыта, которые поддаются наблюдению и могут быть проверены или воспроизведены экспериментально. Это учение, как и сам термин, берет начало от работ французского философа Огюста Конта (1798–1857), который, говорят, узнав, что скоро умрет, заявил, что с его смертью мир понесет безвозвратную потерю. Он поставил перед собой поистине титаническую задачу — подвергнуть систематическому пересмотру все человеческое знание. Для того чтобы сделать это намерение более реальным, он ограничил свою работу использованием только бесспорных данных — тех фактов, которые установлены с помощью строго научного метода. Надежными, по его мнению, могут считаться только те факты, которые поддаются объективному научному наблюдению. Поэтому «бессмысленными» провозглашались все традиционные философские и теологические взгляды, полученные чисто логическим путем, они объявлялись иллюзорными и должны были быть отвергнуты. Лишь научное знание достойно признания.

Таким образом, к середине XIX в. эмпиризм, материализм и позитивизм оказали наиболее существенное влияние и послужили философ­ским обоснованием нарождающейся научной психологии. Эти направления философии в области изучения психики и сознания заложили основную теоретико-методологическую базу для выделения ее в самостоятельную науку: были сформулированы основные принципы научного изучения природы человека. Теперь дело было за практиче­ским воплощением этих принципов. Первое слово в этом процессе было сказано физиологами.

Еще английский врач Давид Гартли (1705–1757), вскрывая закономерности образования ассоциаций с механистических позиций, пытался объяснить психические процессы с точки зрения работы организма человека как «вибраторной машины». Исходя из ньютоновской картины мира, где одной из основных характеристик любого импульса в физической природе являются его волновые свойства, вибрация, он применил эту идею к пониманию функционирования мозга и нервной системы в целом. Можно сказать, что в своих работах он предвосхитил многие идеи современной нейропсихологии. Посредством вибрации импульсы передаются по нервам (Гартли считал их цельными структурами, а не полыми трубками, как Декарт) из одной части тела в другие. Эти вибрации порождают малые колебания в мозге и являются физиологической основой появления мыслей у человека.

Эти идеи получили свое развитие в экспериментальных изысканиях немецкого физиолога Иоганнеса Мюллера (1801–1858), сформулировавшего принцип «специфической энергии органов чувств», согласно которому возбуждение определенного нерва всегда вызывает ощущение, потому что в каждом рецепторном отделе нервной системы заложена собственная «специфическая энергия».

Открытие различий между чувствительными (сенсорными) и двигательными (моторными) нервными путями, ведущими в спинной мозг, которое принадлежало врачам и натуралистам чеху Йиржи Прохазке, французу Ф. Мажанди и англичанину Ч. Беллу, позволило объяснить механизм связи нервов как «рефлекторную дугу».

Существенный вклад был сделан в изучение функций мозга. Профессор естествознания Французского колледжа в Париже Поль Флуранс (1794–1867) в своих исследованиях наблюдал и регистрировал последствия разрушения частей головного и спинного мозга животных (в частности, голубей) методом удаления. Он пришел к заключению, что головной мозг управляет высшими психиче­скими процессами, части среднего мозга — зрительными и слуховыми рефлексами, мозжечок — координацией движений, а костный мозг — сердцебиением, дыханием и прочими жизненными функциями.

В середине XIX в. начали применять еще два экспериментальных подхода к изучению мозга: клинический метод и электрическую стимуляцию. Клинический метод был предложен в 1861 г. Полем Брока (1824–1880), хирургом одной из больниц для душевнобольных под Парижем. П. Брока произвел вскрытие трупа мужчины, который при жизни долгие годы не мог внятно говорить. При осмотре было выявлено поражение третьей лобной извилины коры головного мозга. П. Брока обозначил эту часть мозга как центр речи; позже за ней за­крепилось название область Брока.

Метод электростимуляции для изучения мозга был впервые применен в 1870 г. Густавом Фритшем и Эдуардом Хитцигом, которые обнаружили, что воздействие слабыми электрическими разрядами на отдельные области коры головного мозга у животных приводит к ответным моторным реакциям — таким как подергивание лап.

Итак, в XIX в. в физиологии пересеклись все нити: механицизм, эмпиризм, материализм, позитивизм, экспериментальный и измерительный методы. Почва для возникновения экспериментальной психологии была подготовлена.

Кардинальные перемены стали возможны, когда философы начали пользоваться средствами, которые уже успешно применялись в биологии, физиологии и других естественных науках. И когда исследователи получили практическое подтверждение надежности таких методов изучения психики (в то время в первую очередь — человеческого разума), как тщательно контролируемое наблюдение и эксперимент, психология стала отделяться от философских корней.

Новая наука развивала более точные и объективные методы исследования. Во многом развитие психологии после ее выделения из философии — это история непрерывного оттачивания методов исследования с целью достижения большей объективности в изучении и решении проблем психологической реальности. Отправной точкой формирования современной психологии принято считать последнюю четверть XIX в. — время, когда эта наука стала независимой дисциплиной с собственными теоретическими и экспериментальными методами исследования.

Следует, однако, иметь в виду, что теоретическая и методологиче­ская связь философии и психологии продолжает оставаться очень тесной. Философия по-прежнему является общетеоретической и общеметодологической основой различных направлений в психологии, разработки психологических теорий, концепций и систем.

Таким образом, идея и возможности применения методов естественных наук для изучения психологических явлений были унаследованы и от философского мышления, и от психофизических исследований XVII–XIX столетий. Именно тогда была подготовлена почва, из которой и произросла современная психология. Философы XIX в. прокладывали путь экспериментальному подходу к изучению мышления, а физиологи, психологи, независимо от них, приближались к решению тех же самых проблем с другой стороны. Психологи XIX в. сделали решающий шаг к пониманию физических механизмов, лежащих в основе процессов мышления.

В XIX в. психология как наука начала развиваться в Англии, Германии, России, США, Франции. Но именно в Германии сложились условия и уникальные особенности, которые сделали немецкую науку самой плодородной почвой для новой психологии.

Во-первых, именно немецкое мышление проложило путь экспериментальной психологии. Так называемый немецкий характер хорошо подходил для кропотливой работы по описанию и классификации, необходимым в биологии, зоологии и физиологии. Во Франции и Англии предпочтение отдавали дедуктивному и математическому подходам к науке, в то время как в Германии, где большое значение придавалось тщательному и полному сбору исследуемых фактов, был принят подход индуктивный. В Англии и Франции биологию признали далеко не сразу, но в Германии, с ее верой в таксономическое описание и классификацию, биология сразу заняла достойное место в ряду естественных наук.

Во-вторых, немцы трактовали понятие науки довольно широко. Во Франции и Англии науками считались лишь физика, математика, механика и химия, в которых применялся количественный анализ; в Германии же к наукам относили фонетику, лингвистику, историю, археологию, эстетику, логику и даже литературную критику. Французские и английские ученые сомневались в правомочности применения научных методов исследования к такому сложному предмету, как человеческий разум. Но свободные от подобного скептицизма немцы с энтузиазмом взялись за исследование мыслительной деятельности.

И в-третьих, в Германии к тому времени существовала достаточно широкая сеть университетов [69, с. 72].

В России в этот период открываются Московский (1755), Казан­ский (1804), Петербургский (1819), позже — Томский (1888) университеты [20, c. 84]. На Украине существовало два университета — Харьковский (1805) и Киевский (1834) [22, c. 458].

В Англии было лишь два университета (Оксфордский и Кембриджский). В 1877 г. Кембридж наложил вето на запрос о преподавании экспериментальной психологии, потому что это «оскорбление религии — класть душу человека на чашу весов». В Кембридже экспериментальную психологию не преподавали еще в течение 20 лет, а в Оксфорде о ней даже не заговаривали до 1936 г. Аналогичная ситуация складывалась во Франции, а также в Соединенных Штатах, где не было ни одного исследовательского учебного заведения до 1879 г., момента основания университета Джонса Хопкинса в Балтиморе, штат Мэриленд [69, c. 72].

В начале XIX столетия немецкие университеты охватила волна образовательной реформы, направленной на получение академической свободы как для профессоров, так и для студентов. Профессорам разрешили самостоятельно выбирать темы для преподавания и исследований и работать без опеки со стороны. Студенты были вольны посещать любые курсы лекций по своему выбору без ограничений жесткого учебного плана. Эта свобода распространялась и на новые науки, каковой была психология. Ни в какой другой стране в то время не было столь благоприятного отношения к науке [69, c. 73].

Таким образом, «дух времени» второй половины XIX в. подготовил почву для применения экспериментальных методов к проблемам психики.

Оценивая предысторию выделения психологии в самостоятельную науку, Л. С. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Э. Боринг, Р. Вудвортс и другие современные отечественные и зарубежные психологи единодушно признают, что по своим философско-методологическим основам экспериментальная психология в период ее становления была наукой XVII–XVIII вв. Следует, однако, отметить, что в большей степени это значимо для западной психологии. В России же становление основ экспериментальной психологии в большей степени было связано с философско-методологическими основами развития науки конца XIX столетия.

Итак, психология как самостоятельная наука начинается с экспериментальной психологии, у истоков которой стояли немецкие ученые. Впервые экспериментальные методы изучения сознания, которое, собственно, и является предметом исследования в психологии, применили четверо ученых: Герман фон Гельмгольц (1821–1894), Эрнст Вебер (1795–1878), Густав Теодор Фехнер (1801–1887) и Вильгельм Вундт (1832–1920). Все они были немцами, все получили образование в области физиологии, философии и все были в курсе по­следних достижений науки.

Вильгельм Вундт (1832–1920) — немецкий физиолог, психолог, философ. Отец его был пастором. Однако семейные традиции Вильгельм не продолжил. В гимназии он отставал от одноклассников. Проводил дни не за учебниками, а в мечтаниях. Но постепенно научился контролировать свою склонность к фантазированию и стал пользоваться популярностью в школе, которую так и не смог полюбить. К 19 годам, закончив школу, он поступает в университет на медицинский факультет. Однако, придя к выводу, что медицина — не его призвание, посвящает себя изучению физиологии. В 1855 г. (в 23 года) получает докторскую степень и до 1864 г. читает лекции и работает лаборантом у Германа фон Гельмгольца в Гельдельберге. Получает должность адъюнкт-профессора, а в 1875 г. становится профессором философии в Лейпцигском университете. С этого момента начинается самый продолжительный и важный период его научной карьеры. Здесь В. Вундт проработал 45 лет.

