дикое поле казачья быль

Казачья быль

Перед легендарным походом на Казань Иван Грозный хочет убедиться в лояльности донских казаков, которые вполне могут выступить на стороне татар. Чтобы прояснить их настроения, царь отправляет на Дон бывшего казака, вручив ему в качестве знака отличия пояс, усыпанный драгоценностями. Но гонец попадает в плен и лишается пояса. На помощь ему приходит казачий отряд под предводительством атамана Данилы, который пленил татарскую княжну Айгуль.

Приключенческая лента Казачья быль погружает зрителей в выдуманную историю из жизни донского казачества в середине шестнадцатого столетия. Основные события разворачиваются на протяжении одного дня, но благодаря закадровым комментариям, читаемым Владимиром Антоником, а также предисловию и послесловию отражается реальная историческая панорама того времени. Кинокартина изобилует приключениями, интригами, погонями, стычками с врагами, а также песнями, обрядами и, конечно же, любовью.

Роль атамана Данилы исполнил актер Анатолий Котенёв, известность которому принесла роль Бориса Шубина в четырехсерийной приключенческой киноленте Секретный фарватер. Образ Айгюль воплотила Венера Сиразиева — театральная актриса, для которой эта роль стала дебютом в кино. Что интересно, на роль казака Севрюка режиссер Николай Гусаров пригласил актера Владимира Антоника, который исполнял главные роли в его предыдущих картинах Дикое поле и Вверх тормашками. В роли Чиги выступил сам режиссер. Прекрасно справился с ролью атамана и известный актер Юрий Назаров, прославившийся своими многочисленными ярко выраженными ролями второго плана.

Источник

КинОкрошка. Казачья быль, или Гусарова баллада

Эссе, заметки, рецки, споры о КИНО

Хочу, друзья, вам рассказать о мастере, который так… незнаменит. Но которого никто не заменит. Хотя он, слава Богу, жив и, не слава Богу, молчит вот уж лет 15-ть.

И всё-таки «Гусарова баллада»

И вот ведь абзац: по нехитрой «совковой» аналогии на ум сразу «постучался» самый знаменитый кино-румын Николаеску: «Даки», «Битва за Рим», «Михай Храбрый», «Прерия», «Приключения на берегах Онтарио» и, разумеется, детективный цикл о комиссаре Микловане… Разница в том лишь, что второй заслуженно и круто «пропиарен в мире еще с 1960-х, а наш плотно и несправедливо «задвинут… всегда».

Конечно, дело вкуса, но, по мне, от большинства фильмов Гусарова просто невозможно оторваться. И дело не только в редкостном жанровом разнообразии (порою, и в рамках одной картины сложно сориентироваться, а куда же всё это отнести?). И даже не в исключительно сильной ансамблевой компоненте, великолепном исполнительстве и правдивости характеров…

Мне думается, особенно, силён Николай Николаевич там, где никем из наших уж точно не обойдён. Я бы окрестил это ТАМ «бытовым абсурдизмом». Вопрос, однако: а как это выразить в формате типового определения? В том и трудность: «терминологизировать… абсурд»?! Если коротко: чистая дурь и абсолютная чушь, об которую в жизни спотыкаешься на каждом шагу, но именно на экране достоверное ее воспроизведение и вызывает рёв восторга с фонтаном угара. Поскольку только в таком виде сиюминутные нелепости моментально опрокидываются в вечность. Нелепости эти парадоксальны и они же стереотипичны (народны после премьеры), и они у Гусарова повсюду: в неуловимой ритмике речи, в неповторимом рисунке жеста, в непредсказуемой параболе «походняка» (потом все «не» отпадают, входя в обиход). Казусы мимические и интонационные, фольклорные и ситуационные… Описанию сие не поддаётся, ибо надо пронаблюдать хотя бы раз. Вполне возможно, по таким находкам Николай Гусаров непревзойденный ас, по крайней мере, «в своём Отечестве».

Характерно, что все его актеры играют на пределе, а некоторые, может быть, достигли именно здесь высшей планки, до которой потом и не дали, бедным, добраться. Например, я с удивлением заново открыл для себя замечательного Алексея Булдакова, затёртого после 1990-х в какчестве пьяного генерала. У Гусарова молодой и крепкий Булдаков не раз блеснул в очень серьёзном материале. Чего стоит великий мореход Семён Дежнёв! То же самое могу сказать о Валентине Голубенко и Викторе Григорюке. Ни у кого другого этим блестящим артистам не дали реализовать свой щедрый эксцентрический багаж с таким размахом, как в кино ННГ.

