Что возьмем в театр
15 обязательных правил при походе в театр
1. Никаких разговоров во время представления
Вы можете поговорить с друзьями до спектакля, можете прийти на полчаса раньше и обсуждать красоту зала, в конце концов, антракт – прекрасное время для диалога, но никогда не делайте это во время представления, вы пришли в театр, чтобы посмотреть шоу, вы заплатили деньги, вы выбрали время, так что наслаждайтесь тем, что происходит на сцене.
2. Никаких мобильных телефонов и камер
Вы, конечно же, ожидали появление данного пункта, если только вы не один из тех, кто оставляет звук на телефоне включенным в кинотеатре. Вы выделяете 2-3 часа своей жизни для того, чтобы насладиться представлением, на которое вы пошли по своей воле. Театр – одно из тех мест, где вы можете отвлечься и не обращать внимания на звонки и сообщения, так что лучше ценить этот момент. Вы наверняка слышали про ситуации, когда актерам приходилось остановить спектакль из-за человека со звонящим телефоном. Так вот не будьте этим человеком, уберите свои средства связи и не доставайте до окончания спектакля.
3. Не берите с собой напитки
Это не рок-концерт. Это театр, и вокруг вас немало культурных людей, поэтому проявляйте уважение. В конце концов, не так уж сложно просидеть пару часов, не попивая что-либо.
4. Никакой еды. Не делайте этого
Вокруг театров как правило всегда немало ресторанов — перед спектаклем все любят подкрепиться. И все понимают, что в театре вы окажетесь на пару часов, и, возможно, не сможете удержаться. На этот случай всегда есть буфет. Но не берите с собой пачку чипсов или сэндвич с тунцом. Да, театры продают еду, но это не значит, что есть ее нужно в зале.
5. Снимите упаковку со сладостей перед представлением
Если вам все-таки очень необходимо пронести что-либо съедобное с собой, то побеспокойтесь о том, чтобы упаковки на этом не было. Душевные разговор двух персонажей на сцене – явно не лучшее время, чтобы пошуршать сникерсом.
6. Потеряли свой «тик-так»? Не ройте яму в своей сумке, чтобы его найти
Пункт, который очевидно перекликается с пунктом выше. Опять же, если вы взяли с собой что-то, что вам понадобится во время представления, пожалуйста, положите это туда, откуда можно быстро достать.
7. Следите за волосами
Однажды я сидел в театре рядом с одной женщиной, у которой были очень красивые длинные волосы. Однако каждый раз, когда она двигалась, а она делала это очень часто, ее волосы попадали мне, то в рот, то в глаза. Не забывайте, что люди в театре сидят близко к другу. Возможно, я уступлю вам подлокотник, но давайте я не буду пробовать ваш шампунь на вкус, пожалуйста.
8. Шоу происходит не в вашей гостиной. Не машите руками
Однажды я был на шоу, впереди меня сидела женщина, которая подняла своего ребенка и решила, что они должны быть частью шоу, повторяя танцевальные движения за артистами. Нет, простите, вы делите пространство с большим количеством людей, это отвлекает всех, так что не делайте этого, даже если соблазн велик.
Я прекрасно понимаю, что вы знаете слова всех песен, которые будут исполняться на сцене, но поверьте, мне не очень хочется слышать ваш голос поверх голосов актеров. Есть достаточно много прекрасных композиций, которые звучат в театре, но мне бы все же хотелось услышать именно испольнение Рамина Каримлу в «Отверженных».
10. Не произносите вслух строки из речей актеров
Да, этот пункт снова очень похож на предыдущий. Мы читали классические произведения и знаем строки из многих из них, но снова: сидите тихо и наслаждайтесь игрой актеров.
11. Шляпы, шляпы, шляпы
Эта шляпа очень вам идет, но она загораживает весь вид тому, кто сидит позади вас. Некоторые театры делают ряды на разных уровнях, чтобы было лучше видно тем, кто сидит дальше, но некоторые – нет. Так что пожалуйста снимайте шляпу до представления. Да и вашей голове это пойдет только на пользу.
Если у вас есть такая возможность, пожалуйста, не опаздывайте. По своему опыту я знаю, что существует множество непреодолимых обстоятельств, но старайтесь изо всех сил. Точно так же старайтесь не опаздывать после антракта, обращайте внимание на все объявления, которые оповещают о скором начале представления.
13. Никаких комментариев после каждого действия актеров
Я прекрасно знаю, что походы в кино давно превратились в ночной кошмар. Главная проблема в том, что люди постоянно реагируют на происходящее на экране, а теперь это происходит еще и в театре. Однажды я сидел рядом с человеком, который рассказывал, что будет происходить дальше прямо во время представления. Не разрушайте шоу для других людей, оставьте комментарии до его окончания.
14. Никаких неуместных криков
Итак, ваши любимые звезды на сцене, и вы очень рады их видеть. Они выходят, все аплодируют, но старайтесь контролировать свои эмоции. Никаких скандирований имен звезд, никаких обращений к ним в принципе. Все это привлекает негативное внимание и повышает риск быть выведенным из зала.
15. Не уходите во время занавеса
В последнее время сформировалась именно такая тенденция, люди стали уходить из зала пораньше, чтобы занять места у выхода и лицезреть своих кумиров вблизи или взять автограф. Нет-нет, плохая идея, плохой ход. Не делайте этого. Это очень грубо, и актеры с большой вероятностью обратят на это внимание, что будет расценено ими, как проявление неуважения.
Как правильно ходить в театр: советы театрала
Сегодня, в Международный день театра, мы раскрываем небольшие секреты театральной жизни. Но не с позиции создателей спектаклей, а со стороны тех, кто их смотрит, то есть зрителей. У настоящих театралов есть свои секреты, и с нами поделились некоторыми из них.
Моя подруга Марина – из тех, кто не просто любит театр, а увлекается им всерьез. Она активно ходит на спектакли, уделяя им почти все свободное время. Несмотря на то, что живет она в крупном сибирском городе, где театральная афиша достаточна обширна, она регулярно летает в Москву на «театральные недели». Ведь в столице размах театральной деятельность несоизмерим: тут в один день могут на разных площадках идти больше ста интересных спектаклей! Чтобы не «разорваться», Марина все планирует заранее, и каждый день у нее наполнен театром – с перерывом на обед. В таком режиме она существует уже давно, и с годами театр ей не наскучивает, а все больше привлекает.
Словом, можно сказать, что Марина – настоящий профессиональный зритель. Она знает, где что показывают, куда стоит ходить, а куда – нет, и где играют лучшие актеры, которые у всех на слуху. Однажды она пригласила меня в театр «Современник» на «Пигмалиона». В нем играют актеры «высшей категории»: Алена Бабенко и Сергей Маковецкий. Несмотря на звездный состав, я удивилась, что наши билеты стоят совсем не дорого. Оказалось, что они были в бельэтаж, причем, не на первый его ряд.
Так что первое действие мы видели издалека. Я, правда, видела, как двигаются актеры, и слышала, что они говорят. Но не более того. Каково же было мое удивление, когда в антракте Марина потащила меня в партер, и мы сели на шикарные места, с которых сцена видна как на ладони. Оказалось, что моя практичная подруга, пользуясь своим личным биноклем, во время первого действия углядела в партере пару незанятых кресел, и – вуаля! – мы стали их новыми временными хозяйками. И правда, зачем пропадать хорошим местам, если их никто не занял? Так что во втором отделении я могла пересчитать все кольца на руках Алены Бабенко и увидеть, из какой ткани сшита бабочка на костюме Сергея Маковецкого.
«Я почти всегда покупаю билеты куда-нибудь на галерку, – рассказала мне в антракте Марина. – Но в итоге как-то так получается, что сижу на хороших местах». Мне стало интересно, какие лайфхаки она еще применяет, чтобы так много, и необременительно для бюджета, и с пользой для души ходить в театры. Я попросила Марину «огласить весь список», и она рассказала о том, что открывалось ей с опытом.
Как выбрать спектакль
В выборе постановки Марина руководствуется информацией из онлайн-журнала «Театрал», обзорами на разных сайтах с афишами и своими личными предпочтениями. На некоторые спектакли можно и два раза сходить – так, например, у нее случилось с постановкой «Юбилей ювелира» в МХТ имени Чехова. В этой постановке модного сегодня режиссера Константина Богомолова играл Олег Табаков, и чувствовалось, что этот спектакль будет для него последним. «Во второй раз я его увидела совершенно по-другому, и как будто я побывала на двух разных спектаклях, – призналась она. – Так что успей сходить на тех актеров, кого давно хотела увидеть «живьем». Мастера уходят, и не стоит откладывать».
Фото: Прокофьев Вячеслав/ТАСС
Как покупать билеты
Если вы хотите сэкономить на стоимости билетов, то главное правило: не покупать у перекупщиков, у распространителей и на сайтах, которые делают наценку. Лучше – на сайте самого театра. Можно также и у операторов (таких, как Ticketland.ru и Ponominalu.ru), которые не делают наценки и продают билеты по их реальной стоимости.
Билеты лучше покупать заранее – хотя бы за месяц. Тогда и выбор мест больше, и можно купить недорого. Помните, что в выходные дни стоимость билетов может быть выше, чем в будни. Летом, когда театральный сезон заканчивается, можно купить совсем не дорогие билеты на те спектакли, которые идут по расписанию. А вот в периоды театральных фестивалей некоторые спектакли, которые участвуют в них, стоят дороже. Поэтому иногда имеет смысл подождать, когда фестиваль закончится, и посмотреть постановку в обычные дни.
Помните, что билеты на основную сцену театра будут стоить меньше, чем на малую или в фойе. Так что в один и тот же театр можно купить как очень дорогие, так и очень дешевые билеты. Не стоит покупать билеты на первые ряды – с них в некоторых случаях видно хуже. Особенно, если вы смотрите балет. Зачастую места на первом ряду бельэтажа или лож даже более удобны и выгодны. Еще один момент: во многих театрах есть так называемые «подставные стульчики», или откидывающиеся сиденья. На них билеты стоят значительно меньше, даже если эти места находятся в партере.
Еще один способ купить билеты недорого – сделать это за час до спектакля. В кассах в это время могут появиться билеты, которые продадут по льготной цене. А если вы не школьник и не пенсионер, то вы можете «поймать» билет на такую удочку: обратиться в кассу театра за полчаса до начала, когда снимают бронь. Если кто-то из приглашенных не пришел, можно недорого выкупить оставшиеся билеты.
Если у вас есть любимый театр с обширным репертуаром, куда вы ходите регулярно, то подпишитесь на его соцсети. Там иногда публикуются спецпредложения, скидки для подписчиков и конкурсы, в которых разыгрываются бесплатные билеты.
В театре
Один из лайфхаков о том, как сесть на более выгодные места, уже упоминался. Только помните, что пересаживаться принято после антракта, а не посреди первого действия. Еще обычно в театрах просят отключить телефон. Но если вам позарез нужно, чтобы он был включен, просто настройте яркость экрана на минимум и включите «тихий» режим. Тогда вы сможете ответить позвонившему SMSкой.
Купите себе бинокль – он не такой дорогой, и его можно найти в Интернет-магазине. Это выгоднее, чем все время брать напрокат в гардеробе. В бинокль можно разглядеть мимику актеров, а это в определенных жанрах очень важно. Чтобы вам было еще комфортнее, вы можете взять с собой большой шарф или шаль, чтобы закутаться в него, если в зале прохладно.
Если вы не хотите стоять в большой очереди в буфет, вы можете попить чай из принесенного с собой небольшого термоса, и во время антракта спокойно гулять по фойе, разглядывая фотографии актеров. А вот время после представления, когда основная масса людей хлынет в гардероб, вы сможете провести в буфете – уже без очередей. Кстати, верхнюю одежду лучше сдавать тем гардеробщицам, которые находятся дальше от главного входа – туда доходит меньшая часть людей.
Ну и, конечно, одеваться, идя в театр, желательно нарядно. И носить с собой туфли на каблуке, чтобы переобуться перед тем, как заходить в зрительный зал. Это хороший тон. И напоследок, как сказал один из современных режиссеров: «Дарите актерам цветы! Не забывайте об этой приятной для них традиции. Им это очень приятно!».
Что надеть женщине в театр: подбор одежды, обуви и аксессуаров по возрасту и времени года
Ходить на спектакли давно стало частью культурной жизни. Но новые поклонницы Мельпомены пока не в курсе, существует в наши дни театральный дресс-код, или можно носить все, что нравится.
Расставляем по местам — уместно ли идти взрослой театралке на премьеру в кожаных брюках, можно ли девушке надеть в театр мини-юбку.
Требования к внешнему виду
Сегодня очаг культуры лоялен к публике: ослепительные вечерние наряды встречаются в фойе все реже, а Casual-образы — все чаще. Главное — уместность, баланс между «определенно вычурно» и «как-то буднично».
Есть негласный театральный кодекс, которые соблюдают, независимо от статуса мероприятия и времени года:
Разумность образа определяют сезон, статус заведения, значимость спектакля.
Выбирая, что надеть женщине в театр, нужно понимать разницу между премьерой на подмостках Москвы и рядовой пьесой в провинциальном заведении.
Формат представления тоже учитывается. Запоминаем, в чем пойти на популярный мюзикл, а в чем — на оперетту.
Репертуарный спектакль в драмтеатре
Уместен классический костюм: брючный или с юбкой-миди. В этом образе легко пойти на представление с работы, дополнив офисный лук акцентным украшением.
Подойдет платье прямого силуэта до колен, нарядная блузка, одетая в комбинации со строгой юбкой.
Театральная премьера
Для такого случая прекрасный выбор — вечернее бархатное платье (фотография ниже).
Лучше надевать модель длиной в пол, глубокого темного оттенка.
Опера, балет, оперетта
Для оперной постановки отличный вариант — наряд из шелка или жаккарда, длины миди, прилегающего силуэта. Эффектное декольте, вырез на спине, высокий разрез — такие детали уместны и украсят женщину. Конечно, при условии, что не все сразу.
Современная постановка
Подойдет демократичный формат одежды: микс классики и casual. Строгие брюки и шелковая блузка, юбка в бельевом стиле и кашемировая водолазка, платье с запахом средней длины — эти образы одинаково хороши.
Мюзикл, экспериментальная пьеса
На мероприятие в стиле модерн или артхаус хорош костюм с брюками. Уместным будет комбинезон или аутфит в стиле Smart Casual: блузка в тандеме с джинсами и пиджаком.
В таком очаге культуры приветствуется креативность, поэтому будут кстати модные тренды: кожаная юбка, блуза с анималистичным принтом, крупные абстрактные украшения — подойдет все и сразу.
Детский спектакль
Отправляясь на представление с малышом, лучше отдать предпочтение повседневному женственному аутфиту. Подойдет юбка плиссе со свитером, светлый брючный костюм, платье-рубашка. В меру объемная сумка станет функциональным аксессуаром: в нее поместится все необходимое для ребенка.
Что надеть в театр
Поход на спектакль — торжественный выход в свет, к которому женщина, независимо от возраста, тщательно готовится. Мысль накануне спектакля одна — как соблюсти женский дресс-код и прекрасно выглядеть.
Девочке
Особенных требований к детской одежде нет. Важен воспитательный нюанс: показать ребенку, как правильно одеваться и вести себя в театре. Девочкам подойдут:
Малышка будет рада аксессуарам — сумочке, сережкам, браслету.
Девушке
Одежду, достойную для выхода в театр, отличает сочетание праздничного вида и сдержанности. Самый популярный лук — элегантное платье миди, дополненное туфлями на шпильке.
Надеть в театр девушке весной можно лаконичное коктейльное платье, без принтов и декора, сделав ставку на аксессуары и общую гармонию образа.
Откровенные наряды остаются в шкафу, допускается что-то одно: неглубокое декольте, невысокий разрез на юбке-карандаш. Если платье со стразами или другим блестящим декором, от украшений с камнями лучше отказаться.
Летом или осенью можно комбинировать длинную юбку и стильную блузку сложного кроя с эффектной отделкой. Пример — на картинке ниже.
Одежда в театр для девушки-подростка, отправляющейся на современную постановку, должна быть в тренде.
В 2021 году актуален стиль Casual Chic: сочетание ультрамодных дизайнерских вещей с базовыми. Хорошие варианты:
Несмотря на моду, важен баланс: образ перегружать нельзя, нужен единственный яркий акцент или одна трендовая вещь.
Женщине
Даме любого возраста подойдет платье с лаконичным дизайном, юбка средней длины с нарядной блузкой. Поверх блузы можно надеть модный удлиненный жилет: он визуально стройнит. Стильный образ создают жакеты. Укороченные модели хорошо дополняют открытые модели.
До 45 лет
Самая популярная одежда в театр для 45-летних женщин — платье. Дамы любят элегантные силуэты — футляры, легкие трапеции, романтичные кружевные модели.
Для похода в оперу или на балет лучше «выгулять» длинное платье из струящейся ткани. Лучший вариант для театра — модель из черного бархата. Выглядит торжественно, стильно, практически не требует украшений.
Модный брючный костюм — оптимальный выбор для женщин, которые не стремятся показывать ноги. Наряду с классическими моделями, прекрасно дополнит образ аутфит с укороченными брюками длиной 7/8.
Старше 50 лет
После 50 очень идут подчеркнуто элегантные наряды. Союзниками зрелых дам станут классический крой, качественный пошив, дорогие ткани.
Не нужно увлекаться исключительно черным цветом, не менее эффектно смотрятся оттенки других глубоких тонов:
В этом возрасте лучше избегать декольтированных нарядов. Разумнее надеть платье с полупрозрачной вставкой. Кружево и шифон скроют все неидеальности.
Как подобрать одежду в театр в разное время года
Поход в театр — это свидание с искусством. Выглядеть нужно подобающе, независимо от погоды и сезона.
Зимой
Зимой мало одеться красиво, надо еще и не замерзнуть. Роскошно выглядеть на театральной премьере поможет плотное платье-макси: трикотажное, шерстяное, бархатное.
Плечи лучше не показывать. Открытый наряд уместно дополнить жакетом, накидкой или меховым манто, как на фото. Зимний образ станет изысканным и аристократичным.
Весной
В теплый весенний вечер можно надеть платье — кружевное, футляр в сочетании с пиджаком. Органично смотрятся тандемы из юбки длиной ниже колена и красивой блузки пастельного оттенка. Отличный вариант для весны — комбинезон.
Летом
В жаркие месяцы гуру театрального дресс-кода советуют забыть об откровенных нарядах: открытых топах, сарафанах, коротких юбках.
Рекомендуются шифоновые, шелковые платья летящего силуэта. Лен — не очень удачный вариант. Ткань быстро мнется: уже к антракту образ будет испорчен.
Подойдут также юбки-миди, широкие брюки палаццо в сочетании с блузками.
Осенью
Чтобы выйти в свет осенью, можно воспользоваться рекомендациями для весенних образов. Погода в эту пору нестабильна, в зале может быть прохладно, поэтому лучше не надевать вещи с коротким рукавом. Будет хорош брючный костюм с яркими аксессуарами.
Рекомендации по подбору одежды, обуви и аксессуаров для похода в театр женщине
Упоминание о дресс-коде в театре для современных женщин воспринимается старомодным. Сейчас требований к внешнему виду нет даже в Мариинском. Только Большой на своем сайте рекомендует, как нужно одеться. Именно рекомендует, поэтому несоответствие не станет препятствием для прохода зрителя в зал.
Но правила хорошего тона и уместность внешнего вида актуальны во все времена. Театр не ограничивается сценой, публика важна не меньше. Соответствующий событию наряд — не только дань традициям, это часть театральной атмосферы, определенные эмоции, уважение к искусству.
Неплохо ориентироваться на время спектакля (день или вечер), статус театра и публики, позаботиться о том, чтобы женский наряд сочетался с одеждой спутника.
При создании изысканного образа хорошо сосредоточить внимание на эффектной отделке (кружеве, рюшах), чтобы избежать ассоциаций с офисным костюмом.
Небрежный стиль в театре — моветон. Как и вычурность — у дам в вечерних туалетах на детском представлении, или в сиянии огромных бриллиантов — на экспериментальной постановке.
Что лучше не надевать
Хоть официальный дресс-код для театра уже не актуален, рискнув нарушить негласный кодекс, можно предстать перед почтенной публикой в неподобающем виде. Чтобы выглядеть безупречно, лучше исключить из гардероба:
Жесткий театральный дресс-код призывает женщин надевать телесные колготки или чулки — даже в летний зной. Сетчатые варианты лучше не использовать.
Идеальный театральный наряд — «маленькое черное платье», популярный лайфхак Коко Шанель. Эта модель всесезонна.
Какая обувь подходит для театра
В зимне-осеннюю слякоть нужна сменная обувь: театральный этикет не считает сапоги подходящим вариантом. Закрытые бежевые или черные туфли на каблуке, даже небольшом, подчеркнут любой образ. Категорически не годятся кеды, кроссовки, исключена обувь в плохом состоянии.
Атрибуты театрального дресс-кода
Чтобы не выглядеть «чересчур», лучше выбрать только один акцентный элемент. Крупные детали для волос (цветы, перья), шляпки — не лучшая идея для театра.
Темный деловой костюм прекрасно «разбавляется» стильным аксессуаром:
В зал не берут объемные вещи. Поэтому лучшая сумка — клатч. Театральная сумочка может быть декорирована бисером или блестками, иметь оригинальную форму и необычную фактуру.
Собираясь в театр, важно позаботиться о внутреннем комфорте: подобранный образ не должен противоречить стилю женщины.
Ладно, я решил пойти в театр! Как подготовиться, какой спектакль выбрать, что надеть: инструкция от театрально критика
Многие считают, что театр – это скучно, непонятно и консервативно. Да и в целом, по сравнению с кино, это искусство умирает. На самом деле все совсем не так. Мы поговорили с театральным критиком Алексеем Стрельниковым и сделали инструкцию-памятку, чтобы вам стало понятнее, как и главное зачем ходить в театр. Что надеть в театр, можно ли уйти посреди спектакля и как подготовиться, чтобы поход в театр вам точно понравился? Обо всем этом вы узнает в нашей статье.
Алексей Стрельников – театральный критик, театровед, менеджер театральных проектов
Многие не ходят в театр или были там очень давно. Как обычно туда попадают и почему после первого спектакля не всегда приходят снова?
Люди ходят в театр «по-разному». Да, большая часть зрителей – женщины. Студенты и взрослые люди ходят в театр чаще, чем молодежь 25-35 лет. Чаще всего посещение театра – это коллективное действие. Мол, собрались компанией, решили как-то провести время и выбрали театр. У меня тоже так было. В театр обычно приводят. А потом уже те, кому понравилось, приводят других.
Почему не все после первого похода возвращаются снова? Дело в том, что театр очень разный. Если попадешь на тот спектакль, который тебе не близок, то эмоция остается негативная. Надо понять, что вам нравится, а это метод проб и ошибок. И да, это требует времени.
Есть такое мнение, что театр – это сложно. В кино купил билет, захватил попкорн – и сиди, наслаждайся.
Это миф. Дело в том, что в кино больше легких жанров. Можно пойти на романтическую комедию или фильм от Marvel, но также можно выбрать и ретроспективу Тарковского. А театр сам по себе как фильмы Тарковского, это «взрослое» искусство.
Проблема в том, что в Беларуси мало театров (всего 28 на страну), и они занимаются всем подряд: комедиями, детскими спектаклями, сложными драмами. Это нормально, но именно поэтому зритель зачастую не понимает, на что идет. А если пришел и не понравилось – разочаровался и вернуться не хочется. В Германии, например, есть чистый жанр кабаре-театра. Ты приходишь и понимаешь, что там обязательно снимут штаны. Есть городские театры, где показывают классику, Шекспира. У нас не так, поэтому нужно подготовиться к походу на спектакль.
Спектакль «Шлюб з ветрам» в РТБД, фото с сайта театра
Но если я не разбираюсь в театре, то как подготовиться?
Во-первых, я бы не шел в театр один, а собрал компанию. Если вам не понравится спектакль, вы будете не одиноки: разочаровываться вместе всегда веселее, вечер не будет потрачен. Заранее запланируйте поход в бар или кафе после театра. Как правило, даже если спектакль неудачный, при обсуждении всегда находишь что-то хорошее. Вообще, это проблема, что люди после спектаклей сразу идут домой. Например, в Италии меня поразило, что сразу после аплодисментов зрители остаются стоять на своих местах и друг с другом обсуждают увиденное. Это другая культура общения, но стоит взять пример.
Как выбрать хороший спектакль?
По возможности почитайте отзывы на спектакли – они часто бывают на сайтах театров, узнайте рекомендации, включите интуицию, подходит ли постановка именно вам. Если ты идешь в театр кукол на вечерний спектакль и ждешь, что там будут куклы, а их нет – это не значит, что спектакль плохой. Но ожидания не оправданы, отсюда возникает разочарование. Поэтому стоит хотя бы загуглить название и прочитать какую-то статью про спектакль, в идеале – следить за советами критиков. Но помните, что ваши вкусы могут не совпадать. Если хотите подготовиться по полной – узнайте, кто режиссер, прочитайте пьесу, по которой поставлен спектакль.
Негативное впечатление всегда мгновенно, а позитивное подготовлено. Если вы в курсе, о чем спектакль, насколько он экспрессивный или спокойный, что будет происходить – вам будет комфортнее его воспринимать
Спектакль «Интервью с ведьмами» в Театре кукол, фото с сайта театра
А если я не готовился, как понять, что спектакль хороший?
С первого раза это сделать практически невозможно, как и попасть на хороший спектакль и полностью его оценить. Зритель должен понимать, что он соучастник спектакля: от того, как он смотрит спектакль, как реагирует и о чем думает, зависит очень многое. Зачастую хороший спектакль – это когда твоим вниманием ловко управляют и ты не задумываешься, на что обратить внимание и в какую реплику вслушаться. Неопытный зритель сможет воспринять постановку, а опытный почувствует и увидит намного больше.
Зрительские навыки нарабатываются со временем. Театр развивает способность к эмпатии, умение считывать эмоционально-психологические коды, расширяет визуальный опыт. Люди, которые регулярно ходят в театр, способны обрабатывать большие массивы информации.
Как развить зрительский навык?
Помогает, когда ходишь на один спектакль несколько раз. Многие относятся к такому со скепсисом, но воспринимайте это как своеобразное упражнение: ты начинаешь замечать новые детали и новые смыслы. В первые разы зритель обычно задает много вопросов, но чем чаще ходит в театр, тем их меньше. Они никуда не исчезают, но становится понятно, что театр – это место для постановки вопросов, а не для готовых ответов. Ведь театр – это про человека, на сцене показано все его противоречие.
Опера «Саломея» в Большом театре Беларуси, фото с сайта театра
Ладно, я решил идти в театр. Что надеть?
Дресс-код в театре все-таки есть, но какого-то конкретного правила нет. Уже последние лет сто происходит демократизация театра. Есть спектакли и театры, в которые нормально прийти в джинсах. А есть те, для которых вечерние платья и пиджаки – это часть нормы.
Недавно я попал на обсуждение спектакля в «Новом драматическом театре», и там была пара в спортивных костюмах. Так вот все те, кто пытались их пристыдить, поддержки не получили. Но вообще, будем честны: красиво одеться в театр – это часть удовольствия, ведь не всегда мы «при параде». Я сам с радостью надену пиджак, хоть обычно хожу в джинсах в театр, потому что в нем работаю.
Ну вот я пришел, на что мне смотреть в первую очередь?
Театр – это про актеров, и в первую очередь надо смотреть на них. Они первичны, и именно ради них многие начинают ходить в театр. Следите, как артисты исполняют роли: это бесконечное удовольствие. Возьмите билеты на места поближе и внимательно рассматривайте, как они себя ведут, как себя чувствуют на сцене. Старайтесь предугадать и уловить их эмоции. Можно выбрать какого-то актера, который нравится, и сходить на разные спектакли с его участием, посмотреть на него в разных ролях, чтобы понять, как он меняется. Режиссура? В ней должны разбираться критики, директора театров, зрители, которые сами это хотят.
Спектакль «Сірожа» в РТБД, фото с сайта театра
Если в театр ходят «на актеров», а у нас нет знаменитостей, что тогда?
У нас серьезная проблема с суверенностью медийного пространство. И влияет на него не только Россия: скажите еще, что Голливуд не диктует, кого нам любить. Театр, конечно, в этом случае страдает, он всегда привязан к локальному контексту, местным актерам. Как критик могу сказать, что белорусские актеры в плане таланта ничем не уступают актерам других стран. На зарубежных фестивалях их хвалят, вручают им премии. Не всем, конечно, поэтому надо разбираться. Более того, они не избалованы славой и искренни в своих отношениях со зрителями. Ну и мы все понимаем, что «раскруткой» артиста надо заниматься, у нас этого не делают.
А если я боюсь, что ничего не пойму?
Это нормально! Я 20 лет хожу в театр и ничего не понимаю. А те, кто говорит, что все поняли, меня пугают. Как можно все понять? Из-за школы и нашего воспитания считается, что если ты чего-то не понимаешь, то это плохо. А на самом деле это значит, что ты столкнулся с неразрешимой проблемой или сложным вопросом. И это круто, это философская плоскость, в которой существует искусство. Развитие невозможно без противоречий, а театр – это про противоречие человека. И если вас, например, раздражает спектакль, то значит вы живой человек.
Спектакль «Записки юного врача» в Театре кукол, фото с сайта театра
Но если мне совсем не нравится спектакль, этично ли уходить?
Я поддерживаю право зрителя уходить со спектакля. Во-первых, не все так свободно решают встать и выйти, во-вторых, оставшиеся зрители еще ценнее. Остаться – это осознанное решение. Ты пришел на спектакль, тебе что-то рассказывают. А если ты уходишь от общения, ты сам себя обедняешь. Но бывают разные случаи, конечно. Зритель должен понимать, что от его реакций зависит то, как проходит спектакль. Уйти с него – это не самая этичная реакция. Представьте: актеры два месяца работали над ролями, режиссер выстраивал концепцию, художник рисовал декорации… Важно взаимное уважение. Ну или хотя бы до антракта потерпеть можно, если он есть.
Говорят, что театр начинается с вешалки или буфета. Стоит ли зайти в бар перед спектаклем?
Это расхожие фразы, но хорошее кафе в театре действительно должно быть. На спектакль нужно настроиться. Кому-то переключиться с будних дел поможет чашка чая с шоколадкой, кому-то – аперитив. Только помните, что напиваться перед спектаклем – плохая идея, это вообще не про этикет.
В кинотеатрах Германии распространены видеопоказы спектаклей. Ты приходишь в кино смотреть оперу, этажом ниже продают колу и чипсы, а для тех, кто пришел на показ спектакля, предоставляют оперный кейтеринг – белое вино и закуски. Это создает атмосферу, которая важна для восприятия. У нас такой традиции не хватает, так или иначе буфет помогает настроиться.
Балет «Анна Каренина» в Большом театре Беларуси, фото с сайта театра
А если не получается отключиться от проблем? Например, бегу в театр с работы и думаю о ней?
Это тоже нормально. Есть высказывание, что «концепция спектакля лежит в зрительном зале». Ты живой человек и член общества, когда приходишь на спектакль, имеешь право на искренность, право быть самим собой. И если в этот момент тебя затрагивает спектакль, попадает в болевые точки, в этом и есть смысл, в этом чудо спектакля. Диалог здесь и сейчас. Как раз за стенами театра не стоит оставлять все проблемы. Театр – это то место, где их можно и нужно решать.
Но все-таки, почему именно театр, а не кино, выставка, концерт?
А почему нет? Билеты в театр недорогие, попробовать сходить можно. Если не понравится, то это не проблема, культурный досуг разнообразен. А если понравится – то здорово, это может стать открытием.
Сверхпричины для того, чтобы посетить театр, нет. Нужно идти, потому что они просто существуют. Театры создали, чтобы люди туда ходили, как и в любые другие заведения. Театры созданы для удовольствия.