В 1879 г. В. Вундт основывает знаменитую психологическую лабораторию, в 1881 г. — журнал «Философские учения» (с 1906 г. — «Психологические учения») — печатный орган своей лаборатории и новой науки.

Через эту лабораторию прошли многие знаменитые психологи различных стран мира. Подобные лаборатории были образованы впоследствии во Франции, Англии, США, России, Японии, Италии. Больше всего сочинений В. Вундта было переведено на русский язык. В Москве в 1912 г. была оборудована лаборатория — точная копия вундтовской.

Основные труды: «К теории чувственного восприятия» (1858–1862), «Элементы психофизики» (1860), «Лекции о душе человека и животных» (1863), «Основы физиологической психологии» (1873, 1874), «Психология народов» (1900–1920).

Подсчитано, что за период с 1853 по 1920 гг. В. Вундт написал более 54 тысяч страниц — т. е. он писал по 2,2 страницы ежедневно.

Теоретические основы новой науки

Психология Вундта основывалась на экспериментальных методах естественных наук — в первую очередь физиологии.

Предметом исследований выступало сознание. Основой концептуальных взглядов выступали эмпиризм и ассоцианизм.

Вундт считал, что сознание есть сущность психики — явление сложносоставное, и для его изучения лучше всего подходит метод анализа или редукционизма. Он указывал, что первым шагом в изучении какого-либо явления должно быть полное описание его составных элементов.

Однако он считал, что сознание играет более активную роль в организации собственной структуры (в отличие от чистых эмпириков и ассоцианистов). А значит, изучение только содержания сознания или его структуры — лишь начало в понимании психических процессов.

Поскольку главное внимание он сосредоточил на способности мозга к самоорганизации, то он назвал свою систему волюнтаризмом (voliti­on — волевой акт, хотение) — концепция, согласно которой разум обладает способностью организовывать процесс мышления, переводя его на качественно более высокий уровень.

Вундт придавал большое значение способности разума к активному высокоуровневому синтезу своих составных элементов, однако в основе его теории лежали именно элементы сознания. Ибо без них разуму нечего было бы организовывать.

Психология должна изучать в первую очередь непосредственный опыт — который очищен от всякого рода интерпретаций и доопытных знаний (пример: переживание зубной боли: «У меня болят зубы»).

Этот опыт очищен от опосредованного опыта, который дают нам знания, и не является составляющим непосредственного переживания (пример: лес — зеленый; море — синее; небо — голубое).

Основным методом новой науки явилась интроспекция. Поскольку психология — наука об опыте сознания, значит, и метод должен состоять из наблюдения над собственным сознанием. Метод интроспекции — проверка состояния собственного мышления (понятие интроспекции идет еще от Сократа и Декарта). Широко метод использовался в физиологии. Чтобы получить сведения об органах чувств, исследователь использовал какой-либо раздражитель, а затем просил испытуемого описать полученные ощущения.

Эксперименты по интроспекции, или внутренней перцепции, проводились в Лейпцигской лаборатории по строгим правилам:

· точное определение начала (момента) эксперимента;

· наблюдатели не должны снижать уровень своего внимания;

· эксперимент должен быть проверяем несколько раз;

· условия проведения эксперимента должны быть приемлемыми для изменения и контроля за изменением факторов раздражения.

Интроспективный анализ был связан не с качественной интроспекцией (когда испытуемый описывал свой внутренний опыт), а с непо­средственными представлениями испытуемого о величине, интенсивности, диапазоне действия физического раздражителя, времени реакции и т. д. Таким образом, выводы об элементах и процессах сознания делались исходя из объективных оценок.

Элементы опыта сознания

Определив предмет и метод новой психологии, Вундт указывает на следующие ее задачи:

· проанализировать процессы сознания посредством исследования его основных элементов;

· выяснить, как эти элементы соединяются;

· установить принципы, согласно которым такое соединение происходит.

Вундт считал, что ощущения являются первичной формой опыта. Ощущения возникают, когда на органы чувств действует какой-либо раздражитель и возникающие импульсы достигают мозга. Ограниченность данной позиции в том, что он не проводил различия между ощущениями и возникающими на их основе мысленными образами.

Чувства — еще одна форма первичного опыта. Ощущения и чувства возникают одновременно в процессе одного и того же непосредственного опыта. Причем чувства непременно следуют за ощущениями:

раздражитель ® ощущение ® чувство.

В процессе проведения сеансов самоанализа Вундт разработал трехмерную модель чувств (эксперимент с метрономом).

Трехмерная модель чувств построена в системе трех измерений (координат):

1) «довольствие — дискомфорт» (когда удары метронома ритмичные — очень частые);

2) «напряжение — расслабление» (очень редкие удары, когда ждешь удара, и расслабление после него);

3) «подъем (чувств) — угасание» (частый темп ударов — медленный).

Таким образом, любое чувство располагается в некоем диапазоне трехмерного пространства (рис. 1.2).

Эмоции представляют сложное соединение элементарных чувств, которые могут быть измерены при помощи трехмерного континуума. Таким образом, Вундт сводил эмоции к элементам мышления, но эта теория испытания временем не выдержала.

Организация элементов сознательного опыта

Как из отдельных элементов сознания возникает единый опыт? Для объяснения этого явления Вундт предложил теорию апперцепции — процесс организации базовых элементов сознания в единое целое есть творческий синтез, в результате которого возникает новое качество.

«Характеристики любого сложного психического явления не сводятся к сумме характеристик его составляющих», — писал он (1896). Из синтеза элементов опыта всегда возникает нечто новое.

Позже представители гештальтпсихологии (в 1912 г.) официально заявили, что целое не сводится к сумме его частей.

Таким образом, Вундт в отличие от английских представителей эмпирической и ассоциативной психологии не рассматривал процесс связи психических элементов как пассивный и чисто механический.

Основав лабораторию и журнал, Вундт наряду с экспериментальными исследованиями обращается к философии, логике, эстетике (1881–1890). Под конец своей жизни он издает 10-томный труд под названием «Психология народов» (1900–1920).

Он считал, что простейшие психические процессы — ощущения, восприятия, чувства, эмоции — можно и необходимо изучать с помощью лабораторных исследований. Но для высших психических процессов — обучаемость, память, язык, которые связаны с аспектами культурного воспитания, нужны другие методы, не экспериментальные исследования, а такие, которые практикуются в социологии и антропологии.

Появление этой работы ознаменовало разделение новой психологической науки на две ветви — экспериментальную и социальную психологию.

В Лейпцигской лаборатории рассматривались те проблемы, которые были уже поставлены и изучались эмпирически и количественно — психологические и физиологические аспекты зрения, слуха и других ощущений:

· зрительные ощущения и восприятия: психофизика цвета, цветовой контраст, периферическое зрение, негативное остаточное изображение, ослепление, объемное зрение, оптические иллюзии;

· время и скорость реакции (Вундт был уверен, что можно экспериментально продемонстрировать три этапа реакции человека на раздражитель: восприятие, апперцепцию и проявление воли. Алгоритм может быть представлен следующим образом: раздражитель ® восприятие ® осмысление ® воля ® мышечное движение);

· исследование внимания и чувств;

· зависимость психофизиологических показателей (ЧСС, пульс. ) и эмоционального состояния;

В ближайшие годы после создания лаборатории Вундта в Германии и в других странах открываются новые лаборатории. Хотя проблематика их работ была различной, всех их объединяли одна методологическая основа и стремление утвердить психологию как науку.

Всего через несколько лет после заявления Вундта о невозможности экспериментального исследования высших психических функций (памяти, обучаемости) Г. Эббингауз (1850–1909) — немецкий психолог-одиночка, начал успешно применять эксперимент для изучения именно этих процессов.

Изучение Эббингаузом процессов заучивания и забывания — пример гениальной работы в экспериментальной психологии — первый опыт рассмотрения собственно психологических, а не психофизиологических проблем (как у Вундта).

Герман Эббингауз родился в 1850 г. вблизи Бонна, учился в Боннском, затем в Берлинском университетах. В 1873 г. получил степень доктора философии, после чего служил в армии во время ф ранко-прусской войны. Затем 7 лет учился в Англии и Франции.

Знакомство с работами Густава Теодора Фехнера (немецкий психофизиолог) и его математическим подходом определило направление дальнейшей работы Г. Эббингауза. В 1886 г. его назначили ассистентом профессора в Берлинском университете. Он создает лабораторию, а в 1890 г. совместно с физиком Артуром Кенигом учреждает «Журнал психологии и физиологии органов чувств»; с 1894 г. работает в университете Бреславля.

Основная идея исследований

Эббингауз применил экспериментальный метод изучения высших психических функций (памяти, обучаемости). В течение 5 лет он провел на себе ряд серьезных исследований.

Эббингауз утверждал, что трудность заучиваемого материала можно оценить числом повторов для последующего его безошибочного воспроизводства (как Фехнер применял измерение интенсивности раздражителя для фиксации различия в ощущениях).

Методика. В качестве материала для запоминания использовались бессмысленные списки трехбуквенных слогов. Они должны быть составлены таким образом, чтобы не вызывать ассоциаций. Его бессмысленные слоги состояли, как правило, из двух согласных и одной гласной (например lef, bok или аус, тап, сип и т. д.). Он расписал все возможные буквенные сочетания, получив запас из 2300 слогов, из которых наугад выбирал слоги для заучивания. Причем лишенными смысла должны быть не только отдельные слоги, но и весь текст (список слогов) в целом. Работа по составлению слогов была успешной, так как Эббингауз свободно владел английским, французским, как и родным немецким, изучал латынь и греческий.

