Что воспевает народ в былинах

Научно-исследовательская работа «О былинах и её героях»

Работа выполнена:
Учеником 2 класса
Бугаёвым Григорием Алексеевичем

Научный руководитель:
Учитель начальных классов
Шелудкова Лариса Александровна

Введение

Историю своего народа надо знать. Воспитывать в себе любовь к Отечеству, её историческому прошлому. Прочитав былины, меня заинтересовало, как раскрываются особенности былинного эпоса как жанра.

Почему моя тема актуальна? Богатыри, воспетые в былинах настоящие примеры силы, мужества патриотизма. Эта наша гордость и слава.

Исходя из этого мы поставили следующую цель:

Цель исследовательской работы: раскрыть особенности былинного эпоса как жанра, показать условия формирования данного жанра.

Объект исследования: былины и её герои.

Предмет исследования: особенности былинного эпоса, как жанра.

Задачи:

Методы исследования: изучение и анализ литературы, периодической печати. Поиск информации в интернете.

Практическая значимость: материалы нашей работы могут бить использованы на уроках литературного чтения, окружающего мира часть «Моё Отечество»), изобразительного искусства.

1. Сведения о былинах

Былины это прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли. Богатыри любят родную землю, они стоят на страже своих границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Нет ни одной героической былины, где бы богатырь-воин не победил врага. На севере былины называли старинами, старинками. Как видим, и былины, и старины-слова, обозначающие то, что когда-то произошло, что привлекло к себе внимание, запомнилось и осталось в памяти народа. Есть былины, которые рассказывают о повседневной жизни русского народа времен Киевской Руси.

Что воспевает народ в былинах. img1. Что воспевает народ в былинах фото. Что воспевает народ в былинах-img1. картинка Что воспевает народ в былинах. картинка img1. Историю своего народа надо знать. Воспитывать в себе любовь к Отечеству, её историческому прошлому. Прочитав былины, меня заинтересовало, как раскрываются особенности былинного эпоса как жанра.

2. Былины их сочинители

Вот как о рождении былин рассказал русский писатель, поэт Алексей Константинович Толстой:

В степи, на равнине открытой,
Курган одинокий стоит;
Под ним богатырь знаменитый
В минувшие веки закрыт.
В честь витязя тризну свершали,
Дружина дралася три дня,
Жрецы ему разом заклали
Всех жен и любимца коня.
Когда же его схоронили
И шум на могиле затих,
Певцы ему славу сулили,
На гуслях гремя золотых.
«О витязь, делами твоими
Гордиться великий народ!
Твоё громоносное имя
Столетия все перейдёт!
И если курган твой высокий
Сравнялся бы с полем пустым,
То слава, разлившись долёка,
Была бы курганом твоим!» ….

Что воспевает народ в былинах. img2. Что воспевает народ в былинах фото. Что воспевает народ в былинах-img2. картинка Что воспевает народ в былинах. картинка img2. Историю своего народа надо знать. Воспитывать в себе любовь к Отечеству, её историческому прошлому. Прочитав былины, меня заинтересовало, как раскрываются особенности былинного эпоса как жанра.

Что воспевает народ в былинах. img3. Что воспевает народ в былинах фото. Что воспевает народ в былинах-img3. картинка Что воспевает народ в былинах. картинка img3. Историю своего народа надо знать. Воспитывать в себе любовь к Отечеству, её историческому прошлому. Прочитав былины, меня заинтересовало, как раскрываются особенности былинного эпоса как жанра.

Что воспевает народ в былинах. img4. Что воспевает народ в былинах фото. Что воспевает народ в былинах-img4. картинка Что воспевает народ в былинах. картинка img4. Историю своего народа надо знать. Воспитывать в себе любовь к Отечеству, её историческому прошлому. Прочитав былины, меня заинтересовало, как раскрываются особенности былинного эпоса как жанра.

Что воспевает народ в былинах. img5. Что воспевает народ в былинах фото. Что воспевает народ в былинах-img5. картинка Что воспевает народ в былинах. картинка img5. Историю своего народа надо знать. Воспитывать в себе любовь к Отечеству, её историческому прошлому. Прочитав былины, меня заинтересовало, как раскрываются особенности былинного эпоса как жанра.

3. Русский былинный эпос

В конце прошлого — начале нынешнего столетия собирание и изучение русских былин стало ведущей отраслью отечественной фольклористики, несмотря на то что и расцвет эпоса, и само знание былинных сюжетов в народе были уже позади, и многое, слишком многое оказалось невозвратно забытым.

Открытие учеными-собирателями во второй половине прошлого столетия «Исландии русского эпоса» показалось именно чудом, в которое иные даже не сразу и поверили, — так не сочеталась новейшая капиталистическая цивилизация с живым наследием далеких тысячелетий. Но вот открытие состоялось, и оказалось вскоре, что для всей культуры нового времени древний эпос столь важен и необходим, что представить теперь русскую культуру лишенной эпического наследия стало уже невозможно.

В XVIII–XIX столетиях эпос уходил в прошлое, доживал, отступив на окраины, к казачьим станицам юга, за Урал, в Сибирь и в просторы древнего новгородского «Заволочья», туда, где сам строй жизни, «свобода и глушь», по выражению Гильфердинга, помогали памяти народной. Особенно благотворным для древнего народного искусства оказалось неяркое солнце Русского Севера. Здесь, в Олонецком крае, в Обонежье и архангельском Поморье, было сделано в четыре раза больше былинных записей, чем во всех остальных районах бытования эпоса вместе взятых

Заключение

Выполнив эту работу, мы теперь сможем ответить на многие вопросы: что такое былина, почему она так называется? Кто их сочинял и о чём рассказываю былины? Русский былинный эпос-что это?

Устная память далекого прошлого — «веков минувших» — быть может, самое великое чудо народной культуры, чудо, мимо которого можно легко пройти, не заметив, не поняв, не ведая даже, что, например, вон тот одинокий старик-рыбак или та улыбчивая тётка хранят в памяти своей предания великой киевской старины, ежели не еще более древние, от седых из начальных веков бытия наших далеких предков.

На уроках литературного чтения мы читали произведения из раздела « Сказочные богатыри». Где знакомились с былинным жанром, а за тем читали былины о русских богатырях, богатырские сказки. Мне захотелось узнать больше о русском былинном эпосе. О богатырях, которых воспевал наш народ. Ведь былины учат нас любить свою родину, уметь её защищать.

Список используемой литературы

2. З.И.Романовская «Живое слово» 3 класс, изд. М., Просвещение.- 1997.

Источник

Что воспевает народ в былинах

Что воспевает народ в былинах. . Что воспевает народ в былинах фото. Что воспевает народ в былинах-. картинка Что воспевает народ в былинах. картинка . Историю своего народа надо знать. Воспитывать в себе любовь к Отечеству, её историческому прошлому. Прочитав былины, меня заинтересовало, как раскрываются особенности былинного эпоса как жанра.

Что воспевает народ в былинах. . Что воспевает народ в былинах фото. Что воспевает народ в былинах-. картинка Что воспевает народ в былинах. картинка . Историю своего народа надо знать. Воспитывать в себе любовь к Отечеству, её историческому прошлому. Прочитав былины, меня заинтересовало, как раскрываются особенности былинного эпоса как жанра.

Родосвет Москва ✸ Московский край Родового Огнищ запись закреплена
АКАДЕМИЯ «РОДОСВЕТ» ВЛАДИМИРА КУРОВСКОГО

Былины — это один из жанров русского фольклора. Это песни, но песни особые, эпические, которые рассказывают о героических событиях, произошедших давным-давно. Не случайно в былинах мы находим множество исторических примет давнего времени, например старинное вооружение воинов: меч, щит, копье, шлем, кольчуга — все это есть у богатыря; в них воспеваются города, действительно существующие или существовавшие ранее: Киев-град, Чернигов, Муром, Галич и другие.

Само слово «былины» происходит от слова «быль», то есть в этих старинных песнях поется о том, что происходило на самом деле, но происходило когда-то прежде, в старину. И потому на протяжении столетий в Киево-Печерской лавре выставляли мощи Ильи Муромца; разбросанные в ростовских лесах курганы выдавали за могилы врагов, побитых Алешей Поповичем. Самым невероятным былинным эпизодам исполнители былин давали очень простое объяснение: «В старину-де люди были вовсе не такие, как теперь, — богатыри».

В былинах воспеваются богатыри, в образах которых воплотились лучшие качества народа, и их героические подвиги, которыми разрешаются конфликты общенародного значения. Наделенные чувством собственного достоинства, богатыри отстаивают честь своей родины. В каждой былине им приходится решать главный вопрос, совершать главный поступок, от которого зависит судьба города или даже всего государства. Отсюда и та гиперболизация, с которой изображаются былинные богатыри и их противники. Богатырей отличает огромная физическая сила: они бьются-рубятся с врагами, «не пиваючи, не едаючи», подбрасывают тяжелые палицы в поднебесье, «скоки» их богатырских коней «по пятнадцать верст». Такие преувеличения выражают отношение народа к былинным героям.

Все богатыри олицетворяют свойства, интересы, возможности целого народа, его идеалы. Но у каждого из них свой облик, свои поступки, свое место в кругу былинных персонажей. Например, Добрыня Никитич отличается «вежеством», он не только воин, но и дипломат, и выдающийся музыкант, а Алеша Попович «напуском» силен, он дерзкий и смелый воин.

Особое место занимает Илья Муромец. Его подвиги приурочены к Киевской Руси времен княжения Владимира, и у Ильи нет никаких других забот и интересов, кроме защиты родной земли. Его старшинство обнаруживается, например, в том, что обычный при имени других богатырей эпитет «молодой» к Илье Муромцу не применяется. К нему обращаются: «дородный, добрый молодец», «старый казак». О нем уважительно говорят: «Сильный-могучий богатырь, Илья Муромец сын Иванович».

Например, в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» он один легко (играючись) устранил сразу три «помехи», которые встретились ему на пути из Мурома в стольный Киев-град:

. Первая помеха — очистил я Чернигов-град,
Другая помеха — я мостил мосты на пятнадцать верст
Через ту реку через Самородину;
Третья помеха — я сошиб Соловья-разбойника.

Былина о чудесном пахаре Микуле Селяниновиче прославляет крестьянский труд, выражая любовь и уважение народа к оратаю. В образе этого былинного героя воплотились представления народа о крестьянине-богатыре. Прославляются могучая сила (десять дружинников «не могут сошку из земли выдернуть, из оме-шиков земельки повытряхнуть»), стремление к честному труду («орать, да пахать, да крестьянствовати»), достаток, добытый этим трудом («у оратая сапожки зелен сафьян», «у оратая шляпа пуховая, а кафтанчик у него черна бархата»).

Былины, прежде всего, произведения искусства, поэтому для них характерен вымысел (этот вымысел называется поэтической правдой) и преувеличение. Но главное и в воинских киевских, и в социально-бытовых новгородских былинах (к которым относят былину «Вольга и Микула Селянинович») — высшая цель, во имя которой живут герои, — вольный труд на мирной земле.Былины — это одна из поэтических форм устного народного творчества. Этот жанр возник в те времена, когда еще не было изобретено книгопечатание. Народ, создавая талантливые поэтические произведения, передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Так некоторые былины дошли и до нашего времени. По форме своей былины являются историческими песнями. Главными героями былин были в основном герои, прославляющие своими подвигами Великую Русь, защитники слабых и обиженных.

Одним из любимых героев, воспетых в былинах, был Илья Муромец. Например, в былине под название «Илья Муромец и Соловей-разбойник» описывается сражение богатыря с вражеской силой под городом Черниговом, а после — и с самим Соловьем-разбойником. Никто уж и не чаял, что город будет освобожден, а Илья Муромец «Стал конем топтать да стал копьем колоть, аи побил он эту силу всю великую». Радостные люди просили стать своего освободителя воеводой, но тот хотел попасть в Киев, к князю Владимиру. Рассказывая богатырю про короткую дорогу, люди предупредили, что живет у речки Соловей-разбойник. Когда тот свистит, то «что есть людей, все мертвы лежат». Не испугался Илья Муромец и отправился в дорогу. Из тугого лука выпустил он стрелу и выбил разбойнику глаз.

Прикованного к стремени, привез богатырь его к Владимиру. И когда князь убедился в том, что враг пойман, Илья вывез Соловья в чистое поле и отрубил ему голову. В былине народ славит смелость, решительность, умение не отступать перед трудностями. Пусть герой немного не благоразумен, но ведь победил же он в конце концов нечисть.

О великой физической силе и мощи русских богатырей мы узнаем и из былины «Вольга и Микула Селянинович». Описан в ней такой случай. Князь Вольга Святославович ехал со своим войском-дружиною взимать дань. В поле он увидел, как крестьянин Микула Селянинович пашет, и был поражен его силой. «А пенья-коренья вывертывает, а большие-то каменья в борозду валит». Попросил Вольга присоединиться того к дружине, ведь по дороге рыщут разбойники. Далеко отъехали они от пашни, как вспомнил Микула, что забыл свою соху в земле. Сначала пять дружинников, потом десять, а затем и целое войско не смогло вытянуть сошку из земли. А богатырь «брал эту сошку одной ручкой» и с легкостью вытащил. И когда Вольга, удивленный, спросил: «Кто же ты?» — Микула ответил, что он крестьянин, пашет землю, кормит хлебом матушку-Русь. Описывая в этой былине силу богатыря, народ делает упор на том, что он — выходец из народа, простой селянин. И в соревновании силой победил целое войско.

Могучие и величественные образы богатырей встают перед нами в былинах. Грозен и суров Илья Муромец, когда дело касается защиты родной земли. Его не пугает, что

У того ли города Чернигова Нагнано-то силушки, черным-черно,
А и черным-черно, как черна ворона.

Всю эту «силушку великую» он в одиночку растоптал конем и исколол копьем, «а и побил он эту силу всю великую». Народный любимец Илья Муромец совершает подвиги, которые, конечно же, не под силу одному человеку. Свою великую силу и непобедимость богатырь черпает из родной земли и народной любви. Вот почему он так легко справляется не только с чужеземными захватчиками, но и с невиданным чудом — Соловьем-разбойником.

Не меньшей любовью и почетом окружен «оратай-оратаюшко» Микула Селянинович. Он любит свой труд и на пашню выходит каждый день, как на праздник: на нем нарядная одежда, да и от самого молодца глаз не отвести:

А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.

Не обделен Микула Селянинович и силушкой. Шутя управляется он с сохой, которую с трудом смогла сдвинуть с места вся дружина Вольги Святославовича.

Спокойно жилось русскому народу рядом с такими богатырями-тружениками и богатырями-воинами: никакая беда не могла сломить русский дух, пока на страже стояли такие грозные защитники.

АКАДЕМИЯ «РОДОСВЕТ»
Сообщество здравомыслящих людей!

Источник

Сочинение Что воспевает народ в героическом эпосе 7 класс

Миф и его место в литературе

Подобные сказания возникли в первобытном обществе, и поэтому в мифах переплетены всевозможные ранние элементы философии, религии, искусства. Отличительной особенностью мифа является то, что ему присущи повторяющиеся темы и сходные мотивы, которые можно встретиться в мифах разных народов и времен.

Считается, что мифы были основным способом познания мира в первобытном обществе, так как в них отображались приемлемые объяснения многих явлений природы.

Это связано с тем, что в мифах природа выступала в виде символов, которые порой были в виде человека. Мифология близка к художественно литературе формой образного повествования, поэтому говорят о том, что мифология оказала огромное влияние на развитие литературы, как таковой.

В художественных произведениях очень часто встречаются мифологические мотивы и и многие сюжеты основаны на мифах. Примером этого могут послужить такие литературные произведения, как «Волшебная гора» Т. Манна и «Нана» Э. Золя.

Тематика

Героический эпос разных народов и герои эпоса

Для каждого народа характерен определенный героический эпос, в котором раскрываются быт и нравы определенных наций, их ценности и взгляд на окружающий мир. Этот жанр средневековой литературы, в котором воспевались народные герои и их подвиги. Зачастую эпос формировался в виде песен.

Героический эпос восточных славян представлен былиной «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Герой Илья Муромец является центральной фигурой всего русского эпоса, он представлен в виде защитника народа и своей родной земли. Это и является причиной того, что именно такой персонаж стал народным любимцев — ведь он отображает главные ценности русского народа.

Знаменитая поэма «Давил Сасунский» относится к армянскому героическому эпосу. Это произведение отображает борьбу армянского народа против захватчиков, и его центральная фигура является олицетворением народного духа, стремящегося освободиться от иностранных завоевателей.

Памяткой немецкого героического эпоса является «Песня о Нибелунгах» — предание о витязях. Главным персонажем произведения является смелый и могучий Зигфрид. Это справедливый витязь, который становится жертвой предательства и измены, но несмотря на это он остается благородным и великодушным.

«Песня о Роланде» — образец французского героического эпоса. основная тема поэмы — это борьба народа против врагов и завоевателей. Рыцарь Роланд выступает в роли главного героя, благородного и смелого. Эта поэма приближена к исторической действительности.

Английский героический эпос представлен многочисленными балладами о легендарном Робин Гуде, разбойнике и защитнике бедных и несчастных. Этот мужественный и благородный герой обладает веселым нравом и поэтому он стал настоящим народным любимцем. Считается, что Робин Гуд — это исторический персонаж, который был графом, но отказался от богатой жизни ради того, чтобы помогать бедным и обездоленным людям.

«Героический эпос Руси»

Героический эпос Руси 1. Отличительная особенность русских былин. 2. Исторические условия возникновения русского эпоса. 3. Богатыри как главные герои героического эпоса. 4. Близость былин и сказочного творчества. Особое место в русской литературе занимает героичес­кий эпос или былины. Отличительными их особенностями от других народных песен являются монументальность, грандиозность, торжественность тона, важность действия и величавость образов. Былины пелись и сказывались од­новременно, поэтому их можно назвать и рассказом, и пес­ней, и стихом, и речью. Объединение разных жанров в бы­лине стало возможным потому, что русский эпос зарождал­ся на заре народной истории, в те времена, когда пение и рассказывание еще не отделились друг от друга. Благодаря пению героический эпос обретал торжественность, а рас­сказ так подчинил себе пение, что порою казалось, что оно существует именно ради рассказа.

Величавость и торжественность — те черты героическо­го эпоса, которые служили для прославления народных де­яний. Пение служило еще и для того, чтобы помочь скази­телям запомнить мерные строки рассказа. В древние вре­мена эпические пения сопровождались игрой на гуслях мягкие звуки которых располагали слушателей к восприятию былин. Листая страницы сборников былин, невольно проникаешься эпическим спокойствием повествования, бо­гатством подробностей, живостью колорита, отчетливос­тью характеров изображаемых лиц.

А у оратая кудри качаются, Что не скачен ли жемчуг рассыпаются, У оратая глаза да ясна сокола, А брови у него да черна соболя. У оратая сапожки зелен сафьян Вот шилом пяты, носы востры, Вот под пяту-пяту воробей пролетит, Около носа хоть яйцо прокати. У оратая шляпа пуховая, А кафтанчик у него черна бархата.

Возникновение русских былин связано со временем ста­новления Древней Руси как государства. Они стали выраже­нием исторического сознания русского народа, когда глав­ными городами у славян были Киев и Новгород, а Москва только возникла как небольшое поселение и еще не играла в жизни народа и государства той роли, которая ей была от­ведена позднее. В это время богатыри отождествлялись с защитниками родного края. В них отражаются нравствен­ные и социальные идеалы народа.

Известный исследователь русского творчества Халан — ский так говорит о возникновении богатырей в русском эпосе: «В XIV веке устраиваются пограничные крепости, острожки, устанавливается пограничная стража, и в это время сложился образ богатырей, стоящих на заставе, обе­регающих границы Святорусской земли». Поэтому богаты­ри в былинах не являются захватчиками, они лишь хранители земли русской. Халанский считает, что образы русских богатырей сложились еще в те времена, когда российский народ не начал освободительного движения от татарского ига, а был только лишь на стадии оборонительной войны.

Другой исследователь русского творчества, Майков, предположил, что в былинных сюжетах отобразились со­бытия, произошедшие не с одним воином, пусть даже и зна­менитым в свои времена, а с целою дружиной, представите­лем которой является тот или иной богатырь.

Во всех русских былинах образы главных героев всегда безупречны, тверды в правилах нравственной жизни. Бога­тырь выступает в качестве защитника достоинства, чести и человеческих прав народа. Оттого он беспощаден к врагам, ко всем, кто покушается на свободу человека. Стремление к гиперболизации приводит к тому, что все в облике и дейст­виях богатырей крупно, размашисто, величаво, широко.

Чтобы подчеркнуть величие и силу главных героев геро­ического эпоса, противники им даются не из числа слабых: Тугарин глотает по целой ковриге хлеба, выпивает за раз ча­ру вина не меньшую, чем богатырь. Побороть такого врага нелегко, отчего победа над ним более почетна и возвышенна. Сознательное преувеличение силы богатырей и их врагов — гиперболизация — в первую очередь является средст­вом прославления героя.

Русский эпос близок не только к песенному творчеству. Былины по своему содержанию теснейшим образом при­мыкают к сказкам. В первую очередь это обусловлено тем, что в них присутствует элемент чудесного. Деятельность былинных героев проникнута элементом чудесного. Одна­ко волшебство здесь играет иную роль, нежели в сказках. Сказочный сюжет предполагает чудесные представления в качестве главной завязки. В былине же элементы чудесного только дополняют содержание, взятое из действительного быта, с целью прославления богатырского образа, а вместе с ним и всей земли Русской.

Чудесный элемент в былинах возникает от сочетания простых приемов. Повествование в былинах медленное и спокойное, действие разворачивается неспешно. Значи­тельные эпизоды текста во время пения троекратно повто­ряются, как и в русских народных сказках:

Садка день не зовут на почестей пир, Другой не зовут на почестен пир И третий не зовут на почестен пир, Потом Садко соскучился. Как пошел Садко к Ильмень-озеру, Садился на бел-горюч камень И начал играть в гусельки яровчаты. Как тут-то в озере вода всколыбалася, Тут-то Садко перепался, Пошел прочь от озера во свой во Новгород.

Садко трижды играет на гуслях на берегу Ильмень-озе­ра, и трижды от его игры озеро колеблется. Подобные по­вторения нетрудно найти и в словесном стиле былины — слова, предлоги, целые стихи часто звучат в былине не один раз: «Говорят ему таковы слова», «Позвали Садка на почестен пир» и др. Еще одним сходством эпоса со сказ кой является прикрепление постоянных эпитетов к раз­личным предметам: красный (о солнце, золоте), белый (о березе, дне, лебеди, руках, груди, снеге и пр.), серый (о волке, селезне), желтый (о песке), синий (о море), зеле­ный (о лугах).

На синем море сходилась погода сильная, Застоялись черлены корабли на синем море:

Героический эпос русского народа — это совершенно осо­бенный жанр. Былина является ценнейшим источником для изучения народной истории. И все же самое главное в русском эпосе то, что он донес до нас думы, мысли и чувст­ва российского народа прошлых времен. Сохранилось все самое важное, имевшее цену во времена минувшие, остав­шееся актуальным и в жизни позднейших поколений.

Происхождение

Шкатулка «Певец-сказитель», Россия, фабрика Лукутина (конец ХIХ века).
На стадии зарождения эпоса у людей не существовало законченной картины мира, объясняющей его происхождение и судьбу. Тацит, описывая германские племена, упоминал их древние песни о мифологических предках и вождях, которые заменяли историю. Действительно, в эпосе воспоминания об исторических событиях сплавлены с мифом и сказкой, причём фантастический и исторический элементы в равной степени принимались за действительность. Эпос наполнен сведениями о мифологии и подвигах, афоризмами житейской мудрости, шутками, увлекательными рассказами. Назидательная функция столь же неотъемлема, как и познавательная. Эпос нёс древнюю мудрость, понимание которой считалось необходимым для каждого члена общества[4][2].

Переход от устного творчества певцов и сказителей к «книжному эпосу» сопровождался некоторыми изменениями в составе, объёме и содержании песен, поскольку эпические произведения в Европе существовали ещё в языческие времена, а в письменную форму были облечены столетия спустя после христианизации. Однако христианская идеология не определяет содержания и тональности поэм, что явствует при сравнении германского героического эпоса со средневековой латинской литературой, пронизанной церковным духом[4].

Некоторые учёные высказывают точку зрения, что героический эпос не возник в таких культурах, как китайская[5], а другие считают, что эпос в Китае всё-таки есть[6].

Жанры

Основные виды (жанры) эпоса — это рассказ (малая форма), повесть (средняя форма), роман (большая форма)[2]. Также выделяются ещё жанры: эпопея, былина, сказка, роман, поэма, новелла, очерк, басня, анекдот[7].

klassreferat.ru

Источник

Готовые сочинения по литературе. 5-8 классы

Что воспевает народ в былинах. cover. Что воспевает народ в былинах фото. Что воспевает народ в былинах-cover. картинка Что воспевает народ в былинах. картинка cover. Историю своего народа надо знать. Воспитывать в себе любовь к Отечеству, её историческому прошлому. Прочитав былины, меня заинтересовало, как раскрываются особенности былинного эпоса как жанра.

Дорогие друзья! В настоящем сборнике собраны уже готовые сочинения. Любое из них вы можете использовать в качестве образца или основы для написания собственной работы. При этом помните, что в сочинении особенно будут цениться ваши собственные мысли и оценки, данные тому или иному явлению, действию, герою. Наши сочинения объединены в 5 основных разделов: – сочинения по пословицам – сочинения по былинам – сочинения по литературным произведениям – сочинения по картинам – сочинения на свободную тему Писать на свободную тему, пожалуй, труднее всего. Надеемся, образцы наших сочинений помогут вам найти ту самую тему, которая наиболее интересна и близка вам. Желаем вам творческого вдохновения и успехов!

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Готовые сочинения по литературе. 5-8 классы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Сочинения по былинам

Былины — песни о старине

Былины — это русские народные песни-сказания о богатырях. Они начали создаваться в Древней Руси в ХI — ХII веках. Тогда они назывались старинами, то есть песнями о старине. Древнерусские певцы-сказители брали в руки гусли яровчатые (звонкие) и под их аккомпанемент нараспев исполняли старинушки, в которых рассказывалось о славном прошлом родной земли, о её защитниках — героях-богатырях. Слово былина появилось гораздо позднее — только в ХIХ веке.

Былину невозможно спутать ни с каким другим жанром устного народного творчества. У неё — особый ритм и строй. Это нечто среднее между пением и рассказыванием. Торжественность тона в былине часто сочетается с живыми разговорными интонациями. Сказитель здесь — главное лицо. Каждый человек мог пересказать содержание услышанной однажды былины. Но не каждый мог стать её исполнителем.

Древний сказитель — это и артист, и музыкант, и певец, и поэт. Он должен был не только запомнить огромное эпическое содержание былины, но и каждый раз пропеть ее по-новому. Сказители никогда не повторяли механически заученных вариантов, не были простыми исполнителями. Они были настоящими творцами — в каждом исполнении умели находить новые краски. Каждый раз былина как бы заново складывалась в устах певца перед новыми слушателями. Поэтому и петь былины брались не все.

Интересно изобразили древних сказителей художники Виктор Васнецов и Илья Глазунов. Обе картины называются одинаково: «Боян» — то есть древнерусский певец и сказитель, «песнотворец». Мы видим на картинах мудрых старцев с гуслями в руках. Они изображены в момент исполнения былинных песен.

На протяжении долгих веков былины хранились в памяти народной и передавались из уст в уста — от старого сказителя к молодому. А записаны они были только в ХVIII веке.

Действие большинства былин происходит в период существования единого Древнерусского государства. Его столицей был Киев, поэтому позже появилось название — Киевская Русь. Москва в те далёкие времена была всего лишь маленьким поселением и не играла значительной роли в жизни государства. В то время на Руси влиятельными и крупными городами были Киев и Новгород. Поэтому чаще всего в былинах упоминаются именно эти два города. И события разворачиваются тоже здесь. Действие самых известных былин происходит во времена правления Владимира Красное Солнышко. Он был великим князем Киевским больше 35 лет — до 1015 года. Именно при нём произошло Крещение Руси, и христианство стало государственной религией.

Самые известные из всех былин — героические былины. Они изображают воинов-богатырей, сражающихся с врагами и нечистью за святую Русь. Три главных русских богатыря действуют в них: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Главная идея, проходящая через всё былинное творчество, — идея защиты русской земли.

О чём рассказывают древние былины

На вопрос, когда появилась та или иная былина, ответить очень трудно. Былины складывались постепенно. Каждая эпоха вносила в них свои черты и поправки. Поэтому в любой былине есть и очень древние, и более поздние детали. В них порой соединяются персонажи, жившие в разных столетиях, смешиваются события, происходившие в разных местах и в разное время. Но, несмотря на это, каждая былина — это законченное художественное произведение со своей идеей и своим смыслом.

Основой, на которой создавались былины, конечно, являлась жизнь русского народа. Но история не отражается в былинах буквально, как в учебнике. Об историческом событии в былине рассказывалось так, чтобы слушатели почувствовали гордость за свою родину и её славных защитников.

В эпоху, когда Русь была раздроблена на множество удельных княжеств и ослаблена междоусобными войнами, когда князья думали лишь о своём куске земли, былины повествовали не об этом тяжёлом для страны времени. Они воспевали единое и могучее Киевское государство. Все вместе былины показывали, какой должна быть святая Русь, какими должны быть русские князья, как должны защищать свою землю, свободу и независимость русские воины.

Центральной идеей, проходящей через всё былинное творчество, можно назвать идею защиты родной земли. Русские богатыри стоят на богатырской заставе, охраняют стольный град Киев и побеждают врагов: Соловья-разбойника, Идолище Поганое, Змея Горыныча, Тугарина Змеевича.

Поэтические особенности былин

Современного человека и древнего сказителя былин разделяют много веков. Сегодняшнему школьнику непросто понять художественный мир старинных былин и чувства, которые древнерусский сказитель вкладывал в свои повествования. Даже в переложенном на современный русский язык тексте есть много слов и образов, которые в умах и сердцах наших далёких предков вызывали яркие впечатления и горячие отклики, а современному человеку их необходимо пояснять.

У былин много характерных для них особенностей.

Медленное изложение событий — первая особенность былин. Она объясняется тем, что былина всегда исполнялась сказителем в сопровождении музыкального инструмента — гусель яровчатых (звонких). Гусляру было важно передать своим слушателям не только информацию, но и разные настроения. Он должен был приложить все усилия, чтобы слушатели обязательно сопереживали: восхищались подвигами и силой богатырей, замирали в ожидании развязки, негодовали, волновались, грустили и радовались.

Повторяющиеся описания и повторение действий мы встречаем во многих произведениях русского народного творчества. Так и в былинах обычно все события повторяются трижды. В Древней Руси число три было священным числом. Это символ единства трёх миров: небесного, земного и подземного.

Употребление постоянных эпитетов также характерно для былин: тёмные леса, синие реки, красное солнце. Многие из них хорошо нам знакомы — мы часто встречаем их в русских народных сказках. Но некоторые эпитеты требуют дополнительных разъяснений.

Встречая в былине выражение девица красная, мы понимаем, что подразумевается вовсе не красный цвет, а красота девушки. А вот чистое поле — это чужбина. Так ещё называлось пространство за городом, селением или лесом. В старину полем люди называли южные степи, где русские воины сражались с кочевниками. До наших дней дошли связанные с этим пословицы: «Один в поле не воин»; «Чьё поле, того и воля»; «Одним конём всего поля не изъездишь»; «Не хвались в поле едучи, а хвались из поля возвращаясь».

Использование гиперболы (преувеличения) — тоже особенность былин. Русские богатыри — необыкновенные персонажи. Они обладают огромной физической силой и невероятными, удивительными способностями и возможностями. Неимоверным могуществом наделены и враги, с которыми богатыри сражаются: Тугарин Змеевич, Соловей-разбойник, Идолище Поганое, Калин-царь.

Реальность и вымысел в былинах тесно переплетаются. Например, в былине «Садко в подводном царстве» даётся описание Великого Новгорода и жизни новгородцев — это реальность. А вот когда Садко попадает во владения морского царя — это вымысел.

По содержанию былины принято делить на две большие группы.

Богатырские былины повествуют о воинских подвигах славных русских богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича и других. Они рассказывают о борьбе с врагами земли Русской. Историко-бытовые былины повествуют о героях народных сказаний: Святогоре, Садко, Василии Буслаеве, Микуле Селяниновиче. В них передана любовь русских людей к земле и земледельческому труду.

Построение былины, использование в ней постоянных эпитетов и других художественных средств

В литературе былины ещё называют эпическими песнями, то есть такими песнями, которые рассказывают о каких-то событиях, объединённых одними и теми же героями.