Николай Николаевич очень бережливо, заботливо и по-хорошему привязчиво относится к своей «труппе», в отношении которой так и напрашивается слово «постоянная». Действительно, некоторые выдающиеся лицедеи на долгие годы стали волонтерами, а потом и ветеранами «гусарского полка».

Более того, сам режиссёр в игровом амплуа (чаще всего, эпизодника), исключительно органичен, стопроцентно вписываясь, оживляя и освежая любой фон своим тонко шутейным, но не карнавальным, остро житейским, но не лубочным скоморошеством!

Коротенький экскурс в фильмографию

Полагаю, для очерка о герое совсем нелишне вкратце пробежаться по его детищам.

«На берегу большой реки», Свердловская киностудия (1980)

Сценаристы Вера Кудрявцева, Владимир Лобанов, оператор Владимир Макеранец, композитор Константин Баташов, художник Валерий Лукинов.

В ролях: Ольга Сирина, Владимир Каширин, Олег Мокшанцев, Николай Лавров, Любовь Реймер, Ирина Савина, Анатолий Низовцев, Яна Аршавская, Инна Ноздрачева, Виктория Тур, Оксана Тур, Андрей Шейдин, Валентина Владимирова и др.

Непростая картина, снятая по мотивам рассказа Бориса Лапина «Разноцветье-разнотравье», стала не только мощным режиссёрским дебютом, она, буквально, объёмно выламывалась из рамочно-узкого и вяло-текущего контекста производственной мелодрамы.

Лапинский рассказ повествовал о подлинной трагедии, случившейся в Сибири, когда на катере во время речного шторма погибли люди, а дети долго-долго ждали в детском садике их возвращения. Главная героиня фильма, по профессии сварщица, временно назначенная «хозяйкой детского дома», видя детское горе, жертвует личной жизнью и даже любовью, беря на воспитание троих сирот. Ее мужчина, внешне очень сильный и надёжный, не понимает этого поступка. И Настя посвящает себя сиротам, добиваясь их усыновления. Что ждёт юную мать-одиночку после столь «безумного решения»? Впрочем, давайте попробуем не забыть, что 1980-м это не было ни безумием, ни кошмаром…

Критика, в целом, благожелательно оценила нетипичность режиссёрского подхода, но пожурила за то же. Воспроизвожу цитату:

«Создатели фильма как бы избегают обострения ситуаций, из-за этого обесцениваются даже удачно найденные детали. Отец одной из девочек, Леночки, много лет назад бросивший семью и никогда даже не видевший дочь, приезжает и тайно ее похищает (почему, кстати?). Леночка боится его и, когда, наконец, видит Настю, бежит к ней с криком: «Мама, мамочка!» Сцена сама по себе очень трогательная, но как бы возросло ее значение, будь раньше показан хоть один момент борьбы Насти за любовь детей! Как раз в тех случаях, когда очень бы нужен крупный план, когда его ждешь с нетерпением, оператор не приближает камеру к героям, а отдаляет ее. За двумя близняшками-сиротами приезжает тетя из Краснодара. Их уводят. Прибегают трое оставшихся детей: «А куда от нас Вову с Валей повели?!» Камера резко отодвигается, мы видим лишь силуэты детей в дверном проеме. Характерна реплика тети из Краснодара. Она, как бы сама смущаясь своей невозмутимости, поясняет: «И слез-то нет, чтобы поплакать, все выплакано уже». В том-то и дело: все выплакано когда-то раньше, а на экране уже не сами события, а их результат, люди, выплеснувшие свои чувства прежде, чем появиться перед нами. Сама жизнь дала авторам материал, который не может не волновать. Их заслуга в том, что они ощутили не только трогающий сердце драматизм этого материала, но и силу воспитательного воздействия случившегося. Поэтому видя и определенные просчеты, все же нельзя не испытывать благодарности к авторам за те лучшие мгновения в фильме, когда мы сердцем ощутили добрые, благородные, возвышающие чувства, помогающие человеку стать чище и лучше. Первый шаг в творчестве, сделанный режиссером Н. Гусаровым и актрисой О. Бобылевой, сыгравшей Настю, вызывает уважение к молодым художникам, вступившим в искусство с душой, открытой добру».
О. Солоухина, «Советский экран» № 16, август 1981 года.

«Семен Дежнев», Свердловская киностудия (1983).

Сценарист Ярослав Филиппов, оператор Владимир Макеранец, композитор Алексей Муравлёв, художник Борис Добровольский.

В ролях: Алексей Булдаков, Леонид Неведомский, Виктор Григорюк, Иван Краско, Маргарита Борисова, Ольга Сирина, Олег Корчиков, Николай Гусаров, Степан Емельянов, Геннадий Юхтин, Болот Бейшеналиев и др.

«Тайна Золотой горы», Свердловская киностудия (1985).

Сценарист Борис Лобков, оператор Рудольф Мещерягин, композитор Роберт Газизов.

В ролях: Александр Новиков, Геннадий Юхтин, Олег Афанасьев, Виктор Мамаев, Марина Яковлева, Василий Бочкарёв, Станислав Чекан, Анатолий Лосев, Виктор Антонов и др.

Сюжет довольно залихватский, но база вполне конкретная: открытие крепостным рудознатцем Михайло Волковым залежей каменного угля в ходе остросюжетной экспедиции с подключением немецкого геолога Нагеля, татей и т.д.

«Покушение на ГОЭЛРО», к/ст по заказу Гостелерадио СССР, 3 серии (1986).

Сценарист Владислав Романов, оператор Борис Шапиро, композитор Эдуард Артемьев.

В ролях: Юрий Назаров, Родион Нахапетов, Александр Михайлов, Анна Каменкова, Георгий Юматов, Валерий Баринов, Геннадий Юхтин, Игорь Ледогоров, Алексей Булдаков, Светлана Рябова, Альгимантас Масюлис, Антанас Барчас, Валерий Захарьев, Гедиминас Гирдвайнис, Любовь Полищук, Вера Глаголева, Виктор Мамаев, Петр Зайченко, Александр Лебедев, Олег Афанасьев, Юрий Малашин и др.

«Команда 33», Свердловская киностудия (1987).

Сценаристы Валерий Зеленский, Валентин Черных, Альберт Лиханов, оператор Георгий Майер, композитор Алексей Могилевский, художник Валерий Лукинов.

В ролях: Юрий Назаров, Александр Рахленко, Сергей Тезов, Олег Мокшанцев, Алексей Рождественский, Сергей Созинов, Геннадий Сидоров, Сергей Пожогин, Валерий Немешаев, Владимир Белоусов, Милена Тонтегоде, Валерий Храмцов, Виктор Григорюк, Александр Новиков, Владимир Фирсов, Александр Коданев, Вячеслав Белоусов, Татьяна Назарова и др.

…Ну, а потом Советский экран накрыла волна так называемого коммерческого кинематографа, фильмы штамповались со скоростью плетёных корзин и войлочных тапочек. Николай Гусаров, судя по всему, угодил в эпицентр китчевого ширпотреба и – вот подвиг и талант! – сумел, делая по 2-3 фильма в год, отделаться… шедеврами!

«Лошади в океане», «Катарсис» (Казахстан), «Скифы» (1989)

Сценаристы Николай Гусаров, Михаил Кольцов, оператор Борис Шапиро, композитор Сергей Сидельников, художник Михаил Розенштейн.

В ролях: Юрий Назаров, Павел Громов, Геннадий Юхтин, Сергей Тезов, Николай Гусаров, Андрей Грибенюк, Владимир Шевелев, Олег Гетце, Дмитрий Лепихин, Алеша Живков, Павел Прудников, Дмитрий Козлов, Антон Резников, Марина Евтеева, и др.

Более глубокого и гуманного кино о детской зоне не было и, полагаю, не будет. Бывший режиссёр ТЮЗа, либерал и демократ (Юрий Назаров) попадает в камеру к возрастным колонистам (на самой грани между «малолеткой» и «взрослой камерой»). Сначала всё тут по-детски, наивно и уважительно, а потом наползает самое чудовищное, дикое, инфернальное: среди малолеток закона нет, ибо характер еще не слеплен, зато взрослые «понятия зоны» бездумно зазубрены, апостериорно усвоены и, оттого, обострённо отточены, то есть еще безжалостнее в своем воплощении. И сердечник-режиссер берет на себя роль доброго советского то ли Макаренко, то ли Карабаса. Чем это закончится, лучше видеть… Тем не менее, фильм, мелко говоря, грандиозный. Скажу лишь одно, «гусаровская» тюрьма очень страшна именно психологически, в чем её художественно достоверное преимущество перед нагнетанием кукольных кошмаров и пластилиновых страшилок, «вытворяемых» подельщиками современных «тюремных саг».

«Молодой человек из хорошей семьи», Свердловская киностудия по заказу Гостелерадио СССР, 3 серии (1989).

Сценаристы Вадим Михайлов, Альбина Шульгина, оператор Борис Шапиро, композитор Роберт Газизов.

В ролях: Вадим Зайцев, Юрий Назаров, Тамара Сёмина, Николай Рыбников, Марина Зудина, Иван Агафонов, Людмила Гурченко, Геннадий Юхтин, Александр Дмитриев, Валентин Голубенко, Виктор Григорюк, Виктор Цепаев, Сергей Пожогин, Вячеслав Сазонтов, Дмитрий Бабкин, Николай Гусаров, Ирина Климова, Алексей Зубарев, Сергей Тезов, Анатолий Белый (II), Анастасия Гусарова, Муза Крепкогорская, Алексей Петров, Виктор Полищук, Валерий Храмцов, Юрий Злыднев, Василий Рыбин, Владимир Севостьянихин, Андрей Погодин, Георгий Бовыкин, Анатолий Голик, Михаил Горевой, Евгения Смольянинова, Владимир Шамшурин и др.

И теперь пара абзацев о «ширпотребно-коммерческих фильмах, которые вызвали, с одной стороны, полное «тьфу», с другой – не меньший восторг, как в приводимой ниже аннотации.

Я бы себя поставил посередке. Может быть, и потому, что увидел «Вверх тормашками» лишь сейчас, когда отхлынуло и запенилось многое. Абсурдно-сатирическая фантазия. Представляю, как угарно это было тогда. Ныне – не всё и не очень. Впрочем, с абсурдом всегда так – бьёт в цель лишь согласно запросу времени. Но не исключено, что гораздо позже заново шарахнет десятикратным зарядом, как настоявшееся вино (Свифт сейчас куда мощнее, ближе и понятней «ВСЕМ», чем 3 века назад).

«Кошмар в сумасшедшем доме», Свердловская к/ст (1990)

Сценарист Николай Гусаров, оператор Борис Шапиро, композитор Сергей Сидельников, художник Валерий Лукинов.

В ролях: Татьяна Говорова, Виктор Павлов, Александр Кузнецов, Елена Старостина, Тамара Сёмина, Юрий Назаров, Валентин Голубенко, Виктор Григорюк, Милена Тонтегоде, Валерий Храмцов, Сергей Тезов, Николай Шевкуненко, Марина Королькова, Виктор Соловьёв, Никита Третьяков, Раис Галямов, Александр Ческидов, Виктор Полищук, Константин Степанов, Виктор Мамаев, Геннадий Макоев, Виктор Цепаев и др.

В основе инсценировки ороссияненный сюжет Эдуардо Скарпетта о том, как проигравшийся и преследуемый «новоявленными советскими мафиозями» молодой человек решает, «отмазки для», привлечь капиталы магаданского дяди-магната (Виктор Павлов). Ради чего, ничтоже сумняшеся, он выдаёт нормальный дом отдыха творческой интеллигенции, где ключом бьют обычные амбиции мастеров и прорабов культуры, за… натуральный и, при этом, коммерчески привлекательный дурдом, пациентов коего он берётся вылечить «благодаря новейшим технологиям и методикам». Дядя клюёт…

«Дикое поле», Кинокомпания «Евразия» (1991).

Сценарист Николай Гусаров, оператор Борис Шапиро, композитор Сергей Сидельников, художник Александр Сухих.

В ролях: Владимир Антоник, Борис Рубашкин, Матлюба Алимова, Николай Гусаров, Олег Корчиков, Валентин Голубенко, Лесь Сердюк, Мендибай (Ментай) Утепбергенов, Николай Шевкуненко, Юрий Алексеев, Олег Пьянков, Бимболат (Бибо) Ватаев, Вячеслав Мелехов и др.

Отличный опыт любопытной трансформации истории казачества, отличающийся в выгодную сторону на фоне большинства однотемных поделок.

Преподана жестокая, не шибко романтическая поддёвка кровавого и рискового быта повольников, формировавших в ту пору (шестнадцатый век) первые очаги великого в будущем института казачества.

Но. На мой взгляд, что в этом фильме, что в продолжении («Казачья быль») именно любовный аспект, как бы обязательный для традиционного «оживляжа» и «популизма», всё портит ненатуральной фальшью, искусственностью подвёрстки. Не уверен, что в мужском кино амурный канон столь уж необходим. Любители (-ницы) фи-фи-ахов-охов все равно не снизойдут («Бр-рр, больно уж грубо и грязно, моветон»), а ценители суровой исторической прозы раскритикуют как раз за «лирический отступ» от действительности в угоду конъюнктурно-оголтелой сентиментальности. Но, и «услужливый перебор» всё-таки, надлежит признать, сравнительно минимален.

В целом же, прекрасная работа режиссера и актеров, которую (наряду с «Казачьей былью») искал очень долго. И вот срослось. Чем доволен и… другим желаю.
«Кино-Театр.Ру», 20.07.2010 10:53

Вот уж где казак Гусаров оторвался на полную казачью волюшку, лично, во весь сабельный размах, блеснув и в главной роли! Именно, этот фильм меня поддел и зацепил, сделав Гусарова узнаваемым, искомым, близким!

«Вверх тормашками», Свердловская к/ст, Кинокомпания «Евразия» (1992).

Сценарист Николай Гусаров, оператор Вячеслав Еврилов, композитор Сергей Сидельников, художник Валерий Лукинов.

В ролях: Владимир Антоник, Николай Гусаров, Борис Рубашкин, Валентин Голубенко, Сергей Тезов, Марина Евтеева, Раис Галямов, Николай Шевкуненко, Лесь Сердюк, Юрий Алексеев, Валерий Пешков, Оксана Чудиновских, Александр Морозов, Тамара Сёмина и др.

«Казачья быль», Свердловская киностудия (1999).

Сценарист Николай Гусаров, оператор Рудольф Мещерягин, композитор Геннадий Трофимов, художник Валерий Кукенков.

В ролях: Анатолий Котенёв, Венера Сиразиева, Евгений Минулин, Юрий Назаров, Лесь Сердюк, Юрий Алексеев, Владимир Антоник, Юрий Дубровин, Николай Гусаров, Александр Ческидов, Олег Николаевский и др.

Исполнительский ансамбль восхищает. Буквально неузнаваемо хорош молодой Котенев! Для меня он тут лучше, чем в более поздних ипостасях.

Слегка подпортил черствую, но духмяно вкусную «горбушку» тот же (что в «Диком поле») слащаво-слезливый «цимес» (за лубофф), вызывающий ощущение исторически недостоверной стилизации и психологически проигрышной имитации.

Дикопольская дилогия сразу как-то вошла в число любимых мной произведений…

И вдруг после такой – 18-летней – броской «заявы» Николай Николаевич уходит в под-полье. Года два-три назад была эпизодическая роль в каком-то сериале.

Не скажу, в чём тут дело. Но, на мой недосужий взгляд, Творец не видит соразмерных масштабу тем, а главное – возможностей для адекватного их воплощения, а ещё хуже: «темам» не нужен такой крупный и неоднозначно-непредсказуемый Маэстро!

Насколько я знаю, Николай Гусаров более-менее активно задействован на просветительской ниве Уральского казачества (Екатеринбург). Судя по фото, и силы есть, и ум с юмором резвы, но, увы, в современный кино-мейнстрим не включаются (верней, не вписывается)…

И ещё вот какая заметка на полях: Свердловская киностудия, во мнении многих, глубоко провинциальная и даже патриархальная. Так вот, полагаю, Николай Гусаров своими шедеврами поднял ее до высот, которые можно будет разглядеть и соизмерить потом, когда осядет 9-й вал «мыльной пены».

Вот и закончилась моя «Гусарова баллада»… Дай Бог, чтоб она продолжилась у Него!

Ролик с интервью Н.Н. Гусарова (2011) см. на странице Анатолия Потанина:

Ссылка на живопись Николая Николаевича:

Использована репродукция картины Николая Гусарова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *