день открытых дверей иртеньев
Игорь Иртеньев — День открытых дверей
Игорь Иртеньев — День открытых дверей
Первым к нам пришел Василий,
Хоть его и не просили.
А потом пришел Олег —
Неприятный человек.
А потом пришел Аким,
Непонятно за каким.
А потом и Валентин,
Просто редкостный кретин.
А потом еще Вадим
(Девятнадцать раз судим).
А потом еще Андрей,
Хоть бы сдох он поскорей!
Навестил нас также Фима,
Хоть бы раз прошел он мимо.
А за ним ввалился Павел,
Три часа мозги всем парил.
Очень кстати и Ванек
Заглянул на огонек.
Тут же следом и Витек,
Этот сразу хоть утек.
Только дух перевели,
Как приперлась Натали,
Приведя подругу Шуру,
Феерическую дуру.
А потом нагрянул Стас,
Это был ваще атас!
А потом невесть откуда,
Неизвестно почему,
Вдруг возникла эта Люда,
(Люда — полное му-му).
А потом явился Марк
И по морде Люду — шварк!
А когда пришел Илья,
То не выдержал и я.
Все!
Конец стихотворения — все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Yandex — лучший поисковик на русском языке
Qwant — лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Игорь Иртеньев — День открытых дверей
Игорь Иртеньев — День открытых дверей
Первым к нам пришел Василий,
Хоть его и не просили.
А потом пришел Олег —
Неприятный человек.
А потом пришел Аким,
Непонятно за каким.
А потом и Валентин,
Просто редкостный кретин.
А потом еще Вадим
(Девятнадцать раз судим).
А потом еще Андрей,
Хоть бы сдох он поскорей!
Навестил нас также Фима,
Хоть бы раз прошел он мимо.
А за ним ввалился Павел,
Три часа мозги всем парил.
Очень кстати и Ванек
Заглянул на огонек.
Тут же следом и Витек,
Этот сразу хоть утек.
Только дух перевели,
Как приперлась Натали,
Приведя подругу Шуру,
Феерическую дуру.
А потом нагрянул Стас,
Это был ваще атас!
А потом невесть откуда,
Неизвестно почему,
Вдруг возникла эта Люда,
(Люда — полное му-му).
А потом явился Марк
И по морде Люду — шварк!
А когда пришел Илья,
То не выдержал и я.
Все!
Конец стихотворения — все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Yandex — лучший поисковик на русском языке
Qwant — лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Игорь Иртеньев
Облик его величавый и строгий,
Взгляд внимательный, как у врача,
Напомнил мне с детства любимые строки
Другого Владимир Владимирыча.
И я на стул, постелив газету,
Чтобы обивку его сберечь,
Встал, и позу приняв поэта,
Начал такими словами речь:
Владимир Владимирыч, обращаюсь к вам редко,
Ваше время безмерно ценя,
Но есть такой овощ – горькая редька,
Надеюсь, поняли вы меня.
…Ночь за окном, черный воздух мутен,
Милая Русь по горло в говне.
Из телевизора пялится Путин…
Б..дь, лучше помер бы я во сне!
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Игорь Иртеньев.Поэт-правдоруб
Закончил ЛГИТМиК и Высшие театральные курсы. Публикуется с 1979 г. Автор ряда поэтических сборников. Член Союза писателей Москвы и ПЕН-центр; обладатель премии «Золотой Остап». Участник телевизионных программ «Монтаж», «Итого», радиопрограммы «Плавленый сырок».
Показать полностью.
В октябре 2011 года репатриировался в Израиль
За всю историю мировой литературы не так много поэтов, ставших классиками при жизни. Еще меньше поэтов, которые в наше суматошное время ухитряются быть в курсе происходящих событий и отражать их в своих стихах — порой грустных, порой ироничных. И уж совсем невероятно, чтобы эти два редких качества сочетал в себе один человек.
Так мы думали — пока не познакомились с творчеством Игоря Иртеньева. Познакомьтесь и Вы. Надеемся, что эта группа поможет Вам узнать и полюбить одного из талантливейших поэтов современности…
Игорь Иртеньев.Поэт-правдоруб запись закреплена
Стихи мои, простые с виду,
Просты на первый только взгляд
И не любому индивиду
Они о многом говорят.
Показать полностью.
Вот вы, к примеру бы, смогли бы
В один-единственный присест
Постичь их тайные изгибы
И чудом дышащий подтекст?
Да я и сам порой, не скрою,
Вдруг ощущаю перегрев
Всей мозговой своей корою,
Пред их загадкой замерев.
В них разом густо, разом пусто,
А иногда вообще никак,
Но всякий раз из них искусство
Свой подает товарный знак.
Идет в моем культурном слое
Неуправляемый процесс,
Формально связанный с землею,
Но одобряемый с небес.
Игорь Иртеньев.Поэт-правдоруб запись закреплена
Трансцендент в трамвае
Действующие лица: Пассажир, Контролер
Пустой салон трамвая. За окнами темно.
Показать полностью.
На сиденье рядом с кассой, приникнув к черному стеклу, сидит единственный пассажир. К нему подходит Контролер.
КОНТРОЛЕР. Ваш билет, гражданин.
ПАССАЖИР. Билет? Какой билет?
КОНТРОЛЕР (строго). Вы оплатили свой проезд, гражданин?
ПАССАЖИР (с горькой иронией). Оплатил… Для этого, друг мой, нужны деньги, а у меня их нет. (Продолжает горячечно.) У меня нет денег, нет родных, друзей. Я один в этом чужом, незнакомом мне городе. Вам когда-либо случалось оказаться одному в чужом городе? Если нет, вы меня просто не поймете, да и зачем меня понимать — кто я для вас? Жалкий бродяга, без роду без племени, затертая игральная кость в руках безжалостного рока.
КОНТРОЛЕР (дурея). Гражданин! Сейчас же покажите ваш билет, или я доставлю вас куда следует.
ПАССАЖИР. Конечно, что вам стоит вытащить несчастного из последнего пристанища, безжалостно скрутить, сомкнуть на его запястьях позорные оковы и под улюлюканье разнузданной черни бросить в гулкое подземелье, где с потолка сочится вода, а пол усеян крысиным пометом. (Вдруг с неожиданным воодушевлением.) Но взгляни на меня попристальнее. Ведь ты брат мне. Пусть разным молоком мы вспоены, но дышим мы одним воздухом, нам светит одно солнце, какие бы тучи ни затягивали этот вечный свод, и один вселенский вихрь овевает наш утлый шар, бешено мчащийся в хладном мраке.
КОНТРОЛЕР (из последних сил противясь распаду сознания). Гражданин, перестаньте морочить мне голову. Если у вас нет билета, платите штраф, или я действительно приму меры.
КОНТРОЛЕР (окончательно ополоумев). Ладно, пусть будет шпага. Но где я ее возьму?
ПАССАЖИР Я отдам вам свою.
КОНТРОЛЕР. А вы как же?
КОНТРОЛЕР (упирается). Я так не могу.
ПАССАЖИР Хорошо. Давайте сначала я, а потом вы.
КОНТРОЛЕР. А если вы меня сразу убьете?
ПАССАЖИР. Тогда вопрос решится сам собой.
КОНТРОЛЕР. Может быть, вы просто возьмете билет? Если у вас нет денег, я одолжу.
ПАССАЖИР (в сторону). Не пристало дворянину одалживаться у податного! Хотя в худые времена случалось мне одалживаться и у кабатчиков. Впрочем, все мы слуги его величества… (Контролеру). Идет, мой бедный друг. Развязывайте свой кошель. Судя по вашему потрепанному платью, он не так уж туг, но истинная добродетель бежит, как известно, роскошных одежд, в то время как за дворцовыми стенами так часто свивает себе гнездо порок. Но что за странные монеты вы мне даете? Ни в одной из известных мне стран — а я их на беспокойном своем веку повидал, поверьте, немало, — так вот, повторяю, ни в одной из них я не держал в руках подобных монет. Постойте, постойтеѕ (Приглядывается к контролеру, потом к монетам, потом опять к контролеру.) Кто вам их дал?
КОНТРОЛЕР. Не помню. Какая разница?
ПАССАЖИР. Что значит — какая разница? Да с этими деньгами вас схватят в первой же корчме. Ну-ка, показывайте остальные.
Контролер, трясясь от страха, протягивает кошелек.
ПАССАЖИР (роясь в кошельке). Так и есть. Все до одной фальшивые. Ну что с тобой сделать? Довести до городских ворот, а там сдать в караул, где тебя безжалостно скрутят, сомкнут на твоих запястьях позорные оковы и под улюлюканье разнузданной черни бросят в гулкое подземелье, где с потолка сочится вода, а пол усеян крысиным пометом.
КОНТРОЛЕР (стуча от ужаса зубами, валится на пол). Умоляю, не губите меня! Я сам не ведаю, что творю. Это какое-то помрачение. Ради всего святого, отпустите меня с миром. Какой ужасный город! Бежать, бежать!
ПАССАЖИР (смеясь). Твои лицемерные мольбы, кажется, тронули мое сердце, бездельник. Ладно. Если через десять минут ты будешь у городских ворот, считай, что ты родился в сорочке. Я, так и быть, отвернусь. (Отворачивается.) Возница, выпусти его!
Контролер пулей вылетает из трамвая.
ПАССАЖИР (роясь в кошельке контролера). Семьдесят, восемьдесят, рубль. Что он, на паперти, что ли, стоял? Ага, вот еще бумажные. Пятерка, правда рваная. Итого, шесть рублей. (Подходит к водителю.) Шеф, какое сегодня число? Третье? Еще месяц кататься. Дай-ка, пожалуй, единый.
Игорь Иртеньев.Поэт-правдоруб запись закреплена
Гуляли мы по высшей мерке,
Ничто нам было нипочем,
Взлетали в небо фейерверки,
Лилось шампанское ручьем.
Показать полностью.
Какое время было, блин!
Какие люди были, что ты!
О них не сложено былин,
Зато остались анекдоты.
Какой вокруг расцвел дизайн,
Какие оперы лабали,
Каких нам не открылось тайн,
Какие нам открылись дали.
Какие мощные умы
Торили путь каким идеям.
А что теперь имеем мы?
А ничего мы не имеем.
Игорь Иртеньев.Поэт-правдоруб запись закреплена
* * *
Хочу я написать стишок
Такой, чтобы страну
Вдруг поразил культурный шок
Во всю ее длину.
Показать полностью.
Чтобы от Бреста до Курил,
Хоть Брест пока не наш,
Все населенье покорил
Мой дерзкий эпатаж.
Чтоб юный друг степей калмык
И враг полей хомяк —
Один с катушек разом брык,
Другой, как куль обмяк.
Чтоб каждый мыслящий бамбук
Его бы смог прочесть,
Чтоб мне протыриться в фейсбук,
Какой он там ни есть.
Чтоб наяву, а не во сне
Меня признал любой,
Чтоб те, кто не давали мне,
Покончили с собой.
Игорь Иртеньев.Поэт-правдоруб запись закреплена
Игорь Иртеньев.Поэт-правдоруб запись закреплена
Довольно топтаться тебе на пороге,
Входи в мою горницу, брат-белорус,
Пока ещё здравствует наш колченогий,
Показать полностью.
Идущий на убыль бумажный союз.
Пускай он вид анемичный и квёлый,
С пути его злая беда не свернёт,
И солнце с небес ему задницей голой
Сквозь черные тучи хоть раз, да сверкнёт.
Игорь Иртеньев.Поэт-правдоруб запись закреплена
Перефразируя Шекспира, можно без особой натяжки скаламбурить: „Весь мир есть тир, а люди в нём – мишени“. Но это сегодня, а во времена моего благословенного тинейджа, граждане стреляли организованно и чинно. Не палили как оглашённые абы где, а проделывали это исключительно в специально отведённых местах.
Показать полностью.
От дома, на углу Марксистского и Жевлюкова переулков, до ближайшего тира, находившегося в Ждановском парке, по прямой метров триста. Это расстояние я неизменно преодолевал бегом. „Куда так торопится этот интеллигентный мальчик со смышлёным выражением на хорошенькой мордашке? – ломали себе головы прохожие. – Быть может, он опаздывает на математическую олимпиаду? Или на занятия шахматного кружка? На концерт Имы Сумак, наконец?“. Наивные! Знали бы они, куда несла меня на своих трепещущих крыльях пионерская мечта. Вот уже, задевая облупившиеся поручни, я миную ворота парка, проношусь, овеваемый майским ветром, мимо районного стадиона, мимо доски Почета, где навеки застыли передовики забытых ныне производств, вот пробегаю мимо качелей-каруселей, мимо аттракциона с гордым названием „иммельман“, грубо именуемого в народе „Блохой“, а вот и приземистое, выкрашенное в маскировочную зеленую краску, сооружение, над дверью которого три заветные буквы. Здесь царит благородный полумрак. Над выщербленным деревянным прилавком, окованным по краям жестью, объявление „цена одного выстрела – 20 копеек“, рядом плакат „все ружья пристреляны под обрез“. С годами пришло знание, что есть в природе ружья и так называемого „центрального боя“. Шагах в десяти на ярко освещённом белом заднике… дальше перечисляю по порядку. В самом низу, то исчезая, то вновь появляясь, движутся по кругу гордый сохатый, мощный Топтыгин, серый разбойник волк, кургузый кабан, лисичка-сестричка, зайка-побегайка и странным образом затесавшийся в эту компашку лебедь. По этим попасть – плёвое дело. Дождался, когда очередной меньший брат сам въедет к тебе в прорезь прицела – и жми на спусковой крючок. Короче, для самых маленьких.
Выше уже для тех, кто понимает. Тут у каждой мишени сбоку на тонком стерженьке прикреплен чёрный кружок размером примерно со старый полтинник. Не такой вроде и маленький. Но это когда он лежит у тебя на ладони. Но не когда мушка рывками движется вокруг испещренной многочисленными (увы, не твоими) попаданиями бляшки. Здесь эклектично расположились рабочий с занесенным над земным шаром тяжким молотом, его антипод буржуй в цилиндре, угрожающе нависший над тем же шаром, но с мешком за плечами, ветряные мельницы, танки, броневики и пароход с неестественных размеров трубой. Тут же, по желанию тебе могут прикрепить взрослую бумажную мишень с концентрическими кругами, которую, если будет чем похвастаться, можно взять с собой. Под самым потолком расположились утки. Кружочки у них совсем крохотные, сколько себя помню, никогда мне в этой утиной охоте не везло. В левом верхнем углу – недостижимая цель, самолёт с кружком в булавочную головку. На моей памяти в него лишь однажды попал мрачный однорукий инвалид, видимо сводивший свои застарелые счёты с люфтваффе.
Игорь Иртеньев: к режиму Путина надо относиться плохо. Или очень плохо. Зависит от темперамента
Классик юмора и сатиры Игорь Иртеньев живет на два дома. С заснеженного Урала мы дозвонились до «поэта-правдоруба» в нисколько не снежный Израиль.
«Вся надежда – на человеческие контакты, государства вряд ли найдут общий язык»
— Игорь Моисеевич, поддерживаете ли вы отношения с Виктором Шендеровичем и Андреем Бильжо, с которыми вместе работали на телевидении?
— Мы с Аллой (Алла Боссарт – жена Игоря Иртеньева, журналист, поэт, прозаик – прим. ред.) как минимум полгода проводим в России, где, разумеется, встречаемся, да и находясь в Израиле, тоже не теряем связи. Виктор меня восхищает своей отвагой, он же фактически по канату ходит! Андрей – очень креативный (не люблю это слово, но сейчас почему-то ничего другого на ум не приходит) человек, он невероятный выдумщик в самых разных областях. С обоими мы не просто поддерживаем отношения – мы дружим.
— Но за последние года три вы прервали отношения с некоторыми старыми приятелями – например, с замечательным писателем Александром Хургиным…
— И это меня не радует, но я на своей странице в Facebook уже не раз объявлял: за русофобию и антисемитизм – в бан. Саша, уроженец Днепропетровска, живущий последние годы в Германии, но всем сердцем переживающий за Украину, к сожалению, в какой-то момент перешел черту – для него жители России стали неотличимы от российских властей. Ситуация с Украиной ужасная, горькая, она прошла по дружбам, по родственным узам… Я стараюсь в разговорах с некоторыми старыми друзьями обходить эту тему, но когда боишься сказать лишнее слово, это уже, согласитесь, не вполне полноценная дружба.
— Но в Украине вы все-таки бываете…
— Даже вы сказали: «в Украине»!
— Да, уже заставляю себя, хотя это и не по-русски. Но я вижу, что моих украинских друзей и родственников «на Украине» задевает, им этот речевой оборот неприятен, и я не хочу портить им настроение.
— Эта разрушительная ситуация, похоже, надолго… Вся надежда – на человеческие контакты, наши государства в ближайшее время вряд ли найдут общий язык.
— Многим читателям сегодня катастрофически не хватает иронии, они ко всему относятся со «звериной серьезностью», как это называл Василий Павлович Аксенов. Вам не кажется? Года три тому назад именно из-за этого на вас обрушилась лавина оскорблений – просто потому, что люди оказались не способны отличить автора от его иронического героя…
— Да, была такая история. Я опубликовал стихи, как бы от имени персонажа, который эмигрировал из России, а потом вернулся. В Израиле местные идиоты заклеймили меня как предателя. Тогда я написал продолжение и огреб уже от родных российских*.
Надо учитывать, что Израиль – воюющая страна, и чувство юмора в такой ситуации у многих отказывает совершенно естественно. Похожая история с Украиной. Когда я недавно ездил в Киев, опубликовал как бы впечатления своего опять иронического героя, где была фраза: «Киев – очень старый город, возможно, даже старше, чем Москва». Нашлись украинцы, которые стали всерьез мне возражать. Но я их понимаю: война идет, оборонное сознание…
«Отношение к Путину сильно зависит от возраста и образовательного ценза»
— Игорь Губерман, живущий в Израиле гораздо дольше, чем вы, признается, что не овладел ивритом и даже в магазине объясняется с продавцами с большим трудом. А у вас как с языком?
— Даже до десяти не могу досчитать на иврите. Я просто понял, что это бесперспективная затея – мне в следующем году будет 70, какое уж тут изучение языков… Освоить иврит на таком уровне, чтобы можно было общаться с интеллигентными людьми, уже нереально, а на уровне гастарбайтера, «моя твоя понимай» – смысла нет.
— Вам хватает русскоязычных газет, радиостанций и телеканалов, чтобы знать, что происходит в Израиле?
— Да в интернет зашел и все узнал, о чем угодно, газеты покупать совершенно не обязательно. К тому же надо учитывать специфику городка Кармиэль, где мы живем. Я думаю, процентов 70 его жителей говорят по-русски, и почти любую проблему можно решить, не переходя на государственный язык. А в процессе запоминания одного слова из иврита я забуду три русских слова – и зачем, спрашивается, мне это?
— Мои друзья в Германии, перебравшиеся туда с Урала, рассказывали, что правительство проводит политику равномерного распределения переселенцев по германским землям, чтобы не было таких русскоязычных городов, как ваш Кармиэль…
— Думаю, они несколько преувеличивают – русские в Германии, особенно пожилые, все равно общаются по-русски и вполне спокойно живут, не выучив немецкого. А в Израиле рассредоточить переселенцев из СССР так, чтобы они не образовывали русскоязычных сообществ, просто невозможно – маленькая страна. Да и не вижу я в этом ничего плохого для Израиля. Знаю семьи, где дети свободно владеют и русским, и ивритом – так это же хорошо! Чем больше языков человек знает, тем больше перед ним возможностей открывается.
— Как в русской общине Израиля, вообще в Израиле, относятся к России? К событиям на Украине, с Крымом? К участию России в сирийских делах? Вообще к режиму Путина?
— Естественно, я не могу говорить за всю русскую общину. Думаю, что по-разному. В моем кругу особых разногласий нет – Крым был аннексирован незаконно, поддержка донбасских сепаратистов ни в экономическом, ни в политическом плане не отвечает интересам России. Участие в сирийских делах, в моем опять же кругу, особенно не обсуждалось, но вообще бытует мнение, что любое ослабление враждебно настроенных соседей выгодно Израилю. Отношение к Путину, как мне представляется, сильно зависит от возраста и образовательного ценза. Пенсионеры, которые смотрят исключительно российское телевидение, в основном его поддерживают. Образованная или, скажем так, продвинутая часть населения, для которых телевизор не является единственным светом в окошке, разумеется, нет. Короче, всё как в России, ну разве что не столь оголтело.
— Как вы думаете, режим Путина – это «кровавая диктатура» или скорее плутократия в духе Гоголя и Салтыкова-Щедрина? Как к нему относиться?
— Ну какая кровавая? Нет, конечно. Относиться надо плохо. Или очень плохо. В зависимости от темперамента. Но если вам нравится плутократия – ради бога.
— Какие ваши строки, по вашему собственному мнению, наиболее подходят для характеристики сегодняшней России?
— Ну, может, эти сгодятся?
Страна моя идет ко дну
Со мною заодно,
А мне обидно за страну
И боязно за дно.
— Не кто-нибудь, а бывший министр культуры Швыдкой как-то заявил, что «цензура только улучшает качество писательских творений». Что на это скажете?
— Чушь собачья! Не заслуживает комментариев.
— Вы сами ощущали на себе или ощущаете сейчас давление цензуры после «Итого»? Сказалось ли ваше «правдорубство» на доступе к СМИ, издательствам?
— Ну, не могу сказать, чтобы меня и раньше так уж прямо давили. О моем правдорубстве, которое закончилось с разгоном тогдашнего НТВ, вообще, думаю, мало кто помнит. Что касается СМИ, то что мы под этим понимаем? Если ТВ, то меня действительно туда особо не зовут, хотя изредка и случается. Кстати, имеется стишок на эту тему:
Ну, может, не так, что б совсем уже прямо,
Какая ни есть она все ж таки дама,
А я, хоть махнул на приличья рукой,
Но все же писатель какой-никакой.
А если б туда же послал Би-Би-Си я,
То мной бы, возможно, гордилась Россия,
Что только собой почему-то горда.
Но мне с Би-Би-Си не звонят никогда.
А, впрочем, возможно, они и звонили,
Но было, наверное, занято или –
Могла и такая случиться фигня, –
Что попросту не было дома меня.
«Поэтическая жизнь во многом переместилась в Facebook»
— Вы регулярно выкладываете свои стихи и другие тексты в Facebook. Значит ли это, что книги – вчерашний день и вы полностью ушли в Сеть? Как при таком раскладе прожить поэту? За книгу полагается гонорар, потиражные, а за публикацию в Facebook ведь ничего не платят…
— Вообще-то мне Facebook с головой хватает. Сейчас поэтическая жизнь во многом переместилась туда. Там я выкладываю свои новые стихи. У меня подписчиков двадцать с лишним тысяч – никакому толстому журналу сегодня такое количество не снилось. Что, впрочем, никак не отменяет их культурообразующей роли. В литературных журналах печатаюсь регулярно по нескольку раз в год. Также я колумнист в сетевом издании «Бесэдер?» – знаете о таком?
— Конечно, я захожу туда по вашим ссылкам, но, возможно, не все наши читатели знают, что это такое – расскажите.
— Журнал «Бесэдер?» возник в начале 90-х, когда Марк Галесник приехал из Питера в Израиль. Это русскоязычное юмористическое издание было чрезвычайно популярным у тогдашней алии (волны эмиграции в Израиль – прим. ред.). Это была площадка, на которой недавно прибывшие из СССР израильтяне могли посмеяться над волнующими их проблемами. Но по мере того, как люди приживались в Израиле и становились уже не свежеприехавшими, а полноценными израильтянами, издание стало терять популярность. Сегодня бумажной версии нет, есть портал, где я регулярно публикуюсь. Портал обновляется дважды в неделю, мои тексты там появляются еженедельно.
А когда стихи накапливаются, я их выпускаю книжкой. Обычно это бывает раз в два года перед моей поездкой в Соединенные Штаты. Самая свежая вышла в прошлом году в московском издательстве «Время»: «Повестка дна. Стихи 2012-2014». В чуть измененном составе она сначала была выпущена в издательстве «Бесэдер» под названием «Жанр кризиса». Экземпляры, которые мне принадлежат, я продаю во время выступлений. То, что реализуется в России в книжных магазинах, конечно, никакого дохода не приносит. Регулярные публикации в сети позволяют поддерживать хорошую форму… В следующем году планирую выпустить очередной сборник в моем любимом издательстве «Время» и поехать с ним на традиционные американские гастроли.
— А в Екатеринбурге уже 26 лет существует журнал «Красная Бурда», причем не только продолжает выходить бумажная версия, но на днях выходит второй том собрания сочинений. Знаете про них?
— Обижаете! В первом томе даже есть мое приветствие…
— Точно, я запамятовал! Что можете сказать о краснобурдинцах? Вам интересно их читать, или журнал производит впечатление сугубо уральского продукта для потребления уральцами?
— Я очень хорошо отношусь к этому изданию еще с тех времен, когда главным редактором там был Александр Соколов, который сейчас «переформатировался» и, кажется, ушел в религию. Но мне вообще-то не слишком по душе КВНовский юмор или жанр «мелкого брызга», по определению Жванецкого. Там буквально шутка на шутке, и такая плотность для меня несколько избыточна. Я все-таки предпочитаю литературный юмор.
Вот журнал «Магазин Жванецкого», где я был главным редактором, строился совсем на других принципах. Многих авторов, сегодня широко известных, мы там опубликовали. Евгения Шестакова, например, Михаила Векслера, Дмитрия Горчева, так рано, к сожалению, ушедшего. И рядом размещали тексты маститых авторов – Людмилы Петрушевской, Евгения Попова, Аркадия Арканова… И замечательное оформление было нашего главного художника Андрея Бильжо. Такой артхаус, если угодно.
— Потому-то журнал и прекратил свое существование?
— Ну конечно. Но и все юмористические издания, возникшие в 90-е, уже в прошлом, осталась практически одна «Красная Бурда». Я от души желаю ребятам успеха!
— Смотрите ли «Comedy Club» и как к нему относитесь?
— Не смотрю. Это еще один отросток КВН.
— А КВН тоже не смотрите?
— Уже довольно долго на «России» выходит программа «Дежурный по стране» с Михаилом Жванецким. Ее-то смотрите?
— Не смотрю. Изначально неудачный проект, по-моему. Андрей Максимов, подобострастно выслушивающий Михал Михалыча, потом эти пафосные проходы по Красной площади, звон курантов… Я к Жванецкому отношусь с великим почтением, но в выморочном «Дежурном по стране» смотреть его мне тяжело.
— Что же вы смотрите по российскому телевидению?
—В основном сериалы, если они приличные. Сейчас в четыре глаза смотрю сериал «Черная кошка». «Культуру» смотрю, «Дождь»…
— А «Таинственную страсть» смотрели?
* Привет, немытая Россия,
Я снова твой, я снова тут,
Кого, чего ни попроси я,
Мне все и всё как пить дадут.
Два года за хребтом Сиона
Кормил я по приютам вшей,
Пока меня народ Закона
Оттуда не попер взашей.
Не нужен нам поэт Иртеньев,
У нас своих тут пруд пруди,
По части этой херотени
Мы всей планеты впереди.
Хоть Рабинович ты по слухам,
Да и по паспорту еврей,
Но ты не наш ни сном, ни духом,
Чужой, как рылом, так и ухом,
Так что вали отсель быстрей.
Не видят проку, друг сердешный,
В тебе ни Кнессет, ни Мосcад,
Ступай в свой край глухой и грешный,
Покинь наш плодоносный сад.
Концы с концами еле-еле
Чтобы свести с большим трудом,
Продал я виллу в Кармиэле
И в Хайфе трехэтажный дом.
И вновь ступни свои босые
Направил к прежним берегам,
Прими меня, моя Россия,
Я за плетни твои косые
Любую родину продам.
Опять поэта обосрали
Буквально с головы до ног.
Прими назад меня, Израиль.
На твой отеческий порог
Я возвращаюсь блудным сыном,
Чтобы к ногам твоим припасть,
Чтобы целительным хамсином
Как прежде надышаться всласть.
Да, поступил я некрасиво,
Как распоследний сукин кот,
Гуд бай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ.
В страну, не знающую мыла,
Мне нет обратного пути,
Я на Рублевке продал виллу,
Чтоб на дорогу наскрести,
Потом часы на Спасской башне
И стены древнего Кремля,
Потом озера, реки, пашни,
Равнины, горы и поля.
И вот, ободран, нищ, изранен,
Унижен, проклят и забыт,
Вновь возвращаюсь я в Израиль
Налаживать свой скромный быт.
Роняя крокодильи слезы,
Назад в него ползу ползком,
И злые русские березы
Грозят мне в спину кулаком.
Справка
Игорь Иртеньев, родился в Москве в 1947 году. Закончил Ленинградский институт киноинженеров, а после срочной службы в Забайкальском военном округе – Высшие театральные курсы. Работал на Центральном ТВ, в газете «Московский комсомолец». В 1994-2003 годы – главный редактор иронического журнала Михаила Жванецкого «Magazine». Принимал участие в популярных сатирических программах «Итого», «Бесплатный сыр», «Плавленый сырок».
Как литератор публикуется с 1979 года, с 1984-го занимается литературным трудом профессионально. Иртеньев – автор двух десятков поэтических сборников, лауреат премий «Золотой Остап», «Золотой теленок», премии «Золотое перо» Союза журналистов России и многих других.