Обычно былина начинается с короткого вступления — зачина, в котором указывается время и место действия былинных событий.

Как во славном городе во Киеве,

У ласкового князя у Владимира

Было пированьице — почестен пир…

После зачина следует основная часть — повествование о подвиге. Действие в былине всегда развивается неторопливо, вплоть до того как наступает кульминация — наивысшее напряжение в развороте событий. Развязка действия — поражение врага. Венчает былину всегда концовка. Вот её пример:

Тут Илье и славу поют…

Особый былинный поэтический мир создают и особые художественные средства. Одна из главных особенностей былин — частые повторы. В былине о подвиге Ильи Муромца, к примеру, четыре раза повторяется описание страшного свиста Соловья-разбойника. От этого разбойничья сила кажется более могучей, а значит, и победа Ильи Муромца — более значительной. Повторяются также описания зловещих предзнаменований, пророческих слов.

В былинах используются повторы и отдельных слов, и нескольких строк. Когда в описании дороги, по которой Илья Муромец ехал в Киев, мы встречаем повторение слова заколодила (то есть дорога стала непроезжей, непроходимой), путь богатыря представляется нам ещё более трудным:

Прямоезжая дорожка заколодила,

Заколодила дорожка, замуравила…

Часто повторения создают особую напевность, плавность и музыкальность былинной речи:

Да У славной У речки У Смородины…

ВО свои берет ВО белы он ВО рученьки…

Другая примечательная особенность былин – постоянные эпитеты: буйна голова, резвы ноженьки, белы рученьки, уста сахарные, слёзы горючие. Поле всегда чистое, трава зелёная, море синее, а солнце — красное. Интересно, что во всех произведениях устного народного творчества солнце называется красным, даже если упоминается осенний пасмурный день. Море тоже всегда синее, даже если изображается буря: почернело синее море. Девица характеризуется эпитетом красная, а молодец — добрый. Богатырь — святорусский, могучий. Матушка святая Русь, мать сыра земля — так ласково называют герои былин свою родину.

Враг в былинах характеризуется отрицательными эпитетами: поганый, злой, проклятый, безбожный. Часто его называют собакой, вором.

А вот и ещё постоянные эпитеты, которые мы часто встречаем в былинах: питьё медвяное, палаты белокаменные, меч булатный, гусельки яровчатые, тетива шелковая, дорога прямоезжая, тугой лук разрывчатый, окошечко косящатое, пол кирпичен.

В былинах также часто используются гиперболы — преувеличения. Гиперболы укрупняют изображение, помогают ярче и выразительнее показать силу и подвиги богатырей. Сила богатырей всегда крайне преувеличена. Например, Илья Муромец легко, как пёрышко лебединое, поднимает палицу весом в девяносто пудов и одним взмахом руки валит наземь целые полчища врагов. А богатырский конь Ильи Муромца скачет «выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего». Добрыня Никитич играет на гуслях в Киеве, а напев этот слышен в Царьграде.

Богатырь сталкивается с несметными полчищами недругов, которых «серому волку в три дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь».

И даже суффиксы играют большую роль в создании поэтического мира былин и определяют отношение сказителя к былинным героям. Уменьшительно-ласкательные суффиксы используются в именах любимых героев: Илюшенька, Добрынюшка, Алёшенька. А уничижительно-увеличительными суффиксами награждаются имена их противников: Идолище, Змеище.

Такими яркими и разнообразными художественными средствами созданы былины.

Главные действующие лица всех былин — русские богатыри. Каждый богатырь — это яркий и запоминающийся образ. У каждого из них есть своё имя и своя биография.

В былинном повествовании богатырь обычно предстаёт сначала как самый обыкновенный человек. На княжеском пиру, среди князей, бояр и купцов он не выделяется ни знатностью, ни богатством, ни особой силой. Но обязательно наступает момент, когда обнаруживается, что русский богатырь обладает фантастической силой, которая позволяет ему побеждать врагов.

Например, в одной из былин про Илью Муромца рассказывается, как Илья переоделся в платье нищего странника. Не узнал богатыря в таком обличье Идолище Поганое, раскричался, разгневался, выхватил острый меч, метнул в нищего. Тут Илья Муромец и показал свою силу — отрубил голову Идолищу Поганому.

Все ратные дела русских богатырей связаны с Киевом. Но родились и выросли они в разных концах Русской земли. Илья Муромец — под городом Муромом, в селе Карачарове, Добрыня Никитич — в Рязани, Алёша Попович — в Ростове.

У русских богатырей есть свой моральный кодекс. Они выступают в защиту слабых, несправедливо обиженных людей. Но иногда былинные богатыри предстают не только могучими, но и милосердными, даже к своим врагам. Они бывают доверчивыми и простодушными.

Вспомним былину о Добрыне Никитиче и Змее Горыныче. Побеждённый в первом сражении, Змей Горыныч просит у богатыря пощады и обещает не летать на святую Русь, а сам тут же нарушает своё обещание и похищает Забаву Путятичну.

Почему же Добрыня ему поверил? Потому что на Руси нарушение договора считалось большим позором и строго каралось. До наших дней дошла всем известная пословица, которая напоминает: «Уговор дороже денег». Добрыне и в голову не могло прийти, что Змей может не выполнить своего обещания. И даже когда богатырь уличил в этом врага, он предлагает Змею отдать девушку добровольно, чтобы избежать кровопролития. Но Змей отказывается. Тяжёлый бой длился три дня и три ночи, и тогда уже Добрыня окончательно расправился со злым Змеем.

В былинах Илья Муромец олицетворяет мудрость и жизненный опыт — он старший на богатырской заставе. Главные свойства Добрыни Никитича – образованность, воспитанность. Алёша Попович — самый молодой из богатырей. Его самые главные и яркие черты — сметливость, лукавство, ум.

Образ былинных богатырей

Богатыри — главные герои былин. Свои богатырские качества они проявляют в воинских подвигах во имя защиты родной земли. Былинный враг всегда жесток и безжалостен, он намерен уничтожить народ, его культуру. Но на страже Киева, Русской земли, её независимости и чести стояли богатыри.

Нет таких препятствий, которых бы не смогли одолеть богатыри. Им под силу не только истребление огромных войск врага, но и дела мирного характера. Например, Микула Селянинович пашет такое поле, что по нему надо ехать три дня, а соху Микулы не могут поднять тридцать воинов.

Русский богатырь стал воплощением идеала мужественного, отважного, честного, преданного Родине и народу человека.

На богатырской заставе

В былинах богатырская застава охраняет подступы к стольному граду Киеву. Иногда она находится на крутых горах, иногда — у синего моря. Но всё же обычное её место — в «чистом поле». Утром выходит Илья Муромец из шатра белополотняного, умывается водой ключевой, радуется солнцу красному и обозревает бескрайние просторы русские. И, кажется, что богатырская застава стоит в самом центре Руси, откуда глазам богатырей открывается весь мир. Не собирается ли кто нарушить покой русских людей? Не задумал ли кто из недругов злого дела?

Единственная цель богатырской заставы — оборонять Русскую землю, обходить её своим дозором. Во главе заставы стоит богатырь Илья Муромец. Есть у него помощники: богатырь Самсон Колыбанович, писарь, повар, богатырская дружина.

Сознание долга перед своей землёй сочетается у этих воинов с понятием чести, с чувством высокого достоинства. Богатыри всегда готовы к свершению великих подвигов. Они знают, что их предназначение — смело встречать любую опасность.

В былинах часто даётся какое-то указание, и защитники земли Русской следуют ему, не раздумывая о последствиях. Когда из нескольких возможностей богатырю даётся выбор, он, конечно же, всегда выбирает самый трудный и опасный для себя путь.

Можно привести в пример былину, рассказывающую о трёх поездках Ильи Муромца.

Вот едет Илья по чистому полю — ищет для себя дела ратного. Видит он камень на перекрёстке трёх дорог, а на камне — надпись: «По первой дороге поедешь — быть тебе убитому, по второй — быть тебе женатому, по третьей — быть тебе богатому».

Удивляется богатырь: зачем ему на склоне лет жениться и к чему ему богатство? Отправляется он по той дороге, где «убитому быть». Только такой выбор может сделать русский богатырь — выбрать дорогу опасную, на которой ждут его подвиги великие. Из дальнейшего повествования мы узнаём, что все три дороги вели любого человека к неминуемой гибели, но только не Илью Муромца. Ему предназначено уничтожить смертельные опасности на этих дорогах и сделать их для людей безопасными.

В этом и заключается смысл богатырских подвигов — устранять опасности, побеждать врагов, устанавливать на земле мир и порядок.

Старший былинный богатырь Илья Муромец

Много славных защитников у матушки Руси. Много непобедимых воинов на богатырской заставе. Воспели древние сказители их бесчисленные сражения и подвиги в песнях, сказаниях и легендах, сложили о них героические былины.

О сильном и справедливом Илье Муромце, старшем на богатырской заставе, сложено былин больше, чем обо всех других русских богатырях.

Илья Муромец — герой эпохи становления русского государства, поэтому главным делом всей его жизни было — охранять матушку Русь, причём, Русь единую, не раздробленную — не разделённую на множество мелких княжеств и уделов.

Илью в былинах и на картинах всегда изображают могучим и сильным, с седой бородой. Только однажды Илья предстаёт молодым — в былине о его чудесном исцелении. Правда, учёные утверждают, что эта былина была сложена гораздо позднее других. Илья Муромец был так любим народом! Всем хотелось узнать подробности: как прошло его детство, как приобрёл он свою богатырскую силу, как стал непобедимым.

Родился Илья Муромец под древним городом Муромом, в селе Карачарове. В детстве напала на мальчика чёрная хворь — отнялись у Ильи руки и ноги, не мог он и шагу ступить. Сколько ни лечили Илью, сколько ни просили родители исцеления у Бога, сколько ни молились, — ничего не помогало.

Так прошло ровно тридцать лет. Вырос Илья — лицом прекрасен, в плечах могуч, но неподвижен. Однажды постучал к нему в окно странник. Это был старик, он просил впустить его в дом. Отвечал ему Илья, что не может открыть дверь — ни руками, ни ногами не владеет. Но старик настоял на своём — встать Илью заставил. Поднялся Илья и увидел, что руки и ноги его стали послушными.

А добрый старичок просит воды принести. Испил старик воды сам, дал и Илье глоток. И, выпив той водицы, ощутил в себе Илья великую силу.

Много разных сказаний сложено о богатыре. Но во всех былинах об Илье Муромце всегда подчёркивается, что роду он был незнатного. Сказители обычно представляют его или крестьянским сыном, или старым казаком.

Из всех древнерусских богатырей он самый близкий к народу.

Во всех былинах Илья Муромец — настоящий исполин, справедливый, бескорыстный и храбрый. Всю жизнь провёл Илья Муромец в сражениях и подвигах ратных. А когда стал старым и уже не мог служить своему Отечеству, ушёл в Киево-Печерскую лавру и принял монашество. Там богатырь до самого своего смертного часа молился за святую Русь.

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Много подвигов во славу Руси совершил могучий и непобедимый богатырь Илья Муромец.

В одной из былин рассказывается, как отправился Илья в Киев к великому князю Владимиру. Ехал богатырь не в объезд лесов, а прямой дорогой и встретил путников, чудом бежавших из Чернигова. От них он узнал, что город Чернигов окружён несметными полчищами врагов, а жители готовятся к смерти, зная, что помощи ждать не от кого.

Дрогнуло сердце богатыря. Пережил Илья сам много горя, поэтому умел сочувствовать чужому. Поехал он в Чернигов, увидел врагов поганых, услышал их бранную речь. В ярости вырвал богатырь с корнем вековой дуб и, размахивая им, словно гигантской палицей, двинулся на вражеские полчища. Ни одного врага в живых не оставил, а потом снова отправился в Киев.

Дорога в Киев тоже оказалась нелёгкой. Пришлось Илье Муромцу преодолеть на пути много преград: перейти через болота топкие и леса непроходимые, переправиться через опасную речку Смородину с кипящей, словно в котле, водой.

Но вот на пути ещё одна опасность: Соловей-разбойник. Притаился он на вершине двенадцати древних дубов, сросшихся между собой. А кричал и свистел злой разбойник так громко, что всё живое вокруг содрогалось — звери, птицы и люди падали на землю замертво. Никто не мог проехать мимо этого места. Увидел Соловей-разбойник богатыря и засвистел жутким посвистом. От этого громкого свиста даже богатырский конь Ильи Муромца задрожал и упал на колени. А Илья вынул лук и пустил в злодея стрелу богатырскую. И была та стрела весом в целый пуд. Упал разбойник с дерева, как сухой лист. А славный богатырь привязал его к своему стремени и повёз в Киев на княжеский суд.

В те далёкие времена пение соловьёв не сулило проезжим людям ничего хорошего — все знали, что с помощью пересвиста общаются между собой в лесу отряды грабителей. «Соловьями» на Руси тогда называли разбойников. Судя по этой былине, Илья Муромец прославился тем, что очистил Черниговские дороги от таких «соловьёв».

Богатырь Илья Муромец был мудр, справедлив и рассудителен. Он никогда не совершал насилия там, где можно было обойтись без кровопролития, и часто щадил своего противника. Так случилось и в известной былине о том, как Илья Муромец избавил Царьград от Идолища Поганого.

Победа Ильи Муромца над Идолищем Поганым

Шёл как-то Илья Муромец по чистому полю и повстречался с каликой перехожим (нищим странником). Рассказал он богатырю, что в Царьграде засел во дворце у князя великан — страшное Идолище Поганое. Когда Илья узнал, какие бесчинства творит Идолище Поганое, как издевается над христианами, охватила его настоящая ярость. Но русский богатырь не дал своей ярости распалиться — он решил взять врага хитростью.

Поменялся Илья Муромец одеждой с каликой перехожим и отправился пешком на встречу с жестоким Идолищем. Под нищим рубищем невозможно было узнать прославленного русского богатыря. Идолище подумал, что легко справится с «убогим странником». Но только размахнулся он мечом своим, как Илья сорвал с себя шапку и бросил её в Идолище, словно тяжёлый камень. Тут и рухнул Идолище Поганое, чтобы уже никогда не подняться — никогда не топтать Русскую землю, не издеваться над русскими людьми.

Сколько гордости звучит в этой старинной былине! Древний сказитель поёт о любви к родной земле, восхищается могучим и непобедимым русским богатырём.

Славный русский богатырь Добрыня Никитич

Добрыней Никитичем звали и реального человека, и былинного героя.

Настоящий Добрыня Никитич, ставший прообразом былинного богатыря, был воеводой великого князя Киевского Владимира Красное Солнышко. По некоторым историческим документам, он участвовал в походе князя Владимира на Волжско-Камскую Булгарию в 985 году. Затем Добрыня Никитич правил в Новгороде как посадник князя и насильно крестил новгородцев.

У былинного богатыря Добрыни Никитича биография гораздо поэтичнее. В былинах его называют сыном именитого рязанского боярина Никиты, который рано умер. Воспитывала Добрынюшку мать, Мамелфа Тимофеевна. Она сумела вырастить хорошего сына. По всему Киеву о Добрыне слава шла: он и пригож, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет людям на радость, и умное слово скажет. Да и нрав у Добрыни спокойный, ласковый. Все любили милого Добрынюшку.

Стал молоденький Добрынюшко Микитинец

На добром коне в чисто поле поезживать,

Стал он малых змеёнышей потаптывать.

Так былинный певец рассказывал, что в глубине России, в Рязани, подрастает богатырь, которому суждено избавить родную землю от злых недругов.

И вот попрощался Добрыня с матерью, оседлал коня и поехал в чистое поле искать удалых молодецких подвигов. Былина рассказывает, как на охоте с ним происходит первое богатырское приключение — встреча со Змеем Горынычем.

Добрыня Никитич, как и Илья Муромец, и Алёша Попович, — сильный и могучий богатырь. Он отважный и непобедимый защитник земли Русской. Но у этого богатыря есть и свои, только ему присущие черты. Добрыня образован и вежлив, он знает, как в палату войти, как кого приветствовать, как вести себя за столом. «Добрынюшка знает, как речь вести, как себя блюсти», — говорится в древней былине. Его зовут, когда необходимо уладить какое-то деликатное дело или примирить ссорящихся. Славный и могучий богатырь Добрыня Никитич незаменим в переговорах с иноземцами — он всегда достойно выступает от имени всей Руси.

Добрыня Никитич и Змей Горыныч

В двенадцать лет совершил свой первый подвиг Добрыня Никитич — победил Змея Горыныча. Когда уходил юный богатырь из дома, матушка дала ему наказ: стороной обходить Пучай-реку. Но Добрыня не только не погиб в опасной реке, но и непобедимого дракона одолел.

В былине рассказывается, что жил тот страшный дракон в горах и стерёг взятых в плен православных христиан. Своё поганое логово Змей Горыныч устроил на Сорочинской горе. Подрастали у него там маленькие змеёныши.

Под образом страшного, пышущего огнём чудовища имелись в виду враждебные племена, которые совершали набеги на русские земли и уводили людей в плен. Историки пред — полагают, что в этой былине речь идёт о кочевниках-половцах, символом (тотемом) которых был змей. В русских летописях часто встречается сравнение половцев с летающим змеем.

А Пучай-река, куда прилетал Змей Горыныч на водопой, — это приток Днепра в Киеве. В старину эта река была полноводной, а в былине она обрела необыкновенный сказочный образ. Характер у бурливой Пучай-реки свирепый, а воды её огненными искрами рассыпаются и, шипя, в дым превращаются. А средняя волна этой коварной реки, как стрела, бьёт насмерть.

Здесь, на Пучай-реке, и встретился Добрыня Никитич со страшным змеем. Вот мчится на богатыря свирепое чудовище. У него семь голов и семь хвостов, сверкают его когти железные, а крылья у него — огненные. Красное пламя пышет у дракона из ноздрей, а из ушей дым валит. Кажется, что нет спасения русскому богатырю. Но Добрынюшка снимает с груди мешочек. В этом мешочке, что матушка с собой в дорогу дала, горсть родной земли. Со всей силой богатырской метнул Добрыня мешочек в глаза Змею Горынычу. Застонал змей, свалился на землю, взмолился о пощаде.

Молод и доверчив Добрыня Никитич — поверил богатырь лживым обещаниям Змея больше не обижать людей русских, пощадил врага. Едет богатырь в Киев к князю Владимиру, а Змей впереди него туда же мчится. Налетел Змей Горыныч на широкий княжеский двор, схватил племянницу князя Владимира Забаву Путятичну и унёс в своё логово.

Въезжает Добрыня в ворота, а во дворе княжеском плач да стон стоит. Просит князь Добрыню вызволить Забавушку из плена Змея Горыныча. Помчался Добрыня на Сорочинскую гору. Он безжалостно потоптал змеёнышей у поганого змеиного логова.

— Продержись, богатырь, ещё немного — и поборешь силу нечистую!

Так и вышло. Победил Добрыня Никитич Змея Горыныча, отрубил все его поганые головы. И освободил богатырь множество русских пленников. Но где же Забавушка? А Забаву Змей Горыныч приковал золотыми цепями к стене самой дальней пещеры. Освободил Забаву Путятичну Добрыня Никитич, посадил её на коня и отправился с победой и славой в стольный град Киев, к князю Владимиру Красное Солнышко.

Не правда ли, эта древняя былина очень похожа на всем известную русскую сказку? Добрыня Никитич так же, как герой сказки, бьётся с чудовищем и освобождает из плена красавицу. Но в былине богатырь не только совершает подвиги, он спасает множество людей, исправно служит князю — совершает высокий подвиг во имя земли Русской.

Славный богатырь Алёша Попович и Тугарин Змеевич

Алёша Попович известен в русских былинах тем, что он часто побеждал врагов не силой, а хитростью. Об этом богатыре сложено гораздо меньше былин, чем об Илье Муромце и Добрыне Никитиче. Зато ему древнерусские сказители посвятили множество духовных стихов.

У Алёши Поповича было два прототипа. Первый из них, Александр Попович, служил великому князю Владимиру Мономаху. За ним числилось много славных подвигов. Второй прототип — тоже Александр Попович — был героем известной битвы с монголо-татарами в 1223 году на реке Калке и погиб там с другими воинами за любимую Русь.

Самый древний русский былинный сюжет сохранился в сказании «Алёша Попович и Тугарин Змеевич».

Само имя змея Тугарина означало горе, печаль и обиду. Былинный Тугарин — обидчик и злой угнетатель. Но и у него есть исторический прототип — это половецкий хан Тугоркан.

Рассказывается в былине, как поехал однажды Алёша Попович в стольный град Киев и взял с собой названого брата своего — доброго молодца Екима Ивановича. Прибыли они на княжеский двор. Владимир Красное Солнышко их встречает, на пир приглашает.

Сидит Алёша Попович за дубовым столом, а двенадцать могучих богатырей на золотой доске вносят Тугарина Змеевича и сажают его на почётное место — рядом с княгиней Апраксой.

Начали разносить кушанья сахарные. Видит Алёша Попович, что Тугарин ведёт себя за столом неучтиво: хлеб по целой ковриге проглатывает, чашу мёда в полтора ведра за раз выпивает, над князем насмехается — целует княгиню Апраксу в сахарные уста.

Разозлился богатырь. Три раза Алёша Попович бросал вызов нахалу. Каждый раз чернел от обиды и злости Тугарин, а потом метнул в Алёшу булатный кинжал — принял вызов богатыря. Побился Алёша Попович об заклад на свою буйную голову, что одолеет Тугарина.

В чистом поле, на Сафат-реке, назначили они поединок. Всю ночь не спал Алёша Попович — молился Богу, чтобы пошёл дождь и размокли крылья Тугарина.

Умение Алёши Поповича обхитрить врага подчёркивается во всех былинах. Сметливость, лукавство, ум — самые главные и яркие черты этого богатыря.

Что рассказала древняя былина о новгородском купце Садко

Жил-поживал в Великом Новгороде юноша по имени Садко. Не было у него ни теремов белокаменных, ни лавок с дорогими товарами, ни кораблей белопарусных. Одно богатство у Садко — гусли звонкие да голос дивный.

Вот однажды сидел Садко на берегу Ильмень-озера, играл на своих гусельках яровчатых и пел печальную песню. Его голос был так прекрасен, что замолкли в округе птицы — устыдились своего пения, и даже деревья замерли — застеснялись своего шелеста.

И тут в озере вода заволновалась. Расступились волны, и вышел из них царь морской. Ему так понравилось пение Садко, что очень захотелось чем-нибудь наградить доброго молодца. И тогда морской царь велел Садко идти к богатым купцам и поспорить с ними на всё их богатство, что живёт в Ильмень-озере чудо-рыба с золотым пером. Обещал морской царь закинуть в рыбацкие сети эту удивительную рыбу.

Пошёл Садко на городскую площадь, стал рассказывать купцам про чудо-рыбу. Заключили они уговор: если выловит Садко волшебную рыбу, отдадут ему купцы свои лавки с дорогими товарами. Закинул Садко невод в озеро и вытащил чудо-рыбу с золотым пером. Пришлось купцам отдать обещанное. Так стал Садко богатым купцом, поселился в палатах белокаменных. Теперь у него было всё: и дорогая одежда, и богатые товары, и быстрые корабли.

Прошло двенадцать лет. И вот однажды нагрузил Садко свои корабли товарами и поплыл в страны заморские. Но в море налетел на корабли страшный ураган. Решил Садко, что это морской царь на него гневается. Взял он свои гусли, сошёл с корабля и очутился на дне морском — в подводном царстве. Красиво здесь! Подводные царские палаты увиты водорослями причудливыми, украшены камнями драгоценными. В одной из палат увидел Садко горы жемчуга морского, в другой — серебро, золото и дорогие товары с потопленных кораблей. А в третьей палате сам царь морской на троне восседает, просит Садко сыграть ему на гуслях.

Слушали его и царь, и царица морская, и рыбы разноцветные, и русалочки, и царевны морские. Всех покорил Садко своей игрой и дивным пением. Но ждёт его нелёгкое испытание. Желает царь женить его на своей дочери. Но жениться на морской царевне — значит, навсегда остаться в подводном царстве.

Не может согласиться с таким условием Садко. Но как вернуться на землю? В разных вариантах былины есть и разные концовки этой истории. Чтобы вернуться домой, среди трёхсот девушек-красавиц, водящих хоровод, Садко должен был выбрать только одну, и он выбирает земную девушку Чернавушку. В одном из вариантов былины этот выбор помогает ему сделать святой Николай.

Сюжет о пребывании Садко у морского царя очень древний — он относится к тому времени, когда люди ещё верили в существование хозяев разных стихий и старались наладить с ними добрые отношения.