В ходе экспериментов определялись:

· особенности обучения и запоминания в разных условиях;

· разница в скорости запоминания бессмысленных слогов и осмысленного материала;

· зависимость объема запоминаемого материала от числа повторов.

Работа Эббингауза была ценна своей тщательностью, строгим контролем за соблюдением условий эксперимента, математическим анализом данных.

Результат: он исследовал влияние фактора времени на процессы памяти и вывел кривую забывания («кривая Эббингауза»), в соответствии с которой материал быстрее забывается в первые несколько часов после запоминания, затем скорость забывания медленно снижается. Его опыты проводились с такой точностью и тщательностью, что уже более 100 лет на них ссылаются во всех учебниках психологии (рис. 1.3).

Впоследствии Г. Эббингауз разработал тест, в котором предлагалось закончить предложение; в модифицированном варианте этот тест используется при тестировании интеллекта.

Основными его работами являются: «О памяти» (результаты опытов); «Принципы психологии» (1902); «Очерки по психологии» (1908).

Единственным мерилом ценности ученого является то, прошли или нет его научные взгляды и выводы испытание временем. С этой точки зрения Эббингауз оказал на науку более значительное влияние, чем Вундт. Его экспериментальные исследования, основанные на количественных характеристиках, внесли объективность в изучение высших психических процессов — одну из центральных тем современной психологии [69, с. 108].

В Англии психология развивается под влиянием идей Ч. Дарвина и его эволюционного учения, Ф. Гальтон разрабатывает психологию индивидуальных различий.

В США было сильно влияние как идей дарвинизма, так и первых американских психологов, учившихся в вундтовской лаборатории.

Возникнув, психология стремительно развивается, особенно в Германии, Франции, США, России. Но уже с начала своего оформления в самостоятельную науку в психологии начинает выделяться ряд школ и направлений.

Первоначально экспериментальная психология развивалась в рамках структурного направления по исследованию проблем сознания, следуя в основном традициям методологического подхода Р. Декарта. Первые психологические лаборатории и психологические исследования (В. Вундт, Г. Эббингауз, Г. Мюллер, О. Кюльпе, В. М. Бехтерев, Э. Крепелин, Г. И. Челпанов, И. А. Сикорский и др.) были направлены на выявление структуры и элементов сознания (как основного предмета психологии). Психология на данном этапе накапливала эмпирический материал, разрабатывала методологию и инструментарий изучения психических явлений. О широком практическом, прикладном использовании полученных знаний не возникало и речи (за исключением ряда областей в медицинской практике, сфере образования). Данную позицию в ее крайности отчетливо выразил Э. Б. Титченер (американский психолог, ученик В. Вундта). Он считал, что структурная психология представляет собой «чистую науку», не имеющую прикладного значения, и верил в то, что ученые не должны беспокоиться о практической ценности своих исследований [69, c. 123]. Исследования психики, проведенные В. Вундтом и Э. Б. Титченером, не выявили никаких практических результатов психической деятельности человека, да это и не было их целью. Такое утилитарное отношение к подобным вопросам было несовместимо с их чисто научным подходом к психологии.

Но в это же время возникает и другое направление в психологии — функционализм. Функционализм — первая чисто американская система в психологии — явился осознанным протестом против структурной психологии («чистой науки»), не имеющей прикладного значения.

Функционализм научное направление в психологии, исследующее проблемы, связанные с ролью психики в адаптации организма к условиям окружающей среды.

Огромное влияние на формирование взглядов функционалистов оказали Чарльз Дарвин (1809–1882) и Герберт Спенсер (1820–1903). Наиболее видными представителями функциональной психологии являются Френсис Гальтон (1822–1911), Вильям Джемс (1842–1910), Джон Дьюи (1859–1952), Джеймс Роулэнд Энджелл (1869–1949), Гарвей А. Кэрр (1873–1954) и их последователи, разрабатывавшие прикладные аспекты психологии: Гренвил Стэнли Холл (1844–1924), Джеймс МакКин Кеттел (1860–1944), Альфред Бине (1857–1911), Уолтер Дилл Скотт (1869–1955) и др.

Приверженцы функционализма не стремились к формальному образованию собственной научной школы. Но поскольку они изучали поведение организма в условиях его взаимодействия с окружающей средой, то стали интересоваться и вопросами практического применения результатов психологических исследований к решению повсе­дневных задач.

Так, еще в XIX в. Ф. Гальтон (1822–1911) при исследовании проблем психической наследственности и индивидуальных различий в развитии детей использовал статистические методы, применял опросники и психологические тесты. Конечной целью исследований было способствовать рождению «качественных» личностей и препятствовать рождению «некачественных». Он создает новую науку евгенику, имевшую дело с факторами, которые могли улучшить наследуемые качества людей, и утверждал, что человеческий род, подобно домашним животным, может быть улучшен путем искусственной селекции. Для этого необходимо, чтобы талантливые люди выбирались из общей массы и сочетались браком только друг с другом в течение многих поколений. В целях отбора высокоодаренных мужчин и женщин для дальнейшей селекционной работы Ф. Гальтон первым разработал тесты умственных способностей, хотя появлению этого термина мы обязаны его американскому ученику Джеймсу МакКину Кеттелу, бывшему студенту В. Вундта.

Для обоснования данных исследований, обеспечения их объективности, надежности и достоверности Ф. Гальтон использует методы статистики. Бельгийский математик Адольф Кетле был первым, кто применил статистические методы и закон нормального распределения случайных величин к анализу биологических и социальных процессов, показав, что величина роста, измеренного у 10 000 человек, приблизительно подчиняется нормальному распределению. Ф. Гальтон применил эти методы к анализу данных психологии. К примеру, он установил, что разброс оценок, полученных на университетских экзаменах, подчиняется закону нормального распределения.

Аналогичные данные были получены и нами при исследовании успеваемости студентов психологического факультета 2-го курса ЛГУ им. А. С. Пушкина в 2001 г. (рис. 1.4 и 1.5).

Работы Ф. Гальтона в области статистики привели также к открытию одной из самых важных величин — корреляции, первое упоминание о которой появилось в 1888 г. При поддержке Гальтона его студент Карл Пирсон вывел использующуюся по сей день формулу определения коэффициента корреляции, получившего название «коэффициент корреляции Пирсона». Впоследствии на основе работ Ф. Гальтона были разработаны многие другие методы статистических оценок, применяющиеся для анализа результатов психологических исследований.

Одной из теоретических основ функционализма являлись идеи социального дарвинизма английского философа-самоучки Герберта Спен­сера, ученого, которого Ч. Дарвин называл «наш философ» и чье влияние на мировоззрение американцев оказалось поистине фундаментальным. В развитии своей теории Спенсер пошел дальше самого Дарвина. Он утверждал, что эволюционным является развитие всех аспектов Вселенной, включая человека и социальные институты. В своем двухтомном труде «Принципы психологии» (1855) Спенсер высказал точку зрения, что человеческий разум прошел длинный путь развития и приспособления, прежде чем стать таким, каков он есть. Он подчеркивал, что нервным и мыслительным процессам присуща приспособляемость, а всеусложняющийся человеческий опыт и, следовательно, поведение являются частью эволюционного процесса. Чтобы выжить, организм должен приспосабливаться. Эти идеи получили свое дальнейшее развитие в трудах В. Джемса, который считал, что цель психологии — не выявление элементов опыта, а изучение функции приспособления сознания — сознание ведет нас к тем целям, которые необходимы для выживания. Сознание — это жизненно важная функция высокоразвитых существ, живущих в сложной среде; без него была бы невозможна эволюция человека.

Дальнейшая эволюция этих идей принадлежит перу Д. Дьюи и Д. Р. Энджелла. Поведение следует рассматривать не как абстрактную научную конструкцию, а как форму приспособления организма к окружающей среде. В борьбе за выживание сознание и поведение обеспечивают функционирование организма: сознание вызывает соответствующее поведение, которое дает возможность организму бороться за свое существование. Функциональная психология, следовательно, занимается изучением организма в процессе его жизнедеятельности (Д. Дьюи). Функция сознания — совершенствовать адаптивные способности организма. Целью психологии провозглашалось изучение того, как психика помогает организму в его приспособлении к окружающей среде (Д. Р. Энджелл, 1904).

Можно полагать, что окончательная версия функционализма изложена в книге Гарвея А. Кэрра «Психология» (1925), в которой указывается:

· во-первых, предметом изучения психологии является психиче­ская деятельность — такие процессы, как восприятие, память, воображение, мышление, чувства, воля;

· во-вторых, функция психической деятельности заключается в приобретении, фиксировании, сохранении, организации и оценке этих переживаний и использовании их для руководства поведением.

«Психология в первую очередь изучает психическую деятельность… Тип поведения, который отражает психическую активность, можно назвать приспособительным поведением… Адаптивный акт — это реакция организма на физическое или социальное окружение, мотивированная соответствующими обстоятельствами…

Таким образом, весь накопленный человеком опыт организован в сложную индивидуальную систему реагирования на среду, что в немалой степени и определяет характер его последующей деятельности. Реактивная предрасположенность человека или, иными словами, то, что он делает, что может и чего не может сделать, — зависит от врожденных склонностей, прошлого опыта и его способа организации и оценки…

Итак, психология занимается изучением личности, мышления и « я » человека, но это — абстрактные объекты, которые можно изучать только в их проявлениях — лишь в том, как они выражаются в реакциях человека. Ученый может наблюдать различные конкретные процессы, включенные в акт приспособления, — именно они являются предметом изучения психологии» [74, p. 1–14].

Подобная направленность психологических теоретических изысканий соответствовала нуждам и запросам экономического и социального развития жизни общества. Сфера прикладного использования психологии начинает стремительно расширяться.

Одним из «первопроходцев» в американской психологии, занявшимся прикладными ее аспектами в области школьного образования, является Гренвилл Стэнли Холл (1844–1924), организатор первой психологической лаборатории при университете Джонса Хопкинса (1883). При изучении детской психологии С. Холл широко использовал метод анкетирования, с которым познакомился в Германии. К 1915 г. Холл и его студенты разработали и успешно использовали для разнообразных исследований 194 опросника (White S. H. Child study at Clark University: 1894–1904 // Journal of the Behavioral Science. 1990 Vol. 26, P. 131–150. Описывается метод анкетирования при изучении детского развития, разработанный Г. Стэнли Холлом). С самого начала изучение детской психологии имело широкий общественный резонанс и привело к возникновению движения под условным названием «Изучение развития ребенка». Однако через несколько лет из-за низкого качества проводимых исследований это движение «сошло на нет»: не было исследований, которые можно было взять за образец, опросники были «сырыми», проводившие опросы люди — неквалифицированными, результаты анкетирования интерпретировались неадекватно. Иными словами, в этой попытке исследования было очень мало от психо­логии, оно оказалось «неточным, непоследовательным и вводящим в за­блуж­дение» (Thorndike, цит. по: Berliner. P. 54). Интересы и практиче­ская направленность исследований С. Холла были весьма разнообразны, его интересовали проблемы пола, старения, психологии рекламы и др. [69, с. 211].

Значительный вклад в разработку основ психодиагностики внес Джеймс МакКин Кеттел. В одной из статей, написанной им в 1890 г., появилось определение тестов умственных способностей (тесты моторных и сенсомоторных способностей). Работая в Пенсильванском университете, он провел серию таких тестов среди своих студентов. К 1901 г. Кеттел собрал достаточно информации, чтобы установить связь между результатами тестов и данными об академической успеваемости студентов. Однако результаты оказались неутешительными. Сопоставляя их с аналогичными, полученными в лаборатории Э. Б. Титченера, Кеттел пришел к выводу, что подобные тесты не могут служить показателем успеваемости в колледже — а следовательно, и умственной способности студентов.

Хотя понятие «тест умственных способностей» ввел Кеттел, тестовый метод получил широкое распространение благодаря работам Альфреда Бине, французского независимого психолога-самоучки. А. Бине использовал более сложные критерии умственного развития. Он не согласился с подходом Ф. Гальтона и Дж. Кеттела, которые для измерения интеллекта применяли тесты сенсомоторных функций. А. Бине полагал, что наилучшим критерием умственного развития может служить оценка таких познавательных функций, как память, внимание, воображение, сообразительность. Его метод обеспечил возможность эффективно измерять умственные способности человека; он знаменовал собой начало современной тестологии.

В 1904 г. А. Бине представилась возможность на практике доказать свою правоту. По инициативе Министерства народного образования Франции была создана комиссия по изучению умственных способностей детей, которые испытывали трудности со школьным обучением. А. Бине и психиатр Т. Симон участвовали в работе комиссии и вместе разработали ряд интеллектуальных задач для детей различных возрастных групп.

На основе этих задач и был составлен первый тест на интеллект. Первоначально он состоял из 30 вербальных, перцептивных и манипулятивных задач, которые располагались по возрастанию трудности.

В последующие годы тест неоднократно пересматривался и модифицировался. А. Бине и Т. Симон предложили понятие умственного возраста, который определялся по уровню тех интеллектуальных задач, которые способен решать ребенок. К примеру, если ребенок, чей хронологический возраст равен четырем годам, решает все задачи для пятилетнего, то умственный возраст этого четырехлетнего ребенка приравнивался к пяти годам.

После смерти А. Бине в 1911 г. развитие тестологии «переместилось» в США, там его работы получили даже большее признание, чем во Франции.

В 1916 г. Льюис М. Терман, бывший ученик С. Холла, модифицировал тест Бине–Симона, который с тех пор стал стандартным. Он назвал его шкалой Стенфорд–Бине по названию Стенфордского университета, где тест был впервые представлен, и ввел в широкое обращение понятие коэффициента умственного развития (IQ). (Коэффициент интеллекта IQ, определяемый как процентное отношение умственного возраста к хронологическому, был разработан немецким психологом В. Штерном.) Шкала Стенфорд–Бине претерпела несколько редакций и широко применяется до сего времени.

С началом п ервой мировой войны и возросшей технической оснащенностью войск перед армией стояла задача — распределить огромное число новобранцев по родам войск и поручить им соответствующие задачи. Для того чтобы проводить тестирование по сложной шкале Стэнфорд–Бине, требовались специально обученные люди. Этот ориентированный на индивидуальность тест не подходил для крупно­масштабной программы тестирования, когда за короткое время надо было оценить способности множества людей. Руководил специальной комиссией президент APA (Американская психологическая ассоциация) Роберт Йеркс. Группой, включавшей 40 психологов, после анализа множества тестов был взят за основу тест Артура С. Отиса и после доработки подготовлен «армейский альфа-тест» и «армейский бета-тест». («Бета» — это версия «альфа» для неанглоязычных и неграмотных людей. Инструкции при проведении «бета-теста» даются не устно или письменно, а с помощью демонстрации или пантомимы.)

Работа комиссии шла медленно, и фактически к тестированию новобранцев приступили за три месяца до окончания войны. Однако было протестировано более миллиона человек. И хотя программа почти не имела прямого влияния на военные успехи (к тому времени армия больше не нуждалась в этих данных), тем не менее она оказалась очень важной для развития практической и прикладной психологии в целом. Армейские тестирования стали прообразом последующих массовых психологических обследований [66, с. 220].

При проведении групповых тестов по отбору рекрутов в армию на сложные технические специальности поощрялось также определение личностных характеристик. Когда армии понадобились тесты для отсева новобранцев с неврозами, Роберт Вудвортс разработал Бланк личностных данных — опросник, в котором обследуемые отмечали те признаки невротических состояний, которые, по их мнению, у них имеются. Бланк личностных данных послужил моделью для дальнейшего развития группового тестирования.

Так, Уолтер Дилл Скотт (1869–1955), еще один ученик В. Вундта, оставив позиции структурной интроспективной психологии, применил психологические методы в бизнесе и рекламе, разрабатывая проблемы эффективности рынка и мотивации в сфере производства, торговли и потребления.

Для нужд армии им была разработана Шкала оценки качеств младших офицеров. Оценивающий качества своих подчиненных старший офицер вписывал имя каждого испытуемого в строку с соответствующей оценкой (табл. 1.1).

Во время п ервой мировой войны У. Д. Скотт предложил военным использовать его знания в подборе персонала для армии. Генерал, с которым Скотту пришлось иметь дело, не скрывал своего недоверия к профессорам, заявив, что обязан следить за тем, чтобы профессора не путались под ногами и что у него нет времени на какие-то дурацкие эксперименты. Скотт попытался успокоить рассерженного вояку, пригласил вместе позавтракать и убедил его в ценности своих психологических методов отбора. К концу войны правота Скотта была доказана на практике, он был удостоен медали «За отличную службу» — самой высокой военной награды США, которую может получить граждан­ское лицо (см.: П. Шульц, С. Э. Шульц, 1998, с. 232).

В 1919 г. У. Д. Скотт основал собственную компанию (с оригинальным название «Компания Скотта»), которая оказывала консалтинговые услуги по работе с персоналом и повышению эффективно­сти более чем сорока крупнейшим корпорациям США. Годом позже он стал президентом Северо- з ападного университета и пробыл на этом посту почти 20 лет.

К моменту окончания войны прикладная психология стала по-настоящему уважаемой профессией. «Прикладная психология, — говорил Э. Торндайк, — это научная работа. Создать психологию для бизнеса, промышленности или армии тяжелее, чем создать психологию для других психологов, и потому это требует большего таланта» (цит. по: Camfield. 1992. P. 113; см.: П. Шульц, С. Э. Шульц, 1998, с. 243).

В России психология развивается под влиянием рефлекторной теории И. М. Сеченова, получившей дальнейшее развитие в учении И. П. Павлова об условных рефлексах. В отечественной психологии в дооктябрьский период (1917 г.) условно выделяют естественнонаучное и эмпирическое направления, представители которых внесли наибольший вклад в развитие и разработку проблем экспериментальной психологии. Классические экспериментальные исследования, проводившиеся в лабораториях И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, а также психологами Н. Н. Ланге, Н. А. Бернштейном, клиницистами С. С. Корсаковым, А. Р. Лурия и другими, составили ес­тественнонаучную основу психологических знаний. Идеи Ч. Дарвина об эволюции психики животных развивались в трудах А. Н. Северцова и В. А. Вагнера.

В 1920–1930-е гг. отечественная психология переходит на позиции диалектико-материалистического метода познания. Этот процесс был довольно противоречивым. Наряду с этим продолжают расширяться экспериментальные исследования в психофизиологических лабораториях, размах получают тестологические обследования в целях профориентации и профотбора при распределении на сложные виды профессиональной деятельности.

Таким образом, мы видим, что с течением времени менялись подходы к изучению психики, изменялись представления о самом предмете психологии. Одни психологи сосредоточивали свое внимание на сознании, познавательных функциях, другие — на подсознании, третьи исследовали феномены внешнего поведения или биохимические процессы мышления. Современная психология представляет собой многоотраслевую систему знания, включает множество направлений, школ, систем и концепций, которые, на первый взгляд, объединяет лишь интерес к сущности психического, во всем многообразии ее проявления, и стремление выработать хоть сколько-нибудь единый научный подход.

Единственное, что связывает и вплетает в последовательный контекст эти разные сферы и подходы, это их история, развитие психологии как системы знаний, как самостоятельной науки о закономерностях, сущностных взаимосвязях и механизмах возникновения, развития и функционирования психики и мира психических феноменов. Только изучая основы, корни происхождения и развития психологии, можно ясно увидеть, что сегодня она собой представляет. Знание истории упорядочивает и привносит смысл в то, что кажется хаосом, прошлое выстраивается в перспективу, которая объясняет настоящее.

Каково же сегодняшнее положение экспериментальной психологии? Возникнув как самостоятельная наука, в настоящее время экспериментальная психология является одной из отраслей психологического знания, но такой отраслью, без тесного взаимодействия с которой не обходится ни одна другая. Ибо любое психологическое исследование в любой отрасли психологического знания опирается на методологию и методы проведения психологического исследования, эксперимента, методы, приемы и способы математико-стати­стической обработки психологических данных.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *