демон искуситель мужского пола
Bestiary.us
Быстрый переход
Демоны-искусители
в литовской и польской мифологии летучий дух в виде огненного змея, дракона
в тувинской и алтайской мифологии аналог ведьмы, локальная разновидность Албасты
древний вампирический демон-искуситель из иудейского фольклора, который выглядит как красивая женщина, чье лицо выражает чистейшую невинность
в белорусской мифологии опасный для женщин водяной человек с одутловатым лицом, гусиной кожей и огромным животом
в фольклоре острова Мэн разновидность сирен-русалок, достаточно доброжелательных к людям
в русском фольклоре нечистый дух или черт; змей, который посещает женщин, превращаясь в красивого парня, отсутствующего мужа
домашний дух, который ночью тревожит спящих, и в тоже время название кожной болезни
в белорусском фольклоре незамужняя дочка домовых, склонная к любовным утехам с людскими парнями
в балканской мифологии и в современной игровой мифологии дитя вампира и человеческой женщины; прирожденный охотник на вампиров
в корейской мифологии злой дух японца, в обличье красного перца обольщающий кореянок в вечерних сумерках
в древнекитайском фольклоре рыба с четырьмя ногами и человеческим лицом
в фольклоре северо-запада Беларуси, локальная лесная демоница в облике прекрасной девушки с длинными волосами, которая завораживала юношей и заводила их в чащу
в румыно-молдавской мифологии атмосферный дракон, также выступающий как демон-искуситель, аналогичный инкубу
русалки-искусительницы из мифологии коренного населения Бразилии
в средневековой европейской традиции демон-искуситель мужского пола
в мифологии коми нечистая сила, способная принимать человеческий облик
согласно иранской мифологии, демоница-суккуб
прекрасные горные девы в цыганской фольклоре, дочери царя туманов
согласно мифологии банту, падкий на женское мясо антропоморфный демон с человеческим лицом спереди и мордой гиены сзади головы
согласно казахскому фольклору, водяные красавицы-русалки, обитающие в степных реках, в омутах, в протоках среди камышей
в фольклоре Ирландии и острова Мэн дух-вампир, который является жертве в образе прекрасной женщины, оставаясь невидимым для окружающих
в низшей итальянской мифологии домовой, являющийся в виде маленького человечка, который соблазняет женщин и насылает кошмары
по славянским поверьям дух, который слетает на землю падучей звездой и, принимая знакомый человеческий образ, вступает в связь со своими жертвами
существо венгерского фольклора, одновременно сочетающее в себе черты демонического любовника и домашнего духа-обогатителя
ночная демоница шумеро-аккадской и иудейской мифологий, первая отвергнутая жена Адама в библейском фольклоре
в белорусской мифологии коварный лесной или болотный дух исключительно женского пола
у племен севера Гвинейского залива дух воды в форме русалки (полуженщины-полурыбы) или полуженщины-полузмеи
в греческой мифологии злой дух, ужасная женщина-вампир, близкая по своим характеристикам к ламиям и эмпусам
нежить, вампир или призрак умершего в фольклоре цыган
индийские люди-змеи, маги и оборотни
в литовском фольклоре прекрасные русалки с рыбьими хвостами ниже пояса
в японской мифологии женщина-змея, живущая в водоемах, которая подманивая мужчин своей женской половиной, нападает на них и съедает
по славянской мифологии демон-искуситель и дух-добытчик
в мифологии западносибирских татар дух-хозяин леса
танзанийский инкуб нетрадиционной ориентации
согласно японскому фольклору, чудовищная улитка, принимающие облик прекрасной женщины, чтобы заманить в ловушку моряков
согласно филиппинскому фольклору, водяной рыбочеловек исключительно мужского пола, глава и покровитель русалок-сирен и всех подводных существ
cогласно иранской мифологии любвеобильная великанша-людоедка
в фольклоре скандинавских народов лесные духи, прекрасные но беспощадные, оборотни и искусительницы
в средневековой европейской традиции демон-искуситель женского пола
любвеобильный карлик-инкуб из чилийской мифологии
один (а точнее, одна) из злых водяных духов Горной Шотландии
в итальянской мифологии собирательное название для проказливых существ невысокого роста и «игривого» характера
водяной дух в фольклоре скандинавских народов, златокудрый юноша, играющий на скрипке или арфе
в японской мифологии призрак влюбленной женщины, высасывающий жизненные силы из своего любовника
в скандинавском фольклоре прекрасная девушка из скрытого народца, либо из рода троллей, отличающаяся от человека наличием коровьего хвоста, который она тщательно скрывает
согласно мифологии коми-зырян, водяная женщина с рыбьим хвостом и длинными волосами
согласно индийскому фольклору, дух женщины, умершей во время беременности или вскоре после родов, ставшей таким образом вампиром
в поверьях островов к северу от Шотландии морской народ, люди-тюлени, родственницы сирен и русалок
в албанской мифологии малый ростом, но очень могущественный волшебный народ невидимый человеческому глазу
в алтайской и монгольской мифологии злые духи подземного мира, приходящие в мир живых чтобы всячески вредить людям
в греческом фольклоре демоница-искусительница, ламия-оборотень
розовые амазонские дельфины-оборотни, которые являются на вечеринки в поисках страстей женщин человеческих
в мифологии тюркских народов демонический дракон-оборотень, в которого превращается змей-долгожитель
в японской мифологии призрачный дух гор, прекрасная белая дева, замораживающая людей
«Отличается замечательной силой и обжорством»: самые лютые демоны ада из «Инфернального словаря» XIX века
Великий мистик и вольнодумец Жак Огюст Симон Коллен де Планси написал первый вариант книги Dictionnaire Infernal («Инфернальный словарь») в 1818 году. Де Планси хотел собрать знания об астрологии, магии и демонах ада в некую единую, рациональную систему и описать ее так, чтобы это было интересно не только светской публике в мрачных парижских салонах, но и специалистам — клирикам католической церкви.
Фронтиспис к «Инфернальному словарю» де Планси 1863 года
Разумеется, и до него ученые умы пытались по мере сил классифицировать всякую чертовщину, но де Планси хотел написать максимально подробный трактат, в котором информация о всевозможных потусторонних явлениях была бы собрана буквально отовсюду: от древнейших протографов евангелий и старых сказок до новейших работ по богословию и самых современных переводов «Божественной комедии» Данте Алигьери.
В основу «Инфернального словаря» легла «Иерархия демонов» (или «Псевдомонархия демонов») Иоганна Вейера, немецкого врача и оккультиста, жившего за триста лет до де Планси. Вейер имел весьма специфические, но очень популярные в те времена взгляды — он считал, что за каждым проступком человека стояли различные демоны.
Мысль эта была глубоко языческой, однако суеверному люду она нравилась. Несмотря на то, что на воскресных проповедях святые отцы раз за разом напоминали пастве о всесилии Господа и его ненависти к язычникам, народ все-таки не спешил отказываться от собственных представлений о потустороннем — и от тех способов, которыми с незапамятных времен было принято избавляться от нечисти.
Иоганн Вейер
Вейер писал «Иерархию демонов», ориентируясь на «Молот ведьм» и религиозные трактаты, основанные на беседах не только с «одержимыми», но и с простыми немецкими крестьянами. В «Иерархии…» Вейер описал около семидесяти демонов, однако с изданием труда возникли проблемы. Авторитет врача был пусть и велик, но в работе он немного перегнул палку — вместе со способами борьбы с исчадиями ада Вейер подробнейшим образом описал и то, как их можно призывать в наш мир и использовать в собственных целях.
Естественно, Католическая Церковь тут же запретила «Иерархию демонов» и спрятала все изданные экземпляры на самых пыльных полках церковных библиотек, пока одна из этих книг через несколько сотен лет не попала к де Планси. Проделанная им работа по новой классификации демонов ада, магических упражнений и прочих потусторонних явлений в итоге получилась очень уж объемной — к 1863 году «Инфернальный словарь» пережил уже шестое издание, при этом с каждым переизданием де Планси добавлял в него все новые и новые главы. К примеру, в последней версии он включил в книгу главу, посвященную гаданию на птицах.
В Россию, однако, «Инфернальный словарь» попал гораздо позже — в 1877 году. Отечественным демонологам и оккультистам эта книга известна под названием «Сочинение господина Де Плансо. Тайны ада и его обитатели, или Книга злых духов, волшебства, ворожбы, гадания, заклинаний и пророчеств: репертуар демонов, ведьм, колдунов, привидений: словарь всего таинственного, сатанинского и сверхъестественного: с картинами. и пр».
Собрали из бессмертного произведения де Планси описания нескольких демонов, которые не в последнюю очередь именно благодаря «Инфернальному словарю» глубоко вошли в современную культуру. Многие книги, фильмы и видеоигры сегодня черпают вдохновение в работе де Планси, но важно отметить — книга не была бы так крута, если бы не великолепные иллюстрации, которые к «Инфернальному словарю» нарисовал не абы кто, а великий французский художник Луи Бретон. Просто посмотрите на этих жутких тварей — в гравюрах Бретона и сейчас есть какое-то потустороннее очарование.
Астарот
Есть мнение, что имя Астарот является неправильным прочтением множественного числа имени Астарта в Ветхом Завете (к примеру, 4 ЦАР. 17:10). Он описывается в различных источниках как один из семи главных духов ада, самый уродливый из всех. Иногда Астарот появляется перед людьми в виде дракона, чаще — в виде уродливого мужчины:
«Князь великий и могучий, является в обличий уродливейшего ангела (angelica specie turpissima), восседая на адском драконе и держа в правой руке гадюку. Отвечает, не лукавя, о прошлом, настоящем и будущем. Охотно рассуждает о творце духов, об их падении, о том как согрешили и были низвергнуты. Себя же самого не признает падшим. Наставляет в свободных искусствах. Экзорсист не должен подпускать его близко к себе, по причине невыносимой вони, им испускаемой. Потому экзорсист должен держать угли да золотое магическое кольцо, которое легко убережет его от вреда».
«Инфернальный словарь» де Планси, 1863 год.
Адрамелех
Среди демонологов и клириков бытовало мнение, что это божество когда-то олицетворяло солнце (в то время как параллельное ему божество, Анамелех, олицетворяло луну). В Ветхом завете сказано, что ему в жертву приносили детей. Является людям в виде мула или павлина. Ненавидит Сатану за то, что тот поднял восстание против неба раньше него. Восьмой из десяти архидемонов в поздней Каббале.
«Адский великий канцлер, главный смотритель за платьем верховного властелина всего ада, президент великого совета дьяволов».
«Инфернальный словарь» де Планси, 1863 год.
Адмусций
Герцог Преисподней, который выглядит как единорог, но перед людьми является в виде человека. Великий соблазнитель, покровительствует музыкантам и лжецам.
«Адский великий герцог. У себя в аду он имеет вид единорога, но когда его вызывают, оборачивается человеком. Когда ему прикажут он дает концерты, но при этом сам не является. Слышатся только звуки невидимых труб и других музыкальных инструментов. От его голоса деревья склоняются к земле. Он предводительствует двадцатью девятью легионами».
«Инфернальный словарь» де Планси, 1863 год.
Демонологи придерживались мнения, что происходит демон от бога Древнего Египта Амона или с карфагенского бога Ваал-Хаммона. Является одним из демонических принцев, прислужник Астарота. Знает все о прошлом и будущем, благоволит стремящимся овладеть сакральными знаниями о чем-либо.
«Маркиз (marchio) великий и могущественный; является в обличий волка, со змеиным хвостом и изрыгая пламя. Приняв облик человека, показывает собачьи зубы, а голову имеет как у ночного ворона (совы — nycticorax). Могущественнейший демон, он знает прошлое и будущее, иногда мирит поссорившихся друзей. Под его предводительством находятся сорок легионов демонов».
«Инфернальный словарь» де Планси, 1863 год.
Эфиальт
Маленький демон с мордой кота и крыльями птицы. По ночам садится на людей, приносит дурные сновидения, а также душит во сне должников.
«Инкуб, который душит сон. Древнейший из обманщиков, сидящий рядом с Сатаной»
«Инфернальный словарь» де Планси, 1863 год.
Эврином
Древний демон из языческих времен. Носит накидку из шкуры лисицы, в которую оборачивается по ночам. Грызет и терзает воров и заплутавших путников по лесам, питается падалью.
«Один из верховных демонов, князь смерти. У него огромные, длинные зубы и чудовищное тело, все покрытое язвами, а одежду ему заменяет лисья шкура. Он был известен язычникам. Павсаний пишет, что он питался падалью и мертвыми телами. В дельфийском храме имелось его изваяние, где он изображен чернолицым, с оскаленными зубами, как у голодного волка, и восседает на коже коршуна».
«Инфернальный словарь» де Планси, 1863 год.
Бельфегор
В древности раввины говорили, что моления ему возносят прямо в туалете (на гравюре демон сидит именно в туалете), а в качестве жервы ему отлично подходят экскременты. При этом Бельфегор является демоном изобретений и часто приходит к людям в образе молодой девушки.
«Бельфегор, господин зияющий, рот открывающий, нагой. Бельфегор, которого можем назвать Приапом, в высшей степени почитается женщинами по причине большой величины его полового члена».
«Инфернальный словарь» де Планси, 1863 год.
Асмодей
Демон Асмодей является самым свирепым из всех обитателей ада. Восходит к персидскому демону гнева и ярости Айшме (Эшме), а имя его якобы произведено от древнеперсидского aesmadiv (дух гнева).
«Сидонай, иначе Асмодай, великий король, сильный и могущественный, является о трех головах: быка, человека и барана. Хвост у него змеиный, изо рта он извергает пламя, а лапы имеет гусиные. Сидит на адском драконе, держа в руке копье и знамя. (…) Вызывая его, да будет экзорсист осмотрителен и да стоит крепко на ногах; коль скоро экзорсист увидит Асмодея в предвиденном обличий, да обратится к нему по имени и скажет: Ты истинно Асмодей. Тот не будет отрицать…».
«Инфернальный словарь» де Планси, 1863 год.
Бегемот
Демон чревоугодия и похоти, великий соблазнитель и ненасытный насильник. Считается, что в аду он заправляет деньгами и экономикой, а также является виночерпием у самого Сатаны. Источником вдохновения для образа Бегемота являются огромные африканские животные — гиппопотамы и слоны.
«Чаще всего нападает, используя обольщения сладострастия, которое ощущается в области чресел и пупа. Отличается замечательной силой и обжорством».
«Инфернальный словарь» де Планси, 1863 год.
«Первый король ада» с тремя головами: жабьей, кошачьей и человеческой. Лукавый демон, обманщик и главный богохульник, подбивающий на это людей.
«Он отличается хриплым голосом, славится как искусный боец. Тем, кто его призывает, он дарует хитрость, лукавство и умение становиться невидимым. Ему подвластны шестьдесят шесть легионов».
«Инфернальный словарь» де Планси, 1863 год.
Вельзевул
Повелитель мух — грешных душ, покинувших господа и ставших «женами» Вельзевула, одного из самых свирепых монархов ада. Он — воплощение отчаяния, ни при каких обстоятельствах его нельзя вызывать. Когда он призывается в мир людей, происходит какое-нибудь страшное событие мирового масштаба.
«Он невообразимо велик ростом и отличается угрожающим видом. Грудь и лицо у него вздуты, весь он черен как Мавр, покрыт шерстью, за плечами два огромных крыла. Будучи в гневе, он изрыгает пламя и воет как волк. Он является иногда вместе с Астаротом, который принимает в этих случаях образ осла».
«Инфернальный словарь» де Планси, 1863 год.
С оригинальным изданием «Инфернального словаря» 1863 года можно ознакомиться здесь.
Соитие с дьяволом: путеводитель по духам и демонам, вступающим в сексуальные связи с людьми
Суккубы и инкубы — самые известные в европейской культуре демоны разврата — охотятся на мужчин и женщин соответственно. Названия происходят от латинских слов subcubare («возлежать под» ) и incubare («возлежать сверху» ). Однако эти демонические существа имеют широкий спектр сексуальных возможностей и ориентируются на любые предпочтения. Главное для них — навредить христианской душе. Иногда уточнялось, что инкуб может иметь облик как мужчины, так и женщины — и в этом случае называется суккубом.
Инкубов и суккубов связывают с ночными кошмарами и сонным параличом, во время которого человеку зачастую кажется, что в постели есть посторонний или на груди кто-то сидит.
Генрих Фюссли «Ночной кошмар»
Долгое время они существовали в народных поверьях на тех же основаниях, что и Мара — Славянская и общеевропейская демоническая сущность, которая душит спящих, — но во времена Высокого Средневековья стали рассматриваться с точки зрения богословия. В образных рядах средневековой христианской демонологии суккубы и инкубы трактовались как одно из воплощений дьявола или его демонические помощники.
Одним из первых сексуальную близость с демоническими сущностями описал епископ Гильом Овернский в XIII веке. Он полагал, что демоны не могут по-настоящему вступать в половую связь, однако создают правдоподобную иллюзию сношения.
Впоследствии учение об инкубате расширилось и обросло множеством деталей. Соития с демоническими сущностями описывались причудливо и не без интереса. Кто-то утверждал, что возлегать с инкубом — величайшее наслаждение, другие называли этот процесс ужасным и неприятным.
Согласно демонологическим трактатам, инкубы имеют особого рода половой орган, который может быть раздвоенным, змеевидным, металлическим, раскаленным или, напротив, ледяным. Инкубы, по мнению богословов, не имеют собственного семени (по той же причине, по которой дьявол, «обезьяна Бога», не может создать творение) или же оно холодно, как лед. Для зачатия демонических детей они похищают сперму у мужчин.
Следователь, принимавший участие в ведовских процессах, Пьер де Ланкр о демоническом фаллосе:
«Он был обычно извилистым, остроконечным и змееподобным, сделанным иногда наполовину из железа и наполовину из плоти, в другое время — полностью из рога, и обычно расщепленный наподобие языка змеи.
Как правило, он одновременно занимался совокуплением и педерастией, причем иногда третий отросток достигал рта любовника».
Некоторых женщин инкубы принуждали к близости, не щадили даже монахинь, проникали в исповедальни.
Мартин Лютер упоминал, что инкубы особенно любят устроить засаду в воде, где принимают облик водяных. Другие женщины вступали в связь с инкубом по собственной воле — чтобы служить дьяволу, как это делали ведьмы, или потакая плотскому греху. Постоянных любовников из инкубов обычно не получалось. Зато суккубы, судя по всему, отличались бо́льшим постоянством. Например, сожженный в пожилом возрасте священник Бенуа Берн перед казнью рассказывал, что счастливо сожительствовал с демоном по имени Гермиона сорок лет.
В эпоху Ренессанса в гуманистической философии появились новые тенденции, расходящиеся с ортодоксальным христианством. Под влиянием неоплатонизма и герметизма гуманисты реабилитировали духов природы. Например, алхимик и натурфилософ Парацельс в трактате «О нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах и о прочих духах» описывает этих созданий не как дьявольских отродий, а как «диких существ», элементалей стихий. А значит, отношения с ними могли рассматриваться не в плоскости греха, а в рамках мистериального познания природных тайн.
Попобава — гроза Занзибара
В этого злого духа, похожего на гигантскую летучую мышь, верят некоторые жители Танзании. Попобава представляет собой человекоподобное существо с перепончатыми крыльями, острыми когтями и одним большим глазом.
Приближение Попобавы к постели жертвы предваряют сернистый запах и скрежет когтей по крыше и стенам дома.
Иногда жители островов Занзибарского архипелага даже ночуют на улице, вместе собираясь у костра, чтобы не оставаться в доме, куда может нагрянуть похотливый монстр. Местные колдуны проводят ритуалы изгнания, включающие громкие крики.
Как и многие демоны, Попобава может менять облик. Днем он скрывается под видом человека, которого могут выдать длинные когти.
Чтобы «летучий насильник» оставил свою жертву в покое, ей необходимо рассказать о случившемся всему поселению. Некоторых Попобава навещает на постоянной основе, пользуясь тем, что избранники не решаются раскрыть травмирующую информацию. Публичное признание в чём-то болезненном или порочащем — часто встречающийся в легендах способ избавления от демонических сущностей. Что может стать неплохим основанием для психотерапевтических спекуляций: признав травму или очистив душу, человек прогоняет навязчивых «злых духов».
Попобава не является древним мифологическим существом: упоминания о нем относятся к ХХ веку — так что его можно назвать городской легендой (с поправкой на относительно низкую урбанизацию Танзании). Более того, демон чутко реагирует на социально-политическую ситуацию в стране: некоторые отмечают, что периоды его активности совпадают с выборами президента и правительства.
Предполагается, что эти явления каким-то образом связаны. Может быть, должностные лица используют народные страхи как политический инструмент. Или же демона особенно привлекают взволнованные люди, переживающие за будущее страны.
Так или иначе, Попобава активизируется раз в несколько лет, совершает череду нападений, а потом снова исчезает, возможно, впадает в спячку. Большие вспышки паники из-за появления Попобавы произошли в 1995-м и 2007 году в регионе Дар-эс-Салам. В ходе волнений были жертвы — например, был убит мужчина, потому что люди приняли его за Попобаву.
Одна из историй происхождения Попобавы гласит, что это джинн, которого в 1970-х шейх призвал для мести противникам. Однако контроль над джинном был утрачен, и он стал демоническим существом. По другой версии, которая объясняет политическую ангажированность духа, Попобава — мстительный призрак убитого в 1972 году президента Абейда Каруме. Также некоторым танзанийцам кажется, что демона вызвала правящая партия «Чама Ча Мапиндузи».
Сиримэ — демонические существа, которые встречаются в японских легендах. Как и у Попобавы, у сиримэ один глаз. Только не на лице. А где именно, можно догадаться, если знать, что «сири» по-японски — это «зад».
В отличие от других сексуально неуравновешенных демонов сиримэ не стремится вступить с человеком в половую связь. Это демон-эксгибицонист, который получает удовлетворение, когда выскакивает из темных углов и неожиданно задирает полы одеяний.
Заплутавший в чаще или бродящий в поздний час по узким улочках старого японского городка человек имеет шансы увидеть ягодицы сиримэ, между которыми блестит огромный глаз.
Зрелище не для слабонервных. Известна легенда о том, как сиримэ напал на одного самурая, который, увидев, как незнакомец начинает заголяться, выхватил меч, но встретился взглядом с расположенным на месте ануса глазом и в ужасе сбежал.
Сиримэ — один из множества ёкаев, сверхъестественных существ, населяющих японский мифологический ландшафт. Иногда они враждебны, как людоеды о́ни, а иногда не обращают на людей никакого внимания. Их повадки вызывают отвращение или внушают ужас.
Например, демон аканамэ проводит время в банях и купальнях, слизывая длинным языком скопившуюся там грязь, а старые сандалии, если за ними не ухаживать, могут превратиться в ёкая бакэ-дзори и беспокойно себя вести. В отличие от христианских демонов, которым непременно нужно погубить человеческую душу, или мстительных духов, выполняющих определенную миссию, ёкаи непознаваемы.
Сиримэ, которого в числе прочих ёкаев изображал поэт и художник Ёса Бусон, вероятно, питается ужасом и растерянностью жертвы. Вообще, демонстрация ягодиц во многих культурах является оскорбительным жестом.
Например, новозеландские маори называют его whakapohane. Также неприличный жест имеет ритуальное значение в апотропеической (то есть оберегающей от сглаза и порчи) практике: в разных культурах считалось, что демоны не могут нанести вред тому, кто покажет им зад, и чаще всего убегают, если их как-нибудь огорошить. Учитывая, что сиримэ, как и многие эксгибицонисты, хочет напугать и шокировать, атакованный самурай может ответить тем же жестом.
По своей природе Приап отличается от вышеупомянутых демонов и других персонажей низшей мифологии. Это древнегреческий бог плодородия со своим культом, который почитался римлянами как покровитель садов и полей. Главная отличительная черта Приапа на изображениях — баснословных размеров гениталии.
Прославление фаллоса и шествия в его честь — вполне обычная для языческих празднеств практика, связанная с плодородием и изобилием, как и украшение фаллосами всего, от чего ждали процветания. Однако применительно к повседневной жизни сексуальный аспект приапического культа и роль защитника садов особым образом преломлялись в сознании античных людей, делая божество грозой расхитителей.
Судя по местам, где встречаются изображения Приапа, он покровительствовал дорогам, пристаням, публичным домам, а также полям, садам, виноградникам и пасекам. Арендаторы Древнего Рима считали, что Приап охраняет их собственность и придет на помощь, если кто-то решит похитить медовые соты или фрукты. Садовое воровство было распространенной проблемой: оливки, апельсины, инжир и множество других плодов манили путников, озорных юнцов и неимущих. Статуи Приапа или более простые поделки с его главной символикой выполняли роль запретительных знаков для воров. А стихи на них служили предупреждением.
У греков и римлян Приап был популярным персонажем анонимной поэзии — приапеи. Такие стихи можно встретить и на стенах святилищ, и на скульптурах. Латинские стихотворения, посвященные божеству и способу, которым он наказывает садовых воров, вошли в сборник «Приапова книга».
Так говорил Приап, условие ставя мальчишке,
Как написано в двух нижестоящих стихах:
«Мой огород открыт, бери без боязни,
Если откроет врата твой для меня огород».
(С.)«Приапова книга», стих V
Если же Приапу не удавалось догнать жертву, он слал вслед проклятия, которые могли сделать нарушителя непривлекательным, «наградить» импотенцией или другими бедами, связанными с половой сферой.
Кто здесь розу сорвет или фиалку,
Плод сопрет или овощ уворует,
Тот, мальчишкой и женщиной отвергнут,
Будет похотью, как и я, терзаться,
Постоянно, но — проклятый — напрасно:
Хрен поникший главы не приподымет.
(С.) «Приапова книга», стих XXIII
Огненный змей (летучий змей, змей-летавец, прелестник) — персонаж славянского фольклора и преданий финно-угорских народов, проживающих на северо-западе России. По поверьям, он посещает девиц и вдов, а иногда и замужних женщин, соблазняя их, как западноевропейские инкубы.
Змеи умели принимать привлекательный человеческий облик, однако их можно было узнать по какому-то уродству, не свойственному людям: например, по отсутствию спинного хребта.
Кроме того, они могли принять облик покойного мужа или находящегося в отлучке возлюбленного. Огненный змей умел красиво ухаживать: дарил девушкам дорогие подарки, бусы и кольца, которые, правда, при наступлении дня исчезали или оборачивались землей.
Если одинокая женщина начинала вести себя странно, подолгу не гасила свет или разговаривала сама с собой, соседи были уверены — к ней летает змей. По сравнению с историями о западноевропейских демонах такие сюжеты обычно довольно целомудренны, но всем было ясно, что творится на свиданиях с потусторонней силой. В перспективе эти визиты не доводили женщину до добра. Она чахла, болела, лишалась рассудка и накладывала на себя руки или же умирала, потому что змей забирал ее жизненные силы.
В латышских легендах эту нишу занимает Айтварас, летучий дракон, который приносит хозяйке разные блага, украденные у соседей.
Двойственный образ летучего змея — опасный и одновременно привлекательный — манил поэтов. Афанасий Фет в стихотворении «Змей» описывает, как молодая вдова смотрит на небо и ждет рассыпающего искры гостя, чтобы затвориться с ним в светлице.
В одноименном стихотворении Николая Гумилева крылатое существо из далеких земель похищает русских девушек и уносит их в свой дворец. Однако те предпочитают гибель любви змея и жизни в неволе, а в финале баллады охотиться на чудище выходит былинный богатырь Вольга.
Такие разные оборотни
В европейском фольклоре оборотень чаще всего ассоциируется с волком, однако в более широком смысле это тот, кто умеет оборачиваться (можно сказать, что все демоны, меняющие внешний облик, — это оборотни).
Сексуальный подтекст есть у всех легенд об оборотнях и считывается даже в облагороженных литераторами сказках: не так просты, например, чудовище из «Аленького цветочка» и волк, который переодевается бабушкой Красной Шапочки. Мотив пожирания и вампиризма тесно связан с сексуальностью. Даже если жертву не едят в прямом смысле слова, от связи с оборотнем она теряет жизненные силы, чахнет и гибнет.
В мифологии разных народов оборотень, чтобы разделить с человеком ложе, часто принимает облик его жены или мужа, которых в этот момент нет рядом. Самое очевидное предположение: такие истории оправдывали супружескую измену. Однако символика измены лежит между страхом и желанием, и в этой системе потустороннее существо воплощает образ чужака, пришельца из темноты, который несет принципиально иной и потому притягательный опыт. Как следствие, миф об оборотне-любовнике тесно смыкается с мотивом жениха-мертвеца или мертвой невесты — что может быть более чуждым, чем человеческое инобытие?
Оборотни имеют очень разный вид, их объединяет только способность менять форму, которая зависит от культуры и фауны конкретного региона. Например, в мифологии народов коми сущность под названием калян является женщинам, принимая облик супруга. Распознать его можно, если он начнет есть или снимет обувь, — по лошадиным зубам и коровьим копытам.
В славянских преданиях в роли оборотня обычно выступает домовой, леший или какой-нибудь мелкий бес, принимающий облик человека. У японцев существует особого рода русалки — садзаэ-о́ни. Эти оборотни-улитки принимают вид красивых девушек, чтобы соблазнять моряков, которым в процессе соития могут откусить половые органы.
Распространенность легенд о связи человека и демонической потусторонней сущности подчеркивает, что сексуальные страхи — одни из самых сильных и глубинных среди человеческих кошмаров. Стать жертвой насилия, потерять волю из-за страсти, изменить возлюбленному, столкнуться с чем-то смущающим и табуированным, заболеть или переспать с самой смертью — все эти опасения отражены в преданиях и народных верованиях.