Достоверные черты времени, отразившиеся в былине «Садко»

Былина о приключениях Садко — одна из самых древних. Она была известна людям ещё до принятия христианства. Это видно даже по её содержанию. Морской царь относится к новгородскому доброму молодцу не с враждой, не со злобой или завистью, а наоборот, восхищается его игрой на гуслях и дивным пением и желает вознаградить за прекрасный талант. В более поздние времена такого быть не могло — с принятием христианства всех водяных, русалок и прочих духов стали считать нечистью, и в русском фольклоре они изображались злыми и безобразными.

Имя Садко — историческое. О богатом купце Садко, который жил в Великом Новгороде в ХII веке, рассказывают новгородские и псковские летописи. Этот человек оставил о себе добрую память: построил в 1167 году первый в Нов — городе каменный храм во имя святых Бориса и Глеба. Былина тоже рассказывает о Садко, построившем каменный храм во имя Николая Чудотворца. Этот святой был покровителем моряков и много раз спасал их от неминуемой гибели.

Историки считают, что древний Великий Новгород отражён в былине очень достоверно. Мы узнаём о жизни новгородцев, их обычаях, развлечениях и основных занятиях. Из былины видно, что одним из главных промыслов древнего Новгорода был рыбный промысел. Былинные сказители донесли до нас множество самых разных подробностей: как устроен корабль, как моряки пережидали полное безветрие — корабли недвижимо стояли целыми неделями. Былины рассказывают о красоте Ильмень-озера, о шумной торговле на городской площади, о строительстве соборной церкви.

Современным читателям очень интересны и дороги все эти детали. Они, как ниточка из прошлого нашей Родины, связывают нас с далёкими предками, помогают разделить их чувства, понять их переживания.

Микула Селянинович — собирательный образ русского земледельца

Былины обычно воспевают воинские подвиги богатырей. Микула Селянинович — особый былинный герой. Это легендарный пахарь, земледелец. Прозвище Селянинович образовано от существительного село. Оно указывает на то, что Микула — сельский житель. Он оратай — так в старину называли пахарей. Микула Селянинович олицетворяет крестьянскую силу — силу русского народа. О нём сложено много сказа-ний.

В одной из былин он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Когда тот не справился с за — данием, Микула Селянинович поднимает сумку одной ру — кой и объясняет, что в ней находится «вся тягость земная» и поднять её под силу только мирному, трудолюбивому пахарю.

Во всех былинных сказаниях это умный, неимоверно сильный, но не использующий свою силу во зло человек. Именно на нём, а не на воинах, держится Русь-матушка.

Народная любовь к богатырю-пахарю проглядывает даже в описании внешности Микулы:

А у оратая кудри качаются,

Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.

У оратая глаза да ясна сокола,

А брови у него да чёрна соболя.

Так же поэтично и подробно описывается нарядная одежда, в которой вышел богатырь в поле: сафьяновые сапожки, шляпа пуховая, бархатный кафтанчик. Для Микулы Селяниновича любимая работа — праздник.

Все былины складывались простым трудовым народом. И, конечно, через былинные песни сказителям очень хотелось показать не только ратные подвиги богатырей, но и красоту, величие человека, который занимается повседневным крестьянским трудом.

Сравнительная характеристика Вольги и Микулы Селяниновича

В былине о князе Вольге Всеславьевиче и пахаре Микуле Селяниновиче сравниваются и сопоставляются эти два богатыря. В ком же из них больше достоинств?

Князь Вольга получил от своего дяди, великого князя Владимира, три города и отправился туда со своей храброй дружиной, чтобы получить дань. Выехали они в чисто поле и услыхали песню оратая за работой на пашне:

Сошка у оратая поскрипывает,

Омешики по камешкам почирикивают.

Больше двух дней добирался Вольга до Микулы после того, как услышал его голос и скрип сохи — вот каким могучим богатырём был этот оратай!

Но это преувеличение использовано в былине не только для того, чтобы показать богатырскую силу пахаря. Гипербола подчёркивает, каких колоссальных усилий требует от человека его главный труд — обработка земли. И, конечно же, этим средством выражается гордость за могучих в работе землепашцев.

Целое войско Вольги пытается вытащить из земли соху, с которой легко управляется Микула Селянинович. Когда Вольга и Микула соревнуются в силе, землепашец побеждает всю княжескую дружину. Уважением к Микуле проникается князь Вольга. Он удивлённо спрашивает: «Кто же ты?» Микула отвечает, что он обычный крестьянин, пахарь, который кормит хлебом всю матушку Русь.

Былинный князь Вольга тоже не прост: он и силён, и умён, и славен. К тому же обладает волшебной мудростью, колдовской силой — может обращаться в птиц, рыб, зверей. А обернувшись птицей или зверем, Вольга не теряет свою необыкновенную богатырскую силу.

О Вольге былины рассказывают три интересные истории: о чудесном рождении этого богатыря, о его походе в Индейское царство (в Турец-землю) и о его встрече с пахарем Микулой Селяниновичем, превзошедшим его в «хитростях-мудростях».

Если сравнивать этих двух былинных богатырей, то мы видим, что Вольга во всём проигрывает. Даже конь Вольги уступает в быстроте кобыле Микулы. Сила всей княжеской «дружинушки хороброй» ничтожна в сравнении с силой Микулы Селяниновича. В былине князь Вольга признаёт превосходство Микулы и приглашает его в товарищи.

Описание в былинах внешнего облика, одежды и работы Микулы Селяниновича

С большой любовью и восхищением изображён Микула Селянинович во всех известных былинах о нём. Интересно использованы средства художественной выразительности и в портрете, и в описании одежды этого богатыря.

Красив богатырь-землепашец: кудри у него жемчужные, глаза ясные, брови густые и чёрные:

А у оратая кудри качаются,

Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.

У оратая глаза да ясна сокола,

А брови у него да чёрна соболя.

Скачен жемчуг — значит, отборный жемчуг, круглый, ровный. Любуется Микулой Селяниновичем народный сказитель — много ярких и красивых эпитетов и сравнений для этого нашёл!

Подробно, в деталях описывается одежда могучего пахаря. Сапожки у Микулы сшиты из сафьяна — из мягкой эластичной козлиной кожи: у оратая сапожки зелен сафьян, шилом пяты, носы востры, около носа хоть яйцо прокати, под пяту воробей пролетит. Каблуки (пяты) сапожек сравниваются с шилом — они тонкие и острые, как шило. Если под его пяту воробей пролетит, значит, его каблуки не только тонкие, но и очень высокие. А носы у сапожек такие ровные и гладкие, что можно яйцо прокатить. Вот каким нарядным мы видим вышедшего в поле оратая — он оделся как на праздник! А всё потому, что древний сказитель умело подобрал много замечательных эпитетов и сравнений.

В былине дано описание работы оратая в поле.

Как орёт в поле оратай — посвистывает,

А бороздочки он да помётывает,

А пенья-коренья вывёртывает,

А большие-то каменья в борозду валит.

Мы находим подробное описание каждой детали:

Сошка у оратая кленовая,

Омешики на сошке булатные,

Присошечек у сошки серебряный,

А рогачик-то у сошки красна золота.

Если современный человек захочет разобраться в этих подробностях, получится вполне определённая картина: на кленовой сохе пахаря есть металлические наконечники (омешики), которые сделаны из самого крепкого металла — из булата; при сохе есть серебряный присошечек — лопатка для отворота земли, а сама рукоятка у сохи (рогачик) сделана из золота. Какое яркое описание получается!

И, конечно же, почти в каждом предложении встречаются постоянные эпитеты: чистое поле, синие моря, тёмные леса, ракитовый куст, дружинушка хоробрая. С их помощью можно ёмко и кратко показать и охарактеризовать всё что угодно. Например, когда мы встречаем сочетание добрый конь, сразу понимаем, что конь у богатыря Микулы — очень сильное, умное, выносливое и преданное животное.

У оратая кобыла соловая,

Гужики у неё да шелковые.

Соловая кобыла — это лошадь светло-коричневой масти, хвост и грива у которой белого цвета. Микула на своей кобыле «пенья-коренья вывёртывает», а большие каменья не объезжает стороной, как это обычно делают крестьяне, а валит их в борозду вместе со вспаханной землёй, словно и не замечает их. Красиво работает оратай — любуется его трудом былинный рассказчик. Все художественные средства выразительности в былине подчёркивают его любовь и уважение к могучему былинному богатырю.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *