Что воздействует на формирование характера

Как формируется характер

Под характером человека подразумевается совокупность личностных черт, которая и определяет отношение человека к окружающей обстановке, разнообразным ситуациям, к самому себе. На тот или иной тип характера указывает поведение личности в определенных ситуациях. Характер в конечном итоге накладывает отпечаток на всю жизнь человека.

Разные теоретические построения дают различное понимание характера. Можно выделить три основных:

Кроме того, есть и другие понятия характера, которые были выделены русскими психологами: идеалистическое, материалистическое, биологизаторское.

Становление характера происходит под воздействием двух моментов: изначального темперамента человека и внешних факторов и условий существования, которые также накладывают на особенности характера свой отпечаток. В любом случае темперамент человека несколько меняется под влиянием внешних факторов.

Такие специалисты как З. Фрейд. К. Хорни, Б.Г. Ананьев полагали, что основные черты характера формируются еще в детстве.

Б.Г. Ананьев считал, что именно характер выражает личность и обуславливает ее целостность.

Характер может быть как целостным, так и противоречивым. Это зависит от того, насколько гармоничны между собой компоненты характера или же от того, насколько они друг другу противоречат.

Характер и темперамент тесно связаны между собой. Темперамент человека проявляется во многом под влиянием характера. С одной стороны, личные качества человека, такие как доброта или злоба, правдивость или лживость могут быть присущи человеку с любым типом темперамента. Но с другой стороны есть типы личности, которым легче культивировать в себе те или иные качества. Так, холерик легче флегматика сходится с людьми, но при этом ему сложнее контролировать порывы своей натуры.

В конечном итоге черты характера формируются на основе множества разнообразных факторов.

Что определяется характером человека

Именно характер, который формируется, когда ребенок еще только растет, будет в дальнейшем определять: линию его поведения и особенности поступков, оказывать влияние на психику.

В дальнейшем этим будет определяться поведение человека в тех или иных жизненных ситуациях. Такие особенности будут проявляться систематически на протяжении всей жизни. От характера же зависит, какие в будущем у человека будут мотивы для тех или иных поступков.

В то же время темперамент останется динамической чертой, но его проявления меняются под воздействием черт характера. Совокупность этих факторов приводит к появлению определенных привычек.

Таким образом, можно утверждать, что характер — не врожденное качество человека. Он будет формироваться постепенно, преимущественно в первые годы жизни.

Типолизация

Каждый характер включает определенный набор свойств и качеств, основываясь на которых можно создать классификацию. Если взять за основу такие качества как отношение к окружающей действительности, своей деятельности и отношение к самому себе, то можно создать следующую типолизацию.

Убежденность или беспринципность.

Замкнутость или общительность.

Альтруистичность или эгоизм

Действие и бездействие

Это — биполярные черты характера. Как правило, каждая личность имеет множество оттенков этих качеств, поэтому каждый характер совершенно уникален, и двух одинаковых по характеру людей на свете не существует.

Классификация по силе и устойчивости характера

Можно квалифицировать типы характера также по силе и устойчивости.

По мнению немецкого психолога К. Леонгарда, у множества людей ( от 20% до 50%) многие черты характера настолько акцентуированы, то есть заострены, что это может приводить к конфликтным формам отношений с окружающими, к нервным срывам.

Тем не менее, во множестве случаев чистые виды акцентуаций не встречаются. Как правило присутствуют промежуточные, которые также могут доставлять некоторый дискомфорт, но после пубертатного периода сглаживаются. Однако с возрастом некоторые черты могут снова обостряться, что иногда проходит практически незамеченным, но в отдельных случаях могут требовать даже врачебного вмешательства, если их выраженность приобретает размер психопатии. В таких тяжелых случаях требуется не только медикаментозное вмешательство и помощь специалистов, но даже изоляция пациента.

Чтобы определить степень заболевания, специалисты применяют различные тесты, в том числе Шмишека, Кэтталаи и другие.

Узнать все о типах характера человека и на основе полученных знаний прогнозировать поведение людей, выявлять их истинные эмоции и мотивы поможет курс «Профайлинг». За несколько уроков вы научитесь читать людей, распознавать ложь и сможете наладить успешное общение с каждым новым знакомым.

Источник

Особенности формирования характера человека

Формирование характера человека

Характер — это структура стойких психических свойств личности, определяющая особенности поведения, выстраивания отношений с окружающим миром.

На формирование характера конкретного человека влияет множество факторов:

К 18-20 годам уже полностью складываются волевые, нравственные, мировоззренческие черты характера. Однако процесс на этом не останавливается: характерологи утверждают, что трансформация характера продолжается всю жизнь. На нее оказывают влияние процессы самовоспитания, развитие профессиональных склонностей, привычек.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Этапы развития характера, особенности

Процесс становления личности в психологии принято делить на несколько этапов. Все они протекают по-разному, но каждый вносит весомый вклад в формирование основных черт характера:

Можно ли изменить сформировавшийся характер

Возможность менять характер в большей степени зависит от возраста. Легче всего вносить коррективы в молодом возрасте, когда психика остается сравнительно гибкой, а приобретенные привычки и шаблоны легко поддаются пересмотру.

Большое значение в этом процессе имеет самоанализ : подвергая критике чувства, мысли, реакции, можно отдать приоритет одним из них и попытаться избавиться от других.

Источник

Факторы, влияющие на формирование характера

РубрикаПсихология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления10.09.2015
Размер файла25,6 K

Что воздействует на формирование характера. ba. Что воздействует на формирование характера фото. Что воздействует на формирование характера-ba. картинка Что воздействует на формирование характера. картинка ba. Под характером человека подразумевается совокупность личностных черт, которая и определяет отношение человека к окружающей обстановке, разнообразным ситуациям, к самому себе. На тот или иной тип характера указывает поведение личности в определенных ситуациях. Характер в конечном итоге накладывает отпечаток на всю жизнь человека.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание


Введение

Когда в психологии говорят о характере, то, как правило, под ним подразумевают совокупность черт, которые, так или иначе, накладывают отпечаток на действия человека и проявления его как личности. Черты характера человека лежат в основе образа жизни индивида. Все они способствуют проявлению его неповторимости, уникальности, а значит индивидуальности.

Особенно важную роль в воспитании характера играет активная деятельность личности, и прежде всего труд как среда общественного бытия, общение, как необходимое условие самопознания и самореализации. В процессе работы выявляются моральные, интеллектуальные, волевые и другие качества личности, что, закрепляясь под влиянием определенных условий жизни, приобретают черты характера.

Реформирования, происходящие в современном обществе, появление новых идеалов и ценностей, обусловленных вхождением в систему рыночных отношений, создают предпосылки для формирования черт характера нового делового человека.

Характер нельзя назвать застывшим образованием, его формирование происходит на протяжении всего жизненного пути человека. А это значит, что в любой момент каждый из нас может бросить вызов обстоятельствам и измениться.

Стоит отметить, что формирование характера человека характеризуется рядом определенных условий и особенностей на разных возрастных этапах. Это и многое другое, что следует знать о характере, я собираюсь рассмотреть детально.

1. Понятие характера. Черты характера

По мнению Б.Г. Ананьева, характер является выражением и условием цельности личности и к основным его свойствам следует относить направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента.

— линию поведения человека;

— индивидуальные особенности психики;

— особенности его поступков.

Надо сказать, что даже качественное знание черт личности определенного человека не дает полной гарантии того, что в определенной ситуации человек продемонстрирует ожидаемую от него модель поведения.

В зависимости от преобладающего влияния психики на активность человека черты делят на:

— интеллектуальные (любознательность, аналитичность мышления, вдумчивость и другие);

— эмоциональные (влюбчивость, выдержанность, вспыльчивость, впечатлительность и другие);

— волевые (решительность, напористость, дисциплинированность, самостоятельность, уступчивость и другие).

Не бывает ни хороших черт характера, ни плохих, а есть положительные или отрицательные. Да и это разделение тоже весьма условно. Возьмем для примера такую черту характера человека как эмоциональность. Излишняя эмоциональность женщины как мамы маленького ребенка не говорит о ней как о зрелой личности. Но если эта же эмоциональность проявляется в профессиональной деятельности актрисы, она очень даже хороша.

Нетрудно предположить, что характер оставляет главные свои следы на поведении личности, также он проявляется на его лице, в походке, излюбленных манерах общения, посредством почерка. Всё это значительно увеличивает количество тех признаков, по которым можно определить некоторые черты и особенности характера человека. Нужно сказать, что характер и поведение человека тесно переплетены между собой, а всё потому что поступки в первую очередь транслируют характер внешнему миру.

2. Условия формирования характера человека

характер психологический личность

Главным условием развития и формирования характера человека является, конечно же, социальная среда. Простыми словами, это все те люди, которые окружают человека в процессе его взросления и не только. Говорить о четких границах этого процесса не приходится, потому что характер «наполняется» различными чертами в течение всей жизни.

Среди факторов, представляющих для человека жизненное значение и влияющих на формирование характера, особая роль принадлежит воспитанию. Воспитание организует обстоятельства жизни, подкрепляет их, создает соответствующее отношение к окружающей действительности. Вместе с тем оно тормозит негативные воздействия, препятствует закреплению нежелательных привычек и особенностей поведения.

На определенном, достаточно высоком этапе развития личности начинают действовать самовоспитание и саморегулирование процесса становления характера. Сформированные в процессе воспитания потребности, идеалы, установки личности становятся основой требований, как к внешним условиям жизни, так и к себе. Человек сам начинает организовывать свою жизнь и воспитывать себя, руководствуясь при этом как собственными, так и общественными ценностными ориентирами.

В полной мере способность к самовоспитанию характера проявляется тогда, когда личность приобретает жизненный опыт, овладевает основами психологической культуры, когда формируется мировоззрение, и окончательно складываются идеалы, согласно которым личность начинает сознательно планировать свою жизнь и определять свое место в нем.

При этом психологи склонны говорить о том, что наиболее интенсивным процесс формирования характера становится в промежутке от 2 до 10 лет. Именно в этот период ребенок активно включается в социальные отношения через общение, групповые игры и учебу. В этом возрасте слова, поступки, поведение взрослых и сверстников максимально влияют на детей.

Надо иметь в виду то, что неучтивость в воспитании возрастных особенностей подростков очень часто приводит к негативизму, браваде, непослушанию, несдержанности, немотивированным поступкам.

Еще одним важным условием формирования характера являются физиологические предпосылки. Тяжело поспорить с тем, что особенности функционирования головного мозга (процессы торможения и возбуждения, степень их подвижности) предопределяют различия в реакциях человека на определенное воздействие, которое поступает из внешней среды. Физиологией обусловлен и наш темперамент. Он в свою очередь может либо способствовать, либо препятствовать развитию тех или иных черт характера.

3. Факторы формирования характера человека на разных этапах жизни

Первые годы жизни ребенка связаны с формированием таких базовых черт характера как доверие к окружающим, открытость в общении, доброта (или противоположные им черты). Основным фактором, влияющим на формирование характера на данном этапе, являются родители. Их отношение в это время играет ключевую роль в формировании чувства безопасности, из которого по большей части и произрастают вышеперечисленные черты. Их закрепление в характере также происходит при участии родителей посредством применения ими поощрений и наказаний, которые регулярно испытывает на себе ребенок.

Первые годы обучения в школе могут либо закрепить базовые черты характера, сформированные в семье, либо разрушить. На данном этапе ребенок становится членом группы, что способствует формированию и развитию коммуникативных и деловых черт. Среди них общительность, трудолюбие, аккуратность и другие.

Промежуток от 7 до 15 лет характеризуется становлением таких черт характера, которые определяют отношения с людьми. В это же время начинает оформляться эмоционально-волевая сфера.

Приблизительно к 15-17-ти годам человек приобретает высокую характерологическую устойчивость, которая может сохраняться долгие годы. Однако характер человека на этом не консервируется. Сама жизнь и ее условия вносят в него изменения.

К 20-ти годам происходит формирование мировоззрения и морально-нравственного облика индивида, которые могут «запустить» механизм самовоспитания. Его четкое осознание и соответствующая сила мотивации не заставят ждать результатов. Так, например, юноша, который в будущем видит себя летчиком, вряд ли станет злоупотреблять алкоголем и легкомысленно курить.

Семья, быт, близкие взаимоотношения с противоположным полом, круг знакомых, специфика профессиональных занятий непосредственным образом влияют на мотивы, взгляды, установки и цели личности, формируя тем самым ее характер. Также огромное влияние на него оказывает внешний информационный фон, который создают СМИ, кино, художественная литература, общественная идеология и др.

Характерологическая динамика 22-30-летнего возраста связана с ослаблением детских черт (таких как общая импульсивность, подростковый максимализм, уязвимость и капризность), и укреплением рациональных черт (таких как выдержка, рассудительность и ответственность).

После 30-ти лет вероятность характерологических изменений снижается. Не исключаются те из них, которые связаны с реализацией жизненных перспектив и планов. На данном этапе могут быть закреплены такие черты характера как целеустремленность, настойчивость, упорство, стремление к развитию и обучению.

В возрасте 50 лет человек прощается со своими фантазиями и грезами, выбирает ориентироваться на текущие обстоятельства, чем и ограничивает себя. Проходит еще некоторое время и «мечты о прошлом» отвоевывают свое место в жизни человека. Также на первое место выходит забота о своем здоровье и здоровье близких людей. Начинается фаза размеренной, неторопливой и умиротворенной жизни.

Заключение

Если обобщить всю приведенную выше информацию, то можно сказать, что характер не является врожденным свойством личности, формируется и развивается в процессе активной деятельности человека под воздействием социальной среды и воспитания. Характер человека проявляется в его деятельности, речи и во внешнем облике. Он подчеркивает индивидуальность личности. В деятельности человека можно увидеть его отношения к окружающему, к труду, к своим товарищам, руководителям, к самому себе. Можно определить наличие положительных и отрицательных качеств характера, его силу, устойчивость и цельность.

На формирование характера влияют множество факторов, среди которых социальная среда, воспитание (в том числе самовоспитание), физиология.

Таким образом, формирование характера в психологии представляет собой процесс «оттачивания» его граней, который не прекращается в течение всей жизни. И если на ранних этапах характер человека «шлифует» сама жизнь, то с возрастом инициатива переходит в руки личности. А это значит, что если нас не устраивает какая-то из его граней, то именно она может стать точкой нашего роста.

Список литературы

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Характер как совокупность устойчивых черт личности. Обзор механизма формирования и типологии характера. Возрастные особенности становления черт характера у человека. Проблемы перевоспитания характера. Черты характера и другие личностные свойства человека.

реферат [38,0 K], добавлен 04.11.2013

Степень влияния социально-психологических особенностей характера на стиль общения. Характер как совокупность устойчивых черт личности, типологии характеров. Методы и организация исследования зависимости стиля общения от особенностей характера личности.

контрольная работа [48,3 K], добавлен 26.02.2010

Проблема характера в психологии. Факторы, влияющие на формирование черт характера. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных типологий черт. Физиогномическая система И.К. Лафатера. Особенности диагностики и коррекции отдельных проявлений характера.

курсовая работа [39,3 K], добавлен 28.03.2015

Характер как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности. Подсистемы (свойства) черт характера, выражающих различное отношение личности к отдельным сторонам действительности. Сущность понятия «акцентуация». Черты личности по Кеттелу.

доклад [10,9 K], добавлен 05.07.2011

Сущность и важнейшие качества характера человека. Факторы и закономерности формирования характера. Взаимосвязь характера с темпераментом и способностями. Характеристика наиболее общих черт характера человека, их проявление в системе взаимоотношений.

реферат [29,1 K], добавлен 17.10.2010

Понятие характера в современной психологии, этапы и факторы его формирования в течение жизни человека. Классификация и формы черт характера, теоретические и экспериментальные подходы к их исследованию. Типы акцентуаций и их отличительные особенности.

презентация [146,9 K], добавлен 04.02.2011

Теоретические основы формирования характера. Формирование характера как социально-психологическая проблема, создание условий по формированию его психологических черт. Диагностика уровня сформированности характера, психодиагностические методы его оценки.

реферат [36,3 K], добавлен 06.11.2012

Источник

Развитие характера человека: особенности, условия и основные факторы

Проблемы, связанные с формированием и развитием характера человека, интересовали и античных философов, и средневековых ученых, и современных психологов и психоаналитиков. Все они пытались найти ответы на многие вопросы, связанные с особенностями развития характера: что же оказывает наибольшее влияние на развитие характера человека, какие факторы играют в этом процессе ведущую роль, какие условия являются решающими в его формировании.

Для того, чтобы понять, что же оказывает влияние на формирование и развитие характера, необходимо сначала развести эти понятия. Так, под развитием понимается процесс, который направлен на определенные изменения (качественные и количественные). В психологии развитие рассматривается в качестве сложного инволюционно-эволюционного поступательного движения, в процессе которого происходят различные изменения в человеке (в его поведении, деятельности, личности, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере), причем эти изменения могут носить как прогрессивный, так и регрессивный характер. Развитие характера, как и любое развитие, представляет собой процесс возникновения изменений (необратимые, направленный и закономерные), которые приводят к появлению качественный, структурных и количественных преобразований его черт и особенностей проявления.

В отличие от развития, под формированием понимается целенаправленное и четко организованное овладение личностью определенными, достаточно устойчивыми качествами, особенностями и чертами, которые являются необходимыми для успешного выполнения различных видов деятельности. Что же касается формирования характера, то в этом случае имеется в виду процесс становления достаточно устойчивых черт (психологические образования) и все это происходит в силу воздействия различных условий, которые объективные и создаются именно с этой целью. Эти условия созданы специально для того, что бы в результате многоразового повторения действий и поступков они впоследствии закреплялись и переходили в так называемую типичную модель поведения человека.

Психологические особенности развития характера

Характер развивается и формируется на протяжении всего индивидуального жизненного пути человека под воздействием различных условий. Особое влияние на развитие черт характера оказывают процесс воспитания и активная деятельность человека, труд и работа, социум и межличностные контакты, личностная направленность и позиция. Но к такому выводу ученые пришли не сразу, ведь достаточно долгое время считалось, что на развитие характера человека воздействует лишь его врожденные особенности.

Для многих античных философов основой для формирования характера являлась врожденность человека. Так, например, Сократ, говорил о том, что не в человеческой власти быть хорошим или же дурным, а Аристотель отмечал, что добродетель или порок – это врожденные свойства. Лишь философы Нового времени начали задумываться о том, что кроме врожденности есть и другие факторы, которые влияют на особенности развития характера. Существенный вклад в изучение процесса развития характера внес Иммануил Кант, который видел его в двух плоскостях:

Немецкий философ Артур Шопенгауэр, в отличие от И. Канта, отдавал предпочтение идеи врожденности и неизменности характера человека, который имеет строгую определенность во всех его проявлениях и изменить его невозможно, так как он зависит от времени и пространства. Философ был уверен в том, что ни внешние факторы, ни процесс воспитания никаким образом не влияет на особенности развития характера (по его словам все это неспособно превратить черствого человека в более чувственного и сострадательного).

Идея о наследственности как о ведущем факторе, определяющем развитие характера, принадлежала английскому философу Герберту Спенсеру. Он под характером понимал определенный человеческий опыт, который был завещан предками. Философ подчеркивал, что со временем и под воздействием среды характер у потомков может измениться, но для этого необходимо много времени (как минимум несколько веков).

Поворотным моментом в понимании сущности развития и формирования характера стали идеи Джона Локка, который отстаивал концепцию воспитания. Именно в воспитании ученый видел ведущий и наиболее мощный фактор развития характера человека (хотя не упускался из виду и природный характер детей, их наклонности и способности). Дж. Локк заметил, что поведение человека и проявление его характера зависит от мотивов (которые являются одной из составляющих направленности личности). Главное, к чему пришел Локк, это то, что психофизическая природа человека и внешние условия выступают в единстве своего влияния на особенности развития характера.

В последние 100 лет психологи (и практики, и теоретики) все чаще настаивали на том, что врожденные особенности (биологическое начало в человеке) не являются приоритетными в формировании и развитии характера. Они подчиняются в большей степени внешним условиям влияния и процессу воспитания (при этом именно воспитанию отдается ведущее значение, так как его называют самым важным социальным фактором, который и обуславливает весь процесс развития характера). По мнению многих ученых, формирование и развитие характера зависит от целого ряда воспитательных воздействий на человека:

В плену идеалов

Все родители еще до рождения ребенка представляют его тем или иным образом. При этом они мечтают не только о том, родится у них мальчик или девочка, с голубыми или карими глазами, но и каким малыш вырастет. В этом истоки стремления к воспитанию тех или иных черт характера, а также основа последовательных шагов к их формированию. Как это происходит? Мама и папа обычно имеют представление о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном и необходимом, помогающем в жизни. На собственном опыте или опыте общения с друзьями, коллегами, знакомыми одна (или несколько) черт характера начинают казаться «самыми лучшими» в человеке, и в результате появляются ожидания, что ребенок обязательно должен будет наделен этим «особо ценным» качеством. Например, у каждого из нас есть некоторые стереотипы «идеального» представителя того или иного пола. Это вовсе не обязательно мы сами или наши супруги, но воплотить свои идеалы многие стремятся именно в своих детях. Что происходит дальше? Наши «старания» окупаются сторицей и на старости лет рядом с нами оказывается «идеальный» с нашей точки зрения человек — наш сын или дочь? Вовсе нет! Во-первых, потому что идеальных людей нет, а во-вторых, потому что у родителей, целенаправленно занимающихся воспитанием «идеального» характера своих детей, желаемое редко совпадает с реальными предпосылками. Причин тому есть несколько. Нужно помнить о том, что даже только родившийся ребенок — это не чистый белый лист, на котором можно «написать» любой характер. И родитель — это не третейский судья, чтобы определять, какие черты характера являются исключительно положительными, а какие — нежеланными для его ребенка. Ценностные представления родителей могут элементарно вступать в противоречие с возрастными особенностями детского развития, с индивидуальными чертами сына или дочери. Навязывая ребенку не присущие ему самому качества, родители как будто убеждают его в том, что такой, какой есть, ребенок им не нужен, подчеркивают свое непринятие. А это самый неприемлемый, самый опасный для психического развития стиль отношения к нему.

Этапы развития характера

Характер человека развивается с первых дней его жизни и претерпевает различных изменений на протяжении всего жизненного пути. В самом начале (младенчество и ранний возраст) ведущим фактором является подражание поведению и поступкам взрослым, в дошкольном и младшем школьным возрастом наряду с наследственностью на формирование и развитие характера влияет воспитание, а в подростковом возрасте бразды правления в данном процессе берет самовоспитание личности. Необходимо отметить, что характер может целенаправленно и сознательно изменяться и совершенствоваться самим человеком (это происходит благодаря изменениям в социальном поведении человека, в общественной деятельности, в общении и межличностном взаимодействии), и все эти изменения могут происходить на любом возрастном этапе жизни человека.

Впервые серьезные попытки выделить основные этапы развития характера были предприняты известным австрийским психологом и психиатром, основоположником психоанализа Зигмундом Фрейдом (Фройдом). Он выделил 5 основных стадий (или этапов) формирования характера человека: оральная (первый год жизни), анальная (период от 1 года до 3х лет), фаллическая (3-5 лет), латентная (с 6 лет до начала полового развития) и генитальна (начиная от подросткового возраста и заканчивая смертью человека). Предложенные Фрейдом этапы формирования характера описаны в таблице

Этапы развития характера человека по З. Фрейду

ЭтапыВозрастной периодКакие черты характера формируются, при фиксации на конкретной стадии
оральный0-1 годинфантильность, зависимость, манипулятивность, зависть, подозрительность
анальный1-3 годаупрямство, бережливость (даже скупость), чистоплотность, аккуратность, жестокость, педантичность, скрупулезность
фаллический3-5 летнеуверенность в себе, робость, застенчивость, замкнутость, молчаливость
генитальныйот 11-12 лет и до конца жизнисоциализация/социальная дезадаптация, эффективность/пассивность в деятельности

В психологии принято делить этапы развития характера на возрастные периоды, в каждом из которых есть свои ведущие факторы и условия его формирования. Итак, характер начинает формироваться с первых дней жизни крохотного существа – младенца. В этом возрасте для ребенка важным является непосредственное эмоциональное общение с родителями, благодаря которому происходит развитие всех его психических процессов (и познавательных, и эмоционально-волевых) и свойств (в том числе и характера). Именно поэтому в этом возрасте для малыша важна не только забота о нем, но и любовь и ласка родителей.

В раннем возрасте и дошкольном периоде ребенок в основном изучает модели поведения окружающих взрослых путем подражания им. Поэтому в этот период характер формируется благодаря не только врожденным особенностям детей (функции головного мозга, особенности ВНД), но и с помощью прямого обучения (в игровой форме) с последующим эмоциональным подкреплением (похвала, одобрение, поддержка). Главное условие развития характера – это социальная среда (семья, дошкольное образовательное учреждения, социальные контакты в системах «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок», «взрослый-взрослый»).

Необходимо подчеркнут, что первичные черты характера закладываются именно в дошкольном возрасте, поэтому очень важным является доверие, открытость и доброта в общение с малышами (ребенок, подражая, применяет эти черты в своем поведении, а взрослые должны их закреплять системой поощрение/наказание). Среди самых первых черт характера, которые закладываются в этом возрасте стоит выделить:

Следующий этап формирования характера – младший школьный возраст. В это время появляются новые черты и поддаются коррекции ранее сформированные. Особое значение здесь имеет оценка поступков и действий ребенка со стороны взрослых, ведь именно этим способом формируется его самооценка. В начальных классах у детей формируются такие черты характера как ответственность, пунктуальность, настойчивость, аккуратность, трудолюбие и т.д. Наибольшее влияние на то, будут ли ранее сформированные черты закрепляться или разрушаться, имеет сам процесс и условия обучения ребенка.

В подростковом возрасте активно происходит морально-нравственное развитие ребенка, что в свою очередь существенно влияет на формирование и развитие характера. В это время активнее развиваются волевые черты. А в раннем юношеском возрасте (старшеклассники) формируются морально-нравственные основы личности. Здесь особое влияние на развитие характера оказывают:

На этом этапе развития характер основные его черты практически уже сложены, в дальнейшем происходит их закрепление или же их замещение и некоторая трансформация.

В не зависимости от того, на каком этапе развития характера находиться человека, на этот процесс обязательно воздействует информационное поле, а именно:

Во взрослой жизни человека формирование характера не прекращается, а переходит на новый, более осмысленный этап. Так, происходить закрепление более рациональных черт характера и тех, которые необходимы для достижения успеха и в семье, и на работе (ответственность, выдержка, целеустремленность, упорство, настойчивость и т.д.).

В основе — темперамент

Воспитание, а особенно формирование характера — невероятно сложный процесс, требующий большой интуиции и доверия к своему малышу. Но прежде чем выстраивать свою педагогическую стратегию, нужно уяснить для себя очень непростой вопрос: а что это такое — характер? Над этим задумываются нечасто, еще реже могут дать вразумительный ответ. Часто под словом «характер» подразумевают совершенно иные понятия, такие, как личность, индивидуальность. Но, пожалуй, чаще всего «просвещенные» мамы и папы, отвечая на вопрос о характере ребенка, говорят о его темпераменте: «Он у нас сангвиник (или меланхолик, или холерик, или флегматик)». Почему это происходит?

К сожалению, ни в науке, ни в житейской практике нет однозначного определения многих терминов. Вот и характер с темпераментом порой смешиваются и совсем не различаются меж собой. Однако, несмотря на множество определений того и другого, можно выделить несколько «опознавательных знаков», позволяющих отличить темперамент от характера.

Под темпераментом всегда понимают некие динамические характеристики психики человека:

Нервная система малыша от рождения может быть сильной или слабой (слабой — не значит «плохой»!), он может быть импульсивным или медлительным. Все эти характеристики имеют тем больший «вес», чем младше ребенок. Ведь малыш рождается исключительно с «багажом» своих физиологических свойств и особенностей, на которые будет «надстраиваться» все остальное, что сделает его настоящим маленьким человечком. Именно поэтому, чем младше ребенок, тем больше его поведение и черты характера будут определяться возрастными, а не личностными характеристиками. Сопоставив характер и темперамент, можно сказать, что темперамент — это один из элементов характера, его динамическая основа. И чем раньше родители поймут некоторые особенности темперамента своего малыша, тем больше выиграет от этого вся семья. Важно как можно раньше определиться с тем, на что в характере мы можем повлиять, на что мы должны повлиять, а что лучше принять как должное, не споря с природой.

До первого звонка

Когда начинать формировать характер? Как можно раньше! Однажды мама трехнедельного малыша спросила у врача, когда ей нужно приступить к воспитанию ребенка. Врач ей ответил: «Вы опоздали ровно на три недели». Однако сам характер ярче всего начинает обрисовываться и проявляться в дошкольном возрасте. В это время складывается привычный образ поведения, определенное отношение к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.

Секретный фарватер

Наиболее точно о формировании характера сказал, наверное, известный психотерапевт Э. Фромм: «Характер ребенка — это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер». Не все, что мы хотим, можно однозначно развить в своем ребенке. Однако как-то повлиять на его характер мы, безусловно, в силах. С чего нужно начинать? Идти всегда нужно от изучения личности ребенка. Никто лучше вас не знает особенностей его темперамента, условий развития, его внутренних задатков. Вместо того, чтобы вслепую идти к некому «идеалу», вы можете опираться на то положительное, что уже есть у вашего ребенка: быстроту его реакции или его спокойствие, его активность или его вдумчивость, его интересы и предпочтения к отдельным видам деятельности и т. д. Ведь сами по себе способности и задатки не плохи и не хороши. Все дело в том, в какую сторону они могут быть направлены. Более того, типологические черты характера также нравственно нейтральны. Например, внутренняя твердость и даже жесткость может быть обращена не только в принципиальность и уверенность в себе, но и в жестокость и неприятие других людей. Добродушие и ласковость, присущие ребенку, могут быть связаны не только с милосердием, но и со слабоволием и отсутствием целеустремленности.

Как формируются черты характера

Процесс формирования нашего характера непрерывен. То есть формируется характер на протяжении всей жизни. Вначале у человека имеется определенный набор черт и особенностей, которые обусловлены его генетическими особенностями. Далее в процессе жизни человек получает новые качества личности в результате взаимодействия внутри социальных групп.

Возраст, с которого начинается формирование характера, определить невозможно, это строго индивидуальная особенность. Часть психологов считает, что это процесс начинается с рождения, а часть что примерно с возраста двух лет. Примерно с года до десяти лет жизни ребенка происходит заложение фундамента характера. В эти годы ребенок особенно остро воспринимает то, что происходит вокруг него, в какой среде он растет. Кроме того, на формирование характера влияют физиологические механизмы, которые также индивидуальны.

Еще один фактор, имеющий влияние на формирование характера это взаимодействие ребенка со сверстниками. Ребенок, активно общающийся с другими детьми, в дальнейшем вырастет в человека, который умеет общаться с людьми и уверен в себе.

Как воспитать в ребенке характер и не избаловать его

© Фадеева Мария, Dealinda.ru

Игры, в которые играют дети

Все дети играют. И какими бы бессмысленными ни казались нам порой их занятия, они выполняют невероятно важную функцию. Играя, дети учатся жить. В игре формируется их характер. А значит, через игру и мы получаем возможность повлиять на его формирование. Участие взрослых в детской игре зависит от ее особенностей. У каждого возраста они свои: игра 2-летнего малыша кардинально отличается от того, как играют дошкольники. На первой стадии игры, которая еще называется стадией игрушки, ребенок предпочитает играть один. Эта стадия длится примерно до 5 лет. У одних детей она заканчивается раньше, у других — позже.

Он пока не способен участвовать в совместной игре и часто ссорится с товарищами. Также дети этого возраста не могут найти общие, коллективные интересы, которые могли бы стать основой совместной игры. Ребенок даже игрушки предпочитает свои, а не чужие. Но это вовсе не означает, что малыш растет эгоистом и одиночкой. Пройдет совсем немного времени, и шалуна уже будет не оттащить от новых друзей в детском саду и на площадке. Если же вы попытаетесь навязать ему товарищей, то лишь создадите условия для формирования отрицательных черт характера. Именно когда малыша вовлекают в групповую игру против его воли, у него могут начать формироваться агрессивность, раздражительность и привычка скандалить. Особенно ярко черты характера начинают проявляться чуть позже, в 5-6 лет, когда начинается новая стадия игры ребенка — коллективная. В ней формируются коллективизм, настойчивость, выдержка, смелость, начинает складываться привычный образ поведения, определенное отношение к действительности. Большое значение в этом возрасте имеют также простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований и личного примера взрослых у ребенка постепенно складывается понимание того, что можно и чего нельзя делать, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки. Постепенно ребенок приучается давать оценку собственному поведению.

«Почему» или «для чего»?

Психологи считают, что характер — это своего рода «лавирование» между наследственными чертами и окружающей средой — обстановкой в семье, характерами родителей, условиями, в которых развивается малыш. Мы уже определили, что что-то в ребенке задано природой, на что-то очень сильно влияет его возраст, порядок рождения в семье, окружающая среда. Однако характер складывается не только из этого. Есть нечто «выше» характера, даже важнее его. Это личность человека, т.е. его мировоззрение, убеждения, ценности, идеалы. Характер оказывается где-то между врожденными основами психики и ценностными устремлениями. Великий физиолог Иван Павлов говорил, что характер — это «сплав» особенностей нервной системы и жизненных влияний (обучения и воспитания). Различие между характером и личностью можно сформулировать так: говоря о личности, мы обычно имеем в виду цели человека, то, ради чего он действует, а говоря о характере, — то, как он действует. Почему так важно это понять? Потому что невозможно воспитать ребенка и сформировать его характер, не обращаясь к более высоким уровням сознания. Вспомним хотя бы известное выражение: «Твердый орешек нередко оказывается пустым». Хотим ли мы подобной характеристики для своего ребенка? Ответ очевиден.

Мировоззрение, определяя направленность растущего ребенка, его жизненные цели и устремления, становится основой его моральных установок, которыми он руководствуется в своих поступках. И не учитывать эти составляющие человеческой личности при формировании характера было бы просто нелогичным. Поэтому воспитание тех или иных форм поведения должно происходить в единстве с развитием мировоззрения, т.е. ключевыми вопросами воспитания оказываются не только «как?», «почему?», но и «для чего?».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *