диадема русское поле алмазный фонд
Куда исчезли драгоценные тиары Романовых после 1917 года? (ФОТО)
Мария Павловна во Владимирской тиаре и Елизавета II в ней же.
Public Domain; Getty Images
Сокровища дома Романовых, которые большевики собирались выставить на торги. Найденные тиары находятся по центру.
Сотрудники Гохрана вынимают камни из ювелирных изделий. 1923 г.
Владимирская тиара
Мария Павловна в тиаре с жемчужными подвесками.
Это украшение заказал своей невесте Марии Павловне в 1870-х великий князь Владимир Александрович, младший брат императора Александра III. Тиара состоит из 15 бриллиантовых колец с жемчужными подвесками в центре каждого.
Мария Текская в тиаре с изумрудными подвесками.
Великая княгиня оказалась одной из немногих Романовых, которой удалось не только бежать за границу после революции 1917 года, но и вывезти свои драгоценности. Часть сокровищ были переданы через шведскую дипмиссию в двух наволочках, а часть помог переправить через границу британский дипломатический курьер. Среди них была и Владимирская тиара, с которой Мария Павловна не расставалась до самой смерти в 1920, завещав ее дочери Елене, супруге принца Греческого и Датского Николая. Та, однако, всего через год продает ее британской королеве Марии Текской, чтобы поправить свои финансовые дела.
Елизавета II во Владимирской тиаре.
В Великобритании для тиары делают изумрудные подвески, которые могут меняться с жемчужными. Сейчас тиару носит королева Елизавета II, причем как с жемчугом, так и с изумрудами или вообще «пустой».
Елизавета II во Владимирской тиаре без подвесок.
Сапфировая тиара
Румынская королева Мария и портрет Марии Павловны в сапфировой тиаре.
Тиара-кокошник с бриллиантами и огромными сапфирами, принадлежащая супруге Николая I Александре Федоровне, была сделана в 1825 году. К ней в паре имелась также брошь со с подвесками. По наследству тиара перешла Марии Павловне, и та ее переделала в фирме Cartier в 1909 году, попросив придать ей более современную форму. Это украшение ей также удалось вывезти из России после революции, и также ее детям пришлось его продать. Досталось оно румынской королеве Марии, дальней родственнице Романовых, причем броши в комплекте уже не было.
Румынская королева Мария и принцесса Илеана.
С тиарой она практически не расставалась, передав ее дочери Илеане на свадьбу. Однако после Второй Мировой войны в Румынии произошла революция, и королевская семья была изгнана из страны. Илеана уехала с тиарой в США, где в 1950 году продала ее частному лицу. Дальнейшая судьба украшения неизвестна.
Диадема с розовым бриллиантом
Диадема с розовым бриллиантом и Принцесса Елизавета в свадебном платье, венчальной короне и этой диадеме, 1884 год.
Алмазный фонд в Московском Кремле; THE NEW YORK PUBLIC LIBRARY
Диадема императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I, была сделана в начале 19 века в виде кокошника с огромным бриллиантом. Всего же в диадеме 175 крупных индийских бриллиантов и более 1200 мелких в круглой огранке. Центральный ряд украшен свободно висящими крупными бриллиантами в форме капель. Это украшение, наряду с венчальной короной, было традиционно частью свадебного костюма царских невест.
Диадема «Колосья»
Так выглядела диадема в оригинале. Фото сделано для аукциона.
Диадема «Русское поле» из сокровищницы Алмазного фонда.
В 1980 году советские ювелиры сделали копию этой диадемы и назвали ее «Русское поле». Она хранится в Алмазном фонде.
Жемчужная диадема
Жемчужная диадема и жена герцога Мальборо Глэдис в ней.
Ювелирное украшение с подвесками-жемчужинами заказал император Николай I для жены Александры Федоровны в 1841 году. После аукциона 1927 года диадема сменила несколько частных владельцев: компания Holmes&Co., британский 9-й герцог Мальборо, первая леди Филлипин Имельда Маркос. Вероятнее всего, диадема принадлежит сейчас правительству Филлипин.
Диадема «Русская красавица».
В Алмазном фонде есть копия этого украшения «Русская красавица» 1987 года.
Большая бриллиантовая диадема
Большая бриллиантовая диадема и Александра Федоровна в ней на открытии Государственной Думы.
Эта большая диадема с элементами популярного в то время орнамента «lover’s knot» была сделаны в начале 1830-х годов также для Александры Федоровны. Украшали её 113 жемчужин и десятки бриллиантов разного размера. Именно в ней последняя императрица, тоже Александра Фёдоровна, запечатлена фотографом Карлом Буллой на открытии Государственной Думы.
Большевики решили, что эта диадема не представляет особой художественной ценности и продали на аукционе. Так как никакой информации о последующей владельце нет, вероятнее всего, диадему распродали по частям.
Как сложилась судьба великолепных тиар и диадем, принадлежавших императорскому дому России
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Диадема Марии Федоровны с розовым бриллиантом
Сделана эта диадема была примерно в 1800 году ювелиром Яковом Дювалем для российской императрицы Марии Федоровны (супруги Павла I). При ее создании было использовано много бриллиантов, но самым главным украшением является 13.5-каратный бриллиант редкого нежно-розового цвета, расположенный в центре.
Впоследствии ее стали часто использовать в своих подвенечных уборах Великие княгини.
Единственная из всех тиар и диадем императорской семьи, она осталась неповрежденной и не была вывезена из страны. И сейчас это один из самых ценных экспонатов Алмазного фонда Кремля.
Диадема «Колосья»
Одна из любимейших диадем императрицы Марии Федоровны. Изготовили ее ювелиры братья Дюваль уже после смерти Павла I. В основе композиции – изящные колоски, витиевато сплетенные со стебельками льна. Очень красивая и оригинальная диадема, отличающаяся к тому же и филигранной техникой исполнения.
Спустя сто лет, при описи драгоценностей императорской семьи, большевики решили, что диадема «Колосья», высоко ценившаяся в императорской семье, не представляет собой ни исторической, ни художественной ценности и выставили ее на торги. После того, как диадему продали на лондонском аукционе «Кристи» в 1927 году, сведений о ней больше не появлялось.
В 1980 году ювелиры В. Николаев и Г. Алексахин на основании фотографии этой диадемы, сделанной для торгов, смогли создать ее копию под названием «Русское поле». И хотя копия несколько отличается от оригинала, все же можно получить представление о том, как выглядел этот утраченный шедевр.
Лучистая тиара Елизаветы Алексеевны
Первой владелицей этой тиары была Елизавета Алексеевна, супруга императора Александра I.
Никаких сведений о судьбе лучистой тиары после революции не имеется.
Tiare russe
Во времена правления Николая I стали очень модными тиары в виде ободка со множеством расходящихся от него бриллиантовых «лучей». Именно такие тиары считаются классическими русскими (tiare russe), в Европе их называют также франж–тиарами. До сих пор они остаются популярными в самых разных странах.
Тиары-кокошники, различающиеся лишь по узору лучей, носили и императрица Мария Федоровна, супруга Александра III, и Александра Федоровна, жена Николая II:
Судьба этих тиар тоже остается неизвестной.
Тиары «lovers knot»
Большая бриллиантовая тиара
Эта роскошная тиара со 113 жемчужинами была изготовлена для Александры Федоровны в начале 1830-х годов. Но звездным часом этой тиары стало появление в ней другой императрицы, тоже Александры Федоровны. В роскошном парадном платье и в этой великолепной тиаре супруга Николая II блистала в 1906 году на церемонии открытия I-й Государственной Думы.
После проведенной в 1922 году инвентаризации следы этой тиары теряются, скорее всего, она была разобрана и продана по частям.
Жемчужная диадема работы К. Болина
Была у Александры Федоровны еще одна очень красивая диадема с подвесными жемчужинами, которую ей подарил ее супруг, Николай I. Создал эту диадему, украшением которой является стройный ряд великолепных натуральных жемчужин в количестве 25 штук, ювелир К. Болин в 1842 году.
После того, как эта прекрасная диадема ушла с молотка на аукционе в 1927 году, ее несколько раз перепродавали. Последней ее владелицей была знаменитая Имельда Маркос, первая леди Филиппин, обладательница огромнейшей коллекции жемчуга. Сейчас «кокошник» принадлежит правительству Филиппин, которое вынашивает планы его продажи на аукционе вместе с другими драгоценностями бывшей первой леди. Возможно, появится шанс все-таки вернуть это сокровище в Россию.
Сапфировая тиара императрицы Александры Федоровны
Эту тиару тоже подарил Александре Федоровне ее супруг, Николай I, в 1825 году.
После смерти императрицы тиара досталась ее внуку, сыну Александра II, Великому князю Владимиру Александровичу, который был женат на Великой княгине Марии Павловне. В 1920 году Мария Павловна эмигрировала в Европу и там, нуждаясь в деньгах, продала эту тиару своей родственнице – королеве Румынии Марии. Мария очень дорожила этой тиарой и редко с ней расставалась.
Впоследствии Мария подарила любимую тиару своей дочери Илеане на свадьбу. Но тяжелые времена наступили и для королевской семьи Румынии. Илеана была вынуждена бежать из страны, и в 1950 году ей пришлось продать эту тиару. Но кому – неизвестно.
Жемчужная диадема Марии Федоровны
Сделана в начале 1880-х годов, принадлежала императрице Марии Фёдоровне. Самым узнаваемым элементом этой диадемы являются массивные жемчужины удлиненной формы.
Изумрудная тиара Александры Федоровны
В центре ее – колумбийский изумруд весом 23 карата.
В 20-е годы продана.
Сапфирово-бриллиантовая диадема Кехли
Одно из любимых украшений Александры Федоровны. Изготовил эту диадему, являющуюся частью великолепной парюры, придворный ювелир Фридрих Кехле. Рисунок диадемы напоминает праздничный фейерверк, просматриваются на ней и геральдические лилии.
Продана на аукционе в 1920-е годы.
Владимирская тиара
После революции Марии Павловне пришлось срочно покинуть страну, но большую часть своих драгоценностей она вывезти не смогла и оставила их в России, в тайнике. Позже спрятанную коллекцию с помощью доверенных лиц ей все же удалось тайно переправить в Европу. Вскоре после переезда Мария Павловна умерла, и наследники распродали часть украшений из ее коллекции. Вот тогда Владимирскую тиару и приобрела правящая на тот момент королева Англии Мария Текская.
После смерти Марии Текской в 1953 году тиара отошла ее внучке Елизавете II, которую очень часто можно увидеть в любимой ею Владимирской тиаре.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Сокровища алмазного фонда России
На выставке «Алмазный фонд», открытой в 1967 году на территории Московского Кремля, являющейся структурным подразделением Гохрана России, экспонируются ценности Алмазного фонда Российской Федерации, представляющие собой собрание уникальных самородков драгоценных металлов и драгоценных камней, имеющих историческое и художественное значение, а также собрание уникальных ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Коллекция, которая, несомненно, относится к числу наиболее значимых и крупных собраний в мире, составляет самую известную часть сокровищницы Госфонда.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ АЛМАЗНОГО ФОНД А
Первая половина XVIII века
Уникальное собрание шедевров ювелирного искусства XVIII-XX вв., драгоценных камней, орденских знаков, самородков золота и платины тесно связаны с историей Российского государства.
Официальное формирование коллекции началось в первой половине XVIII столетия, когда император Петр I решил создать Государственное хранилище коронных ценностей. В 1719 г. было организовано специальное ведомство Камер-коллегия, которое в своем Регламенте (уставе) точно перечислило существовавшие тогда регалии и установило порядок их хранения.
Мысль Петра I о символах власти, имеющих государственное значение, была позднее распространена и на другие ценности. Устав и штат камерального отделения, ведавшего коронными бриллиантами, менялся с каждым правлением.
Среди сокровищ Алмазного фонда, давших мировую известность собранию, находится особая группа предметов, которые использовались в коронациях и других особо торжественных случаях и были призваны воплощать величие и богатство империи. В коллекции Алмазного фонда хранятся две императорские короны – Большая и Малая, скипетр, держава, пряжка-аграф, большая цепь и звезда ордена Святого апостола Андрея Первозванного, с которыми Вы можете ознакомиться, посетив выставку.
Для коронации Императрицы Екатерины II в 1762 году была создана Большая Императорская корона придворным ювелиром Георгом Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье всего за два месяца. Корону Российской империи украшают 4936 бриллиантов общей массой 2858 каратов и 75 индийских крупных матовых жемчужин, и самый известный из драгоценных камней короны – шпинель массой 398,72 карата. Корона поражает совершенством исполнения и красотой.
СЕРЕДИНА XVIII ВЕКА
На выставке представлены украшения середины XVIII века, созданные в годы правления императрицы Елизаветы Петровны. Это время явилось важным этапом в формировании коллекции Алмазного фонда. Ювелирные изделия середины XVIII века отличают жизнерадостный колорит, прихотливость асиметрично составленных композиций и виртуозное мастерство исполнения.
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII ВЕКА
Господствующее положение в ювелирном искусстве этого времени занял бриллиант. Украшения второй половины XVIII века отличает стремление ювелиров использовать в своих работах лишь светлые камни, оправленные в неизменное серебро, чтобы сохранить их бесцветность и чистоту. Предпочтение, отдаваемое белым бриллиантам, объяснялось тем, помимо изменчивой моды, что мастера уже в совершенстве владели техникой огранки и могли подчеркнуть красоту алмаза. Не случайно этот период в истории русского ювелирного искусства принято называть «веком бриллианта».
Любопытен своим назначением портбукет, выполненный около 1770 года из золотых, покрытых зеленой эмалью стеблей, с большим изяществом перевитый бриллиантовой лентой, завязанной наверху мягким бантом со свободно свисающими концами. Полый внутри, он служил миниатюрной вазочкой для живых цветов, и, наполненный водой, прикалывался к корсажу парадного платья при помощи специальной шпильки.
ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XIX ВЕКА
В собрании Алмазного фонда хранится диадема-кокошник, принадлежавшая императрице Марии Федоровне, супруге императора Павла I. Это украшение имеет характерную для стиля ампир форму треугольника, образованного бриллиантами разных форм, огранок и размеров. Бриолеты, удлиненные камни в форме слезы, закреплены подвижно. При малейшем повороте головы они вздрагивали и мерцали. Центральный камень композиции – редчайший по цвету нежно-розовый бриллиант в 13,35 карата.
Кроме знаменитой коллекции семи исторических камней, в собрании Алмазного фонда хранится еще ряд необыкновенных драгоценных камней.
Среди редкостей Алмазного фонда можно выделить турмалин, имеющий форму ягоды или виноградной грозди. Родиной камня, по предположению ученых, была Бирма. Цвет и необычную форму турмалина оттеняют зеленые эмалевые листочки на золотом фоне. Масса самоцвета 260,86 карата, а размер 4x 2,7 x 2,3 см. Этот камень хранился в сокровищнице короля Богемии Рудольфа II, который получил его в наследство от своей сестры, вдовы французского короля Карла IX. Во время войны со шведами в 1648 году самоцвет был захвачен в Праге и вывезен в Скандинавию, где передан королеве Кристине. После смерти королевы камень был отвезен в Стокгольм. А в 1777 году шведский король Густав III преподнес турмалин в подарок Екатерине II при посещении Петербурга.
Во всем мире существует традиция присваивать индивидуальные названия ювелирным алмазам, масса которых более 20 каратов. Существует такая традиция и в России. Камни получают свои названия, как правило, в честь каких-либо исторических событий, юбилейных дат, совпадающих по времени с находками, им присваивают имена известных людей.
Коллекция крупных именных алмазов ювелирного качества Алмазного фонда уникальна и представляет огромную научную ценность. Крупные камни ценны как экземпляры редких природных образований, изучение которых может пролить свет и на условия их происхождения.
Крупнейший алмаз собрания массой 342, 57 карата был найден в 1980 году в кимберлитовой трубке «Мир» и получил название «XXVIсъезд КПСС» в честь съезда, который прошел в 1981 году.
В коллекцию Алмазного фонда входит уникальное собрание золотых и платиновых самородков. Хранящиеся в коллекции Фонда сто один самородок золота из разных месторождений России представляют огромный научный интерес и материальную ценность.
Самородки благородных металлов редко сохраняют в целости, чаще всего в недельный срок с момента нахождения они отправляются на переплавку.
Из самородков необычной формы выделяют одногорбый «Верблюд» весом 9 кг 300 грамм, найденный на Колымском месторождении в 1947 году.
Представленные на выставке знаки орденов Российской империи выполнялись специально для награждения членов императорского дома. Как и все изделия из собрания коронных бриллиантов, они использовались в самых значимых церемониях и отличаются от всех аналогичных орденов государства обилием золота, серебра, редких драгоценных камней, бриллиантов и особой тщательностью исполнения.
РАБОТЫ МАСТЕРОВ XX-XXI ВЕКОВ
Брошь «Роза», Москва, 1970
Автор В. Николаев; ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин.
Платина, золото, 1466 бриллиантов.
Непревзойденный шедевр «Алмазного фонда». В практически не видимой платиновой оправе закреплены почти полторы тысячи мельчайших бриллиантов. Цветок розы прикреплен к стеблю при помощи скрытой пружинки-трясульки, и при малейшем движении воздуха роза вспыхивает мириадами бриллиантовых искр.
Брошь-бандо «Цветочная фантазия», Москва, 1991 год
Авторы: В. Ситников, В. Жилин; ювелиры В. Жилин, Г. Алексахин
Платина, золото, бриллианты, рубины, жемчуг.
Брошь представляет собой пышную цветочную гирлянду из бриллиантовых и рубиновых цветов, состоящую из нескольких подвижно скрепленных между собой частей. Части гирлянды можно носить отдельно, используя их в качестве брошей, подвесок, а центральную часть – как колье.
Колье «Юбилейное», Москва, 1981
Автор В. Ситников; ювелиры В. Жилин, Г. Алексахин
Платина, золото, бриллианты, рубины.
Колье «Юбилейное» посвящено 35-й годовщине Победы. Бриллианты и рубины составляют разновеликие розетки, соединенные подвижными звеньями и заканчивающимися каплевидными бриллиантовыми подвесками. Золотые вставки, добавленные к платиновой оправе, подчеркивают насыщенный красный цвет рубинов.
Ожерелье, Москва, 1993
Автор В. Ситников; ювелиры Б. Иванов, Г. Алексахин.
Платина, золото, бриллианты (бриолет 32,27 карата)
В классическом стиле создано ожерелье из миндалевидных золотых и платиновых бусин, украшенных продольными полосками мелких бриллиантов. Сегменты колье образуют обруч, из центра которого отходит гладкий золотой с бриллиантами стержень с подвижно закрепленным великолепным каплевидным бриллиантом теплого золотистого цвета массой 32,27 карата.
«Пластрон», Москва, 1985
Автор В. Николаев; ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин
Платина, золото, бриллианты, изумруды.
Оригинальное нагрудное украшение – пластрон – реплика произведения ювелирной фирмы К. Фаберже XIX в. Современные ювелиры в точности воспроизвели старинное украшение. Пластрон состоит из пяти подвижно закрепленных бантов, центром каждого из которых является кабошон уральского изумруда глубокого сочного тона.
Диадема «Русская красавица», Москва, 1987
Автор В. Николаев; ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин.
Платина, золото, серебро, бриллианты, 25 культивированных жемчужин.
Прообразом диадемы «Русская красавица» явилась тиара К.Болина 1841 г. Повторив, в основном, рисунок украшения, автор создал совершенное, новое произведение. Оправа выполнена из благородной платины, прекрасно гармонирующей со сверкающими бриллиантами и матово-мерцающими жемчужинами.
Гарнитур «Весна», Москва, 1974
Мастер В. Николаев; ювелиры Г. Алексахин, В. Николаев.
Платина, золото, бриллианты, изумруды.
Обращением к русским национальным традициям является колье «Весна». Главный смысловой акцент – уральские изумруды чистого глубокого тона. Самый крупный изумруд массой 12,83 карата помещен в центр колье. Форма оплечья, украшенного 209 изумрудами, восходит к мотивам древнерусского костюма и широко используется современными художниками-ювелирами. Цветочный орнамент, выложенный бриллиантами, подчеркивает насыщенный колорит изумрудов.
Кликнув на это изображение, вы сможете осуществить виртуальный тур по экспозиции Алмазного фонда России